Динамика ценностных ориентаций и установок курсантов военных образовательных организаций
Карлова Екатерина Николаевна - канд. социол. наук, доцент, ст. науч. сотрудник. E-mail: [email protected]
Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, Воронеж, Россия
Адрес: 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54а
Аннотация. Статья посвящена проблемам трансформации отношения россиян к военной службе в течение последнего десятилетия, а также вопросам динамики мотивационно-ценностной сферы, курсантов военных образовательных организаций в процессе обучения. На основе анализа научной литературы., данных опросов общественного мнения и собственных исследований автор делает вывод о восстановлении престижа военной профессии, повышении социально-экономического статуса военнослужащих, укреплении уверенности курсантов в правильности выбора профессии. Среди мотивов поступления в военную образовательную организацию на протяжении всего периода наблюдений доминируют военно-профессиональные мотивы. Система ценностных координат курсантов также остаётся стабильной, они в целом гордятся службой в Вооружённых силах и разделяют нормы и ценности военной службы. Применение анализа соответствий позволило автору выявить связь между различными мотивами и ценностями и измерить степень близости между курсантами разных курсов в мотивационно-ценностном пространстве. Автор делает вывод о последовательной трансформации системы мотивации курсантов по мере взросления. Первокурсников в большей степени привлекают прагматичные, материальные преимущества военной службы. Второй, третий и четвёртый курсы занимают промежуточную позицию, на этом этапе происходит процесс переосмысления профессионального выбора. У выпускников в наибольшей степени сформирована военно-профессиональная напраблен-ность, наибольшую ценность для них представляет интерес к выбранной военно-учётной специальности.
Ключевые слова: военные образовательные организации, военная социология, курсанты, социальные установки, профессиональная мотивация, ценностные ориентации, военная профессия
Для цитирования: Карлова Е.Н. Динамика ценностных ориентаций и установок курсантов военных образовательных организаций // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 5. С. 152-159.
Особенностью военного образования является система заказа на специалистов от органов военного управления и обязательство распределения выпускников, то есть имеет место целевая подготовка и закрытый рынок воинского труда. Ключевой проблемой военного образования является, таким образом, привлечение и отбор абитуриентов, имеющих высокий уровень мотивации к службе, готовых не только освоить учебную
программу, но и интериоризировать воинские ценности и традиции, вести особый образ жизни, разделять риски военной службы.
В центре внимания данной статьи находятся вопросы эволюции ценностных установок россиян по отношению к военной службе, а также динамика мотивационно-ценност-ной сферы курсантов в процессе обучения. Исследование исходит из предпосылки, что
социальный престиж военной профессии оказывает влияние на привлекательность и популярность военных специальностей для абитуриентов и их родителей. Модифицируется ли при этом структура социальных установок по отношению к военной профессии и как варьируются мотивы и ценностные ориентации курсантов в процессе обучения? Эти вопросы легли в основу ряда авторских исследований мотивационно-ценностной сферы курсантов учебных заведений Военно-воздушных сил (ВВС) с 2008 по 2017 гг.1
Престиж военной службы
Исследования 1990-2000-х гг. демонстрировали низкий уровень престижа военной службы и бедственное положение офицеров. Служба в армии, по данным социологических опросов, была малопривлекательной: 50% респондентов (офицеров и прапорщиков) утверждали, что престижа военной службы в российском обществе просто нет, а ещё 37% полагали, что его уровень ниже среднего [1]. В 1994-2004 гг. из Вооружённых сил России досрочно уволились около 230 тысяч офицеров. Среднегодовая убыль офицеров более чем в два раза превышала нормативную. С 2001 г. число досрочно уволенных составило более 75% от общего количества офицеров, покинувших Российскую армию [2, с. 37]. Социологами отмечались такие негативные явления в офицерской среде, как ориентация значительной части офицерского состава на утилитарно-прагмати-
1 Исследования проведены с использованием метода анкетирования курсантов в 2008 г. ^ = 263), 2009 г. ^ = 226) и 2011 г. ^ = 161) на базе Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков, в 2013 г. ^ = 470) на базе ВУНЦ ВВС «ВВА», в 2017 г. ^ = 1017) на базе ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Сызрань, Самарской обл.), филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Челябинск), Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова.
ческие ценности в своей профессиональной деятельности, незаинтересованность в обучении и воспитании подчинённых, отсутствие стремления к профессиональному и личностному самосовершенствованию [3, с. 122-123].
В настоящее время можно констатировать восстановление авторитета военной профессии. Основанием таких изменений стала военная реформа, в ходе которой был взят курс на формирование нового облика Вооружённых сил. Значительно увеличился размер денежного довольствия военнослужащих, сократилась очередь нуждающихся в жилье, предприняты шаги по обновлению материально-технической базы, модернизации вооружения и военной техники, активизировались боевая подготовка, учения, информационная поддержка реализуемой политики. Как результат, сегодня происходит формирование положительного имиджа Вооружённых сил. Несмотря на ряд непопулярных мер, таких как сокращение численности, расформирование и передислокация воинских частей, опросы общественного мнения за последнее десятилетие демонстрируют серьёзное укрепление доверия россиян к Вооружённым силам, повышение престижа военной службы, рост социального статуса военнослужащих. По данным ВЦИОМ, в 2008 г. деятельность Российской армии одобряли 56% россиян, в 2016 г. - уже 83%, а в 2017 г. - 89,8%2. Если в 2005 г. 57% россиян относили офицеров Вооружённых сил к категории людей с достатком ниже среднего уровня или даже к бедным, то в 2010 г. большинство опрошенных уже считали офицеров людьми среднего класса3. На фоне общего экономического кризиса в 2016 г. военнослужащие стали восприниматься как люди с достатком выше среднего или
2 Деятельность общественных институтов. URL: https://wciom.ru/news/ratings/odobrenie_ deyatelnosti_obshhestvennyx_mstitutov/
3 База результатов опросов россиян «Архивариус» ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/database/ baza_rezultatov_oprosa_s_1992_goda/
даже богатые. В том же году зафиксирован исторический максимум доли тех, кто хотел бы видеть своих родных и близких в рядах Вооружённых сил России4. Военное руководство заявило об отсутствии проблемных вопросов с комплектованием первых курсов по количественному составу и по уровню знаний абитуриентов. Средний конкурс составил: у юношей - 4 чел. в командные вузы Сухопутных войск, более 6 чел. - на место в ВДВ, 9-11 чел. - в Военно-медицинскую академию и Военную академию МТО; у девушек - 11 чел. на место [4].
Итак, рост социального статуса военной профессии оказывает положительное влияние на уровень привлекательности военно-учётных специальностей среди абитуриентов. Однако в процессе социализации в военной образовательной организации изначальные установки и ценностные ориентации молодых людей относительно будущей профессии претерпевают значительную трансформацию. Это связано с влиянием множества факторов. Согласно Федеральному закону образование представляет собой единый процесс воспитания и обучения и включает в себя формирование, помимо совокупности знаний, умений, навыков, также ценностных установок5. Военное образование в наибольшей степени отвечает данному обстоятельству благодаря особой воспитательной среде военной организации. Специфика профессиональной социализации курсантов в военном вузе состоит в её закрытости по отношению к внешней среде, императивности норм военной организации; обязательности исполнения требований согласно приказу, в сочетании обучения и службы одновременно, ограниченности свободы действий во времени и в пространстве,
4 Образ российской армии. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3311. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=116078
5 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/
системе самоподготовки под руководством командира [5]. Социологические исследования демонстрируют различия военной и гражданской молодёжи, связанные с этими особенностями. Так, чувство принадлежности к профессии военнослужащего, готовность и желание служить сформированы в наибольшей степени у курсантов военного вуза, далее - у курсантов учебных военных центров и в наименьшей - у студентов военных кафедр [6]. Зарубежные исследования демонстрируют усиление воинской идентичности в процессе учёбы в военной академии [7], трансформацию ценностей в процессе обучения [8]. В результате военной социализации курсанты воспринимают себя как особую группу, корпорацию, разделяющую более консервативные взгляды по сравнению с либеральной гражданской молодёжью [9].
Профессиональная социализация курсантов в военном вузе является целенаправленным и управляемым процессом, поскольку в конечном итоге тип и уровень мотивации выпускников оказывают влияние на качество исполнения ими своих обязанностей по обеспечению обороноспособности страны в меняющейся социально-политической и экономической обстановке.
Трансформация установок по отношению к военной службе курсантов
Сравнительный анализ результатов авторских исследований отношения курсантов к военной службе позволил обнаружить некоторые изменения в период с 2008 по 2017 гг. Как видно из рисунка 1, за восемь лет уверенность респондентов в правильности выбора профессии укрепилась, значительно снизилась доля курсантов, которые ставят под сомнение свой первоначальный выбор. Среди мотивов поступления в военную образовательную организацию на протяжении всего периода наблюдений доминируют военно-профессиональные: овладение интересной профессией, желание исполнить воинский долг перед Родиной, возможность работать с военной техникой,
Рис. 1. Оценка возможности повторного выбора военной или гражданской профессии курсантами (в %)
возможность проявить мужество и героизм в экстремальных условиях, формирование ценных личных качеств, желание сделать карьеру офицера. Отношение к профессии военнослужащего у 60% курсантов за время обучения улучшилось, негативные оценки варьируются в пределах 5-10% в разные периоды исследования.
К 2016 г. снижается актуальность мотива «бесплатное получение высшего образования» и возрастает значение «гарантированного трудоустройства». Можно предположить, что в условиях экономического кризиса и сокращения возможностей рынка труда преимущественно целевая подготовка становится конкурентным преимуществом военных образовательных организаций. Сохраняет актуальность объяснение военных социологов А.К. Дегтярева и Е.Ю. Литви-ненко (2003 г.): в отличие от гражданских сверстников, ориентированных на рыночные модели жизненного пути и рискогенную интеграцию в общество, курсанты рассчитывают на предсказуемую социальную карьеру и достижение социальной зрелости, что связано как раз с поступлением в военный вуз [10]. Действительно, несмотря на режим интенсивной службы, совмещение учёбы с выполнением воинских обязанностей, с по-
вышенной правовой ответственностью, военная служба привлекает молодых людей стабильностью занятости и социальной защищённостью.
Значительную трансформацию претерпевают оценки курсантами изменения отношения государства к армии. Как видно из рисунка 2, пик социальной напряжённости пришёлся на 2011 г. в связи с начавшимися реформами министра обороны А.Э. Сердю-кова, сокращением армии, приостановлением набора в военные вузы на фоне низкого уровня жизни и слабых темпов реализации социальных гарантий на жильё. С 2012 г. позитивные оценки курсантами отношения государства к армии начинают расти, в 2016 г. они почти единодушны во мнении, что отношение государства к армии изменилось в лучшую сторону. Система ценностных координат курсантов остаётся стабильной на протяжении всего периода измерений. Респонденты в целом гордятся службой в Вооружённых силах и разделяют нормы и ценности военной службы. Наблюдается постепенное уменьшение доли согласных с утверждением «Я предпочитаю служить в мирных условиях», что можно объяснить укреплением уверенности в боеспособности армии.
2008 2009 2011 2013 2016
Рис. 2. Динамика оценок курсантами изменения отношения государства к армии за последние три года (в %)
Динамика мотивационно-ценностной
сферы курсантов в процессе обучения
Мотивы к военно-профессиональной деятельности формируются постепенно, через прохождение ряда этапов или стадий, среди которых нас особенно интересуют стадия выбора профессии и стадия профессионального обучения. На первом этапе складывается интерес к содержанию будущей деятельности, происходит осознание профессионального призвания, возникает стремление войти в определённую профессиональную общность, формируются профессиональные ожидания. Период профессионального обучения включает адаптацию, приспособление личности к профессии, здесь происходит уточнение профессиональных притязаний, намечается принятие роли профессионала.
Одной из задач исследования 2016 г. было выявление различий в мотивационно-цен-ностной системе курсантов разных курсов. С целью анализа взаимосвязи между различными мотивами и ценностями, поиска латентных факторов и измерения близости между курсантами разных курсов в мотива-ционно-ценностном пространстве, а также визуализации мотивационно-ценностных различий был использован метод анализа
соответствий (correspondence analysis). За основу анализа была взята таблица сопряжённости, в строках которой располагаются тезисы о мотивах поступления в военный вуз и военно-профессиональных ценностях, а в столбцах - курсы. В результате получилось трёхмерное пространство, в котором три оси объясняют 96,5% дисперсии ответов (64,8%, 20,2% и 11,5% соответственно). Поскольку визуально лучше воспринимается двухмерное пространство, на рисунке 3 представлено мотивационно-ценностное пространство по двум осям с наибольшими показателями инерции. Полюса горизонтальной оси, вносящей наибольший вклад в общую инерцию, названы нами «военно-профессиональная ориентация» и «гражданская ориентация». Полюса вертикальной оси получили наименования «конформизм и престиж военной службы» и «отсутствие престижа военной службы». Третья ось, объясняющая 11,5% инерции, имеет полюса «маскулинность» и «отсутствие призвания к службе».
Как видно из рисунка 3, курсанты первого и пятого курсов существенно отличаются друг от друга и от средних курсов по мотивации к службе и отношению к значимым составляющим военной профессии. Перво-
отсутствие престижа военной службы
быть
♦ военнослужащим-не престижно
нет призвания к службе
военная династия
интерес« профессии
♦
важно ^ботать по военно-проф, ^ нурС специальности ориентация ф ф
готовность воеват гордость за службу
_ 2 курс случайное стечение
обстоятельств КУРС Зкурс востребованная на гражданке стабильность "ец^^ность
гражданская ориентация
не проходить^военну! службу ло призыву
га рангированное^рудоустройство
престиж военного^брэзовэния
подчиняться приказам ♦ ♦
высокий уровень зарплаты бесплатное высшее образование
X курс
конформизм, престиж военной службы
Рис. 3. Расположение курсантов разных курсов в мотивационно-ценностной системе координат (результаты анализа соответствий)
курсников в большей степени привлекают прагматичные, материальные преимущества военной службы: получение бесплатного высшего образования, высокий уровень оплаты воинского труда, гарантированное трудоустройство в Вооружённых силах. В то же время первокурсники, только начинающие интегрироваться в военную корпорацию, демонстрируют наибольший уровень конформизма и приверженности внешним атрибутам военной службы: для них большую ценность представляет ношение военной формы одежды и подчинение приказам командиров.
В процессе учёбы, уже начиная со второго курса, изначальные представления о военной службе претерпевают существенную трансформацию. Можно предположить, что наступает период мотива-ционно-ценностной дезориентации, когда курсанты в наибольшей степени испытывают разочарование, подвергают сомнению правильность профессионального выбора. Второй, третий и четвёртый курсы занимают промежуточную позицию, ближе к
гражданской ориентации, но постепенно перемещаются в направлении военно-профессиональной ориентации.
У выпускников в максимальной степени сформирована военно-профессиональная направленность, наибольшую ценность для них представляет интерес к выбранной военно-учётной специальности, они испытывают большую гордость за службу в Вооружённых силах и выражают готовность воевать за свободу и независимость России.
По третьему измерению с полюсами «маскулинность» и «отсутствие призвания к службе», третий и четвёртый курсы располагаются ближе к первому полюсу, который характеризуется тезисами «настоящий мужчина обязательно должен отслужить в армии» и «я хочу испытать себя, приняв участие в боевых действиях». Курсанты других курсов располагаются ближе к центру данной оси, то есть суждение об отсутствии призвания к военной службе не находит большой поддержки у курсантов. Аналогично на рисунке 2 можно заметить, что верх-
няя часть системы координат пустует, поскольку курсанты не разделяют однозначно негативного отношения к военной службе.
Выводы
Как показало проведённое исследование, за последнее десятилетие престиж военной службы в российском обществе значительно укрепился. Несмотря на рост интереса абитуриентов к военным специальностям и расширение набора в военные образовательные организации, структура мотивов поступления в военный вуз и система ценностных ориентаций курсантов остаются достаточно стабильными. Динамичность мотивационно-ценностной системы курсантов проявляется в процессе получения ими военного образования, когда установки по отношению к военной профессии изменяются и преобразуются.
Имеет место последовательная трансформация мотивационно-ценностной системы курсантов по мере взросления. Происходит распад идеализированных представлений о военной профессии и формирование реалистичного взгляда на военную службу. В ходе исследования выявлены существенные различия между курсантами разных курсов, позволяющие говорить о нескольких типах мотивации - качественных показателях отношения к учёбе и будущей профессии, выраженных в особенностях мотивации к приобретению и совершенствованию профессиональных навыков и в устойчивом желании продолжить военную службу.
Литература
1. Бурда С.М. Престиж военной службы // Социологические исследования. 1999. № 12. С. 63-69.
2. Половнев А., Юрченко Ю. Военно-профессиональная ориентация молодых офицеров // Ориентир. 2004. № 12. С. 36-42.
3. Веремчук В.И, Крутилин Д.С. Имидж командира Вооруженных сил Российской Федерации в воинских коллективах // Социологические исследования. 2013. № 4. С. 122-130.
4. Горемыкин В.П. Военное образование: цель -на развитие // Вестник военного образования. 2017. № 1. С. 4-13.
5. Джин С.Н. Профессиональная социализация курсантов в военном вузе в современных условиях: социологический анализ: дисс. ... канд. социол. наук. Екатеринбург. 2009. 14 с.
6. Карлова Е.Н. Особенности социального статуса студентов военных центров // Социологические исследования. 2012. № 7. С. 135-142.
7. Franke V.C. Duty, Honor, Country: The Social Identity of West Point Cadets // Armed Forces & Society. 2000. Vol. 26(2). Р. 175-202.
8. Priest R.F, Beach J. Value Changes in Four Cohorts at the U.S. Military Academy // Armed Forces & Society. 1998. Vol. 25(1). P. 81-102.
9. Sondheimer R.M., Toner K, Wilson I. Cadet Perceptions of Military and Civilian Ideology: A Research Note // Armed Forces & Society. 2013. Vol. 39(1). P. 124-134.
10. Дегтярев А.К., Литвиненко Е.Ю. Курсанты ввузов: жизненные стратегии и инновационный потенциал // Социологические исследования. 2003. № 12. С. 69-75.
Статья поступила в редакцию 01.03.18 Принята к публикации 15.04.18
Dynamics of Value Orientations and Attitudes of Military Education Institutions' Cadets
Ekaterina N. Karlova - Cand. Sci. (Sociology), Assoc. Prof., e-mail: [email protected]
Air Force Military Educational and Scientific Center "Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin", Voronezh, Russia
Address: 54a, Starykh Bol'shevikov str., Voronezh, 394064, Russian Federation
Abstract. The article explores the processes of transformation of Russian cadets' motivation and value orientations during the last decade, as well as the dynamics of their motivational and value sphere throughout the period of study at military educational organizations. The analysis of scien-
tific literature, public opinion polls and author's own research showed the restoration of the prestige of the military profession, improving of socio-economic status of military personnel, enhancing of students' confidence about their choice of profession. Military professional motives for enrolling in military education organization are dominating throughout the period of observation. The system of value coordinates also remains stable; cadets are generally proud of service in the Armed forces and share the norms and values of military service. The use of correspondence analysis allowed the author to identify the relationship between different motives and values and to measure the proximity between cadets of different courses in the motivation and value space. The author concludes that cadets' motivational system is being gradually transformed as they grow up. First-year students are more attracted by pragmatic, material advantages of military service. The second, third and fourth courses take an intermediate position; this stage is characterized by the process of rethinking professional choice. Graduates have the most formed military and professional orientation, the greatest value for them is the interest to the chosen military specialty.
Keywords: military education organization, military sociology, military profession, cadets, social attitudes, professional motivation, value orientations
Cite as: Karlova, E.N. (2018). [Dynamics of Value Orientations and Attitudes of Military Education Institutions' Cadets]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 5, pp. 152-159. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Burda, S.M. (1999). [Prestige of the Military Service]. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies. No. 12, pp. 63-69. (In Russ.)
2. Polovnev, A., Yurchenko, Yu. (2004). [Military-Professional Orientation of Young Officers]. Orientir [Guideline]. No. 12, pp. 36-42. (In Russ.)
3. Veremchuk, V.I., Krutilin, D.S. (2013). [The Image of the Commanding Officer of Armed Forces of the Russian Federation in Military Collectives]. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies. No. 4, pp. 122-130. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Goremykin, V.P. (2017). [Military Education: The Goal is the Development]. Vestnik voennogo obrazovaniya = Bulletin ofthe Military Education. No. 1, pp. 4-13. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Digin, S.N. (2009). Professionalnaya sotsializaciya kursantov v voennom vuze v sovremennykh usloviyakh: sociologicheskiy analiz [Professional Socialization of Cadets in Military Higher Education Institution in Modern Conditions: Sociological Analysis]. Extended Abstract of Candidate's Thesis. Ekaterinburg. 14 p. (In Russ.)
6. Karlova, E.N. (2012). [The Features of the Social Status of Students in Military Centers]. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies. No. 7, pp. 135-142. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Franke, V.C. (2000). Duty, Honor, Country: The Social Identity of West Point Cadets. Armed Forces & Society. Vol. 26(2), pp. 175-202.
8. Priest, R.F., Beach, J. (1998). Value Changes in Four Cohorts at the U.S. Military Academy Armed Forces & Society. Vol. 25(1), pp. 81-102.
9. Sondheimer, R.M., Toner, K., Wilson, I. (2013). Cadet Perceptions of Military and Civilian Ideology: A Research Note. Armed Forces & Society. Vol. 39(1), pp. 124-134.
10. Degtyarev, A.K., Litvinenko, E.Yu. (2003). [Cadets: Life Strategy and the Innovative Potential]. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies. No. 12. pp. 69-75. (In Russ.)
The paper was submitted 01.03.18 Accepted for publication 15.04.18