Научная статья на тему 'Социальное самочувствие обучающихся как индикатор оценки функционирования учебных военных центров в структуре гражданских вузов'

Социальное самочувствие обучающихся как индикатор оценки функционирования учебных военных центров в структуре гражданских вузов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
332
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Ключевые слова
учебный военных центр / социальное самочувствие / профессиональная мотивация / профессионализация / ценностные установки / military training center / social well-being / professional motivation / professionalization / values

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калугина Д. А., Самохвалов Ю. П.

Цель: проанализировать социальное самочувствие граждан, обучающихся в учебных военных центрах, мотивы выбора ими учебного заведения, сделать вывод об успешности функционировании УВЦ в структуре гражданского вуза как новой формы подготовки кадровых офицеров. Методология и методы: методология исследования основана на принципах социологического по подхода. В процессе исследования были использованы такие методы как анализ, синтез, социологический опрос, анализ документов, Результаты: определены индикаторы социального самочувствия граждан, обучающихся по программам УВЦ, основные различия между ними и курсантами военного ВУЗа, выявлены представления граждан об их социальной принадлежности, мотивы и причины выбора образования. Сделан вывод о проблемах, связанных с институционализацией учебных военных центров как модернизированной формы подготовки кадровых офицеров, их «встраивании» в структуру гражданского вуза, замедленной адаптацией учащихся в УВЦ. Область применения результатов: результаты исследования могут быть использованы в целях организации учебно-воспитательного процесса в УВЦ, их дальнейшей институционализацией в структуре гражданского вуза. Научная новизна: осуществлена оценка социального самочувствия граждан, обучающихся по программам УВЦ, на основе системы индикаторов благополучия различных сторон их образовательной деятельности. Сделан вывод о том, что в учебных военных центрах гражданских вузов, с одной стороны, постепенно формируется новая социальная общность студенческой молодежи, с другой уровень социального самочувствия граждан, обучающихся по программам УВЦ, пока что снижает маргинальное положение между студентами гражданских вузов обучающихся по программе подготовки офицеров запаса (студентов военных кафедр) и не обучающихся на военных кафедрах (факультетах военного обучения) «обычными» студентами а также курсантами, обучающимися в военных вузах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Калугина Д. А., Самохвалов Ю. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL WELL-BEING OF THE TRAINEES AS ASSESSMENT INDICATOR OF MILITARY TRAINING CENTERS FUNCTIONING AS PART OF CIVIL UNIVERSITIES

Purpose. To analyze social well-being of citizens studying in military training centers (MTC), their motives for selecting the educational institution, to make a conclusion about efficiency of the military training center operating as part of a civil university structure as a new form of regular officers training. Methodology and Methods: The methodology is based on the principles of sociological approach. Methods such as analysis, synthesis, sociological survey and document analysis have been used in the research. Results: indicators of social well-being of citizens studying in MTC programs, main differences between them and cadets of military high schools are identified, citizens’ perceptions of their social status, motives and reasons for the choice are revealed. Conclusion is made about problems associated with institutionalization of military training centers as a modernized form of regular officers training, about their «incorporation» into the civil university structure and about slow adaptation of students in MTC. Scope of application: the research results can be used for educational process organization in MTC, their further institutionalization in the structure of civil university. Scientific novelty: Social well-being of citizens studying in MTC programs is assessed on the basis of a system of indicators of well-being of various aspects of their educational activities. It is concluded that in military training centers of civil universities, on the one hand, a new social community of students is gradually formed, on the other hand, the level of social well-being of citizens studying in MTC programs is for the time being reducing marginal position between the students of civil universities studying in reserve officer training programs (students of military departments) and not studying in military departments (departments of military training) «common» students as well as cadets studying at military academies of the country.

Текст научной работы на тему «Социальное самочувствие обучающихся как индикатор оценки функционирования учебных военных центров в структуре гражданских вузов»

ВОПРОСЫ

УПРАВЛЕНИЯ

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ИНДИКАТОР ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ВОЕННЫХ ЦЕНТРОВ В СТРУКТУРЕ ГРАЖДАНСКИХ ВУЗОВ

Калугина Д.А.

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры теории и социологии управления Уральского института управления - филиала, российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620990, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 марта, д. 66, diana.kalugina@uapa.ru

Самохвалов Ю.П.

начальник отдела ВВС учебного военного центра, полковник, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина (Россия),

620002, Россия, г. Екатеринбург, ул.Мира, д. 19, samoxvalovjp@mail.ra

УДК 316.74:37

ББК 60.561.9

Цель: проанализировать социальное самочувствие граждан, обучающихся в учебных военных центрах, мотивы выбора ими учебного заведения, сделать вывод об успешности функционировании УВЦ в структуре гражданского вуза как новой формы подготовки кадровых офицеров.

Методология и методы: методология исследования основана на принципах социологического по подхода. В процессе исследования были использованы такие методы как анализ, синтез, социологический опрос, анализ документов,

Результаты: определены индикаторы социального самочувствия граждан, обучающихся по программам УВЦ, основные различия между ними и курсантами военного ВУЗа, выявлены представления граждан об их социальной принадлежности, мотивы и причины выбора образования. Сделан вывод о проблемах, связанных с институционализацией учебных военных центров как модернизированной формы подготовки кадровых офицеров, их «встраивании» в структуру гражданского вуза, замедленной адаптацией учащихся в УВЦ.

Область применения результатов: результаты исследования могут быть использованы в целях организации учебно-воспитательного процесса в УВЦ, их дальнейшей институционализацией в структуре гражданского вуза.

Научная новизна: осуществлена оценка социального самочувствия граждан, обучающихся по программам УВЦ, на основе системы индикаторов благополучия различных сторон их образовательной деятельности. Сделан вывод о том, что в учебных военных центрах гражданских вузов, с одной стороны, постепенно формируется новая социальная общность студенческой молодежи, с другой - уровень социального самочувствия граждан, обучающихся по программам УВЦ, пока что снижает маргинальное положение между студентами гражданских вузов обучающихся по программе подготовки офицеров запаса (студентов военных кафедр) и не обучающихся на военных кафедрах (факультетах военного обучения) - «обычными» студентами - а также курсантами, обучающимися в военных вузах страны.

Ключевые слова: учебный военных центр, социальное самочувствие, профессиональная мотивация, профессионализация, ценностные установки.

SOCIAL WELL-BEING OF THE TRAINEES AS ASSESSMENT INDICATOR OF MILITARY TRAINING CENTERS FUNCTIONING AS PART OF CIVIL UNIVERSITIES

149

© Калугина ДА, Самохвалов Ю.П, 2015

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ Калугина Д.А., Самохвалов Ю.П.

Kalugina D.A.

Candidate of Sciences (Sociology), Assistant Professor, Assistant Professor of Theory and Sociology of Management Department of the Ural Institute of Management - branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia), 66, 8 Marta str., Ekaterinburg, Russia, 620990, diana.kalugina@uapa.ru

Samokhvalov Yu.P.

Head of AF Department of the Military Training Center, Colonel, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Yeltsin (Russia), 19 Mira str., Ekaterinburg, Russia, 620002, samoxvalovjp@mail.ru

Purpose. To analyze social well-being of citizens studying in military training centers (MTC), their motives for selecting the educational institution, to make a conclusion about efficiency of the military training center operating as part of a civil university structure as a new form of regular officers training.

Methodology and Methods: The methodology is based on the principles of sociological approach. Methods such as analysis, synthesis, sociological survey and document analysis have been used in the research.

Results: indicators of social well-being of citizens studying in MTC programs, main differences between them and cadets of military high schools are identified, citizens’ perceptions of their social status, motives and reasons for the choice are revealed. Conclusion is made about problems associated with institutionalization of military training centers as a modernized form of regular officers training, about their «incorporation» into the civil university structure and about slow adaptation of students in MTC.

Scope of application: the research results can be used for educational process organization in MTC, their further institutionalization in the structure of civil university.

Scientific novelty: Social well-being of citizens studying in MTC programs is assessed on the basis of a system of indicators of well-being of various aspects of their educational activities. It is concluded that in military training centers of civil universities, on the one hand, a new social community of students is gradually formed, on the other hand, the level of social well-being of citizens studying in MTC programs is for the time being reducing marginal position between the students of civil universities studying in reserve officer training programs (students of military departments) and not studying in military departments (departments of military training) - «common» students - as well as cadets studying at military academies of the country.

Key words: military training center, social well-being, professional motivation, professionalization, values.

Процессы обновления военного образования через создание учебных военных центров (далее -УВЦ) в структуре гражданских вузов, актуализируют проблему выявления первых результатов реформ. Одним из направлений анализа современного состояния УВЦ является оценка их функционирования через призму индивидуального восприятия общностями, включенными в образовательный процесс. В качестве основных индикаторов с точки зрения социологического подхода выступают социальное самочувствие профессорско-преподавательского состава и граждан, обучающихся по программам подготовки кадровых офицеров в УВЦ, их удовлетворенность условиями и результатами своей профессиональной и образовательной деятельности. В настоящей статье остановимся на анализе социального самочувствия граждан, обучающихся в УВЦ.

Исследование проводилось при содействии ряда учебных военных центров в 2013-2014 гг. В анкетировании приняли участие граждане 18-23 лет, обучающиеся по программам подготовки кадровых офицеров в 8 учебных военных центрах на территории Центрального военного округа из городов: Ека-

теринбург, Красноярск, Новосибирск, Омск, Томск, Уфа. Объем выборки составил 450 человек. Выборка гнездовая. Опрашивались граждане, обучающиеся на всех курсах в УВЦ по инженерным, гуманитарным и экономическим специальностям.

Социальное самочувствие в социологическом смысле имеет несколько интерпретаций. Так, с точки зрения Л.Е.Петровой социальное самочувствие - «интегральная характеристика реализации жизненной стратегии личности, субъективных её сторон. Социальное самочувствие понимается как синдром сознания, отражающий соотношение между уровнем притязаний и степенью удовлетворения потребностей субъекта, которые представлены как когнитивные формирования»[1,с.51].

А.А.Киссель [2,с.47, 4,с.80], Н.Ф.Наумова

[3,с.150], М.А.Слюсарянский [3,с.145-160], В.А.Ддов [4,с.80] определяют социальное самочувствие как удовлетворенность трудом.

Другие социологи «Е.И.Головаха, Н.В.Панина, А.П.Горбачик определяют социальное самочувствие людей как их обобщенную эмоционально-оценочную реакцию на социальные изменения и свое положение

150

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ Калугина Д.А., Самохвалов Ю.П.

в трансформирующемся обществе»[5, с.17].

На наш взгляд, одно из самых четких определений социальному самочувствию дал Л.В.Куликов. В своей работе «Детерминанты удовлетворенности жизнью» он пишет: «удовлетворенность жизнью трактуется как некоторая оценка жизненной ситуации, за которой стоит широкий спектр переживаний субъективного благополучия личности»[6, с.480].

Основываясь на позициях Л.В.Куликова, мы провели исследование социального самочувствия на основе системы индикаторов благополучия различных сторон жизни общностей, задействованных в образовательном процессе УВЦ. Главное в изучении социального самочувствия составляет оценка удовлетворенности граждан, обучающихся в УВЦ, своим социальным статусом, а также межличностными связями внутри коллектива в ходе образовательного процесса в учебном военном центре;

Анализ нормативно - правовых документов, наблюдение в ходе учебной деятельности за гражданами, обучающимися в УВЦ, позволили выделить основные формальные различия между общностями курсантов,

обучающимися в военных учебных заведениях, обычными студентами, обучающимися в гражданских ВУЗах, гражданами, заключившими договор на обучение в учебных военных центрах гражданских вузов и на факультетах военного обучения (военных кафедрах). Основными различиями, на наш взгляд, являются:

• периодичность и сроки прохождения военного обучения;

• порядок ношения военной формы одежды;

• материальное обеспечение (получение дополнительных выплат и др.);

• начальные условия службы выпускников (порядок присвоения воинских званий и прохождение военной службы);

• порядок аттестования в офицерский строй.

Так, обычные студенты гражданских вузов, в отличие от студентов, обучающихся методом военного дня (один раз в неделю) в учебном военном центре, не носят военную форму одежды, не получают никаких доплат за военное обучение. Напротив, граждане, обучающиеся в УВЦ, ежедневно посвящают военному и гражданскому обучению, носят военную форму одеж-

Таблица 1 - Основные различия между гражданами, заключившими договор об обучении в УВЦ,

и курсантами военного ВУЗа

Основные различия Гражданин, заключивший договор об обучении в УВЦ Курсант военного ВУЗа (военного института)

1 2 3

материальное обеспечение

ежемесячные выплаты на 1-ом курсе 1650 руб., на последующих курсах 3-4 установленных законом государственных стипендий (4020-5360 руб.) в зависимости от результатов обучения от 15 000 руб. независимо от результатов обучения

проживание во время обучения Размещение платное (от 750 руб./месяц) Безвозмездное проживание

обеспечение военной формой одежды 1 раз за все время обучения производится выплата в размере 5 тыс.руб. на приобретение формы в соответствии с нормами весь период обучения обеспечивается бесплатно

продовольственное обеспечение питается самостоятельно в соответствии с нормами весь период безвозмездно

начальные условия службы у выпускников ВУЗов

Основные различия Выпускник УВЦ Выпускник военного ВУЗа

выплаты по окончанию учебного заведения обеспечивается только военными перевозочными документами к месту назначения месячным денежным довольствием (около 40 000 руб.) и военными перевозочными документами к месту назначения

срок присвоения очередного воинского звания через 3 года через 2 года

общая выслуга лет время обучения не входит в общую выслугу Время обучения входит в общую выслугу лет (прибавка к денежному довольствию 10% с первого дня назначения).

151

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ Калугина Д.А., Самохвалов Ю.П.

ды в день посещения УВЦ, и получают дополнительные выплаты за военное обучение.

Контракт на прохождение военной службы заключается курсантами военных вузов непосредственно во время обучения. Соответственно срок обучения в военных учебных заведениях засчитывается курсантам военных вузов в стаж военной службы. Для граждан окончивших учебные военные центры срок прохождения военной службы определен - минимум 3 года на офицерских должностях, курсантам окончившим военный ВУЗ - минимум 5 лет на офицерских должностях.

Обычный студент после окончания вуза проходит военную службу по призыву на общих основаниях в течение года на должностях солдат и сержантов. Выпускники военных кафедр, факультетов военного обучения, после присвоения звания «лейтенант» отправляются в запас. На наш взгляд разница в материальном обеспечении курсантов и граждан, обучающихся в УВЦ, обусловлена разными условиями обучения. У курсантов учеба в вузе приравнена к военной службе со всеми её тяготами и ограничениями, а у граждан, обучающихся в УВЦ - нет. Основные различия между гражданами, заключившими договор об обучении в УВЦ и курсантами военного ВУЗа, сведены в таблицу 1.

Одной из проблем, возникающих при подготовке кадровых офицеров в структуре гражданского вуза, является, неопределенность, расплывчатость их социального статуса, что негативно влияет на социальное самочувствие.

Значительная часть респондентов не смогли идентифицировать себя ни с военнослужащими, ни со студентами вуза. На вопрос о своей принадлежности к какой-либо общности затруднились ответить 27,8% респондентов, обучающихся на 1-2 курсах УВЦ, и 29,6% респондентов, обучающихся на старших курсах.

Осознание принадлежности к вооруженным силам у большинства респондентов все же формируется по мере обучения. На младших курсах относят себя к общности военнослужащих лишь 15,5% респондентов, в то время как 37,1% респондентов старших курсов позиционируют себя как курсанты и отмечают

свою принадлежность к социальной общности военнослужащих. К общности студентов гражданского вуза себя относят 56,7% респондентов младших курсов и 33,3% респондентов - старшекурсников.

При оценке своей позиции со стороны внешнего окружения гражданами, обучающимися в УВЦ, нами была зафиксирована аналогичная закономерность: нарастание уверенности в своем авторитете в вузе по мере перехода на старшие курсы (таблица 3).

Так, большинство (46,3%) респондентов старших курсов считают, что им завидуют, 24,1% респондентов, что их уважают за то, что они обучаются в УВЦ. Однако 18% респондентов отметили, что их не воспринимают как военнослужащих всерьез, и посмеиваются над ними. 11,1% респондентов старших курсов считают, что не имеют никакого авторитета среди студентов других факультетов и вузов.

Сравнивая ответы на вопрос «Как Вы оцениваете свое положение в университете среди студентов других факультетов и институтов?» отметим, что доля граждан, обучающихся на младших курсах, которые считают, что их не воспринимают, как военнослужащих и посмеиваются над ними (36,9%) значительно выше, чем на старших курсах. Полагают, что не имеют никакого авторитета среди студентов других факультетов и вузов 25,1% респондентов младших курсов, что также превышает результаты ответов старшекурсников. Почти четверть респондентов (24,4%) считают, что их уважают, за правильно сделанный выбор и обучение в УВЦ, а 13,6% убеждены, что им завидуют.

При определении гражданами собственного статуса нам интересно было проанализировать степень осознанной идентификации граждан, обучающихся в УВЦ «к делу защиты свободы и независимости народа и Отечества, принятие социальных норм и образцов поведения, ценностей и образа жизни военнослужащих» [7, с.45]. Это важно при оценке мотивационной готовности граждан, обучающихся в УВЦ к военной службе.

В разработанной нами анкете присутствовал блок вопросов, позволяющих нам оценить мотивационные установки граждан, обучающихся в УВЦ (вы-

Таблица 2 - Оценка принадлежности курсантов УВЦ к той или иной социальной общности

(в % от числа опрошенных)

Варианты ответа Учащиеся 1-2 курсов УВЦ Учащиеся 4-5 курсов УВЦ

Я курсант УВЦ и принадлежу к социальной общности военнослужащих 15,5 37,1

Я студент высшего учебного заведения, занимающийся по программе военной подготовки в УВЦ 56,7 33,3

Не могу точно отнести себя ни к одной из вышеперечисленных социальных общностей 27,8 29,6

152

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ Калугина Д.А., Самохвалов Ю.П.

пускников учебного военного центра), к поступлению в УВЦ, отношения граждан к программе подготовки офицеров, приобретения навыков профессионализма и их готовности к поступлению на военную службу по контракту после окончания УВЦ.

Результаты исследования показали, что подавляющее большинство респондентов продолжили в стенах УВЦ военное образование: 77,8% респондентов до поступления в УВЦ закончили суворовские военные училища, кадетские корпуса, и лишь 22,2% до поступления в УВЦ закончили общеобразовательные средние школы, гимназии, СПТУ и др.

Интересным фактом явилось то, что при этом из личных побуждений студентами УВЦ стали только 8,8% опрошенных. Наибольшее количество респондентов поступило в УВЦ по настоятельному совету родителей (22,1%) и рекомендациям знакомых, друзей, учителей - 30,9 %. Оправдывает себя и практика проведения «Дней открытых дверей». Так 17,6% респондентов ответили, что именно рекомендации представителей администрации вузов и непосредственно УВЦ в ходе проведения «Дня открытых дверей» повлияли на решение поступить в УВЦ. Лишь 1,5% респондентов поступили в УВЦ по рекомендации центров профориентации. 1,5% респондентов связали свою жизнь с УВЦ в связи с закрытием многих военных училищ.

Вспоминая свой настрой при поступлении в УВЦ, 36,5% выпускников ответили, что стремились стать профессиональными военными и получить офицерское звание. Для 17,1% выпускников основным мотивом была возможность получения одновременно двух профессий, одна из которых - военная. 7,9 % респондентов откровенно признались, что поступили в УВЦ из-за возможности получения бесплатного высшего образования. Только 4% респондентов поступали в УВЦ, желая исполнить воинский долг и посвятить свою жизнь защите Отечества. Таким образом, целенаправленно выбирали военное образование менее половины опрошенных.

Исследование профессиональной мотивации выпускников 2013 года показывает: не смотря на то, что при выборе учебного заведения респонденты в большей мере ориентировались на советы со стороны, за время обучения в УВЦ 44,4% выпускников укрепились в своем выборе стать офицером. 33,3% - еще

не твердо укрепились в своем выборе. И только 7,4% респондентов разочаровались в сделанном выборе. 14,8% респондентов затруднились ответить на вопрос о том, как изменилось отношение к будущей военной профессии за время обучения.

Соответственно, можно отметить, что уверенность в себе, в своем статусе, в своем профессиональном выборе, авторитете, а, значит, и уровень социального самочувствия у граждан повышаются по мере обучения в УВЦ.

Эти результаты позволяют сделать вывод о положительном влиянии обучения в УВЦ на профессиональную мотивацию граждан и рекомендовать администрации и преподавателям уделить ей еще большее внимание.

К сожалению, современное состояние армии не внушает оптимизма относительно перспектив дальнейшей службы (назначение на офицерскую должность) и возможности трудоустройства (призыва на военную службу) значительному числу выпускников. 37% опрошенных верят, что скорее всего будут призваны в ряды ВС РФ и назначены на офицерские должности, 16,7% опрошенных считают, что могут быть определенные трудности с назначением, но без офицерских должностей не останутся. У 24,1% респондентов существует опасение, что в связи с сокращением численности ВС РФ будут отправлены в запас, 18,5% респондентов затруднились оценить свои перспективы. Это, безусловно, негативно влияет на социальное самочувствие граждан, обучающихся в УВЦ.

В то же время, большинство из наших респондентов связывает с армией свое будущее. Только7,4% опрошенных предпримут все усилия, чтобы избежать службы в ВС РФ, еще 7,4% выпускников планируют служить до получения жилья. около половины выпускников (44,4%) планируют отслужить после окончания УВЦ в течение 3-х лет и заключить новый контракт о прохождении военной службы, а 24,1% опрошенных планируют отслужить первый контракт и уволиться из рядов ВС РФ.

Из причин, по которым респондентам придется продлевать контракт на прохождение военной службы, отмечаются высокий уровень дохода офицеров - у 17,8% респондентов; обеспеченность жильем - у 20,9% респондентов; высокий уровень социальной за-

Таблица 3 - Оценка гражданами, обучающимися в УВЦ своей позиции со стороны внешнего окружения

(в % от числа опрошенных)

Варианты ответа Учащиеся 1-2 курсов УВЦ Учащиеся 4-5 курсов УВЦ

Мне завидуют 13,6 46,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Меня уважают за то, что обучаюсь в УВЦ 24,4 24,1

Меня не воспринимают как военнослужащего всерьёз и подсмеиваются надо мной 36,9 18,5

153

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ Калугина Д.А., Самохвалов Ю.П.

щищенности - у 15,5 % респондентов; патриотизм, верность Родине и воинскому долгу - у 10,8%. Высокий престиж военной службы в обществе отметили 11,6% выпускников. Уверенность в завтрашнем дне выражают 11,6% респондентов. Наименьшее количество респондентов выбрали следующие причины: романтика военной службы, возможность проявить мужество - 4,6%; интересное содержание работы - 4,6 %; трудности с поиском другой работы - 2,3 %.

Выделяя факторы, способствующие успехам в будущей офицерской карьере, 36,1% опрошенных отметили вариант ответа - «добросовестность и усердие», 28,9% - «диплом высшего учебного заведения общегражданского образца по специальности», 15,7% уверены в высоком уровне своих профессиональных знаний, 13,2% респондентов надеются на счастливый случай и удачу, и 6% опрошенных верят в личные связи.

Немаловажную роль в мотивационных настроениях и социальном самочувствии выпускников играет осведомленность о воинских частях и подразделениях, в которых им придется служить, о содержании и условиях будущей службы, о проблемах, которые могут их ожидать после выпуска, о размере денежного довольствия и др. Исследование показало, что до 22,5% респондентов плохо осведомлены о различных вопросах предстоящей деятельности в войсках.

В ходе анкетирования респондентам необходимо было высказать свое согласие относительно 10 высказываний касающихся прохождения военной

службы. Результаты опроса, касающиеся ценностных установок граждан, представлены в таблице 4.

Анализируя отношение к данным ценностным суждениям, отметим, что большая часть респондентов (74,1%) согласна с тем, что «настоящий мужчина должен отслужить в армии». Почти половина (42,6%) желают испытать себя, приняв участие в реальных боевых действиях. Практически все согласились (50%), или скорее согласились (44,4%) с тем, что гордятся с возможностью в будущем служить в Вооруженных силах РФ. Граждане, согласившиеся с утверждениями «лучше пойти в армию по призыву, чем учиться в УВЦ», «было бы лучше пойти учиться в военное училище, чем учиться в УВЦ» по всей видимости, неудовлетворенны выполнением социальных ожиданий от обучения в УВЦ.

Интересно мнение респондентов относительно регулярного ношения военной формы одежды при посещении занятий в УВЦ. Большая часть ответивших (61,8%) считают, что ношение военной формы дисциплинирует и организовывает.14,6% ответивших видят в повседневном ношении военной формы одежды при обучении в гражданском вузе ущемление прав и человеческого достоинства. Всегда мечтали носить военную форму - 9,1% респондентов. 3,6% граждан считают, что необходимо перейти к ношению повседневной, а не полевой формы. Только у 10,9% граждан форма снижает уровень социального самочувствия: утомляет однообразие, форма требует модернизации и др.

Таблица 4 - Отношение граждан, обучающихся в УВЦ, к ценностным суждениям о военной службе

согласен скорее согласен скорее не согласен не согласен

Я горжусь тем что у меня есть возможность в будущем служить в ВС РФ. 50,0 44,4 3,7 1,8

Было бы лучше пойти в армию по призыву, чем учиться в УВЦ. 59,3 29,6 5,6 5,6

Было бы лучше пойти учиться в военное училище, чем учиться в УВЦ. 33,3 25,9 24,1 16,7

В кругу моих друзей быть военнослужащим не престижно. 51,8 29,6 9,3 9,3

Я с интересом смотрю передачи и фильмы о военных. 44,4 38,9 13,0 3,7

Настоящий мужчина должен отслужить в армии. 74,1 13,0 7,4 5,6

Я хотел бы испытать себя, приняв участие в реальных боевых действиях. 42,6 33,3 13,0 11,1

Я с гордостью ношу военную форму по улице. 40,7 35,2 16,7 7,4

Я думаю, что мне будет трудно адаптироваться в армии на офицерской должности сразу после окончания учебы. 42,6 22,2 20,4 14,8

Я пойду служить в армию, только если начнется война. 48,2 35,2 9,3 7,4

154

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ Калугина Д.А., Самохвалов Ю.П.

Результаты нашего исследования подтверждают выводы Карловой Е.Н. [8,с.142], о том, что в учебных военных центрах гражданских вузов постепенно формируется новая социальная общность студенческой молодежи - общность граждан, обучающихся в УВЦ.

Уровень социального самочувствия граждан, обучающихся по программам УВЦ, пока что снижает маргинальное положение между студентами гражданских вузов обучающихся по программе подготовки офицеров запаса (студентов военных кафедр) и не обучающихся на военных кафедрах (факультетах военного обучения) - «обычными» студентами - а также курсантами, обучающимися в военных вузах страны. Это выражается, прежде всего, в том, что довольно большой процент респондентов сомневаются в правильности сделанного профессионального выбора, в общественном признании их выбора, отсутствии четкой перспективы дальнейшего прохождения военной службы.

Кроме того, построить систему обучения в УВЦ, аналогичную военным училищам, институционально невозможно, и выпускники будут отличаться от своих товарищей, окончивших военные вузы, что, безусловно, не может не тревожить будущих офицеров.

Все это позволяет сделать вывод о существующих проблемах в вооруженных силах, в институционализации учебных военных центров как модернизированной формы подготовки кадровых офицеров, в их «встраивании» в структуру гражданского вуза, замедленной адаптации учащихся в УВЦ и вузе.

С другой стороны, рост уверенности в выборе учебного заведения, в профессиональном выборе, в своем социальном статусе, и его позиции в среде вуза по мере взросления и перехода на старшие курсы свидетельствует об оптимизации социального самочувствия граждан, обучающихся по программам УВЦ. Это свидетельствует о позитивной профессионализации и высоком уровне патриотического воспитания.

Дальнейшее взаимодействие военного и гражданского образования сделают среду УВЦ более открытой для взаимного влияния военных и гражданских технологий, дадут толчок к обмену информацией, возможность осуществлять военно-патриотическое воспитание студенческой молодежи, гражданский контроль и участие общества в подготовке военных кадров.

Литература:

1. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. 2000. № 12. С.50-55.

2. Киссель А.А. Ценностно-нормативный аспект от-

ношения к труду // Социологические исследования. 1984. №1. С.47-55.

3. Наумова Н.Ф., Слюсарянский М.А. Удовлетворенность трудом и некоторые характеристики лично -сти // Социологические исследования. Проблемы труда и личности. Вып 3. М.: Наука, 1970. С. 145160.

4. Ядов В.А., Киссель А.А. Удовлетворенность работой: анализ эмпирических обобщений и попытка их теоретического истолкования // Социологические исследования. 1974. № 1. С.78-87.

5. Чугуенко В.М., Бобкова Е.М.. Новые тенденции в исследовании социального самочувствия населения. Социологические исследования. 2013. №1. С. 16-24.

6. Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика / под ред. В. Ю. Большакова. СПб.: СпбГУ, 2000. С. 476-510.

7. Суханов П.В., Карлова Е.Н., Морозова Н.В. Проблема воинской идентичности студентов учебных военных центров // Армия и общество. 2012. №4 (32). С.42-46.

8. Карлова Е.Н. Особенности социального статуса студентов военных центров // Социологические исследования. 2012. С.135-142.

References:

1. Petrova L.E. Social well-being of the youth // Sociological studies. 2000. № 12. P.50-55.

2. Kissel A.A. Value-normative aspect of attitude to work //Sociological studies. 1984. №1. P.47-55.

3. Naumova N.F., Slyusaryanskyi M.A. Job satisfaction and some personality characteristics // Sociological studies. Problems of labor and personality. Iss. 3. M.: Nauka, 1970. P. 145-160.

4. Yadov V.A., Kissel A.A. Job satisfaction: analysis of empirical generalizations and attempt of their theoretical interpretation // Sociological studies. 1974. № 1. P.78-87.

5. Chuguenko V.M., Bobkova E.M. New trends in researching social well-being of population. // Sociological studies. 2013. №1. P. 16-24.

6. Kulikov L.V Determinants of life satisfaction // Society and politics / edited by V.Yu. Bolshakov. SPb.: SpbGU, 2000, P. 476-510.

7. Sukhanov P.V., Karlova E.N., Morozova N.V. The problem of military identity of students of military training centers // Army and society. 2012. №4 (32). P.42-46.

8. Karlova E.N. Specifics of social status of students of military centers // Sociological studies. 2012. R135-142.

155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.