УДК 37.015.324.2 © О. В.-А. Ажимов, А. А. Петрусевич, 2018 DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14007
Формирование готовности курсантов к воспитательной деятельности
в воинских подразделениях
Ажимов Олег Вали-Ахметович 1 2,
начальник военной кафедры, аспирант. E-mail: [email protected]
Петрусевич Аркадий Аркадьевич 2,
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики. E-mail: [email protected]
1 Казахский Национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, 050040, Республика Казахстан 2 Омский государственный педагогический университет, Омск, 644099, Россия
Аннотация. Образование в современном военном вузе, являясь важным этапом профессионального становления военного специалиста, выполняет еще одну важнейшую функцию, а именно формирование готовности будущего офицера к педагогической деятельности в воинском коллективе. Готовность к воспитательной деятельности будущих офицеров проявляется в развитии мотивационно-ценностного, когнитивного и деятельностно-практическго компонентов. Исследования показывают, что большинство курсантов старших курсов имеет средний уровень готовности к воспитательной деятельности (55,5% по среднему значению). Высокий уровень готовности в 16,6% проявился только на мотивационном компоненте. Значительная часть курсантов показывала низкий уровень по всем компонентам готовности. С учетом наличия проблем в подготовке будущих офицеров к воспитательной деятельности строился педагогический эксперимент, целью которого являлось создание педагогических условий формирования готовности будущих офицеров к воспитательной деятельности в воинских коллективах. Эксперимент основывался на разработке и осуществлении системы мероприятий, составляющих педагогический проект «Педагогическая культура офицера». Экспериментальная работа осуществлялась поэтапно. На первом этапе выявлялись затруднения, связанные с когнитивным и деятельностно-практическим компонентами. На втором этапе проект предполагал разработку и внедрение комплексной программы, направленной на повышение уровня значимости приобретения педагогических компетенций курсантами (мотивационно-ценностный компонент). На третьем этапе были разработаны и реализованы диалоговые площадки, где обсуждались особенности и проблемы воспитательной работы офицера в воинских подразделениях, проектировались ситуации и ставились педагогические задачи, требующие обоснованных решений (когнитивный компонент). На четвертом этапе была разработана и внедрена в образовательный процесс программа «Педагогический тренинг будущего офицера», задача которого состояла в формировании необходимых педагогических умений и навыков будущих офицеров в воспитательной деятельности в коллективах военнослужащих. В результате значительно возросло количество курсантов с высокой мотивацией к освоению педагогических компетенций (до 50,0%), с высоким уровнем педагогических знаний (до 37,5%) и умений (до 29,2%). Проведенный эксперимент показал, что одна из важнейших задач, которую необходимо решить в образовательном процессе военного вуза, — это то, что наряду с освоением военной профессии необходимо формирование внутренней потребности будущих офицеров к усвоению педагогических компетенций, которые в практике военной службы могут являться залогом ее успеха.
Ключевые слова: воспитание; воспитательная деятельность; военное образование; педагогические умения; готовность к воспитательной деятельности; воинский коллектив.
Для цитирования: Ажимов О. В.-А., Петрусевич А. А. Формирование готовности курсантов к воспитательной деятельности в воинских подразделениях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4(75). С. 37-41. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14007
Основные положения
1. Особенность подготовки будущих офицеров в современном военном вузе состоит в том, чтобы вооружить их не только военно-профессиональными компетенциями, которые каждый будет использовать в своей практической деятельности, но и умением осуществлять воспитательную работу в воинских подразделениях, без чего невозможно эффективно решать задачи обеспечения безопасности государства.
2. Формирование готовности будущих офицеров к педагогической деятельности в воинских подразделениях требует мониторинга такой готовности. Его основу могут составлять разработанные компоненты, характеризующие готовность в практике воспитательной деятельности.
3. Компоненты готовности курсантов к воспитательной деятельности следует использовать как критерии, с помощью которых можно регулировать содержание профессионально-личностного становления будущего офицера.
Введение. Проблема подготовки к педагогической деятельности будущих офицеров относится к числу наиболее сложных. Современные подходы к построению парадигмы образования связаны с новыми требованиями к характеру и содержанию педагогической подготовки курсантов в высшем учебном заведении, в которой цели образования рассматриваются как «образование личности и ее духовно-нравственное воспитание, овладение методикой воспитательной деятельности, что предполагает разработку теории развития готовности курсантов высших военных учебных заведений на основе педагогического науковедения» [1, с. 14]. Образование в современном военном вузе, являясь важным этапом профессионального становления военного специалиста, выполняет еще одну важнейшую функцию, а именно подготовку будущего офицера к педагогической деятельности в воинском коллективе.
Каждый курсант должен приобрести комплекс важнейших умений, одно из которых — умение изучать будущих своих подчиненных. Очевидно, что это
требует знания психологических свойств личности, а также овладения принципами и методами педагогического исследования. В отличие от школьных педагогов, офицер изучает членов воинского подразделения в практических целях: лучше знать, чтобы лучше управлять. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях» *. Это высказывание К. Д. Ушинского актуально как для любого воспитателя, так и для каждого руководителя воинского коллектива: знание и понимание личностных особенностей военнослужащих подразделения является залогом успешного управления воинским коллективом по выполнению боевых и других задач. Педагогическая подготовка будущего офицера должна предусматривать формирование такой профессиональной компетенции, как умение изучать подчиненных: наблюдать и выяснять, насколько члены воинского коллектива уважительны, вежливы или, наоборот, грубы, агрессивны, неохотно выполняют приказы и распоряжения командира; в чем проявляется приоритетное поведение (имеют склонность идеализировать людей или критиковать их, больше требовательны к себе или к другим людям), умеют ли дружить, помогать друг другу.
К. К. Платонов рекомендует руководителю коллектива в процессе изучения его членов обращать внимание на «две группы свойств и качеств личности: 1) особенности общих свойств и качеств личности — направленность личности, ее моральные качества, характер, темперамент, способности; 2) особенности отдельных психических процессов: восприятия и внимания, особенности мышления и памяти, эмоционально-волевые особенности» [2, с. 167].
Различные аспекты подготовки будущих офицеров к работе с подчиненными изучали М. Т. Ажиба-ев [1], А. В. Барабанщиков [2], С. П. Желтобрюх [3], В. И. Хальзов [4], О. Ю. Ефремов [5] и др. На основе анализа их работ нами были выделены следующие компоненты, характеризующие готовность к воспитательной деятельности в воинских подразделениях в практике образовательной среды военного вуза: мотивационно-ценностный, когнитивный и деятель-ностно-практический.
Мотивационно-ценностный компонент характеризует наличие внешней и внутренней мотивации к педагогической деятельности, ценностное отношение к военнослужащим, установку на понимание и поддержку подчиненных в процессе взаимодействия. Содержанием когнитивного компонента готовности являются педагогические знания, способствующие выполнению воспитательных функций. Деятельностно-практический компонент отражает умения планировать, прогнозировать, организовывать, осуществлять и анализировать воспитательный процесс, владеть технологией педагогического сопровождения и поддержки подчиненных.
Таблица 1. Показатели начального уровня готовности курсантов к воспитательной деятельности в воинских подразделениях, n-24 (Table 1. Initial Indicators of Cadets' Abilities in Educative Work at Military Units)
Компоненты готовности будущих офицеров к воспитательной деятельности на начальном этапе эксперимента Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Мотивационно-ценностный 4 чел. 12 чел. 8 чел.
16,6% 50,0% 33,4%
Когнитивный 3 чел. 15 чел. 6 чел.
12,5% 62,5% 25,0%
Деятельностно-практический 2 чел. 13 чел. 9 чел.
8,4% 54,1% 37,5%
Среднее значение 12,5% 55,5% 32,0%
Результаты и обсуждения. Беседы с курсантами старших курсов, тестирование, анкетирование их и военных преподавателей, изучение продуктов деятельности обучающихся в период войсковых стажировок дали возможность определить их готовность к воспитательной деятельности на начальном этапе эксперимента. Эти данные отражены в таблице 1.
Так, большинство курсантов старших курсов имеет средний уровень готовности к воспитательной деятельности (55,5%). Более высокий уровень готовности (16,6%) проявился только на мотивационном компоненте. Значительная часть курсантов показывала низкий уровень по всем компонентам готовности.
Исходя из полученных результатов, констатирующих наличие проблем в подготовке будущих офицеров к воспитательной деятельности, мы сформулировали основные положения, характеризующие общие требования к содержанию образования в военном вузе и к курсантам в освоении психолого-педагогической теории и практики.
1. Содержание военного образования в современном вузе сегодня предусматривает приобретение обучающимися комплекса умений, которые необходимы будущему офицеру. Прежде всего это умение изучать будущих своих подчиненных, что требует знания психологических свойств личности, а также овладения принципами и методами педагогического исследования.
2. Педагогическая подготовка будущего офицера должна включать формирование таких профессиональных компетенций, как умение строить благоприятный климат в воинском подразделении, для чего необходимо умение использовать педагогические средства, направленные на образование соответствующих отношений между членами воинского коллектива.
3. Военная служба часто связана с ситуациями, в которых подчиненные должны проявлять способности, интеллект, память и пр. Поэтому будущий офицер должен научиться определять такого рода ресурсы подчиненных: какой тип мышления у каждого подчинен-
* Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. : в 8 т. М., 1982. Т. 8. С. 23.
ного, как он (быстро или медленно) усваивает учебный материал, обладает ли фантазией, остроумием.
4. Будущему офицеру важно научиться устанавливать, как относятся подчиненные к труду, воинской службе, вверенному оружию, к материальным ценностям вообще, насколько бережливы и аккуратны в повседневной жизни, каков их уровень общей культуры [6, с. 14].
Исходя из этих положений, мы строили педагогический эксперимент, целью которого являлось формирование готовности будущих офицеров к воспитательной деятельности. Он основывался на системе мероприятий, которые составляли педагогический проект «Педагогическая культура офицера». В рамках названного проекта были выявлены педагогические возможности образовательного процесса военного вуза и условия развития педагогических умений и навыков. Содержание эксперимента проектировалось таким образом, чтобы в компонентах готовности курсантов к воспитательной деятельности актуализировался педагогический потенциал.
Субъектами педагогической работы с курсантами выступали военные педагоги и командиры курсантских подразделений. Эксперимент осуществлялся поэтапно. На первом этапе выявлялись затруднения, связанные с когнитивным и деятельностно-практическим компонентами. Это достигалось использованием методов беседы и наблюдения за деятельностью курсантов в период прохождения войсковых практик, где каждый из них имел задачу обеспечить слаженную работу воинского подразделения.
На втором этапе проект предполагал разработку и внедрение комплексной программы, направленной на повышение уровня значимости приобретения педагогических компетенций курсантами (мотивационно-ценностный компонент). Целевое назначение программы состояло в формировании положительной мотивации к усвоению психолого-педагогических знаний. Содержательная часть отражала усвоение системы знаний о педагогических средствах, обеспечивающих успех в воспитательной работе офицера. Она включала организацию встреч с военными педагогами-учеными, офицерами, участниками боевых действий, лучшими курсантами Военного института, которые делились опытом в усвоении психолого-педагогических знаний. Операционный блок программы включал курсантов в различные виды образовательной деятельности, где формировались основы знаний о содержании и способах педагогической деятельности в воинских коллективах.
На третьем этапе были разработаны и реализованы диалоговые площадки, где обсуждались особенности и проблемы воспитательной работы офицера в воинских подразделениях, проектировались ситуации и педагогические задачи, нуждающиеся в обоснованных решениях (когнитивный компонент). На этих площадках рассматривались различные педагогические ситуации, требующие от курсантов педагогического анализа. Деятельность строилась таким образом, чтобы направить мысль каждого курсанта на оценку своих возможностей и способностей в характеристике предлагаемых педагогических ситуаций. Диалоговые площадки в проекте позиционировались как школа, задача и содержание которой формировали поло-
Таблица 2. Готовность будущих офицеров к воспитательной деятельности в воинских подразделениях, n-24 (Table 2. Level of Future Officers' Competence in Educative Work at Military Units)
Компоненты готовности будущих офицеров к воспитательной деятельности к концу эксперимента Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Мотивационно-ценностный 12 чел. 9 чел. 3 чел.
50,0% 37,5% 12,5%
Когнитивный 9 чел. 13 чел. 2 чел.
37,5% 54,2% 8,3%
Деятельностно-практический 7 чел. 15 чел. 2 чел.
29,2% 62,5% 8,3%
Среднее значение 38,9% 51,4% 9,7%
жительную мотивацию курсантов к усвоению педагогических знаний, необходимых будущему офицеру.
На четвертом этапе была разработана и внедрена в образовательный процесс программа «Педагогический тренинг будущего офицера», цель которого состояла в формировании необходимых педагогических умений и навыков будущих офицеров. Программа тренинга состояла из серии занятий, на которых отрабатывались упражнения, позволяющие курсантам накапливать новый опыт и реализовывать свои возможности в соответствии с поставленными педагогическими целями. Результаты экспериментальной работы отражены в таблице 2.
Таким образом, педагогический проект «Педагогическая культура офицера» в целом достиг своей цели. Значительно возросло количество курсантов, у которых наблюдалась высокая мотивация к освоению педагогических компетенций (50,0%), большинство из них достигло высокого и среднего уровня когнитивного и деятельно-практического компонентов. И лишь небольшая часть курсантов показала низкий уровень мотивации, знаний и умений действовать в решении задач воспитания.
Заключение
1. В практике формирования готовности будущих офицеров к воспитательной работе необходимо создать условия осознания каждым курсантом понимания важности создания сплоченного коллектива военнослужащих. Содержание тренинговой работы по сплочению коллектива должно показать, как организовать условия формирования благоприятного микроклимата в коллективе; выявлять в воинском подразделении тех, на кого можно опереться в трудный момент, т. е. тех, кто проявляет готовность чаще других принимать участие в социально значимой деятельности воинского коллектива; выявлять интересы, способности и различного рода умения военнослужащих; оценивать характер, привычки подчиненных; создавать условия проявления товарищества, оказания помощи в различных видах деятельности; распределять индивидуальные поручения в соответствии с возможностями людей; обеспечивать успех их службы и других видов деятельности.
2. Эффективность каждого этапа экспериментальной работы по формированию готовности курсантов к воспитательной деятельности во многом зависит от того, как используются примеры и образцы действий офицера по решению задач воспитания военнослужащих подразделения.
3. Анализ экспериментальной работы показал, что особое значение в педагогической подготовке будущего офицера имеет создание условий актуализации деятельностно-практического компонента. Этому компоненту необходимо уделять особое внимание, поскольку именно педагогические умения определяют требуемый результат в воспитательной работе офицера и характеризуют уровень его педагогического мастерства.
4. Проведенный эксперимент показал, что одна из важнейших задач образовательного процесса военного вуза, наряду с освоением военной профессии, — формирование внутренней потребности будущих офицеров к усвоению педагогических компетенций, которые в практике военной службы могут стать залогом ее успеха.
Рекомендации. Будущий офицер должен понимать, что изучение подчиненных не является самоцелью. Оно дает возможность прогнозировать поведение каждого военнослужащего в боевой обстановке, предвидеть и предупреждать трудности, которые он не может преодолеть, создавать условия успешного выполнения заданий командования.
Формируя готовность будущего офицера к воспитательной деятельности в воинских подразделениях, необходимо на примерах показывать, что означает ответственная зависимость членов коллектива. Это особенно ярко проявляется на фоне содержания и форм коллективного воздействия. «Любая форма взаимодействия в воинском коллективе отражает наличие или отсутствие определенного командного духа в этом социальном объединении» [5, с. 184]. При грамотной педагогической работе офицера каждая организованная форма нацеливает члена воинского коллектива на признание целесообразности и безусловной правильности традиционного стиля взаимоотношений.
Формируя готовность будущего офицера к воспитательной деятельности, необходимо обратить внимание на развитие умений правильного предъявления педагоги-
ческих требований (Ю. В. Лаптев [7], С. С. Талуанов [8]). Это особенно важно в самом начале воспитательной работы с военнослужащими. Именно «требование организует поведение военнослужащих, способствует качественному выполнению стоящих перед подразделением задач, вносит в деятельность воинского коллектива элементы сплоченности и единства устремлений» [8, с. 14].
Будущий офицер должен знать, что реальным помощником командира является актив коллектива. Важно, что его члены не только разделяют мнение руководителя, но и стремятся самостоятельно организовывать коллективную деятельность своих товарищей. На этом этапе они должны выступать примером, образцом в выполнении боевых и других задач воинского подразделения. Однако опора на актив не должна снижать уровень требований к нему, так как это может привести к потере актива как проводника идей руководителя, а также появлению проблем и трудностей в построении педагогически целесообразных отношений.
Каждый курсант должен быть готов руководить развитием коллектива, для чего особенно важно умение ставить новые цели. В военном подразделении эти цели связаны с решением перспективных задач повышения боевой готовности и совершенствования своего мастерства. Вместе с тем будущий руководитель должен учитывать изменения, происшедшие в воинском подразделении: объединение интересов, знаний, убеждений, действий, ценностей, характеризующее новый уровень развития личных взаимоотношений; готовность членов коллектива к взаимной поддержке и взаимопомощи; появление более действенного общественного мнения как особой формы коллективного требования, принимаемого всеми членами коллектива; возникновение и развитие традиций в воинском коллективе, отражающих уровень сформированности коллективных отношений.
Важнейшим компонентом в системе формирования готовности будущего офицера к воспитательной деятельности в воинском подразделении выступает работа над собой, над самовоспитанием качеств, позволяющих в дальнейшем эффективно строить воспитательную деятельность. В конечном счете эта деятельность станет основой его саморазвития в различных областях военной службы и социальных отношений в воинских подразделениях.
Список литературы
1. Ажибаев М. Т. Формирование у будущих офицеров готовности к управлению профессиональной деятельностью подчиненных : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Алматы, 2002. 28 с.
2. Платонов К. К. О системе психологии. М., 1972. 396 с.
3. Желтобрюх С. П. Развитие педагогического профессионализма преподавателя военного учебного заведения : дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2002. 381 с.
4. Хальзов В. И. Концептуализация модели мониторинга качества профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств // Мир образования — образование в мире. 2012. № 1. С. 197-204.
5. Ефремов О. Ю. Военная педагогика : учебник для вузов. СПб., 2015. 237 с.
6. Иванова М. Б. Педагогические условия формирования направленности личности курсантов вузов МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2000. 24 с.
7. Лаптев Ю. В. Совершенствование военно-педагогической подготовки курсантов высших военных командных училищ : дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 187 с.
8. Талуанов С. С. Воспитание военнослужащих — составная часть военно-педагогического процесса в Вооруженных Силах Республики Казахстан : пособие для офицеров ВС РК. Алматы, 2001. 27 с.
Поступила 21.04.2018
UDC 37.015.324.2
Building the Cadets' Competence in Educative Work at Military Units
Oleg V.-A. Azhimov
Chief of the Military Department, Post-graduate student. E-mail: [email protected]
Arkady A. Petrusevich 2,
Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor at the department of Pedagogy. E-mail: [email protected]
1 Al-Farabi Kazakh National University, Almaty, 050040, the Republic of Kazakhstan 2 Omsk State University, Omsk, 644099, Russia
Education at a modern military institution as an important stage of professional development of a military specialist performs another crucial function, that is building the future officer's readiness to pedagogical activity among the military staff. Future officers' readiness to educative work is revealed in development of value- motivation, cognitive and action-practical components. As the researches show most cadets have an intermediate level of readiness to educative work (55,5% on average). A high level of readiness in 16,6% is revealed only with regard to motivation. The majority of cadets demonstrated a low level with respect to all components of readiness. Problems in preparing future officers for educative work taken into account, the pedagogical experiment was developed. Its aim was to create pedagogical conditions for building future officers' readiness for educative work among military staff. The experiment was based on the developed and implemented system of actions within the pedagogical project "An Officer's Pedagogical Culture". The experimental work was carried out stage by stage. The first stage revealed difficulties related to cognitive and action-practical components. The second stage included development and implementation of the complex programme designed to increase the level of significance of the cadets' mastering pedagogical competences (value-motivation component). The third stage was devoted to development and realization of dialogue platforms where peculiarities and problems of the officer's educative work at military units were discussed, situations were reconstructed, pedagogical tasks requiring reasonable solutions were set (cognitive component). At the forth stage the programme "Future Officer's Pedagogical Training" was developed and implemented into the educational process. Its task was to form pedagogical skills in educative work necessary for future officers in military teams. As a result, the number of cadets with high motivation to acquire pedagogical competences has increased (up to 50,0%), with high level of pedagogical knowledge - up to 37,5%, with high level of pedagogical skills - up to 29,2%. The conducted experiment proved that one of the priorities to solve in the educational process at a military educational institution along with mastering a military profession is to form in future officers the inner need of acquiring pedagogical competences which in military service can be the basis for its success.
Keywords: education; educative work; military education; pedagogical skills; readiness for educative work; military staff.
Citation: Azhimov O. V.-A., Petrusevich A. A. Building the Cadets' Competence in Educative Work at Military Units. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 4(75). 2018. Pp. 37-41. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14007
References
1. Azhibaev M. T. Formation of Future Officers' Proficiency in Management of Professional Activities of their Subordinates. Extended abstract of Candidate of Sciences (in Psychology) dissertation. Almaty, 2002. 28 p.
2. Platonov K. K. About the System of Psychology. Moscow, 1972. 396 p. (In Russ.)
3. Zheltobryukh S. P. Development of Teacher's Pedagogical Professionalism at the Military Educational Institute. Doctor of Sciences (in Pedagogy) dissertation. Yaroslavl, 2002. 381 p. (In Russ.)
4. Khalzov V. I. Conceptualization of the Model of Monitoring the Quality of Officers' Professional Training at Universities of Defence and Law Enforcement Agencies. The World of Education - Education in the World. No. 1. 2012. Pp. 197-204. (In Russ.)
5. Efremov O. Yu. Military Pedagogy. St Petersburg, 2015. 237 p. (In Russ.)
6. Ivanova M. B. Pedagogical Conditions for Guiding Personality of Cadets of Universities of the Russian Ministry of Internal Affairs. Extended abstract of Candidate of Sciences (in Pedagogy) dissertation. Barnaul, 2000. 24 p. (In Russ.)
7. Laptev Yu. V Improvement of Cadets' Military-Pedagogical Proficiency at the Higher Military Command Schools. Extended abstract of Candidate of Sciences (in Pedagogy) dissertation. Moscow, 2010. 187 p. (In Russ.)
8. Taluanov S. S. Military Education as a part of Military-Pedagogical Process in the Armed Forces of the Republic of Kazakhstan. Almaty, 2001. 27 p.
Submitted 21.04.2018