УДК 159.9
ДИНАМИКА УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
© 2012 Г.А.Виноградова1, О.Б.Бобков2
1 Тольяттинский государственный университет 2 Филиал военного учебно-научного центра ВВС. Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина. Сызрань
Статья поступила в редакцию 28.11.2011
Процесс реформирования Вооруженных Сил РФ и системы военного образования требуют внедрения новых подходов в практику подготовки военных специалистов, что является наиболее актуальным в настоящее время. Военно-профессиональная деятельность будущего летчика требует от курсанта сформированности целого ряда важных характеристик, в том числе высокоразвитой, устойчивой мотивации воинской службы с доминированием в ней военно-профессиональных мотивов, сложившихся в период обучения в вузе.В статье рассматривается состояние проблемы развития и формирования учебно-профессиональной мотивации курсантов на основе анализа результатов исследования, проведенного в военном авиационном вузе. Ключевые слова: учебно-профессиональная мотивация, внешние и внутренние мотивы, курсанты военных авиационных вузов, военно-профессиональная направленность.
Задачи обеспечения национальной безопас-
ности, обороноспособности страны, формирования нового, перспективного облика Вооруженных Сил требуют от системы военного образования подготовки высокопрофессиональных офицерских кадров. Сложность и определенная новизна современных проблем военного реформирования заставляют искать новые психолого-педагогические пути повышения качества подготовки в военных вузах. Мы считаем, для того чтобы будущие офицеры могли успешно и качественно выполнять возложенные на них в войсках задачи, необходимо в период обучения в вузе обеспечить высокий уровень их профессиональной подготовленности. Достижение этого возможно путем целенаправленного развития и формирования мотивации учебно-профессиональной деятельности курсантов на разных этапах профессионального становления. Необходимо учитывать, что могут наблюдаться отличительные особенности в мотивации у обучающихся на разных курсах. Сформированная у курсантов устойчивая учебная мотивация является основой для проявления ими постоянного стремления к совершенствованию своих профессиональных качеств. Мотивация выступает важнейшим условием учебной активности курсантов, позволяет судить о субъективной значимости для курсанта учения, прогнозировать его результативность на различных курсах, ор-
Виноградова Галина Александровна, доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии. E-mail: G. Vinogradova@tltsu.ru
Бобков Олег Борисович, доцент, начальник кафедры тактики и общевоенных дисциплин. E-mail: habol-oleg@mail. ru
ганизовывать и проводить работу по коррекции мотивации в желательном направлении, глубже понять личность курсанта1. Однако, как свидетельствует теоретический анализ, данной проблеме в период модернизации военного образования уделяется недостаточно внимания. Об отношении курсанта к овладению профессией судят в основном по оценкам, фиксирующим успеваемость по предметам обучения. Такой подход нельзя признать правомерным, поскольку, как показывает практика, отсутствие учета мотивов учения является одной из причин отчислений курсантов и ухода молодых офицеров из армии. Следует отметить, что применительно к высшим военным авиационным учебным заведениям проблема формирования учебно-профессиональной мотивации курсантов в современных психолого-педагогических исследованиях не рассматривалась. Таким образом, проблема формирования учебно-профессиональной мотивации курсантов военных авиационных вузов является актуальной, имеет теоретическую и практическую значимость.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии (А.Н.Леонтьев, И.А.Васильев, А.К.Маркова, Т.А.Матис, В.К.Вилюнас, Е.П.Ильин, Х.Хекхаузен, Д.Аткинсон, А.Мас-лоу и др.). Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности и поведения.
1Богуславский В.В. Мотивация учебной деятельности курсантов военно-учебных заведений. - М.: 2001.
Мы придерживаемся точки зрения Л.И.Бо-жович, которая считает, что учебная мотивация
- это система побуждений, движущая обучаемым и заставляющая его приобретать знания, становиться успешным, выступать в качестве субъекта своей учебно-позна-вательной деятельности. Относительно профессиональной мотивации необходимо отметить, что здесь важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку данный мотив связан с конечной целью обучения2.
Разработкой проблем мотивации в соответствии с запросами военной практики занимался целый ряд военных психологов и педагогов. Основой исследования военных психологов и педагогов явился личностно-социально-дея-тельностный подход, разработанный Н.Ф.Фе-денко и М.И.Дьяченко. Различные аспекты мотивации нашли отражение в работах военных ученых: Г.Ф.Лукова, А.В.Барабанщикова, М.И.Дьяченко, Н.Ф.Феденко, Л.Ф.Железняк, В.П.Давыдова и др. Однако данные работы относятся к периоду до начала реформирования Вооруженных Сил России и в них проблема формирования учебно-профессиональной мотивации курсантов военных авиационных вузов не затрагивалась. В целом, обобщая различные точки зрения, можно заключить, что под мотивами военно-профессиональной деятельности следует понимать осознанные побуждения к постановке целей данной деятельности, действиям, поступкам по достижению этих целей. Военно-профессиональная деятельность будущего летчика как специфический вид профессиональной деятельности требует от курсанта сформированности целого ряда важных характеристик. Одна из них - высокоразвитая, устойчивая мотивация воинской службы с доминированием в ней военно-профессиональных мотивов, сложившаяся впериод обучения в военно-учебном заведении. В условиях военного заведения основной вид деятельности курсанта
- деятельность по овладению профессией и специальностью, которая может быть рассмотрена как совокупность учебно-познавательной, служебной, общественной и некоторых других видов деятельности3. Важнейшей особенностью подготовки офицера военного вуза является то, что этот процесс профессионально направлен, подчинен освоению способов и опыта профессионального решения тех задач, с которыми курсанты могут встретиться в практике офицер-
2 Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: 1996.
3 Железняк Л. Ф. Военно-профессиональная направленность, ее изучение и формирование у курсантов военных училищ. - М.: 1976.
ской службы. Поэтому в целом деятельность курсанта - это учебно-профессиональная деятельность. Исходя из этой особенности, основной проблемой обучения в военном вузе является переход от актуально осуществляемой учебной деятельности курсанта к усваиваемой им деятельности профессиональной. С позиций теории деятельности такой переход идет по линии трансформации мотивов.
Нами было проведено опытно-экспериментальное исследование с привлечением 389 курсантов 2 - 5 курсов на базе филиала «Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» (г. Сызрань). Представленная выборка является репрезентативной для данного военного вуза. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, анкетирова-ние,изучение программно-методической литературы, нормативных документов, отражающих учебную, служебную и военно-профессиональную деятельность курсантов, психодиагностические методы изучения военно-профессиональной направленности (А.Ф.Боровиков), мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман), мотивов учебной деятельно-сти(А.А.Реан, В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой). Достоверность проведенного исследования обеспечивалась репрезентативностью выборки испытуемых, использованием взаимодополняющих методик, качественной интерпретацией данных, сравнительным анализом результатов с применением методов математической статистики (средние значения, корреляционный анализ, критерий Спирмена).
Результаты изучения особенностей военно-профессиональной направленности курсантов позволяют говорить о тенденции к повышению уровня ВПН по мере перехода от младших курсов к старшим. Возрастает военная доминанта (общая и частная), которая отражает общую направленность на военную службу, глубину и устойчивость стремления стать военным летчиком. Корреляционный анализ выявил заметную связь между ВПН и возрастом испытуемых (/7=0,54; /7=0,57; =0,55; р= 0,57; /7=0,67; с достоверностью 95%). На рис. 1 представлены результаты, которые наглядно показывают динамику роста ВПН курсантов вуза.
80 70 60 50 40 30 20 10 0
при поступлении
2 курс
3 курс
4 курс
□ высокий Передний □ ниже среднего □ низкий
5 курс
Рис.1. Динамика военно-профессиональной направленности курсантов (%)
Проанализировав результаты оценки ВПН, можно сказать, что для значительной части абитуриентов (30% с низкой ВПН - обучение в военном учебном заведении нецелесообразно, предпочтительнее гражданская специальность, 40% с уровнем ВПН ниже среднего - обучение в военном вузе может быть сопряжено с существенными затруднениями) характерны внешние мотивы выбора военной специальности: военная форма, материальная обеспеченность, престижность, романтика военной жизни, право командовать другими людьми, решение жилищных проблем за счёт государства, возможность избежать безработицы, переждать «трудные времена», стремление уклониться от военной службы по призыву (в случае возможного не поступления в гражданский вуз). Побудительной силой при выборе профессии военного летчика для половины поступающих была семейная традиция, совет знакомых, родственников, родителей. По данным исследований в настоящее время при выборе военной профессии всё чаще на первое место выступает низкое материальное положение родителей. Большая часть тех, кто поступает в военные вузы, происходит из социально незащищённых семей, для этой категории молодых людей военная служба и военное образование становится единственной реальной возможностью достойно устроиться в жизни4. Большинство абитуриентов, поступая в вуз, видят перед собой только эмоционально окрашенный, романтический образ избираемой профессии и мало знают о том, что же она представляет собой в действительности.
По мнению преподавателей вуза, в настоящее время, значительная часть первокурсников имеет низкий уровень культуры и общего развития. Они не отличаются самостоятельностью, трудолюбием и социальной активностью. В иерархии мотивов абитуриентов мотивы познания
4 Петрова М.Ю. Социально-психологические условия развития военно-профессиональной направленности курсантов вузов. - М.: 2005.
и освоения профессии не являются доминирующими. Ведущее положение занимают мотивы материального благополучия. Большинство курсантов-первокурсников имеют невысокий уровень академической успеваемости, а особые трудности возникают в адаптационный период, когда идет привыкание к условиям учебной и служебной деятельности в вузе. Проведенный анализ дает основания предположить, что на мотивацию профессиональной деятельности курсантов накладывают значительный отпечаток как их социальные, так и возрастные особенности.
Лишь третья часть абитуриентов способна на успешное обучение в вузе, выбор военной специальности целесообразен. Колебаний при выборе этой специальности не было у 70% поступающих. Внутренними мотивами (служение Родине, большое желание стать военным летчиком) руководствовались лишь 3% обследуемых. Мы наблюдаем положительную динамику ВПН курсантов уже на первом ориентировочно-профессиональном этапе профессионального становления, когда формируется активная установка на овладение профессией.
Нами был проведен анализ динамики результатов вступительных экзаменов абитуриентов в соотношении с результатами государственного междисциплинарного экзамена, (выпускной квалификационной работы) за последние десять лет и выявлена тенденция к снижению показателей среднего балла на 12% (0,26 абс.ед.) при поступлении в вуз и на 3% (0,1абс.ед.) по окончании военного вуза. Можно сделать вывод, что за годы обучения в военном вузе возрастает уровень интеллектуального развития, освоения обучающимися специальных знаний, навыков и умений, включающих опыт познавательной, практической и творческой деятельности, что способствует скорейшей их адаптации к военно-профессиональной (летной) деятельности, а также формированию мотивации к военной службе и становлению профессионально-ценностных качеств. Однако, следу-
ет отметить, что тревожащим фактором является незначительное снижение среднего балла государственного междисциплинарного экзамена. Детерминантами, инициирующими данное явление, могут выступать как внутренние, так и внешние мотивы5. На мотивационную сферу влияние оказывают не только внутренние побудительные силы, внешняя среда играет огромную роль в формировании мотивации (особенности образовательного процесса, внешняя мак-ро-микро среда, различные объективные обстоятельства и т.п.)6. Мы считаем, что трудности в обучении связаны не с умственными способностями, а с недостаточным развитием волевых качеств, незрелостью форм саморегуляции и самоорганизации, с недостаточно сформированной мотивационной сферой.
По результатам анкетирования курсантов можно сделать вывод, что убежденность в необходимости добросовестной учебы на первое место в рейтинге ставится 25,9% обследуемых, большинство из них 56,5% этот параметр ставят на 2 место, 7,4% считают, что добросовестно учиться совсем не обязательно. Социальная значимость курсанта в коллективе играет важную роль в мотивации к учебной деятельности. С помощью хороших знаний курсант хочет утвердиться в коллективе, повысить свой авторитет. Чувство моральной ответственности за результаты учебы на первое место выделяет 39,8% курсантов, на второе место - 46,2%; желание поддерживать и отстоять честь коллектива - на 1 место - 50%, на 2 место - 37%. Необходимо отметить, что 39,8% курсантов, в первую очередь, хорошо учатся для того, чтобы не огорчать преподавателей и родителей, а 18,5% желают избежать порицание за недостатки в учебе со стороны командиров и ставят мнение преподавателей и родителей на 2 место 46,2% опрошенных, а мнение командиров - 45,4% опрошенных. Важным моментом является, что 100% опрошенных курсантов считают, что они могут учиться лучше, при этом 18,5% убеждены, что для хорошей учебы им ничего не мешает.
В качестве причин, мешающих учебной деятельности курсанты называют: не хватает времени - 11,2%, лень - 9,2%, совмещение работы и службы - 9,2%, не высыпаются - 3,7%. Примечательно, что 40,7% опрошенных не видят причин, мешающих хорошей и отличной учебе. В качестве факторов, мотивирующих учебную деятельность, курсанты называют: стимулирование мотивации к учебной деятельности, например, свободными увольнениями, свободным посещением занятий, проживание вне казармы
5 Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.:1991.
6 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: 2000.
- 20,3%, поощрять за хорошую учебу - 7,4%, необходимо желание самого учащегося - 5,5%; 18,5% ответили, что их учебную деятельность стимулировать не нужно.
С помощью методики диагностики мотива-ционной структуры личности (В.Э.Мильман), мы попытались выявить некоторые устойчивые тенденции личности курсантов: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечению комфорта и социального статуса, общественную полезность. На основе ответов составили суждение о рабочей (учебной сфере) и общежитейской направленности личности, относящейся ко всей сфере жизнедеятельности. На рис. 2 графически представлены варианты мотивационного профиля личности курсантов (среднее значение).
Как видно из графика мотивационный профиль личности курсантов на всех этапах профессионализации имеет выраженную рабочую (учебную) направленность, средние показатели практически по всем шкалам выше, по сравнению с общежитейской направленностью. Качественно-количественный анализ результатов показал, что больше всего выражена подшкала «творческая активность» (ср. б. 24,8). Далее по степени выраженности идет подшкала «социальная полезность» (ср. б. 22,5), ниже рангом стоит подшкала, касающаяся сферы общения, межличностного взаимодействия (ср. б. 20,5). Социальный статус (ср.б. 19,7) по степени значимости находится выше общей активности (ср.б. 17,4). Практически одинаковые низкие показатели получены по подшкалам «комфорт» (ср. б. 14,5) и «жизнеобеспечение» (ср. б. 13,5). Наиболее высокие показатели учебной активности выявлены у курсантов 4 курса. Далее нами были составлены типы мотивационно-го профиля личности курсантов, которые наглядно представлены на рис. 3.
У большинства курсантов на всех курсах выявлен прогрессивный тип личности с социально направленной позицией (от 65% до 85%), характеризующийся заметным превышением уровня развивающих мотивов над уровнем мотивов поддержания. При достаточно высоком процентном содержании данного типа мотивации, мы наблюдаем тенденцию к его снижению к выпускному курсу; самый низкий процентный показатель выявлен у курсантов 3 курса в 65% случаев (второй, общепрофессиональный этап). Данный этап обучения характеризуется наличием самого большого показателя регрессивного типа мотивационного профиля личности по сравнению с другими этапами (9%). Тревожащим фактом является наличие курсантов, обучающихся на 3 - 4 курсах (3,4%) с низкой мотивацией учения, характеризующейся ощуще-
нием «скуки», отрицательным эмоциональным отношением к учебе (средний балл ниже 3,3). Одним из факторов данного явления может служить наличие ненормативных кризисов профессионального становления личности, которые носят непредсказуемый характер и могут
протекать на фоне любой стадии профессионального становления, вызванные случайными событиями или инициированные сверхнормативной активностью личности, при ситуации переживания рассогласования в сфере самосознания личности.
Примечание: Ж - жизнеобеспечение; К - комфорт; С - социальный статус; О - общение; Д - общая активность; ДР - творческая активность; ОД - общественная полезность Рис. 2. Представленность мотивационного профиля личности курсантов на разных этапах профессионального становления (учебная и общежитейская направленность)
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
□ прогрессивный
□ регрессивный
□ импульсивный D экспрессивный
2 курс
3 курс
4 курс
5 курс
Рис.3.Типы мотивационного профиля личности курсантов вуза
Жизненные события, создающие потенциальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей, могут способствовать возникновению противоречий, вызывающих состояние беспокойства у индивида. Это состояние сопровождается переживаниями, отрицательными или положительными эмоциями7. Другим фактором, детерминирующим низкую учебную мотивацию, может выступать кризис профессиональных эспектаций (18 - 20 лет), проявляющийся в адаптационных трудностях, несовпадении профессиональных ожиданий и реальной действительности8. Способами преодоления кризиса являются: активизация учебных усилий, корректировка военно-профессиональных мотивов, в крайнем случае, увольнение, смена специальности.
Мы наблюдаем незначительное, но стабильное снижение социальной активности курсантов
7 Ефремов О.Ю. Педагогическая диагностика в высшей военной школе России. - СПб.: 2000.
8 Лысакова Е.Н. Теоретические основы отечественной военно-авиационной психологии // Военная мысль. -2010. - №1. - С. 71 - 78.
к 5 курсу (от 3,5% до 7,7%). Для регрессивного типа мотивационного профиля характерно превышение общего уровня мотивов поддержания над развивающими мотивами: жизнеобеспечения, комфорта, социального статуса, общения; в наиболее отчетливом виде регрессивный тип отражается в последовательном снижении профильной линии слева направо. Часто встречается среди плохо успевающих курсантов.
Корреляционный анализ показал умеренную связь между показателями успеваемости и типами мотивационного профиля (/7=0,41; с достоверностью 95%). У курсантов прогрессивного типа мотивационного профиля личности чаще встречается средний балл от 3,8 и выше; регрессивный тип коррелирует с показателями успеваемости, где средний балл ниже 3,6.
На всех этапах профессионального становления с частотой встречаемости до 15% выявлен импульсивный тип мотивационного профиля, который характеризуется резкими перепадами профильной линии с тремя выраженными пиками, чаще всего по шкалам «К», «О», «ДР», и отражает значительную дифференциацию,
возможно, конфронтацию различных мотиваци-онных факторов внутри общей структуры личности.
Экспрессивный тип мотивационного профиля личности наблюдается на 3-м, 4-м, 5-м курсах (11%, 2,8%, 3,3% соответственно), характеризуется стремлением субъекта через повышение уровня самоутверждения. В рисуночном профиле заметны перепады профильной линии с наличием двух пиков: чаще других встречаются сочетания пиков по шкалам «К» и «ДР».
Мы наблюдаем выраженность социальных мотивов у большинства курсантов вуза. Для многих обследуемых знания, полученные в процессе обучения, являются средством достижения всего необходимого в жизни. На втором месте у многих курсантов стоят профессиональные мотивы, подтверждающие правильность выбранной профессии, следование своей цели, прогнозирование жизненного пути. Однако учебно-познавательные мотивы занимают лишь пятую позицию в иерархии мотивов учения у старших курсов, возможно, это связано с тем, что курсанты считают наиболее важными те дисциплины, которые связаны с летной деятельностью, не акцентируя внимание на остальных предметах. Для курсантов младших курсов значимыми также являются коммуникативные мотивы, общение с товарищами. Мотивы творческой самореализации имеют тенденцию повышения к выпускному курсу, возможной причиной является стремление выразить себя не только с профессиональной стороны, но и как творческая личность с активной жизненной позицией. Мотивы престижа не достаточно значимы для курсантов 2, 3 и 5 курса, это говорит о том, что не все заинтересованы в результатах своей учебной и социальной деятельности в вузе, подчеркивая невысокую в этом отношении учебную мотивацию. На последнем месте у всех курсов находятся мотивы избегания, свидетельствующие, что курсанты не имеют целостного представления о своей специальности и заинтересованы в большей степени в получении диплома, а не в развитии профессиональных компетенций.
В этом типе отражается определенная выборочная дифференциация мотивационных факторов раздельно по группам поддерживающих (П, К, С) и развивающих (Д, ДР, ОД) мотивов.
Результаты исследования по методике Н.Ц. Бадмаевой показали, что в процессе обучения в военном вузе, при переходе с одного курса на другой совершается перестройка ведущих мотивов учебно-профессиональной деятельности курсантов. Ранжированный ряд мотивов учения представлен в таб.1.
Полученные в нашем исследовании данные позволяют говорить о том, что наблюдается тенденция к повышению уровня военно-профессиональной направленности к старшим курсам, как одной из основных содержательных характеристик профессионального развития будущих офицеров. В большинстве случаев (82%) у курсантов (на разных курсах) вуза выявлен средний уровень мотивации учебной деятельности, т.е. обучающийся проявляет настойчивость и усердие при подготовке к учебным занятиям, но не систематически, а в зависимости от обстоятельств и ситуаций, в ходе занятий не всегда проявляет сосредоточенность внимания, в овладении учебным материалом недостаточно самостоятелен и инициативен, волевые усилия применяет эпизодически, преобладают ориентации на достижение результата в учебе, характерно положительное отношение к успеху. В случае неуспеха испытывают неудовлетворенность, однако переживание не всегда сопровождается стремлением дополнительно изучить учебный материал. Зачастую факт неуспеха расценивается как случайность.
Учебная деятельность курсантов военного вуза является полимотивированной и побуждается, как правило, целым комплексов мотивов. Наиболее высокое место в их иерархии занимают мотивы, имеющие для курсантов наибольшую субъективную значимость. Все побуждения, образуя разветвленную иерархическую систему, находятся в постоянном взаимовлиянии, дополняя и обогащая друг друга. Характерной особенностью учебно-профессиональной мотивации курсантов является дискретность
Таб 1. Ранжированный ряд мотивов учения курсантов 2 - 5 курса
№ Шкала Ранговое место
2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
1 Коммуникативные мотивы 4 6 6 6
2 Мотивы избегания 7 7 7 7
3 Мотивы престижа 6 4 3 4
4 Профессиональные мотивы 2 2 2 2
5 Мотивы творческой самореализации 5 5 4 3
6 Учебно-познавательные мотивы 3 3 5 5
7 Социальные мотивы 1 1 1 1
проявлений побуждений и интегральное единство всех взаимодействующих мотивов. По общественной значимости они проявляются как широкие социальные, коллективистские, личные и узколичные, что является исходным для их выявления и оценки у обучаемых. Признаком развитой мотивации является наличие у курсантов устойчивой системы социально ценных мотивов, обеспечивающих стабильность и эффективность учебной деятельности9. Источником и глубинной основой мотивации являются их потребности в учебной деятельности, выступающие наряду с мировоззрением и целями как мотивообразующие явления.
Мотивационный профиль личности курсантов на всех этапах профессионализации имеет выраженную рабочую (учебную) направленность. У большинства курсантов (на всех курсах) выявлен прогрессивный тип личности с социально направленной позицией, характеризующийся заметным превышением уровня развивающих мотивов над уровнем мотивов поддержания.
Однако необходимо обратить внимание: на стабильное снижение социальной активности курсантов к 5 курсу; на наличие низкого уровня учебной мотивации курсантов, высокого процента регрессивного типа мотивационного профиля личности на общепрофессиональном этапе (3-й курс), когда курсанты активно включаются в научную и профессионально-практическую деятельность. Это служит основанием для продолжения дальнейшего исследования различных аспектов профессионального становления (взаимосвязь ПВК с ВПН, с определением основных направлений мотивацион-ной сферы профессиональной подготовки) военных вертолетчиков в период обучения в вузе, с целью обоснования психолого-педагогических условий совершенствования процесса профессионально-личностной подготовки курсантов авиационных ввузов по военно-специальным дисциплинам и выработки научно-прикладных рекомендаций.
9Вилюнас В. Психология развития мотивации. - СПб.: 2006.
ACADEMIC AND CAREER MOTIVATION DEVELOPMENT OF AIR FORCE CADETS
© 2012 G.A.Vinogradova1, O.B.Bobkov2"
1 Togliatti State University 2 Syzran branch of Air Force Educational and Scientific Air Force Academy Centre named after N.E.Zhukovsky and Y.A.Gagarin
The reforming process of the Russian Armed Forces and military education system requires an introduction of a new approach to the matter of military training specialists which has become an actual problem nowadays. The professional activity of a future pilot demands from a cadet to have a number of important characteristics such as to be highly educated and to have settled motivation of military service, formed during their training at the university. The article touches upon the problem of development and formation of cadets teaching and professional motivation which is based on the research results held at the Air Force School.
Keywords: teaching and professional motivation, internal and external motives, Air Force cadets, militaryprofessional training.
Galina Alexandrovna Vinogradova, D. Sc. in Psychology, Professor of the Theoretical and Applied psychology department. E-mail: G. Vinogradova@tltsu. ru Oleg Borisovich Bobkov, Associate Professor, Head of the Tactics and Military Disciplines department. E-mail: habol-oleg@mail. ru