УДК 378 (075.8) + 159.923
Chebataryov V.A. PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING PROFESSIONAL PREPAREDNESS OF CADETS IN MILITARY INSTITUTIONS. Effective psychological and pedagogical training of cadets in military higher education schools is possible only in the atmosphere of creating an appropriate motivation. In the paper the researcher offers a method of forming motivation in students. The work justifies the psychological and pedagogical conditions of formation of professional preparedness of military students in higher educational schools in modern time.
Key words: psychological and pedagogical conditions, motivation for learning, professional preparedness of military students, teaching tactics to cadets.
В.А. Чебатарев, зам. начальника каф. тактики (и управления войсками) Военного учебно-научного центра
Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации»,
г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
В статье показано, что эффективная психолого-педагогическая подготовка курсантов в военном вузе невозможна без создания соответствующей мотивации. Предлагаются способы формирования мотивации у курсантов и дается обоснование психолого-педагогических условий формирования профессиональной готовности курсантов военного вуза в современных условиях.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, мотивация к обучению, профессиональная готовность курсантов военного вуза, обучение тактике.
К подготовке офицера современной Российской армии, в соответствии с новыми программами обучения, предъявляются высокие квалификационные требования. Количество часов на занятия по тактике выделено достаточно, но при этом в учебном процессе обозначилась проблема мотивации курсантов к занятиям по тактике.
Изучение психолого-педагогической литературы, анализ материалов конференций, обобщение опыта решения задач, подготовки высокопрофессиональных офицерских кадров в условиях высшей военной школы выявили, что имеет место увеличение разрыва между подготовкой военных специалистов высшей школы и требованиями, которые предъявляются к ним на практике.
Эффективная психолого-педагогическая подготовка курсантов в военном вузе невозможна без создания соответствующей мотивации [1]. Мотивацию к освоению психолого-педагогических знаний и умений следует формировать у курсантов следующими способами.
Первый - моделирование профессиональной деятельности в процессе обучения дисциплины «Тактика». Моделирование профессиональной деятельности заключается в создании условий для развития активной деятельности курсанта, профессионального мышления, приобретения умений и навыков профессиональной деятельности через воспроизведение её в специально созданных условиях, когда деятельность носит реальный характер, а при выполнении действий отражаются наиболее существенные черты [4].
Второй - это тренинговые технологии, при этом у обучаемых формируются навыки и умения для выполнения конкретных действий, в конкретное время в условиях выполнения боевой задачи. Согласно В.А. Саруханову, тренинг - деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, коррекции и формирования способностей и установок, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности [5].
Эффективным путём формирования у курсантов мотивации к занятиям по тактике, будет являться поэтапное использование форм и методов, в основе которых лежит психолого-педагогическое воздействие с методами морального стимулирования [3]. Психолого-педагогическое воздействие предполагает, что преподаватель с использованием различных способов и методов обучения курсантов, а также приведением примеров из личного опыта профессиональной деятельности будет способствовать изменению мотивации курсантов к изучению тактики и тактико-специальных дисциплин в положительную сторону, и способствовать выработке профессионально необходимых качеств у курсантов.
Повышения эффективности профессиональной готовности курсантов реализуется в проведении различных видов занятий:
а) образовательной направленности: лекции, семинары, практические занятия, групповые упражнения, групповые занятия, тактические и тактико-специальные учения, военно-специальные игры и др.;
б) воспитательной направленности: индивидуальные и групповые беседы, различные виды информирования личного состава, доклады, пропаганда передового опыта, встречи с ветеранами войны, Вооружённых сил, экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы, проведение Дней защитника Отечества с показом вооружения и военной техники и др.;
в) развивающей направленности: теоретические и научно-практические конференции, олимпиады по военно-профессиональным дисциплинам;
г) психологической направленности: боевые стрельбы отделений и взводов, групповые и практические занятия с использованием техники и имитационных средств [2].
Эффективное обучение тактике можно достичь путём решения профессиональных задач, выработке и развитию следующих профессиональных способностей:
- способность мыслить и действовать в условиях ограниченного лимита времени, огромных физических и психологических нагрузок;
- способность принимать решения связанные с риском для жизни подчинённых;
- способность управлять подчинёнными в условиях сложных и неожиданных ситуаций;
- способность к освоению знаний, умений и навыков профессиональной деятельности;
- способность к анализу и обобщению данных и информации;
- способность к достижению успеха в бою;
- способность доводить начатое дело до конечного (положительного) результата;
- способность к выявлению и решению внезапно возникающих ситуационных задач.
Формирование этих способностей у курсантов высших военных учебных заведений происходит в процессе изучения дисциплины «Тактика». Курсантами, обучающимися в высшем военном учебном заведении, тактика и тактико-специальные дисциплины рассматриваются, как основные, необходимые для формирования вышеперечисленных способностей.
Для выработки и развития профессиональных способностей необходимо решение следующих психолого-педагогических задач:
- формирование у курсантов мотивации, которые направлены на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности;
- овладение системой теоретических знаний, необходимых для профессиональной деятельности;
- формирование практических умений и навыков для профессиональной деятельности;
- развитие личностных и профессиональных качеств курсантов, которые им необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности;
- воспитание самостоятельности и ответственности курсантов за принимаемые ими решения.
В ходе решения вышеперечисленных психолого-педагогических задач курсанты вырабатывают и совершенствуют способности, которые необходимы для профессиональной деятельности в будущем.
Формированию способностей профессиональной деятельности служат учебные практики и войсковая стажировка, которые включают изучение специфических особенностей, исполнение курсантами различных должностей (командира отделения, заместителя командира взвода, командира взвода, командира роты), что усиливает мотивацию на формирование профессиональных навыков и способствуют приобретению практического опыта по выполнению профессиональных обязанностей в войсках.
В процессе учебных практик и войсковой стажировки, курсанты включаются в реальную профессиональную деятельность воинских подразделений:
- в подготовку и проведение различных видов занятий;
- в участие в подготовке и проведение подведения итогов в подразделениях;
- в повседневном руководстве воинскими коллективами, что и требует от курсантов применение на практике полученных знаний, умений и навыков профессиональной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы, опросы курсантов и отзывы, поступающие из войск, о прохождении службы
Библиографический список
молодых офицеров, позволяет нам выделить психолого-педагогические условия формирования у курсантов высших военных учебных заведений профессиональных способностей.
Во-первых, необходимо актуализировать мотивацию курсантов на формирование теоретической, практической и психологической подготовки в процессе обучения, поддержание диалогового взаимодействия между курсантами и преподавателями.
Во-вторых, необходимо создание приемов, способов и методов эффективного обучения на основе междисциплинарного взаимодействия педагогов военного вуза, это достигается включением курсантов в научно-исследовательскую работу с помощью преподавателей в процессе подготовки к научным конференциям, работой над курсовыми проектами и рефератов по тактике и тактико-специальным дисциплинам.
В-третьих, необходимостью является моделирование курсантами своей профессиональной деятельности в учебном процессе, что предполагает разработку отдельных учебных программ (специальных курсов) имеющих особое значение (вызывающих наибольшие трудности при изучении тактики и требующих решения личностно значимых проблем с помощью преподавателей и командиров подразделений).
В-четвёртых, необходимо обеспечить творческий характер учебной и самостоятельной деятельности курсантов. Это достигается привлечением курсантов к участию в разработке ситуационных задач, подготовке статей и учебных пособий, которых находят отражение вопросы специфики профессиональной деятельности выпускника военного вуза, разработке индивидуального плана формирования профессиональных навыков на каждый период обучения.
И, наконец, необходимо организовать обучение курсантов на пределе их индивидуальных возможностей в реальных проблемных ситуационных задачах, чтобы их содержание стимулировало интерес обучаемых к профессиональной деятельности в ходе решения этих задач, а не влекло за собой неудовлетворённость учёбой.
1. Арсланбеков, М.М. Совершенствование психолого-педагогической подготовки курсантов военных военных вузов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 43-2.
2. Довганенко, А.А. Военно-профессиональная подготовка курсантов - будущих офицеров - воспитателей в военном вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2008.
3. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие. - М., 2006.
4. Катаева, М.Л. Моделирование профессиональной деятельности в процессе подготовки будущего учителя в педагогическом колледже. - Пермь, 2007.
5. Немова, А.С. Использование тренинговых технологий при обучении информатике / А.С. Немова, М.В. Мащенко // Материалы V Международной студенческой электронной науч. конф. «Студенческий научный форум», 2013.
Bibliography
1. Arslanbekov, M.M. Sovershenstvovanie psikhologo-pedagogicheskoyj podgotovki kursantov voennihkh voennihkh vuzov // Izvestiya Rossiyjskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. - 2007. - № 43-2.
2. Dovganenko, A.A. Voenno-professionaljnaya podgotovka kursantov - buduthikh oficerov - vospitateleyj v voennom vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 2008.
3. Zeer, Eh.F. Psikhologiya professionaljnogo razvitiya: ucheb. posobie. - M., 2006.
4. Kataeva, M.L. Modelirovanie professionaljnoyj deyateljnosti v processe podgotovki buduthego uchitelya v pedagogicheskom kolledzhe. -Permj, 2007.
5. Nemova, A.S. Ispoljzovanie treningovihkh tekhnologiyj pri obuchenii informatike / A.S. Nemova, M.V. Mathenko // Materialih V Mezhdunarodnoyj studencheskoyj ehlektronnoyj nauch. konf. «Studencheskiyj nauchnihyj forum», 2013.
Статья поступила в редакцию 25.04.14
УДК 373.24
Sulima I.A., Chernikova M.S. FORMATION OF ETHNOCULTURE IN CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE IN THE COURSE OF LEARNING HOLIDAYS OF THE PEOPLES OF BASHKORTOSTAN. In article the problem of formation of ethnoculture in children of preschool age is considered. The current state of a question of realization of a regional component in the conditions of kindergarten is analyzed. The authors develop a theoretical model of formation of ethnoculture in senior preschool children, reveal necessary pedagogical conditions of the model and present their own project on teaching 5- and 7-year-old children holidays of the peoples of the Republic of Bashkortostan.
Key words: ethnoculture, ethnoculture of preschool children, forming of ethnoculture to senior preschool children, national culture, national traditions, national holidays.
И.А. Сулима, канд. пед. наук, доц. БФ БГУ, г. Бирск, E-mail: [email protected];
М.С. Черникова, канд. пед. наук, доц. БФ БГУ, г. Бирск, E-mail: [email protected]