Научная статья на тему 'Формирование этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с праздниками народов Башкортостана'

Формирование этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с праздниками народов Башкортостана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1163
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ / ETHNOCULTURE / ETHNOCULTURE OF PRESCHOOL CHILDREN / FORMING OF ETHNOCULTURE TO SENIOR PRESCHOOL CHILDREN / NATIONAL CULTURE / NATIONAL TRADITIONS / NATIONAL HOLIDAYS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулима И. А., Черникова М. С.

В статье рассматривается проблема формирования этнокультуры в дошкольном возрасте. Проанализировано современное состояние вопроса реализации регионального компонента в условиях детского сада. Авторами разработана теоретическая модель формирования этнокультуры у старших дошкольников, выявлены педагогические условия и разработан проект по ознакомлению детей 5-7 лет с праздниками народов Республики Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сулима И. А., Черникова М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ETHNOCULTURE IN CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE IN THE COURSE OF LEARNING HOLIDAYS OF THE PEOPLES OF BASHKORTOSTAN

In article the problem of formation of ethnoculture in children of preschool age is considered. The current state of a question of realization of a regional component in the conditions of kindergarten is analyzed. The authors develop a theoretical model of formation of ethnoculture in senior preschool children, reveal necessary pedagogical conditions of the model and present their own project on teaching 5and 7-year-old children holidays of the peoples of the Republic of Bashkortostan.

Текст научной работы на тему «Формирование этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с праздниками народов Башкортостана»

- формирование у курсантов мотивации, которые направлены на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности;

- овладение системой теоретических знаний, необходимых для профессиональной деятельности;

- формирование практических умений и навыков для профессиональной деятельности;

- развитие личностных и профессиональных качеств курсантов, которые им необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности;

- воспитание самостоятельности и ответственности курсантов за принимаемые ими решения.

В ходе решения вышеперечисленных психолого-педагоги-ческих задач курсанты вырабатывают и совершенствуют способности, которые необходимы для профессиональной деятельности в будущем.

Формированию способностей профессиональной деятельности служат учебные практики и войсковая стажировка, которые включают изучение специфических особенностей, исполнение курсантами различных должностей (командира отделения, заместителя командира взвода, командира взвода, командира роты), что усиливает мотивацию на формирование профессиональных навыков и способствуют приобретению практического опыта по выполнению профессиональных обязанностей в войсках.

В процессе учебных практик и войсковой стажировки, курсанты включаются в реальную профессиональную деятельность воинских подразделений:

- в подготовку и проведение различных видов занятий;

- в участие в подготовке и проведение подведения итогов в подразделениях;

- в повседневном руководстве воинскими коллективами, что и требует от курсантов применение на практике полученных знаний, умений и навыков профессиональной деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы, опросы курсантов и отзывы, поступающие из войск, о прохождении службы

молодых офицеров, позволяет нам выделить психолого-педаго-гические условия формирования у курсантов высших военных учебных заведений профессиональных способностей.

Во-первых, необходимо актуализировать мотивацию курсантов на формирование теоретической, практической и психологической подготовки в процессе обучения, поддержание диалогового взаимодействия между курсантами и преподавателями.

Во-вторых, необходимо создание приемов, способов и методов эффективного обучения на основе междисциплинарного взаимодействия педагогов военного вуза, это достигается включением курсантов в научно-исследовательскую работу с помощью преподавателей в процессе подготовки к научным конференциям, работой над курсовыми проектами и рефератов по тактике и тактико-специальным дисциплинам.

В-третьих, необходимостью является моделирование курсантами своей профессиональной деятельности в учебном процессе, что предполагает разработку отдельных учебных программ (специальных курсов) имеющих особое значение (вызывающих наибольшие трудности при изучении тактики и требующих решения личностно значимых проблем с помощью преподавателей и командиров подразделений).

В-четвёртых, необходимо обеспечить творческий характер учебной и самостоятельной деятельности курсантов. Это достигается привлечением курсантов к участию в разработке ситуационных задач, подготовке статей и учебных пособий, которых находят отражение вопросы специфики профессиональной деятельности выпускника военного вуза, разработке индивидуального плана формирования профессиональных навыков на каждый период обучения.

И, наконец, необходимо организовать обучение курсантов на пределе их индивидуальных возможностей в реальных проблемных ситуационных задачах, чтобы их содержание стимулировало интерес обучаемых к профессиональной деятельности в ходе решения этих задач, а не влекло за собой неудовлетворённость учёбой.

Библиографический список

1. Арсланбеков, М.М. Совершенствование психолого-педагогической подготовки курсантов военных военных вузов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 43-2.

2. Довганенко, А.А. Военно-профессиональная подготовка курсантов - будущих офицеров - воспитателей в военном вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2008.

3. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие. - М., 2006.

4. Катаева, М.Л. Моделирование профессиональной деятельности в процессе подготовки будущего учителя в педагогическом колледже. - Пермь, 2007.

5. Немова, А.С. Использование тренинговых технологий при обучении информатике / А.С. Немова, М.В. Мащенко // Материалы V Международной студенческой электронной науч. конф. «Студенческий научный форум», 2013.

Bibliography

1. Arslanbekov, M.M. Sovershenstvovanie psikhologo-pedagogicheskoyj podgotovki kursantov voennihkh voennihkh vuzov // Izvestiya Rossiyjskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. - 2007. - № 43-2.

2. Dovganenko, A.A. Voenno-professionaljnaya podgotovka kursantov - buduthikh oficerov - vospitateleyj v voennom vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 2008.

3. Zeer, Eh.F. Psikhologiya professionaljnogo razvitiya: ucheb. posobie. - M., 2006.

4. Kataeva, M.L. Modelirovanie professionaljnoyj deyateljnosti v processe podgotovki buduthego uchitelya v pedagogicheskom kolledzhe. -Permj, 2007.

5. Nemova, A.S. Ispoljzovanie treningovihkh tekhnologiyj pri obuchenii informatike / A.S. Nemova, M.V. Mathenko // Materialih V Mezhdunarodnoyj studencheskoyj ehlektronnoyj nauch. konf. «Studencheskiyj nauchnihyj forum», 2013.

Статья поступила в редакцию 25.04.14

УДК 373.24

Sulima I.A., Chernikova M.S. FORMATION OF ETHNOCULTURE IN CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE IN THE COURSE OF LEARNING HOLIDAYS OF THE PEOPLES OF BASHKORTOSTAN. In article the problem of formation of ethnoculture in children of preschool age is considered. The current state of a question of realization of a regional component in the conditions of kindergarten is analyzed. The authors develop a theoretical model of formation of ethnoculture in senior preschool children, reveal necessary pedagogical conditions of the model and present their own project on teaching 5- and 7-year-old children holidays of the peoples of the Republic of Bashkortostan.

Key words: ethnoculture, ethnoculture of preschool children, forming of ethnoculture to senior preschool children, national culture, national traditions, national holidays.

И.А. Сулима, канд. пед. наук, доц. БФ БГУ, г. Бирок, E-mail: irina-sulima00@rambler.ru; М.С. Черникова, канд. пед. наук, доц. БФ БГУ, г. Бирок, E-mail: chermar@bk.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАЗДНИКАМИ НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА

В статье рассматривается проблема формирования этнокультуры в дошкольном возрасте. Проанализировано современное состояние вопроса реализации регионального компонента в условиях детского сада. Авторами разработана теоретическая модель формирования этнокультуры у старших дошкольников, выявлены педагогические условия и разработан проект по ознакомлению детей 5-7 лет с праздниками народов Республики Башкортостан.

Ключевые слова: этнокультура, этнокультура дошкольников, формирование этнокультуры у старших дошкольников, национальная культура, народные традиции, народные праздники.

В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.

Разработка проблемы этнокультурного воспитания детей, подростков, молодежи является одним из педагогических путей преодоления негативных явлений в духовно-нравственной жизни общества, проявляющихся в тревожной тенденции к национальной нетерпимости и разобщенности, обострении проблемы адаптации человека в инокультурной среде.

В «Конвенции о правах ребенка» (1989), законе «Об образовании в Российской Федерации (2013) признает ребенка полноценной и полноправной личностью как самостоятельного субъекта общества во всем комплексе гражданских, политических, юридических, социальных и культурных прав независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национального, этического происхождения. Подчеркивается необходимость единства федерального культурного и образовательного пространства и в то же время, провозглашается важность защиты и развития региональных, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

Проблематизация этнокультурного воспитания в нормативно-правовых документах российского государства подтверждает необходимость установление национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов.

В Конституции Республики Башкортостан (1993) и «Концепции дошкольного образования Республики Башкортостан» (2001) отмечается, что Республика Башкортостан устанавливает национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов, поддерживает различные формы образования и самообразования и определяются цели регионального дошкольного образования: формирование основ духовности личности; формирование базиса личностной культуры на основе ознакомления с национальной культурой народов Республики Башкортостан [1].

Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны: в базисный учебно-воспитательный план дошкольных образовательных организаций введен региональный компонент, который реализуется как принцип культуросообразности воспитания, выполняющего стимулирующую роль и для развития самой педагогики как науки, и для совершенствования педагогической практики.

В дошкольном образовании как первой ступени формирования и становления личности ребенка важным компонентом содержания обучения и воспитания является национально-региональный компонент. Дети дошкольного возраста воспитываются в среде с национальным колоритом, знакомятся с произведениями устного народного творчества на родном языке, играют в народные подвижные игры. Это способствует пробуждению в ребенке национального самосознания, воспитанию чувства уважения к другим нациям, обучению основным правилам поведения в обществе.

Дошкольное образование основывается на позициях охраны и укрепления здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизации целей и принципов интегрированного образования с его целевой установкой на развитие этнического самосознания, экологического, гуманистического мышления, формирование позиции самоопределения.

Концепция предусматривает расширение сети национальных дошкольных учреждений [1]. Национальные дошкольные учреждения по мере укрепления их материально-техничес-

кой базы будут развиваться на основе разработки новых и совершенствования существующих программ, учебно-методических пособий, укомплектования кадрами и специалистами соответствующего образования и квалификации.

В целях обеспечения преемственности обучения на родном языке создаются при всех национальных школах, гимназиях и лицеях (особенно в городах, поселках городского типа и районных центрах) дошкольные образовательные учреждения, увеличиваются национальные группы в дошкольных образовательных учреждениях со смешанным национальным составом.

Региональный компонент дошкольного образования в республике реализуется в национальных и многонациональных детских садах и группах. В национальных дошкольных образовательных учреждениях ведется обучение и воспитание на следующих родных языках: башкирском, марийском, мордовском, русском, татарском, удмуртском, украинском, чувашском.

В настоящее время исследованиями по обновлению регионального содержания дошкольного образования в РБ занимаются такие ученые как Р.Р. Агишева, РХ. Гасанова, А.Ф. Фазлы-ева и др. [2]. Вопросами эстетического воспитания дошкольников на примере башкирского искусства Ф.Г. Азибаева, А.В. Кол-бина, РБ. Ураксина и др.

Наиболее значимыми по степени реализации регионального компонента содержания образования ДОУ в Республике Башкортостан являются образовательные программы «Я -Башкортостанец» РЛ. Агишевой, «Мой край - Башкортостан» Ф.Н. Фазлыевой., «Программа по декоративной деятельности детей дошкольного возраста» А.В. Колбиной, «Земля отцов» Р.Х. Гасановой [2].

Представим краткий анализ содержания действующих программ. Целью программы «Я - Башкортостанец» РЛ. Агишевой определяется помощь педагогу, родителю в раскрытии перед ребенком окружающего мира, в развитии дошкольника чувства привязанности, преданности и ответственности по отношению к своей Родине. Содержание программы охватывает широкий круг вопросов: от познания окружающего мира до приобщения дошкольников к культуре, искусству своего народа и народов ближайшего национального окружения. Ребенок, общество, природа, культура, традиции, искусство, литература рассматриваются в их неразрывном единстве. За основы программы взята логика изложения: от близкого и понятного ребенку - вглубь (времени) и вширь (пространства). В связи с этим предусмотрено постепенное знакомство детей с окружающим миром, начиная с доступных их пониманию тем. С этой целью осуществлена группировка последних по сходству содержания, общности дидактических задач, степени сложности. Их количество и последовательность определяют структуру программы.

В программе «Мой край - Башкортостан» Ф.Н. Фазлыевой содержание ориентировано на ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем через диалог культур, способствующий воспитанию в детях национальной и этнокультурной толерантности (снисходительность, терпимость).

Цель «Программы по декоративной деятельности детей дошкольного возраста» А.В. Колбиной - знакомство дошкольников с декоративной деятельностью на основе башкирского декоративно-прикладного искусства. Содержание программы включает в себя: знакомство с изделиями башкирского народного декоративно-прикладного искусства: рассматривание их, обыгрывание декоративных предметов (матрешки, куклы Айгуль и Салават, игрушки, простая посуда (тэнэпы, чаши); рассматривание иллюстраций из книг, журналов, чтение сказок; игры в уголке; в гости к бабушке с угощением и подарками (сюжетно-роле-

вая игра); выкладывание ковров и паласов из мозаики; дидактические игры, настольно-печатные («Составь матрешку», «Одень матрешку»), разрезные картинки («Подбери костюм», «Укрась палас»); ролевые игры («У Ляйсан именины»); аппликация (выкладывание узора из квадратов и полос на дорожке «сотки палас», «укрась пиалу», «скатерть» и т.п.); декоративная лепка (чак-чак, кыстыбый, курай, кукла); декоративное рисование (ленточки для Ляйсан, коврик для Зифы).

В программе «Земля отцов» РХ. Гасановой ставиться цель

- дать детям дошкольного возраста первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей.

Анализ данных региональных программ позволяет отметить, что их содержание направлено на знакомство дошкольников с национальной культуры и традициями башкирского народа.

Мозаичность национального состава народов Башкортостана отражается на этнокультурном характере образовательного пространства, которое является универсальной образовательной средой для социализации детей разных национальностей. Многонациональный состав Республики Башкортостан определяется уникальным союзом русского, татарского, башкирского, чувашского, марийского, удмуртского и других народов. Они различны по языку, традициям культуры, национальным проявлениям образа жизни.

Культурное многообразие - важное условие для самопознания человека: чем больше культур он узнает, чем больше стран посетит, чем больше языков выучит, тем лучше он поймет себя и тем богаче будет его духовный мир.

Под национальной культурой или этнокультурой мы понимаем созданные конкретным народом материальные и духовные ценности, заложенные в них традиции трудового, нравственного, эстетического, конфессионального, интеллектуального характера, свидетельствующие о богатстве его исторического опыта и наследуемые из поколения в поколение своей жизненной необходимостью, востребованностью. Этнокультура - это непрерывный процесс создания, обновления, накопления таких ценностей и традиций, что неизменно обогащает духовный потенциал народа, отдельных людей, придает им чувство национального достоинства, гордости, патриотизма и авторитет у других этнических общностей [3].

Изучение теории и практики позволило организовать экспериментальное исследование, целью которого являлось разработка теоретической модели этнокультурного воспитания старших дошкольников и выявление педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование этнокультурных представлений.

Для реализации поставленной цели нами была разработана теоретическая модель по формированию этнокультуры старших дошкольников, включающая целевой, теоретико-методологический, структурно-организационный и результативный компоненты. Целевой компонент базируется на социальном заказе общества, определяющего важность этнокультурного воспитания подрастающего поколения.

Теоретико-методологический компонент предполагает реализацию регионального, культуросообразного и гуманистического принципов и следующих подходов: личностно-ориентированного, обосновывающего ориентацию в воспитании и обучении на потенциальные качества личности (А.Н. Леонтьев, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.); деятельностного, направленного на процесс формирования личности через присвоение ею ценностей культурно-исторического опыта в активной деятельности (В.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); системного, обуславливающего не только целостность объектов мира, соотношение целого и частей, но и взаимоотношение системы со средой (В.Г. Афанасьев, А.М. Новиков, В.Н. Садовский и др.); культуросообразного, рассматривающего человека в процессе приобщения к культуре и как результата интериоризации культуры (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, Г.Н. Волков); гуманистического, позволяющего педагогически целесообразно трактовать процесс развития этнокультурной личности как активной, творческой, познающей себя и других (В.Т. Кудрявцев, Е.Н. Шиянов, В.А. Сластенин и др.); средового к организации образовательного пространства как средства социокультурного развития личности, обусловленного взаимодействием детей и взрослых (Л.И. Божович, Е.Д. Висангириева, РМ. Чумичева и др.); регионального, обуславливающего выбор

образовательных целей, содержания, методов и форм воспитания и обучения на основе учета социокультурных, исторических, этнокультурных, демографических, экономических особенностей региона (А.Н. Джуринский, В.И. Загвязинский, О.Ю. Стре-лова, Л.М. Сухорукова и др.).

Структурно-организационный компонент теоретической модели этнокультурного воспитания старших дошкольников включает материальные (национальная одежда, обувь, жилище, домашний быт и др.) и духовные (язык, народный фольклор, традиции, литература, декоративно-прикладное и музыкальное искусство, религия) составляющие, которые взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.

Результативный компонент модели предполагает разработку критериев и показателей этнокультурной воспитанности старших дошкольников. Для реализации теоретической модели этнокультурного воспитания старших дошкольников были определены необходимые и достаточные педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию культурной направленности регионального компонента дошкольного образования:

- формирование культурной направленности личности дошкольника 5-7 лет, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды группы;

- подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;

- создание культурно-развивающей среды дошкольной группы;

- организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Разработанная теоретическая модель этнокультурного воспитания старших дошкольников и выделенные педагогические условия были реализованы в рамках проекта «Родник», направленного на воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у старших дошкольников на основе ознакомления с праздниками и играми народов Башкортостана.

Цель проекта: Формирование этнокультуры старших дошкольников. Задачи данного проекта: 1. Создать психолого-педа-гогические условия и развивающую предметно-пространственную среду в ДОУ с целью формирования этнокультуры детей 5-7 лет. 2. Разработать организационно-методическое и педагогическое сопровождение формирования у старших дошкольников позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа и других народов Республики Башкортостан. 3. Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по формированию этнокультуры.

Процесс реализации проекта по формированию этнокультуры старших дошкольников включает три основных блока: 1 блок - изучение и накопление информационного материала, подбор методик для исследования по проблемам этнокультуры в системе: педагог - дети - родители. 2 блок - реализация основного содержания проекта в рамках праздников народного календаря (башкирских, русских, марийских, татарских, чувашских). 3 блок - анализ результатов проекта.

Реализация проекта «Родник» по формированию этнокуль-туры старших дошкольников осуществлялась на базе дошкольных образовательных организаций № 7 и № 16 г. Бирска Республики Башкортостан.

Работа с педагогическим коллективом ДОО предполагала следующие формы: повышение профессиональной компетентности педагогов через систему семинаров-практикумов, мастер

- классов, брифингов, работы малых творческих групп и в процессе системного самообразования.

Проект на доступном детям уровне знакомит детей с народными играми, народным календарем, основами православной и мусульманской религии, традициями, бытом, обычаями башкирского, русского, татарского, марийского, чувашского народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытности национальных культур.

Дети знакомятся: с осенними народными праздниками: русскими («Бабье лето», «Семенов день»), башкирскими («Сом-бел»), марийскими («Угинде»); с зимними народными праздниками: русскими («Рождество», «Святки», «Крещение», «Масленица»), башкирскими («Исем биреу байрамы»), марийскими «Шорыкйол»); с весенними народными праздниками: русскими

(«Сороки», «Пасха»), башкирскими («Каргатуй»), марийскими («Агавайрем»); с летними народными праздниками: русскими («Семик»), башкирскими («Сабантуй»), марийскими («Пеледыш пайрем») [3].

Программное содержание проекта включает в себя ознакомление дошкольников с поэтическими и музыкальными произведениями народов Башкортостана, с народными играми и состязаниями. Разработан календарно-тематический план по приобщению к истокам башкирской, русской, татарской, марийской, чувашской народной культуры. Составлена картотека: народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.

В уголках для родителей постоянно помещался иллюстративно-практический и речевой материал по народному календарю, национальной кухне, народным праздникам. Наряду с традиционными формами организации детской деятельности, активно применялись календарные, фольклорные, обрядовые праздники, дни именин, составление родословного древа (ше-жере), семейные посиделки, сезонные ярмарки, выставки народных промыслов.

При разработке форм детской деятельности особое внимание уделялось подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений, обрядово-календарного фольклора народов Башкортостана. Создавались условия

Библиографический список

для детской творческой импровизации, сюрпризными моментами стимулировался познавательный интерес детей, что позволило усилить их впечатления и переживания, обогатить художественное и эстетическое восприятие. В целом, содержание проекта позволило обеспечить естественное приобщение детей к национальным традициям, утвердить в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Актуализация на современном этапе развития общества значимости культуры в развитии личности и общества определила необходимость формирования этнокультуры у дошкольников с целью раскрытия духовно-нравственного потенциала, становление его взглядов на мир.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исс ледования обес печена наличием многообразного фактического материала, в качестве источниковой базы которого служили как реальная воспитательная практика дошкольных образовательных организаций, так и научно-методическая литература.

Результаты проведенного исследования в рамках проекта «Родник», позволяют отметить эффективность разработанной теоретической модели и реализованных педагогических условий формирования этнокультуры старших дошкольников в процессе ознакомления с праздниками народов Башкортостана.

1. Концепция дошкольного образования Республики Башкортостан. - Уфа, 2001.

2. Бронников, С.А. Актуальные проблемы дошкольного образования в Республике Башкортостан: педагогический поиск: монография I С.А. Бронников, И.А. Сулима, М.С. Черникова. - Уфа, 2009.

3. Сулима, И.А. Формирование юного гражданина Башкортостана на этнокультурных традициях II Материалы II междунар. научно-прак-тич. конф. - Днепропетровск, 2014.

Bibliography

1. Koncepciya doshkoljnogo obrazovaniya Respubliki Bashkortostan. - Ufa, 2001.

2. Bronnikov, S.A. Aktualjnihe problemih doshkoljnogo obrazovaniya v Respublike Bashkortostan: pedagogicheskiyj poisk: monografiya I

S.A. Bronnikov, I.A. Sulima, M.S. Chernikova. - Ufa, 2009.

3. Sulima, I.A. Formirovanie yunogo grazhdanina Bashkortostana na ehtnokuljturnihkh tradiciyakh II Materialih II mezhdunar. nauchno-praktich. konf. - Dnepropetrovsk, 2014.

Статья поотупила в редакцию 25.04.14

УДК.37.013.42

Chernikova T.A. JOINT PREVENTIVE ANTI-DRUG WORK OF SOCIOPEDAGOGICAL SERVICE AND STUDENTS' SOCIETIES OF A UNIVERSITY. The author presents the results of the research, which considers preventive anti-drug work, organized in cooperation with students' associations in accordance with a uniquely developed structural model. Key words: joint activities, preventive anti-drug work, sociopedagogical service, student public association.

Т.А. Черникова, ооиокатель каф. ооциальной педагогики и ооциальной работы Омокого гоо. педагогичеокого универоитета, г. Омок, E-mail: Chernikova_@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СОВМЕСТНАЯ ПРЕВЕНТИВНАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ И СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ВУЗА

Автор статьи представляет результаты исследования, в котором рассматривает превентивную антинаркоти-ческую деятельность, организуемую социально-педагогической службой совместно со студенческими общественными объединениями, в соответствии с разработанной структурной моделью.

Ключевые олова: совместная деятельность, превентивная антинаркотическая деятельность, социально-педагогическая служба, студенческое общественное объединение.

Актуальность проблемы повышения эффективности превентивной антинаркотической деятельности в образовательных учреждениях обусловлена сложившейся ситуацией наркотизации современного общества, в том числе и студенческой молодежи как незащищенного слоя социума. Наркотизация -это комплексное социальное явление ярко выраженного негативного характера, затрагивающее социальную, экономическую, политическую, правовую, медико-биологическую сферы жизни общества и наносящее значительный, часто непоправимый вред каждой из них [1].

Эффективная организация превентивной антинаркотичес-кой деятельности, которая выступает воспитательным ресурсом

образовательного учреждения, позволяет решить такие сложные вопросы, как формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни, формирование отрицательного отношения к наркотическим веществам и осознание масштабов их вреда для здоровья человека, формирование антинаркотичес-кого поведения, мотивирование на активную, социально значимую деятельность и многое другое.

Превентивная деятельность представляет собой ту часть профилактической деятельности, которая включает активные действия по выявлению причин, условий возникновения проблемы, а также «противоборствующие», опережающие мероприятия, направленные на формирование антинаркотического пове-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.