2009 - №3_____________________________________189
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования
А. Б. Афанасьева
(Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена)*
В статье рассматриваются сущность этнокультурного образования, направления его совершенствования, предлагаются структурные модели и определения этнокультуры, этнокультурного образования, этнокультурной компетентности.
Ключевые слова: этнокультура, этнокультурное образование, этнокультурная компетентность.
Ethnocultural Education: Essence, Content Structure,
Perfection Problems
A. B. Afanasieva (The State Russian Herzen Pedagogical University)
In the article the essence of ethnocultural education and direction of its perfection are being considered, structural models and definitions of ethnoculture, ethnocultural education, ethnocultural competence are offered.
Keywords: ethnoculture, ethnocultural education, ethnocultural competence.
Вначале ХХ! в. переосмысливается основная цель образования. Знаниецентрист-ская парадигма сменилась культуротворческой и компетентностной парадигмами. Ведущим становится развитие творческой и профессионально компетентной личности. Обладание этнокультурной компетентностью и проблемы ее формирования имеют особую значимость для педагогов, так как своей профессиональной деятельностью они
осуществляют процесс трансляции культуры в обществе. Этнокультурная проблематика сложна и многосоставна, многие ее понятия недостаточно разработаны, несмотря на то что в конце ХХ в. науки, изучающие этнические проблемы, активно развиваются. Отдельные области этнокультуры являются предметом исследования многих наук: различных ветвей этнологии, фольклористики, искусствоведения, этнопедагогики, этнопси-
* Афанасьева Алла Борисовна — кандидат искусствоведения, доцент кафедры художественного образования ребенка Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, доцент кафедры музыкальных дисциплин Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Тел.: (812) 535-36-67. Эл. адрес: afanaseva_ ab@mail.ru
хологии и др. Многогранность, полисостав-ность этнокультуры,синкретичной по своей природе, объясняет пересечение исследовательских интересов, методов разных наук, продуцирует междисциплинарный и системный подходы в ее изучении.
Задачи данной статьи — выявить и охарактеризовать ряд вопросов совершенствования этнокультурного образования. Многолетняя работа автора в данной области позволила вскрыть характерные проблемы в педагогическом процессе. Одна из них — отсутствие единого понимания общих терминов учеными динамично развивающихся смежных наук.
Так, термин «этнокультура» появился как речевой вариант термина «этническая культура». Он получил широкое распространение в конце ХХ в., но применяют его не строго: вместо терминов «фольклор», «народная культура», «традиционная культура», «культура этноса». Понятия эти близки, но не идентичны. Тонкие различия терминов определяются углом зрения при рассмотрении общих объектов. Фольклор является частью этнокультуры. Даже его расширительное понимание как комплекса видов традиционного народного художественного творчества, включающего духовные и материальные формы, определяет его как подсистему этнокультуры. В термине «этнокуль-тура» внимание фокусируется на этническом компоненте, в понятии «народная культура» — на социальном (культура социальных слоев, структура которых менялась в историческом процессе: В. Е. Гусев, М. С. Каган, А. Ф. Камаев). Народная культура вбирает в себя традиционный и современный пласты. Некоторые культурологи отождествляют понятия этнической культуры и культуры этноса, другие разграничивают их (Т. Г. Грушевицкая, В. И. Козлов, А. П. Садохин).
Так как этнокультура является содержательной основой этнокультурного образования, автором выработано следующее рабочее определение термина. Этнокультура — это совокупность традиционных ценнос-
тей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей.
Вторая важная проблема — поиск методов и технологий, облегчающих освоение столь многогранных и сложных явлений. Один из эффективных путей совершенствования этнокультурного образования — создание моделей и схем, систематизирующих материал в наглядной, хорошо запоминающейся форме. Продемонстрирую это на двух моделях.
Большой методологической трудностью для студентов представляется вопрос о составе этнокультуры. Анализ этнологической, культурологической литературы, личный опыт фольклориста позволили автору создать модель этнокультуры, выявляющую в зримой форме ее структуру. Предлагаемая модель этнокультуры представляется кольцом, внутри которого сцеплены между собой ее составные элементы, как пересекающиеся множества, подобные звеньям кольчуги. В нижней части кольца — глубинные составляющие: хозяйственно-культурный тип экономики (сельскохозяйственно-оседлый, скотоводческо-кочевой или ремесленно-торговый), предметы традиционного быта, религия, обычаи и обряды, эмпирические (протонаучные) воззрения народа (народная медицина, астрономия, экология, философия и др.), народная педагогика, этническая психология и этноэтикет. В верхней части кольца — более подвижные, постепенно изменяющиеся составляющие этнокультуры: системообразующий элемент язык и народная художественная культура во всех видах фольклора и народного изобразительного искусства.
В русской традиционной культуре с каждым из элементов личность связана через коллектив, так как здесь индивидуальное начало растворено в групповом (семье, кресть-
янской общине, трудовой артели, сообществе приходской церкви, вечерках, народных праздниках). Коллективность сознания проявляется в семейно-бытовых и календарных обрядах, в коллективных формах народного творчества, во всеобщем единении в хоровом пении во время церковной службы, в ансамблевом пении, свойственном большинству песенных жанров, исполняющихся в будни и праздники, в стремлении найти защиту в коллективе в трудную минуту (см. рис. 1).
В областях пересечения звеньев возникают полиэлементные формы, сочетающие средства выражения соседних составляющих (песня, вербальные и невербальные знаки этноэтикета: традиционного приветствия,
благодарности, одобрения, благопожелания и др.). Характерны веерные связи, соединяющие один элемент со многими другими (хоровод, игра с припевом, обряд, праздник...). Возможны надэлементные связи. Так, законы морали проникают во все области, а активнее реализуются через религию, этноэти-кет, народную педагогику.
Другая модель относится к этнокультурному образованию. В схематическом плане путь развития культуры представляется в системе координат пространственно-географической горизонтали и историко-временной вертикали. Этнокультурный компонент живет в сердцевине системы и прорастает в различных слоях вплоть до
Народная
хореография
Народная
музыка
Игровой
фольклор
Словесный
фольклор
Драматический
фольклор
Этноязык
Этноэтикет
Этническая
психология
Декоративно-
прикладное
искусство
Народное
зодчество
Хозяйственнокультурный тип экономики
Народная
педагогика
Эмпирические
воззрения
народа
Религия
Предметы
традиционного
быта
Обычаи
Обряды и праздники
Рис. 1. Структурная модель этнокультуры
современности. Введение в центр системы координат личности обучающегося позволяет представить структурную модель этнокультурного образования (см. рис. 2).
В плоскости горизонтали в процессе образования личность познает множественность этнокультур, открытых к взаимодействию и разомкнутых во времени. В потоке времени из различных областей древней культуры произросли различные формы прогрессирующей в социодинамике культуры человечества. Этнокультурные ценности входят в жизнь разных слоев населения, в профессиональное искусство. Из этно-культуры родного народа развивается многоаспектная отечественная культура (для российской культуры — культура россий-
ского суперэтноса, вбирающего в себя культуры народов нашей страны с доминантой культурообразующей роли русского этноса), она же связана с мировой культурой, интегрирующей в себе культуры разных этносов. Данная модель в схематически-образ-ном плане выявляет сущность этнокультурного образования, сформулированную в определении: этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения, деятельностного освоения этнокультурного наследия и воспитания личности на этнокультурных традициях, процесс становления личности в осмыслении синхронных и диахронных информационных связей, учитывающих полиэтническую горизонталь географического пространства
Рис. 2. Координатная модель этнокультурного образования в пространстве развития культуры
и историко-временную вертикаль развития этноса и суперэтноса в структуре развития мировой культуры. Пространство целостного кольца схематически является культурным полем, которое осваивает человек в процессе образования и самообразования, в процессе всей жизни. Одним из компонентов культурного поля личности является его этнокультурная компетентность. Целью этнокультурного образования является формирование целостной этнокультурной компетентности, сочетающей моноэтническую глубину и полиэтническую широту постижения этнокультур.
Содержание этнокультурного образования автор рассматривает на нескольких уровнях, опираясь на общую типологию формирования содержания образования, предложенную В. В. Краевским. Структура содержания этнокультурного образования строится автором исходя из структуры самой этнокультуры. Совокупности родственных элементов этнокультуры составляют области: этнофилологическую (этноязык, словесный фольклор), этнохудожественную (все виды фольклора и народного искусства, образующие подсистему этнокультуры — народную художественную культуру), поведенческую (проявляющуюся в традиционной хозяйственно-экономической и бытовой деятельности, обычаях, обрядах, праздниках, нормах этноэтикета, этнопсихологических и педагогических стереотипах), мировоззренческую (наиболее полно проявляющуюся в религии, мифологии, эмпирических представлениях народа об отношении человека к природе, мирозданию, к человеку, социуму, к основам воспитания, морали). Содержание этнокультурного образования «на уровне общего теоретического представления» (Краевский, 2003: 53) конструируется автором в следующей структуре.
1. Этнокультурологический компонент лежит в основании системы. Он отражает внутреннюю структуру этнокультуры, определяется входящими в процесс образования элементами этнокультуры, их совокупностями (этнофилологической, художественно-
творческой, поведенческой, мировоззренческой) или целостным структурным комплексом. В модели этнокультурного образования они лежат в центре пространственно-временной системы координат. В зависимости от интенсивности включения этнокультурных компонентов в содержание образования различается глубина его этнокультурной направленности.
2. Лингвистический компонент вычленяется из этнокультурологического компонента как наиболее важный для коммуникации, в современном поликультурном обществе имеет этнический, суперэтнический (в России — русский язык), надэтнический (язык международного общения) уровни.
3. Полиэтнический компонент определяется совокупностью этнологических и этно-географических знаний о различных этносах, этнических ценностях и категориях. Он отражает пространственно-горизонтальную координату модели этнокультурного образования.
4. Историко-культурологический компонент определяется пониманием исторического развития этнокультуры, ее целостности, путей вхождения в цивилизационный процесс, в систему национальной и мировой культуры. Он отражает историко-временную координату данной модели.
5. Региональный компонент фокусирует внимание на локализации этнокультурного материала в конкретном регионе, требуя при его рассмотрении пересечения двух предыдущих ракурсов и обеспечивая диалогичность в сопоставлении горизонтальных этнологических связей и историко-временных пластов в развитии этнокультуры, в целом культуры.
6. Этнопсихолого-педагогический компонент учитывает этническую идентичность, этноменталитет учащихся, специфику процесса освоения и присвоения ценностей культуры этноса и суперэтноса.
Результат этнокультурного образования — уровень сформированности этнокультурной компетентности личности. Для педагога она входит в структуру общей профессиональ-
ной компетентности как подсистема в систему. Термин «этнокультурная компетентность» появился в науке недавно и еще не имеет единого толкования. Сопоставление определений (Корташев, Штыкарева, 2005: 288, 289; Поштарева, 2009: 12) показывает преобладание социологического подхода, нацеленного на межэтническое взаимодействие. Автор предлагает иное определение, исходя из педагогической направленности работы. Этнокультурная компетентность — это интегральное свойство личности, выражающееся в совокупности представлений, знаний о родной, а также о неродной этнокультурах, их месте в отечественной и мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями, способности к диалогу культур, их сопоставлению, что проявляется в знаниях, умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде. Существенное отличие данного определения — заострение внимания на компетентности в области родной этнокультуры, на деятельностном опыте овладения этнокультурными ценностями и умении их сопоставлять в культурах разных народов, осознании места этнокультур в общекультурном процессе, на основе чего формируется цивилизо-
ванное этнокультурное сознание, лишенное этноцентризма и шовинизма, но обладающее здоровым чувством самоуважения и патриотизма в гармонии с чувством этнотоле-рантности, способности к межэтническому диалогу.
С точки зрения открытости (замкнутости) этнокультурная компетентность может быть полиэтнической и моноэтнической. В современном этнически неоднородном социуме этнокультурная обособленность невозможна. По структурной насыщенности можно выделить три вида этнокультурной компетентности: частная (конкретная, связанная со знаниями и опытом овладения одной из областей этнокультуры), комплексная (направленная на несколько областей, размыкающая рамки одной культуры) и целостная (охватывающая все или почти все области этнокультуры, свободно сопоставляющая разные этнокультуры). Личность может владеть разными видами компетентности на разном уровне (низком — элементарном, среднем, высоком). Его повышение связано с процессом совершенствования этнокультурного образования. Для определения уровня сформированности этнокультурной компетентности автором разработана ее структура (см. таблицу).
Таблица
СТРУКТУРА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Критерии этнокультурной компетентности Показатели этнокультурной компетентности
теоретические характеристики (в чем выражается критерий) практические характеристики (чем определяются показатели)
1 2 3
Когнитивно-познавательный (знаниевый) Система знаний об этнокультуре разных видов и регионов, ее морфологии, функциях, связях Степень адекватности(правильности) и полноты объема знаний (минимальная, средняя, максимальная)
Эмоционально- мотивационный Эмоциональный отклик, интерес к явлениям этнокультуры, потребность больше узнать и освоить образцы в процессе образования и самообразования Фиксация отклика по знаку (нравится, не нравится) и осмыслению (почему?), интересу (пассивный, эпизодический, постоянный, активный); мотивации: неустойчивая, спонтанная, устойчивая
Продолжение таблицы
1 2 3
Аксиологический (ценностно- ориентационный) Понимание ценностей этнокульту-ры, отношение и осознание их ценностной природы и преемственности в развитии культуры Признание ценности видов, элементов, нравственных, идейносмысловых основ этнокультуры, способность обосновать свое отношение и понимание этнокультурных ценностей
Художественно- операциональный Наличие деятельностного опыта в области этнохудожественной культуры и качество его развития — степень владения разными видами народной художественной культуры Фиксация опыта по знаку (умеет, участвует, делает — не делает) и дифференциация по качеству (степень развитости умения: интонационная чистота и выразительность пения, красота, точность координации движения, логичность и артистизм рассказывания сказки, правильность, красота выполнения рукотворного изделия, разработанность деталей, др.)
Поведенческий Деятельностный опыт культуросообразного поведения, соблюдение норм этноэтикета, объективная и толерантная позиция во взаимоотношениях Наличие опыта, степень его развития в быту, на празднике, в обряде, во взаимоотношениях со сверстниками, с людьми старшего и младшего возраста, в межкуль-турном взаимодействии
Творческий Опыт творчества в этнокультурной традиции, в региональной специфике, в современных формах, в сотрудничестве с представителями иных этносов Создание вариантов текстов, напевов, хореографического движения, драматургических поворотов действия на основе знания и владения традиционными формами; творческая коммуникация
Данная структура отражает направления совершенствования этнокультурного образования.
На практике этнокультурное образование реализуется, во-первых, в углублении и расширении этнокультурного компонента в содержании традиционных предметов, во-вторых, во введении новых интегративных дисциплин, циклов спецкурсов, в-третьих, во взаимодействии учебной и внеучебной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Корташев, В. А., Штыкарева, В. Ю. (2005) Этнокультурная компетентность // Воспитание этнотолерантности подростка в семье : словарь / общ. ред. А. Г. Козловой. СПб.
Краевский, В. В. (2003) Общие основы педагогики. М. : Академия.
Поштарева, Т. В. (2009) Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде : авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. Владикавказ.