Научная статья на тему 'Декоративно-прикладное искусство как средство формирования национального самосознания детей старшего дошкольного возраста'

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования национального самосознания детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1716
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / IDENTITY / DECORATIVE AND APPLIED ARTS / FOLK ARTS AND CRAFTS / NATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белобородова Л. Р., Белобородова Н. С.

В статье представлен анализ проблемы формирования национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрена совокупность психолого-педагогических условий формирования национального самосознания. Проанализированы взгляды отечественных исследователей на роль художественных ремесел родного края и их влияние на становление национального самосознания дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белобородова Л. Р., Белобородова Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECORATIVE AND APPLIED ART AS A MEANS OF FORMING NATIONAL SELFCONSCIOUSNESS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

The article presents the analysis of the problem of formation of national identity of children of senior preschool age. Considered a set of psychological and pedagogical conditions of forming of the national identity. Analyzed the views of the Russian researchers on the role of artistic crafts of the native land and their influence on the development of national self-consciousness of children.

Текст научной работы на тему «Декоративно-прикладное искусство как средство формирования национального самосознания детей старшего дошкольного возраста»

Библиографический список

1. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения. - СПб., 2001.

2. Архиреева, Т.В. Родительские позиции как условия отношения к себе ребенка младшего школьного возраста. - М., 1990.

3. Козина, И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников с нарушением произношения // Дефектология. -1997. - № 5.

4. Валявко, С.М. Особенности мотивации достижений старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальная психология. - 2006. - № 2(8).

5. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения. - М., 1998.

6. Савина, Е.А. Родители и дети / Е.А. Савина, Е.О. Смирнова // Психология взаимоотношений. - 2003.

Bibliography

1. Khekkhauzen, Kh. Psikhologiya motivacii dostizheniya. - SPb., 2001.

2. Arkhireeva, T.V. Roditeljskie pozicii kak usloviya otnosheniya k sebe rebenka mladshego shkoljnogo vozrasta. - M., 1990.

3. Kozina, I.B. Formirovanie motivacii k korrekcionnihm zanyatiyam u doshkoljnikov s narusheniem proiznosheniya // Defektologiya. - 1997. - № 5.

4. Valyavko, S.M. Osobennosti motivacii dostizheniyj starshikh doshkoljnikov s obthim nedorazvitiem rechi // Specialjnaya psikhologiya. - 2006. - № 2(8).

5. Varga, A.Ya. Struktura i tipih roditeljskogo otnosheniya. - M., 1998.

6. Savina, E.A. Roditeli i deti / E.A. Savina, E.O. Smirnova // Psikhologiya vzaimootnosheniyj. - 2003.

Статья поступила в редакцию 02.07.13

УДК 372.213

Beloborodova L.R., Beloborodova N.S. DECORATIVE AND APPLIED ART AS A MEANS OF FORMING NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE. The article presents the analysis of the problem of formation of national identity of children of senior preschool age. Considered a set of psychological and pedagogical conditions of forming of the national identity. Analyzed the views of the Russian researchers on the role of artistic crafts of the native land and their influence on the development of national self-consciousness of children.

Key words: identity, decorative and applied arts, folk arts and crafts, national culture.

Л.Р. Белобородова, ассистент каф. педагогики и методики дошкольного и музыкального образования

Бирского филиала Башкирского гос. университета, г. Бирск, E-mail: [email protected];

Н.С. Белобородова, д-р пед. наук, проф., зам. директора по воспитательной работе и социальным

вопросам Бирского филиала Башкирского гос. университета, г. Бирск, E-mail: [email protected]

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлен анализ проблемы формирования национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрена совокупность психолого-педагогических условий формирования национального самосознания. Проанализированы взгляды отечественных исследователей на роль художественных ремесел родного края и их влияние на становление национального самосознания дошкольников.

Ключевые слова: национальное самосознание, декоративно-прикладное искусство, народные художественные промыслы, национальная культура.

В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога дошкольного учреждения в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.

Декоративно-прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения, особенно сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о выборе своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающего поколения, то надо говорить о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры своего народа.

Важную роль декоративно-прикладного искусства в воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи (А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпи-калова, В.Я. Езикеева, Н.С. Карпинская и др.). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщают к миру прекрасного, и поэтому их необходимо включать в педагогический процесс в детском саду [1].

Искусство каждого народа имеет свои педагогические, художественные и технические традиции, простые и ясные. Эти традиции носят с одной стороны черты интернациональные, с другой - черты, определяемые национальным своеобразием культуры, быта, педагогики того или иного народа. Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них - изображение человека, животных, птиц, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек - часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

В изделиях народно-прикладного искусства дается ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, учит видеть и понимать окружающую жизнь. Эти качества, так ярко выступающие, требуют от нас внимательного ее изучения, возрождения народных промыслов, широкого их использования в педагогической практике.

Разработкой методик по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством за последние годы занимались многие специалисты, такие как Т.Я. Шпикалова,

Ю.В. Максимов, Е. Варламова, Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова, Л.Л. Орлова, О.А. Соломенникова и другие [2].

Народные художественно-ремесленные традиции воплощают в себе общественно-исторический опыт человечества, отражают окружающую действительность. В художественных образах проявляются поэтическая фантазия народа, эстетические оценки. Для народных ремесел типичен реализм, меткая передача характерных черт натуры, ясность и выразительность художественного языка, творческая смелость. В художественноремесленном творчестве различных народов обобщены образы окружающей жизни и национальные традиции, позволяющие формировать чувство сопричастности к общему делу, национальной гордости и др.

При чрезвычайной простоте, отработанности приемов исполнения, завершенности и лаконичности отдельных элементов изделий, отобранных и выверенных поколениями мастеров, каждая разновидность народных промыслов представляет собой целостную художественную систему, неразрывно связанную с национальной культурой.

Усвоение и развитие художественно-ремесленных традиций, которым присущи самобытный характер, патриотизм и интернационализм, имеет особое значение для нашего общества, повышения его духовного потенциала.

Историко-педагогический обзор развития искусства народных мастеров на разных этапах формирования социально-экономических отношений показал, что опыт художественно-ремесленных традиций передавался путем длительного и последовательного обучения посредством ученичества. Процесс познания, радость творчества и труда в народных ремеслах не отделены друг от друга, а тесно переплетаются. Трудовой процесс позволяет глубже познать закономерности построения формы, красоты изделий, возможности материала и цвета.

Педагогические условия приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайцев рассмотрены в исследовании Е.Н. Кергиловой. Здесь речь идет о создании культурно-пространственной, предметно-развивающей среды «погружения» детей в социально-культурный опыт народа. С.Д. Кириенко в своей работе изучила психолого-педагогические аспекты приобщения детей дошкольного возраста к традициям башкирского народа средствами этнографической культуры.

Как видим, рассмотренные исследования так или иначе, связаны с национальным самосознанием с точки зрения положительной ориентации и воспитания толерантности по отношению к другим национальностям. В дошкольном воспитании данный процесс рассматривается в русле патриотического воспитания, связано с богатством представлений личности о своем народе и отдельных его представителях. Становление национального самосознания личности предполагает формирование определенного образа своей этнической группы.

Условиями эффективного формирования национального самосознания в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством являются:

- взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования (включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы. Например, Молчевой А.В. «Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана - дошкольникам», Гасановой РХ. «Земля отцов») [3, 4];

- определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством;

- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности;

- использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельнос-

Библиографический список

ти с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).

Одним из важных педагогических условий формирования национального самосознания детей старшего дошкольного возраста, на наш взгляд, является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи в рамках нашего исследования осуществлялось следующим образом:

- привлечения родителей к проведению занятий;

- участия родителей в выставках семейного творчества;

- устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций;

- предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье для демонстрации на тематических выставках в детском саду;

- участия родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.

При отборе произведений народных художественных промыслов, доступных использованию в обучении старших дошкольников, мы обращали внимание на:

- мотивы и элементы орнамента, наиболее типичные их сочетания;

- колорит, сочетание цвета фона и элементов узора для каждого вида изделий;

- орнаментальные композиции - построение узора на плоскостях изделий, типы орнамента, повторение элементов геометрических, растительных и животных форм, их расположение, ритм, симметричность, ассиметричность в построении узора;

- технические приемы изготовления.

Предложенная методика позволила нам обеспечить интерес к художественным ремеслам (на предметы определенного вида ремесла, на деятельность с ними, на способы изображения и изготовления, на орнаментальное оформление изделий) и значительно расширила и углубила интересы детей в соответствии с их способностями, полом, приобретенным опытом художественной деятельности. Нами также было выявлено, что ознакомление старших дошкольников с художественными ремеслами башкир предоставляет богатые возможности для раскрытия детской индивидуальности.

Следовательно, приобщение детей старшего дошкольного возраста к региональным художественным ремеслам, как единый образовательный процесс, включающий познание и практическую деятельность, воспитание и обучение, коллективное и индивидуальное творчество, является важным средством подключения к региональным культурным ценностям, как части ценностей общечеловеческих. Следовательно, воспитание интереса к художественным ремеслам региона способствует формированию интереса к региональной культуре в целом.

Анализ литературе и практической деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Башкортостан позволил нам выделить общечеловеческий, национальный, этнический и региональный аспекты педагогического потенциала художественных ремесел башкир, как важной составляющей его культуры. Художественные ремесла нашей территории обладают культурно-исторической информацией и являются важным условием формирования у подрастающего поколения национального самосознания.

Наше исследование доказало, что процесс формирования национального самосознания детей старшего дошкольного возраста через знакомства с художественными ремеслами характеризуется комплексным развитием его компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Предложенная нами методика способствовала формированию у детей старшего дошкольного возраста индивидуальных личностно-значимых интересов к художественным ремеслам края, представлений о региональных особенностях изделий ремесленников, их орнаментальном оформлении, что способствовало повышению уровня национального самосознания.

1. Народное искусство в воспитании детей / под ред. Т.С. Комаровой. - М., 2005.

2. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М., 2005.

3. Гасанова, РХ. Земля отцов: программа-руководство. - Уфа, 2004.

4. Молчева, А.В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана - дошкольникам. - Уфа, 2005.

Bibliography

1. Narodnoe iskusstvo v vospitanii deteyj / pod red. T.S. Komarovoyj. - M., 2005.

2. Solomennikova, O.A. Radostj tvorchestva. Oznakomlenie deteyj 5-7 let s narodnihm iskusstvom. - M., 2005.

3. Gasanova, R.Kh. Zemlya otcov: programma-rukovodstvo. - Ufa, 2004.

4. Molcheva, A.V. Narodnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo Bashkortostana - doshkoljnikam. - Ufa, 2005.

Статья поступила в редакцию 02.07.13

УДК 159.923

Buravtsova N.V., Kovalenko V.I. PSYCHOLOGICAL CAUSES OF DEVELOPMENT ORGANIZATION AND MANAGEMENT SKILLS FOR FUTURE MANAGERS. This article analyzes the skills and competencies that contribute to the professional development of students as successful managers and organizers. We consider the psychological factors that influence the development of organizational and management skills. Substantiates the view that the success of the development of these skills helps to form an emotional-volitional personality. The possibilities of optimization of mastering skills of managers.

Key words: professional development, organizational and management skills, professional competence, social and psychological characteristics of the individual.

Н.В. Буравцова, канд. психол. наук, доц. каф. социальной психологии и психофизиологии

Новосибирского гос. университета экономики и управления, E-mail: [email protected];

В.И. Коваленко, канд. техн. наук, доц. каф. социальной психологии и психофизиологии

Новосибирского гос. университета экономики и управления, E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

Статья посвящена анализу навыков и компетенций, способствующих профессиональному становлению студентов в качестве успешных менеджеров и организаторов. Рассмотрены психологические факторы, влияющие на развитие организационно-управленческих навыков. Обосновывается точка зрения, в соответствии с которой успешности развития данных навыков способствует сформированная эмоционально-волевая сфера. Показаны возможности оптимизации овладения профессиональными навыками менеджеров.

Ключевые слова: профессиональное становление, организационно-управленческие навыки менеджера, профессиональная компетентность, социально-психологические характеристики личности.

Потребности современного развития общества выдвигают конкретные требования в подготовке высококвалифицированных специалистов в различных областях деятельности. Обществу необходимы предприимчивые, инициативные личности, готовые к конструктивным преобразованиям в контексте стоящих перед ними профессиональных задач, способные к управлению на различных уровнях и в различных диапазонах. При этом эффективность процесса управления во многом обусловлена сформиро-ванностью их организационно-управленческих качеств. Именно поэтому важнейшим направлением современного образования является развитие навыков и компетенций, способствующих личностному и профессиональному становлению студентов в качестве будущих успешных лидеров, управленцев и организаторов.

В то же время, необходимо учитывать, что проблема успешности любого руководителя включает следующие составляющие: его личная индивидуальная успешность как субъекта управленческой деятельности (управленческий и личностно-профессиональный потенциал, профессионально важные качества) и его успешность в конкретной управленческой структуре, на конкретном рабочем месте (в совокупности конкретных обстоятельств деятельности).

Наши исследования показывают, что развитие личностной и профессиональной идентичности обусловливает уверенность в своей профессиональной компетентности, открытость в коммуникативных проявлениях, готовность принимать на себя ответственность за проблемные ситуации, творческий поиск, профессиональное экспериментирование, способствует формированию предметно-определенной и мотивационно-осмысленной позиции профессионала [1, с. 240].

Сутью обязанностей руководителя, отмечает М.Б. Гарунов, является организация работы подчиненных, ориентированная на выполнение поставленных профессиональных задач и выступающая как своеобразный вид творческой деятельности. Причем, по мере усложнения объекта и повышения уровня управления, набор требований к творчеству заметно увеличивается [2].

Действительно, профессиональная деятельность менеджера полностью отражает качественное трансформирование и ус-

ложнение психологического содержания конкретных задач. Особенно важно это учитывать в контексте того, что как только такая деятельность становится совместной - сразу возникает необходимость осуществления взаимодействия с другими субъектами. Т.е., особую значимость обретают различные социальнопсихологические аспекты их профессиональных и межличностных отношений, взаимных представлений о социальных и функциональных ролях, специфика мотивации, характер коммуникации и распределения управленческих функций и т.д. При этом, указывает С.В. Шекшня [3], социально-психологические процессы взаимодействия субъектов обретают вследствие естественной нетождественности их личностной индивидуальностей и индивидуальных стилей деятельности.

Говоря о сложности и специфике управленческой деятельности, Б.А. Аникин указывает на функциональную «непрописан-ность» и неопределенность возникновения ряда производственных ситуаций [4], Б.Г. Литвак рассматривает объективную необходимость адекватности распределения функций в структуре управления, как по горизонтали, так и по вертикали [5]. Кроме того, следует учитывать, что все это усложнено эффектами, привносимыми индивидуальностью субъектов деятельности: их приверженностью определенным режимам, условиям деятельности, различной личностной эффективностью в решении различного рода задач, неоднородностью приписываемых и принимаемых обязанностей и т.д.

Е.Г. Молл, анализируя личностные характеристики, обуславливающие эффективность деятельности менеджера, отмечает следующие: доминантность, как стремление влиять на подчинённых; уверенность в себе; эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость; предприимчивость и ориентация на достижения, предполагающие принятие ответственности при решении задач; стремление к умеренному, предсказуемому риску; ответственность и надёжность в выполнении заданий; независимость, наличие собственной точки зрения; развитые коммуникативные навыки; креативность, способность к творческому подходу в решении задач [6]. Анализируя своеобразие положения руководителя в структуре организации, А.А. Брасс указыва-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.