получение престижной специальности, которая востребована на региональном рынке труда. Установлено также, что абитуриенты изначально рассматривают альтернативные варианты получения среднего профессионального образования, что требует от коллектива колледжа повышения привлекательности реализуемых профессиональных образовательных программ.
Во время проведения в колледже дня открытых дверей, который посетило более 100 человек, всем посетителям были розданы анкеты. Опрошенные родители и потенциальные абитуриенты назвали три основных характеристики, которые связывают с региональным политехническим колледжем. Это «котирующийся в регионе колледж» (37 чел.), «хорошее образование» (40 чел.) и «возможность трудоустройства по специальности» (23 чел.).
Проведенные опросы студентов 1-4 курсов показали, что большинство студентов (52%) удовлетворены качеством получаемого образования и организацией учебного процесса в колледже. К недостаткам учебного процесса большинство студентов отнесло недостаточное техническое оборудование учебных аудиторий и мастерских. 65% опрошенных студентов считают престижным обучение в колледже, 68% с оптимизмом оценивают свои перспективы на рынке труда.
Опрос студентов-выпускников показал, что половина студентов (51%) получили такое образование, на которое рассчитывали при поступлении. 35% хотели бы продолжить образование после колледжа в вузе. Наиболее часто высказывались пожелания по улучшению дисциплины и контроля знаний, усилению практической подготовки.
Опросы преподавателей были направлены на оценку проблем в работе самих преподавателей, включая систему информационного, материально-технического обеспечения, выяснялись профессиональные планы на будущее, удовлетворенность своей работой. Было определено, что всего 60% преподавателей колледжа полностью или частично удовлетворены своей работой. 45% преподавателей называют существующие проблемы, среди которых: неудовлетворенность оплатой труда, невозможность повышения квалификации по всем направлениям под-
Библиографический список
готовки, падение престижа труда преподавателя и необходимость поиска дополнительного заработка.
Таким образом, качество как совокупность характеристик образовательной услуги, определяющих ее способность удовлетворить предполагаемые потребности, многомерно. Оно будет различаться для различных видов образовательных услуг как продуктов различных процессов. Выделим наиболее общие характеристики качества: ощутимость - наличие и состояние материальных компонентов окружающей среды образовательного учреждения, которые делают услугу более осязаемой (обстановка офисов, аудиторий, мастерских, оборудование, учебные материалы, внешний вид всего персонала колледжа); надежность - образовательное учреждение выполняет принятые на себя обязательства, работает стабильно, всегда обеспечивая требуемый уровень; отзывчивость - производители образовательной услуги стремятся всегда и везде отвечать на любые запросы потребителей услуг; доступность - легкость установления как физического, так и психологического контакта с административным персоналом или преподавателями; понимание - образовательное учреждение стремится к пониманию специфических (индивидуализированных) потребностей потребителей услуг; коммуникабельность - образовательное учреждение общается с потребителями на понятном им языке, адаптированном к особенностям каждой целевой группы; доверие -определяется репутацией образовательного учреждения, гарантирующего серьезное отношение к потребителям; обходительность - вежливость, уважительность, внимательность и дружелюбие всех сотрудников (производителей услуги) к студентам (потребителям услуги). Качество образовательных услуг должно оцениваться не только внутри национальных и региональных образовательных систем. Чтобы достичь успеха, современный региональный колледж должен не просто повышать уровень образования, но и обеспечивать международную сопоставимость образовательных программ и результатов обучения, включаться в межнациональные профессиональные сети и потоки академической мобильности.
1. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р.
2. Морозов, А.В. Креативная педагогика и психология. - М., 2004.
3. О ходе выполнения работ по переходу на ФГОС нового поколения [Э/р]. - Р/д: http://mon.gov.ru/str/kol/resh/2011/8207/
4. Панкрухин, А.П. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. - 1997. - № 7-8.
5. Кожухар, В.М. К определению содержания образовательной услуги // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - № 3.
Bibliography
1. Ob utverzhdenii Strategii innovacionnogo razvitiya Rossiyjskoyj Federacii na period do 2020 goda. Rasporyazhenie Praviteljstva RF ot 08.12.2011 g. № 2227-r.
2. Morozov, A.V. Kreativnaya pedagogika i psikhologiya. - M., 2004.
3. O khode vihpolneniya rabot po perekhodu na FGOS novogo pokoleniya [Eh/r]. - R/d: http://mon.gov.ru/str/kol/resh/2011/8207/
4. Pankrukhin, A.P. Marketing obrazovateljnihkh uslug // Marketing v Rossii i za rubezhom. - 1997. - № 7-8.
5. Kozhukhar, V.M. K opredeleniyu soderzhaniya obrazovateljnoyj uslugi // Marketing v Rossii i za rubezhom. - 2005. - № 3.
Статья поступила в редакцию 18.03.13
УДК 372.212
Beloborodova L.R., Beloborodova N.S. PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING OF THE NATIONAL IDENTITY OF THE CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE. This work is devoted to the topical problem of the formation of the national identity of the children of senior preschool age. The structure of national identity that reflects the features, components, and conditions of its formation. Identified and justified by the pedagogical conditions conducive to the effective process of formation of the national identity of children of preschool age. Key words: national consciousness, national self-identification of ethnic community, national art crafts, ethnic environment.
Key words: national consciousness, national self-identification of ethnic community, national art crafts, ethnic environment.
Л.Р. Белобородова, ассистент каф. педагогики и методики дошкольного и музыкального образования Бирского филиала Башкирского гос. университета, г. Бирск, E-mail: [email protected]; Н.С. Белобородова, д-р пед. наук, проф., зам. директора по воспитательной работе и социальным вопросам Бирского филиала Башкирского государственного университета, г. Бирск, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Данная работа посвящена актуальной проблеме формирования национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста. Представлена структура национального самосознания, в которой отражены функ-
ции, компоненты и условия его становления. Выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие эффективному процессу формирования национального самосознания детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: национальное самосознание, национальная самоидентификация, этническая общность, народное художественное ремесло, этническая среда.
Этнокультурные проблемы, в том числе и формирование национального самосознания в настоящее время приобретают особую значимость и глубину социально-философского осмысления. Это связано с социально-экономическими, общественно-политическими и историко-культурными процессами, происходящими сегодня в обществе. В связи с этим возникает необходимость всестороннего изучения этносоциальных и этнокультурных процессов, основных закономерностей детерминации национального самосознания.
По актуальной проблеме национального самосознания оживились дискуссии в 70-80-е гг. Такие ученые как, Ю.В. Бромлей, Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, М.И. Куличенко и др. указывали на то, что под национальным самосознанием необходимо понимать комплекс представлений национальности о себе, интересах, ценностных ориентациях, установках по отношению к другим национальностям. Однако, по мнению ведущих специалистов, проблемы становления национального самосознания и на сегодняшний день остается недостаточно изученной.
Теоретический анализ проблемы позволил нам выявить два подхода в изучении проблемы национального самосознания: 1) функционально-исследовательский, который включает изучение этнографических особенностей представителей национальных общностей (Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Бромлей, В.И. Козлов, С.И. Королев); 2) теоретико-аналитический - изучение анализа структуры национального самосознания (А.Ф. Дашдамиров, Л.М. Дробиже-ва). Анализ психолого-педагогической литературы показал, что теоретические и практические аспекты процесса воспитания национального самосознания достаточно исследованы только в школьном возрасте. Однако немногочисленные исследования показывают, что основы национального самосознания закладываются уже в дошкольном возрасте. Материальной основой национального самосознания в период дошкольного детства является отношение детей к родному краю, к Родине.
В исследовании Н. Юденко раскрываются содержательные компоненты понятия «национальное самосознание дошкольников»: национальная идентификация себя как представителя конкретного народа; национальные стереотипы, фиксирующие типичные для этноса понятия, знания, умения; нормы поведения, общность исторического прошлого (памятники, исторические события страны, знаменитые люди); территориальная общность (размер страны, пространственные представления, знания
о символике страны (флаг, герб, гимн); культурно-духовные ценности (книги, мультфильмы, герои) [1].
Национальное самосознание является сложным духовным образованием. Оно состоит из: национальной самоидентификации, то есть осознания представителями социально-этнической общности своей национальной принадлежности; представ-лениий об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках; самовосприятия и самоотношения; национальных чувств и настроений; национальных стереотипов. К этноконсо-лидирующим или этноинтегрирующим признакам национального самосознания относится «этническая самоидентификация» и ее уровень. Она включает в себя следующие компоненты структуры этнического самосознания: осознание тождественности со своим этносом; осознание собственных этнопсихологических особенностей; осознание себя субъектом своей этнической общности. К этнодифференцирующим признакам относятся: происхождение и историческое прошлое членов этноса; этническая территория; язык; религия и культура; антропологические и этнопсихологические особенности; способности, специфичные для этноса [2].
Природу национального самосознания можно исследовать через познание тех функций, которые оно выполняет. Регулятивная функция национального самосознания осуществляется за счет преимущественного влияния национальной специфики мышления на характер восприятия и оценки обстановки деятельности. Заключается в выполнении самосохранения, подчинения деятельности достижению определенной цели, механизма регуляции жизнедеятельности. Суть регулятивной функции национального самосознания выражается в направлении воли нации к достижению определенной цели, в том числе самоопределению. Познавательная функция национального самосознания выражается в наличии специфических познавательных и интеллектуальных качеств, отличных от аналогичных у представителей других национальных общностей. Познавательная функция национального самосознания проявляется в отношении индивида, группы, всей нации к национальной истории, языку, системе ценностей, сложившихся в течение жизни многих поколений. Также она заключается в осознании «мы», своей реальности, отсюда начинается процесс интенсификации познавательной активности самосознания. Эмоционально-ценностная в складывании системы оценочной информации о культурных традициях, их развитии. Приспо-
Национальное самосознание
Компоненты
Когнитивный
Эмоциональный
Поведенческий
Знание о родной земле, об истории, обычаях
Этнические качества, потребности, интерес к ценностям
Коммуникативные и трудовые умения, соблюдение обрядов
Условия формирования
Этническая среда
Этнокультурные Народные
традиции художественные
промыслы
Рис.1. Структура формирования национального самосознания
собительная функция национального самосознания выражается не только в адаптации организма к специфическим условиям деятельности, но и в фиксированных способах поведения и деятельности. Благодаря этой функции обеспечивается вхождение личности в мир национально окрашенных и духовных ценностей, норм, установок, привычек [3, с. 14].
Национальное самосознание является сложным духовным образованием. Нами разработана и представлена структура национального самосознания, где выделены компоненты, факторы и условия его эффективного формирования в дошкольном возрасте (рис. 1).
Анализ различных подходов к определению понятия национального самосознания и результаты нашего исследования позволили определить эффективные педагогические условия его формирования:
- использование музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего;
- привлечение детей к участию в народных, фольклорных праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу национальной самобытной культуры;
- осознанный отбор методов ознакомления детей с народными промыслами;
- создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (минимузей, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.) [4].
По замыслу нашего исследования, ведущим фактором, способствующим формированию национального самосознания детей дошкольного возраста, является ознакомление с художественным ремеслами, освоение простейших операций по созданию продуктов прикладного искусства. Мы считаем, что именно ознакомление с художественными ремеслами родного края ориентирует на формирование национального самосознания детей старшего дошкольного возраста. Приобщение к народным ремеслам в нашей работе осуществляется посредством ручного художественного труда в вышивке, ткачестве.
Вопросы приобщения детей дошкольного возраста к художественным ремеслам родного края до сих пор изучались только с двух позиций: 1) значение и использование в образовании дошкольников общероссийских промыслов (Н.С. Александрова, Н.Ф. Виноградова, А.А. Грибовская, Е.Г. Ковальская, Ю.В. Максимов, Н.Б. Халезова); 2) применение в воспитательном процессе дошкольных учреждений отдельных видов национальных ремесел (З.А. Богатеева, Р.В. Калистру, И.Ч. Красовская, А.В. Молчева, РН.Смирнова, Р.Ш. Халикова).
Особую роль в формировании национального самосознания у детей дошкольного возраста отводят обучению народным художественным промыслам, в которых закреплены культурные и трудовые традиции народов, ремесленнические навыки.
Анализ психолого-педагогической теории и реальной практики позволил выделить противоречие между педагогическими возможностями художественных ремесел конкретной территории и их недостаточным использованием в образовательном процессе дошкольных учреждений, между необходимостью знакомить детей дошкольного возраста с региональными художественными ремеслами, как первой ступенью познания народного декоративно-прикладного искусства, и недостаточной теоре-
Библиографический список
тической и методической разработанностью данного вопроса.
В ходе эксперимента было выявлено, что для возникновения и развития у старших дошкольников интереса к художественным ремеслам региона необходимо обеспечение объективных и субъективных педагогических условий.
К объективным условиям, по нашему мнению, относятся: предметная среда, окружающая ребенка; эмоционально-личностное отношение воспитателя к предмету интереса и его мастерство; синтез видов народного творчества; интеграция видов детской деятельности; ситуация постоянного свободного выбора (изделия, материала, техники выполнения работы); тесное взаимодействие с семьей; общение взрослых и детей в деятельности по принципу диалога.
С уметом задач исследования и особенностей восприятия дошкольниками произведений народных мастеров региона, были определены требования к произведениям региональных художественных ремесел, предлагаемые детям. Со стороны содержания они должны отражать разнообразие предметов художественных ремесел, характерных для конкретного региона (по видам, материалу, способу изготовления и оформления). Со стороны качества исполнения произведения должны: быть высоко
- художественными с четко выраженной колористической, смысловой и орнаментальной выразительностью; отличаться доступностью дошкольникам в соответствии с их возрастными и индивидуальными психологическими особенностями, уровнем изобразительных умений; предоставлять детям возможность практического их использования в разных видах деятельности.
Художественные ремесла конкретного региона являются объектом интереса детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
- поэтапной организации процесса воспитания интереса;
- овладение детьми интеллектуальными умениями познания и изобразительными умениями отображения мотивов художественных ремесел региона в собственной деятельности;
- предоставление ребенку возможности проявления творческой индивидуальности в ситуации постоянного выбора содержания творчества, исходя из его интересов, наклонностей, половой принадлежности и имеющихся умений.
Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования и результаты опытно-экспериментальной работы позволили нам выявить и обосновать организационно-педагогические условия способствующие, эффективному фомированию у детей старшего дошкольного возраста интереса к художественным ремеслам своего края, повышению уровня представлений о региональных особенностях изделий ремесленников, их орнаментальном оформлении, становлению творческого самовыражения.
Анализ теоретических позиций, раскрывающих воспитательные возможности народной культуры, в том числе и региональных художественных ремесел, позволило нам определить ее как эффективное средство формирования национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста.
Мы считаем, что наше исследование, является лишь началом важнейшей работы по формированию национального самосознания у подрастающего поколения и внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения эффективных методов, форм и средств, направленных на становление базовых компонентов национального самосознания является необходимым условием ее успешности.
1. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для вузов. - М., 2007.
2. Эфендиев, Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. - Нальчик, 1999.
3. Салчак, Б.В. Конструирование образовательной среды дошкольного учреждения как условие воспитания национального самосознания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2009.
4. Батурина, Г.И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники). -М., 2003.
Bibliography
1. Berezhnova, L.N. Ehtnopedagogika: ucheb. posobie dlya vuzov. - M., 2007.
2. Ehfendiev, F.S. Ehtnokuljtura i nacionaljnoe samosoznanie. - Naljchik, 1999.
3. Salchak, B.V. Konstruirovanie obrazovateljnoyj sredih doshkoljnogo uchrezhdeniya kak uslovie vospitaniya nacionaljnogo samosoznaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2009.
4. Baturina, G.I. Narodnaya pedagogika v sovremennom uchebno-vospitateljnom processe (doshkoljniki i mladshie shkoljniki). - M., 2003.
Статья поступила в редакцию 15.03.13