УДК 373.2
Бурдина Г алина Юрьевна
ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Россия, Самара1 Доцент кафедры русского языка, литературы, художественно-эстетических дисциплин и методик их преподавания
Кандидат исторических наук, доцент E-Мail: g.u.burdina@mail.ru
Формирование основ толерантности у дошкольников на традициях этноэтикета в контексте нового образовательного стандарта (к постановке проблемы)
Аннотация: Развитие толерантности является неотъемлемой составляющей процесса государственной модернизации в современном обществе. Россия сегодня -многонациональное государство, в нем проживают представители разных национальностей, которые составляют единый российский народ, российскую нацию. Сходства и различия многих этнических культур могут быть использованы как педагогическое средство, могут стать основой для формирования уважительного отношения личности к традициям семьи, общества и государства, друг к другу. С точки зрения педагогики и психологии дети дошкольного возраста более всего расположены к воспитательному воздействию (сенситивны) для развития толерантной личности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на это. В этом контексте в статье рассматривается национальный и этнический этикет: изложены основные направления исследования терминов «толерантность», «интолерантность», «национальный этикет» в российской науке; дан анализ основных требований и принципов, психологических и педагогических условий реализации образовательной программы дошкольного образования в процессе формирования основ толерантности у детей дошкольного возраста. Автор изучил современную научную литературу о толерантности и этническом этикете, средства национального этикета в практике дошкольного образования. Автор предлагает свой комплекс форм и средств работы: они могут помочь воспитателям и педагогам в системе дошкольного образования в формировании толерантной личности ребенка с учетом специфики национально-региональных и социальных и культурных условий. с учетом специфики национально-региональных и социальных и культурных условий.
Ключевые слова: Дошкольное образование и воспитание; толерантность; толерантное сознание; основы толерантности у дошкольников; интолерантность; нетолерантное поведение; этикет; этнический этикет; средства этнического этикета в дошкольном образовании; детский фольклор; федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Идентификационный номер статьи в журнале 70РУЫ214
1 443099, г. Самара, ул. Блюхера, 25, ауд. 320.
Проблема толерантности в педагогическом контексте в настоящее время заметно актуализируется и становится темой изучения многих научных исследований. Значимость толерантности обуславливается потребностью в формировании толерантного сознания как условия дальнейшего выживания и функционирования постиндустриального общества. Объем научных разработок достаточно убедителен на сегодняшний день как в плане этимологии термина «толерантность», так и в плане «прикладном» - в разработке методик ее формирования. Однако многоплановость и «многослойность» этого феномена так и не позволили до сих пор сформулировать единый взгляд на содержание этого понятия.
Направленная на сохранение «человеческого в человеке» (по Ю.А. Шрейдеру [17, с.83]), толерантность в педагогическом плане ставит задачу формирования особого типа личности - личности толерантной.
Основным из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС, Стандарт) является требование о том, что ребенок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства», он должен быть «способен учитывать интересы других и старается разрешить конфликты» (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. С. 28). Из этого вытекает, что требования Стандарта подводят педагогических работников дошкольного образования к необходимости формировать основы толерантности у детей. Известно, что Россия всегда была и остается многонациональной страной, в которой тесно переплелось множество различных этнических культур. Поэтому использование средств этноэтикета может во многом способствовать решению задач, предусмотренных ФГОС.
Слово «толерантность» вошло в мировую практику благодаря международному документу, принятому 16 ноября 1995 года во Франции под названием «Декларация принципов толерантности». Его подписали 185 государств - членов ЮНЕСКО, в том числе и Российская Федерация. Толерантность провозглашена в ней как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Она подразумевает также терпимое отношение к иным национальностям, расам, полу, возрасту, инвалидности, языку, религии и т.д. В документе подчеркивалось, что это есть «активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека» (Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Статья 1, п.1.1, 1.2.).
В науке толерантность исследуется давно и в различных отраслях знания. При этом важно выявить, имеем ли мы дело с некоей терминологической общностью (использованием одного и того же понятия в различных научных сферах) или же - с термином, отражающим некое общее содержание. На сегодняшний день сформировалось несколько научных подходов к ее исследованию: историко-философский, психологический, этнологический,
культурологический, педагогический и некоторые другие. В ходе их изучения выясняется, что в зависимости от того или иного контекста используются и другие смыслы: толерантность можно рассматривать как «терпимость», «снисходительность», принятие кого-либо или чего-либо, т.д. Проблема заключается в том, что среди исследователей до сих пор отсутствует единство в объяснении сущности данного феномена [4, с. 45]. Вне зависимости от научных споров нужно осознавать главное, что задача формирования и развития толерантной личности гражданина РФ должна пронизывать деятельность всех социальных институтов, в частности, систему образования. Следует отметить, что уже в 90-х годах ХХ века толерантность в
российском обществе начинает «входить» в перечень неотъемлемых профессиональных качеств во многих профессиях [12, с. 29]. В новом столетии реализован ряд государственных программ, еще больше акцентирующих внимание на данной проблеме («Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российской обществе», «Формирование толерантного сознания и толерантного поведения» (2001-2005 гг.). Однако в повседневной жизни случаи «нетолерантного» поведения людей по отношению друг к другу продолжают иметь место, и даже среди педагогов.
Противоположным по смыслу понятию «толерантность» выступает «интолерантность». Одно из его значений в этническом аспекте: «Интолерантность -межэтнические отношения, основанные на враждебности, неприятия культуры, образа жизни, ценностей друг друга» [14, с. 55].
Соответственно, необходимо обратить пристальное внимание на тот факт, что в требованиях к кадровым условиям реализации Основной образовательной программы четко прописано, что педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей в соответствии с пунктом 3.2.5 Стандарта. К ним среди прочих относятся: уважительное отношение к каждому ребенку; создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным социально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям (ФГОС. С. 21-22).
Для этого следует учитывать, что учеными выделяются такие виды толерантности, как межличностная, конфессиональная, межнациональная, этническая, возрастная и другие [16, с. 1]. Качествами толерантной личности, по мнению психологов, являются чуткость, доверие, альтуризм, терпение, умение владеть собой, доброжелательность, терпимость к различиям, способность оценивать достоинства других, гуманизм личности и другие [2].
Что касается термина «этноэтикет», то его осмыслением занимались Б.Х. Бгажноков, Д.Ж. Валеев и некоторые другие этнографы. В частности, Б.Х. Бгажноков, указывал на необходимость опоры при изучении этноэтикета на понятие «этикет». Проанализировав многообразие существующих точек зрения, удалось выявить, что наиболее распространенным определением является следующее: этикет - это «общепринятый порядок поведения где-либо» [9, с. 52]. Его структура представляет собой различные виды, разновидности, формы и формулы [4]. Этикет не может существовать вне времени и пространства, это всегда этикет какого-либо народа, общества, класса, социальной группы на определенной ступени его исторического развития. Другая особенность этикета заключается в том, что он имеет системный характер содержащихся в нем моральных предписаний. Таким образом, «этноэтикет» - это система характерных для данного этноса моральных предписаний ритуализованного общения в типичных, изо дня в день повторяющихся ситуациях взаимодействия [1, с. 10].
Поскольку в научный оборот это понятие вошло благодаря изучению адыгского народа, то интересно было выявить, что среди отличительных черт адыгского этикета в первую очередь были выделены «скромность и толерантность». При этом было обращено внимание на типологическое сходство с этноэтикетом восточных народов (индийцев, китайцев, японцев и др.) [1, с. 22-23].
В современной литературе «этноэтикет» рассматривается: как «система ценностей межличностного общения внутри этноса, основой которого является общечеловеческая мораль» [5, с. 7]; как национальный этикет, т.е. установленный у данного народа порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, в обхождении с окружающими людьми [8, с.49].
В структуре этноэтикета выделяются следующие типы: родительский, ритуальный, этикет родственных отношений, соседей, путников; а также формы: приветствие, прощание, извинение, просьба, сожаление, удивление, мольба, клятва, приказ, намек, угроза, предупреждение [1].
Таким образом, этноэтикет - это национальный этикет того или иного этноса, который складывался из правил поведения в его повседневной бытовой культуре, системы традиционных взаимоотношений между всеми членами этноса, в том числе - на основе народной педагогики. Ее педагогический потенциал был исследован в свое время известным отечественным ученым-педагогом Г.Н. Волковым.
К средствам народной педагогики он относил народные игры, сказки, пословицы, поговорки, загадки и т.д. [6, с. 63-128]. Из чего следует, что средствами этноэтикета является огромный, разнообразный арсенал средств из этнокультур разных народов мира. Ведущим компонентом любой культуры является фольклор - устное народное творчество во всем его многообразии. К детскому фольклору педагоги относят: считалки, мирилки, молчанки, заклички, приговорки, прибаутки, игры, небылицы-перевертыши, пестушки, потешки и т.д.
В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания [7]. Из этого следует, что важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимании, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача дошкольного образования заключается в том, чтобы из стен дошкольных образовательных учреждений выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности, считает О.Н. Подивилова [13, с. 39].
Формирование основ толерантности у дошкольников - это начальный этап процесса ее становления в ходе специально организованной совместной деятельности педагога с детьми. Среди основных принципов дошкольного образования в Стандарте провозглашены: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства и учет этнокультурной ситуации развития детей (ФГОС, с.2-3).
Рассмотрим пути реализации этих возможностей в контексте ФГОС.
1. Образовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Они могут быть обе «задействованы» для реализации воспитательных задач, особенно вторая часть. В Стандарте четко прописано, что вторая часть может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно и при этом может быть ориентирована на специфику национальных социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
2. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены среди прочих и такие психолого-педагогические условия, как уважение взрослых к человеческому достоинству детей; создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащих к разным национально-культурным и религиозным общностям; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками.
[10, с. 5-117].
3. В процессе реализации Программы следует опираться на пять образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-
эстетическое и физическое развитие дошкольников.
Выделим в них ключевые моменты с позиции интересующего вопроса.
1. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в организации.
2. Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира и т.д.
3. Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры, а художественно-эстетическое - формирование элементарных представлений о видах искусства, фольклоре.
4. В направлении физического развития детей следует обратить внимание на овладение подвижными играми с правилами (ФГОС, с. 6-17).
Самарская область является полиэтничным регионом. Поэтому с целью формирования основ толерантности у детей, можно использовать разнообразные средства из этноэтикета коренных народов нашего края. В качестве части Программы, формируемой участниками образовательных отношений (согласно Стандарту), можно рекомендовать следующие виды непосредственной образовательной деятельности (НОД) (см. таблицу. Составлена автором на основе обобщения опыта и историографического анализа).
Таблица
Формирование основ толерантности средствами этноэтикета у дошкольников
Темы Задачи по развитию основ толерантности Элементы (средства), формы этноэтикета
1. Знакомство с этноэтикетом. Формировать положительное отношение к себе и другим; уважительное отношение к культуре других народов, терпимость к различиям между людьми; развивать интерес к разным народным культурам; знакомить с традиционными правилами приветствия. Вступительная беседа: «Что такое этноэтикет?». Упражнение «Приветствие» (на примере формы этноэтикета «приветствие» в татарской и чувашской культурах).
2. Мы все такие разные и такие похожие. Формировать чувство собственного достоинства, активно взаимодействовать со сверстниками, уважительно относиться друг к другу, несмотря на иную внешность и иное мнение. Игра на выявление сходства и различий между детьми «Чем мы похожи?»; «Сосед справа, сосед слева» и другие (на усмотрение педагога).
3. Что такое добро и зло? Развивать умение общаться в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения; слушать собеседника; справедливо оценивать поступки своих сверстников; воспитывать доброжелательность, дружелюбие. Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная». Этическая беседа о добре и зле (после прослушивания сказки).
Темы Задачи по развитию основ толерантности Элементы (средства), формы этноэтикета
4. Знакомство с этноэтикетом русских. Формировать чувство уважения к представителям разных культур; развивать умение слушать других; действовать дружелюбно в совместной игровой деятельности; развивать коммуникативные способности. Разучивание народной приговорки «На горе стоит пятно», считалки «Ехал мужик по дороге» (перед началом игровой деятельности). Проведение русской народной игры-ловишки «Г орелки».
5. Знакомство с чувашским национальным этикетом. Формировать интерес к культуре другого народа; развивать умение действовать сообща, переживать за чьи-то неудачи и радоваться за успех своих сверстников. Знакомство с народным традиционным чувашским костюмом. Детская народная игра «Луна или Солнце (Уйохопа хевель).
6. Знакомство с этноэтикетом мордовского народа. Формировать уважительное отношение к сверстникам через знакомство с традициями и обычаями мордовского народа; развивать умение слушать друг друга и действовать сообща; терпение, владеть собой, разрешать конфликты со сверстниками. Этическая беседа о традициях и обычаях мордовского народа. Народная сказка «Чучело в перьях» (мордовская). Детская мордовская народная игра «Раю-раю».
7. Знакомство с татарским национальным этикетом. Развивать качества: вежливость, щедрость, забота о близких людях, положительное отношение к себе и к представителям других национальностей (на примере татарского этноса). Этическая беседа «гостевой этикет татар». Татарская народная сказка «Три сестры». Детская народная игра «Тимербай».
8. Праздничный народный календарь. Знакомить с разнообразием этнокультур в мире; развивать уважительное и доброжелательное отношение к другим народам; эмоциональную отзывчивость через межнациональное общение. Вступительная беседа «Народные праздники, обычаи и традиции русских, татар, чуваш, мордвы». Организация театрализованной деятельности по сценарию русского народного праздника «Рождественские колядки».
9. Волшебный калейдоскоп. Формировать уважительное отношение к культуре своего и других народов, познавательный интерес к ним, слушать, слышать и понимать друг друга (в организованной совместной деятельности). Знакомство с народными поговорками и пословицами (русскими, чувашскими, мордовскими, татарскими и др.).
10. Хоровод дружбы. Формировать практические (коммуникативные) умения взаимодействия и общения с представителями разных народов в среде своих сверстников. Разучивание и отгадывание народных загадок (русских, чувашских, мордовских, татарских). Организация игровой деятельности (игра «Окажи внимание»).
Эффективность обращения к народной культуре как средству формирования основ толерантности, патриотизма, нравственного воспитания подрастающего поколения доказана многолетними практиками дошкольных образовательных учреждений Самарской области. Так, МБДОУ детский сад №321 г.о. Самара в середине 1990-х годов одним из первых в городе успешно реализовал программу «Горница», которая послужила основой для дальнейшего научного и методического поиска. В 2014 году педагогический коллектив детского сада
сформулировал новое направление деятельности в этой области - «Формирование у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к малой Родине на основе традиций этнокультур народов Поволжья» [15].
В рамках решения задачи формирования толерантности и с учетом региональных особенностей населения нашей области многими детскими садами активно используется экскурсионная форма организации совместной деятельности. Например, этнографическая экспозиция в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина (далее -СОИКМ) дает представление о культурах и этноэтикете четырех народов, исконно проживающих в нашем крае: русских, украинцев, татар и чувашей. Также в музее общей задаче воспитания подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста, служила выставка «Археология детства: игрушки, игры и обряды в традиционных обществах». Ее лейтмотив заключается в том, что многие обряды и традиции сохраняются и в современном обществе, и, по мнению ее организоторов А. Кочкиной, Н. Лосевой, Д. Сташенкова, «если они не канули в лету - значит, в них есть что-то такое, без чего не обойтись человеку, в какую бы эпоху и в каком бы обществе он не жил. Связь времен осуществляется через ребенка, и мир детства помогает нам лучше понять прошлое человечества» [11, с. 18]. В филиале СОИКМ Доме-музее В.И. Ленина есть экспозиция, посвященная традиционным играм и забавам у разных народов мира. Во время ее посещения старшие дошкольники в рамках организованной сотрудниками музея игровой деятельности могут познакомиться с разнообразием игровой культуры многих народов.
В заключении вернемся к вопросу о целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования. Они выступают основаниями для преемственности дошкольного и начального общего образования. Известно, что в основе ФГОС начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения поликультурного и поликонфессионального состава российского общества (ФГОС). Это еще раз подчеркивает актуальность и значимость изложенных в данной статье вопросов: важно не упустить момент формирования у детей этого важного качества современной личности. Если не вести целенаправленную работу в данном направлении, то в дальнейшем у них могут возникать стереотипы восприятия на почве нетерпимости и неприятия людей, представителей других национальностей, иные межличностные конфликты. Безусловно, что формирование основ толерантности у дошкольников может осуществляться самыми разнообразными педагогическими средствами, методами и формами работы. Вместе с тем, еще не достаточный, но уже имеющийся на сегодняшний день научный и практический опыт в использовании традиций этноэтикета в дошкольных образовательным учреждениях, подтверждает не только возможность, но и необходимость, на наш взгляд, использования его педагогического потенциала в практике современного дошкольного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик: Книжное издательство «Эльбрус», 1978. - 160 с.
2. Безюлева Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. - М: Вербум-М, 2003. - 168 с.
3. Бурдина Г.Ю., Галочкина М.В. Совершенствование современного образовательного процесса посредством развития толерантности // Научные проблемы образования третьего тысячелетия: Сборник научных трудов. Выпуск 7. По материалам VII Всероссийской (с международным участием) научнопрактической конференции «Научные проблемы образования третьего тысячелетия» (25 октября 20013 года, г. Самара). / Ред.: Кочетова Н.Г., Лысогорова Л.В., Чичканова Т.А. (отв. ред.). - Самара: ЦДК 1»; ООО «Издательство Ас Гард», 2013. С. 43-51.
4. Бурдина Г.Ю., Панкова Е.С. Этикет как средство развития межличностных отношений четвероклассников // Самарский научный вестник. 2013. №1 (2). С. 14-17.
5. Валеева З.Р. Место этноэтикета в механизме нравственного регулирования общения (Опыт социально-философского осмысления): дисс... канд. философ. наук. [Место защиты: Башкирский государственный университет]. - Уфа, 2000.
- 161 с.
6. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высших пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
7. Горбунова О.Г. Воспитание основ толерантности у дошкольников (из опыта работы детского сада) // Дошколёнок.ру: Сайт для воспитателей детских садов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ыт1/.Ы^р:/Мо^о1опос.ги/со^/5496-vospitanie-osnov-tolerantnosti-u-doshkolnikov.html, свободный. - Загл. с экрана.
8. Евграфова М.Г. Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета: дисс. канд. пед. наук. - Якутск, 2003. - 189 с.
9. Замедлина Е.А. Этика и психология делового общения. Учебное пособие. М.: Издательство РИОР, 2006. - 109 с.
10. Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011. - 600 с.
11. Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы. - СПб., СОЮЗ, 2000. - 176 с.
12. Кочкина А., Лосева Н., Сташенков Д. Выставка «Археология детства: игрушки, игры и обряды в традиционных обществах» // Самарская область. Этнос и культура. Информационный вестник. - 2005. - № 5. - С. 15-18.
13. Овсянник О.А. Социально-психологические аспекты профессионализма социального работника: дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1999. - 152 с.
14. Подивилова О.Н. Воспитание толерантности дошкольника по программе «Детский сад 2010» // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 12. - С. 38-43.
15. Сапунова В.С., Лазарева Л.С., Чичканова Т.А. Формирование у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к малой родине на основе традиций этнокультур Поволжья // Научные проблемы образования третьего тысячелетия: Сборник научных трудов. Выпуск 7. По материалам VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Научные проблемы образования третьего тысячелетия» (25 октября 20013 года, г. Самара). / Ред.: Кочетова Н.Г., Лысогорова Л.В., Чичканова Т.А. (отв. ред.). - Самара: ЦДК 1»; ООО «Издательство Ас Гард», 2013. С. 200-207.
16. Фадеев С.Б. Народная культура как средство формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста: дисс. ... канд. пед. наук:-Екатеринбург, 2012. - 155 с.
17. Шрейдер Ю.А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М.: Прогресс, 1990. С. 7-25.
Рецензент: Антонова Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гу-манитарный университет
профсоюзов».
Galina Burdina
Povolzhskaya State Academy of Social Sciences and Humanities
Russia, Samara E-Mail: g.u.burdina@mail.ru
The establishment of the foundations of tolerance in preschool children on the traditions of ethnic etiquette in the context of the new educational standard (statement of the problem)
Abstract: The development of tolerance is an integral part of the process of state modernization in modern society. Today Russia is a multinational state, it is inhabited by representatives of different nationalities, now they are the Russian nation. Similarities and differences of many ethnic cultures can be used as a pedagogical tool, can become a basis for formation of a respectful relationship of the individual to the family, to the society and state, to each other. From the position of pedagogy and psychology children-preschoolers are more sensitive for the development of a tolerant personality. Federal state educational standard of preschool education points to it. In this context, the article studies national and ethnic etiquette: the main directions of research of the term «tolerance», «intolerance», «national and ethnic etiquette» in the Russian science; studies basic requirements and principles, psychological and pedagogical conditions of realization of educational programs of preschool education in the process bring up children-preschoolers - educate the beginning of the basic qualities of tolerance. The author has studied contemporary the philosophical, pedagogical research about tolerance and ethnic (national) etiquette in the practice of preschool education. The author gives a complex of forms and methods of education. These forms and methods will help educators and teachers in the preschool education system to teach children and educate the beginning of the basic qualities of tolerance with the specific national and regional social and cultural conditions.
Keywords: Preschool education; tolerance; tolerant consciousness, principles of tolerance among preschool children; intolerance; intolerant behavior; etiquette; ethnic etiquette; funds ethnic etiquette in preschool education; children's folklore; the Federal state educational standard of preschool education.
Identification number of article 70PVN214
REFERENCES
1. Bgazhnokov B.H. Adygskij jetiket. Nal'chik: Knizhnoe izdatel'stvo «Jel'brus», 1978. -160 s.
2. Bezjuleva G.V. Tolerantnost': vzgljad, poisk, reshenie / G.V. Bezjuleva, G.M. Shelamova. - M: Verbum-M, 2003. - 168 s.
3. Burdina G.Ju., Galochkina M.V. Sovershenstvovanie sovremennogo obrazovatel'nogo pro-cessa posredstvom razvitija tolerantnosti // Nauchnye problemy obrazovanija tret'ego tysja-cheletija: Sbornik nauchnyh trudov. Vypusk 7. Po materialam VII Vserossijskoj (s mezhduna-rodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoj konferencii «Nauchnye problemy obrazovanija tre-t'ego tysjacheletija» (25 oktjabrja 20013 goda, g.Samara). / Red.: Kochetova N.G., Lysogorova L.V., Chichkanova T.A. (otv. red.). -Samara: CDK «F 1»; OOO «Izdatel'stvo As Gard», 2013. S. 43-51.
4. Burdina G.Ju., Pankova E.S. Jetiket kak sredstvo razvitija mezhlichnostnyh otnoshenij chetveroklassnikov // Samarskij nauchnyj vestnik. 2013. №1 (2). S. 14-17.
5. Valeeva Z.R. Mesto jetnojetiketa v mehanizme nravstvennogo regulirovanija obshhenija (Opyt social'no-filosofskogo osmyslenija): diss... kand. filosof. nauk. [Mesto zashhity: Bash-kirskij gosudarstvennyj universitet]. - Ufa, 2000. - 161 s.
6. Volkov G.N. Jetnopedagogika: Ucheb. dlja stud. sred. i vysshih ped. ucheb. zavedenij.
- 2-e izd., ispr. i dop. - M.: Akademija, 2000. - 176 s.
7. Gorbunova O.G. Vospitanie osnov tolerantnosti u doshkol'nikov (iz opyta raboty det-skogo sada) // Doshkoljonok.ru: Sajt dlja vospitatelej detskih sadov. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: html/.http://dohcolonoc.ru/cons/5496-vospitanie-osnov-tolerantnosti-u-doshkolnikov.html, svobodnyj. - Zagl. s jekrana.
8. Evgrafova M.G. Formirovanie kul'tury rechevogo obshhenija detej starshego doshkol'nogo vozrasta na osnove jetnojetiketa: diss. kand. ped. nauk. - Jakutsk, 2003. - 189 s.
9. Zamedlina E.A. Jetika i psihologija delovogo obshhenija. Uchebnoe posobie. M.: Izdatel'st-vo RIOR, 2006. - 109 s.
10. Psihologija obshhenija. Jenciklopedicheskij slovar'. / Pod obshh. red. A.A. Bodaleva.
- M.: Kogito-Centr, 2011. - 600 s.
11. Kozak O.N. Schitalki, draznilki, mirilki i prochie detskie zabavy. - SPb., SOJuZ, 2000. - 176 s.
12. Kochkina A., Loseva N., Stashenkov D. Vystavka «Arheologija detstva: igrushki, igry i obrjady v tradicionnyh obshhestvah» // Samarskaja oblast'. Jetnos i kul'tura. Informacion-nyj vestnik. - 2005. - № 5. - S. 15-18.
13. Ovsjannik O.A. Social'no-psihologicheskie aspekty professionalizma social'nogo ra-botnika: diss. ... kand. psihol. nauk. - M., 1999. - 152 s.
14. Podivilova O.N. Vospitanie tolerantnosti doshkol'nika po programme «Detskij sad 2010» // Nachal'naja shkola pljus Do i Posle. - 2008. - № 12. - S. 38-43.
15. Sapunova V.S., Lazareva L.S., Chichkanova T.A. Formirovanie u detej uvazhitel'nogo ot-noshenija i chuvstva prinadlezhnosti k maloj rodine na osnove tradicij jetnokul'tur Po-volzh'ja // Nauchnye problemy obrazovanija tret'ego tysjacheletija: Sbornik nauchnyh trudov. Vypusk 7. Po materialam VII Vserossijskoj (s mezhdunarodnym
uchastiem) nauchno-prakticheskoj konferencii «Nauchnye problemy obrazovanija tret'ego tysjacheletija» (25 ok-tjabrja 20013 goda, g. Samara). /Red.: Kochetova N.G., Lysogorova L.V., Chichkanova T.A. (otv. red.). - Samara: CDK «F 1»; OOO «Izdatel'stvo As Gard», 2G13. S. 2GG-207.
16. Fadeev S.B. Narodnaja kul'tura kak sredstvo formirovanija gendernoj tolerantnosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta: diss. ... kand. ped. nauk:- Ekaterinburg, 2012. -155 s.
17. Shrejder Ju.A. Utopija ili ustroitel'stvo // Global'nye problemy i obshhechelovecheskie cennosti. - M.: Progress, 1990. S. 7-25.