Научная статья на тему 'Сравнительный анализ становления орнаментальной композиции в русском и башкирском декоративно-прикладном искусстве'

Сравнительный анализ становления орнаментальной композиции в русском и башкирском декоративно-прикладном искусстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
881
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕМЕСЛО / ОРНАМЕНТ / КОМПОЗИЦИЯ / СИМВОЛИСТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белобородова Ниля Сабитовна, Белобородова Лилия Рафитовна

В статье представлен сравнительный анализ двух подходов к становлению орнаментальной композиции. Авторы анализируют особенности и специфику становления орнамента в русском и башкирском декоративно-прикладном искусстве, аргументируют необходимость приобщения детей дошкольного возраста к данному виду этнокультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ становления орнаментальной композиции в русском и башкирском декоративно-прикладном искусстве»

УДК 745/749 ББК Щ124

Белобородова Н. С., Белобородова Л. Р.

Сравнительный анализ становления орнаментальной композиции в русском и башкирском декоративно-прикладном искусстве

В статье представлен сравнительный анализ двух подходов к становлению орнаментальной композиции. Авторы анализируют особенности и специфику становления орнамента в русском и башкирском декоративно-прикладном искусстве, аргументируют необходимость приобщения детей дошкольного возраста к данному виду этнокультуры.

Ключевые слова: этнокультура, декоративно-прикладное искусство, художественное ремесло, орнамент, композиция, символистическое изображение.

Преобладавшее в недавнем прошлом убеждение, что общественная жизнь приведет к унификации этнокультур, сегодня показало свою несостоятельность. Попытка создать единую общность советских людей, стереть национально-этнические различия привела к возрастанию националистических тенденций, к неоправданно повышенному вниманию к культуре своего этноса, что привело к социальным конфликтам, к ущемлению прав людей некоренных национальностей в бывших союзных республиках.

Переживаемый в настоящее время «этнический ренессанс», усиливший интерес людей к культуре своей общности, нравственным ценностям и идеалам, обрядам, фольклору, языку, служит основой для развития национального самосознания, сохранения и продолжения народных традиций, но вместе с тем таит опасность воспитания национальных шовинистов. Поэтому в ситуации возрастающего интереса к родной культуре важно, чтобы национальное воспитание выступало не только как результат возрождения этнокультуры, но и как первоначальное средство приобщения к мировой культуре.

К сожалению, в современной практике воспитания оказалось «забытым» гражданское и интернациональное воспитание, которое зачастую воспринимается педагогам

и как пережиток советской эпохи. Взрослые, прежде всего, воспитатели и родители, не зная родной истории и культуры или испытывая к ним негативные чувства и отношения, не уделяют должного внимания формированию у детей интереса к культуре своего и других народов.

Между тем в последние десятилетия в отечественных и зарубежных исследованиях неоднократно поднимается проблема поиска гармонии национальной и мировой культуры. Ученые отмечают, что современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учитывать в образовании этнокультурный фактор, а с другой - создавать условия для познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми.

На наш взгляд, воспитание у детей интереса к национальной культуре можно осуществлять в рамках приобщения их к декоративно-прикладному искусству, в частности, в процессе ознакомления с орнаментом как основным элементом народных ремесел.

В философско-искусствоведческих исследованиях орнаментальный образ определяется как специфическая форма отражения ценностного образа действительности, как модель отношения человека к миру и как средство его познания. В контексте гносеологического подхода образность произ-

ведений декоративно-прикладного искусства рассматривается как продукт и духовный результат познания действительности, в связи с чем орнаментальный образ представляется универсальным и познавательно неисчерпаемым по своему содержанию.

Овладение смыслом орнаментальной образности произведений может быть в числе факторов, влияющих на накопление эмоционального, познавательного, этического и художественного опыта дошкольника, причем в его особой форме. Художественно-образное начало изделий народных мастеров стимулирует творческую активность ребенка, вызывает у него нравственно-эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, позволяет ему увидеть мир глазами другого человека, помогает осмыслить национальное своеобразие и миропонимание народа, и на этой основе познать себя самого. Все это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших национальных традиций.

Такая сущность исследуемого нами феномена позволяет рассматривать орнаментальный образ как огромную силу, способную воздействовать на развивающуюся личность ребенка.

Орнамент бывает графическим и скульптурным, по форме - геометрическим или растительным, иногда принимает фантастические формы; в него могут быть включены изобразительные мотивы. Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля. Наше исследование было посвящено изучению и сопоставлению орнаментов русского и башкирского декоративно-прикладного искусства.

На становление русского орнаментального искусства сильное влияние оказали произведения и традиции Востока и Запада. Основным источником творческого заимствования служили Византия и Кавказ, от-

куда были взяты, в частности, многие формы растительного орнамента. Но не все темы, любимые в Византии, могли обрести для себя новую жизнь на Руси. Они приживались в том случае, если чем-то соприкасались с уже привычными образами и были близки и понятны русским мастерам, получая при этом иную форму, измененную и приближенную ими к своему пониманию. Многое в создававшемся искусстве было полно желанием оградить человека от всего дурного. Это шло от воззрений язычества, но сохраняло смысл и в христианскую эпоху.

В некоторых видах русского декоративно-прикладного искусства, имеющих давнее историческое прошлое (вышивка, керамика, резьба по дереву), до наших дней дошли орнаментальные мотивы глубокой древности, которые отразили истоки сложного содержания символических узоров. Простейшие из них (в виде перекрещенного креста, квадрата, ромба, круга, наподобие пиктографического рисунка) являлись условными знаками, символами солнца и считались священными изображениями. Наряду с геометрическим орнаментом сохранялись традиционные для древнеславянской языческой мифологии сюжеты. Так, женская фигура олицетворяла богиню земли, плодородия; водоплавающие птицы - водную стихию. Изображение ладьи связывалось с похоронными обрядами. Символом солнца было изображение коня или всадника, а также фантастической жар-птицы. Отдельный круг древних сюжетов связан с культом огня. К наиболее архаическим относятся изображения огня в виде двуглавых птиц. Наиболее известны изображения двуглавого орла с поднятыми крыльями, занявшие прочное место в гербах и монетах (связанные с почитанием бога огня и молнии).

Растительным мотивам в русском орнаментальном искусстве отводилась главная роль. Фактически они составляли основу орнаментального «политеса». Со временем

орнаментальные композиции все более усложнялись, образовывали сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы [1].

Башкирский орнамент - одно из явлений национальной башкирской культуры, отразившее ее своеобразие и специфические черты. Орнамент для башкирского народа был единственной формой художественно-изобразительного творчества. Почти полное отсутствие в башкирском народном искусстве реалистических изображений животных, людей и пейзажей было обусловлено влиянием мусульманской культуры, а именно: исламским запретом изображать живое. Ислам не только исключил из искусства все прочие изображения, кроме орнамента, но и определил крайнюю стилизованность его формы, распространение геометрического орнамента. Тем не менее, северные области мусульманского мира использовали изображения животных, чаще стилизованные, но иногда имеющие сравнительно реалистический характер.

Язычество с его магическими, тотемистическими и анимистическими представлениями оказало значительное влияние на орнамент, его содержание и форму. Принятие и распространение ислама привело к разрушению единой системы языческих представлений и верований. Однако языческие мотивы, связанные с народными мифами, еще долго и прочно жили в декоративно-прикладном искусстве.

По мере развития изобразительной культуры народа, искусство все больше связывалось с эстетическими потребностями людей. Колористическое решение узоров - ярчайшее проявление национальной самобытности в искусстве. Башкирский орнамент почти всегда многоцветен, с преобладанием теплых цветов: красного, зеленого, желтого. Реже применяются синий, голубой, лиловый цвета. На цветовую гамму оказало большое воздействие появление анилиновых краси-

телей. Их применение разрушило традиционный колорит, который строился на более сдержанных цветовых сочетаниях, так как до появления анилиновых красителей башкиры использовали натуральные. В создании традиционного колорита участвовали натуральные цвета шерсти: белый, серый, черный. Сопоставление цветов в башкирском орнаменте было контрастным: на красном фоне - зеленый и желтый узор, на черном -красный и желтый. Фон всегда был активным, для него чаще выбирались яркие красный, желтый и черный цвета, значительно реже -белый цвет холста [2].

Башкирский орнамент (как отдельные элементы,так и вся композиция) почти всегда симметричен. Композиция очень емко и образно рассказывает о восприятии мира людьми. Весь мир содержит явления, данные только в оппозиции: день - ночь, жизнь - смерть, свет - тьма, мужское - женское, левое - правое и т.д. Это показано через симметрию противостоящих фигур животных. Для того чтобы противоположности во взаимной борьбе не уничтожили друг друга, необходим третий элемент композиции, их разграничивающий - золотая середина, точка отсчета, символическое изображение оси мира. Таким образом, в орнаменте отразились древние представления о тройственном ритме бытия, характерные для большинства народов.

Центральной в подобных композициях чаще всего являлась женская фигура, иногда изображение дерева. Порой центральное место занимал символический ромб. Такие замены неслучайны и логичны, так как и женская фигура (образ богини всего сущего), и дерево (древо жизни), и ромб (символ земли-пашни) - это символы плодородия, жизнедающего начала.

Композиции с конями на хараусах интересны тем, что в верхних углах композиции над конями симметрично расположены фигуры, обозначающие двух птиц, которые

представляют небо. Подобные композиции с двумя конями и птицами над ними, обращенными к центральной фигуре, встречаются не только у башкир, но и в чувашской и русской вышивке, в орнаменте финно-угорских народов.

В узорах на хараусах нашли отражение представления Доисламского периода истории башкир. Исламская культура обусловила высокую степень стилизации первоначально реалистических форм, что затрудняет "чтение" орнамента и реконструкцию древнейших представлений народа.

С помощью знаков-амулетов человек полагал оградить себя от вредных духов, сглаза и прочих несчастий. Такому назначению орнамента соответствовало его расположение на одежде и на жилище. В одежде украшались орнаментом, прежде всего, края, разрезы, отверстия: воротник, вырезы, застежки, края рукавов и подола. Одежда сама по себе считалась достаточно надежной защитой человека от вредоносных воздействий извне, но уязвимым местом одежды были отверстия, через которые могли проникнуть злые духи, и потому они нуждались в дополнительной защитной силе. Края, украшенные узором, считались недоступными для отрицательных воздействий, швы же делались двойными, а у некоторых народов одежда вдоль швов дополнительно прошивалась цветными нитками. Не случайно на декоративных изделиях большинства народов узоры вышивки расположены по линии швов и бортам одежды или по краям плоских изделий. В этом свете небезынтересно заметить, что общепринятые в башкирском языке древнетюркские термины для обозначения вышивки - "сигеу", "тайну" - в их изначальном смысле восходят к понятиям "ограничивать", "обрамлять", "окаймлять".

В украшении жилища башкиры исходили из тех же представлений, что и русский народ ("Мой дом - моя крепость"), а потому, в первую очередь, стремились украсить места воз-

можного проникновения в дом злых духов: ворота, ставни и наличники окон, а также края крыши.

Самой простой и распространенной в башкирском орнаменте формой оберега-амулета был треугольник, реже ромб. Обе эти фигуры являются символическим изображением глаза: треугольник - в профиль, ромб - в фас. Глаз в изображении наделялся магической силой, являясь самым надежным средством от сглаза. Треугольники-амулеты можно встретить в украшении обуви сарык, на женской одежде и на других предметах. Представление о том, что изображение треугольника способно оградить от вредных внешних воздействий, было распространено у многих народов. Оберег, рассчитанный на то, что в любой момент он должен препятствовать злым силам, изображался направленным на все четыре стороны света, в крайнем случае - на две.

Технические приемы орнаментации, цветовая гамма, терминология узоров зачастую являются концентрированным выражением истории народа: его происхождения, этнических процессов в период средневековья, древних и современных культурных взаимодействий с соседними народами. Роль орнамента в изучении истории Башкортостана значительна, так как архивные источники до XVI в. практически отсутствуют и невозможно, ориентируясь только на них, воссоздать историю народа. Орнамент на протяжении веков испытывает различные культурные влияния, заимствуя формы, в то же время в нем могут исчезать некоторые мотивы. Развитие орнамента - это очень сложный и медленный процесс. В башкирском орнаменте можно найти мотивы сибирского, среднеазиатского, поволжского происхождения, а также аналоги в искусстве Венгрии и Болгарии.

Башкирский орнамент имеет свои специфические черты, которые отличают его от орнамента даже ближайших по культурному

и этническому родству народов. Несмотря на множество мотивов, характерных для других народов, башкирский орнамент представляет образование уникальное. Некоторые его элементы, наиболее древние, известны у других народов, отдаленных на тысячи километров на запад и на восток. Встречаются элементы, характерные для искусства большинства народов Евразии, как и в русском искусстве. Это свидетельствует о том, что культура башкирского народа зарождалась в едином русле развития мировой культуры, в процессе активных контактов с племенами тюркского Востока и финно-угорским населением. В этом причина сложности, многогранности изобразительного языка башкирского народа, повествующего об истории развития его культуры [3].

В нашем исследовании проблема приобщения детей к художественным ремеслам родного края изучалась в основном с двух

позиций: использования общепризнанных российских промыслов и национальных видов ремесел.

Интерес дошкольников к художественным ремеслам определенной территории сохраняет особенности, присущие интересу вообще и в то же время имеет свои специфические характеристики. Интерес к региональным художественным ремеслам рассматривается нами как эмоционально-личностное и персонально-значимое отношение дошкольника к художественным ремеслам своей местности, которое характеризуется познавательной активностью, действенностью и относительной устойчивостью. Интерес является основным условием формирования личностной культуры ребенка и представляет реальную значимость для понимания важнейших особенностей овладения ребенком культурно-исторического опыта.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Князева О. Л. Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа. СПб.: Детство-пресс, 2004. 365 с.

2. Сахаутдинова М. Н. Башкирский народный орнамент. Уфа: Башкнигоиздат, 2005. 50 с.

3. Хисматуллина Н. Х. Орнаментально-колористическая система в народном искусстве башкир: автореф. дис. ... канд. искус. наук. М., 2000. 16 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.