УДК 37.013:39 DOI 10.26293/^^.2019.101.1.028
С. Н. Федорова, Т. Н. Петрова
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА РАЗЛИЧНЫХ СТУПЕНЯХ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия
Аннотация. В статье раскрывается сущность этнокультурного развития детей, анализируются традиционные (экскурсии в музей, кружковая работа, открытые занятия, проектная деятельность) и инновационные формы (этнокультурные практики, этнотуристические маршруты, этно-проекты, этнофорумы) приобщения их к национальной культуре, используемые на различных ступенях системы образования (детский сад, школа). Приводятся методики и результаты педагогического эксперимента по приобщению детей к этнокультуре средствами виртуального образовательного пространства.
Ключевые слова: этнокультурное развитие, виртуальное пространство, культура, народ, дети.
Актуальность исследуемой проблемы. Поликультурность российского общества обязывает к созданию гибкой, многоуровневой системы этнокультурного образования, способствующей сохранению и развитию национального языка и культуры этносов, их консолидации на основе диалога культур. Основная цель этнокультурного образования -воспитание гражданина, культурного и образованного человека, опирающегося на позитивные жизненные ценности и установки, хранителя традиционной культуры, способного создавать и развивать социально-перспективные сферы деятельности, в том числе в хозяйствах традиционного типа. Цель исследования - выявить проблемы, существующие в сфере этнокультурного образования в Республике Марий Эл и Чувашской Республике, определить возможные пути и механизмы их решения, описать условия инновационного развития этнокультурного образования как целостной системы по приобщению детей к национальной культуре средствами виртуального образовательного пространства.
Материал и методика исследований. Для выявления эффективности использования виртуального пространства в этнокультурном развитии детей нами с января по ноябрь 2018 г. был проведен педагогический эксперимент на базе образовательных организаций Республики Марий Эл и Чувашской Республики. В данной статье подробно проанализированы материалы исследования, полученные в дошкольных учреждениях. На констатирующем этапе эксперимента для выявления исходного уровня этнокультурного развития детей экспериментальной и контрольной групп были использованы «Методика выбора» (модификация методики И. Б. Рябцевой), индивидуальная беседа
© Федорова С. Н., Петрова Т. Н., 2019
Федорова Светлана Николаевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольной и социальной педагогики Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола, Россия; e-mail: [email protected]
Петрова Татьяна Николаевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального и общего образования Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.12.2018
с детьми (модификация методики С. Н. Федоровой), «Метод творческих заданий» И. Б. Рябцевой.
Результаты исследований и их обсуждение. Анализ современных этнопедагоги-ческих трудов показал, что особым объектом изучения культуры этносов и народного самосознания (менталитета) является устное народное творчество, представляющее особо эффективный стихийно-естественный устойчивый фактор очеловечивания растущего человека и формирования у него мировоззрения и восприятия картины мира через философию, обыденное сознание, опыт, верование, духовную и материальную культуру, народное искусство. Целостный антропологический, синергетический и культурологический подходы к его изучению обеспечивают восстановление исторической ретроспективы формирования миропонимания в народном сознании и отражают общий миротворческий характер развития с древнейших времен менталитета народов с сохранением самобытности их этнических культур. Это гарантирует органическую интеграцию этнопедагогиче-ского знания в разрешении проблем становления и этнокультурного развития личности в процессе современного образования и воспитания с самого раннего возраста [4].
Этнокультурное развитие детей предполагает освоение ими способов взаимодействия с этнокультурным окружением, овладение этнокультурным опытом жизнедеятельности своего народа, то есть их полноценное приобщение к этнокультуре. На каждой ступени образования с учетом возрастных особенностей используются различные традиционные формы.
Так, в дошкольных образовательных организациях создаются музеи истории и быта народа, включающие различные разделы: «Жилище», «Домашняя утварь и предметы быта», «Национальная вышивка», «Народный костюм», «Музыкальные инструменты», «Национальная кухня» и т. д. В групповых комнатах организуются уголки национальной культуры, где представлены чаще всего куклы в национальных костюмах, предметы декоративно-прикладного творчества, произведения художественной литературы, наглядный материал с изображением символики республик, сборники народных сказок, пословиц, поговорок, перечень народных игр и др. Работают различные кружки (танцевальный, вокальный, гончарный, вышивания, лозоплетения, бисероплетения, резьбы по дереву и пр.), основными задачами которых являются расширение и углубление представлений детей о национальной культуре, формирование их этнической идентичности. Проводятся экскурсии в национальные музеи, праздники («Край, в котором мы живем»), конкурсы, викторины, выставки детских работ этнокультурной направленности [7], [8].
В школах формы приобщения к национальной культуре еще более разнообразны:
- включение этнокультурного компонента в содержание всех изучаемых дисциплин (их поурочное планирование строится так, чтобы очередная тема изучалась на примерах конкретного региона, в учебном процессе используются модифицированные программы с этнокомпонентом к учебникам);
- подготовка творческих работ для участия в республиканских и всероссийских конкурсах («Язык - лучший посредник для установления дружбы и согласия между народами», «Музыкальные инструменты из глубины веков»);
- разработка проектов («Возвращение к истокам», «Герои земли нашей», «Я горжусь своим народом!»);
- проведение национальных праздников поволжских народов (Широкая масленица, Рамазан, Сурхури и т. д.);
- работа кружков («Домашняя академия», «Зеленый мир», «Шокто, гармонь», «Шубыр» и др.);
- экскурсии по республике и за ее пределы;
- интервьюирование известных людей, в том числе старожилов (шурсухалов);
- проведение уроков в библиотеках, этнографических музеях;
- совместное с родителями участие в национальных праздниках и конкурсах мари и чувашей (День национального героя, День марийской письменности, День чувашской письменности, Сапаевские чтения, Внуки Онара, Земля Улыпа и пр.) [9].
Разрабатываются отдельные авторские программы этнокультурологического воспитания обучающихся (например, «Путешествие в Финноугорию»), включающие системную реализацию всех вышеназванных форм. Целью таких программ является создание условий для становления личности школьника как носителя родного языка и культуры, интегрированного в современное общество, способного к сотрудничеству с людьми, принадлежащими к разным этническим, культурным, социальным группам. Работа ведется по различным темам («Мой край чувашский», «Край марийский познаем», «О фин-но-уграх речь ведем»). Обучающиеся узнают историю родного края, изучают традиции своего народа, знакомятся с выдающимися людьми своей земли, с соседними областями и республиками, культурой, бытом родственных народов, находят сходства и различия. Цель достигается через основные направления воспитательной работы: этнокультурное, нравственно-этическое, семейно-досуговое, трудовое, физкультурно-оздоровительное, экологическое, эстетическое. Воспитание осуществляется по педагогической формуле: ДЕТИ + УЧИТЕЛЬ + РОДИТЕЛИ + СОЦИУМ.
Наше исследование показало, что в высших учебных заведениях Марий Эл и Чувашии при подготовке студентов к работе с детьми по этнокультурному развитию предусмотрено изучение различных вариативных учебных дисциплин и спецкурсов соответствующей направленности: «Основы этнопедагогики», «Введение в этнопсихологию», «Педагогика межнационального общения», «Воспитание у детей этики межнационального общения», «Культурология», «Этнология», «Социальная антропология детства», «Кросс-культурное корпоративное управление», «Межкультурная коммуникация» и т. д. Используются разнообразные формы организации учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности обучающихся: лекции-дискуссии, экскурсии, показы; семинары-инсценировки; практикумы-обряды; лаборатории, мастер-классы; круглые столы, конференции по проблемам этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса; познавательные ринги, деловые игры; заседания клуба знатоков этнопедагогики и этнопсихологии и пр. [5]. Кроме того, этнокультурному становлению студентов способствует целый ряд разнообразных мероприятий социально направленного, культурно-массового, коммуникативно-развлекательного характера, а также научно-исследовательской, творческой и волонтерской деятельности: «Клуб интернациональной дружбы», «Фестиваль национальных культур», «Этнопедагогический лагерь», социально-педагогические и этнопсихологические тренинги, метод проектов и др.
Однако, организуя работу по этнокультурному развитию современных детей и подростков, необходимо учитывать, что они значительно отличаются от предыдущих поколений: иначе воспринимают реальный мир и познают окружающую среду, имеют другие интересы, у них другие детские игрушки (пульты от телевизора, мобильные телефоны, планшеты, цифровые фотоаппараты, видеокамеры, компьютеры, игровые приставки и т. д.). Современные дети лучше своих родителей разбираются в информационных технологиях, таких как Wi-Fi, Siri, IOS, режим модема и др. Заметна тенденция активного влияния социальных сетей: уже в возрасте 4-5 лет дети начинают осваивать просторы YouTube, Instagram, ВКонтакте. При этом весьма важно научить их «фильтровать» информацию и воспринимать только позитивную. Педагогам и родителям необходимо направить ориентацию детей и проводить работу по их ознакомлению с народными традициями, используя инновационные формы и информационные технологии: этнокультурные практики, этнотуристические маршруты, этнопроекты, этнофорумы («Традиционные ценности»), Night-fest национальных культур («Открой свое сердце всему миру!»), игровые лектории и пр.
Кроме того, надо учитывать и особенности клипового мышления современного молодого поколения и организовывать работу по их этнокультурному развитию на основе применения инновационных средств виртуального образовательного пространства. Оно включает в себя организационно-методические условия и совокупность технических и программных средств для хранения, обработки и передачи этнокультурной информации и обладает такими характеристиками, как глобальность (всеобъемлемость, широко-масштабность), отсутствие национальных границ, интерактивность (взаимодействие элементов системы), анонимность (возможность остаться незамеченным) [6].
С учетом вышеизложенного мы организовали этнокультурное образование детей старшего дошкольного возраста на качественно новом информационно-технологическом уровне посредством формирования виртуального регионального этнокультурного образовательного пространства и внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий. Сравнительные результаты исследования уровня этнокультурного развития в экспериментальной (далее - ЭГ) и контрольной (далее - КГ) группах на констатирующем этапе эксперимента представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Сравнительные результаты исследования уровня этнокультурного развития детей ЭГ и КГ на констатирующем этапе эксперимента
По итогам констатирующего этапа высокий уровень этнокультурного развития выявлен у 1 ребенка ЭГ (4 %) и 2 дошкольников КГ (8 %). Эти дети безошибочно выполняли задания, самостоятельно находили среди других вариантов национальный орнамент, народный костюм, могли на слух определить национальную мелодию, называли народные инструменты, национальных героев, предметы быта и т. п., при этом активно аргументировали выбранный ответ, проявляли активный познавательный интерес к этнокультурному материалу. Средний уровень этнокультурного развития оказался у 16 детей ЭГ (52 %) и 22 - КГ (56 %). При выполнении заданий они чаще всего допускали ошибки в выборе национального орнамента, костюма, мелодии, ошибались в названиях народных инструментов, не всегда правильно называли национальных героев, чаще всего только со
второго-третьего раза. Их интерес к этнокультурному материалу неустойчив, ситуативен. Низкий уровень этнокультурного развития был обнаружен у 8 детей ЭГ (44 %) и 3 - КГ (36 %). Они не знали особенностей национального орнамента, не могли назвать традиционные праздники, предметы быта, ремесла своего народа и пр.
Для повышения этих показателей нами была разработана программа педагогического эксперимента по этнокультурному развитию детей дошкольного возраста средствами виртуального пространства, фрагмент которой (на примере народа мари) представлен в таблице 1.
Tаблица 1
Фрагмент программы педагогического эксперимента по этнокультурному развитию детей дошкольного возраста средствами виртуального пространства
Сроки Форма этнокультурного развития Задача этнокультурного развития Средство виртуального пространства (электронный ресурс)
1-я неделя ноября Занятие «Национальные традиции марийского народа» Познакомить с национальными традициями народа мари «Национальный хоровод. Марийцы. Культура, традиции, обычаи»
2-я неделя ноября Занятие «Ятас-кучымаш - Гусиный праздник» Познакомить с национальным праздником Ятаскучымаш «Новости Уфы и Республики Башкортостан: GTRK.RU»
3-я неделя ноября Занятие «Обряды народа мари» Познакомить с национальными обрядами «МагШуег | Cтраница, посвященная марийцам, Республике Марий Эл, финно-угорским народам»
1-я неделя декабря Занятие «Священные рощи марийцев - Кусото» Познакомить с традицией проведения обрядов в священных рощах народа мари «История, обычаи, обряды и верования чувашского народа и народа мари»
2-я неделя декабря Виртуальная выставка «Традиционные ремесла» Познакомить с традиционными ремеслами народа мари «Виртуальная информационная программа „Народы Среднего Поволжья: марийцы, чуваши, мордва, татары"»
3-я неделя января Занятие-игра «Как играли наши предки» Познакомить с марийскими народными играми «История, обычаи, обряды и верования народа мари»
4-я неделя января Беседа «Семейные традиции народа мари» Познакомить с семейными традициями народа мари «История, обычаи, обряды и верования народа мари»
2-я неделя февраля Занятие «Особенности трудовой деятельности» Познакомить со спецификой труда марийского народа «Муниципальное учреждение ,,Козьмодемь-янский культурно-исторический музейный комплекс"»
3-я неделя февраля Занятие «Традиции и история пчеловодства у марийцев» Познакомить с традиционным занятием народа мари - пчеловодством «Команда „Кочующие". Традиции и история пчеловодства у марийцев»
1-я неделя марта Занятие «Марийские национальные музыкальные инструменты» Познакомить с особенностями использования национальных музыкальных инструментов «Команда „Кочующие". Марий Эл. Марийская волынка - Шувыр»
Проанализируем некоторые из форм этнокультурного развития дошкольников посредством виртуального пространства, использованные нами на формирующем этапе эксперимента. Так, для ознакомления детей с традициями марийского народа
мы применяли фрагмент видеоролика (рис. 2) с электронного ресурса «Национальный хоровод. Марийцы. Культура, традиции, обычаи» [3].
Марийцы. Обычаи, традиции, культура.
Рис. 2. Фрагмент видеоролика «Национальный хоровод. Марийцы. Культура, традиции, обычаи»
Во время его просмотра внимание детей обращалось на украшение национального костюма, оформление жилища, представленность предметов обихода, обсуждались виды трудовой деятельности, мелодичность народных песен, богатство музыкальных инструментов и т. д.
При ознакомлении с обрядами мари мы использовали сайт «МагШуег | Страница, посвященная марийцам, Республике Марий Эл, финно-угорским народам» (рис. 3) [10]. Здесь представлена информация о марийском фольклоре и традициях в виде текстового и видео-материала о разных праздниках (календарно-обрядовый «Кугече», «Шорыкйол», «Уярня»), даны методические рекомендации по их проведению, интерпретированы сакральные смыслы элементов национального костюма.
Рис. 3. Скриншот сайта «МатШхет | Страница, посвященная марийцам, Республике Марий Эл, финно-угорским народам»
Для знакомства с традиционными марийскими играми мы воспользовались электронным ресурсом «История, обычаи, обряды и верования народа мари» [1]. Например, видеофрагмент игры «Пурсавелын» («Горох рассыпался») (рис. 4) позволил детям быстро освоить правила ее проведения и вызвал интерес к другим народным играм.
Рис. 4. Видеофрагмент игры «Пурсавелын» («Горох рассыпался»)
Эффективной инновационной формой этнокультурного развития детей, как показала практика, является виртуальная экскурсия - посещение сайтов, например, музеев («Национальный музей Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеева») (рис. 5) [2], этнографических комплексов (открытый этнографический комплекс г. Козьмодемьянска), национальных деревень (Визимьбирь) и др.
Рис. 5. Скриншот сайта Национального музея Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеева
Сравнительный анализ результатов исследования уровня этнокультурного развития детей (ознакомленности с традициями народа мари) на контрольном этапе эксперимента представлен на рисунке 6.
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Рис. 6. Сравнительные результаты уровня ознакомленности с традициями народа мари детей ЭГ и КГ на контрольном этапе эксперимента
Сравнив результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, можно сделать вывод о том, что дети ЭГ знают намного больше, чем дети КГ, о традиционных национальных ремеслах, праздновании народных праздников, отличительных особенностях национального костюма, предметах обихода и быта, умеют играть в народные игры и т. д.
Резюме. Таким образом, эффективными механизмами инновационного развития этнокультурного образования детей являются:
1) создание информационно-методических условий развития этнокультурного образования, в частности, виртуального пространства, что открывает возможность широкого использования интерактивных и информационных технологий, технологий дистанционного (мобильного) характера и обеспечения образовательного процесса актуальными практиками обучения и воспитания с ярко выраженной этнокультурной составляющей учебной и игровой деятельности;
2) отбор дидактического материала этнокультурного содержания с учетом социокультурных и этнических особенностей местности и республики в целом;
3) обеспечение субъектной творческой активности, ознакомление детей с этнокуль-турами и опытом взаимодействия с миром национальных культур и толерантного отношения к ним.
ЛИТЕРАТУРА
1. История, обычаи, обряды и верования народа мари [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://newsbash.ru/society/2437-istoriya-obychai-obryady-i-verovaniya-naroda-mari.html.
2. Национальный музей РМЭ имени Тимофея Евсеева [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.fumus.ru/.
88%
высокий уровень средний уровень низкий уровень
■ ЭГ ■ КГ
3. Национальный хоровод. Марийцы. Культура, традиции, обычаи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=owCRmP7jK2w
4. Петрова Т. Н. Основные положения развития этнопедагогики как науки в условиях новой парадигмы образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2017. - № 2(94). - С. 103-110.
5. Петрова Т. Н., Мухтарова Ш. М. Формирование этнического компонента в содержании высшего педагогического образования: теория и практика // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 3(87). - С. 170-176.
6. Телешина Н. Н. Виртуальное пространство как новая юридическая конструкция: к постановке проблемы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/viгtualnoe-prostranstvo-kak-novaya-yuridicheskaya-konstruktsiya-k-postanovke-problemy.
7. Федорова С. Н. Диагностическое сопровождение развития этнокультурной личности дошкольника: учебное пособие. - Йошкар-Ола : Марийский ин-т образования, 2013. - 84 с.
8. Федорова С. Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогическое сопровождение : учебное пособие. - М. : ФОРУМ, 2011. - 176 с.
9. Этнокультурологическая подготовка обучающихся в условиях гимназии : научно-методический сборник / сост. С. Н. Федорова. - Йошкар-Ола : КВАДР, 2009. - 128 с.
10. MariUve ^ Страница, посвященная марийцам, Республике Марий Эл, финно-угорским народам [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://mariuver.com/.
UDC 37.013:39 DOI 10.26293/chgpu.2019.101.1.028
S. N. Fedorova, T. N. Petrova
EFFECTIVE MECHANISMS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF CHILDREN AT VARIOUS LEVELS OF EDUCATIONAL SYSTEM
Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia
Abstract. The article reveals the essence of the ethno-cultural development of children; analyzes traditional ( museum tours, extracurricular work, public classes, project activity) and innovative forms (ethno-cultural practices, ethno-tourist routes, ethno-projects, ethno-forums) for children to get involved in national culture which are used at various levels of the educational systems (kindergarten, school). The article also presents the methods and results of the pedagogical experiment on introducing ethno-culture by means of virtual educational space to children.
Keywords: ethno-cultural development, virtual space, culture, people, children.
REFERENCES
1. Istoriya, obychai, obryady i verovaniya naroda mari [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://newsbash.ru/society/2437-istoriya-obychai-obryady-i-verovaniya-naroda-mari.html.
2. Nacional'nyj muzej RME imeni Timofeya Evseeva [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.fumus.ru/.
© Fedorova S. N., Petrova T. N., 2019
Fedorova, Svetlana Nikolaevna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Preschool and Social Pedagogy, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia; e-mail: svetfed65 @rambler.ru
Petrova, Tatyana Nikolaevna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Preschool and Social Pedagogy, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia; e-mail: tanj ana1 @yandex.ru
The article was contributed on December 10, 2018
3. ШсюпаГпу) Иоюто!! Магусу. КиПша, ЬаНеи, оЪуеЬа1 [Е1ек1гоппу] ге8иг8]. - К^Ыт dostupa : https://www.youtube. com/watch?v=owCRmP7jK2w
4. РеЯгоуа Т. N. Osnovnye po1ozheniya гazvitiya etnopedagogiki как паик1 V ш^1уаЫ novoj paгadigmy obгazovaniya // Vestnik Chuvashskogo gosudaгstvennogo pedagogicheskogo гт. I. Уа. Yakov1eva. -2017. - № 2(94). - Б. 103-110.
5. РеКоуа Т. N.. ЫиЫатоуа Бк. М. Foгmiгovanie etnicheskogo komponenta v sodeгzhanii vysshego pe-dagogicheskogo obгazovaniya: teoгiya i pгaktika // Vestnik Chuvashskogo gosudaгstvennogo pedagogicheskogo ть veгsiteta im. I. Уа. Уа^^а. - 2015. - № 3(87). - Б. 170-176.
6. Те1езкта N. N. VirtuaГnoe pгostгanstvo kak novaya yuгidicheskaya konstгukciya: k postanovke pгob1emy [E1ek1гonnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://cybeг1eninka.гu/aгtic1e/n/viгtua1noe-pгostгanstvo-kak-novaya-yuгidicheskaya-konstгuktsiya-k-postanovke-pгob1emy.
7. Fedorova Б. N. Diagnosticheskoe sopгovozhdenie гazvitiya etnoku1'tuгnoj 1ichnosti doshko1'nika : uchebnoe posobie. - Joshkar-O1a : Maгijskij in-t obгazovaniya, 2013. - 84 s.
8. Fedorova Б. N. Etnoku1'tuгnoe razvitie detej. Psiho1ogo-pedagogicheskoe sopгovozhdenie : uchebnoe posobie. - М. : FORUM, 2011. - 176 s.
9. ЕШокиГЫго^^кезкауа podgotovka obuchayushchihsya v us1oviyah gimnazi i: nauchno-metodicheskij sboгnik / sost. Б. N. Fedoгova. - Joshkaг-O1a : KVADR, 2009. - 128 s.
10. Ыап^ег | БЬ^^а, posvyashchennaya maгijcam, Respub1ike Магу Е1, finno-ugoгskim naгodam [E1ektгonnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://mariuver.com/.