Этнокультурные технологии в современном образовательном процессе
Федорова Светлана Николаевна профессор, д.пед.н., кафедра дошкольной и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», ул. Кремлевская, 44, г.Йошкар-Ола 424004, 8(8362)687976 svetfed6 5 @rambler. га
Аннотация
В статье анализируется сущность этнокультурных образовательных технологий и возможности их применения в современном образовательном процессе. Более подробно рассматривается процесс применения этнокультурных технологий на разных формах организации образовательной деятельности студентов: на лекциях-демонстрациях, лекциях-дискуссиях, семинаре-аукционе. Анализируется деятельность клуба знатоков этнопедагогики и этнопсихологии, а также специфика проведения отдельных упражнений («Этноалфавит», «Девиз», «Этноколлажирование», ролевая игра «Съемки фильма о народах»). Подчеркивается, что использование этнокультурных технологий позволяет учесть познавательные мотивы, индивидуальные потребности, личностные особенности обучаемых и обеспечить реализацию целей этнокультурной подготовки личности. The article discusses the implication of ethno-cultural educational technologies and their application in the modern educational process. We give a more detailed analysis of application of ethno-cultural technologies in various forms of educational activity of students: at demonstrational and discussion lectures, and at auction workshops. We analyse the activity of the connoisseurs of ethno-pedagogics and ethno-psychology, as well as particular features of certain exercises (eg., «Ethno-alfabet», «Motto», «Ethno-collaging», role play «Filming a movie about ethnies»). We emphasise that the use of ethno-cultural technologies allows to consider the educational motives, individual needs and personal characteristics of students, and helps achieve the objectives of the ethno-cultural education of an individual.
Ключевые слова
этнокультурная технология, образовательный процесс, студент ethno-cultural technologies, educational process, student
Введение
Современная модель профессионального образования должна учитывать поликультурное окружение многонационального государства и базироваться на принципах этнокультурного плюрализма. Обязательным компонентом профессиональной подготовки педагогов должно стать изучение будущими учителями культурных ценностей этнических коллективов, их этнопсихологических, этнопедагогических и исторических характеристик. С этой целью в современном образовательном процессе должны получить широкое распространение этнокультурные технологии, рассматриваемые как совокупность разнообразных методов и приемов, применяемых в этнокультурном образовании и воспитании личности.
Сущность и классификация этнокультурных образовательных технологий
Единого понимания среди современных исследователей относительно сущности этнокультурных образовательных технологий на настоящий момент нет. Кто-то рассматривает их как способы и средства организации социокультурных процессов по изучению, сохранению и распространению материальных и духовных ценностей, созданных тем или иным народом, кто-то как специально организованную систему знаний, умений и навыков, имеющую «целью оптимизацию разносторонней этнокультурной деятельности людей и этнокультурного развития региона, общества в целом, в условиях современной нарастающей взаимозависимости, динамики и кризисного развития общественных и социокультурных процессов» [1]. Согласно нашей точке зрения этнокультурные образовательные технологии можно определить как совокупность воспитательных приемов, форм, методов, средств обучения, базирующихся на фундаментальных основах народной педагогики, теории этноса, этнопсихологии, философии, культурологии, фольклористики, социально-культурной деятельности, а также других пограничных отраслях научного знания, позволяющих оптимизировать и активизировать процесс освоения, сохранения, приумножения и трансляции этнокультуры в современных условиях.
Исходя из анализа источников по проблеме использования этнокультурных образовательных технологий можно отметить, что первоначально данный вид технологии получил распространение в сфере культурно-досуговой деятельности, о чем свидетельствуют работы Т. Г. Киселевой (1995 г.), К. А. Строкова (2000 г.), Е. И. Григорьевой (2002 г.), Л. И. Беспалько (2006 г.) и др., а в дальнейшем в сфере педагогики в исследованиях В. С. Кукушина (2003 г.), Г. К. Селевко (2006), С. Н. Федоровой (2010 - 2011 г.), которые изучали различные аспекты данного явления.
По содержанию этнокультурные образовательные технологии можно классифицировать по нескольким направлениям, отражающим различные аспекты образовательной деятельности (рис. 1).
Рис. 1. Классификация этнокультурных образовательных технологий
Этнокультурные технологии могут найти применение в таких современных формах организации образовательного процесса, как: лекции-дискуссии, лекции-экскурсии, лекции-показы, лекции-демонстрации, лекции вдвоем, лекции с ошибками и др.; семинары-исценировки, семинары-игры, семинары-шоу, семинары-аукционы, семинары-диспуты; практикумы-обряды; лаборатории «мастер-класс»; дни этнопедагогики, дни национальной культуры, этнографические концерты; защита этнокультурных проектов, круглые столы, конференции по проблемам этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса; подготовка теле- и радиорепортажей о духовно-нравственных ценностях народов; познавательные ринги, деловые игры; тренинги; заседания клуба знатоков этнопедагогики и этнопсихологии и т.д.
Применение этнокультурных образовательных технологий в образовательном процессе
Рассмотрим специфику применения некоторых из обозначенных форм образовательного процесса более подробно [2].
Специфика лекций-демонстраций заключается в широком использовании в течение всего занятия наглядного материала: образцы национального костюма при ознакомлении с культурой народов, элементы декоративно-прикладного творчества, музыкальные инструменты, орудия труда, игрушки для детей, картины национальных художников, изображающие жизненный уклад народа, показ фрагментов народных праздников, демонстрация фотографий (лекция «Этнопедагогика народов Поволжья»).
Лекции-дискуссии предусматривают предварительную к ним подготовку со стороны не только преподавателя, но и студентов, для чего последним заранее дается ряд вопросов по теме лекции, а также перечень литературы для самостоятельного изучения. Это позволяет организовывать дискуссии, например, по специфике мировоззренческих взглядов разных народов, особенностям их поведения, целесообразности использования тех или иных методов воспитательного воздействия на детей (лекция по этнопсихологии, тема «Национально-психологические особенности как предмет этнопсихологической науки»). Активизации деятельности обучаемых на теоретических занятиях способствуют такие методы, как: использование проблемных ситуаций, педагогических задач, творческие задания, работа по карточкам и т.д. В частности, педагогические задачи на лекциях используются в качестве иллюстративного материала к теории вопроса, например, предлагается конкретная ситуация взаимодействия представителей разных этнических коллективов, из которой следует найти оптимальные варианты выхода и др. На лекциях используется и демонстрация фрагментов видеофильмов о работе национальных школ, детских садов, прослушивание магнитофонных записей из опыта работы педагогов по национальному воспитанию детей и т.д. При проведении любой лекции учитывается момент персонификации лекционного материала, т.к. здесь (как и в целом в педагогической деятельности) особо значим личностный аспект. Лекция - это особого рода персонифицированный синтез теории и практики, представление личного опыта (Г. Н. Волков). Подлинная персонификация идей, истин возможна лишь в процессе заинтересованного общения со слушателями.
Семинар-аукцион предполагает обсуждение наиболее актуальных проблем, например, «Формирование толерантного сознания подростков в современных условиях». Студенты заранее знакомятся с теоретическими исследованиями и передовым педагогическим опытом по данной проблеме. На аукционе «продаются» свидетельства на изобретение авторской системы развития толерантного сознания
детей. Платой за них являются наиболее интересные идеи, описания методов и приемов работы педагога. Авторские свидетельства получают студенты, предложившие наиболее рациональные методики.
Заседания клуба знатоков этнопедагогики и этнопсихологии проводятся 2-3 раза в год. Эта форма обучения используется для закрепления, углубления этнических знаний и совершенствования навыков применения их на практике. При проведении заседания клуба учебная группа разбивается на 2-3 команды (в зависимости от количества заседающих). Команды предварительно знакомятся с теоретической литературой по обсуждаемой проблеме и готовят друг для друга вопросы. Каждое заседание клуба посвящается определенной теме, например, «Учет национально-психологических особенностей детей в педагогической деятельности». В процессе заседания команды обмениваются вопросами и дают разъяснения в случае затруднений с ответами или их неточной трактовки. Используется и предварительная подготовка фрагментов занятий, уроков, выработка рекомендаций.
Познавательный ринг «Качели» является разновидностью семинаров соревновательного плана. Отличительная особенность его заключается в организации «перекрестного» опроса команд по анализируемой проблеме (поочередно, отсюда и название «Качели»). Поощряется быстрота реагирования, динамика деятельности, вызывающие «накал страстей» и повышающие интерес к рассматриваемым проблемам. Содержание заданий по самостоятельной работе включает ознакомление с педагогическими понятиями и терминами, составление педагогического словаря, в который включаются не только готовые дефиниции, но и определения, сформулированные студентами самостоятельно или всей группой.
В рамках дополнительной работы обучающимся предлагается написание тематических рефератов, подготовка разнообразных докладов, составление кроссвордов и головоломок по определенной проблематике. Эти задания не являются обязательными, а выполняются по желанию. После завершения работы учитывается объем предоставленного материала, его глубина, основательность, время выполнения. Все результаты соотносятся с наблюдением (активность во время лекционных и семинарских занятий, участие в разнообразных мероприятиях, использование дополнительного материала).
В процессе этнокультурологической подготовки используется и такой достаточно доступный для студентов метод самостоятельной практической деятельности, как картографирование. Понятие социального картографирования в научной литературе рассматривается как процедура создания самых различных социальных, в том числе этнокультурных явлений и процессов, протекающих в территориально-поселенческих общностях [3]. С помощью метода картографирования создается картина состояния этнокультурной среды в конкретном районе, где отражаются: этнодемографическая ситуация (соотношение детей и взрослых, этнический состав населения); социально-экономическая ситуация (преобладающие отрасли промышленности и хозяйства); социально-культурная сфера (развитие народных промыслов, степень сохраненности и распространенности национальных обычаев, традиций) и т.д. Картографический метод приучает студентов видеть этнокультурную среду в постоянной динамике, использовать оценочные карты для ранжирования различных районов республики по уровню распространенности элементов национальной культуры.
Высока эффективность проектно-исследовательской деятельности в этнокультурологической подготовке студентов, направленной на активное познание, поиск идей, становление авторской позиции, обретение опыта публичной защиты. Проектно-исследовательская деятельность проходит в три этапа: организационно-подготовительный (возникновение идеи, определение исследовательской проблемы, планирование предстоящей деятельности); технологический (сбор и анализ информации, проведение экспериментального исследования, оформление
результатов); презентативный (публичная защита проекта). Проектно-исследовательская деятельность осуществляется и во время учебного процесса, и во время различных видов практик. Так, во время этнопедагогической практики студенты анализируют уровень этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях и школах, оценивают сохраненность национальных традиций воспитания детей в городских и сельских семьях, исследуют направленность учреждений системы дополнительного образования на приобщение детей к национальной культуре и т.д. Исследовательский проект носит не только индивидуальный, но и коллективный характер, когда несколько человек объединяют свои усилия по его реализации. Собранные во время практики данные являются материалом для составления отчета, который защищается во время итоговой конференции или на семинарских, практических, лабораторных занятиях по этнопедагогике. При защите проектов обращается особое внимание на наличие авторской позиции: собственные выводы, оценка, отношение к предмету исследования, предложения корригирующего характера, научно-методические разработки. Проекты ранжируются не только по качеству выполненного исследования, но и его практической значимости. Наиболее интересные проекты отбираются для последующей публикации в совместном сборнике, что является серьезным стимулом для активизации деятельности студентов.
Ежегодно проводится своеобразный познавательно-развлекательный форум «День этнопедагогики». Перед ним и по его итогам выпускается газета, в которой освещаются события, предваряющие празднование, а затем оценивающие его проведение. Для издания газеты в каждой студенческой группе создается временный творческий коллектив. Здесь присутствует и соревновательный момент: балл, полученный за оформление газеты, ее эстетичность, информативность, учитывается и при оценке общего выступления группы на «Дне этнопедагогики».
Упражнение «Этноалфавит»: участники должны вписать в каждую строку этноалфавита слова, начинающиеся с той или иной буквы и раскрывающие смысл этнической культуры. Среди понятий могут быть любые термины, предметы, явления, нравственные понятия, духовные и материальные ценности, составляющие содержание культур народов.
Технология «Девиз»: участникам предлагается создать свой личный герб и девиз, отражающие собственную этническую позицию, суть жизненных целей и самопонимания себя как представителя определенной нации. Затем нужно защитить его перед другими участниками и найти единомышленников.
Технология «Этноколлажирование»: группа делится на 4 равные подгруппы, каждой из которых предлагается составить этноколлаж на тему: «Культура наших народов». Внимание участников следует обратить на содержательную сторону коллажа. На выполнение задания дается 7-10 мин. По окончании работы каждая группа защищает свой коллаж и выявляется лучшая работа.
Ролевая игра «Съемки фильма о народах»: участники разбиваются на 2 команды. Для каждой из команд ведущий назначает участников на роль продюсера фильма на тему жизни, быта, культуры разных народов. Продюсер выбирает сценаристов, режиссера, актеров фильма. Его задача состоит в том, чтобы «снять фильм», то есть организовать показ какой-нибудь сценки. Сам он должен лишь ограничиться общим руководством: выбрать режиссера и поставить перед ним задачу в общих чертах: снять интересный фильм, задействовать хорошего сценариста, хороших актеров и т.д. На «съемку фильма» отводится примерно 15 минут. Затем каждая из команд получает возможность представить свой фильм: дать название, рассказать о замысле, кратко о сюжете и показать короткую (до 5 минут) сценку. Время представления каждой команды - 10 мин.
Электронный образовательный ресурс «Этнопутешествие по Республике Марий Эл» [4] разработан нами с расчетом на достаточно большую целевую
аудиторию, поскольку частично может быть использован на занятиях в ДОУ, в школах на уроках и спецкурсах этноэкологической и этнокультурной направленности, в средних, высших профессиональных учебных заведениях со студентами, на курсах повышения квалификации для педагогов образовательных учреждений (рис. 2).
Рис. 2. Титульный лист электронного образовательного ресурса «Этнопутешествие по Республике Марий Эл»
Электронный образовательный ресурс содержит обширный материал по истории и культуре марийского народа, основных достопримечательностях республики и состоит из 7 основных разделов, например:
- «Духовная и материальная культура народа мари», в котором представлена информация о религиозных воззрениях народа, его отношении к природе, о марийских национальных героях, видных деятелях культуры и искусства, декоративно-прикладном творчестве, национальном костюме и др. (рис.3);
Дом - музей И.С. Ключникоал Пллднтля
U.C. 1й1к>чников-Палаитай (1886-1926) - ~®р»ый чариГкк.м компо1иторг основоположник марийской профессиональной музыки. Ê доне И.С. Папантай прожил последние годы {192S-1Í2Ü). Первая экспозиция музея состояла к* двух менориальных комнат семьи компоэитора н выставочиого i.ir.л, где ка стендах и в витринах были представ.г-вм» фото и Документы нэ личного архива И.С. КлючникОв-J, раскрывающие страницы «Го биографии, неотделимо связанные с созданием многоголосного профессионального хора.
& 19S6 Году к 100-Летнему юбилею композитора была Произведена реставрация Дона-музе-я. По Воспоминаниям родственников Ивана Степановича была восстановлена внутренняя обстановка комнат. Такая структура музея сохранилась до настоящего времени. Здесь три комнаты - гостина», кабинет, детская. в них бережно хранятся личные вещи, рукописи, предметы быта, мебель, музыкальные инструменты композитора.
Скульптуре «Д|м?ио Жизни»
Установлена в Парке культуры и отдыха н воплощена в образе трех бронзовых музыкантов, высотой более 3 шетров, разных возрастных категорий (мальчик, мужчина, стареч), которые играют на национальных марийских инструмента* (гуслях, барабане, свирели) ■ символ музыкальное!» марийского народа, А в центре - дерево как символ продолжающейся жизни и преемственности поколений.
Рис. 3. Раздел «Духовная и материальная культура народа мари»
- «Природно-климатические особенности Республики Марий Эл», в котором представлена информация о географических особенностях, природных памятниках и достопримечательностях нашей республики, а также фото-презентация «Писатели и художники Марий Эл о природе» где собраны стихи, загадки, высказывания, картины художников, посвященные образам марийской природы (рис.4);
Этнотуристические маршруты по районам Республики Марий Эл
Достопримечательности Юринского дойонл
- Озеро Светлое
- Зачок Шереметьева
- Озеро Женское
- Озеро Гусйнец
Зл мок
Замок Шереметьева * дворцово-парковый ансамбль в п. Юрп«о Республики Марий Эл, памятник архитектуры федерального значения. «История замка началась в 1812 году, когда село Юрино купил богатейший помещик Нижегородской губернии, Василий Сергеевич Шереметев, внучатый племенник графа шеренетева, фельдмаршала Петра t. С »того времен* началось стромтелвство нового поместья, замок был построен в 1880 году по проекту щцццагв архитектора р. мюлпвра в стиле поздней н№отыки, в инк» почти сто комнат: «Картинная галерея», •Восточный кабинет», «Дубовая комната-, -Скобелевекий зал-. Кроме дворца, сохранились каменная ограда и служебные корпуса, партерным и пейзажный парки с прудами. Общая площадь усадьбы с парком — более 45 гектаров.
После революции в замке располагались: санаторий, дом отдыха. 8 год» Великой Отечественной воины в замке размещался госпиталь и эвакуированные из Москвы родственники руководящих работников, в частности, да«» Сталина — Светлана Аллилуева. 8 настоящее время замок реставрируется, часть здания используется под
Рис. 4. Раздел «Природно-климатические особенности Республики Марий Эл»
- «Этнотуристические маршруты по Республике Марий Эл», где представлен обширный материал о районах республики и ее отдельных населенных пунктах, основных достопримечательностях того или иного поселения, истории его развития и традиционных праздниках (рис.5);
Рис. 5. Раздел «Этнотуристические маршруты по Республике Марий Эл»
- «Игровой лекторий для детей «По тропам прошлого народа мари», который содержит описания народных игр, загадки, сценарии для проведения мероприятий этнотуристической направленности.
В данном электронном образовательном ресурсе представлено достаточно большое количество фото- и видео- материалов, которые располагаются в разделах «Фотогалерея» и «Видеоматериалы» и наглядно иллюстрируют текстовую информацию: «Марийская Венеция», «Край горных мари», «Мое любимое село -Сернур» и т.д. (рис.6).
Рис.6. Раздел «Фотогалерея»
В разделе «Диагностические методики» представлены задания, предназначенные для выявления уровня осведомленности в сфере этнической культуры народа мари и основных достопримечательностей этнического плана в районах Республики Марий Эл.
Заключение
Эффективность использования всех выше обозначенных этнокультурных образовательных технологий исследовалась нами на базе ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Исследование осуществлялось и фиксировалось с помощью комплекса методик: анкетирование, экспресс-интервью, сочинения-размышления, тестирование, наблюдение за поведением и деятельностью студентов, методика незаконченных предложений, методика «портфелей личностных достижений», методика рецензирования исследовательских работ студентов, моделирование, творческий самоотчет студентов, многофакторный корреляционный анализ, методы математической и компьютерной обработки результатов. Такой разнообразный исследовательский инструментарий позволил максимально реализовать личностно-деятельностный подход в организации образовательного процесса студентов, комплексно и разносторонне подойти к процессу диагностики каждого. Многие методики интегрировали несколько функций (диагностическую, формирующую, корректирующую), что создавало эффективный режим экспериментальной деятельности. В целом такая инструментовка диагностики и педагогическая интерпретация получаемых результатов давали возможность определять эффективность работы по использованию этнокультурных образовательных технологий, выявлять обобщенную картину, отслеживать изменения результатов на всех этапах педагогического эксперимента. Кроме того, нами использовались комплексное наблюдение и анализ этнонаправленной деятельности студентов во время различных видов практик. Полученные в результате многолетнего эксперимента данные, свидетельствуют о значительном повышении у испытуемых экспериментальной группы этнокультурной компетентности, под которой понимается необходимый уровень сформированности этнокультурных и профессиональных знаний, умений и навыков, развития личностных качеств и способностей, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с национальными особенностями и культурными потребностями представителей разных этнических коллективов. Комплекс предложенных этнокультурных технологий позволяет учесть познавательные мотивы, индивидуальные потребности, личностные особенности обучаемых и обеспечить реализацию целей этнокультурной подготовки, активность и познавательную самостоятельность каждого студента, формирование его этнической идентичности и толерантных характеристик.
Литература
1. Григорьева Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности: Электронный учебник. - Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. ун-та им. Г. Р. Державина.
2. Федорова С. Н. Системный подход к этнокультурологической подготовке будущих педагогов. - Йошкар-Ола: ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», 2008. - 436 с.
3. Ахмерова Н. М. Реализация этнокультурного подхода в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом. - М.: МПГУ, 2003. - 177 с.
Федорова С. Н., Медведева З. В. Электронный образовательный ресурс «Этнопутешествие по Республике Марий Эл» // Научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение развития этнотуризма для детей и юношества в Республике Марий Эл: сб. науч. тр. / под ред. С. Н. Федоровой. -Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2014. -130 - 137.