Научная статья на тему 'Содержательный аспект использования этнокультурных образовательных технологий в гражданско-патриотическом воспитании будущих педагогов'

Содержательный аспект использования этнокультурных образовательных технологий в гражданско-патриотическом воспитании будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИ ТАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРА ЗОВАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CIVIC AND PATRIOTIC EDUCATION / ETHNOCULTURAL APPROACH / ETHNOCULTURAL EDUCATION / ETHNOCULTURAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева З. В.

В статье раскрывается сущность понятия «гражданско-патриотическое воспитание».. Автор определяет сущностные характеристики этнокультурных образовательных технологий, являющихся достаточно новым явлением в российской педагогике и основным механизмом реализации этнокультурного образования в образовательных учреждениях различного уровня и профиля; приводятся конкретные примеры использованных этнокультурных образовательных технологий, которые доказывают свою эффективность в гражданско-патриотическом воспитании будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева З. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content Aspect of the Use of Ethnocultural Educational Technology in Civic and Patriotic Education of Future Teachers

The article reveals the essence of the concept of civic and patriotic education. The author defi nes the essential characteristics of the ethnocultural educational technologies, that are fairly new in Russian pedagogy and the main mechanism of implementation of ethnocultural education in educational institutions of different level and profile. The article provides specific examples of used ethnocultural educational technologies, which are proving to be effective in civiс and patriotic education of future teachers.

Текст научной работы на тему «Содержательный аспект использования этнокультурных образовательных технологий в гражданско-патриотическом воспитании будущих педагогов»

УДК 378 ББК 74.00

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

З. В. Медведева

Гражданско-патриотическое воспитание — сложный комплексный и многомерный процесс, содержание которого в разные исторические эпохи определялось различными идейными подходами: политическим, военно-патриотическим, этнокультурным и др., — а степень востребованности находилась в прямой зависимости от политического, социально-экономического, социо-куль-турного развития в стране.

Следует отметить, что она характеризуется нестабильностью, связанной с трансформацией морально-нравственных устоев, наличием в обществе межнациональных и религиозных конфликтов, забвением многих традиций предков, преобладанием материальных ценностей над духовными и прочими негативными явлениями, имеющими место как в стране, так и в мире в целом.

Исходя из этого, сегодня, на наш взгляд, правомерно говорить об особой актуальности этнокультурного подхода к гражданско-патриотическому воспитанию, который предполагает ориентацию на комплексное освоение этнокультурного наследия, обладающего воспитательным потенциалом в формировании чувств гражданственности и патриотизма по отношению к своей большой и малой Родине. Определяющую роль в этнокультурном подходе к гражданско-патриотическому воспитанию играют механизмы реализации его содержательных аспектов, которые с течением времени нуждаются в обновлении и усовершенствовании.

В условиях технологизации образовательно-воспитательного процесса, являющейся одной из наиболее ярких глобальных тенденций в сфере образования в XXI в., произошла оптимизация форм, методов и приемов организации учебно-воспитательной деятельности, которая также затронула сферу этнокультурного образования. Все это привело к созданию новых, достаточно эффективных механизмов реализации в

образовательных учреждениях элементов этнокультуры, отвечающих как современным требованиям в сфере образования, так и потребностям общества, связанным с ознакомлением, сохранением и приумножением традиционной самобытной национальной культуры. Этими механизмами, функционирующими в учебных заведениях различного уровня и профиля (в том числе в Республике Марий Эл), являются этнокультурные образовательные технологии.

Понятие «этнокультурные образовательные технологии» (в некоторых источниках — «этнокультурные технологии») в отечественной педагогической литературе является относительно новым, в данной формулировке оно встречается в небольшом количестве источников [Селевко 2006; Строков 2002; Федорова 2010 и др.]. В современной научной литературе имеются различные трактовки данного понятия, которые обусловлены представлениями тех или иных авторов о их сущности и возможностях применения в различных сферах деятельности [Кукушин 2003; Строков 2002 и др.].

Согласно нашей точке зрения, этнокультурные образовательные технологии можно определить как совокупность воспитательных приемов, форм, методов, средств обучения, базирующихся на фундаментальных основах народной педагогики, теории этноса, этнопсихологии, философии, культурологии, фольклористики, социальнокультурной деятельности, а также других пограничных отраслях научного знания, позволяющих оптимизировать и активизировать процесс освоения, сохранения, приумножения и трансляции этнокультуры в современных условиях.

С целью проверки эффективности использования этнокультурных образовательных технологий в гражданско-патриотическом воспитании будущих педагогов нами была организована и проведена эксперимен-

тальная работа на базе Марийского государственного университета, в которой приняли участие 100 будущих педагогов. В рамках экспериментального спецкурса «Формирование этнической духовности и гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурной среды» мы использовали этнокультурные образовательные технологии теоретической, практической комплексной направленности: информа-

ционные, тренинговые, презентационные, электронно-ресурсные, игровые, интеллектуальные (викторины этнокультурной направленности), творческие (семинары этнокультурной направленности) и др., которые, на наш взгляд, отражают основные аспекты образовательно-воспитательной деятельности в сфере этнокультурного образования: содержательного, деятельностного, личностного (см. таблицу).

В качестве примера приведем одну из разработанных и апробированных нами этнокультурных образовательных технологий

— технологию «Музей народной мудрости».

Цель технологии — формирование гражданско-патриотической воспитанности будущих педагогов средствами фольклора, развитие представлений о воспитательной ценности народных традиций и механизмах их трансформации в современный образовательный процесс.

Задачи:

• повысить уровень гражданско-патриотической воспитанности будущих педагогов;

• познакомить с народными пословицами и поговорками гражданско-патриотической тематики;

• повысить уровень восприятия народных пословиц.

Оборудование и материалы: бумага, ватман, ножницы, краски, карандаши, кисти, клей.

Время выполнения: 45 минут.

Процедура проведения: студенты делятся на 2 команды и размещаются в разных аудиториях, где преподаватель объясняет им правила технологии. В каждой из аудиторий к доске приклеиваются листы бумаги с народными пословицами, основная идея которых связана с гражданско-патриотическим воспитанием и различными его аспектами (отношение к Родине, народу, народным традициям и т. д.). Задача каждой из команд — сделать иллюстрации к

каждой пословице исходя из особенностей ее понимания (время выполнения задания 15 минут).

Пословицы

• Будь не только сыном своего отца — будь и сыном своего народа (русская народная пословица).

• Всякому мила своя сторона (марийская народная пословица).

• В каком народе живешь, того и обычая держись (русская народная пословица).

• В родном краю, как в раю (марийская народная пословица).

• Всякий родину любит, как святое место (абхазская народная пословица).

• Гвоздь подкову спасет, подкова — коня, конь — храбреца, храбрец — Родину (татарская народная пословица).

• Где бы ты ни был, родную страну не забудешь (мордовская народная пословица).

• Как бы ни было сладко жить на чужбине, всегда тянет к родной стороне (татарская народная пословица).

• На чужбине дороже богатств родная сторона (башкирская народная пословица).

• Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с родиной - всю жизнь (узбекская народная пословица).

• Родина — матушка родная, чужая страна — мачеха (чувашская народная пословица).

• Где выросла сосна, там она и красна (русская народная пословица).

Затем командой выбирается один участник для роли экскурсовода, который идет в соседнюю аудиторию к другой команде и расклеивает на доске иллюстрации, созданные его командой, и проводит небольшую обзорную экскурсию продолжительностью не более 10 минут, в течение которой он должен раскрыть основную идею выставки, охарактеризовать жанровое и стилистическое содержание картин и т. д., не называя при этом пословицы, которые лежат в ее основе. Далее экскурсоводы возвращаются в свои команды, которым дается задание объединить картины (нарисованные другой командой) иллюстрирующие одну и ту же пословицу путем приклеивания к листу ватмана (должно получиться 12 листов ватмана с количеством рисунков, определенных количеством человек в микрогруппе), которые объединены тематикой одной пословицы.

Этнокультурные образовательные технологии, использованные в рамках содержательного, деятельностного, личностного компонентов гражданско-патриотического воспитания будущих педагогов

№ Название компонента Основные критерии Примеры этнокультурных образовательных технологий

1. Содержательный компонент • знание основ гражданско-патриотического воспитания, предполагающее формирование представлений у участников образовательно-воспитательного процесса об основных нормативноправовых актах; общественных деятелях, организациях, занимавшихся и занимающихся в настоящее время вопросами гражданско-патриотического воспитания; • знание основ межнационального общения, навыков поведения в той или иной этнокультурной среде; • знание этнокультурных особенностей народов: праздников, обрядов, обычаев, традиций, семейно-бытового уклада, промыслов, ремесел и т. д.; • знание возможностей трансформации воспитательного потенциала гражданско-патриотического характера этнокультуры в современных условиях. Этнокультурные образовательные технологии, способствующие формированию навыков межнационального общения и толерантного отношения к представителям различных национальностей, религиозных воззрений и культур: • этнокультурная образовательная технология «Музей народной мудрости»; • этнокультурная образовательная технология «Н. Н. Миклухо-Маклай»; • этнокультурные образовательные технологии, предполагающие работу с электронными ресурсами: «Роль женщины в традиционной русской культуре» и «Празднично-обрядовая культура марийского, русского, татарского народов Республики Марий Эл»; • этнокультурные образовательные технологии «Культура русского народа», «Этнокультурные особенности татар», «Этнокультурное пространство народа мари»; • творческий семинар этнокультурной направленности «Мой национальный костюм»; • интеллектуальная викторина этнокультурной направленности «Что? Где ? Когда?».

2. Деятельностный компонент • умение анализировать, оценивать воспитательный потенциал народных традиций и их место в современном мире; • умение проектировать и организовывать активную этнонаправ-ленную деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию; • умение пропагандировать богатый образовательно-воспитательный потенциал традиционной культуры в целях гражданско-патриотического воспитания. • ролевая игра этнокультурной направленности «Кинофестиваль гражданско-патриотических фильмов»; • арт-технология этнокультурной направленности «Идеальное государство»; • психологическая игра этнокультурной направленности «Заколдованное государство»; • упражнение этнокультурной направленности «Девиз»; • комплексная этнокультурная образовательная технология «Когда цветет папоротник»; • этнокультурная образовательная технология «Алфавит».

3. Личностный компонент • развитие этнопатриотизма; • развитие коммуникативных навыков, необходимых в ситуации межкультурного взаимодействия; • развитие толерантностных характеристик личности; • развитие творческих способностей и активизация воображения. • тренинговая этнокультурная образовательная технология «Толерантность — основа бесконфликтного общения»; • игровая технология этнокультурной направленности «Суд над этническим стереотипом»; • этнокультурная образовательная технология «Мир без этнического неравенства»; • упражнение этнокультурной направленности «Лукошко».

После выполнения задания все участники собираются в общей аудитории, где происходит анализ работ и проверка на правильность расположения рисунков на листе ватмана — в соответствии с тематикой пословицы. Побеждает та команда, которой удалось максимально точно соотнести пословицы и композиции рисунков на ватмане.

Затем предлагаются вопросы для обсуждения:

1. Как вы оцениваете воспитательный потенциал народных пословиц в гражданско-патриотическом воспитании?

2. В чем заключается особая воспитательная ценность народных пословиц?

3. Какие затруднения возникли у вас в процессе реализации технологии?

Для оптимизации образовательно-воспитательного процесса по гражданско-патриотическому воспитанию будущих педагогов нами был создан электронный образовательный ресурс этнокультурной направленности «Празднично-обрядовая культура марийского, русского, татарского народов Республики Марий Эл», ориентированный на изучение традиционной культуры самых многочисленных народов, проживающих на территории Республики Марий Эл. Он сможет позволить реализовать в гражданско-патриотическом воспитании будущих педагогов этнокультурные образовательные технологии «Культура русского народа», «Этнокультурные особенности татар», «Этнокультурное пространство народа мари», которые проходили в форме традиционных лекционных и семинарских, практических занятий, бесед, посвященных исследованию этнокультурных особенностей народов. Занятия могут сопровождаться показом иллюстраций по изучаемой теме, просмотром видеофильмов и презентаций, обсуждением пословиц и поговорок празднично-обрядовой тематики, представленных в электронном образовательном ресурсе.

Цель технологии: гражданско-патриотическое воспитание будущих педагогов на основе использования комплекса теоретических и практических методов, информационно-инновационных технологий.

Задачи технологии:

• повысить уровень гражданско-патриотического воспитания;

• приобщить к народным традициям и национальному искусству;

• развивать умение работать в группе, навыки выступления перед коллективом.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран.

Процедура проведения. Данная этнокультурная образовательная технология была реализована в три этапа.

I этап проводится в учебной аудитории и носит теоретический характер.

Для участников технологии проводится мини-лекция об особенностях праздника День Ивана Купалы, включенная в электронный образовательный ресурс этнокультурной направленности «Праздничнообрядовая культура марийского, русского, татарского народов Республики Марий Эл». Чтение мини-лекции сопровождается показом иллюстраций, (репродукции картин известных российских художников В. Б. Иванова, К. В. Лебедева, Б. М. Ольшанского, Д. К. Фисунова и др., повествующих о различных аспектах изучаемого праздника) и их кратким анализом (15-20 минут). Затем студентам предлагается посмотреть небольшой видеофильм об особенностях проведения праздника День Ивана Купалы, после чего происходит обсуждение предложенного материала, ориентированное на следующие вопросы:

1. Когда празднуется День Ивана Купалы?

2. Каковы главные символы праздника День Ивана Купалы? Какие мотивы присутствуют в этом празднике?

3. Перечислите основные обряды, сопровождающие праздник День Ивана Купалы.

II этап носит практический характер. Участникам технологии дано задание разработать сценарий праздника День Ивана Ку-палы (в организованной нами экспериментальной работе студентам было предложено провести праздник в подготовительных группах детского сада № 26 г. Йошкар-Олы «Теремок» общеразвивающего вида), распределить роли и подобрать необходимые реквизиты.

III этап. На данном этапе участниками осуществляется непосредственная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию молодого поколения в процессе проведения праздника День Ивана Купалы.

IVэтап (рефлексивный). Технология заканчивается анализом деятельности будущих педагогов. При организации рефлексии была дана возможность высказаться каждому участнику технологии:

1.Что нового Вы узнали для себя?

2. Какие впечатления остались у Вас после реализации данной технологии?

3. Как Вы оцениваете эффективность использования данной технологии в гражданско-патриотическом воспитании детей?

4. Какие знания, умения и навыки Вы приобрели в ходе реализации технологии?

Как показывает опыт, использование разнообразных в содержательном аспекте этнокультурных образовательных технологий вызывает большой интерес у студентов

— будущих педагогов, воспитывает этнокультурную толерантность, бережное отношение к народным традициям и культуре разных этнических общностей, способствует развитию мышления, творческих способностей, формированию чувства патриотизма, этнической и гражданской идентичности.

Литература

Кукушин В. С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 448 с.

Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. М.: НИИ школ. технологий, 2006. 816 с.

Строков К. А. Развитие этнокультурных образовательных технологий в подготовке специалистов художественно-творческого профиля: дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 172 с.

Федорова С. Н. Этнопедагогический практикум для будущих педагогов: метод. пособие. Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2010. 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.