Научная статья на тему 'Формирование этнокультурной компетентности в системе высшего педагогического образования'

Формирование этнокультурной компетентности в системе высшего педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4186
602
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Алла Борисовна

В статье публикуются определения и структурные модели этнокультуры и этнокультурного образования. Рассматривается формирование этнокультурной компетентности личности на примере педагогического эксперимента, проводившегося автором со студентами отделения начального образования РГПУ им. А. И. Герцена и студентами отделения музыкальных инструментов ЛГУ им. А. С. Пушкина. Выявляются методы и условия формирования этнокультурной компетентности, рассматриваются ее виды и уровни. Этнокультурная компетентность может быть частной (связанной с постижением одной из областей этнокультуры), комплексной (направленной на освоение нескольких областей) и целостной (охватывающей все области этнокультуры и сопоставляющей культуры разных народов). Личность может владеть компетентностями на разных уровнях (низком, среднем, высоком), проявлять их в умениях, способах деятельности, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of ethnocultural competence in teacher education

Structural models of ethnoculture and ethnocultural education are given. The training for ethnocultural competence of pre-service teachers is regarded. Private (connected with comprehension of one of areas of ethnoculture), complex (directed for development of several areas) and complete (covering all areas of ethnoculture and comparing culture of different people) ethnocultural competence types are described. It is claimed that levels (low, average, high) of this competence may vary.

Текст научной работы на тему «Формирование этнокультурной компетентности в системе высшего педагогического образования»

А. Б. Афанасьева

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье публикуются определения и структурные модели этнокультуры и этнокультурного образования. Рассматривается формирование этнокультурной компетентности личности на примере педагогического эксперимента, проводившегося автором со студентами отделения начального образования РГПУ им. А. И. Герцена и студентами отделения музыкальных инструментов ЛГУ им. А. С. Пушкина. Выявляются методы и условия формирования этнокультурной компетентности, рассматриваются ее виды и уровни. Этнокультурная компетентность может быть частной (связанной с постижением одной из областей этнокультуры), комплексной (направленной на освоение нескольких областей) и целостной (охватывающей все области этнокультуры и сопоставляющей культуры разных народов). Личность может владеть компетентностями на разных уровнях (низком, среднем, высоком), проявлять их в умениях, способах деятельности, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде.

A. Afanaseva

FORMATION OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE IN TEACHER EDUCATION

Structural models of ethnoculture and ethnocultural education are given. The training for ethnocultural competence of pre-service teachers is regarded. Private (connected with comprehension of one of areas of ethnoculture), complex (directed for development of several areas) and complete (covering all areas of ethnoculture and comparing culture of different people) ethnocultural competence types are described. It is claimed that levels (low, average, high) of this competence may vary.

В связи с развитием процессов глобализации вопросы межкультурного взаимодействия и взаимопонимания народов приобретают геополитический характер. Проблема обостряется в силу миграционных процессов, характерных для развитых стран как внутри объединенной

Европы, так и внутри Российской Федерации. В условиях межкультурного обмена народов Азии, Европы, Америки возникают проблемы национального и конфессионального напряжения. Возникает потребность своевременного и верного реагирования на данные проблемы.

Негативные последствия процессов глобализации и межнациональных коммуникаций можно корректировать введением этнокультурного компонента в общественное сознание. Формирование цивилизованного этнокультурного сознания должно стать одной из задач системы образования.

В полиэтническом пространстве России среди 150 народов, живущих на ее территории, малочисленные народы ассимилируются, численность многих народов уменьшается, численность же других возрастает. Статистика показывает, что постоянно заметно снижается рождаемость русских, угро-финнов, существенно возрастает численность народов кавказской семьи. Прирост мусульманского населения значительно опережает рождаемость христиан. Численность народов Севера и Дальнего Востока постоянно сокращается. С уменьшением населения уходят из быта этнокультурные традиции, произведения фольклора, язык. Проблемы знания и понимания этнокультуры стоят перед каждым народом. Даже многочисленный народ может утратить корневые основы своей культуры. В многонациональной России необходимо сохранять историческую память всех народов с учетом культурно-исторических особенностей тех или иных территорий. В большинстве регионов с исторически преобладающим русским населением актуально изучение родной этнокультуры в сравнении ее своеобразия с другими этнокультурами.

В педагогической теории и практике отражаются глубокие общественные преобразования, происходящие в жизни народа нашей страны. В конце ХХ века переосмысливается основная цель образования. Ведущим становится развитие творческой и профессионально компетентной личности.

Именно педагоги в своей профессиональной деятельности осуществляют процесс трансляции культуры в обществе, поэтому формирование культурологической и, в частности, этнокультурной компетентности имеет особую значимость в их образовании. В педагогической науке последних лет активно разрабатываются этнокультурные проблемы, появляются диссертации, статьи, книги, посвященные отдельным вопросам воспитания средствами традиционной культуры. В учебный план педагогического вуза в последнее десятилетие широко введен предмет «Этнопедагоги-ка», однако его преподавание сопряжено с рядом трудностей. Этнокультурная проблематика сложна и многосоставна, многие ее понятия недостаточно разработаны, несмотря на то, что в конце ХХ века науки, изучающие этнические проблемы, активно развиваются. Отдельные области этнокультуры являются предметом исследования многих наук: различных ветвей этнологии, фольклористики, искусствоведения, этнопедагогики, этнопсихологии и др. Многогранность, полисоставность этнокультуры, синкретичной по своей природе, объясняет пересечение исследовательских интересов, подходов, методов разных наук. Метапонятие «этнокультура» (как и культура) продуцирует метанаучный и системный подходы в ее изучении. Сложность ее структуры и внутренних связей обусловливает появление поля междисциплинарных исследований и дискуссий в современном постижении этнокультуры.

Задачи статьи — выявить и охарактеризовать ряд теоретических проблем этнокультурного образования, познакомить с его практическим опытом, сложившимся на отделении начального образования Института детства РГПУ им. А. И. Герцена и на музыкальном от-

lS

делении факультета искусств Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, где автор в течение многих лет работает и проводит педагогический эксперимент.

Осуществлять этнокультурное образование невозможно без освещения теоретических и практических вопросов. Ключевая проблема этнокультурного образования — формирование этнокультурной компетентности.

Этот термин появился в науке недавно и еще не имеет единого толкования. Так, в словаре «Воспитание этнотоле-рантности подростка в семье»1 дано следующее определение: «Этнокультурная компетентность — степень проявления личностью знаний, навыков и умений, позволяющих ей правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия». Определения В. А. Корташева и В. Ю. Штыка-ревой в данном словаре нацелены на межкультурное взаимодействие, смысл термина приближается к содержанию межэтнической (полиэтнической, меж-культурной) компетентности, в их толковании определение этнокультурной компетентности имеет социологический ракурс.

Автор предлагает иное определение. Этнокультурная компетентность — это интегральное свойство личности, выражающееся в совокупности представлений, знаний о родной, а также о неродной этнокультурах, их месте в мировой культуре, опыте овладевания этнокультурными ценностями, что проявляется в умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде. Существенное

отличие данного определения — культурологический и этнопедагогический подходы, заострение внимания на компетентности в области родной этнокуль-туры и на деятельностном опыте овладения этнокультурными ценностями, на основе чего формируется цивилизованное этнокультурное сознание, лишенное национализма и этноцентризма, но обладающее здоровым чувством самоуважения в гармонии с чувством этнотоле-рантности.

Работа в области этнокультурного образования и формирования этнокультурной компетентности студентов выявила характерные проблемы в педагогическом процессе. Одна из них — отсутствие единого понимания общих терминов учеными динамично развивающихся смежных наук. При чтении лекций нередко возникает необходимость прояснения терминологического аппарата даже в отношении самых употребительных и корневых понятий.

Так, термин «этнокультура» появился как речевой вариант термина «этническая культура». Он получил широкое распространение в конце ХХ века. Его активно применяют вместо терминов фольклор, народная культура, традиционная культура, культура этноса. Понятия эти близки, но не идентичны. Тонкие различия терминов определяются углом зрения при рассмотрении общих объектов. Фольклор является частью этнокультуры. Даже его расширительное понимание как комплекса видов традиционного народного художественного творчества, включающего духовные и материальные формы, определяет его как подсистему этнокультуры. В термине «этнокультура» внимание фокусируется на этническом компоненте, в понятии «народная культура» — на социальном. В современной фольклори-

стике и культурологии народную культуру точнее трактовать как культуру трудящихся масс, структура которых менялась в историческом процессе. В традиционном обществе структура проще (земледельцы, охотники, рыболовы, ремесленники, торговцы), в индустриальном и постиндустриальном обществе она сложнее. Народная культура вбирает в себя традиционный пласт и современный. Некоторые культурологи отождествляют понятия этнической культуры и культуры этноса, другие — разграничивают их, что более справедливо. Культура этноса представляет собой более широкое понятие, в котором переплетаются явления собственно этнической культуры и особенности, распространенные среди многих этносов или свойственные всему человечеству, усвоение которых обычно происходит с творческой адаптацией и трансформацией внутри данного этноса в процессе аккультурации. В структуру культуры этноса входят устные не фиксирующиеся традиции (передающиеся из уст в уста в фольклоре, из рук в руки в декоративноприкладном искусстве, «из ноги в ноги» в мастерстве народной хореографии) и профессиональные традиции, фиксирующиеся разными «языками культуры», входит культура разных социальных слоев данной этнической общности в ее историческом развитии. В наше время культуру этноса можно отождествить с национальной культурой как более поздней фазой развития этнической культуры.

Мы предлагаем следующее краткое определение термина «этнокультура». Этнокультура — это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной и духовной жизнедеятельности этноса, сло-

жившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах деятельностной самореализации людей.

Возникла также необходимость в формулировке определения, существенного для понимания этнокультурного образования. Этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения и практического овладения ценностями народной культуры, прорастающей в культуру этноса и входящей в систему мировой культуры, процесс становления, социализации, воспитания личности на этнокультурных традициях. Этнокультурное образование ориентируется на культуру народа, язык которого является доминирующим в рассматриваемом регионе. В российской традиции этнокультурное образование опирается на традиционную культуру русского народа в контексте взаимосвязей с культурами соседних народов и всех других, живущих в полиэтническом пространстве России и за ее пределами.

Вторая проблема, имеющая важное значение в процессе формирования этнокультурной компетентности, — поиск методик и технологий, облегчающих освоение многогранных и сложных для теоретического рассмотрения явлений. Один из эффективных путей — создание моделей и схем, систематизирующих материал в наглядной, хорошо запоминающейся форме. Продемонстрируем это на двух ключевых моделях.

Большой трудностью для студентов с методологической точки зрения является вопрос о составе этнокультуры. Анализ этнологической и культурологической литературы, а также глубокое изучение специфики явления позволили ав-

SO

тору этой статьи создать модель этно-культуры, выявляющую в зримой форме ее структуру.

Предлагаемая модель этнокультуры представляется кольцом, внутри которого сцеплены между собой ее составные элементы как пересекающиеся множества, подобные звеньям кольчуги, соединенным в единое целое. Каждое звено связано с предыдущим и ведет к последующему, а в зоне пересечения возникают их общие формы. В нижней части кольца — глубинные составляющие эт-нокультуры: хозяйственно-культурный

тип экономики (сельскохозяйственнооседлый, скотоводческо-кочевой или ремесленно-торговый), традиционный

быт, религия, обычаи и обряды, эмпирические воззрения народа (народная медицина, астрономия, экология, философия и др.), народная педагогика, этническая психология и этноэтикет. В верхней части кольца — более подвижные, постепенно изменяющиеся, разрастающиеся в разнообразных формах составляющие этнокультуры — системообразую-

щий элемент язык и народная художественная культура во всех ее видах (словесный, музыкальный, хореографический, игровой, драматический фольклор, декоративно-прикладное искусство, народное зодчество).

В русской традиционной культуре личность с каждой из областей связана через коллектив, так как здесь индивидуальное начало растворено в групповом (семья, крестьянская община, трудовая артель, сообщество приходской церкви). Коллективность сознания

многими учеными характеризуется как «соборность» (А. Хомяков, В. Соловьев, Н. Бердяев). Она проявляется в массовых семейно-бытовых и календарных обрядах, в преобладании коллективных форм народного творчества, во всеобщем единении в хоровом пении во время церковной службы, в ансамблевом пении в будни и в дни народных праздников, свойственном большинству песенных жанров, в стремлении найти защиту в коллективе в трудную минуту.

Рис. 1. Структурная модель этнокультуры

В областях пересечения звеньев возникают полиэлементные формы, сочетающие средства выражения соседних составляющих. Так, совмещение словесного и музыкального фольклора становится источником музыкально-поэтических песенных форм, сочетание музыкального фольклора с хореографическим дает песни, связанные с движением, имеющие в своей системе средств выразительности слово, музыку и хореографию (хороводные, плясовые песни и их разновидности), соединение хореографического фольклора с игровым — игровые хороводы с разыгрыванием сюжета песни в игровом действии. Совмещение языка и этноэтикета представляют вербальные (речевые выражения) и невербальные знаки традиционного приветствия, благодарности, одобрения, благопожелания и т. д.

Помимо сочетаний с соседними звеньями, можно выделить веерные связи, соединяющие одну область со многими другими, расположенными рядом или напротив. Так, обряд включает в себя практически все составляющие и разворачивается на фоне объектов народного зодчества. Само же народное зодчество тесно связано с декоративноприкладным искусством, хозяйственнокультурным типом экономики и традиционным бытом. Например, русское (особенно северно-русское) народное зодчество представлено деревянными избами и церквями, а южнорусское и малороссийское — хатами-мазанками, сделанными из замеса соломы с глиной. В кочевых же культурах формируется переносный тип жилья из материалов, характерных для экономики этноса: у северных народов — чум, обтянутый шкурами оленей, а у народов Средней и Центральной Азии — юрта, обтянутая войлоком из овечьей шерсти. Украше-

ние же жилища отражало традиционный быт: резьба и роспись по дереву в русских деревнях, резьба по моржовой кости и аппликации из меха и шкур оленя у северных народов, шерстяные ковры у азиатских народов. Возможны надэле-ментные связи. Так, законы морали проникают во все области, а активно реализуются через религию, этноэтикет, этно-педагогику.

Структурная модель этнокультуры может входить в учебный процесс преподавания широкого круга дисциплин: культурологии, этнопедагогики, этнологии, истории мировой художественной культуры, спецкурсов, содержание которых включает этнокультурную проблематику. Ее использование активизирует понимание и запоминание сущности явления, что проверено автором при чтении различных предметов.

Другая модель относится к этнокультурному образованию. В схематическом плане путь развития культуры представляется в системе координат пространственно-географической горизонтали и историко-временной вертикали. Этнокультурный компонент живет в сердцевине системы и прорастает в различных слоях вплоть до современности. Введение в центр системы координат личности обучающегося позволяет представить структурную модель этнокультурного образования.

Этнокультуры множественны. Более близки между собой культуры соседних народов, а также отчасти — культуры, имеющие общий хозяйственно-экономический тип. Каждая этнокультура развивается, одни из них — более динамичны (что свойственно Западу), другие — более устойчивы (что свойственно Востоку). Области этнокультуры открыты к взаимодействию и разомкнуты во времени. В плоскости горизонтали этнокультура

S2

Рис. 2. Модель этнокультурного образования

родного народа соприкасается с соседними этнокультурами, взаимодействует и с другими. В потоке времени из различных областей древней культуры произросли различные формы прогрессирующей в социодинамике культуры человечества. Этнокультурные ценности входят в жизнь разных слоев населения, в профессиональное искусство. Из этно-культуры родного народа развивается многоаспектная отечественная культура (культура этноса), она же связана с мировой культурой, интегрирующей в себе культуры разных этносов.

Этнокультурное образование входит в объем культурологического образования, которое вбирает в себя изучение

закономерностей развития культур всех народов и всех времен. Пространство целостного кольца схематически является культурным полем, которое осваивает человек в процессе образования и самообразования, в процессе всей своей жизни. Культурное поле существует объективно в пространстве культуры и характеризуется силами взаимодействия элементов культуры (подобно силам, взаимодействующим в электрическом или магнитном физическом поле). Культурное же поле личности определяется «пространством культуры, освоенным и присвоенным личностью» по определению М. П. Во-юшиной2.

Одним из компонентов культурного поля личности должна стать этнокультурная компетентность. Она может быть моноэтнической и полиэтнической по степени открытости (ее противоположность — замкнутость). По структурной сложности можно выделить три вида этнокультурной компетентности: частная (конкретная, связанная со знаниями и опытом овладения одной из областей этнокультуры), комплексная (направленная на несколько областей) и целостная (охватывающая все или почти все области этнокультуры, размыкающая рамки одной культуры, свободно сопоставляющая разные этнокультуры). Личность может владеть видами компетентности на разном уровне (низком, среднем, высоком). Целью этнокультурного образования является формирование целостной этнокультурной компетентности, сочетающей моноэтническую глубину и полиэтническую широту постижения этнокультур.

В рамках статьи невозможно в полном объеме представить процесс формирования этнокультурной компетентности личности. Раскроем его особенности, свойственные практике этнокультурного образования будущих учителей начальных классов и будущих педаго-гов-музыкантов.

На кафедре эстетического воспитания (ныне — кафедра художественного образования ребенка) Института детства РГПУ им. А. И. Герцена в течение многих лет ведется работа по этнокультурному направлению. Еще в 1989 году автором был организован фольклорный ансамбль «Заклички» в рамках факультета общественных профессий. В годы перестройки он существовал на общественных началах в русле воспитательной работы со студентами факультета начального образования, затем — как фа-

культатив во 2-м либо 8-м семестрах. В нем студенты в творческой деятельности осваивают народную культуру в ее целостности, изучают ее закономерности и художественную специфику, готовят концертные программы, ведут научноэкспериментальную работу с детьми. Некоторые студенты, активно занимающиеся в творческих коллективах, организованных кафедрой (театральной, музыкальной, изостудии), избирают специализацию «Эстетическое воспитание». В рамках подготовки по специализации «Эстетическое воспитание» в 90-е годы ХХ века автором был разработан и апробирован образовательный модуль по традиционной народной культуре. Помимо общих дисциплин специализации, студентам предлагались курсы по выбору: «Основы этнологии и этнокультуроло-гии», «Народная хореография», «Фольклор во внеклассной работе и на уроках гуманитарного цикла», «Декоративноприкладное искусство», «Введение в мифологию народов мира», «Культура Древней Руси». Эти курсы читались и как самостоятельные элективные курсы для студентов очного и заочного отделений независимо от их специализации в разные годы.

Сложности реализации замысла по подготовке педагогов-специалистов этнокультурного профиля, связанные с постоянным сокращением контингента и часов по учебным планам, многократно менявшимся в перестроечный и постпе-рестроечный период, вызвали к жизни новый подход — создание интегративных курсов, в которых этнокультура представлена как явление системное и многомерное, также связанное с проблемами этнопедагогики.

Автором разработаны различные курсы, еще не все из них апробированы. «Традиционная народная культура в

системе дошкольного и начального образования» — для бакалавриата. Для специализации «Эстетическое воспитание» — курс «Отечественная культура в эстетическом воспитании в системе начального образования». Курс «Этно-культура в полихудожественной деятельности ребенка» разработан для магистерской программы «Педагогическое сопровождение художественной деятельности ребенка». Курс «Творчество на занятиях по этнокультуре» предлагается как курс по выбору в разработанной межкафедральной специализации «Детское творчество». В Центре курсового обучения РГПУ им. А. И. Герцена в системе дополнительного образования автором реализуется курс «Основы этно-культуры в семейной педагогике» как раздел программы подготовки воспита-телей-гувернеров. Однако эти курсы обращены к узкому кругу студентов, желающих углубить свои знания и опыт овладения этнокультурными ценностями, повысить свою этнокультурную и профессиональную компетентность. Дисциплины же этнокультурного направления должны находить себе место в новых образовательных стандартах, причем не только в узких рамках отдельной специализации, но и в формировании культурного поля всех студентов. Ведь погружение в традиционную культуру помогает каждому понять то общее, что объединяет человечество, и то особенное, что придает культуре этническое своеобразие.

В настоящее время на отделении начального образования частные аспекты этнокультурной компетентности решаются при освоении базовых курсов по литературе, русскому языку, методике музыкального воспитания, изобразительного искусства, художественного труда. Целостный подход может быть

реализован при изучении этнопедагоги-ки, выявляющей возможности народной педагогики в воспитании, обучении, развитии ребенка. Но ведению этого предмета свойственен теоретический ракурс. Гибкое сочетание теоретических и практических методов, гармонизация различных аспектов в формировании этнокультурной компетентности требует консолидации преподавателей разных дисциплин.

На кафедре художественного образования ребенка достигнуто взаимопонимание педагогов, ведущих методики предметов художественно-эстетического цикла (на V курсе — по учебному плану). При изучении этих дисциплин этнокультурный компонент расширяется в содержании, студенты осваивают специфику художественного языка разных видов народного творчества и региональных традиций, теоретические основы и методики внедрения этнокультурного материала в процесс современного образования. На занятиях по изобразительному искусству (преп. Е. Е. Грецкая) студенты знакомятся с народными промыслами и рисуют в стиле гжельской, палехской, жостовской, дымковской и других традиций. На уроках методики художественного труда используется учебное пособие И. П. Фрейтаг «Основы трудового обучения младших школьников на материале традиционной

з

культуры Русского Севера» , студенты учатся применять элементы этнокультуры в дизайн-деятельности (преп. А. Н. Ми-сюкевич).

На ряде занятий по методике музыкального воспитания по авторскому варианту программы студенты обращаются к этнокультуре как к целостному явлению с этнопедагогической составляющей внутри нее. Они знакомятся со структурной моделью этнокультуры, с

родами и жанрами фольклора, с праздниками народного календаря, осваивают простые народные песни и хороводы, прослеживают этнокультурный компонент в профессиональной музыке в сопоставлении с другими видами искусства. Среди заданий для педпрактики и для зачета — сценарные разработки уроков или форм внеклассной работы этнокультурного содержания. Именно при изучении этого предмета студенты знакомятся с методами моделирования аутентичной ситуации, построения этнокультурного поля урока (основанного на взаимодействии разных элементов этнокультуры в педагогическом пространстве урока), с уроками интегративного типа, с концепцией цикла уроков «Дни погружения в этнокультуру»4, с метаметодическим подходом, заявившим о себе в конце ХХ века5.

По авторской интерпретации определения понятия, метаметодика представляет собой диалог частных методик, который реализуется на уровнях общности целей, близости содержания, тематики, сопоставимости жизненных и художественных образов, языков культуры, организационнодеятельностных методов, способов и форм обучения; метаметодический подход осуществляется внутри уроков интегративного типа на самостоятельном предмете либо в системе дисциплин, объединенных межпредметными связями.

Продуктивное использование оснований для интеграции в системе этнокультурного образования способствует этнокультурному развитию личности.

Посредством комплексного воздействия средств народной культуры, освоения ее синкретичной природы, взаимосвязей материальных и духовных компонентов, с помощью активного вклю-

чения художественной деятельности в структуру занятий формируется этнокультурная компетентность будущих учителей начальных классов. Уровень этнокультурной компетентности определялся по совокупности показателей: мотивационного, аксиологического, эмоционально-эстетического (выявляющего степень эмоционального отклика при восприятии произведений народного творчества), когнитивного (свидетельствующего об уровне знаний о народной культуре разных видов и регионов), операционального и творческого (отражающего степень владения художественным опытом в области этнокульту-ры). В ходе мониторинга было выявлено, что уровень компетентности разных видов у студентов повысился от низкого (в начале обучения методическим дисциплинам) до среднего уровня (в конце года).

Более системно и углубленно развернуто этнокультурное образование в подготовке учителей музыки в ЛГУ им. А. С. Пушкина. Здесь содержание этнокультурного образования реализуется посредством ряда дисциплин, взаимосвязанных между собой. К этнокультурной проблематике все студенты обращаются на I курсе при изучении предмета «Сохранение природного и культурного наследия», далее отдельные вопросы освещаются при изучении культурологии, педагогики и психологии. Студенты музыкального отделения углубляют представления о конкретных областях этнокультуры с помощью дисциплин «Народное музыкальное творчество», «Народные художественные традиции». Ряд этнологических знаний они получают, изучая предмет «История культуры стран и регионов». Региональный компонент прослеживается в различных курсах, но целенаправленно он

освещался ранее в дисциплине «История культуры Ленинградской области», теперь — «История педагогики Ленинградской области».

На V курсе студенты могут выбрать специализацию «Музыкальный фольклор». Ее предметы — «Музыкальная этнография русского народа», «Народная хореография», «История русского народного костюма», «Этносольфеджио», «Народный музыкальный ансамбль», «Сольное народное пение» — позволяют расширить знания и усовершенствовать опыт овладения различными видами народной художественной культуры. Углубление вопросов методической работы с этнокультурным материалом получают и студенты специализации «Организация музыкально-эстетической деятельности школьников» в процессе изучения дисциплин «Музыкальные праздники», «Организация музыкального воспитания во внеклассной работе», «Организация детских творческих коллективов».

В процессе овладения теоретическим материалом активно используются схемы, модели, различного рода классификации. Уже на I курсе вводится модель этнокультуры, а затем отдельные ее сферы раскрываются подробно при чтении специальных дисциплин. Благодаря неоднократному возвращению к структурной модели будущим педагогам легче сопоставлять разные области этно-культуры при более глубоком изучении некоторых из них. Постепенно формируется целостное представление об эт-нокультуре, что способствует повышению комплексной этнокультурной компетентности студентов. В процессе теоретического изучения материала студентам предлагаются схемы с комментариями по видам и жанрам фольклора, систематизированный учебный матери-

ал о различных областях этнокультуры, записываются определения и научная информация. Обучающимся предлагаются разнообразные виды самостоятельной работы (репродуктивные, аналитические, поисковые, творческие), задания по источникам междисциплинарного характера. На лекциях привлекаются аудио- и видеоматериалы. В качестве промежуточных и итоговых проверочных форм для различных предметов разрабатываются тесты и технологические карты, студенты готовят творческие и концертные формы отчета.

Обязательным условием этнокультурного образования является единство теоретических знаний, их практического освоения и приобретения художественного опыта. На практических занятиях студенты разучивают и поют песни разных жанров, узнают различные виды народной хореографии, овладевают

кружевными рисунками хороводов в синкретизме песни и движения и непосредственно участвуют в них.

Изучение обрядов, этноэтикета сочетается с методом моделирования бытовых и обрядовых ситуаций. Знакомство с декоративно-прикладным искусством сопровождается попытками что-то изготовить своими руками в народном духе. Наиболее простое задание — слепить из пластилина птичек и раскрасить их в стиле дымковской, городецкой, карго-польской глиняной игрушки. Это доступное задание будущие педагоги впоследствии легко могут провести с детьми при подготовке праздника, посвященного обряду встречи весны. Более сложные виды декоративно-прикладного искусства — роспись и резьба по дереву, плетение из бересты и лозы, гончарное искусство, формы ткачества, вышивки, кружевоплетения — требуют особых знаний, умений, материалов. Не-

которые студенты стремятся сами овладеть такими умениями, другие — предпочитают посещать «Школу народных ремесел» в Музее этнографии народов России, где под руководством мастера изготавливают берестяное, гончарное или кожаное изделие. Имеется, кроме того, возможность освоить процесс изготовления русского народного костюма в детской студии народных промыслов школы № 2 поселка Горбунки (Ломоносовский район Ленинградской области), которая участвует в творческом сотрудничестве с университетом и находится недалеко от университета. На отделении изобразительного искусства ЛГУ им. А. И. Пушкина студенты могут ознакомиться со стилизацией костюма.

Системе занятий свойственен современный метаметодический подход, при котором осваивается этномузыкальный, художественный, этнографический материал в традициях разных регионов и народов России. На базе родной культуры студенты овладевают основами этно-культуры в комплексе всех ее разновидностей, а при знакомстве с фактами из других этнокультур новые знания нанизываются на уже сложившуюся и усвоенную сознанием систему.

Благодаря практико-ориентированной и взаимосвязанной системе курсов уровень этнокультурной компетентности у студентов значительно повышается, что свидетельствует об эффективности данной учебной программы и используемых методик. В ходе мониторинга было выявлено, что среди первокурсников в начале обучения преобладает низкий уро-

вень этнокультурной компетентности всех видов, к концу года он повышается до среднего уровня, в отдельных случаях — до высокого. Для пятикурсников же, специализирующихся по фольклору, характерно обладание высоким уровнем частной (этномузыкальной) и комплексной этнокультурной компетентности, а также средним, а иногда и высоким уровнем целостной компетентности.

По результатам эксперимента, проводившегося на обоих отделениях, определились пути повышения этнокультурной компетентности. Это — расширение этнокультурного компонента в содержании конкретной учебной дисциплины, разработка специальных курсов этнокультурного содержания, а также системы курсов, взаимосвязанных между собой, применение в освоении этнокультурного материала метода моделирования и метаметодического подхода внутри предмета и в межпредметном взаимодействии, нацеленность на практическую реализацию приобретенных знаний, умения и опыта в своей будущей работе. В процессе обучения разнообразная этнокультурная информация сопоставляется, включается в поток развития мировой культуры. Все это способствует формированию у студентов здорового чувства патриотизма, любви к отечественной культуре в балансе с пониманием и уважением к культурам других народов, что является условием толерантных отношений в межэтнических контактах, необходимых в современном полиэтническом обществе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Воспитание этнотолерантности подростка в семье: Словарь / Под общ. ред. А. Г. Козловой. СПб., 2005.

2 Воюшина М. П. Культурное поле младшего школьника как объект метаметодического исследования // Метаметодика как перспективное направление развития частных методик. СПб., 2005.

3 Фрейтаг И. П. Основы трудового обучения на материале традиционной культуры Русского Севера. СПб., 2001.

4 Афанасьева А. Б. Дни погружения в фольклорную тему //Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов н/Д, 2004.

5 Титова И. М. Метаметодический подход к модернизации обучения в общеобразовательной школе // Академические чтения. Выпуск 3. Теория и практика модернизации отечественного образования. СПб., 2002; Балицкая А. П. Метаметодический подход: конфликт интерпретаций // Метаметодика как перспективное направление развития частных методик. СПб., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.