УДК 371.0(075)
В. Ю. Кудрявцева
ТЕХНОЛОГИЯ ЗАДАЧНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ
ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ
Ключевые слова: технология заданного подхода, военно-педагогическая подготовка, военно-педагогические задачи, педагогические качества, профессиональная пригодность, воспитательная работа, критериальная задача, адаптация, навыки, диагностирование, прогнозирование, контроль, коррекция, формирование. task approach technology, military-and-pedagogical preparation (training, service), military-and-pedagogical tasks, pedagogical qualities (characteristics), competency (professional aptitude), educational work, criterion task, adaptation, skills, diagnosing, forecasting, control, correction, formation.
Технология задачного подхода представляет собой поэтапную организацию непрерывной подготовки обучаемых, являясь одним из возможных путей совершенствования процесса военно-педагогической подготовки курсантов. Данная технология предполагает изучение курсантами комплекса человековедческих дисциплин. Особое место при этом отводится психолого-педагогическим знаниям, знаниям о военно-педагогической деятельности выпускников военных вузов, а также формированию и развитию навыков и умений военно-педагогической деятельности по должностному предназначению посредством решения различных военно-педагогических задач
Task approach technology is a stage-by-stage organization of continuous students' training, it is one of the possible ways of perfection of the cadets' military-and-pedagogical preparation (training) process. This technology assumes studying of a complex of human-nature disciplines. A special place is given to psychological-and-pedagogical knowledge, the knowledge about the military-and-pedagogical activity of graduates of military higher educational institutions and the formation and development of skills and abilities of military-and-pedagogical activity on official mission by means of solving various military-and-pedagogical problems..
Одним из путей совершенствования процесса военно-педагогической подготовки курсантов является осуществление обучения и воспитания на основе педагогической технологии - технологии задачного подхода, представляющей собой поэтапную организацию непрерывной подготовки обучаемых. На каждом из ее этапов перед участниками ставятся определенные цели и решаются конкретные задачи.
Военно-педагогическая подготовка курсантов начинается с первого дня зачисления поступающего в списки абитуриентов. Первые недели и месяцы оставляют глубокий след в памяти курсанта своей новизной и необычностью. Вчерашние школьники впервые в жизни находятся в режиме воинской службы, выполняют распорядок дня, передвигаются строем, выполняют различные команды, несут службу дневального по войсковому приемнику, выполняют работы в столовой и на служебной территории. Таким образом, абитуриенты общаются с преподавателями, командирами и офицерами-воспитателями, наблюдают за их учебно-воспитательной деятельностью и делают первые выводы о правильности своего жизненного выбора. На этом этапе основная задача по определению лиц с педагогической предрасположенностью возлагается на группу профессионально-психологического отбора и командиров подразделений курсантов. Их педагогически грамотные, тактичные отношения с абитуриентами являются началом формирования у будущего офицера компонентов военно-педагогической подготовки.
В период прохождения курса начальной военной подготовки курсанты знакомятся с педагогической деятельностью офицеров подразделения обеспечения учебного процесса.
Командиры взводов обеспечения знакомят обучаемых с характером деятельности личного состава, рассказывают о содержании своей работы по обучению и воспитанию военнослужащих. На первом занятии по подобным программам необходимо определять конкретные задания по подготовке к военно-педагогической деятельности: довести список психологопедагогической литературы для самостоятельного изучения; ознакомить с порядком ведения дневников (тетрадей) психолого-педагогических наблюдений, созданием и ведением личного словаря-справочника основных терминов и понятий по общей психологии и педагогике. Можно рекомендовать курсантам записывать наиболее яркие педагогические ситуации, наиболее удачные методические приемы обучения и воспитания, используемые преподавателями, офицерами курсантских подразделений, заместителями по воспитательной работе и др.
Учитывая особенности адаптации курсантов первого года обучения к учебной и служебной деятельности в ввузе, руководящему и преподавательскому составу, офицерам воспитательных структур целесообразно обращать внимание на организацию приема абитуриентов в ряды курсантов ввуза, создание благоприятных бытовых условий, обеспечение всем необходимым для организации образовательного процесса. Быстрая и безболезненная адаптация курсантов к условиям учебы в ввузе - одно из важных условий развития мотивации к овладению военно-педагогическими знаниями. Одним из показателей, по которому можно судить о том, как проходит процесс адаптации курсантов к новым условиям службы, можно считать удовлетворенность службой и коллективом, сравнительная быстрота усвоения должностных обязанностей и особенностей взаимо-отношений в подразделении. Это можно выяснить посредством анкетирования курсантов. Основными причинами неудовлетворенности учебой курсанты часто называют следующие: плохое питание и вещевое обеспечение; теснота в казарменном помещении; напряженный распорядок дня. Становление курсантов в коллективе происходит в прямой зависимости от их ценностных ориентаций, установок, их совпадения с общегрупповыми нормами и ценностями коллектива.
На первом курсе в ходе преподавания гуманитарных, социально-экономических и общевоенных дисциплин преподаватели стремились максимально использовать их воспитательный потенциал. В связи с этим, с курсантами необходимо проводить работу по закреплению устойчивых мотивов выбора профессии офицера, по оказанию помощи в усвоении правил учебы в ввузе и уяснению порядка воинской службы, по налаживанию уставных взаимоотношений среди курсантов, оказанию им помощи в становлении в воинском коллективе, формировании педагогических качеств, командных навыков и навыков воспитательной работы, способности решать простейшие военно-педагогические задачи. Преподаватели кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, офицеры отдела воспитательной работы на двух лекционных занятиях знакомили курсантов с теорией и практикой военно-педагогической деятельности молодых офицеров в частях. Они подробно разъясняли содержание общих квалификационных требований к выпускникам, особенно той части, которая имеет отношение к подготовке обучаемых в качестве учителей и воспитателей подчиненных. Установлено, что большую помощь первокурсникам в их быстрейшем привыкании к условиям учебы и службы в ввузе, формировании первичных знаний о профессиональной деятельности оказал курс «Введение в специальность». Такой курс знакомил курсантов с особенностями службы в армии, основными этапами ее развития, с боевой техникой, традициями ввуза. Преподаватели анализировали положительные стороны и негативные моменты, которые возникают у выпускников ввуза в военно-педагогической работе с подчиненными. Рассматривались ключевые вопросы военнопедагогической подготовки курсантов: ее цель и задачи, содержание и особенности, методы и средства, критерии и показатели оценки, предполагаемые результаты. Добиваясь закрепления имеющихся знаний о военно-педагогической деятельности, преподаватели ориентировались на развитие педагогического мышления курсантов, закрепление интереса к
обучению и воспитанию подчиненных, на активность курсантов в подготовке к военнопедагогической деятельности. Также осуществлялась индивидуальная помощь курсантам, их привлекали к участию в кружке военно-научной работы, контролировалось выполнение ими учебных заданий. Такие возможности, повышали научность курсов, активизировали мыслительную деятельность обучающихся, формировали у них знания и первичные навыки воспитательной работы с людьми. Особое внимание обращалось на привитие курсантам привычки ежедневного чтения газет и журналов, формированию навыков накопления материалов педагогического плана из учебной, научно-популярной и художественной литературы. Курсанты готовили рефераты по предметам обучения кафедры Г иСЭД, писали заметки в стенную газету, выпускали боевые листки, молнии, выполняли обязанности информаторов.
Наряду с формированием навыков воспитательной работы у курсантов необходимо формировать командно-методические навыки. Курсанты овладевали военной терминологией, выполняли обязанности дежурного и дневального по курсу, обязанности дежурного учебной группы, развивали командную речь на строевых занятиях, стрелковой подготовке и занятиях по изучению общевоинских уставов. В соответствии с программой подготовки курсантам первого курса был прочитан курс лекций по основам военно-педагогической подготовки.
Изучение мнений преподавателей и курсантов, наблюдения и проведенное анкетирование показали, что меры по ознакомлению курсантов с будущей педагогической деятельностью офицеров на начальном этапе обучения имели важное значение. Некоторые курсанты отметили, что после проведения занятия у них сложилось полное представление о будущей профессии и военно-педагогической деятельности офицера. На первом этапе у курсантов в самостоятельной работе не было системы, не хватало упорства и настойчивости, наблюдались мотивационные колебания. Первокурсники пока еще слабо стремились к формированию у себя активной жизненной позиции, их взглядам и убеждениям была характерна неустойчивость, а практическим действиям по формированию педагогических качеств - непоследовательность.
Первичное ознакомление курсантов с теорией и практикой военно-педагогической деятельности офицеров в период адаптации обучаемых к условиям жизнедеятельности в учебном заведении представляется важным потому, что оно позволяет избежать ошибок в формировании личности курсанта как будущего офицера-педагога. Сведения о предстоящей военнопедагогической деятельности начали формировать у курсантов интерес к изучению психологии и педагогики, желание целенаправленно готовиться к военно-педагогической работе.
Второй этап оказался наиболее динамичным. Этому способствовали изучение курсов философии, культурологии. Для приобретения курсантами простых навыков педагогической работы предлагалось решать военно-педагогические задачи, как в ходе планового образовательного процесса, так и при организации различных мероприятий воспитательного характера. Курсанты пробовали свои силы в подготовке и проведении различных видов информирования, бесед, инструктажей, составлению конспектов учебных занятий по учебным дисциплинам (строевой и физической подготовке, изучению общевоинских уставов и др.), оформлению наглядных пособий, анализу и обзору литературы. Они оценивали и контролировали устные и письменные ответы своих коллег, выполнение ими нормативов, упражнений, заданий и т. п. Они готовили и проводили служебные совещания, собрания военнослужащих, подведение итогов учебы и службы, культурно-досуговые и спортивные мероприятия.
На втором курсе заканчивается процесс адаптации к воинской службе, формируются мотивы выбора профессии авиатора, выявляются преобладающие интересы, повышается личная ответственность за выполнение учебного и служебного долга. Изучение философии способствовало формированию мировоззрения, дало методологическую подготовку. Курсанты начинали накапливать и изучать психолого-педагогическую литературу, овладевали методикой работы с личным составом. Второкурсники - это уже подготовленные в
морально-психологическом, военном и физическом отношениях личности. Это позволяло военно-педагогическому коллективу ввуза постепенно повышать учебную и служебную нагрузки. Занятия на втором курсе усложнялись, курсанты изучали и учились практически выполнять обязанности командира отделения, разводящего в карауле и дежурного по роте. Это способствовало формированию у них командирских и педагогических качеств. В результате этого укреплялась активная жизненная позиция. Основная работа направлялась на то, чтобы курсанты поняли истину: «Чтобы повелевать, надо уметь повиноваться. Требовательность к другим начинается с требовательности к себе».
Важным средством педагогического диагностирования курсантов на профессиональную пригодность к выполнению военно-педагогической деятельности было назначение каждого курсанта сроком на две недели исполняющим обязанности командира отделения или заместителя командира взвода курсантов. Это позволило многим курсантам поверить в свои силы, преодолеть своеобразный барьер и было эффективной формой привития командно-методических навыков и навыков воспитательной работы.
Третий курс обучения в ввузе является переломным в подготовке курсантов. У них происходят большие качественные изменения. Появляется уверенность в своих силах, выбранном пути. Изучение экономического курса, социологии и политологии, а во второй половине третьего года обучения - психологии и педагогики, способствует формированию у курсантов активной жизненной позиции, совершенствованию педагогических умений. Мероприятия по плану программы военно-педагогической подготовки и плановые учебные занятия по курсу составили очередной этап технологии задачного подхода. Учитывая важность овладения психолого-педагогическими знаниями как основой будущей военнопедагогической деятельности офицера данный этап можно назвать основным. Его цель заключалась в формировании у курсантов психолого-педагогических знаний как основы дальнейшего развития навыков и умений военно-педагогической деятельности.
Курсанты в соответствии с учебным планом овладевали предметом «Психология и педагогика», содержание которого спроектировано в соответствии с требованиями ГОСТа, его федерального и отраслевого компонентов. Вновь, но уже на более высоком уровне научности, сложности и новизны, преподаватели знакомили курсантов с теоретическими положениями военно-педагогической деятельности офицеров, подготовке к ее осуществлению. На лекционных занятиях теоретические положения психологии и педагогики рассматривались в тесной связи с войсковой практикой, в методике преподавания использовались проблемные вопросы, кино- и видеоматериалы, материалы о деятельности офицеров в современных условиях (контртеррористической деятельности в Чечне и др.). Основная часть учебного времени на семинарских и практических занятиях была использована для формирования и развития у курсантов навыков и умений, решения разнообразных военно-педагогических задач непосредственно из войсковой практики.
Наличие у третьекурсников определенных психолого-педагогических знаний, навыков и умений, опыта служебной, учебной и военно-педагогической деятельности позволяли им смелее преодолевать учебные и служебные трудности, решать как типовые, так и нестандартные, творческие военно-педагогические задачи. Курсанты глубже воспринимали излагаемый материал, тщательнее анализировали проводимую с ними работу, основательнее готовились к проведению занятий. Особое внимание обращалось на обучение курсантов таким эвристическим приемам решения, как обобщение и конкретизация задачи, формулирование обратной задачи, критика очевидных решений, движение от конца к началу, сближение данных и цели. Курсанты рассматривали условия задачи с разных сторон, выдвигали любые идеи, переструктурировали условия и др. При этом преподаватели опирались на выводы исследований, которые доказывали, что овладение эвристическими приемами решения задач больше способствует успешному обучению их решения, чем
просто тренировка в решении задач при проблемном обучении. Курсанты выступали с информацией на младших курсах, организовывали и проводили общие собрания, спортивные состязания с курсантами других отделений и младших курсов, анализировали состояние порядка и воинской дисциплины в учебных группах.
Изучение курса «Психология и педагогика» завершалось экзаменом. Эта контрольная форма обучения имела важное значение в технологической процедуре задачного подхода, так как подводила промежуточный итог педагогической подготовленности курсантов. В экзаменационные билеты были включены два теоретических вопроса и военнопедагогическая задача. Являясь логическим продолжением цепочки непрерывного решения различных военно-педагогических задач в ходе образовательного процесса, экзаменационные задачи имели качественное своеобразие. Во-первых, они отличались достаточной для обучаемых сложностью; во-вторых, их содержание предполагало несколько вариантов решений; в-третьих, они носили комплексный характер, позволяющий проверить и оценить сформированность у курсантов сразу нескольких педагогических навыков и умений. В научной литературе такие задачи получили название «критериальных». Основанием для применения термина «критериальная задача» служит то, что успешное решение таких задач выступало в качестве критерия достижения целей обучения.
Итак, основной этап технологии занимал ключевое место в подготовке курсантов к военно-педагогической деятельности в силу нескольких обстоятельств: во-первых, на этом этапе курсанты овладевали системой психолого-педагогических знаний -основой их будущей военно-педагогической деятельности; во-вторых, решение ими педагогических задач на основе знаний становилось более осмысленным, обоснованным и всесторонним; в-третьих, под руководством преподавателей психологии и педагогики, других социальноэкономических и гуманитарных дисциплин у обучаемых в образовательном процессе формировались и развивались разнообразные навыки и умения педагогической деятельности; в-четвертых, на экзамене по курсу в результате решения критериальных задач курсанты впервые получали оценку своей промежуточной педагогической подготовленности, что определенным образом оказывало влияние на отношение к дальнейшей учебе, военнопедагогической подготовке и педагогическому самосовершенствованию.
Оценивая приемы и способы, результаты решения военно-педагогических задач курсантами, можно сделать выводы о сформированности и развитости у обучаемых тех или иных педагогических навыков и умений на базе психолого-педагогических знаний, о степени овладения основами военно-педагогической деятельности. Но это внешняя, очевидная сторона результата обучения и в целом военно-педагогической подготовки. Также необходимо замечать и фиксировать то, что принято называть изменениями внутреннего плана человека: интерес курсантов к психолого-педагогическим знаниям, их мотивация и направленность на педагогическую деятельность офицера, наличие и степень развития педагогических качеств личности и др. Все это в совокупности позволяет оценивать уровень педагогической подготовленности курсантов на конкретном этапе подготовки. Их обоснованность и правильность проверялась в ходе войсковой стажировки курсантов, которая стала содержанием следующего этапа технологии задачного подхода.
Выполнение заданий психолого-педагогического характера в ходе войсковой стажировки курсантов было очередным этапом военно-педагогической подготовки. Стажировка и практика в частях дали хорошие возможности для закрепления знаний и совершенствования педагогических умений, приобретенных в период обучения. Для их качественного проведения проводилась целенаправленная подготовительная работа: разработка общего задания на стажировку; методические занятия и инструктажи курсантов по проведению учебных занятий в частях; совещания с руководителями стажировки и др.
По прибытию на места проведения стажировки курсанты были распределены по группам и экипажам в соответствии с их специальностями. Наиболее подготовленным курсантам поручалось выполнение служебных обязанностей в полном объеме, другим - частично. При этом обращалось внимание на то, чтобы курсантам в выполнении программы стажировки оказывали помощь опытные офицеры. Курсанты имели возможность наблюдать за деятельностью офицеров-руководителей и могли сами проводить мероприятия педагогического плана в своем подразделении и в обеспечивающих частях. Выполнение должностных обязанностей в полном объеме и проведение учебно-воспитательных мероприятий закрепляли в сознании и поведении курсантов-стажеров теоретические положения военной психологии и педагогики о единстве обучения и воспитания военнослужащих, о целостном образовательном процессе, о содержании военно-педагогической деятельности офицеров. Войсковая практика подтвердила, что в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий военно-педагогическая подготовка на данном этапе технологии задачного подхода приобрела для курсантов личностный смысл, стала их внутренней потребностью.
Закреплению и коррекции сложившихся у курсантов в ходе стажировки личностных психологических и педагогических новообразований способствовало необычное проведение отчета о проделанной работе. Курсанты отчитывались о результатах войсковой стажировки дважды. Первый раз - в виде разбора и подведения итогов профессиональной и военно-педагогической деятельности курсантов командирами подразделений, в распоряжении которых находились стажеры. На разборе анализировались сильные и слабые стороны педагогических умений каждого курсанта, их навыки и умения обучать и воспитывать подчиненных, общаться с военнослужащими, а также психологическая готовность к военно-педагогической деятельности. Мнения командиров оформлялись в виде отзывов о работе курсанта-стажера с выставлением оценки. Ценность данной оценки состояла в том, что командование как бы «со стороны», со своих позиций определяло имеющийся у курсантов уровень педагогической подготовленности к военно-педагогической деятельности и указывало на резервы военно-педагогической подготовки курсантов.
Второй отчет о войсковой стажировке курсантов проводился непосредственно в учебном заведении. Особенность данного отчета заключалась в том, что курсанты, кроме информирования о проделанной работе, анализировали ее содержание и эффективность. Каждый курсант высказывал мнение о себе, как о педагоге. Это в свою очередь оказывало влияние на ход дальнейшего самосовершенствования военно-педагогической подготовки. Общая оценка выставлялась руководителями стажировки с учетом мнения командования частей. В интересах накопления реально имевших место в войсковой практике военно-педагогических задач, каждому курсанту по окончании стажировки предлагалось описать наиболее поучительные ситуации, а также педагогические приемы и способы их разрешения. Такие ситуации сосредотачивались в банке информации о военно-педагогических задачах, созданном на кафедре, и в последующем были использованы в ходе военно-педагогической подготовки курсантов. Войсковая стажировка давала возможность курсантам в полном объеме или частично решать задачи по обучению, воспитанию, развитию, психологической подготовке подчиненных. Как отмечали сами курсанты, в воинских частях они не ощущали условности и имитации, которая присуща военно-педагогической подготовке в учебном заведении. Руководители стажировки отмечали, что у курсантов за это время повысилась самостоятельность, инициатива, стал формироваться индивидуальный стиль профессиональной деятельности.
Важную роль в подготовке будущих офицеров к службе в войсках играл третий -завершающий этап подготовки курсантов к военно-педагогической деятельности. При анализе результатов военно-педагогической подготовки курсантов на данном этапе бала оценена эффективность деятельности руководящего и педагогического составов ввуза, всей проводимой ими работы. Были отмечены положительные социально-психологические
134
изменения, происшедшие у курсантов: наличие определенных теоретических знаний, профессиональных навыков и умений, небольшого опыта военно-педагогической деятельности; возрастание интереса к профилирующим дисциплинам; появилась уверенность в ответах и суждениях; курсанты высказывали свою точку зрения, и смело ее отстаивали.
Круг обязанностей курсантов четвертого курса расширился, учебная и служебная нагрузка возросли. Курсанты приобрели командные и методические навыки и навыки воспитательной работы, чему способствовало проведение занятий по общевойсковым дисциплинам, выполнение обязанностей командира курсантского взвода, несение внутренней службы в качестве помощника дежурного по части. Достигнутый на данный момент уровень педагогической подготовленности не являлся окончательным. Целью очередного этапа технологии было наращивание и закрепление психолого-педагогических знаний, навыков и умений, дальнейшее развитие педагогических качеств и способностей курсантов.
Следует отметить, что кроме углубленного изучения теории необходимо продолжить практику решения военно-педагогических задач из банка информации. При этом внимание надо обращать на использование нестандартных и творческих подходов при рассмотрении проблемных ситуаций, глубокую мыслительную проработку предполагаемых педагогических действий, отработку комплекса педагогических навыков и умений будущей практической военно-педагогической деятельности офицера. Завершить изучение курса целесообразно проведением зачета по решению военно-педагогических задач, итоги которого будут очередным показателем результативности военно-педагогической подготовки курсантов. На данном этапе целесообразно продолжить военно-педагогическую практику. Для этого нужно осуществлять проведение образовательно-воспитательных мероприятий в своих подразделениях, на младших курсах, с абитуриентами в период поступления и с учащимися школ, с военнослужащими подразделения обеспечения учебного процесса.
На выпускном курсе целесообразно проведение мероприятий заключительного этапа технологии задачного подхода с целью подготовки курсантов к выполнению военнопедагогической деятельности по должностному предназначению выпускника. В диссертационном исследовании М. А. Лямзина рекомендуется на данном этапе осуществлять практическую отработку вопросов через создание УППК (учебно-практических педагогических комплексов). Но на данном этапе подготовки в ввузах создать даже отдельные элементы таких комплексов довольно затруднительно. На третьем этапе сокращается количество изучаемых курсантами общественных дисциплин, возрастает время, отведенное на изучение профилирующих дисциплин, на самостоятельную работу. Наиболее реальным представляется вариант, когда в предпоследнем семестре курсанты вместе с командирами и их заместителями по воспитательной работе решают многочисленные повседневные военно-педагогические задачи. Педагогические ситуации могут быть смоделированы преподавателями и командирами подразделений курсантов. В период проведения практики курсанты осуществляют военнопедагогическую деятельность офицеров на тех должностях, на которые они будут назначаться после выпуска. В любом случае они должны проявлять себя в действии, принимать обоснованные педагогические решения. Рядом с курсантами по-прежнему должны находиться опытные наставники, которые, не допуская мелочной опеки и не сковывая инициативу, своевременно должны вносить коррективы, оказывать помощь и оценивать практикантов.
Завершающим этапом в технологии задачного подхода должна стать аттестация, целью которой является определение итогов военно-педагогической подготовки курсантов на предмет их готовности к военно-педагогической деятельности по должностному предназначению. Комиссия из постоянного состава военно-учебного заведения, принимавшего непосредственное участие в военно-педагогической подготовке курсантов на различных этапах обучения, должна проанализировать промежуточные результаты военнопедагогической подготовки и оценить каждого выпускника как педагога. Прежде всего, во
внимание должны браться такие показатели как практическая деятельность курсанта на стажировке, успеваемость по основным предметам обучения, мнения ведущих преподавателей, командиров подразделений. В результате осуществления заключительного этапа должно сложиться представление о сильных и слабых сторонах военно-педагогической подготовки, а также о реальной готовности выпускников к военно-педагогической деятельности. В ходе аттестации целесообразно использовать различные способы морального и материального стимулирования выпускников, добившихся лучших результатов в военнопедагогической подготовке.
К сожалению, реализация данной технологии в полном объеме на практике военнопедагогической подготовки курсантов затруднена тем, что ее внедрение требует содержательных и организационных изменений в образовательном процессе ввуза. Однако даже внедрение отдельных элементов технологии в ходе педагогического эксперимента показали, что до 75% курсантов оценивают ее положительно и выступают за внедрение в образовательный процесс вуза. При этом 65% опрошенных в качестве особенности и привлекательной стороны задачного подхода выделили возможность более эффективно осуществлять подготовку к военно-педагогической деятельности в тесной связи с решением военнопедагогических задач войсковой практики.
Как отметили преподаватели, у многих курсантов в лучшую сторону изменилось отношение к учебе, к изучению курса «Психология и педагогика», другим социальноэкономическим и гуманитарным дисциплинам. Технология способствует укреплению взаимоотношений среди обучаемых, снижению случаев нарушения воинской дисциплины, а также гуманизации и педагогизации отношений между преподавателями и курсантами.
Отрицательной стороной технологии является то, что она требует резкого увеличения неучтенного и дополнительно неоплачиваемого времени на разработку методического обеспечения, а также индивидуализацию военно-педагогической подготовки курсантов. Поэтому часть преподавателей и командиров подразделений курсантов высказывают отрицательное отношение к данной технологии.
Таким образом, осуществление военно-педагогической подготовки курсантов в военных вузах на основе технологии задачного подхода является одним из путей ее совершенствования. Данная технология предполагает изучение курсантами комплекса челове-коведческих дисциплин. Особое место при этом отводится психолого-педагогическим знаниям, знаниям о военно-педагогической деятельности выпускников вузов, а также формированию и развитию навыков и умений военно-педагогической деятельности по должностному предназначению посредством решения различных военно-педагогических задач. При этом технологичность достигается за счет соблюдения требований непрерывности, последовательности, постепенного перехода от простого к сложному, своевременного диагностирования, прогнозирования, контроля, коррекции и оценки хода военнопедагогической подготовки курсантов.
© В. Ю. Кудрявцева - асп. каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ, kaspp@mail.ru.