Научная статья на тему 'Полифункциональность системы последипломного образования педагогов-музыкантов'

Полифункциональность системы последипломного образования педагогов-музыкантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ / ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ КОМПЕНСИРУЮЩАЯ / АДАПТАЦИОННАЯ / РАЗВИВАЮЩАЯ / ОПЕРЕЖАЮЩАЯ / ИННОВАЦИОННАЯ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ / ФУНКЦИЯ ВКЛЮЧЕННОСТИ В ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФУНКЦИЯ ДЕКОМПОЗИЦИИ СИСТЕМЫ / POST-GRADUATE EDUCATION OF TEACHERS-MUSICIANS / ART-PEDAGOGICAL SYSTEM / NUMEROUS FUNCTIONS OF THE SYSTEM / THE FUNCTIONS OF THE SYSTEM IS FLEXIBLE / ADAPTIVE / DEVELOPING / LEADING / INNOVATIVE / SOCIALLY-COMMUNICATIVE / PROCESS / FUNCTION OF INCLUSION IN THE UNIFIED INFORMATION SPACE / THE FUNCTION OF THE DECOMPOSITION OF THE SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Г. П.

В статье обосновывается необходимость разработки и апробации такого значимого свойства художественно-педагогической системы последипломного образования педагогов-музыкантов как ее полифункциональность, раскрываются основные функции данной системы в их взаимосвязи и взаимодействии, рассматриваются вопросы проектирования содержания программ дополнительного профессионального образования, пути их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLY-FUNCTIONALITY OF THE SYSTEM OF POSTGRADUATE EDUCATION FOR TEACHERS-MUSICIANS

The article substantiates the necessity of development and approbation of such a significant properties of artistic and educational system of postgraduate education for teachers-musicians as its numerous functions, the author described the main functions of this system in their interrelation and interaction, the issues of designing the content of the programs of additional professional education, the ways of their implementation.

Текст научной работы на тему «Полифункциональность системы последипломного образования педагогов-музыкантов»

ся критериям, заметным в обозримом будущем. Отсроченные результаты с учетом хаотичного многообразия всяческих воздействий на людей в течение их жизнедеятельности проследить вряд ли возможно.

Культурная среда образовательного пространства оказывает непосредственное влияние на образование. Тем не менее, равноправную роль играет и самоуправление человека, и внутренне управление в образовательных коллективах. Так, в частности, Г.Н. Сериков называет три присущие образованию структурные схемы управления и, соответственно, три компонента управленческих взаимоотношений: распорядительно-организу-ющий компонент, взаимно согласовывающий компонент и исполнительно регулирующий компонент [4].

Следующая особенность образования - стадийность. Всякая система имеет развивающийся характер. Системе образования присуща стадийность развития, которая проявляется в диалектической взаимосвязи между режимами функционирования и развития и несколько отличается от непрерывного развития других социальных систем, когда официально приняты перерывы в функционировании систем образования - каникулы (в реальности, происходит переключение на функционирование других систем) [7].

Особенности современной образовательной сферы охарактеризованы нами относительно предмета - принципа преемственности. В плане его реализации целесообразно говорить о перспективах и тенденциях развития образования.

Библиографический список

1. Педагогический словарь: в 2 т. / гл. ред. И.А. Каиров, Н.К. Гончаров, Н.Д. Кузьмин [и др.]. - М., 1960. - Т. 1.

2. Педагогика: учеб. пособие для вузов / ред. П.И. Пидкасистый. - М., 2007.

3. Ломизов, А.Ф. Психологические толкования принципа преемственности // 21 Герценовские чтения (философские науки). - Л., 1993.

4. Легенчук, Д.В. Преемственность в системе многоуровневого профессионального образования: монография. - Курган, 2011.

5. Легенчук, Д.В. Методологические основы преемственности среднего и высшего профессионального образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 8.

6. Огородников, Н.И. Педагогика. - М., 1985.

7. Репин, С.А. Программно-целевой принцип в теории и практике управления областной образовательной системой: дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 1999.

Bibliography

1. Pedagogicheskiyj slovarj: v 2 t. / gl. red. I.A. Kairov, N.K. Goncharov, N.D. Kuzjmin [i dr.]. - M., 1960. - T. 1.

2. Pedagogika: ucheb. posobie dlya vuzov / red. P.I. Pidkasistihyj. - M., 2007.

3. Lomizov, A.F. Psikhologicheskie tolkovaniya principa preemstvennosti // 21 Gercenovskie chteniya (filosofskie nauki). - L., 1993.

4. Legenchuk, D.V. Preemstvennostj v sisteme mnogourovnevogo professionaljnogo obrazovaniya: monografiya. - Kurgan, 2011.

5. Legenchuk, D.V. Metodologicheskie osnovih preemstvennosti srednego i vihsshego professionaljnogo obrazovaniya // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2010. - № 8.

6. Ogorodnikov, N.I. Pedagogika. - M., 1985.

7. Repin, S.A. Programmno-celevoyj princip v teorii i praktike upravleniya oblastnoyj obrazovateljnoyj sistemoyj: dis. ... d-ra ped. nauk. - Chelyabinsk, 1999.

Статья поступила в редакцию 05.01.13

УДК 37.018.46

Sergeeva G.P POLY-FUNCTIONALITY OF THE SYSTEM OF POSTGRADUATE EDUCATION FOR TEACHERS-MUSICIANS. The article substantiates the necessity of development and approbation of such a significant properties of artistic and educational system of postgraduate education for teachers-musicians as its numerous functions, the author described the main functions of this system in their interrelation and interaction, the issues of designing the content of the programs of additional professional education, the ways of their implementation.

Key words: post-graduate education of teachers-musicians, art-pedagogical system, numerous functions of the system, the functions of the system is flexible, adaptive, developing, leading, innovative, socially-communicative, process, function of inclusion in the unified information space, the function of the decomposition of the system.

Г.П. Сергеева, канд. пед. наук, проф., зав. каф. методики преподавания дисциплин художественноэстетического цикла ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления», г. Москва,

E-mail: gsergeeva@list.ru

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ

В статье обосновывается необходимость разработки и апробации такого значимого свойства художественно-педагогической системы последипломного образования педагогов-музыкантов как ее полифункциональность, раскрываются основные функции данной системы в их взаимосвязи и взаимодействии, рассматриваются вопросы проектирования содержания программ дополнительного профессионального образования, пути их реализации.

Ключевые слова: последипломное образование педагогов-музыкантов, художественно-педагогическая система, полифункциональность системы, функции системы - компенсирующая, адаптационная, развивающая, опережающая, инновационная, социально-коммуникативная, технологическая, функция включенности в единое информационное пространство, функция декомпозиции системы.

Подготовку педагогов-музыкантов в процессе последипломного образования мы рассматриваем как целостную художественно-педагогическую систему. Система (от греч. - целое, составленное из частей, соединение) - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Предложенная

в конце 40-х гг. XX в. австрийским биологом-теоретиком, натурфилософом К.Л. фон Берталанфи (1901-1972) программа построения «общей теории систем», явилась одной из попыток обобщённого анализа системной проблематики.

Педагогическая система рассматривается в дидактике как единство системы целей образования и всех факторов педаго-

гического процесса, способствующих достижению этих целей (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, В.П. Симонов, Л.С. Спирин, М.Л. Фрумкин и др.).

Понятие «художественная система» трактуются исследователями в исторической последовательности их возникновения и в их взаимосвязи, в их преемственности или противопоставленности друг другу. Понятие «художественной системы» в его широком значении можно определить как «специфически художественную разновидность исторически складывающегося типа общественного сознания и деятельности, обладающую своими содержательными компонентами и самыми общими особенностями художественного воплощения содержания» [1, с. 4].

В процессе исследования художественно-педагогической системы последипломного образования педагогов-музыкантов нами был определен комплекс задач: рассмотреть трактовки понятия «система» в разных областях знаний, определить методологическую основу системы, принципы ее реализации, основные компоненты, полифункциональность, педагогические технологии, адекватные природе музыкального искусства, возрасту обучаемых, требованиям государственной политики в области образования.

При разработке данной системы мы руководствовались идеями уникальной концепции композитора, педагога, ученого Д.Б. Кабалевского (1904-1987) и последователей его научной школы (Э.Б. Абдуллин, Т.Е. Вендрова, Л.В. Горюнова, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, И.В. Пигарева, Г.С. Тарасов, Л.В. Школяр и др.), которые в своих исследованиях обосновывают приоритеты духовно-нравственных ценностей, выявляют профессиональную специфику деятельности учителей музыки.

Результаты мониторинга базового уровня образования учителей музыки (2000-2012 гг.) показывают, что в системе последипломного образования обучаются слушатели, имеющие разный уровень музыкально-педагогической подготовки: высшее музыкальное образование (3%), высшее музыкально-педагогическое образование (40%), среднее музыкальное и высшее педагогическое образование (2б%), среднее специальное музыкально-педагогическое образование (28%), начальное музыкальное и высшее непедагогическое образование (3%). Исходя из неоднородности состава обучающихся, возникает необходимость таким образом разрабатывать содержание их последипломного образования, чтобы оно отвечало требованиям полифункциональности системы.

Полифункциональность позволяет формулировать цели для достижения стратегических результатов становления профессионального мастерства учителей музыки, контролировать процесс их формирования, оперативно реагировать на ситуации, выходящие за рамки нормативных, путем принятия соответствующих решений (коррекция учебных программ, изменение технологий преподавания отдельных разделов курсов, усиление роли самообразования и др.).

Полифункциональность художественно-педагогической системы предполагает взаимодействие, органическое сочетание и взаимодополнение следующих ее функции: компенсирующая, адаптационная, развивающая, опережающая, инновационная, социально-коммуникативная, технологическая, функция включенности в единое информационное пространство, функция декомпозиции системы. Остановимся на характеристике обозначенных выше функций.

Компенсирующая функция направлена, главным образом, на восполнение недостатков и пробелов базового образования педагогов-музыкантов. Поскольку по составу специальностей базового образования на курсах проходит подготовку слушатели, имеющие различную специализацию - дирижерско-хоровую, вокальную, инструментальную (фортепиано, баян, аккордеон, скрипка, реже - альт, виолончель, духовые и народные инструменты), а также музыкальные руководители дошкольных учреждений и специалисты культурно-просветительного направления (например, организаторы массовых представлений, руководители народных вокальных и инструментальных ансамблей и пр.), то в процессе реализации компенсирующей функции возникает необходимость расширять представления всех категорий слушателей курсов о специфике музыкально-педагогической деятельности школьного учителя музыки.

В процессе изучения содержания курсов, адресованных педагогам-музыкантам, ставится задача, приведения к «общему знаменателю» базовых знаний по истории и теории музыки в процессе изучения музыкального материала действующих программ и учебников по музыке. В этой связи возникает необходимость освоения основных понятий и категорий музыковедения - интонационная природа музыки, жанры музыки, стили - исторический, национальный, индивидуальный, музыкальный язык,

форма-композиция музыкальных сочинений, особенностей музыкального фольклора, специфики музыки разных религиозных конфессий, форм бытования популярной музыки в социокультурном пространстве современной массовой культуры и др. Кроме того, в процессе освоения технологий общего музыкального образования формируется методический аппарат педагога-му-зыканта, в результате чего происходит восполнение недостающих элементов его практико-ориентированного деятельности.

Адаптационная функция последипломного образования педагогов-музыкантов предполагает оперативное «приспособление» к новым требованиям, предъявляемым обществом к системе образования подрастающего поколения в условиях глобализации мирового сообщества, что требует от системы непрерывного педагогического образования новых векторов, направленных на приобретение конкурентных способностей обучающихся.

Внедрение в России с 2009 г. Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования «второго поколения» (далее - ФГОС) диктует необходимость включения в содержание повышения квалификации учителей музыки вопросов, связанных с актуализацией в их сознании такой базовой категории данного документа как «фундаментальное ядро содержания» музыкального образования. Эта категория аккумулирует: базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях; основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры (ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы); универсальные учебные действия, на формирование которых направлен процесс обучения школьников [2, с. 4].

Слушатели курсов повышения квалификации рассматривают базовые национальные ценности в контексте содержания вариативных программ по предмету «Музыка» и учебно-методических комплектов разных авторских коллективов. Важным этапом в освоении базовых национальных ценностей является осознание того, что они направлены на формирование ценностных ориентаций личности, ее духовного багажа, так как изучаемые на уроках музыки сочинения представляют, прежде всего, «золотой фонд» мирового музыкального наследия прошлого и настоящего времени, а проблемы человеческого бытия, «вечные» темы искусства и жизни, художественная картина мира раскрываются в них языком музыкальных образов.

К основным элементам научного знания, которые осознают педагоги-музыканты в процессе курсовой подготовки и самостоятельной музыкально-практической деятельности, следует отнести, как уже было сказано выше, теорию интонационной природы музыки, музыковедческие теории, раскрывающие специфику таких понятий, как образ, жанр, стиль, язык в музыке, а также особенности деятельности композитора, исполнителя и слушателя; исследования в области взаимодействия народной и профессиональной музыки; социальные функции музыки и др., персонифицированный опыт представителей музыкальной педагогики (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Д.Б. Кабалевский, Б.Л. Яворский и др.).

Понятие «универсальные учебные действия» (далее - УУД) в широком значении означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении УУД определяются как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, то есть «умения учиться», включая организацию этого процесса.

В процессе курсовой подготовки педагоги-музыканты учатся «переклассификации» УУД, рекомендуемых в стандартах, применительно к урокам музыки на личностные (осознание жизненного смысла музыкальных образов, триединства деятельности композитора - исполнителя - слушателя, выявление нравственных норм, этических и эстетических принципов их творчества, усвоение социальных функций музыки в жизни человека, общества); познавательные (понимание музыки как «искусства интонируемого смысла» по Б.В.Асафьеву, усвоение особенностей музыкального жанра, стилей, языка как средств создания музыкального образа, структурирование и обобщение знаний о различных явлениях музыкального искусства, умение осознанно строить речевое высказывание-размышление о музыке в форме монолога и диалога, оценка восприятия и исполнения

музыкального произведения и др.); регулятивные (опора в процессе познания музыки на имеющий жизненно-музыкальный опыт, работа над исполнением сочинения на основе исполнительского плана, оценка воздействия музыкального сочинения на мысли и чувства людей, собственные переживания и др.); коммуникативные (учет позиций одноклассников, умение вступать в диалог со сверстниками, учителями, родителями, создателями музыкальных сочинений, сотрудничество в процессе выполнения учебных заданий, разработки и защиты исследовательских проектов и др.), информационные (умение работы с компьютером, музыкальным центром, проектором, интерактивной доской, умение извлекать необходимую для уроков музыки, проектно-исследовательской, внеурочной деятельности информации из поисковых сетей Интернета, создавать компьютерные презентации и др.).

Адаптационная функция подразумевает также становление регионального менталитета слушателей курсов, что может найти конкретное воплощение в разработке сценариев уроков музыки, программ внеурочной деятельности региональной направленности. Определенную помощь в проектировании данных программ может оказать изучение слушателями курса «Культура и искусство Подмосковья» (вариативный модуль, 72 час.), разработанного под руководством автора данной статьи.

Развивающая функция последипломного образования учителей музыки направлена на удовлетворение их профессиональных потребностей. Развитию профессиональных компетенций способствует изучение и систематизация в последипломном образовании наиболее значимых технологий музыкального образования: технология восприятия музыки, технология развития певческой культуры, технология музицирования, технология развития ассоциативно-образного мышления на основе синтеза искусств, технология арттерапии и здоровьесбережения, технология использования учебно-методических методических комплектов по предмету «Музыка», технология проектно-исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, технология диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников. На лекционных, практических занятиях и в самостоятельной внеаудиторной работе (при очно-заочном обучении) происходит пополнение арсенала методических приемов и средств реализации указанных выше технологий.

Апробация предлагаемых технологий осуществляется в последипломном образовании педагогов-музыкантов на основе действия разработанного нами принципа параллельного действия, при котором качество освоения педагогических технологий учителем напрямую связывается с их использованием в учебно-воспитательном процессе. Тем самым достигаются значительные «приращения» в области профессиональных компетенций слушателей курсов [3, с. 94-105].

Развивающая функция последипломного образования, способствующая совершенствованию профессиональных компетенций педагогов-музыкантов, актуализируется в процессе проектирования рабочих программ, составления календарно-тематического планирования с выделением функций УУД (в соответствии с требованиями ФГОС), моделирование сценариев уроков с применением изученных технологий, разработка программ внеурочной деятельности школьников музыкально-эстетического направления, создания элективных курсов по музыке для пред-профильной подготовки и профильного обучения учащихся.

Опережающая функция последипломного образования пе-дагогов-музыкантов подразумевает непрерывное обогащение творческого потенциала личности учителя с учетом перспективных направлений образовательной политики государства. Так, ориентируясь на основные направления Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», для педагогов-музыкантов приобретают значимость такие вопросы, как: выстраивание индивидуальной стратегии повышения квалификации, подготовка к прохождению аттестации; освоение перспективных технологий преподавания предмета; определение направлений деятельности, связанных с выявлением и поддержкой одаренных детей в области художественно-творческой деятельности; совершенствование системы воспитательной работы (взаимодействие с родителями, расширение возможностей сотрудничества школы с учреждениями дополнительного образования и культуры - музеи, концертные залы, филармонии, творческие союзы и ассоциации и пр.) [4].

В настоящее время особую значимость приобретает освоение педагогом-музыкантом информационно-коммуникационных технологий, использование которых в учебно-воспитательном процессе предоставляет ему возможность расширения образовательного пространства урока, творческих проявлений, включая создание собственных мультимедийных продуктов (элект-

ронных пособий, тестовых тренажеров, электронных образовательных ресурсов, персональных сайтов), направленных как на совершенствование музыкальной культуры школьников, так и на упрочение профессионального статуса учителей.

Выявление и поддержка одаренных детей в системе музыкального образования требует сегодня пристального внимания, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Педаго-гу-музыканту рекомендуется вести планомерное наблюдение за учащимися, мотивированными на творческую музыкально-эстетическую деятельность, стимулировать их успешное продвижение при участии в фестивалях, конкурсах, олимпиадах, марафонах, а также проводить планомерную работу с родителями по оказанию им методической помощи в организации занятий искусством их детей.

Инновационная функция последипломного образования позволяет вскрыть противоречие между индивидуализацией и стандартизацией этого процесса. Необходимо ориентировать послевузовскую подготовку учителей музыки на развитие креативности как системообразующей профессионального роста педагога-музыканта. Важно в процессе курсовой подготовки и межкурсовой периода деятельности развивать «оригинальность, гибкость, чувствительность к проблемам, самостоятельность, независимость, открытость, спонтанность» [5, с. 150].

Для этого необходимо стимулировать учителей к моделированию личностного развития для актуализации их творческой сущности, чтобы процесс развития его музыкально-педагогической культуры воспринимался ими не как «достижение некоего уровня компетентности, а состояние самообновления собственной культуросообразности и культурной идентичности в постоянно меняющемся образовании», не просто как «умение найти наилучшую культурную норму, а скорее стремление испробовать все новые и новые культурные образцы», включая педагогические инновации [6, с. 205].

Индивидуальная стратегия дополнительного профессионального образования находит свое воплощение в возможности каждого учителя музыки осуществлять выбор тематики курсов, их продолжительности, а также проходить стажировку, обучаться в аспирантуре, работать над диссертационным исследованием в качестве соискателя, участвовать в профессиональных конкурсах, мероприятиях межкурсового периода (работа в предметных методических объединениях).

Инновационная деятельность педагога-музыканта в системе последипломного образования может находить свое отражение в процессе подготовки и защиты слушателями курсов повышения квалификации итоговых исследовательских проектов, в которых они не только раскрывают свой творческий потенциал, актуализируют профессиональные компетентности, но и осваивают модель проектно-исследовательской деятельности, которая сегодня становится неотъемлемым атрибутом образовательного процесса.

Система воспитательной работы образовательных учреждений нуждается сегодня в приливе новых идей, нестандартных решений, интерактивных форм и методов организации, сетевого взаимодействия. Роль педагога-музыканта (в содружестве с коллегами - преподавателями литературы, истории, иностранных языков, изобразительного искусства, мировой художественной культуры) в этом процессе может быть связана с созданием насыщенной эстетической среды, в которой нашли бы отражение просветительская направленность, взаимодействие семьи и школы, интерес к возрождению и упрочению общенациональных, региональных, мировых культурных традиций.

Социально-коммуникативная функция направлена на учет специфики деятельности учителя музыки в контексте изучаемой ими художественной картины мира. Ориентация последипломного образования на особенности культуры ХХ-ХХ1 вв. «...с одной стороны, дискретность, разорванность коммуникационных процессов и явлений, людское отчуждения, а с другой стороны, парадокс вселенской связи телекоммуникаций Интернета и состояния Мира как “глобальной деревни”» [7, с. 31], дает основания для усиления аксиологического, духовно-нравственного компонента содержания программ дополнительного профессионального образования на основе изучения таких пластов музыкальной культуры, как: фольклор (традиционная музыкальная культура), музыка религиозной традиции, шедевры русских и зарубежных композиторов-классиков, современная музыка (академическая и популярная). Основанием для выделения данной функции служат также положения искусствоведения о полифункциональности искусства (А.Н. Сохор), в котором выделяются преобразовательный, познавательный, коммуникативный и оценочный типы деятельности.

Технологическая функция реализуется в системе последипломного образования при изучении педагогами-музыкантами современных технологий и интерактивных методик преподавания предмета «Музыка», направленных на развитие способов проектирования содержания музыкального образования школьников разных возрастов (создание рабочих программ учебной и внеурочной деятельности), конструирования воспитательных систем культурологической направленности, совершенствование проектно-исследовательской деятельности в контексте интеграции искусств.

Функция включенности в единое информационное пространство обеспечивает возможность системы использовать разнообразные формы последипломного образования, включая дистанционное обучение, использование региональных Интернет-ресурсов, телекоммуникационных сетей (включая территориальные), персональных сайтов педагогов-музыкантов с целью представления их опыта работы широкой общественности.

Функция декомпозиции системы подразумевает возможность выделения основных составных частей разрабатываемого программного содержания, детализацию любой из выше названных функций на более простые функции в зависимости от социального заказа, потребностей слушателей курсов, появления новых объектов в структуре образования и культуры. Понимание процесса декомпозиции в рамках синтеза сложных систем позволяет, с одной стороны, упростить разработку программных модулей в системе последипломного образования,

Библиографический список

с другой стороны, расширять диапазон их действия на различных этапах становления профессиональных компетентностей педагога-музыканта.

Таким образом, функции последипломного образования педагогов-музыкантов рассматриваются в нашем исследовании как «подвижная», полифункциональная структура, обладающая свойствами полифоничности. В зависимости от требований времени в данной структуре могут видоизменяться, дополняться, варьироваться ее элементы. Главное то, каким образом эти функции будут раскрывать смысл дополнительного профессионального образования учителей музыки, влиять на совершенствование их профессионального мастерства.

Апробация эффективности действия сформулированных выше функций последипломного образования учителей музыки осуществляется в процессе проведения курсов повышения квалификации в Академии социального управления Московской области, Московского института открытого образования, а также при проведении авторских вебинаров в издательстве «Просвещение», деятельности кафедральных базовых образовательных учреждений, семинаров в различных регионах России (гг. Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Нижний Новгород, Смоленск, Ульяновск, Рязань, Калуга, Нарьян-Мар др.), при представлении результатов исследования на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях, форумах.

1. Волков, И.Ф. Творческие методы и художественные системы. - М., 1978.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М., 2012.

3. Сергеева, Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учеб. пособие. - М., 2010.

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Э/р]. - Р/д: www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/

5. Сластенин, В.А. Человек творческий как цель воспитания / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова // Ученые записки Курского государственного университета. - 2004. - № 1.

6. Крылова, Н.Б. Культурология образования. - М. - 2000 - № 4.

7. Грачев, В.И. Феномен социокультурной коммуникации в современной художественной культуре: автореф. дис. ... д-ра культурологии. - СПб., 2008.

Bibliography

1. Volkov, I.F. Tvorcheskie metodih i khudozhestvennihe sistemih. - M., 1978.

2. Fundamentaljnoe yadro soderzhaniya obthego obrazovaniya / pod red. V.V. Kozlova, A.M. Kondakova. - M., 2012.

3. Sergeeva, G.P. Aktualjnihe problemih prepodavaniya muzihki v obrazovateljnihkh uchrezhdeniyakh: ucheb. posobie. - M., 2010.

4. Nacionaljnaya obrazovateljnaya iniciativa «Nasha novaya shkola» [Eh/r]. - R/d: www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/

5. Slastenin, V.A. Chelovek tvorcheskiyj kak celj vospitaniya / V.A. Slastenin, L.S. Podihmova // Uchenihe zapiski Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2004. - № 1.

6. Krihlova, N.B. Kuljturologiya obrazovaniya. - M. - 2000 - № 4.

7. Grachev, V.I. Fenomen sociokuljturnoyj kommunikacii v sovremennoyj khudozhestvennoyj kuljture: avtoref. dis. ... d-ra kuljturologii. -

SPb., 2008.

Статья поступила в редакцию 14.02.13

УДК 378

Shipulina Zh. INDIVIDUALIZED MODEL OF TEACHER TRAINING PROGRAM IN THE SYSTEM OF POSTGRADUATE EDUCATION. Author's approach to planning the individualized programs of teachers' training in the system of postgraduate education program is substantiated; the structure of the program and training modules is proposed.

Key words: model, modeling, teacher modeling, individualized training program of teachers, postgraduate education.

Ж.С. Шипулина, методист. ФГКОУ «Ставропольское президентское училище», г. Ставрополь,

Е-mail: janne613@yandex.ru

МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обосновываются авторские подходы к разработке модели индивидуализированной программы обучения учителя в системе постдипломного образования; предложена структура программы и учебного модуля программы.

Ключевые слова: модель, моделирование, педагогическое моделирование, индивидуализированная программа обучения учителя, постдипломное образование.

Потребность в разработке модели индивидуализированной ме постдипломного образования и рефлексии собственного на-

программы обучения учителя выросла из теоретического ана- учно-педагогического опыта. Обратившись к этимологии поня-

лиза современных требований к организации обучения в систе- тия «модель», мы выяснили, что это искусственно созданный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.