Научная статья на тему 'Комплекс технологических приемов формирования операционных умений учащихся 5-6 классов в процессе трудового обучения'

Комплекс технологических приемов формирования операционных умений учащихся 5-6 классов в процессе трудового обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / РАБОЧИЕ ИНСТРУКЦИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ / ОПЕРАЦИИ / TECHNOLOGY / WORKING INSTRUCTION / TECHNOLOGICAL METHODS / EMPLOYMENT OPERATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуев И. В., Назаров Ф. Г.

В статье рассматриваются технологические методы эксплуатации навыков учащихся 5-6 классов в системе профессионального образования, рассматриваются проблемы технологической подготовки студентов. Исследуются подготовка студентов к позитивной работе в общественном производстве, формирование технического и технологического мира и развития трансформационого мышления, создание педагогических условий для творческого развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX TECHNOLOGICAL METHODS OF FORMATION OF OPERATIONAL SKILLS STUDENTS OF 5 6 CLASSES IN THE PROCESS OF LABOUR TRAINING

Technological methods of operating skills students 5 6 classes in vocational education, addresses the problem of technological preparation of students. Preparation of students for positive work in social production, formation of technical and technological world and development as transformational thinking and creativity, create pedagogical conditions for the creative development of personality.

Текст научной работы на тему «Комплекс технологических приемов формирования операционных умений учащихся 5-6 классов в процессе трудового обучения»

УДК 371.21

Zuev I. V, Nazarov F.G. COMPLEX TECHNOLOGICAL METHODS OF FORMATION OF OPERATIONAL SKILLS STUDENTS OF 5 - 6 CLASSES IN THE PROCESS OF LABOUR TRAINING. Technological methods of operating skills students 5 - 6 classes in vocational education, addresses the problem of technological preparation of students. Preparation of students for positive work in social production, formation of technical and technological world and development as transformational thinking and creativity, create pedagogical conditions for the creative development of personality.

Key words: technology; working instruction; technological methods; employment operations.

И.В. Зуев аспирант, ГОУ ВПО «Магнитогорский гос. университет» г. Магнитогорск, E-mail: igor_vz_74@mail.ru; Ф.Г. Назаров, аспирант, гОу ВПО «Магнитогорский гос. университет»

г. Магнитогорск, E-mail: linaf_23@mail.ru

КОМПЛЕКС ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИОННЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются технологические методы эксплуатации навыков учащихся 5-6 классов в системе профессионального образования, рассматриваются проблемы технологической подготовки студентов. Исследуются подготовка студентов к позитивной работе в общественном производстве, формирование технического и технологического мира и развития трансформационого мышления, создание педагогических условий для творческого развития личности.

Ключевые слова: технология; рабочие инструкции; технологические методы работы; операции.

Современная школа в области трудового обучения и воспитания школьников инициировала разработку концепции технологического образования, реализующуюся в новой образовательной области «Технология». Если ранее в школе больше внимания уделялось формированию навыков по определенным видам обработки конструкционных материалов, то сегодня в рамках концепции технологического образования ставятся следующие задачи:

- подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве, формирование технико-технологической картины мира и развитие как преобразующего мышления и творческих способностей;

- создание педагогических условий для творческого развития личности

Для решения этих задач необходимо наличие у учащихся технологической грамотности. ЮНЕСКО разработана программа «2000+», суть которой - технологическая грамотность для всех. В современной школе, трудовое обучение рассматривается через технологию, так как технологическое обучение широкое понятие, и оно взаимосвязано со всеми предметами школьной программы.

О. Тоффлер выделил главное в происходящей технологической революции - ее влияние на образ жизни человечества. Нынешний технологический этап характеризуется нарастающими, как лавина, новейшими эффективными технологиями энер-го- и ресурсосберегающими, наукоемкими, экологически чистыми, миниатюрными и другими. Предполагается, что нанотехнологии, которые сейчас бурно развиваются, приведут уже в ближайшем будущем к дальнейшему изменению человеческой де-ятель-ности и всего стиля жизни общества [1, с. 9].

Словарь иностранных слов даёт следующую трактовку данного понятия «Комплекс - (от лат. complexus связь) совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое» [2, с. 345].

Мы рассматриваем «технологические приёмы», как совокупность взаимосвязанных способов организации педагогического воздействия на ученика. Операционные умения выделяем по следующим критериям:

1) по цели воспитательного воздействия: организация деятельности, стимулирование поведения, контроль;

2) по способам воспитательного воздействия, они могут быть трудовые и организационные;

3) по характеру воспитательного воздействия, они могут быть бригадные и индивидуальные;

4) по силе воздействия, они могут быть предупреждающими и действенными.

Операция - (от лат. орега^о - действие) в психологии: единица деятельности, способ выполнения действия в конкретной, реальной или условной ситуации. Понятие введено А. Н. Леонтьевым [3, с. 100].

Учебные операции - входят в состав приема действия и выражают его операторное содержание, операции многочис-

ленны и разнообразны; каждая из них требует отработки, так как от правильности их выполнения зависит возможность выделить стороны предмета, которые являются объектами действий. Как правило, операции входят в способы действия в определенной последовательности, и соблюдение последней, строгое следование ей составляет особую операцию. Способ действий усваивается тем лучше, чем полнее представлен состав входящих в него операций и чем тщательнее отрабатывается каждая из них [4, с. 250]. Воспитание самостоятельности при выполнении заданий осуществляется следующими средствами:

- применение различных технических устройств (тренажеров);

- использование инструкционных карт;

- самостоятельный разбор учащимися чертежей;

- подбор режимов работы (при необходимости — их расчет);

- самостоятельный выбор и использование контрольно-измерительных инструментов или приборов;

- личный контроль качества (проверка) готового изделия.

Умения - компоненты деятельности, включающие как автоматизированные элементы (навыки) так и операции, совершаемые под контролем сознания [5, с. 73].

Понятие «формирование» представляет собой процесс придания определенной формы чему-либо, определенную законченность [6, с. 39].

В.А. Сластенин считает «формирование» как становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств [7, с. 119].

Н.А. Березовин определяет понятие «формирование» как процесс целенаправленного воздействия на человека [8, с. 191].

Б.И. Коротяев под «формированием» понимает понятие более широкое, чем «воспитание». Оно включает в себя все то, что влияет на становление личности и коллектива, в том числе целенаправленные процессы (воспитание, обучение, образование) и нецеленаправленные (влияние собственной внутренней природы личности и коллектива, окружающих людей, вещей, природных явлений) [9, с. 39].

Мы согласимся с определением В.И. Смирнова, который считает, что «формирование» - это процесс в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности [10, с. 193].

Следовательно, по логике нашего исследования, «формирование операционных умений», мы рассматриваем такой педагогический процесс, который способствует изменению трудовых качеств учащихся, формирует рациональное отношение к трудовой деятельности, сознательное действие и деятельность человека, стремящегося жить в современном технологическом мире.

Формирование трудовых умений - «Уметь делать» в самом общем смысле значит, что побуждаемый мотивами, человек способен самостоятельно ориентироваться в ситуации,

Ґ Рабочая поза N

\ У

познавать ее (в том числе приобретать необходимые знания), правильно ставить цель действий в соответствии с объективными условиями, определяющие ее реальность и достижимость; в соответствии с ситуацией, целью и наличными возможностями определять конкретные средства и способы, в процессе действия усовершенствовать и отработать их и, наконец, достигнуть цели [11, с. 55].

Рассматривая вопрос о создании комплекса технологических приёмов формирования операционных умений, мы обращаемся к понятию «приём».

В соответствии со словарем С.И. Ожегова, «приём - это способ в осуществлении чего-нибудь». По мнению Ю.К. Бабанского, метод воспитания в живом педагогическом процессе расчленяется на составляющие его элементы, которые называются приёмами воспитания. По отношению к методу приёмы воспитания носят частный подчинённый характер. Методы и приёмы воспитания тесно между собой связаны, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как приём, имеющий частное назначение [12, с. 165].

И.П. Пидкасистый делает вывод, что методы реализуются в педагогической деятельности в различных формах: в конкретных действиях, приёмах, организационных формах. Методы и приёмы жестко не привязаны друг к другу. Число приёмов обучения может бесконечно увеличиваться в зависимости от содержания учебного материала, новых целей и, конечно, от творчества учителя, его педагогического мастерства и тем самым придавать индивидуальность манере его педагогической деятельности. Многообразие сочетания приёмов составляют методики преподавания [13, с. 67].

Е.И. Пассов и Е.С. Кузнецова пишут, что «приём есть основная единица обучающего воздействия. Как любая единица (в отличие от элемента), он обладает основными характеристиками целого (как молекула обладает свойствами всего вещества), поэтому приём есть наименьшая единица учебного воздействия, имеющая самостоятельное значение. Рассматривая приём как единицу технологии, они считают, что любой приём включает в себя четыре компонента:

1) операционные средства, или действия, которые совершает ученик;

2) материальные средства, или вербальный, иллюстративный и схематический материал, которым ученик оперирует;

3) способы, которыми совершается любое учебное действие;

4) условия, в которых действует ученик.

Для практической работы необходимо конкретное знание всех действий, материалов, способов и условий [14, с. 27].

Развитие операционных умений личности - есть процесс количественных и качественных изменений в психике, интеллектуальной, физической и духовной сфере человека, обусловленный влиянием политехнологической среды и внутренним убеждением человека в необходимости технологического образования. Технологически образованная личность должна иметь хорошие операционные навыки, которые предусматривают грамотное владение простейшими технологическими операциями, умением работать с инструментом, глубокие знания конструкционных материалов и область их применения, оснащенность политехническим навыками переходящие в мастерство. Технологическая среда создаст возможности для получения хороших знаний для получения будущей профессии и поможет определиться с ней.

Нами, процесс формирования операционных умений у учащихся экспериментально проводился в 2011 в муниципальном образовательном учреждении «средней общеобразовательной школе № 12» города Магнитогорск. В эксперименте было охва-

Библиографический список

Характер рабочих движений

Ґ скорость ч

ч )

Ґ N

сила

V У

Ґ ч

темп и ритм

\ У

Ґ ч

координация

Ч /

Рис. 1. Комплекс трудовых приемов обучения (по Н.И. Макиенко)

чено 96 учеников, учащихся 5 - 6 классов. Эффективность формирования операционных умений осуществлялась на уроках технологии (технический труд) при изучении раздела «Деревообработка» в начале второй и в течение третьей четвертях.

Результат: высокий уровень сформированности операционных умений у учащихся 5 - 6 классов

Применение в образовательном учреждении комплекса технологических приемов на уроках технологии позволил:

• выявить уровень технологических знаний и готовность к труду;

• выяснить интересы учащихся в процессе технологической подготовки;

• продуктивно сформировать операционные умения при изготовлении изделий, и выявить часто допускаемые ошибки у учащихся в процессе обучения.

Таким образом, применение комплекса технологических приемов по формированию у учащихся операционных умений позволяет, улучшить политехнологическую подготовку, сформировать устойчивые простейшие операционные умения. Но самое главное, что полученные умения у учащихся станут мощной базой для получения в будущем, профессиональных знаний и умений в технологической области.

1. Кругликов, Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. -М., 2007.

2. Словарь иностранных слов. - М., 1955.

3. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. учеб. Заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М., 2001.

4. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики. - М., 2009.

5. Педагогический словарь: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2008.

6. Мид, М. Культура и мир детства. - М., 1988.

7. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2004.

8. Березовин, Н.А. Педагогические условия формирования познавательных мотивов учащихся. - Минск, 2004.

9. Коротяев, Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. - М., 1986.

10. Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М., 1999.

11. Психолого-педагогический словарь / сост. Рапацивич Е.С. - Минск, 2006.

12. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М., 1983.

13. Пидкасистый, П.И. Педагогика. - М., 2000.

14. Методика как наука: учебное пособие / под ред. Е.И. Пассова, Е.С Кузнецовой: Е.С. - Воронеж, 2002.

Bibliography

1. Kruglikov, G.I. Nastoljnaya kniga mastera professionaljnogo obucheniya: ucheb. posobie dlya stud. sred. prof. obrazovaniya. - M., 2007.

2. Slovarj inostrannihkh slov. - M., 1955.

3. Kodzhaspirova, G.M. Pedagogicheskiyj slovarj: dlya stud. vihssh. ucheb. Zavedeniyj / G.M. Kodzhaspirova, A.Yu. Kodzhaspirov. - M., 2001.

4. Pedagogicheskaya ehnciklopediya: aktualjnihe ponyatiya sovremennoyj pedagogiki. - M., 2009.

5. Pedagogicheskiyj slovarj: uchebnoe posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj. - M., 2008.

6. Mid, M. Kuljtura i mir detstva. - M., 1988.

7. Slastenin, V.A. Psikhologiya i pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj. - M., 2004.

8. Berezovin, N.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya poznavateljnihkh motivov uchathikhsya. - Minsk, 2004.

9. Korotyaev, B.I. Pedagogika kak sovokupnostj pedagogicheskikh teoriyj. - M., 1986.

10. Smirnov, V.I. Obthaya pedagogika v tezisakh, definiciyakh, illyustraciyakh. - M., 1999.

11. Psikhologo-pedagogicheskiyj slovarj / sost. Rapacivich E.S. - Minsk, 2006.

12. Babanskiyj, Yu.K. Pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov ped. in-tov. - M., 1983.

13. Pidkasistihyj, P.I. Pedagogika. - M., 2000.

14. Metodika kak nauka: uchebnoe posobie / pod red. E.I. Passova, E.S Kuznecovoyj: E.S. - Voronezh, 2002.

Статья поступила в редакцию 14.06.12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378

Karakozov S.D., Kulikova L.G. INNOVATION PROCESSES IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY: THE SOCIOCOMMUNICATIVE COMPONENT. The problem of the formation of social communication component of today's young professional in the educational processes of self in a multicultural educational environment of the university, which is based on the position of the social and cultural innovation. Educational activities in similar circumstances, the active medium is considered as self-developing system of student union-tions.

Key words: innovation, the sociocommunicative component, multi-cultural environment, education of students, self-developing system, the student union.

С.Д. Каракозов, д-р. пед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: ksd@uni-altai.ru;

Л.Г. Куликова, канд. пед. наук, ст. преп. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: nir-klg@uni-altai.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА: СОЦИОКОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ1

В статье рассматривается проблема становления социально коммуникативной составляющей современного молодого специалиста в рамках воспитательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды вуза, в основу которого положена социально-культурная инновация. Воспитательная деятельность в условиях подобной среды рассматривается как саморазвивающаяся система студенческих объединений.

Ключевые слова: инновационные процессы, социокоммуникативный компонент, поликультурная среда, воспитание студентов, саморазвивающейся система, студенческие объединения.

Инновационная направленность деятельности высших учебных заведений предполагает трехаспектное целеполагание: во-первых, требованиями рыночной экономики к повышению общей профессиональной компетентности специалистов нового типа, одним из ключевых компонентов которой выступает социальная коммуникативная компетентность [1]. Современное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных: ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания; критически и творчески мыслить; видеть проблемы и искать пути рационального их решения; использовать современные технологии. Это обусловливает новый подход к подготовке современного специалиста, как процессу профессионального становления личности, профессиональному самосовершенствованию личностных качеств, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда.

Во-вторых, инновационная направленность определяется новыми требованиями к подготовке студентов, базирующимся на компетентностном подходе, предполагающим, в частности, активное использование самостоятельной деятельности студента для его профессионального становления. Особенно актуальным использование самостоятельной деятельности студента представляется в условиях сокращения часов на аудиторную работу и их недостатка для формирования составляющих профессиональной компетентности, отличных от предметных. Годы студенчества - самостоятельный этап жизни человека, на протяжении которого формируется его собственная среда развития, когда студент участвует в видах деятельности, которые

выступают в качестве личностно-образующих факторов и определяют модель социального поведения этой общественной группы. Так, например, в организации вузовского самоуправления студент оказывается в условиях, максимально приближенных не только к педагогической деятельности, а к деятельности творческой, инновационной, моделирующей в основных чертах деятельность по реорганизации и преобразованию учебно-воспитательного процесса, всей социальной среды образования в собственном вузе.

В-третьих, современный вуз - это центр международного образования и академических обменов. Формирование в вузе поликультурной среды направлено на знакомство с нормами межкультурного общения; развитие коммуникативной компетентности [2]; формирование представлений о соотношении общемировой, межкультурной и национальной этики вербального и невербального общения в условиях межкультурного взаимодействия; расширение сфер применения иностранного языка в академической и профессиональной деятельности преподавателей и студентов.

Современная теория инноваций в социально-культурной сфере испытывает воздействие теорий инноваций, выстроенных в философско-культурологическом, экономическом, социологическом, организационно-правовом дискурсе. Следовательно, собственно инновационная составляющая социально-культурных процессов нуждается в критическом соотнесении с общей теорией педагогической инноватики, успешно разрабатываемой рядом методологов педагогики в России и за рубежом. Только в этом случае можно выделить педагогическую специ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.