высоких результатов. Но и это условие проходит в индивидуальном порядке. Святослав Рихтер признавался, что ему трудно заставить себя играть систематически каждый день по два-три часа: «Бывает так, что я могу три дня играть по одиннадцать часов, а потом неделю не могу почти совершенно играть - не хочется, скучно, совсем нет энтузиазма» [5, с. 208]. Но подавляющее большинство музыкантов считает, что для достижения высоких результатов необходимы систематические, каждодневные занятия (особенно в период ученичества).
Планирование работы над репертуаром. Рациональное планирование работы над репертуаром помогает быстро привести исполнительский аппарат в рабочее состояние, максимально сохранить интенсивность внимания и свежесть восприятия. Одним из спорных вопросов в музыкальной педагогике является отношение к упражнениям. Многие музыканты предпочитали начинать работу с разыгрывания, которое необходимо для психофизиологической настройки всего организма. И все же, если одни пианисты считали, что играть гаммы и упражнения необходимо каждый день, то другие уделяли им внимание преимущественно в молодые годы, а некоторые не придавали им большого значения вообще. Так, например, Н.К. Метнер считал, что не столько игра упражнений, сколько работа над технически сложными местами из программных произведений поможет достичь исполнительского мастерства.
Время, которое уделяют пианисты упражнениям, тоже индивидуально: Ферруччо Бузони мог посвящать целые дни работе над какой-либо технической проблемой; Лев Оборин занимался в студенческие годы различного рода техническими упражнениями и экзерсисами около часа в день; Константин Игумнов считал необходимыми ежедневные краткие упражнения по 15-20 минут.
Работа над программой также должна быть тщательно выстроена, чтобы не утомлять руки и слух. Лучше занятия начинать с произведений, представляющих на данном этапе первоочередную сложность, поскольку они требуют значительного внимания и полной сосредоточенности. Далее следует чередовать наиболее сложные на данный момент произведения с более простыми; одни виды техники менять на противоположные; задачи виртуозного порядка сменять звуковыми и т.д. Необхо-
Библиографический список
димо помнить, что если работать над произведениями с одной технической задачей, то можно перегрузить пальцы; если постоянно использовать громкую динамику, то можно потерять звуковой контроль и нарушить корреляционные связи между слухом и моторикой.
IV. Психологические условия - психологический настрой, сосредоточенность на процессе работы - являются необходимыми для создания творческой атмосферы.
Психологический настрой. Необходимым условием для продуктивной работы является желание заниматься, которое во многом зависит от психологического настроя. Внутренняя установка (самонастрой) помогает сделать работу интересной и радостной, пробуждает творческую фантазию и воображение. У людей творческих профессий существуют свои особые методы психологического настроя на работу, свои приемы и способы вхождения в нужное творческое состояние. Не следует ждать особого расположения духа. Иногда, чтобы начать работу, требуется волевое решение, энергичное усилие по преодолению себя, а настроение, увлеченность и творческое удовлетворение приходят в процессе работы.
Сосредоточенность на процессе работы. Лучше всего работается тому, кто сосредоточен на самом процессе творчества, а не на будущих результатах. Работа должна протекать с внутренним спокойствием, быть неспешной, размеренной, несуетливой. Именно сосредоточенность помогает по возможности изолироваться от внешних раздражителей, от всего, что отвлекает, нервирует, мешает погрузиться в нужное творческое состояние. Г.М. Цыпин выделяет три основных фактора, которые мешают творческой работе: необходимость выполнить большой в количественном отношении объем работы, который музыканту не под силу; необходимость проделать этот объем работы в предельно сжатые сроки; жесткая установка на успех, на самый высокий, победный результат [6, с. 215].
В заключении следует подчеркнуть важность выделенных педагогических условий для организации домашней самостоятельной работы студентов-музыкантов. Умение самостоятельно работать позволит студентам успешно решать новые задачи, обращаться к новым целям, творчески реализовывать собственные художественные замыслы, достигать максимума свои возможностей.
1. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика: учеб. пособ. / под ред. Г.М. Цыпина. - М., 2003.
2. Трифонов, А.А. Теория и практика фортепианной педагогики. - Самара, 1992.
3. Савшинский, С.И. Режим и гигиена работы пианиста. - Л., 1963.
4. Метнер, Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора: страницы из записных книжек. - М., 1979.
5. Вицинский, А.В. Беседы с пианистами. - М., 2007.
6. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство. Теория и практика. - СПб., 2001.
Bibliography
1. Psikhologiya muzihkaljnoyj deyateljnosti. Teoriya i praktika: ucheb. posob. / pod red. G.M. Cihpina. - M., 2003.
2. Trifonov, A.A. Teoriya i praktika fortepiannoyj pedagogiki. - Samara, 1992.
3. Savshinskiyj, S.I. Rezhim i gigiena rabotih pianista. - L., 1963.
4. Metner, N.K. Povsednevnaya rabota pianista i kompozitora: stranicih iz zapisnihkh knizhek. - M., 1979.
5. Vicinskiyj, A.V. Besedih s pianistami. - M., 2007.
6. Cihpin, G.M. Muzihkaljno-ispolniteljskoe iskusstvo. Teoriya i praktika. - SPb., 2001.
Статья поступила в редакцию 19.07.13
УДК 351.74
Mazur M.A. FORMATION OF PATRIOTIC CULTURE OF POLICE OFFICERS. The article deals with the subject of forming patriotic cultural awareness in the upbringing of police officers. A detailed account is given to: the ways of forming patriotic culture; functional and structural analysis of the system forming patriotic awareness of the staff and the stages in bringing up patriotic cultural awareness.
Key words: patriotic cultural awareness, formation of patriotism.
М.А. Мазур, аспирант ШГПИ, г. Шадринск, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В данной статье рассматривается феномен патриотической культуры сотрудников органов внутренних дел. Подробно рассмотрены особенности формирования патриотической культуры, функциональный и структур-
ный анализа системы формирования патриотической культуры сотрудников ОВД, этапы формирования патриотической культуры.
Ключевые слова: патриотическая культура, формирование патриотической культуры.
Педагогическая система в научной литературе понимается по-разному: и как «множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т.д.), образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями, представляющее собой некоторое органическое образование, единство» [1, с. 336], и как «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих целое и выполняющих единую функцию [2, с. 160] и пр. Наиболее четко определено данное понятие в словаре-справочнике по педагогике [1, с. 341], где педагогическая система рассматривается как «определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами».
Предметом нашего исследования является формирование патриотической культуры сотрудников ОВД, выступающее как подсистема в системе воспитательной работы в подразделениях органов внутренних дел. Исходным понятием выступает «воспитательная система», которая в научной литературе [1, с. 336337] понимается как совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как воспитательные цели; люди, их реализующие в процессе целенаправленной деятельности; отношения, возникающие между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы.
С учетом данных определений и положений системного, культурологического и интегративно-деятельностного подходов, мы рассматриваем формирование патриотической культуры сотрудников ОВД как целостную педагогическую воспитательную систему, функционирование которой предполагает создание условий для развития у сотрудников патриотической культуры как профессионально- и личностно-значимого свойства, обеспечивающего эффективность профессиональной деятельности.
Особенностями формирования патриотической культуры сотрудников ОВД сотрудников органов внутренних дел как педагогической системы являются:
1. Зависимость изменений данной системы от требований и трансформаций социальной системы (системы органов внутренних дел, системы воспитательной работы в подразделениях ОВД), частью которой она является.
2. Обусловленность изменений отношений между компонентами системы динамическим характером педагогической системы.
3. Определенность целей данной системы требованиями общества.
4. Целостность и, в то же время, относительная самостоятельность в системе воспитательной работы в подразделениях ОВД.
5. Возможность достижения определенных результатов в педагогической деятельности, направленной на развитие патриотической культуры сотрудников, на основе реализации внутренних (между компонентами) и внешних (с окружающей действительностью) связей.
6. Постоянная возможность совершенствования системы формирования патриотической культуры сотрудников ОВД в соответствии с требованиями развивающегося общества.
При разработке данной системы необходимо было определить принципы, составляющие основания ее реализации.
Анализ исследований по проблемам патриотического воспитания в целом [3; 4; 5] и формирования патриотической культуры в частности [6; 7; 8] позволяет выделить общепедагогические (субъектности, интегративности, оптимальности, воспитания в процессе деятельности, опоры на положительное в личности и коллективе, индивидуального подхода и др.) и специфические принципы (принцип конкретно-исторического подхода, принцип преемственности, принцип государственно-патриотической и гуманистически-профессиональной направленности воспитания, принцип требовательности к подчиненным в сочетании с заботой о них), составляющие основу реализации системы формирования патриотической культуры сотрудников ОВД.
Как отмечается в научной литературе [9; 10 и др.], основными характеристиками любой системы являются: оптимальность, структурность, функциональность, интегративность. Данные характеристики применимы и для описания системы формирования патриотической культуры сотрудников ОВД. При этом оптимальность означает выбор наилучшего, наиболее соответствующего определенным условиям и задачам варианта построения и функционирования системы; структурность предполагает выделение и упорядочение компонентов данной системы. Функциональность означает выделение функционального компонента, характеризующего функции системы и составляющих ее компонентов, регулирующие отношения и связи в системе патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел. Ин-тегративность отражает целостность системы формирования патриотической культуры сотрудников ОВД, достигаемую на основе объединения ее компонентов, что способствует сохранению и функционированию данной системы.
Опираясь на выделенные положения, рассмотрим структуру формирования патриотической культуры сотрудников ОВД как педагогической воспитательной системы.
В вопросе о компонентном составе педагогических систем среди исследователей нет единства взглядов. В состав педагогической системы включаются различные составляющие:
- педагоги и воспитанники (субъекты), содержание образования и материальная база (средства) [11, с. 131];
- субъекты и объекты педагогического взаимодействия, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, и условия, в которых протекает процесс взаимодействия [12, с. 75];
- деятельность педагога и обучаемых, управленческая деятельность, направленная на создание условий для решения образовательных задач, а также педагогические средства (содержание педагогической деятельности, формы и методы педагогической работы) [13, с. 45].
Такой разброс мнений объясняется тем, что выбор компонентов (подсистем) может иметь различные основания. Кроме того, педагогическая система может исследоваться в статике и в динамике как педагогический процесс. Однако большинство исследователей включают в состав педагогической системы такие компоненты, как субъекты педагогического взаимодействия, педагогическую деятельность, реализуемую с помощью различных методов и средств.
Признавая правомерность данных точек зрения, мы считаем необходимым отметить, что независимо от состава педагогической системы, ее компоненты, отражая диалектическую природу педагогических явлений, их целостный характер, должны быть представлены как необходимые и достаточные для ее оптимального функционирования. В качестве таковых, как уже отмечалось выше, выступают функциональные и структурные компоненты.
Осуществление функционального анализа системы формирования патриотической культуры сотрудников ОВД основывается на следующих положениях: функция понимается «как та роль, которую выполняет элемент в составе целого как в целях объединения элементов в целостную структуру системы, так и для успешного функционирования системы» [14, с. 179]; функция как качественная характеристика объекта направлена на сохранение, поддержание и развитие системы; функциональные компоненты системы представляют собой базовые связи между исходным состоянием структурных элементов системы и конечным искомым результатом; устойчивость функциональных компонентов системы определяется их связью со структурными компонентами и между собой [15, с. 26-27].
С учетом данных положений и результатов теоретического анализа [16; 17] нами были выделены следующие функции системы формирования патриотической культуры сотрудников ОВД: статусно-позиционная, формирующе-развивающая, информационно-коммуникативная, информационно-мобилизующая, прогно-стическо-деятельностная.
Данные функции отражают возможности системы формирования патриотической культуры сотрудников ОВД, ее взаимосвязь и взаимозависимость с другими направлениями воспитательной работы в подразделениях органов внутренних дел.
Реализация во взаимосвязи и единстве выделенных функций системы формирования патриотической культуры сотрудников ОВД обеспечивает ее устойчивость и успешное развитие.
В качестве структурных компонентов системы формирования патриотической культуры сотрудников ОВД нами были выделены: мотивационно-целевой, содержательный, организационно-методический и диагностико-корректирующий компоненты. Выбор данных компонентов обусловлен общей структурой педагогического процесса, осуществляемого в рамках предложенной педагогической системы. При этом важно отметить, что выделенные компоненты согласуются с этапами осуществляемого процесса.
Мы считаем необходимым выделить три этапа исследуемого процесса: предварительно-проектировочный, содержательно-развивающий и результативно-аналитический.
Итак, подводя итог анализа компонентного состава системы формирования патриотической культуры сотрудников ОВД, отметим, что функциональные компоненты включают функции разрабатываемой системы и функции его структурных компонентов, а структурные компоненты включают мотивационно-целевой, содержательный, организационно-методический и диаг-ностико-корректирующий компоненты, согласующиеся с этапами формирования патриотической культуры сотрудников ОВД. Взаимосвязь функциональных и структурных компонентов отражает целостный характер данной системы и обеспечивает успешность её функционирования.
Раскроем содержательное наполнение каждого из выделенных структурных компонентов.
Мотивационно-целевой компонент характеризует мотивационно-целевые установки, которые обозначают направление и содержание реализуемой педагогической деятельности. Данный компонент включает три блока - нормативный, мотивационный и целевой, каждый из которых представлен двумя составляющими.
Нормативный блок характеризует нормативно-правовую базу формирования патриотической культуры сотрудников оВд. Патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел и формирование патриотической культуры сотрудников ОВД определяются социальным заказом на формирование личности сотрудника как активного гражданина общества, осуществляющего свой патриотический долг в профессиональной деятельности. Нормативно-правовую базу реализации данного направления воспитательной работы составляют законы и приказы МВД России.
Учет психологической структуры деятельности и логику педагогического процесса позволяет выделить мотивационный блок в мотивационно-целевом компоненте системы формирования патриотической культуры сотрудников ОВД.
Прежде всего, необходимо отметить, что успешность формирования патриотической культуры сотрудников ОВД находится в прямой зависимости от мотивов деятельности.
В психологической литературе понятие мотива также рассматривается в связи с понятием потребности и определяется как «побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей» [18, с. 112].
Более широкое определение данного понятия отражено в работах А.В. Петровского, где мотив трактуется как внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека [19, с. 359]. Несмотря на разнообразие мнений, ученые сходятся в том, что мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности.
Важным аспектом изучения данной проблемы является исследование понятия «мотивация», которое представляет собой всю совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения [20, с. 101].
Итак, мотивация обеспечивает приобретение деятельностью личностного смысла для индивида, развитию интереса к данной деятельности, превращению внешне заданных целей во внутренние потребности личности.
Таким образом, данный блок способствует мотивации и стимулированию деятельности сотрудников в процессе формирования патриотической культуры, развитию потребности в самообразовании и совершенствовании.
Логика осуществления педагогического процесса дает основание выделить целевой блок мотивационно-целевого компонента, отражающий цель и задачи функционирования рассматриваемой системы.
В качестве цели системы формирования патриотической культуры сотрудников ОВД выступает развитие патриотизма как профессионально- и личностно-значимого качества.
Объективный характер целевой установки системы формирования патриотической культуры сотрудников ОВД обусловлен сущностью патриотической культуры как интегративного личностного свойства, основанного на совокупности патриотических знаний, патриотических ценностей и проявляющегося в активной, патриотической деятельности личности, и ее структурой, что позволяет выделить три группы задач, которые отражают структуру, содержание и особенности понятия «патриотическая культура» и включают: развитие профессионально-нравственной мотивации, формирование профессиональной и социально-нравственной направленности личности, формирование соответствующих ценностных ориентаций; расширение и углубление патриотических знаний сотрудников; активизацию патриотической деятельности, совершенствование специальных умений, необходимых для профессиональной деятельности.
Итак, мотивационно-целевой компонент системы формирования патриотической культуры сотрудников ОВД включает три блока - нормативный (нормативно-правовая база формирования патриотической культуры сотрудников ОВД), мотивационный (развитие мотивации самообразования и профессионального и личностного самосовершенствования и стимулирование деятельности сотрудников в процессе формирования патриотической культуры) и целевой (цель и задачи системы).
Данный компонент выполняет ориентировочную функцию, поскольку он задает направление реализации системы патриотического воспитания сотрудников ОВД в профессиональной деятельности и обусловливает содержательное наполнение других компонентов данной системы.
Содержательный компонент отражает содержание процесса формирования патриотической культуры сотрудников ОВД. Определение наполнения данного компонента осуществлялось нами на основе анализа теоретических исследований в аспекте исследования структуры и содержания понятий «патриотизм», «патриотическая культура» и особенностей профессиональной деятельности органов внутренних дел, а также опыта воспитательной работы в подразделениях органов внутренних дел.
Анализ исследований по проблемам патриотического воспитания [21; 22] показывает, что его содержание раскрывается по-разному, поскольку ученые выделяют различное количество составляющих понятия «патриотизм», однако возможно выделение и общих моментов, на которые мы опирались при определении содержания формирования патриотической культуры сотрудников ОВД. С учетом этого в содержании исследуемого процесса мы выделили четыре направления: развитие патриотических чувств (любви к Родине; уважения к национальным и историческим особенностям каждой национальности; гордости за принадлежность к системе ОВД России и др.); углубление патриотических знаний (овладение понятиями Родина, Отечество, патриотизм, интернационализм; изучение и пропаганда истории России, органов внутренних дел и др.); расширение опыта патриотической деятельности (активизация деятельности советов наставников, ветеранов; забота о ветеранах ОВД, семьях погибших сотрудников; пропаганда примеров героизма и мужества сотрудников ОВД и др.); формирование профессионально- и личностно-значимых качеств (стремления к защите Родины, к борьбе с преступностью, к овладению своей профессией; верности присяге, уставу, традициям ОВД и пр.).
Как показало проведенное нами исследование, целенаправленное формирование патриотической культуры сотрудников ОВД требует, прежде всего, разработки специальной программы. Такая программа составляет информационную основу для определения основных направлений педагогической деятельности данного плана, состоит из трех блоков и имеет интегративный характер и практико-ориентированную направленность.
Данная программа представляет собой управленческий документ, устанавливающий приоритетные направления формирования патриотической культуры сотрудников ОВД в системе воспитательной работы с личным составом, характеризующий главные цели, задачи и направления учебно-воспитательной работы по формированию патриотической
культуры сотрудников ОВД, а также особенности ее организации в условиях профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Приоритетным направлением реализации программы является осуществление теоретической подготовки, включающей изучение научной, специальной, методической литературы, целенаправленную работу над темой патриотического воспитания.
Формулировка цели и задачи программы осуществлялась на основе определения социального заказа на повышение качества профессиональной деятельности органов внутренних дел в условиях преобразований системы ОВД; анализа научной литературы по обозначенной проблеме, текущего состояния системы воспитательной работы в подразделениях органов внутренних дел, обобщения опыта воспитательной работы с личным составом.
В системе воспитательной работы с личным составом реализация программы «Патриотическое воспитание сотрудников ОВД в профессиональной деятельности» обеспечивает осуществление содержательного компонента системы формирования патриотической культуры сотрудников ОВД.
Данный компонент реализует в данной системе когнитивно-образовательную функцию, что предполагает выполнение им роли предмета познавательной деятельности субъектов педагогического взаимодействия, средства их практической деятельности и средства управления профессиональным и личностным развитием сотрудников.
Содержание системы формирования патриотической культуры сотрудников ОВД реализуется определенными способами, что требует выделения особого - организационно-методического компонента в ее составе.
Данный компонент характеризует методы, средства и формы формирования патриотической культуры сотрудников ОВД.
При осуществлении исследуемого направления воспитательной работы в подразделениях органов внутренних дел нами использовались следующие методы педагогического взаимодействия: методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение и исследовательский) и методы воспитания (лекция, объяснение, беседа, инструктаж, педагогическое требование, поручение, приказ, поощрение, соревнование, награждение и другие), так как они способствуют активизации познавательной и профессиональной деятельности сотрудников. Особое значение имеют традиции, принятые в органах внутренних дел, а также методы побуждения сотрудников к патриотическому самообразованию.
В процессе формирования патриотической культуры сотрудников ОВД используются средства индивидуально-воспитательной работы, средства массовой информации, государственноправовое информирование сотрудников, моральное и материальное стимулирование.
Формы формирования патриотической культуры сотрудников ОВД разнообразны. Анализ теории и практики патриотического воспитания в подразделениях органов внутренних дел позволил выделить наиболее эффективные формы массовой и индивидуальной работы, к которым мы отнесли: практические занятия, экскурсии, посещение музея, проведение торжественных ритуалов и другое. Их использование позволяет акцентировать внимание на том, что патриотическая культура сотрудников системы органов внутренних дел имеет очень важное значение в профессиональной деятельности, когда сотрудник сталкивается с непредвиденными, экстремальными, а порой и опасными обстоятельствами, которые требуют от него принятия быстрого, возможно связанного с риском для жизни решения. С учетом этого мы отдавали предпочтение таким формам воспитательной работы, которые не только предполагали знакомство с историей Отечества, но и способствовали формированию активной позиции личности через сопричастность с происходящими событиями.
Функцией организационно-методического компонента системы формирования патриотической культуры сотрудников ОВД является трансляционно-деятельностная функция, означающая, что данный компонент обеспечивает передачу и воспроизведе-
Библиографический список
ние содержания данного направления воспитательной работы с личным составом в подразделениях органов внутренних дел.
Диагностико-корректирующий компонент системы формирования патриотической культуры сотрудников ОВД предполагает осуществление анализа результатов, определение степени соответствия полученных результатов желаемым, выявление отклонений от намеченной цели и причин их возникновения, внесение необходимых корректив, что становится возможным на основе реализации обратной связи. Получение информации о результатах осуществления рассматриваемого направления воспитательной работы позволяет воспитателям (командирам) контролировать эффективность педагогического взаимодействия и при необходимости корректировать его, что предполагает изменение при необходимости содержания осуществляемой деятельности (включение новых тем для изучения или исключение неактуальных), изменение методов, средств и форм педагогического взаимодействия и их сочетаний с учетом особенностей кадрового состава подразделений, изменяющихся условий профессиональной деятельности и др.).
Данный компонент системы формирования патриотической культуры сотрудников ОВД выполняет несколько функций: информационную (получение данных об уровне развития патриотической культуры у сотрудников), контролирующую (сравнение результатов формирования патриотической культуры сотрудников ОВД с требованиями, диктуемыми целью), компенсационную (нейтрализация недостатков в педагогическом взаимодействии).
Анализ формирования патриотической культуры сотрудников ОВД предполагает выделение этапов данного процесса, реализуемого в рамках соответствующей системы. Нами были выделены три этапа данного процесса: предварительно-проектировочный, содержательно-развивающий и результативно-аналитический. Данные этапы соответствуют логике педагогического процесса и осуществляются последовательно.
Предварительно-проектировочный этап предполагает определение целей и задач исследуемого процесса на основе социального заказа; проведение диагностики начального уровня сформированности патриотической культуры у сотрудников; формирование у сотрудников интереса к формированию патриотической культуры как важного свойства личности, имеющего профессиональную значимость, и проектирование развития исследуемого процесса. Результатом данного этапа является определение исходного уровня патриотической культуры у сотрудников ОВД и разработка программы формирования данного свойства.
Содержательно-развивающий этап предполагает организацию и осуществление деятельности по формированию патриотической культуры сотрудников ОВД, мотивированию и стимулированию деятельности сотрудников при реализации программы по данному направлению воспитательной работы в подразделениях ОВД. Результатом этого этапа является формирование у сотрудников в единстве когнитивного, деятельностного и личностного компонентов патриотической культуры как профессионально- и личностно-значимого свойства.
Результативно-аналитический этап включает диагностику достигнутого уровня патриотической культуры, осмысление результатов осуществленной педагогической деятельности. Результатом данного этапа является констатация достигнутого уровня развития исследуемого свойства личности и формирование у сотрудников интереса к дальнейшему профессиональному и личностному самосовершенствованию.
Таким образом, мы разработали систему формирования патриотической культуры сотрудников ОВД, которая состоит из функциональных (функции системы и функции компонентов) и структурных (мотивационно-целевой, содержательный, организационно-методический и диагностико-корректирующий) компонентов, согласующихся с этапами формирования патриотической культуры сотрудников ОВД, обладающих внутренним диалектическим единством и ориентированных на развитие у сотрудников патриотической культуры как интегративного свойства личности.
1. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2004.
2. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004.
3. Качура, И.Н. Совершенствование патриотического и интернационального воспитания воинов внутренних войск МВД СССР: дис. ... канд. пед. наук / И.Н. Качура. - М., 1991.
4. Рыбчинчук, А.С. Педагогические основы патриотического воспитания молодых офицеров: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1997.
5. Хайрулин, Ш.Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза в условиях оптимизации образовательного процесса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1996.
6. Андреев, С.Ю. Наше прошлое, настоящее и будущее. Постижение. - М., 2008.
7. Ефименко, Н.А. Субъекты формирования патриотической культуры: государственный, региональный и муниципальный уровни: автореф. дис. ... канд. культурологических наук. - Краснодар, 2012.
8. Ружа, В.А. Патриотическая культура и ее измерения // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 6(14) [Э/р]. -Р/д: http:// www.sisp.nkras.ru
9. Введение в философию: учебник для вузов: в 2 ч. / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Фрефьева [и др.]. - М., 1989.
10. Спиркин, А.Г. Основы философии: учеб. пособие для вузов. - М., 1988.
11. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М., 2002.
12. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1983.
13. Гребенюк, О.С. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М., 2003.
14. Хвалов, Ф.И. Воспитание советского патриотизма у учащихся 5-7 классов 7-летней и средней школы: автореф. дис. . канд. пед.
наук. - М., 1955.
15. Развитие личности будущего педагога в контексте профессиональной подготовки : монография / Н.В. Ипполитова [и др.]. - Шадринск, 2010.
16. Жиляев, А.А. Воспитание патриотизма у военнослужащих внутренних войск МВД России при выполнении служебно-боевых задач в вооруженных конфликтах: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998.
17. Рудченко, Л.Т. Патриотическое воспитание как системное явление (на примере воспитания подростков старшего и среднего возраста): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1971.
18. Большая психологическая энциклопедия. - М., 2007.
19. Общая психология / под ред. А.В. Петровского. - М., 1986.
20. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. -М., 2001.
21. Дудко, А.В. Воспитание патриотизма у студентов военных высших учебных заведений: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2002.
22. Здерева, Г.В. Теория и методика вузовской подготовки студентов к патриотическому воспитанию учащихся: дис. ... канд. пед. наук. -Тольятти, 2005.
Bibliography
1. Slovarj-spravochnik po pedagogike / avt.-sost. V.A. Mizherikov; pod obth. red. P.I. Pidkasistogo. - M., 2004.
2. Polonskiyj, V.M. Slovarj po obrazovaniyu i pedagogike. - M., 2004.
3. Kachura, I.N. Sovershenstvovanie patrioticheskogo i internacionaljnogo vospitaniya voinov vnutrennikh voyjsk MVD SSSR: dis. ... kand. ped. nauk / I.N. Kachura. - M., 1991.
4. Rihbchinchuk, A.S. Pedagogicheskie osnovih patrioticheskogo vospitaniya molodihkh oficerov: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1997.
5. Khayjrulin, Sh.Sh. Patrioticheskoe vospitanie kursantov voennogo vuza v usloviyakh optimizacii obrazovateljnogo processa: avtoref. dis. .
kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 1996.
6. Andreev, S.Yu. Nashe proshloe, nastoyathee i buduthee. Postizhenie. - M., 2008.
7. Efimenko, N.A. Subjhektih formirovaniya patrioticheskoyj kuljturih: gosudarstvennihyj, regionaljnihyj i municipaljnihyj urovni: avtoref. dis. ...
kand. kuljturologicheskikh nauk. - Krasnodar, 2012.
8. Ruzha, V.A. Patrioticheskaya kuljtura i ee izmereniya // Sovremennihe issledovaniya socialjnihkh problem. - 2012. - № 6(14) [Eh/r]. -R/d: http:// www.sisp.nkras.ru
9. Vvedenie v filosofiyu: uchebnik dlya vuzov: v 2 ch. / I.T. Frolov, Eh.A. Arab-Oglih, G.S. Frefjeva [i dr.]. - M., 1989.
10. Spirkin, A.G. Osnovih filosofii: ucheb. posobie dlya vuzov. - M., 1988.
11. Slastenin, V.A. Pedagogika: ucheb. posob. dlya studentov vihssh. ucheb. zavedeniyj / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov; pod red. V.A. Slastenina. - M., 2002.
12. Pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov ped. in-tov / pod red. Yu.K. Babanskogo. - M., 1983.
13. Grebenyuk, O.S. Obthie osnovih pedagogiki: ucheb. dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj / O.S. Grebenyuk, M.I. Rozhkov. - M., 2003.
14. Khvalov, F.I. Vospitanie sovetskogo patriotizma u uchathikhsya 5-7 klassov 7-letneyj i sredneyj shkolih: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. -M., 1955.
15. Razvitie lichnosti buduthego pedagoga v kontekste professionaljnoyj podgotovki : monografiya / N.V. Ippolitova [i dr.]. - Shadrinsk, 2010.
16. Zhilyaev, A.A. Vospitanie patriotizma u voennosluzhathikh vnutrennikh voyjsk MVD Rossii pri vihpolnenii sluzhebno-boevihkh zadach v vooruzhennihkh konfliktakh: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1998.
17. Rudchenko, L.T. Patrioticheskoe vospitanie kak sistemnoe yavlenie (na primere vospitaniya podrostkov starshego i srednego vozrasta): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1971.
18. Boljshaya psikhologicheskaya ehnciklopediya. - M., 2007.
19. Obthaya psikhologiya / pod red. A.V. Petrovskogo. - M., 1986.
20. Kodzhaspirova, G.M. Pedagogicheskiyj slovarj: dlya stud. vihssh. i sred. ped. ucheb. zavedeniyj / G.M. Kodzhaspirova, A.Yu. Kodzhaspirov. - M., 2001.
21. Dudko, A.V. Vospitanie patriotizma u studentov voennihkh vihsshikh uchebnihkh zavedeniyj: dis. ... kand. ped. nauk. - Orenburg, 2002.
22. Zdereva, G.V. Teoriya i metodika vuzovskoyj podgotovki studentov k patrioticheskomu vospitaniyu uchathikhsya: dis. ... kand. ped. nauk. -Toljyatti, 2005.
Статья поступила в редакцию 21.07.13
УДК 371.132:159.942.5
Maystrenko E.V, Maystrenko V.I., Berestovaya A.F. THE MANIFESTATION OF THE EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME AND THE DOMINANT HEMISPHERE OF THE BRAIN OF YUGRA TEACHERS WITH DIFFERENT LENGTH OF WORK. The article presents the results of an empirical study devoted to establishing the severity of 12 symptoms of burnout and psychological study of the characteristics of asymmetry of brain hemispheres in 4 groups of school teachers Surgut region with work experience from 1 to 10 years, 10 to 20, 20 to 30, 30 to 40 years.
Key words: emotional burnout syndrome, tension, resistance, exhaustion, functional brain asymmetry.
Е.В. Майстренко, д-р биол. наук, ГБОУ ВПО «Сургутский гос. университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», г. Сургут, E-mail: [email protected]; В.И. Майстренко, соискатель, ГБОУ ВПО «Сургутский гос. университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», г. Сургут, E-mail: [email protected]; А.Ф. Берестовая, соискатель, ГБОУ ВПО «Сургутский гос. университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», г. Сургут, E-mail: [email protected]