фессионального мировоззрения, что позволит ему в будущем чувствовать себя уверенным и конкурентоспособным при любых обстоятельствах.
Учитывая сложность задач, повседневно выполняемых офицерами внутренних войск МВД России, по обеспечению
Библиографический список
безопасности личности, общества, государства, защите конституционных прав и свобод граждан, значение и перспективность научных исследований профессионального мировоззрения выпускников ВУЗОВ внутренних войск МВД России трудно переоценить.
1. Моносзон, Э.И. Становление и развитие советской педагогики, 1917-1987: книга для учителя. - М., 1987.
2. Рогова, РМ. Становление самосознания личности школьника / РМ. Рогова, Г.Н. Филонов, Г.Н. Волков, Л.П. Печко; под общ. ред. РМ. Роговой. - М., 2003.
Бельчикова, Е.П. Диагностирование уровня сформированности системы философских понятий у старших школьников // Формирование коммунистического мировозрения школьников. - Куйбышев, 1985.
Харламов, И.Ф. Педагогика. - М., 1999.
Каптерев, П.Ф. Единая всеобщая школа // Педагогическая мысль. - 1919. - № 7-9.
Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.
Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: кчеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М., 1992. Реутова, Л.П. Система формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения учителя: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук: специальность 13.00.08 «Теория и методика проф. Образования». - Майкоп, 2006.
Купцов, В.И. Человек и общество. Современный мир / под ред. В.И. Купцова. - М., 1994.
10. Федеральный закон от 06.02.1997 № 27-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» «Собрание законодательства РФ», 10.02.1997, N 6, ст. 711., ст. 1.
11. Манецкая, С.В. Формирование профессионального мировоззрения будущих офицеров запаса в образовательном процессе гражданского морского вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2012.
12. Бондаревская, Е.В. Введение в педагогическую культуру: учеб. пособ. / под ред. Е.В. Бондаревской. - Ростов-на-Дону, 1995.
13. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.
14. Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. -1994. - № 5.
Bibliography
1. Monoszon, Eh.I. Stanovlenie i razvitie sovetskoyj pedagogiki, 1917-1987: kniga dlya uchitelya. - M., 1987.
2. Rogova, R.M. Stanovlenie samosoznaniya lichnosti shkoljnika / R.M. Rogova, G.N. Filonov, G.N. Volkov, L.P Pechko; pod obth. red. R.M. Rogovoyj. - M., 2003.
3. Beljchikova, E.P Diagnostirovanie urovnya sformirovannosti sistemih filosofskikh ponyatiyj u starshikh shkoljnikov // Formirovanie kommunisticheskogo mirovozreniya shkoljnikov. - Kuyjbihshev, 1985.
4. Kharlamov, I.F. Pedagogika. - M., 1999.
5. Kapterev, PF. Edinaya vseobthaya shkola // Pedagogicheskaya mihslj. - 1919. - № 7-9.
6. Lerner, I.Ya. Process obucheniya i ego zakonomernosti. - M., 1980.
7. Likhachev, B.T. Pedagogika. Kurs lekciyj: kcheb. posobie dlya studentov ped. ucheb. zavedeniyj i slushateleyj IPK i FPK. - M., 1992.
8. Reutova, L.P. Sistema formirovaniya i razvitiya professionaljno-pedagogicheskogo mirovozzreniya uchitelya: avtoref. dis. na soisk. uchen.
step. d-ra ped. nauk: specialjnostj 13.00.08 «Teoriya i metodika prof. Obrazovaniya». - Mayjkop, 2006.
9. Kupcov, V.I. Chelovek i obthestvo. Sovremennihyj mir / pod red. V.I. Kupcova. - M., 1994.
10. Federaljnihyj zakon ot 06.02.1997 № 27-FZ (red. ot 04.03.2013) «O vnutrennikh voyjskakh Ministerstva vnutrennikh del Rossiyjskoyj Federacii» «Sobranie zakonodateljstva RF», 10.02.1997, N 6, st. 711., st. 1.
11. Maneckaya, S.V. Formirovanie professionaljnogo mirovozzreniya buduthikh oficerov zapasa v obrazovateljnom processe grazhdanskogo morskogo vuza: dis. ... kand. ped. nauk. - Velikiyj Novgorod, 2012.
12. Bondarevskaya, E.V. Vvedenie v pedagogicheskuyu kuljturu: ucheb. posob. / pod red. E.V. Bondarevskoyj. - Rostov-na-Donu, 1995.
13. Yakimanskaya, I.S. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie v sovremennoyj shkole. - M., 1996.
14. Serikov, V.V. Lichnostno-orientirovannoe obrazovanie // Pedagogika. -1994. - № 5.
Статья поступила в редакцию 10.12.13
УДК 378 Ustinova L.G. FORMATION OF PEDAGOGIC TECHNOLOGIES OF POLICE FORCES' OFFICERS. The problem of the formation of the intellectual abilities of the individual creativity, studying the functions of creative abilities and the criteria for its detection in the activities personality.
Key words: technology, pedagogy, educational work, process, education, formation, methods, techniques, knowledge, beliefs, individual style.
Л.Г. Устинова, канд. социол. наук, доц., полковник полиции, начальник каф. общеправовых дисциплин ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД
В статье рассматривается проблема способов и методов конструирования технологий воспитания кадрового состава Органов внутренних дел, виды воспитательной работы, а так же методика ее организации.
Ключевые слова: технология, воспитание, воспитательная работа, процесс, обучение, формирование, методы, способы, знания, убеждения, индивидуальный стиль.
В настоящее время в государственной политике происходят процессы преобразования в экономической, политической, духовной и социальной жизни страны, что существенно влияет на государственную кадровую политику, целью которой является укомплектование всех сфер государственного управления высококвалифицированными, хорошо подготовленными в профессиональном плане специалистами.
Кадровая политика МВД России предназначена для определения путей и методов совершенствования системы воспитательной работы с кадрами, разработки перспектив развития кадрового потенциала Министерства. Ее целью является формирование высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса органов внутренних дел, наиболее полно соответствующего современным и прогнозиру-
емым социально-политическим, экономическим, криминогенным и другим условиям, способного эффективно решать задачи, поставленные перед Министерством, обществом и государством.
Воспитательная работа в органах внутренних дел - это целенаправленная деятельность руководителей всех рангов, сотрудников кадровых и воспитательных аппаратов, общественных институтов по формированию у личного состава высоких гражданских, морально-психологических и профессиональных качеств, мобилизации его на успешное выполнение оперативно-служебных задач, укрепление законности и служебной дисциплины.
Актуальность воспитательной работы с личным составом ОВД в настоящее время определяется следующими факторами: снижением уровня морально-психологического состояния личного состава; утратой профессионализма и снижением уровня общей культуры сотрудников; падением в обществе рейтинга и престижа службы в органах внутренних дел; возросшими физическими, моральными и психологическими нагрузками; снижением эффективности информационного и психолого-педаго-гического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников и пр.
Воспитание - одно из основополагающих педагогических явлений в системе педагогической реальности общества и жизни каждого человека. Воспитание - это процесс формирования важнейших социальных качеств человека как гражданина и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, моральных, гуманистических, патриотических, культурных, поведенческих, правовых, трудовых и т.п. Общие законы педагогики воспитания в равной степени применимы и к работе с сотрудниками правоохранительных органов. Сотрудники ОВД на профессиональной основе решают задачи по защите жизни, здоровья и прав гражданина, что делает службу в правоохранительных органах особым видом государственной службы [1].
Состоящая из нескольких видов, разнообразная по своему содержанию, формам и методам воспитательная работа составляет основу целостности и гармоничности воспитанности сотрудника ОВД. Все направления воспитательной работы решают свои собственные задачи, образуя во взаимосвязи систему видов воспитания, что обеспечивает всесторонность его содержания. Основными видами воспитания сотрудника ОВД являются следующие: государственно-профессиональное воспитание; патриотическое воспитание; профессионально-нравственное воспитание; профессионально-правовое воспитание.
Педагогические идеи известного ученого В.П. Давыдова, предложенные им в рамках разработки проблем «воспитывающего обучения» определяют воспитывающее обучение как процесс комплексного организованного и систематического воздействия на психологию обучающихся в целях обеспечения глубокого творческого усвоения научных знаний, превращения их в стойкие убеждения, формирования профессиональных навы-
Способ
ков и умений в единстве с поведением, отвечающим требованиям воинской службы и современного боя.
Преднамеренная инструментовка различных видов учебных занятий составляет технологию воспитания для всестороннего формирования личности военного специалиста. «Набор инструментов» для творческого конструирования различных технологий воспитания предложен в таблице 1 [2].
Для того чтобы смоделировать технологию воспитания необходимо учесть сильные и слабые стороны содержания конкретных наук. В этой связи большим практическим значением обладает выделение существенно-значимых признаков организации, содержания и методики основных видов учебных занятий, определяющих их воспитывающий характер. Например, для лекции по ее содержанию в число таких признаков и условий входят идейно-теоретический и научный уровень, убедительность и доказательность, новизна и информированность, связь с жизнью и практикой работы, соответствие содержания особенностям изучаемой дисциплины и степени подготовленности обучаемых.
Весьма значимыми для технологии воспитания с точки зрения методики и организации являются свободное, эмоциональное и увлекательное изложение, побуждение к размышлению и поиску истины, взаимопонимание, постоянный контакт с аудиторией, четкость структуры, логичность, культура речи, ее простота и правильность, выразительность, адекватно избираемые интонация, темп речи, ее звучание, мимика воспитателя, его авторитетность, умелое использование средств наглядности. При этом необходимо отметить возможность и необходимость определенной алгоритмизации воспитательного процесса.
В числе наиболее существенных признаков технологии воспитания в органах внутренних дел не последнее место отводится функционированию процедуры педагогического мониторинга эффективности воспитательных взаимодействий на различных этапах технологической цепочки. С учетом этих позиций можно выработать следующий алгоритм воспитательного воздействия, который может быть эффективно реализован и в ходе занятий в сфере практической деятельности сотрудников органов внутренних дел (таблица 2) [2].
Цифрами от 1 до 9 обозначены основные «ячейки» приложения воспитательных воздействий воспитателя по отношению к сотрудникам.
Сфера практической деятельности сотрудников позволяет в полной мере реализовать личностно-социально-деятельностный подход к воспитанию в органах внутренних дел. Здесь вос-питуемые проявляют получаемые знания в конкретных поступках, формируя индивидуальный стиль деятельности.
Наиболее полно технология воспитательного воздействия на сотрудников органов внутренних дел может быть представлена в следующих звеньях (см. таблицу 2, вариант «В»): приобретение сотрудниками определенного багажа знаний в ходе учеб-
Таблица 1
технологий воспитания
Воспитательные возможности (функции) Перечень методов
Формирование внутренних суждений, взглядов, мотивов Лекция, показ (демонстрация), естественная и изобразительная наглядность и др.
Упрочение внутренних позиций, убеждений Самостоятельное изучение литературы, боевой техники, вооружения, обсуждение учебного материала
Накопление опыта творческой деятельности и уставного поведения в ходе практического применения знаний, выработки навыков и умений Исследовательский метод - выполнение курсовых и лабораторных работ; метод практических работ - стажировка, войсковая практика
Оценка и проверка результатов обучения и воспитания Наблюдение, беседы, уставный опрос, анализ результатов деятельности и др.
Таблица 2
Алгоритм воспитательного воздействия
ВАРИАНТ «А» ВАРИАНТ «Б» ВАРИАНТ «В»
1. ЗНАНИЯ 4. МИРОВОЗЗРЕНИЕ 7. УБЕЖДЕНИЯ
2. ОСМЫСЛЕНИЕ 5. ОТНОШЕНИЕ 8. ПОЗИЦИЯ
3. ДЕЙСТВИЕ 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 9. ИНД. СТИЛЬ
(поступки) (поведение) (привычки)
ных занятий; превращение полученных знаний в конкретные взгляды после их переосмысления; реализация знаний и взглядов в отдельных действиях; включение сотрудников в педагогически целесообразную деятельность; выработка определенного отношения к степени успешности реализации в практической деятельности получаемого в процессе обучения знания; формирование мировоззрения специалистов ОВД; укрепление убеждений сотрудников ОВД; выработка личностно и профессионально значимых позиций; формирование индивидуального стиля поведения. Поэтапное прохождение всех перечисленных этапов позволяет вести речь о постепенной выработке определенных качеств личности [3].
Библиографический список
В заключение следует отметить, что воспитательная функция всей системы правоохранения выражается в: контроле за правомерным поведением граждан, обеспечении общественного порядка и приучении к нему, разрешении конфликтов в юридически значимых ситуациях, требовании уважать закон и другие правовые установления, повышении правовой культуры и правовоспитанности. Реализовать ее могут только соответственным образом воспитанные сотрудники правоохранительных органов. В связи с этим создание эффективной педагогической системы воспитания сотрудников правоохранительных органов становится одним из приоритетных направлений работы с кадрами.
1. Юридическая педагогика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. А.М. Столяренко. - М., 2004.
2. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: учебник / под общ. ред. В.Я. Кикотя. - М., 2009.
3. Организация воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел: курс лекций / С.Н. Тихомиров [и др.]. - М., 2012.
Bibliography
1. Yuridicheskaya pedagogika: uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayuthikhsya po specialjnosti 021100 «Yurisprudenciya» / pod red. prof. V.Ya. Kikotya, prof. A.M. Stolyarenko. - M., 2004.
2. Vospitateljnaya rabota s lichnihm sostavom v sisteme Ministerstva vnutrennikh del Rossiyjskoyj Federacii: uchebnik / pod obth. red. V.Ya. Kikotya. - M., 2009.
3. Organizaciya vospitateljnoyj rabotih s lichnihm sostavom organov vnutrennikh del: kurs lekciyj / S.N. Tikhomirov [i dr.]. - M., 2012.
Статья поступила в редакцию 27.12.13
УДК 378.126
Shafranova O.E. CONSTRUCTION SYSTEM I-IMAGES OF A HIGHER SCHOOL TEACHER IN THE PROCESS OF LIFELONG EDUCATION: AXIOLOGICAL APPROACH. The article analyzes the content of lifelong education higher school teacher in the construction system I-images. The author proves necessity of axiological approach to the design of this aspect of lifelong education higher school teacher.
Key words: higher school teacher, lifelong education, axiological approach.
О.Е. Шафранова, канд. пед. наук, доц., декан факультета дополнительного образования
ФГБОУ ВПО «Амурский гос. университет», г. Благовещенск, E-mail: [email protected]
КОНСТРУИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ Я-ОБРАЗОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В статье анализируется содержание непрерывного образования преподавателя высшей школы в таком его аспекте как конструирование системы Я-образов. Автор обосновывает необходимость аксиологического подхода к проектированию этого аспекта непрерывного образования преподавателя высшей школы.
Ключевые слова: преподаватель высшей школы, непрерывное образование, аксиологический подход.
Ключом к пониманию такого содержательного элемента непрерывного образования преподавателя высшей школы, как система Я-образов, можно рассматривать утверждение А.В. Луначарского о том, что «образованный человек - человек, в котором доминирует образ человеческий» [1, с. 354].
В профессиоведении сущность Я-образа чаще всего исследуется в контексте разработки различных аспектов профессионального самосознания, которое принадлежит человеку как способ работы, как устойчивое индивидуальное образование, включающее в себя мотивационную и операциональную стороны деятельности, характеризующиеся устойчивостью в предпочтениях и продуктивностью.
Когнитивная заданность системы Я-образов позволяет рассматривать ее как один из фундаментальных аспектов образования. В рамках аксиологического подхода содержанием образования в таком его аспекте, как построение системы Я-обра-зов, является поиск, обнаружение, развитие человеком тех качеств и свойств, которые позволяют ему минимизировать противоречия в его отношениях с миром.
Необходимо зафиксировать тот факт, что продуктом профессионального самосознания выступает особым образом структурированная система образов Я разных типов и модификаций, составляющих когнитивный компонент Я-концепции. Эта система может рассматриваться как Я-профессиональное.
Солидаризируясь с утверждением о том, что обретение образа себя в рамках современного образования есть процесс обретения своего собственного культурного (ценностно-насыщенного) облика или образа, необходимо констатировать тот факт, что это возможно лишь в контексте ценностного насыщения системы Я-образов. При этом особую значимость в системе Я-профессиональное имеет Я-идеальное профессионала как ценностно-наполненный образ, вступающий в качестве мотивационной основы его профессиональной жизнедеятельности.
Акцентируя свое внимание на становлении Я-профессио-нального, необходимо зафиксировать два момента. Во-первых, познание и конструирование собственной телесности, социальности и духовности происходит на протяжении всей жизни человека неравномерно. На разных этапах жизни человека в качестве доминанты содержания образования в данном аспекте выступают различные типы Я-образов.
Во-вторых, содержание представлений профессионала о себе, а значит, и содержание самого процесса обретения им системы Я-профессиональное, определяются спецификой профессии. Так, например, можно с определенной долей уверенности утверждать, что актер в силу особенностей профессии будет достаточно интенсивно изучать собственную телесность; представители профессий класса «человек - человек» - социальную составляющую системы Я-образов; а профессионалы,