Научная статья на тему 'Содержание и особенности патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел'

Содержание и особенности патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3989
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРИНЦИПЫ / LAW MACHINERY EMPLOYEES ' PATRIOTIC TRAINING / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазур Марина Анатольевна

Характеризуются компоненты патриотического воспитания, описывается содержание патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел, выявляется структура соответствующего процесса, выявляются особенности патриотического воспитания сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT AND FEATURES OF THE LAW MACHINERY EMPLOYEES' PATRIOTIC TRAINING

Components of patriotic training are presented. The content of the law machinery employees' patriotic training is described. The structure of the training process and the features of employees' patriotic training are revealed.

Текст научной работы на тему «Содержание и особенности патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел»

УДК 351.741

ББКХ401.133.1+Ю715.4

СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

МЛ. Мазур

Шадринский государственный педагогический институт

CONTENT AND FEATURES OF THE LAW MACHINERY EMPLOYEES’ PATRIOTIC TRAINING

M. Mazur Shadrinsk Teachers’ Training Institute

Характеризуются компоненты патриотического воспитания, описывается содержание патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел, выявляется структура соответствующего процесса, выявляются особенности патриотического воспитания сотрудников.

Ключевые слова: патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел, принципы.

Components of patriotic training are presented. The content of the law machinery employees’ patriotic training is described. The structure of the training process and the features of employees’ patriotic training are revealed.

Keywords: law machinery employees ’ patriotic training, principles.

На современном этапе развития России необходимо воспитание граждан в духе патриотизма, любви к отечеству. В реализации способов патриотического воспитания нужны новые концептуальные подходы, прежде всего осознание того, что формирование патриотизма не может быть на второстепенном месте. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на сознание людей. Стала все более заметной утрата нашим обществом патриотического сознания. Отсюда возникает актуальная проблема патриотического воспитания. Актуальность проблемы исследования определяется недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы в современных условиях. Как показывает анализ на-учно-педагогической литературы и практики воспитательной работы органов внутренних дел, патриотическому воспитанию сотрудников ОВД уделяется недостаточно внимания. Проблема воспитания патриотизма связана с другими проблемами, которые затрагивают интересы государства в целом. В то же время

в структуре деятельности органов внутренних дел заложены условия для формирования патриотизма: традиции и ритуалы, существующие у сотрудников, принятие присяги, вручение званий, атрибутика и др.

Под патриотическим воспитанием сотрудников органов внутренних дел мы понимаем педагогический процесс целенаправленной, многоплановой, систематической, организованной и скоординированной деятельности субъектов взаимодействия (командиров, начальников, воспитателей) по формированию у сотрудников патриотизма как интегративного личностного качества, имеющего профессиональную значимость. Сущность данного процесса заключается в переводе социально-нравственных ценностей в личностные. Ценности являются значимым личным ресурсом сотрудника ОВД, а совокупность личных ценностей всех сотрудников, соответствующих социальнонравственным ценностям, обусловливает обогащение человеческого ресурса организации. Этот переход осуществляется на основе активной деятельности самой личности в процессе патриотического воспитания. Формы такой активности различны в разных сферах

жизнедеятельности личности. При этом особое значение имеет деятельность, в процессе которой происходит интенсивный обмен социальным опытом и осваивается система социально-нравственных ценностей данного общества. Выступая стимулятором активного жизненного проявления личности, ценности служат средством повышения продуктивности ее жизнедеятельности, возвышения ее социально-нравственного потенциала. Сотрудник проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки только в профессиональной деятельности. Патриот проявляет свою жизненную позицию в практической (профессиональной) деятельности на благо Родины и Отечества.

В подразделениях органов внутренних дел патриотическое воспитание сотрудников предполагает реализацию ряда взаимосвязанных функций:

- статусно-позиционной - обеспечивает понимание и принятие сотрудниками законного социального положения, роли, места, круга функциональных задач, ответственности и обязанностей как основных субъектов профессиональной деятельности и жизненной стратегии;

- формирующе-развивающей - состоит в активном влиянии на процесс развития и саморазвития у сотрудников социально-ценностных характеристик, чувства патриотизма, а также продуктивную реализацию их патриотического потенциала в служебной деятельности;

- информационно-коммуникативной -обуславливает активное влияние патриотического воспитания на процесс познания в подразделении, а также развитие социально значимых связей и уставных взаимоотношений в служебных коллективах;

- информационно-мобилизующей - состоит в создании социально-психологических и педагогических условий, побуждающих субъектов к продуктивному воспитанию патриотизма в служебном коллективе;

- прогностическо-деятельностной - заключается в прогнозировании, предупреждении и ликвидации нежелательных проявлений поведения, педагогическом упреждении отклоняющегося поведения, преодолении и ликвидации негативных качеств и черт характера сотрудника в интересах формирования и развития социально-ценностных образований и чувства патриотизма [2].

Анализ проблемы патриотического воспитания сотрудников ОВД дает основание

рассматривать данное явление как педагогический процесс, осуществляющийся в системе воспитательной деятельности органов внутренних дел. Учитывая, что процесс патриотического воспитания сотрудников ОВД, как любой педагогический процесс, имеет свою структуру (цель, задачи, содержание, формы, методы, средства и результаты), мы считаем необходимым выделить целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты.

В качестве цели процесса патриотического воспитания сотрудников ОВД выступает развитие патриотизма как личностного и профессионально значимого качества. Цель патриотического воспитания определяет три группы задач данного процесса, которые отражают структуру, содержание и особенности понятия «патриотизм» и включают: расширение и углубление патриотических знаний сотрудников; активизацию патриотической деятельности, совершенствование специальных умений, необходимых для профессиональной деятельности; развитие профессиональнонравственной мотивации, приобщения к нравственным ценностям.

Содержательный компонент включает принципы и содержание процесса патриотического воспитания сотрудников ОВД в профессиональной деятельности. Анализ современных исследований по проблемам патриотического воспитания в целом [1, 4, 7] и сотрудников ОВД в частности [3, 6] позволяет выделить общепедагогические и специфические принципы патриотического воспитания сотрудников ОВД, составляющие основу реализации данного процесса в подразделениях органов внутренних дел. К общепедагогическим принципам относятся: воспитание в процессе деятельности, воспитания в коллективе и через коллектив, опора на положительное в личности и коллективе, принцип индивидуального подхода, принцип субъектности, интег-ративности, оптимальности. Специфические принципы патриотического воспитания сотрудников ОВД включают: принципы преемственности, народности, конкретно-исторического подхода, государственно-патриотической и профессиональной направленности воспитания, требовательности к подчиненным в сочетании с заботой о них.

Реализация этих принципов в процессе патриотического воспитания сотрудников ОВД и воспитательной деятельности с личным составом в целом способствует воспитанию у сотрудников чувства гордости и ответствен-

Теория и методика профессионального образования

ности за Родину, формированию такого профессионально важного качества, как готовность к защите Отечества. Кроме того, основываясь на этих принципах, воспитатели и руководители развивают в молодых сотрудниках интерес к служебной деятельности, чувство собственного достоинства и непримиримости к преступности, формируют готовность выполнять служебные задачи.

Организационно-деятельностный компонент включает в себя методы средства и формы патриотического воспитания сотрудников ОВД в профессиональной деятельности.

Среди методов педагогического воздействия можно назвать такие методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение и исследовательский) и методы воспитания (развитие сознания личности: объяснение, убеждение, рассказ, беседа, разъяснение, внушение, инструктаж, пример; развитие поведения: упражнение, приучение, требование, поручение, воспитывающая ситуация; стимулирование: поощрение, соревнование, одобрение, награждение и другие), которые способствуют активизации познавательной и общественно полезной деятельности сотрудников. Особое значение имеют традиции, принятые в органах внутренних дел, а также методы побуждения сотрудников к патриотическому самообразованию.

Средства воспитания - это конкретные мероприятия (беседы, вечера, собрания, совещания), виды деятельности (занятия, конкурсы), а также предметы (картины, кинофильмы), которые применяются в процессе воспитания.

В патриотическом воспитании сотрудников ОВД используются средства индивидуально-воспитательной работы, средства массовой информации, государственно-правовое информирование сотрудников, моральное и материальное стимулирование.

Данный процесс предполагает использование разнообразных форм организации обучения и воспитания в процессе профессиональной подготовки сотрудников ОВД, которые можно разделить на три направления: воспитание историей, воспитание через сопричастность с происходящими событиями и использование форм массовой и индивидуальной работы по этому направлению воспитательной работы.

Результативный компонент позволяет осуществлять наблюдение, контроль и прогноз процесса патриотического воспитания сотрудников ОВД, предполагает осуществление

анализа результатов, выявление отклонений от намеченной цели и причин их возникновения, внесение необходимых корректив, что становится возможным на основе определения критериев и показателей патриотического воспитания сотрудников ОВД.

Итак, анализ процесса патриотического воспитания сотрудников ОВД как целостного педагогического процесса позволяет выделить основные положения, важные для нашего исследования:

-патриотическое воспитание формирует добросовестное отношение к труду, стремление к активному проявлению профессиональнотрудовых качеств, стремление к достижению высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью исполнять профессиональные обязанности;

- патриотическое воспитание пробуждает чувство гордости за свою героическую Родину, чувство верности и преданности ей;

- патриотическое воспитание позволяет изучение и продолжение милицейских традиций, ритуалов;

- патриотическое воспитание дает сотруднику осознанное стремление защищать территориальную целостность государства и его конституционный строй, бороться с терроризмом и экстремизмом, преступностью;

- в процессе патриотического воспитания происходит повышение авторитета органов внутренних дел в обществе непосредственно через служебную деятельность каждого сотрудника, его отношения к гражданам и их проблемам и профилактическую работу среди населения;

-для сотрудника характерна жизненная стойкость и мужество;

-сотрудники ОВД обеспечивают постоянную охрану и правопорядок граждан;

- патриотическое воспитание сотрудников ОВД обеспечивает преемственность поколений;

- патриотическое воспитание позволяет укрепить физическое и духовные силы сотрудников, их ум, чувства и волю, поскольку побуждает к решению новых, более важных и более трудных задач, выходящих за пределы личной выгоды;

- патриотизм превращает человека в патриота, делает его социальным, более духовным и более развитым, готовым к героизму. Посредством патриотизма человек из субъекта личной жизни превращается в активный субъект исторического процесса.

Специфика объекта нашего исследования обусловливает необходимость выделения особенностей патриотического воспитания сотрудников ОВД, которые отражают общепедагогическую направленность данного процесса и его специфику.

Анализ научных исследований по развитию патриотического воспитания сотрудников ОВД [3, 5, 6] позволяет выделить специфические особенности данного процесса:

- обусловленность направленности и характера данного процесса не только экономическими, социально-политическими, идеологическими устоями общества, но и существующей нормативной базой;

- ярко выраженная профессиональная направленность, зависимость патриотического воспитания сотрудников от особенностей организации труда и управления в ОВД;

- осуществление данного процесса в рамках уставной организации, в условиях постоянного выполнения служебных задач, что связано с большими психическими, эмоциональными, физическими перегрузками, поскольку сотрудникам приходится иметь дело с негативными сторонами нашей жизни, подвергаться воздействию чуждой нам морали, работать в экстремальных условиях, с большой морально-психологической и физической нагрузкой;

- обусловленность педагогического воздействия на воспитуемых специфичностью знаний, умений, навыков, свойств и качеств личности сотрудника, необходимых для обеспечения конституционных прав и свобод граждан, что предполагает неукоснительное выполнение требований нормативных актов ООН и Совета Европы к кадрам правоохранительных органов, соблюдение основополагающего принципа Присяги - «Служа Закону - служу народу»;

-сочетание прямого и опосредованного педагогического воздействия;

- необходимость учета особенностей объекта воспитания и перевоспитания - взрослых людей.

Таким образом, патриотическое воспитание сотрудников ОВД, являясь неотъемлемой частью системы воспитательной работы в подразделениях, основано на взаимосвязанной деятельности субъектов воспитания и направлено на формирование у сотрудников любви к своей Родине, патриотических знаний и убеждений, потребности защищать и охранять общественный порядок, обеспечивать общественную безопасность в стране.

Литература

1. Визер, В.Г. Военно-патриотическое воспитание учащихся с учетом традиций сибирского казачества: автореф. дис. ... канд. пед. наук /В.Г. Визер. - Омск, 2005. — 23 с.

2. Дудко, A.B. Воспитание патриотизма у студентов военных высших учебных заведений: дис. ... канд. пед. наук / A.B. Дудко. -Оренбург, 2002. - С. 38-39.

3. Жиляев, A.A. Воспитание патриотизма у военнослужащих внутренних войск МВД России при выполнении служебно-боевых задач в вооруженных конфликтах: автореф. дис. ... канд. пед. наук / A.A. Жиляев. - М., 1998.-40 с.

4. Ипполитова, Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей: моногр. /Н.В. Ипполитова. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997. -217 с.

5. Кабденов, Т.К. Особенности применения методов воспитания в органах внутренних дел / Т.К. Кабденов, Т.Н. Килъмашкина // Психопедагогика в правоохранительных органах. -1998. -№2(8). - С. 42.

6. Кукушин, В.М. Организация воспитательной работы с личнъш составом органов внутренних дел: учеб. пособие / В.М. Кукушин, Г.П. Лебедев. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2003. - 30 с.

7. Хайрулин, Ш.Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза в условиях оптимизации образовательного процесса: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ш.Ш. Хайрулин. — Челябинск, 1996. — 22 с.

Поступила в редакцию 11 августа 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.