Научная статья на тему 'О патриотическом воспитании сотрудников органов внутренних дел'

О патриотическом воспитании сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2117
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шагимуратов А.Н.

В настоящей статье рассматриваются основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации в современных условиях, дается определение основных категорий, связанных с патриотическим воспитанием. На примере Уфимского юридического института МВД России раскрывается практика работы по патриотическому воспитанию сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шагимуратов А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О патриотическом воспитании сотрудников органов внутренних дел»

ЛИТЕРАТУРА

1. Торопова Л. Ф. Формирование нравственно-профессиональной ориентации у курсантов в процессе обучения в вузе МВД России: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2001.

2. Советский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1983.

С. 17.

3. Большой толковый социологический словарь терминов онлайн http://www.onlinedics.ru/slovar/soc/a/avtoritet.html (дата обращения 30 сентября 2015 г.).

4. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / под ред. Н. Абрамова. М.: Русские словари, 1999 [Электронный ресурс] http://enc-dic.com/synonym/Avtoritet-1069.html (дата обращения: 1 октября 2015 г.).

5. Напр., в трудах Цицерона неоднократно упоминается об «auctoritas senates». Также мысли об авторитете встречаются в учениях Платона, Аристотеля, Демокрита и других.

6. Сафронова Л. В. Профессиональное образование и качество подготовки педагогических кадров // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2001. № 2. С. 77.

7. Основы педагогики высшей школы. Харюв: НТУ «ХП1», 2005. [Электронный ресурс] http://buklib.net/books/36648/ (дата обращения: 29 сентября 2015 г.).

© Булгакова Л. Ф.

УДК 37 А. ШАГИМУРАТОВ, главный специалист -

помощник начальника Уфимского юридического института МВД России по работе с ветеранами

(г. Уфа) ^

A. N. SHAGIMURATOV, main specialist assistant to the head of the Ufa law Institute of MIA of

s

Russia for work with veterans (Ufa) ^

I

О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ^

СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ |

ABOUT PATRIOTIC EDUCATION I

OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES I

S

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются основы патриотического а

воспитания граждан Российской Федерации в современных условиях, дается определе- |

ние основных категорий, связанных с патриотическим воспитанием. На примере |

Уфимского юридического института МВД России раскрывается практика работы по g

патриотическому воспитанию сотрудников органов внутренних дел. Ц

Ключевые слова: Отечество, государство, общество, патриотизм, воспита- 2

ние, институт. |

Abstract. This article covers the basics of Patriotic education of citizens of the Russian a

Federation in modern conditions, given the definition of major categories related to Patriotic ^

education. On the example of Ufa juridical Institute of the MIA of Russia revealed the prac- ^

tice of work on Patriotic education of employees of internal Affairs bodies. | Keywords: Fatherland, the state, society, patriotism, patriotical education, Institute.

1. Общие положения: роль и значение, цели и задачи патриотического воспитания граждан. В современных условиях развития Российского государства одним из важных вопросов, приобретающим особую актуальность и значимость, является вопрос патриотического воспитания и гражданского становления молодежи. За последнее время в российском обществе наметились определенные проблемы, в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами, осуществляются попытки подмены традиционных основ образования и воспитания. В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз. Поэтому быть патриотом сегодня - естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их матери-§ ального и духовного развития, утвер-^ ждения гуманистического образа жизни, | осознание своей исторической культурой ной, национальной и духовной принад-^ лежности к Родине и понимание демо-^ кратических перспектив ее развития в | современном мире.

^ По своему определению патри-

| отизм - это любовь к Родине, предан-^ ность своему Отечеству, стремление ® служить его интересам и готовность, | вплоть до самопожертвования, к его ^ защите. Это сознательно и добровольно ^з принимаемая позиция граждан, в кото-3 рой приоритет общественного, государ* ственного выступает не ограничением, а ф стимулом индивидуальной свободы и ^ условием всестороннего развития граж-^ данского общества. ^ Патриотическое воспитание

| представляет собой систематическую и

целенаправленную деятельность орга-^ нов государственной власти и обще-

ственных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Военно-патриотическое воспитание - это составная часть патриотического воспитания, направленное на формирование у граждан готовности к военной службе как особому виду государственной службы.

Под системой патриотического воспитания понимается совокупность субъектов патриотического воспитания, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.

Правовой основой патриотического воспитания являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы: «Об образовании», «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы и памятных датах России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», нормативные правовые акты Российской Федерации, принимаемые в соответствии с ними.

Целями патриотического воспитания являются формирование патриотических чувств и сознания российских граждан, развитие у них высокой социальной активности, гражданской ответственности, способности проявить себя в укреплении государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанных целей осуществляется через решение следующих задач:

утверждение в сознании и чувствах граждан социально-значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и

историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной и военной службы;

создание возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга;

привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой символики и исторических святынь Отечества;

привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защите как высшего духовного долга;

создание условий для усиления патриотической направленности СМИ при освещении событий и явлений общественной жизни;

формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Государственная политика в области патриотического воспитания основывается на принципах.

системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан;

адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающего использование особых форм и методов работы с каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп граждан;

активности и наступательное, который предусматривает настойчивость

и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

универсальности основных

направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним;

учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающих пропаганду не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального.

Проводниками целей патриотического воспитания являются субъекты воспитательной деятельности, в качестве которых выступают. федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления; трудовые и воинские коллективы; учебные заведения всех уровней; учреждения культуры; общественные объединения и некоммерческие организации; религиозные конфессии; средства массовой информации; семья; граждане Российской Федерации.

Субъекты патриотического воспитания специфическими возможностями и средствами решают задачи патриотического воспитания определенных групп населения и граждан страны в целом. Для осуществления единой государственной политики в области воспитания граждан России создается соответствующая этой политике государственная система патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать всю многоплановую работу.

Система патриотического воспитания включает в себя соответствующие государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации, организуемой и

<ч а а

и и

и «

а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и ?

а £

а «

<4

а а

и и

и «

а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

о «

и ?

а £

а «

и

ас

проводимой на постоянной основе государственными органами при активном участии средств массовой информации, представителей общественных организаций, научных и творческих союзов, основных религиозных конфессий страны.

Система патриотического воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у граждан активной позиции, способствовать всемерному включению их в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития у них государственного мышления, действовать в соответствии с национальными интересами России. Она должна подготовить молодежь и побудить представителей других поколений к такому характеру активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Родины, личные интересы - с общественными.

Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях обеспечения правовых, социально-экономических и организационных условий и гарантий государственной политики в области патриотического воспитания граждан, ее комплексности и согласованности с иными направлениями государственной политики разрабатываются государственная, ведомственные и региональные программы патриотического воспитания.

Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации. Ведомственные программы патриотического воспитания граждан разрабатывают федеральные органы исполнительной власти и организуют их исполнение. Региональные программы патриотического воспитания с включением в них конкретных работ по выполнению мероприятий госу-

дарственной программы разрабатывают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации и организуют их исполнение.

Разработка и утверждение государственной, ведомственной и региональных программ патриотического воспитания осуществляются с учетом мнения общественных объединений.

Таким образом, патриотическое воспитание направлено на развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

2. Работа по патриотическому воспитанию сотрудников и курсантов Уфимского юридического института МВД России. В Уфимском юридическом институте МВД России проводится работа по выполнению Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.

Мероприятия по патриотическому воспитанию личного состава осуществляются по следующим направлениям: научно-исследовательское обеспечение патриотического воспитания; информационно-пропагандистское обеспечение патриотического воспитания, проведение занятий по патриотической тематике в системе морально-психологической подготовки личного состава; организация служебных ритуалов, торжественных церемоний и встреч, дней открытых дверей, уроков мужества; историческая и музейная работа; организация мероприятий, посвященных дням воинской славы, памят-

ным датам в истории России и МВД, работа с ветеранами, спортивная и культурно-массовая работа; профориен-тационная и шефская работа; популяризация государственных символов Российской Федерации.

Руководство и сотрудники института принимают участие в совещаниях органов законодательной и исполнительной власти Республики Башкортостан, Администрации города Уфа и Кировского района г. Уфа, во всероссийских, межрегиональных и региональных семинарах-совещаниях ветеранских организаций по вопросам патриотического воспитания. В работе по патриотическому воспитанию молодежи институт постоянно взаимодействует с общественными объединениями и организациями, музеями, клубами. Создана первичная организация Башкирского республиканского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство».

В рамках единых дней государственно-правового информирования организованы выступления перед личным составом института лекторов из числа профессоров, доцентов, начальников и старших преподавателей кафедр, психологов, ветеранов учебного заведения, а также представителей органов государственной власти и управления, образовательных учреждений, общественных организаций, традиционных конфессий с сообщениями по темам, связанным с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.

Сотрудники и курсанты института являются ежегодными участниками патриотических акций и творческих конкурсов, проводимых МВД России.

Большая работа по патриотическому воспитанию личного состава проводится в музее института. В музее систематизированы материалы по истории учебного заведения, о ветеранах, сотрудниках, выпускниках, представленные на стендах и витринах. Обновляются стенды, посвященные участию

личного состава органов внутренних дел и внутренних войск в сражениях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а также воинам-интернационалистам, ветеранам учебного заведения. Оформлен стенд, посвященный сотрудникам института -участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В институте проводится работа по подготовке к участию в конкурсах на лучшую музейную экспозицию патриотической направленности. Ведется пополнение фонда музея новыми экспонатами, при этом особое внимание уделяется оформлению стендов, посвященных истории органов внутренних дел и учебного заведения, участию сотрудников ОВД в Великой Отечественной войне, контртеррористических операциях на Северном Кавказе. Регулярно проводятся коллективные и персональные посещения музея института воспитанниками дошкольных учреждений, школьниками, студентами вузов республики, членами военно-патриотических клубов, для которых проводятся «уроки мужества» с участием ветеранов Великой Отечественной войны и органов внутренних дел, ветеранов боевых действий.

В целях героико-

патриотического и профессионально-нравственного воспитания личного состава проводятся мероприятия, посвященные Дням воинской славы и памятным датам России.

Сотрудники, курсанты и студенты института принимают активное участие во всероссийских, республиканских и городских конкурсах и фестивалях народного творчества.

Совместно с ветеранами Великой Отечественной войны, органов внутренних дел, учебного заведения проводятся обзорно-тематические экскурсии и уроки мужества для курсантов и слушателей, учащихся общеобразовательных школ и воспитанников дошкольных учреждений города Уфы. Сотрудники института из числа ветеранов боевых

<ч а а

и и

и «

а

о

^

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1 £

а «

§

и

действий в Афганистане и на Северном Кавказе по согласованию с Администрацией Кировского района г. Уфы закреплены за общеобразовательными школами района для проведения шефской работы.

В профессионально-нравственном и культурно-эстетическом воспитании личного состава в институте широко используются мероприятия, посвященн ые государственным праздникам, памятным датам, служебные ритуалы. Традиционно проводятся торжественные ритуалы принятия Присяги сотрудника органов внутренних дел курсантами первых курсов, вручения первых офицерских погон слушателям выпускного курса, выпуска

специалистов для органов внутренних дел.

Принятие Присяги молодыми сотрудниками проводится, как правило, в День образования института (1 октября) с обязательным приглашением на данные мероприятия руководителей ор-^ ганов законодательной и исполнитель-^ ной власти Республики Башкортостан, 3 правоохранительных органов, ветеранов а войны, органов внутренних дел и учеб-^ ного заведения, родителей молодых со-Оц трудников. При проведении торже-¡^ ственных мероприятий, посвященных ^ Приведению к Присяге сотрудника | ОВД, вручению офицерских погон, кур-Ц* санты исполняют Государственный Ц гимн Российской Федерации. ■е Стало традицией приглашение

^ учащихся профильных полицейских § классов для вручения специальных удостоверений на торжественные меропри-„Л ятия, посвященные приведению к При-^ сяге курсантов первых курсов. | В рамках работы с молодежью

| сотрудники и курсанты института при-^ нимают активное участие в проведении учебных сборов первоначальной воен-^ ной подготовки для учащихся общеоб-а разовательных школ Кировского района | г. Уфы. Организовано посещение музея учебного заведения и экскурсии по тер-

ритории института для учащихся школ Кировского района города Уфы, воспитанников дошкольных образовательных учреждений, подростковых клубов города, детей сотрудников института.

В институте проводятся Дни открытых дверей с приглашением учащихся общеобразовательных школ и их родителей, встречи с руководством института, ознакомление с жилищно-бытовыми условиями курсантов, показательные выступления спортсменов, выставки оружия и специальных средств, состоящих на вооружении в органах внутренних дел.

Продолжается работа по оснащению и обновлению в институте государственной и ведомственной символики. Все комнаты воспитательной работы в подразделениях служебно-боевой подготовки оформлены плакатами «Россия - великая наша держава» с изображением государственной символики РФ (герба, флага, текста гимна, государственных наград), «Служа закону -служим народу», символикой МВД России, плакатами о структуре Министерства внутренних дел России, стендами с текстом Обращения Министра внутренних дел России, выдержками из Конституции РФ, Присяги сотрудника ОВД.

В республиканских и ведомственных средствах массовой информации регулярно публикуются материалы о деятельности института по патриотическому воспитанию молодежи, ветеранах учебного заведения.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что патриотическое воспитание сотрудников МВД неразрывно связано с профессиональным воспитанием стражей правопорядка и направлено на формирование готовности к службе в органах внутренних дел как особому виду государственной службы, который характеризуется своей специфической направленностью. Глубокое понимание каждым сотрудником своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственности

за выполнение требований служебной деятельности, убежденность в необходимости формирования качеств и навыков для выполнения служебного долга

являются условиями успешного решения сложных задач, стоящих перед органами и подразделениями внутренних дел страны.

© Шагимуратов А. Н.

РЕЦЕНЗИИ., ОТЗЫВЫ

С. В. МОТИН, заместитель начальника кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)

S. V. MOTIN, deputy head of the Department of history and theory of state and law of Ufa law Institute of MIA of Russia, PhD in law, associate

Professor (Ufa)

«ПОСЛЕДНИЙ ИЗ „ОТЦОВ"» [1]: о биографии публициста-славянофила И. С. Аксакова

«Я в жизнь свою был и судьей, и администратором, и поэтом, и публицистом, и журналистом, и статистиком, и воином, и казначеем, и путешественником, и уж не знаю чем! Постараюсь сузиться и уйти в одну дорожку» [2].

И. С. Аксаков - родным, 25.3(6.4).1860, Мюнхен

<ч а а

и и

14 января 2015 г. была подписана в печать новая книга А. А. Тесли [3]. Публикация биографии И. С. Аксакова (далее - Аксаков) стала важной вехой в развитии иванаксаковедения, которое пополнилось в 2014 г. и начале 2015 г. значительными книжными публикациями, в том числе и выходом в свет 1-й книги 1-го тома нового двенадцатитомного собрания сочинений Аксакова [4].

Книга А. А. Тесли посвящена жизни и творчеству Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1886), третьего сына Сергея Тимофеевича Аксакова, яркого представителя аксаковского семейства, знаменитого в русской литературе и ин-

теллектуальной истории, по выражению о. Иосифа Фуделя - «последнего из „отцов"» [5] славянофильского учения. Своеобразие и мощь личности Аксакова предстает на фоне современников, в первую очередь, других представителей славянофильского кружка [6].

Структурно биография содержит предисловие(3),введение(6), три части (11, 164, 441), состоящие из семи глав (11, 79, 164, 294, 441, 480, 552), заключение (616), четыре документальных приложения (221, 306, 546, 619), приложение (717), состоящее из пяти статей (717, 725, 738, 760, 769), список сокращений (776), библиографический спи-

«

а

о

^

0 «

¥ а -с а

1

о

^

0 «

1 £

а «

и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.