УДК 378 ББК 74
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10198 © И.А. Кушнаренко, Е.П. Панкратова, 2019
Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-КУРАТОРА
Игорь Анатольевич Кушнаренко,
профессор кафедры философии, доктор философских наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
Е-таП: kushnarenko_igor@list.ru;
Екатерина Павловна Панкратова, адъюнкт кафедры педагогики УНК ПСД Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
Е-таП: katuhka1493@mail.ru
Аннотация. Рассматриваются особенности формирования нравственно-патриотической личности курсантов в процессе воспитательной деятельности педагога-куратора. Целью исследования явилось изучение сформированности нравственно-патриотической направленности личности курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Обоснована концептуальная модель системы воспитательной деятельности в университете МВД; проведен мониторинг продуктивности формирования нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД. Раскрываются направления нравственно-патриотического воспитания, способствующие формированию личности курсантов в процессе деятельности педагога-куратора.
Ключевые слова: нравственно-патриотическая направленность, педагог-куратор, воспитательная деятельность, личность, курсант МВД.
FORMATION OF THE MORAL-PATRIOTIC ORIENTATION OF THE PERSONALITY OF THE COURSES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MOSCOW UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIAN FEDERATOIN IN THE PROCESS OF THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER-CURATOR
Igor' A. Kushnarenko,
Professor of the Department of Philosophy, Doctor of Philosophy, Associate Professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Ekaterina P. Pankratova, Adjunct of the Department of Pedagogy
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. In the article features of formation of the moral-patriotic personality of cadets in the process of educational activity of the curator-teacher are considered. The purpose of the study was to study the formation of moral-patriotic orientation of the individual cadets of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'. The scientific novelty of the study is that for the first time. Theoretically substantiated, developed and studied: the conceptual model of the educational system at the University of the Ministry of Internal Affairs; A monitoring of the effectiveness of the formation of the moral-patriotic orientation of the individual cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs. The directions of moral and patriotic upbringing that contribute to the formation of the cadets' personality in the process of the curator's activity are revealed.
Keywords: moral and patriotic orientation, teacher-curator, educational activity, personality, cadet of the Ministry of Internal Affairs.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Кушнаренко И.А., Панкратова Е.П. Формирование нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД России в процессе воспитательной деятельности педагога-куратора. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):379-83.
Воспитательная деятельность педагога-куратора в образовательных организациях МВД России является элементом кадрового обеспечения систе-
№ 3 / 2019
мы МВД России и выступает как один из доминирующих видов патриотического, нравственного и психологического обеспечения оперативно-служебной
379
Вестник экономической безопасности
деятельности органов и учреждений внутренних дел [3, п. 2].
В Программе по патриотическому воспитанию молодежи на 2016—2020 гг. определена цель государственной политики в сфере патриотического воспитания. Это, прежде всего, создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышение уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России. Уделено внимание преемственности патриотического воспитания, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию [1].
Большое значение в данном случае имеет связь воспитательной деятельности, проводимой сотрудниками образовательной организации МВД, с образовательным процессом. И естественно, ведущая роль должна быть отведена педагогам-кураторам, так как в их должностной инструкции прописаны формы трудовой деятельности по формированию нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД.
Таким образом, целью исследования явилось изучение сформированности нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД.
Решались задачи, направленные на достижение цели:
• анкетирование курсантов в начале исследования;
• активизация исторического просвещения курсантов (истории лучших проявлений человеческой мысли и искусства, музейная педагогика, психология личности великих полководцев и завоевателей, информирование об отличившихся офицерах в современных условиях жизни
и др.);
• применение ассоциативного эксперимента, так как неконтролируемые ассоциации — это символическая и прямая проекция внутреннего неосознаваемого содержания сознания;
• анкетирование курсантов после проведения специально-направленных методов нравствен-
но-патриотического воспитания (для сравнительного анализа).
Объектом исследования явилась нравственно-патриотическая направленность личности курсантов МВД России; предметом исследования — деятельность педагога-организатора по формированию нравственно-патриотической направленности личности курсантов МВД.
В исследовании приняли участие курсанты Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, обучающиеся по специальности 40.05.02 — Правоохранительная деятельность (высшее образование — специалитет, квалификация — юрист). Для получения более точных результатов исследования, были отобраны курсанты второго и пятого года обучения.
При университете функционируют Музей истории и зал Славы, ветеранская организация, институт православной культуры, деятельность которых направлена на профессионально-нравственное, духовное и патриотическое воспитание личного состава. Следует отметить высокую организованность шефской работы с ветеранами Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., ветеранами ОВД, воспитанниками школ-интернатов и детских домов, взаимодействия с Российским детским фондом, поисковой работы [3, с. 50—58].
Повышение эффективности нравственно-патриотического воспитания достигается с помощью системы информационно-пропагандистского обеспечения личного состава и через Общественные формирования, активы. А институт педагогов-кураторов задействуется, помимо формирования нравственно-патриотической направленности личности, и для совершенствования качества учебы и служебной дисциплины [6, с. 56].
Для исследования нравственно-патриотической направленности личности курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя г. Москвы была использована методика «Экспертная оценка проводимого нравственно-патриотического воспитания». Анализировалось мнение курсантов о качестве педагогической деятельности нравственно-патриотической направленности, проводимой педагогами-кураторами. В утверждениях анкеты отражены методы и особенности нравственно-патриотического воспитания,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Анкета 1
«Экспертная оценка проводимого нравственно-патриотического воспитания на вторых курсах обучения в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя»
№ Утверждения, вопросы Оценка
1 Педагог-куратор готовит курсантов к ритуалу принятия Присяги [6]
2 Приведение к присяге приурочено к знаменательной дате, и сценарий тщательно вычитывается и корректируется на протяжении длительного времени [6] 4,8
3 Педагог-куратор ответственно подходит к подготовке курсантов к строевому смотру
4 Педагог-куратор по согласованию с руководством вуза организует посещение Музея обороны Москвы, Центрального музея вооруженных сил, Танкового музея в г. Кубинка, организовывает посещение мест воинской славы [6] 4,7
5 Педагог-куратор поддерживает тесную связь с клубом «Палладиум», на базе которого регулярно проводятся научно-практические конференции по патриотическому воспитанию[6] 4,6
6 Развивается критическое и логическое мышление нравственно-патриотической направленности при непосредственном участии педагога-куратора 4,8
7 Ежегодно при поддержке руководства вуза организуются педагогом-куратором туристические поездки по городам-героям, городам воинской славы, иным историческим местам [6] 4,7
8 На занятиях по политической подготовке проводится анализ разных точек зрения на поставленные задачи нравственно-патриотического воспитания 4,9
9 В рамках нравственно-патриотического воспитания педагог-куратор уделяет внимание изучению деонтологических и нравственных основ службы в органах внутренних дел
10 Педагог-куратор помогает курсантам восстановить в себе живую христианскую совесть, веру в силу добра, верное чутье к злу, чувство чести и способность к верности [6] 4,9
Среднее арифметическое 4,81
направленные на формирование личности курсанта, их качество и значимость для будущей профессиональной деятельности. Утверждения необходимо было оценить по 5-бальной шкале, где «5» — да, всегда; «4» — скорее «Да», чем «Нет»; «3» — и «Да», и «Нет»; «2» — скорее нет, чем «Да»; «1» — «Нет».
Анкеты не подписывались курсантами. По каждой анкете находилось среднее арифметическое значение — одна из наиболее распространенных мер, представляющая собой сумму всех зафиксирован-
ных значений, деленную на их количество. Среднее арифметическое по анкете 1 равно 48,1 балла. Результат свидетельствует о высоком уровне профессионализма педагога-куратора и проводимой им деятельности по формированию нравственно-патриотической направленности личности курсантов второго года обучения.
Утверждения и вопросы анкеты 2, направленной на получение экспертной оценки проводимого нравственно-патриотического воспитания на пятых курсах обучения в Московском университе-
те МВД России имени В.Я. Кикотя, содержательно воспроизводят Анкету 1 для вторых курсов. Оценки по соответствующим утверждениям равны соответственно 4,9; 4,7; 5; 4,6; 4,8; 4,8; 4,8; 5; 5; 4,8.
Среднее арифметическое по анкете 2 равно 4,94 балла. Результат также свидетельствует о высоком уровне профессионализма педагога-куратора и проводимой им деятельности по формированию нравственно-патриотической направленности личности курсантов второго года обучения. У пятикурсников средний балл выше, хотя некоторые значимые показатели, такие как «ритуал приведения к Присяге», «посещения музеев...» имеет более низкие значения, чем у курсантов второго курса.
Ассоциативный эксперимент — это один из методов психолингвистики. Берет начало в методе свободных ассоциаций, которые наиболее точно информируют о деятельности педагога-куратора по формированию нравственно-патриотической направленности личности курсантов МВД. В этом эксперименте нет возможности для испытуемых «подделать», «подогнать» результат под желаемый, так как специфика проведения не дает времени на раздумывание, информация фиксируется из бессознательного.
Для массового эксперимента, а в эксперименте участвовали одновременно курсанты второго и пятого курса, испытуемые были собраны в одном помещении, были проинструктированы и мотивированы на выполнение эксперимента. Был подготовлен и роздан стимульный материал в виде анкет, содержащих список слов-стимулов. Пример некоторых: Родина — .; народность — .; служение — .; мораль — .; храбрость — .; благородство — .; отвага — .; верность — .; долг — .; воззрение — ...; независимость — ...; героизм — ... и др. Испытуемые в течение 10 минут рядом с каждым словом-стимулом анкеты писали одно слово-реакцию, которое первым пришло в голову по прочтении слова-стимула. После этого заполненные анкеты собирались и обрабатывались. Каждому испытуемому давалось 50 слов и 6 минут на ответы. При анализе ответов ассоциативного эксперимента выделялись, прежде всего, синтагматические и парадигматические ассоциации. При классификации ассоциаций
рассматривались отношения, возникающие в паре стимул-реакция.
Результаты эксперимента: на основании экспериментов был получен ценнейший материал, так называемое лингвистическое поле, которое скрывается в психической области носителя языка и определяет семантическую связь слов. Таким образом, выявлено, что большинство курсантов имеют сформированную нравственно-патриотическую направленность. Предположительно, мы имеем дело с психологической установкой для курсантов МВД. Такая установка лежит в основе целостности и предсказуемости поведения курсантов, определяет норму их реакции. Установки в данном случае целевые и связаны с различными компонентами деятельности, воспитания и обучения. Они обеспечивают устойчивую направленность действий и выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, как того требует профессия курсанта МВД. Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку личности курсанта на совершение действий и поступков определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для профессионального юриста средств. Анализ ответов курсантов позволяет сделать вывод, что педагоги-кураторы использует в своей деятельности весь предусмотренный комплекс методов и форм воспитания, направленных на формирование нравственно-патриотической направленности личности. Несколько испытуемых не смогли точно выполнить эксперимент, т.е. допустили ошибки в ответах, меняя местами существительные и глаголы. Возможно, по этой причине нельзя со 100%-й уверенностью сказать о высоком уровне исполнения профессионального долга педагогами-кураторами.
При повторном проведении анкетирования по методике «Экспертная оценка проводимого нравственно-патриотического воспитания на вторых и пятых курсах обучения в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя», которое проводилось спустя три месяца после первого анкетирования, анкетные данные изменены были, но резонансной разница не была. В первой и второй группе испытуемых было увеличение показателей на 2,1 и 4,3 единицы соответственно. Это свидетельствует
о сфокусированном воздействии на формирование нравственно-патриотической направленности личности курсантов педагогами-кураторами, знавшими, что будет проводиться повторное исследование, но это и соответствует плану работы педагогов-кураторов с личным составом. В ходе беседы с испытуемыми также сделан вывод о том, что педагог-куратор личным примером показывает направление личностного развития патриотической направленности.
Отсюда следует, что формирование нравственно-патриотической направленности личности курсанта МВД не может быть эффективным без воспитания гражданственности и духовности, без целенаправленного влияния куратора-педагога. Ответственность, право, честность, обязанность, свобода, честь и долг, уважение себя и уважение других, чувство собственного достоинства — все эти категории необходимо включать в систему обсуждений, оценок и самооценок в процессе формирования нравственно-патриотической направленности личности курсанта МВД.
К более конкретным методам совершенствования нравственно-патриотического воспитания, которые способны направлять развитие патриотической личности в образовательных организациях МВД России можно отнести следующие:
• усиление роли слова в психологической и воспитательной работе;
• обогащение исторического просвещения курсантов. История России — это мировой вклад в историю технического развития, музыки, живописи, философии, архитектуры, исполнительства. Необходимо гордиться Россией, как матерью мастеров, талантливых и гениальных изобретателей, ученых, военных полководцев;
• увеличение доли интерактивных и межсетевых форм и самоуправления в организации воспитательной работы;
• выявление и развитие морально-психологического потенциала каждого курсанта МВД, реализация способностей в профессиональной деятельности, привитие таких качеств, как решительность, смелость, готовность к самопожертвованию при самохранительном поведении;
• формирование духовных ценностей личности
в процессе обучения, связи духовного развития
будущего специалиста с его профессиональным
становлением.
Безусловно, тема формирования нравственно-патриотической направленности личности курсанта МВД является многосложной, постоянно развивающейся. Об этом свидетельствуют древние манускрипты, обсуждения и дискуссии, начиная с древних времен. Но история педагогических и психологических учений показывает, что идеи, высказываемые первоначально отдельными мыслителями, со временем становятся достоянием широких масс общественности, входят в практику обучения и воспитания молодежи.
Литература
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493.
2. Организация работы по патриотическому воспитанию сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: Методические рекомендации / Под общ. ред. д-ра пед. наук., д-ра юр. наук, профессора В.Я. Кикотя, канд. пед. наук В.Л. Ку-бышко. М.: МВД России, 2009.
3. Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: утверждено Приказом МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80.
4. Честь и долг сотрудника органов внутренних дел.: Учебное пособие / Под общ. ред. д-ра пед. наук., д-ра юр. наук, профессора В.Я. Кикотя. М.: МВД России, 2009.
5. Щеглов А. В., Кушнаренко И. А., Тихомиров С.Н., Эрдниев А.С. Организация патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел. «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя». Методические рекомендации. М.: МВД России, 2014.
6. https://mosu.mvd.ru/upload/site116/ document_file/EOyq48Adcb.pdf (дата обращения 17.04.17).