Научная статья на тему 'Содержательно-функциональная модель формирования профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России средствами культурно-просветительной работы'

Содержательно-функциональная модель формирования профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России средствами культурно-просветительной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсанты / образовательные организации МВД России / модель / культурно-просветительная работа / профессионально-личностные качества / cadets / educational organizations / model / cultural and educational work / professional and personal qualities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николай Николаевич Маркелов

Раскрыты особенности формирования профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России средствами культурно-просветительной работы. Автор отмечает, что культурно-просветительная работа является важной составляющей морально-психологического обеспечения в целом и воспитательной работы в частном. В целях реализации компетентностного подхода необходимо формирование профессионально-личностных качеств. Предпринята попытка отразить наглядно, с помощью содержательно-функциональной модели, особенности формирования профессионально-личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николай Николаевич Маркелов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content and functional model of formation of professional and personal qualities at cadets of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia by means of cultural and educational work

Reveals the peculiarities of formation of professional and personal qualities of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia by means of cultural and educational work. The author notes that cultural and educational work is an important component of moral and psychological support in General and educational work in private. An attempt is made to reflect visually, with the help of content-functional model the peculiarities of formation of professional and personal qualities.

Текст научной работы на тему «Содержательно-функциональная модель формирования профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России средствами культурно-просветительной работы»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10117 © Н.Н. Маркелов, 2019

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Николай Николаевич Маркелов,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Е-таП: marksalvatore92@gmail.com

Научный руководитель: С.Н. Тихомиров, профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация. Раскрыты особенности формирования профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России средствами культурно-просветительной работы. Автор отмечает, что культурно-просветительная работа является важной составляющей морально-психологического обеспечения в целом и воспитательной работы в частном. В целях реализации компетентностного подхода необходимо формирование профессионально-личностных качеств. Предпринята попытка отразить наглядно, с помощью содержательно-функциональной модели, особенности формирования профессионально-личностных качеств.

Ключевые слова: курсанты, образовательные организации МВД России, модель, культурно-просветительная работа, профессионально-личностные качества.

CONTENT AND FUNCTIONAL MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES AT CADETS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA BY MEANS OF CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK

Nikolay N. Markelov,

Adjunct Faculty of the preparation of scientific, pedagogical and scientific personnel Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Reveals the peculiarities of formation of professional and personal qualities of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia by means of cultural and educational work. The author notes that cultural and educational work is an important component of moral and psychological support in General and educational work in private. An attempt is made to reflect visually, with the help of content-functional model the peculiarities of formation of professional and personal qualities.

Keywords: cadets, educational organizations, model, cultural and educational work, professional and personal qualities.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Маркелов Н.Н. Содержательно-функциональная модель формирования профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России средствами культурно-просветительной работы. Вестник экономической безопасности. 2019;(2):342-7.

Анализ правоохранительной деятельности МВД России на протяжении последних пяти лет обнаруживает зависимость между положительным имиджем сотрудников органов внутренних дел и эффективностью их профессиональной деятельности. В свою очередь, эффективность профессиональной деятельности сотрудников ОВД напрямую связана с доверием полицейским со стороны граждан [1, с. 102—108].

В связи с этим руководством МВД России неоднократно подчеркивается, что сотрудники органов внутренних дел должны повышать уровень профес-

сиональной культуры. Профессиональная культура сотрудника ОВД выражается в том, что он, защищая правопорядок и закон, постоянно имеет дело с людьми, оказывает воздействие на них, опираясь на существующие законы и моральные нормы общества. В условиях конфликтности полицейские выступают в роли арбитров и живого щита, отделяющего противоборствующие стороны, социальные слои общества, межнациональные группировки и т.д.

Оперативно-служебная деятельность сотрудников правоохранительных органов сложна и многогранна [2], в связи с этим в образовательных орга-

низациях МВД России процесс профессиональной подготовки курсантов строится по нескольким различным направлениям деятельности: оперативно-служебная, нормативно-правовая, нормативно-правовая и коммуникативно-социальная.

В связи с активным внедрением компетентност-ного подхода в процесс профессионального обучения курсантов образовательных организаций МВД России, необходимо использование инновационных педагогических технологий при формировании профессиональных компетенций [3]. Реализация данной задачи предусматривает собой реализацию накопленного педагогического опыта профессорско-преподавательским составом образовательных организаций МВД России, и по мнению С.Н. Тихомирова, представляет собой не только совокупность знаний, умений и навыков, но и их реальные проявления в тех социальных ролях и через те служебные задачи, которые будет выполнять курсант после выпуска по профилю полученной специальности [4, с. 331—334].

Как отмечают в своих исследованиях Русско-ва Ю.Н. и Ульянова И.В, в реалиях сегодняшнего дня курсанты образовательных организаций МВД России за период обучения должны освоить фундаментальные общеобразовательные и специальные знания, и не просто ими овладеть, но и уметь применять их на практике в соответствии с должностным предназначением и функциональными обязанностями [5, с. 65—71].

Цель настоящей статьи, заключается в теоретическом освещении процесса формирования профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России средствами культурно-просветительной работы и наглядном отражении данного процесса посредством содержательно-функциональной модели особенностей формирования профессионально-личностных качеств.

Содержательно-функциональной модель процесса формирования профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России средствами культурно-просветительной работы, отражает совокупность возможностей воспитательной работы профессорско-преподавательского состава, педагогов-кураторов [6, с. 317— 322] учебных взводов и сотрудников отдела организации воспитательной работы управления по работе

с личным составом образовательных организаций МВД России. Указанная деятельность предполагает поэтапное достижение конечного результата: сфор-мированности профессионально-личностных качеств у курсантов с целью повышения эффективности профессиональной деятельности [7, с. 83—86].

По мнению руководителя ДГСК МВД России В.Л. Кубышко «целостной можно признать только такую систему мер, которая, в отличие от рекомендаций, не только предлагает формы и методы, но и охватывает меры по улучшению проектирования задач, стимулирования и контроля деятельности и анализа ее результатов» [8, с. 14—19]. Можно с уверенностью предположить, что такую систему способна отразить содержательно-функциональная модель формирования профессионально-личностных качеств курсантов образовательных организаций МВД России.

Здесь важно отметить, что содержательно-функциональная модель отражает возможности системы образования в целом, а также и отдельной образовательной организации МВД России, при этом учтены объективные условия ее реализации в процессе профессионального обучения курсантов образовательных организаций МВД России (специфика оперативно-служебной деятельности.

Содержательно-функциональная модель разработана как обобщенное обоснование наиболее существенных характеристик процесса формирования профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России средствами культурно-просветительной работы с учетом теоретико-методологических подходов, положенных в основу исследования (интегративный, компетент-ностный, системно-деятельностный) (рис. 1).

В модели учтены специфические требования к организации учебного процесса в образовательных организациях МВД России и педагогические условия направленные на формирование профессионально-личностных качеств у курсантов, а также на воспитание законопослушного поведения, патриотизма, гражданственности [9, с. 45—48].

Модель включает в себя цель: формирование у курсантов образовательных организаций МВД России профессионально-личностных качеств.

Исходя из цели, были сформулированы задачи, решаемые субъектами процесса формирования про-

фессионально-личностных качеств (профессорско-преподавательский состав, руководство курса и факультета, сотрудники отдела воспитательной работы):

• формирование у курсантов познавательной активности с помощью культурно-просветительной работы;

• создание условий для профессионального воспитания и личностного развития;

• создание условий для профессионального самоопределения.

Задачи направлены на формирование профессионально-личностных качеств, на воспитание (нрав-

ственное, физическое, правовое, патриотическое, эстетическое) и общекультурное развитие курсантов образовательных организаций МВД России.

Профессиональная направленность рассматриваемого процесса реализуется с помощью культурно-просветительной работы, а развитие интереса к службе в органах внутренних дел через осознание курсантом ее значимости для служебной деятельности и положительного и героического образа сотрудника полиции.

В качестве определяющей и ведущей системы, предъявляющей свои цели и требования, была определена государственная система высшего обра-

Рис. 1. Содержательно-функциональна модель процесса формирования профессионально-личностных качеств

у курсантов образовательных организаций МВД России

зования. Ограничения определены нормативными правовыми актами системы МВД России и особенностями учебно-служебной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России. Внешние ограничения связаны с политическими, социальными и экономическими рамками, определяющими потребность и ресурсы развития. Процесс выявления ресурсов, формулировка цели осуществлялись посредством последовательной оценки состояния:

• степени практической разработанности проблемы;

• ресурсов (наличие научных разработок, затрагивающих аспекты изучаемой проблемы; обобщение педагогического опыта; наличие методик и педагогических технологий формирования профессионально-личностных качеств курсантов посредством культурно-просветительной работы);

• имеющихся педагогических подходов с точки зрения их соответствия современным требованиям теории и методики профессионального образования, а также организации культурно-просветительной работы в рамках морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников МВД России. В качестве исходной цели были обозначены

процесс профессионального обучения и профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. В обозначенные задачи входит только предоставление возможности профессионального самоопределения через погружение в профессиональную среду курсантов образовательных организаций МВД России. Содействие культурно-просветительной работы в осознании курсантом создавшейся ситуации как соприкосновение с профессией.

Средой функционирования модели является социум, частью которого является государственная система профессионального образования, в нашем случае на базе образовательных организаций МВД России; курсанты, профессорско-преподавательский состав, руководство курсов и факультетов, сотрудники отделов организации воспитательной работы управления по работе с личным составом.

Принципами, на которых строится формирование профессионально-личностных качеств, явля-

ются: принцип патриотизма и гражданственности; толерантности; интеграции; непрерывности и преемственности; практикоориентированности учебно-воспитательного процесса профессионального образования в вузе МВД России; социального взаимодействия; научности; учета возрастных особенностей; вариативности.

Субъектами процесса являются курсанты образовательных организаций МВД России. Осуществление процесса взаимодействия между объектом и субъектом возможно при

Взаимодействие между субъектом и объектом управления осуществляется через нормативную документацию, определяющую стратегию деятельности, и методические разработки, обеспечивающие тактику достижения целей. Обратная связь фиксируется в форме мониторингов, анализа деятельности [10, с. 34—39].

Система управления процессом формирования профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России включает в себя:

1) управление по работе с личным составом образовательной организации МВД России; профессорско-преподавательский состав;

2) нормативные правовые документы регламентирующие деятельность сотрудников образовательных организаций МВД России;

3) совокупность имеющихся педагогических технологий и средств культурно-просветительной работы, применяемых при формировании профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России;

4) методические и научные разработки. Структурными частями данной системы являются:

• педагогические технологии и приемы в выделенных формах работы и их педагогическая реализация;

• государственные органы образования, включая руководство образовательных организаций МВД России;

• морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности ОВД;

• культурно-просветительная работа, проводимая управлением по работе с личным составом.

Рис. 2. Взаимосвязь образовательных и культурно-просветительных программ формирования профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России

Из предложенной выше содержательно-функциональной модели следует, что формирование профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России представляет собой многоэтапную систему. Этапы раскрываются через соответствующие содержание культурно-просветительской работы, реализуемое через формы, методы и средства.

Содержание обучения, в процессе которого формируются профессионально-личностные качества, реализуется через направления деятельности: организационно-педагогическое (управление и координация, осуществляемые через педагогические технологии в рамках имеющихся структур и экономических ресурсов); методическое (разработка комплекса программ); учебно-воспитательное (реализация программ в связи с учебно-служебной деятельностью курсантов).

«Средствами культурно-просветительной работы согласно Приказу МВД России № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»1 являются программы направленные на реализацию следующих задач:

I Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: утверждено Приказом МВД России от

II февраля 2010 г. № 80.

воспитание у сотрудников уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации посредством приобщения к ценностям и лучшим образцам отечественной и мировой культуры;

развитие у сотрудников потребности в личностном совершенствовании и повышении уровня образования и культуры, внедрение эстетических правил в их служебную деятельность и быт; формирование позитивного образа сотрудника органов внутренних дел — защитника правопорядка, повышение на этой основе престижа службы в органах внутренних дел; оказание помощи личному составу в преодолении психологической и физической усталости, компенсация последствий эмоциональных перегрузок в служебной деятельности, организация содержательного досуга сотрудников и членов их семей;

создание условий для творческой самореализации сотрудников и членов их семей, развития художественного самодеятельного творчества личного состава;

обеспечение функционирования постоянно действующих творческих коллективов в органах (учреждениях), обеспечение их участия в конкурсных мероприятиях, фестивалях и концертных программах МВД России;

• оказание противодействия влиянию криминальной субкультуры на сознание сотрудников, предупреждение профессиональной нравственной деформации личности средствами художественной культуры и искусства» [11, с. 37—39]. Практическое решение вышеуказанных задач осуществляется подразделениями управления по работе с личным составом в формах культурно-массовой работы с сотрудниками ОВД. Также для решения данных задач, необходимо научно-теоретическая основа, которая должна разрабатываться ВНИИ и профессорско-преподавательским составом образовательных организаций МВД России.

Формы культурно-просветительной работы, характеризующие процесс, а не содержание обучения, и используемые средства характерные для специфики образовательной организации МВД России. Тем не менее, они приобретают новые особенности в рамках предлагаемой системы. Например, экскурсия в музей, выезд на практические занятия в подразделения ОВД, творческие встречи с деятелями искусства и культуры входят в структуру культурно-просветительной работы, включающая в себя комплекс мероприятий: интерактивная беседа с просмотром видеосюжета, конкурс «Щит и лира», мастер-класс по изготовлению сувениров для сотрудников полиции, рефлексия в форме создания коллективного панно «Солдаты правопорядка».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс формирования профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России сложный творческий процесс. Для успешной реализации данной задачи необходимо инновационных средств и технологий культурно-просветительной работы, что существенным образом будет способствовать качественному повышению потенциала будущих практических специалистов правоохранительных органов. Также проведенный анализ по проблеме научного исследования позволит в дальнейшем провести экспериментальные исследования, по изучаемой проблеме.

Литература

1. Султанова Р. М., Чуманов Ю.В. Роль имиджа сотрудников полиции при обеспечении общественной безопасности во время массовых меро-

приятий // Прикладная юридическая психология. 2018. № 4(45).

2. Осокин Р.Б. Правоохранительные органы в системе безопасности России: лекция. Тамбов: Тамбовский филиал МосУ МВД России, 2006.

3. Кежов А.А. Социально-педагогическое сопровождение формирования профессионально-личностных качеств сотрудников полиции в контексте профессионального и должностного роста: монография. СПб. 2017.

4. Тихомиров С.Н., Вохонцева Н.С. Особенности формирования общекультурных компетенций в процессе вузовского образования // Вестник Московского университета МВД России. 2015 № 10.

5. Русскова Ю.Н., Ульянова И.В. Формирование профессиональных компетенций курсантов образовательных организаций МВД России посредством интерактивных технологий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4(75).

6. Панкратова Е.П. Теоретический анализ деятельности педагога — куратора в образовательных организациях МВД России // Вестник экономической безопасности. 2018. № 2.

7. Алпатова О.Б., Маркелов Н.Н., Профессионально-личностные качества курсантов образовательных организаций МВД России и особенности их формирования / Проблемы современной науки и образования. 2016. №31 (73).

8. Кубышко В.Л. Основные направления кадровой работы в органах внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012 № 1 (48).

9. Морозов В.А., Федулов Б.А., Чернов Ю.Н. Государственно-правовые аспекты формирования личностно-профессионального отношения сотрудника полиции к правоохранительной деятельности// Алтайский юридический вестник. 2016. № 2 (14).

10. Ульянова И. В., Евсеева И. Г. Формирование курсантами — будущими социальными педагогами компетенции в области различных информационных ресурсов и технологий // Вестник экономической безопасности. 2017 № 4.

11. Маркелов Н.Н. «Психолого-педагогические основы формирования профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России» // Успехи современной науки. 2016, Т. 1. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.