писать под диктовку, продуцировать тексты разных жанров: заявление, СМС-сообщения, объяснительная записка и др.
В содержание лингвосоциокультурной компетенции входят знания о социальных отношениях в России (семья, образование, транспорт, медицинские услуги, правила поведения в общественных местах, денежные переводы, праздники). Учащиеся должны усвоить формы обращения, правила речевого этикета, клишированные конструкции для выражения просьбы, пожелания, отказа, согласия/несогласия. При этом должны быть сформированы умения, обеспечивающие межкультурное взаимодействие:
- способность поддерживать связь между родной и чужой культурами;
- способность идентифицировать и использовать различные стратегии для контакта с носителями другой культуры;
- способность действовать в качестве культурного посредника между родной и чужой культурами и эффективно разрешать межкультурные конфликтные ситуации;
- умение преодолевать стереотипные отношения [11, р. 106].
Таким образом, предлагаемый нами корректировочный курс русского языка для трудовых мигрантов позволяет решить такую важную задачу как практикоориентированное овладение русским языком, обеспечивающее продуктивное взаимодействие с представителями инокультуры в реальном и виртуальном пространстве. Отобранное содержание курса стимулирует учащихся-инофонов к саморазвитию, самосовершенствованию и профессиональной реализации, способствует сохранению этнокультурной идентичности представителя определенной культуры в процессе становления поликультурной личности.
Библиографический список
1. Дикова Е.С. Межкультурный подход в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Теория и методика обучения. 2008; 88: 276 - 281.
2. Румянцева Н.М., Гусева И.С. К проблеме подготовки трудящихся-мигрантов к комплексному экзамену по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ. Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: Материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ(г. Гранада, Испания, 13- 20 сентября2015 года). Ред. кол.: Л.А. Вербицкая, К.А. Рогова, Т.И. Попова и др. В 15 т. Т. 10. Санкт-Петербург: МАПРЯЛ, 2015: 887 - 891.
3. Баранчеева Е.И. Обучение русскому языку трудовых мигрантов: проблемы разработки краткосрочных учебных курсов. Сибирский педагогический журнал. 2015; 6: 189 - 192.
4. Крюгер У.И., Кудрявцева Е.Л. Игротренинг «Компетентностное поле личности» Available at https://cdn.edrid.rU//images//rid/218.015. fefa/b382a0e881f353008712b45de8961350.pdf
5. Поморцева Н.В. Обучение русскому языку трудовых мигрантов: от концепции до реализации. Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: Материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ (г. Гоанада, Испания, 13 - 20 сентября 2015 года). Ред. коллегия: Л.А. Вербицкая, К.А. Рогова, Т.И. Попова и др. В 15 т. Т. 10. Санкт-Петербург: МАПРЯЛ, 2015: 839 - 841.
6. Голубева А.В. Мы живём и работаем в России. Русский язык для трудовых мигрантов. Санкт-Петербург: Златоуст, 2011.
7. Поморцева Н.В. Обучение русскому языку трудовых мигрантов: от концепции до реализации. Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: Материалы XlII Конгресса МАПРЯЛ (г. Гоанада, Испания, 13-20 сентября 2015 года). Ред. коллегия: Л.А. Вербицкая, К.А. Рогова, Т.И. Попова и др. В 15 т. Т. 10. Санкт-Петербург: МАПРЯЛ, 2015: 839 - 841.
8. Основы русского языка и культуры. Просвещение: языковая и культурная адаптация мигрантов. Пособие для преподавателей и учащихся. Д.А. Завельская, А.В. Митрофанова, Л.Э. Паршина и др.; под редакцией А.В. Митрофановой. Москва: Перо, 2013.
9. Крюгер У.И., Кудрявцева Е.Л. Игротренинг «Компетентностное поле личности» Available at https://cdn.edrid.rU//images//rid/218.015. fefa/b382a0e881f353008712b45de8961350.pdf
10. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного, нового. Москва: Издательство РУДН, 2007.
11. Gemeinsamer Europäisher Referenzrahmen für Sprachen: Lernen, Lehren, Beurteilen. Berlin - München: Langenscheidt KG, 2001.
References
1. Dikova E.S. Mezhkul'turnyj podhod v prepodavanii inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. Teoriya i metodika obucheniya. 2008; 88: 276 - 281.
2. Rumyanceva N.M., Guseva I.S. K probleme podgotovki trudyaschihsya-migrantov k kompleksnomu 'ekzamenu po russkomu yazyku, istorii Rossii i osnovam zakonodatel'stva RF. Russkij yazyk i literatura v prostranstve mirovoj kul'tury: Materialy XIII Kongressa MAPRYaL (g. Granada, Ispaniya, 13 - 20 sentyabrya 2015 goda). Red. kol.: L.A. Verbickaya, K.A. Rogova, T.I. Popova i dr. V 15 t. T. 10. Sankt-Peterburg: MAPRYaL, 2015: 887 - 891.
3. Barancheeva E.I. Obuchenie russkomu yazyku trudovyh migrantov: problemy razrabotki kratkosrochnyh uchebnyh kursov. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; 6: 189 - 192.
4. Kryuger U.I., Kudryavceva E.L. Igrotrening «Kompetentnostnoe pole lichnosti» Available at https://cdn.edrid.ru//images//rid/218.015.fefa/b38 2a0e881f353008712b45de8961350.pdf
5. Pomorceva N.V. Obuchenie russkomu yazyku trudovyh migrantov: ot koncepcii do realizacii. Russkij yazyk i literatura v prostranstve mirovoj kul'tury: Materialy XIII Kongressa MAPRYaL (g. Granada, Ispaniya, 13 - 20 sentyabrya 2015 goda). Red. kollegiya: L.A. Verbickaya, K.A. Rogova, T.I. Popova i dr. V 15 t. T. 10. Sankt-Peterburg: MAPRYaL, 2015: 839 - 841.
6. Golubeva A.V. My zhivem i rabotaem v Rossii. Russkij yazyk dlya trudovyh migrantov. Sankt-Peterburg: Zlatoust, 2011.
7. Pomorceva N.V. Obuchenie russkomu yazyku trudovyh migrantov: ot koncepcii do realizacii. Russkij yazyk i literatura v prostranstve mirovoj kul'tury: Materialy XIII Kongressa MAPRYaL (g. Granada, Ispaniya, 13-20 sentyabrya 2015 goda). Red. kollegiya: L.A. Verbickaya, K.A. Rogova, T.I. Popova i dr. V 15 t. T. 10. Sankt-Peterburg: MAPRYaL, 2015: 839 - 841.
8. Osnovy russkogo yazyka i kul'tury. Prosveschenie: yazykovaya i kul'turnaya adaptaciya migrantov. Posobie dlya prepodavatelej i uchaschihsya. D.A. Zavel'skaya, A.V. Mitrofanova, L.'E. Parshina i dr.; pod redakciej A.V. Mitrofanovoj. Moskva: Pero, 2013.
9. Kryuger U.I., Kudryavceva E.L. Igrotrening «Kompetentnostnoe pole lichnosti» Available at https://cdn.edrid.ru//images//rid/218.015.fefa/b38 2a0e881f353008712b45de8961350.pdf
10. Balyhina T.M. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak nerodnogo, novogo. Moskva: Izdatel'stvo RUDN, 2007.
11. Gemeinsamer Europäisher Referenzrahmen für Sprachen: Lernen, Lehren, Beurteilen. Berlin - München: Langenscheidt KG, 2001.
Статья поступила в редакцию 10.05.18
УДК 37.032:378:351.741
Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Zarechnev D.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Kalinin S.V., senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF POLICE OFFICERS IN THE PROCESS OF STUDYING THE DISCIPLINES OF SPECIALIZATION. The article deals with a problem of professional and personal development of police officers in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in new socio-cultural conditions. The idea that professional-personal development provides formation of internal motivation and personal sense for effective performance of professional tasks is substantiated. The purpose of the article is to reveal the factors and conditions for the professional and personal
development of police officers. Using modern approaches, the basics and contents of the process of professional-personal development of trainees is clarified. The main contents of the study is an analysis of regularities, principles and factors that realize professional-personal development in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article clarifies the features and conditions for solving the problem. The author suggests a methodology for professional and personal development of police officers, which implements active and interactive methods of teaching and upbringing. In conclusion, authors offer recommendations for educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Key words: active forms and methods, professional education, personality development, police officer, socially significant qualities, educational process conditions.
Б.А. Федулов, д-р. пед. наук, проф., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
Д.О. Заречнев, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
С.В. Калинин, ст. преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
В статье рассматривается проблема профессионально-личностного развития сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России в новых социально-культурных условиях. Обосновывается идея о том, что профессионально-личностное развитие обеспечивает формирование внутренней мотивации и личностного смысла на эффективное выполнение профессиональных задач. Цель статьи - выявить факторы и условия профессионально-личностного развития сотрудников полиции. На основании анализа современных подходов уточняется сущность и содержание процесса профессионально-личностного развития обучаемых. Основное содержание исследования составляет анализ закономерностей, принципов и факторов, реализующих профессионально-личностное развитие в образовательных организациях МВД России. В статье выяснены особенности и условия решения поставленной проблемы. Автором предложена методика профессионально-личностного развития сотрудников полиции, реализующая активные и интерактивные методы обучения и воспитания. В заключении раскрываются рекомендации для образовательных организаций МВД России.
Ключевые слова: активные формы и методы, профессиональное воспитание, развитие личности, сотрудник полиции, социально-значимые качества, условия воспитательного процесса.
Особенности деятельности правоохранительных органов определяются высоким уровнем её социальной ответственности, рисками и сложностью, в связи с чем она может быть эффективной и служить интересам общества, государства и населению, лишь в том случае, если сотрудники её осуществляющие сформированы, как профессионалы и личности. Современные условия выдвигают перед органами внутренних дел новые требования, в связи с этим меняется взгляд на деятельность в образовательных организациях МВД России. Поэтому особое значение приобретает профессионально-личностное развитие сотрудника полиции, как одного из главных ресурсов обеспечения общественной безопасности и правопорядка.
Сегодня сотрудник полиции обязан действовать в соответствии с новыми нормами профессиональной деятельности; обладать способностью к концептуальному мышлению; иметь гуманистические ценностные мировоззренческие установками, рефлексивно-аналитические, проектно-технологические, организаторские, коммуникативные и исследовательские способности. Эти требования вызывают и актуализируют решения такой задачи, как профессионально-личностное развитие сотрудника полиции в ситуации все возрастающих требований к качеству правоохранительной деятельности.
Проблема профессионально-личностного развития носит комплексный характер, потому был проведён анализ, и обобщались концепции различных наук. Философские аспекты аксиологии, способствующие выявлению и реализации личностного развития, рассматривались в работах РФ. Абдеева, М.Я. Боброва, В.Н. Турченко, В.П. Тугаринова, В.Н. Филиппова. Большое значение для исследования личностно-профессионального развития имеют фундаментальные положения науки управления, в том числе системой образования, которые раскрыты В.Г. Афанасьевым, Б.С. Гершунским, Н.Д. Никандровым, В.Д. Шадрико-вым. Новые возможности по изучению личности и общества, определению их общих базовых потребностей и ценностей, открывает синергетический подход, который обоснован в трудах В.Г. Афанасьева, И.А. Пригожина, В.Н. Садовского, С.П. Никано-рова, Э.Г. Юдина. Вопросам совершенствования военно-профессиональной подготовки обучаемых в силовых структурах, выполнено значительное количество исследований, способствующие профессионально-личностному развитию сотрудников полиции, которые представлены в работах таких авторов, как И.А. Агапов, А.В. Барабанщиков, А.А. Ворона, Б.Л. Покровский, А.Б. Стрель-ченко, Ю.А. Фоминых.
В то же время, данная проблема требует дальнейших исследований, так как профессионально-личностное развитие сотрудника полиции, это - одно из приоритетных и ключевых направлений модернизации системы образования, предусматривающей интериоризацию социальных ценностей и требований правоохранительной деятельности в личные ценности и потребности сотрудника полиции. Раскрывая содержание понятие профессионально-личностное развитие, следует отметить что, это, прежде всего, процесс приобретения новых потребностей и ценностей, как внутренних механизмов, определяющих поведение и деятельность человека [1, с. 205]. Эти новые качества обучаемый получает из более сложной и организованной системы, то есть общества, которое должно быть достаточно организовано и стабильно, посредником выступает - педагог.А также это связано с тем, что современное образование требует всё больше информации, при этом возрастает не только её объем, но и содержание, которое постоянно наполняется новыми ценностно-смысловыми и социально-правовыми характеристиками [2].
Характеризуя профессионально-личностное развитие сотрудника полиции, существенным является то, что его новое качество, представляет собой систему новообразований: слу-жебно-профессиональные когнитивные образования, гуманистические ценностные ориентации и духовные потребности [3, с. 102]. Причем профессионально-личностное развитие сотрудника полиции, определяется ценностями и потребностями самого высокого уровня: нации, общества и государства. Такой подход требует применение новых подходов к обучению и воспитанию в образовательных организациях МВД России.
Реализация процесса профессионально-личностного развития сотрудника полиции связана со следующими особенностями: 1) особый характер правоохранительной деятельности определяет необходимость развития специфической личности, обладающей новыми качествами и свойствами, что возможно только реализуя механизмы самоорганизации; 2) для создания условий, вывода личности обучаемых на траектории саморазвития, в образовательном процессе необходимы методы, приближенные к реальным и требующими максимального напряжения физических и психических возможностей; 3) целевыми установками выступают требования Госстандарта и содержание заданных уровней компетенций; 4) в качестве референтов и идеалов для подражания, выделяются в первую очередь личности сотрудников полиции, отличившихся при выполнении служебно-боевых задач.
Для реализации поставленной задачи обоснован ряд закономерностей и сформулированы основополагающие принципы. Основными закономерностями определены следующие: 1. Развитие внутреннего механизма самоорганизации личности сотрудника полиции, возможно при создании внешних социально значимых условий и педагогического воздействия, осуществляемого педагогом. 2. Профессионально-личностное развитие возможно при реализации целеобразования на общественно-полезном характере правоохранительной деятельности. 3. Гуманистическая направленность развития личности обеспечивается реализацией ценностей, выявленных из анализа метасистемы "государство - общество - человек" и отражает основные её потребности. 4. Саморазвития личности сотрудника полиции происходит при формировании у неё качеств: морально - нравственного субъекта, и творческой, социально активной индивидуальности. 5. Развитие гуманистических ценностей и духовных потребностей осуществляется при включении человека во внешнюю социально значимую и общественно - полезную деятельность, а также обеспечении самоактуализации и самореализации во внутренней деятельности.
Принципы, реализующие процесс профессионально-личностного развития сотрудников полиции, сформулированы следующим образом. Целеобразования учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России на общенациональных российских ценностях и потребностях. Личностного ориентирования, реализуемого как приобретение единства качеств морально- нравственного субъекта и активной, творческой индивидуальности. Квазипрофессионализации, через внедрение контекстных методов в образовательный процесс, посредством трансформации учебно-воспитательной деятельности сотрудников полиции в служебную и социальную. Проектирования саморазвития, путём преобразования личности человека из самоорганизованной системы в саморазвивающуюся. Деятельностно-диалоговый, осуществляется через организацию правоохранительной деятельности и субъект-субъектного взаимодействия. Природосообразности, достигается при реализации в процессе воспитания и обучения: хочу, надо, могу, интерес, активность, отождествляю.
Проведённое теоретическое исследование позволило разработать методику профессионально-личностного развития сотрудников полиции, включающую: цель, задачи, методы, условия, обеспечивающие развитие личности из самоорганизованной системы в саморазвивающуюся. Данная методика основывается на единстве процессов воспитания и обучения, которые обеспечивают реализацию цели формирования личности, как саморазвивающейся системы. Задачами обучения (профессиональное развитие), в этом случае определены: развитие профессиональных когнитивных образований и творческого, оперативно-служебного мышления. Задачи воспитания (личностное развитие): развитие гуманистических ценностных ориентаций и духовных потребностей. Следует выделить, профессионально-личностное развитие сотрудника полиции реализуется по следующим направлениям: офицер - профессионал, командир - начальник, сотрудник - гражданин, руководитель - воспитатель [4, с. 130]. Экспертная оценка показала, что приоритетными ценностными ориентациями сотрудника полиции являются: патриотизм, честь, гуманизм, высокий профессионализм, верность долгу, жертвенность при выполнении задач, служебная дисциплина, ответственность, альтруизм, единение и сопричастность с историей и судьбой своего государства.
К основным условиям профессионально-личностного развития сотрудников полиции, реализуемым в учебно-воспитательном процессе, относятся: прочное усвоение заданной социально значимой информации в полном объёме и без искажения. Для этого необходимо обеспечить эффективную работу всех органов чувств обучаемых, и реализацию познавательных процессов для получения, переработки и усвоения социального опыта и куль-
Библиографический список
турных ценностей; обеспечение соответствия содержания учебной информации материала - уровню развития сотрудника полиции; реализация профессорско-преподавательским составом личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего уважение и доверие к субъектам педагогического процесса; включение обучаемого сотрудника в такую образовательную деятельность, в результате которой обратная связь обеспечивает самоактуализацию (личный успех) и самореализацию (общественное одобрение).
Реализация условий для профессионально-личностного развития в педагогическом процессе обеспечивается комплексным применением методов, которые активизируют основные структуры личности и ставят обучаемого перед выбором варианта деятельности и личностного отношения к ней. Опыт работы, показал, что наиболее полно это требование обеспечивается при реализации различных игровых и проектных методов, межотраслевых комплексных занятий и специальных учений.
Существенной особенностью, при проведении таких занятий, является то, что каждому сотруднику полиции обеспечивается возможность самостоятельно принимать практические решения на выполнение задач правоохранительной деятельности, максимально приближенной к реальной [5, с. 178]. Важно отметить, что для профессионально-личностного развития сотрудников полиции необходимообеспечение междисциплинарных связей между различными дисциплинами специализации. Предлагаемые виды, способствуют реализацию связей по следующим вопросам: квалификации по и оценке действий правонарушителей - с уголовным и административным правом; по организации действий служебных нарядов - с административным правом; по поиску и задержанию правонарушителей - с оперативно-розыскной деятельностью; по выбору тактических приёмов действий в чрезвычайных ситуациях - с огневой и физической подготовкой; при ведении профилактической работы с различными группами населения, имеющих различные отклонения в поведении от девиантного, и до криминального [6, с. 251] - с педагогикой и психологией в ОВД; по анализу оперативной обстановки - с информатикой и вычислительной техникой; по выявлению приёмов и способов сохранения следов преступления - криминалистикой.
Эффективность предлагаемого подхода определялась по уровню сформированности профессиональных компетенций. Были выделены когнитивные, эмотивные и конативные критерии оценки [7, р. 286], опытно-экспериментальная работа показала рост в экспериментальных группах, по сравнению с контрольными, не менее чем на 25-30%. по всем показателям. Следовательно, предлагаемая методика в рамках организации и проведения учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России позволяет достигать целей профессионально-личностного развития сотрудников полиции. Предложенный подход прошёл апробацию в ряде юридических институтов МВД России.
В заключение выделим следующие рекомендации, обеспечивающие процесс профессионально-личностного развития сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России: комплексное применение активных и интерактивных методов воспитания и обучения; учёт в образовательном процессе специфики специализации правоохранительной деятельности; обеспечение проявления межпредметных связей между дисциплинами специализации; реализация основных факторов самоорганизации в педагогическом процессе; укрепление связи теоретического обучения с практикой и условиями функционирования института полиции; привлечение к проведению занятий руководителей образовательных организаций и практических работников; совершенствование материально-технического обеспечения для проведения практических занятий; дальнейшая информатизация и компьютеризация учебно-воспитательного процесса.
1. Козлова Н.В. Особенности личностно-профессионального становления в условиях образовательных инноваций. Известия Томского политехнического университета. 2007; № 3: 205 - 211.
2. Федулов Б.А. Аксиологические основы общенациональной российской идеи. Монография. Барнаульский юридический институт МВД России. Барнаул, 2004: 108.
3. Гриневич Л.А., Федулов Б.А. Воспитание российской молодёжи на общероссийских ценностях средствами социально-культурной деятельности. Монография. Алтайская государственная академия культуры и искусств. Барнаул, 2013.
4. Морозов В.А., Федулов Б.А. Формирование управленческой компетентности будущего сотрудника полиции в процессе профессиональной подготовки. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2014; № 12-2: 128 - 130.
5. Гричанов А.С., Морозов В.А., Федулов Б.А. Педагогическое обеспечение подготовки курсантов вуза МВД России к участию в спортивных соревнованиях и служебно-профессиональных конкурсах. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 4: 178.
6. Мальченкова В.В., Федулов Б.А. Особенности профилактики делинквентности девушек-подростков социально-педагогическими и правовыми средствами. Современные проблемы науки и образования. 2012; № 4: 376.
7. Crittenden B. Aims, intentions and purposes in reading and education. Educational Theory. 1974; № 1: 286.
8. Malchenkova V.V., Fedulov B.A. Features of the prevention of delinquency of adolescent girls with social pedagogical and legal means. Modern problems of science and education. 2012; № 4: 376.
References
1. Kozlova N.V. Osobennosti lichnostno-professional'nogo stanovleniya v usloviyah obrazovatel'nyh innovacij. Izvestiya Tomskogo politehnicheskogo universiteta. 2007; № 3: 205 - 211.
2. Fedulov B.A. Aksiologicheskie osnovy obschenacional'noj rossijskoj idei. Monografiya. Barnaul'skij yuridicheskij institut MVD Rossii. Barnaul, 2004: 108.
3. Grinevich L.A., Fedulov B.A. Vospitanie rossijskoj molodezhi na obscherossijskih cennostyah sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Monografiya. Altajskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv. Barnaul, 2013.
4. Morozov V.A., Fedulov B.A. Formirovanie upravlencheskoj kompetentnosti buduschego sotrudnika policii v processe professional'noj podgotovki. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 2014; № 12-2: 128 - 130.
5. Grichanov A.S., Morozov V.A., Fedulov B.A. Pedagogicheskoe obespechenie podgotovki kursantov vuza MVD Rossii k uchastiyu v sportivnyh sorevnovaniyah i sluzhebno-professional'nyh konkursah. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 4: 178.
6. Mal'chenkova V.V., Fedulov B.A. Osobennosti profilaktiki delinkventnosti devushek-podrostkov social'no-pedagogicheskimi i pravovymi sredstvami. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012; № 4: 376.
7. Crittenden B. Aims, intentions and purposes in reading and education. Educational Theory. 1974; № 1: 286.
8. Malchenkova V.V., Fedulov B.A. Features of the prevention of delinquency of adolescent girls with social pedagogical and legal means. Modern problems of science and education. 2012; № 4: 376.
Статья поступила в редакцию 11.05.18
УДК 371
Hacharoeva A.H., postgraduate, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
INTEGRATION OF CURRICULAR AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN THE FORMATION OF CIVIL COMPETENCE OF STUDENTS. The article deals with an issue of integration of educational and extracurricular activities in the formation of civil law competence of schoolchildren. The researcher conducts an analysis of psychological and pedagogical literature and presents the contents of the concept of integration of these activities. The work emphasizes the relevance of civil law orientation in the contents of students' training courses and their use in the integration process ("Social Studies", "Literature", "History", "Foreign Language", "Law", etc.).The work describes practical experience of school in use of their potential in formation of civil competence of pupils in the course of which complementarity of various general pedagogical means of educational and in extracurricular activities. Interrelation of forms and methods in the organization of educational and extracurricular activities of pupils is carried out.
Key words: integration, civil and legal competence, extracurricular activities, educational activities.
А.Х. Хачароева, аспирант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,
E-mail: [email protected]
ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматривается проблема интеграции учебной и внеурочной деятельности в формировании гражданско-правовой компетентности школьников. На основе анализа психолого-педагогической литературы автор представил сущность понятия интеграции указанных видов деятельности. Подчеркивается актуальность гражданско-правовой направленности в содержании изучаемых учащимися учебных курсов и их использовании в интеграционном процессе («Обществознание», «Литература», «История», «Иностранный язык», «Право» и др.). Описывается практический опыт школы в использовании их потенциала в формировании гражданско-правовой компетентности учащихся, в процессе которого реализовывалось взаимодополнение различных общепедагогических средств учебной и во внеурочной деятельности; осуществлялась взаимосвязь форм и методов в организации учебной и внеурочной деятельности учащихся.
Ключевые слова: интеграция, гражданско-правовая компетентность, внеурочная деятельность, учебная деятельность.
В современных условиях стала актуальной проблема формирования гражданско-правовой компетентности у подрастающего поколения. Особая роль в этом процессе отводится школе, которая располагает определенным потенциалом в воспитании у учащихся гражданско-правовой позиции, правового сознания и правомерного поведения. Анализ научных исследований, обобщение практического опыта работы по данной проблеме, а также результаты нашей экспериментальной работы позволили дать теоретическое и экспериментальное обоснование одному из условий эффективного формирования гражданско-правовой компетентности у школьников: интеграция учебной и внеурочной деятельности в формировании гражданско-правовой компетентности учащихся.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что интеграция учебной и внеурочной деятельности школьников является характерной чертой функционирования школы, потому что она представляет собой объединение в единое целое обра-
зовательных частей системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости и позволяет воссоединить те или иные элементы как по вертикали (через межпредметные и управленческие связи), так и по горизонтали (через внутрипредметные и технологические связи).
По мнению Э.Г. Костяшкина, «интеграция учебной и внеурочной деятельности основывается на представлении об интеграции как стороне процесса развития, связанной с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов» [1]. При этом она подчеркивает, что интеграция не сводится только к объединению отдельных элементов. Она характеризуется ростом объема и интенсивностью взаимосвязей и взаимодействий между элементами, их систематизацией в некое целостное образование с появлением качественно новых свойств. Под интеграцией учебной и внеурочной деятельности Е.И. Абатуров понимает «получение качественно нового результата, превосходящего по своему педагогическому значению результаты, ко-