Научная статья на тему 'Основные направления подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России к будущей профессиональной деятельности'

Основные направления подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России к будущей профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / FUTURE POLICE OFFICERS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МВД РОССИИ / EDUCATIONAL ORGANIZATION OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малетин С.В., Гричанов А.С., Зуев В.М.

В статье рассматривается проблема подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России к будущей профессиональной деятельности. На основе выявленных проблемных факторов формирования профессионально важных качеств будущих сотрудников полиции сделан количественный и качественный анализ изменений в процессе совершенствования знаний, умений и навыков, способствующих высококачественному выполнению служебных задач, психологической устойчивости в стрессовых ситуациях, физической и огневой подготовки с учетом условий и требований компетентностного подхода. В работе раскрыты особенности содержания профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции, ориентированной на индивидуализацию деятельности, мотивацию составляющей к исполнению служебного долга, формирование необходимого объема знаний, умений и навыков, развитие профессионально важных качеств, формирование профессиональной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малетин С.В., Гричанов А.С., Зуев В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF TRAINING CADETS AND TRAINEES AT EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERIOR AFFAIRS FOR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES

The article deals with the problem of training cadets and trainees of educational organizations of the Russian Interior Ministry system for future professional activity. The research is based on the identified problem factors for the formation of professionally important qualities of future police officers, a quantitative and qualitative analysis of the changes in the process of improving knowledge, skills and abilities contributing to high-quality performance of service tasks, psychological stability in stressful situations, physical and firearm training, taking into account the conditions and requirements of the competence approach. In the work the specifics of professional training, management of professional capital, formation of professional responsibility, management of professional responsibility are revealed.

Текст научной работы на тему «Основные направления подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России к будущей профессиональной деятельности»

Библиографический список

1. Орлов Ю. М. Исцеление философией. Основные умственные операции. Москва: Слайдинг, 2006.

2. Пауль Г. Философские теории прекрасного и научное исследование мозга. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. Москва: Мир, 1995: 15 - 28.

3. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. Москва: Прогресс, 1983.

4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Москва: 1967.

5. Izard C.E. Four systems for emotion activation: cognitive and noncognitive proceses Izard C.E. Psychol. Rev. 1993; V.100; 1: 68 - 90.

6. Lazarus R. W. Cognition and motivation in emotion. Lazarus R.W. Amer. Psychol, 1991; V. 46: 352 - 367.

7. Зорина З. А., Полетаева И. И. Элементарное мышление животных. Москва: Аспект Пресс, 2003.

8. Хайдеггер М. Бытие и время. Работы и размышления разных лет. Москва: 1993.

9. Сартр Ж.-П. Проблемы метода. Москва: 1994.

10. Крылова Н. Эстетический потенциал культуры. Москва: 1980.

11. Гладуэлл М. Гении и аутсайдеры: почему одним всё, а другим ничего. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2013.

12. Хангельдиева И.Г. Креативные технологии в образовании, или как стать креатором. (Опыт переосмысления). Ч. 1. Москва: Издательский дом Международного университета в Москве, 2015.

13. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Эстетический фактор в образовательном процессе. Felix aestheticus: Гуманитарная миссия эстетики. Воспоминания и научные доклады: Материалы VI1 Овсянниковской международной эстетической конференция (ОМЭК VI1). Москва (МГУ), 19 - 20 ноября 2015: 105 -113.

14. Ежов В.С. Истоки НОМО АЕSТHETICUS / East European Scientific Journal Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. Warszawa, Polska, 2015: 102 - 108.

15. Журавлёва Н.Н. Технология организации самостоятельной работы студентов в вузе. Казначеевские чтения. Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики: сборник научных трудов участников 5 Международной научно-практической конференции. Новосибирск: МСА (ЗСО), 2017; 1: 400 - 404.

References

1. Orlov Yu. M. Iscelenie filosofiej. Osnovnye umstvennye operacii. Moskva: Slajding, 2006.

2. Paul' G. Filosofskie teorii prekrasnogo i nauchnoe issledovanie mozga. Krasota imozg. Biologicheskie aspekty 'estetiki. Moskva: Mir, 1995: 15 - 28.

3. Kliks F. Probuzhdayuscheesya myshlenie. U istokov chelovecheskogo intellekta. Moskva: Progress, 1983.

4. Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie. Moskva: 1967.

5. Izard C.E. Four systems for emotion activation: cognitive and noncognitive proceses Izard C.E. Psychol. Rev. 1993; V.100; 1: 68 - 90.

6. Lazarus R. W. Cognition and motivation in emotion. Lazarus R.W. Amer. Psychol, 1991; V. 46: 352 - 367.

7. Zorina Z. A., Poletaeva I. I. 'Elementarnoe myshlenie zhivotnyh. Moskva: Aspekt Press, 2003.

8. Hajdegger M. Bytie i vremya. Raboty irazmyshleniya raznyh let. Moskva: 1993.

9. Sartr Zh.-P. Problemy metoda. Moskva: 1994.

10. Krylova N. 'Esteticheskijpotencialkul'tury. Moskva: 1980.

11. Gladu'ell M. Genii i autsajdery: pochemu odnim vse, a drugim nichego. Moskva: Al'pina Biznes Buks, 2013.

12. Hangel'dieva I.G. Kreativnye tehnologii v obrazovanii, ili kak stat' kreatorom. (Opyt pereosmysleniya). Ch. 1. Moskva: Izdatel'skij dom Mezhdunarodnogo universiteta v Moskve, 2015.

13. Oganov A.A., Hangel'dieva I.G. 'Esteticheskij faktor v obrazovatel'nom processe. Felix aestheticus: Gumanitarnaya missiya 'estetiki. Vospominaniya i nauchnye doklady: Materialy VI1 Ovsyannikovskoj mezhdunarodnoj 'esteticheskoj konferenciya (OM'EK VI1). Moskva (MGU), 19 - 20 noyabrya 2015: 105 -113.

14. Ezhov V.S. Istoki NOMO AESTHETICUS / East European Scientific Journal Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. Warszawa, Polska, 2015: 102 - 108.

15. Zhuravleva N.N. Tehnologiya organizacii samostoyatel'noj raboty studentov v vuze. Kaznacheevskie chteniya. Vospitanie i obuchenie v sovremennom obschestve: aktual'nye aspekty teorii i praktiki: sbornik nauchnyh trudov uchastnikov 5 Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: MSA (ZSO), 2017; 1: 400 - 404.

Статья поступила в редакцию 11.10.17

УДК 378.634:351.74.

Grichanov A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

(Barnaul, Russia), E-mail: G-TON@mail.ru

Maletín S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

(Barnaul, Russia), E-mail: maletinsv@mail.ru

Zuyev V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai Academy of Economics and Law (Barnaul, Russia),

E-mail: G-TON@mail.ru

THE MAIN DIRECTIONS OF TRAINING CADETS AND TRAINEES AT EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERIOR AFFAIRS FOR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES. The article deals with the problem of training cadets and trainees of educational organizations of the Russian Interior Ministry system for future professional activity. The research is based on the identified problem factors for the formation of professionally important qualities of future police officers, a quantitative and qualitative analysis of the changes in the process of improving knowledge, skills and abilities contributing to high-quality performance of service tasks, psychological stability in stressful situations, physical and firearm training, taking into account the conditions and requirements of the competence approach. In the work the specifics of professional training, management of professional capital, formation of professional responsibility, management of professional responsibility are revealed.

Key words: future police officers, vocational training, professional activity, professional education, educational organization of Ministry of Internal Affairs of Russia.

С.В. Малетин, канд. пед. наук, ст. преп. каф. физической подготовки Барнаульского юридического института МВД

России, г. Барнаул, E-mail: maletinsv@mail.ru

A.С. Гричанов, канд. пед. наук, доц. каф. тактико-специальной подготовки Барнаульского юридического института

МВД России, г. Барнаул, E-mail: G-TON@mail.ru

B.М. Зуев, канд. пед. наук, доц. каф. физической подготовки Алтайской Академии Экономики и Права, г. Барнаул,

E-mail: G-TON@mail.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается проблема подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России к будущей профессиональной деятельности. На основе выявленных проблемных факторов формирования профессионально важных качеств будущих сотрудников полиции сделан количественный и качественный анализ изменений в процессе совершенствования знаний, умений и навыков, способствующих высококачественному выполнению служебных задач, психологической устойчивости в стрессовых ситуациях, физической и огневой подготовки с учетом условий и требований компетентностного подхода. В работе раскрыты особенности содержания профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции, ориентированной на индивидуализацию деятельности, мотивацию составляющей к исполнению служебного долга, формирование необходимого объема знаний, умений и навыков, развитие профессионально важных качеств, формирование профессиональной ответственности.

Ключевые слова: будущие сотрудники полиции, профессиональная подготовка, профессиональная деятельность, профессиональное воспитание, образовательная организация МВД России.

В настоящий период одним из актуальных вопросов высшей школы МВД России является модернизация и совершенствование профессионального уровня курсантов образовательных организаций МВД России как будущих сотрудников полиции. Поэтому одним из приоритетных направлений современной образовательной организации МВД России и есть цель сформировать у будущих защитников правопорядка готовность эффективно действовать в разнообразно сложных условиях служебной деятельности.

Профессиональная деятельность в органах внутренних дел предполагает выдвижение особых требований к профессионально значимым качествам личности сотрудника, в связи с тем, что особенности оперативно-профессиональной службы требуют эмоционально-волевой стойкости, устойчивости к стрессовым ситуациям и высокого уровня профессиональной ответственности [1, с. 19].

В целом на сегодняшний день в образовательном пространстве юридического образовательной организации МВД России существует ряд направлений в рамках профессиональной подготовки и воспитательного аппарата, которые способствуют формированию и развитию профессионально важных качеств у курсантов, как будущих сотрудников полиции. Но в этой области есть определенные вопросы, над решением которых работают многие научные деятели, как в образовательных организациях МВД России, так и за их пределами.

В вопросе формирования профессионально важных качеств будущих сотрудников полиции выделяются несколько проблемных факторов, таких как:

- недостаточная степень сформированной психологической устойчивости молодых сотрудников полиции к стрессовым ситуациям,

- крайне низком развитии психологических качеств и сформированности особых знаний, умений и навыков, способствующих высококачественному выполнению служебных задач, отличающихся сложными, опасными, динамичными условиями оперативной деятельности;

- недостаточный уровень физической и огневой подготовки, а следственно и слабое владение боевыми навыками и приемами рукопашного боя, что в экстремальных ситуациях при задержании опасных преступников ведет к неуверенности в своих силах и растерянности в сложных ситуациях [2, с. 32].

Профессиональная подготовка является важнейшим слагаемым будущей профессиональной деятельности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Она заключается в совокупности развития личностных и физических качеств курсантов, которые выступают необходимыми предпосылками при осуществлении и применении профессиональных навыков в будущей оперативно-служебной деятельности. Анализируя особенности рассматриваемой оперативно-служебной деятельности, можно выделить ряд компонентов, из которых складывается профессиональная подготовка будущих сотрудников полиции:

- профессионально-ответственная ориентированность сотрудника, выражающаяся в стремлении качественно выполнять свои обязанности и понимать последствия своих действий;

- умение действовать в рамках предъявляемых законом требований при выполнении служебного долга;

- физическая подготовленность сотрудника, которая выражается в совокупности знаний, умений и навыков в случаях

законного применения огнестрельного оружия, физической силы или специальных средств;

- профессиональная наблюдательность, внимательность, способность быстро запоминать значимую информацию;

- умение применять психологические приемы при ведении следственных действий;

- стрессоустойчивость, которая проявляется в экстремальных условиях и предполагает наличие навыков спокойных и уверенных действий, независимо от сложности ситуации и сбивающих факторов [3, с. 105].

Уровень сформированности профессионально важных качеств курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России будет неизменно влиять на будущую слу-жебно-профессиональную деятельности и компетенцию данных сотрудников. В образовательном пространстве современной высшей школы МВД России, профессиональная подготовка может складываться из трех составляющих: профессиональное обучение, профессиональное воспитание и служебно-боевая и физическая подготовка [4, с. 118].

Профессиональное обучение предусматривает педагогическое взаимодействие в рамках образовательного пространства образовательной организации системы МВД России, которая включает в себя всестороннее использование потенциала учебных дисциплин. Данное направление требует тщательного анализа содержания изучаемого материала с точки зрения его гуманитарной направленности, проблемы нравственной и профессиональной ответственности в профессиональной деятельности сотрудника полиции за счет акцентирования гуманитарной составляющей, общегуманитарных и специальных профессиональных дисциплин [5, с. 178]. Целесообразно отражать в содержании учебных дисциплин наличие общечеловеческих качеств и принципов. Направление, основанное на всеобщей взаимосвязи гуманитарных и специальных дисциплин на основе общей направленности обучения будущих сотрудников полиции к исполнению служебных обязанностей, подразумевает систематичность и взаимосвязанность раскрытия содержательности профессиональной деятельности сотрудника полиции средствами изучаемых общегуманитарных и специальных профессиональных дисциплин.

Следует подчеркнуть, что профессиональное воспитание направлено на развитие профессионально-нравственного сознания, поведения и формирование ценностных ориентаций, ответственности будущих сотрудников полиции.

В психологии понятие воспитание понимается как процесс формирования понятийного аппарата, основных принципов и качеств личности: «Воспитание - деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производственному труду» [6, с. 65].

При проведении воспитательной работы приоритетными задачами являются понимание сущности в будущей служебной деятельности социальной и профессиональной ролей в рамках использования гуманитарного потенциала: освещение в процессе подготовки к практики, стажировки этических вопросов взаимоотношений будущих сотрудников полиции с гражданами; участие будущих сотрудников в традиционных ритуалах системы

МВД России, направленных на воспитание патриотизма, формирования гражданской активности (приведение будущих сотрудников полиции к Присяге, прощание со Знаменем, участие в торжественных ритуалах, посвященных празднованию Дня Победы, Дня сотрудников органов внутренних дел, Дня России).

Кроме того, профессиональное воспитание как процесс педагогической деятельности включает два основных направления: профессионально-личностное и профессионально-субъектное. Первое направление заключается в осознании своей социально-профессиональной роли, позиционировании себя как служителя закона. Второе направление связано с самооценкой через осознание собственной успешности в сфере профессионального развития [7, с. 185].

Служебно-боевая и физическая подготовка будущих сотрудников полиции также включается в цикл образовательного пространства образовательной организации системы МВД России. Участие в охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности граждан, служба в нарядах, участие в учебно-боевых сборах, тревогах, участие в спортивных соревнованиях, входящих в состав служебно-прикладных видах спорта, составляют условие формирования профессионально важных качеств, в том числе профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции.

На данный момент уровень профессиональной подготовки - это один из показателей профессионализма сотрудника полиции, характеризующийся развитием и активизацией необходимых качеств, обеспечивающих высокоэффективное выполнение служебных задач любой сложности. Ее содержание характеризуется четко выраженной профессиональной направленностью, она существенно отличается от профессиональной подготовки представителей иных сфер общественной деятельности, так как обусловлена особенностями служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Содержание профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции заключается в следующем:

- формирование мотивирующей составляющей к исполнению служебного долга в профессиональной деятельности;

Библиографический список

- формирование необходимого объема знаний, умений и навыков, получаемых в процессе учебной деятельности;

- обучение законному применению огнестрельного оружия, физической силы, специальных средств в различных ситуациях профессиональной деятельности;

- обучение и развитие профессионально важных качеств, формирование профессиональной ответственности;

- формирование и совершенствование навыков общения с представителями различных слоев населения;

- формирование умений ролевого поведения;

- совершенствование навыков применения психологических приемов воздействия на граждан в интересах служебной деятельности, при проведении следственных действий;

- поддержание психологической устойчивости, формирование эмоционально-волевых качеств личности, обучение приемам самоуправления.

Должное профессиональное обучение, профессиональное воспитание и служебно-боевая и физическая подготовка в своей совокупности ориентируют будущего сотрудника полиции на служебную деятельность, подготавливают курсанта справляться с трудностями и нестандартными ситуациями в своей будущей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои поступки и действия, что и соответствует особенностям профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России как будущих сотрудников органов внутренних дел [8, с. 186].

Таким образом, при формировании профессиональной подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов, необходимо уделять особое внимание гуманитарным и специальным дисциплинам, используя при этом весь комплекс методов и средств обучения; проводить занятия, с использованием моделирования проблемных ситуаций, при индивидуально-личностном подходе; стимулировать инициативность и активность курсантов, с целью формирования и развития у них профессионально важных качеств; развивать интерес к профессиональной деятельности, формируя при этом профессиональную направленность.

1. Бородавко Л.Т. Формирование сознательной дисциплины как основа профессионального воспитания военнослужащих внутренних войск и сотрудников правоохранительных органов в вузе МВД России: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: СПбУ МВД России, 2001.

2. Малетин С.В. Формирование профессиональной ответственности сотрудника полиции в условиях гуманитарного образовательного пространства вуза. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014; 4 (59): 31 - 34.

3. Зуев В.М., Гричанов А.С. Формирование профессиональной психологической устойчивости сотрудника ОВД. Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2013; 2 (25): 104 - 106.

4. Гричанов А.С. Особенности профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции на этапе начального освоения специальности. Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016; 2 (44): 118 - 119.

5. Федулов Б.А., Гричанов А.С., Морозов В.А. Педагогическое обеспечение подготовки курсантов вуза МВД России к участию в спортивных соревнованиях и служебно-профессиональных конкурсах. Современные проблемы науки и образования. 2015; 4: 178.

6. Психология. Словарь. Под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Москва: Политиздат, 1990.

7. Немовенко А.А. Формирование профессиональной направленности специалиста (на опыте курсантов вузов МВД России). Известия Российского государственного педагогического Университета им. А.И. Герцена. 2007; 43 (2): 182 - 186.

8. Кузнецова Л.В. Подготовка полицейских кадров в современных социокультурных условиях. Мир науки, культуры, образования. 2012; 1: 185 - 187.

References

1. Borodavko L.T. Formirovanie soznatel'noj discipliny kak osnova professional'nogo vospitaniya voennosluzhaschih vnutrennih vojsk i sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov v vuze MVD Rossii: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: SPbU MVD Rossii, 2001.

2. Maletin S.V. Formirovanie professional'noj otvetstvennosti sotrudnika policii v usloviyah gumanitarnogo obrazovatel'nogo prostranstva vuza. Psihopedagogika vpravoohranitel'nyh organah. 2014; 4 (59): 31 - 34.

3. Zuev V.M., Grichanov A.S. Formirovanie professional'noj psihologicheskoj ustojchivosti sotrudnika OVD. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2013; 2 (25): 104 - 106.

4. Grichanov A.S. Osobennosti professional'noj podgotovki buduschih sotrudnikov policii na 'etape nachal'nogo osvoeniya special'nosti. Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2016; 2 (44): 118 - 119.

5. Fedulov B.A., Grichanov A.S., Morozov V.A. Pedagogicheskoe obespechenie podgotovki kursantov vuza MVD Rossii k uchastiyu v sportivnyh sorevnovaniyah i sluzhebno-professional'nyh konkursah. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 4: 178.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Psihologiya. Slovar'. Pod redakciej A.V. Petrovskogo, M.G. Yaroshevskogo. Moskva: Politizdat, 1990.

7. Nemovenko A.A. Formirovanie professional'noj napravlennosti specialista (na opyte kursantov vuzov MVD Rossii). Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo Universiteta im. A.I. Gercena. 2007; 43 (2): 182 - 186.

8. Kuznecova L.V. Podgotovka policejskih kadrov v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012; 1: 185 - 187.

Статья поступила в редакцию 09.10.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.