улучшать свои социальные компетенции; родители должны предоставлять детям возможности для их развития, предоставлять им условия и необходимое материальное обеспечение для повышения социальной компетенции.
На личном уровне: студенты должны иметь энтузиазм и инициативу сосредоточиться на развитии и улучшении социальной компетенции; повышать свои теоретические и практические знания; развивать самостоятельную активность в обучении, совершенствовать свои социальные компетенции; правильно относиться к сети и использовать компьютеры и мобильные телефоны, полностью использовать свободное время, участвовать в социальной практике, понимать
Библиографический список
и адаптироваться к обществу; активно организовывать и участвовать в коллективных мероприятиях в вузах, сознательно развивать и повышать личные социальные компетенции; активно использовать современные научные идеи и достижения в области развития и повышения социальных возможностей для нашего собственного использования на практике.
Работа выполнена в рамках исследовательского проекта международного сотрудничества института образования и науки при Вейнанском педагогическом университете «Исследование повышения социальной компетенции студентов в коллективных мероприятиях»
1. Чжу Чжисянь. Большой психологический словарь. Пекин: Издательство Пекинского педагогического университета, 1989.
2. Редбюро словарей института языкознания при AОH КНР Словарь современного китайского языка (исправленное издание). Пекин: Коммерческое издательство, 1996.
3. Ли Синцзянь. Нормативный словарь современного китайского языка. Пекин: Изд-во преподавания и исследования иностранных языков, 2004.
4. Янь Цзяньпин / Ван Мэйлань. Новая теория компетенции - о компетенции человека и законе развития. Изд. теории и практики образования, 2006; 4: 10 - 13.
5. Сунь Сяньюань. О качестве и компетенции человека. Изд. образования и модернизации. 1996; 1: 25 - 32.
6. Зимняя ИА Педагогическая психология. Москва: Логос, 2016.
7. Исаева Т. Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя. Педагогика. 2006; 9.
8. Хуторской A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. Москва, 2003.
9. Серякова С.Б. Компетентностный подход в образовании: от теории к практике. Совет ректоров. 2012; 4: 34 - 40.
10. Го Бянхун. Исследование подходов развития социальной компетенции студентов. Тайюань: Изд-во Тайюаньского университета науки и техники, 2010.
11. Янь Цзоу Хун. Обзор и перспективы исследования социальной компетенции. Изд. образовательного исследования и испытания. 2003; 1: 47 - 50.
12. Власова Е.И. Актуальные проблемы построения компетенции социальной одаренности. К., 1998.
13. Коблянская Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности. СПб: СПбГУ 1995.
14. Басова В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности. Кострома: КГУ им. НА Некрасова, 2004: 105.
15. Серякова С.Б., Галакова О.В. Критерии оценки социальной компетентности младших школьников. Среднее профессиональное образование. 2013; 9: 19 - 21.
16. Чжао Синьфэн. Суждение о совместном воспитании людей. Пекин: Жэйминь чубаньшэ, 2013.
17. Чэн Син. Метод управления университетами мирового уровня. Пекин: Пекинский университет, 2012.
18. Чэн Ган. Воспитание качества и развитие компетенций современных студентов. Пекин: Издательство высшего образования, 2013.
19. Серякова С.Б. Переход высшего образования на уровневую подготовку: разработка, барьеры. Мир науки, культуры, образования. 2012; 3 (3): 116 - 118.
20. Темербекова A.A. Социальные сети как современный образовательный ресурс нового поколения. Мир науки, культуры, образования. Горно-Aлтайск, 2016; 5 (60): 165 - 167.
References
1. Chzhu Chzhisyan'. Bol'shojpsihologicheskij slovar'. Pekin: Izdatel'stvo Pekinskogo pedagogicheskogo universiteta, 1989.
2. Redbyuro slovarej institute yazykoznaniya pri AON KNR. Slovar' sovremennogo kitajskogo yazyka (ispravlennoe izdanie). Pekin: Kommercheskoe izdatel'stvo, 1996.
3. Li Sinczyan'. Normativnyj slovar' sovremennogo kitajskogo yazyka. Pekin: Izd-vo prepodavaniya i issledovaniya inostrannyh yazykov, 2004.
4. Yan' Czyan'pin / Van M'ejlan'. Novaya teoriya kompetencii - o kompetencii cheloveka i zakone razvitiya. Izd. teorii i praktiki obrazovaniya, 2006; 4: 10 - 13.
5. Sun' Syan'yuan'. O kachestve i kompetencii cheloveka. Izd. obrazovaniya i modernizacii. 1996; 1: 25 - 32.
6. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Logos, 2016.
7. Isaeva T. E. Klassifikaciya professional'no-lichnostnyh kompetencij vuzovskogo prepodavatelya. Pedagogika. 2006; 9.
8. Hutorskoj A.V. Didakticheskaya 'evristika. Teoriya i tehnologiya kreativnogo obucheniya. Moskva, 2003.
9. Seryakova S.B. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii: ot teorii k praktike. Sovetrektorov. 2012; 4: 34 - 40.
10. Go Byanhun. Issledovanie podhodov razvitiya social'noj kompetencii studentov. Tajyuan': Izd-vo Tajyuan'skogo universiteta nauki i tehniki, 2010.
11. Yan' Czou Hun. Obzor i perspektivy issledovaniya social'noj kompetencii. Izd. obrazovatel'nogo issledovaniya i ispytaniya. 2003; 1: 47 - 50.
12. Vlasova E.I. Aktual'nye problemy postroeniya kompetencii social'noj odarennosti. K., 1998.
13. Koblyanskaya E.V. Psihologicheskieaspekty social'nojkompetentnosti. SPb: SPbGU, 1995.
14. Basova V.M. Teoriya i praktika formirovaniya social'noj kompetentnosti lichnosti. Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2004: 105.
15. Seryakova S.B., Galakova O.V. Kriterii ocenki social'noj kompetentnosti mladshih shkol'nikov. Sredneeprofessional'noe obrazovanie. 2013; 9: 19 - 21.
16. Chzhao Sin'f'en. Suzhdenie o sovmestnom vospitaniilyudej. Pekin: Zh'ejmin' chuban'sh'e, 2013.
17. Ch'en Sin. Metod upravleniya universitetami mirovogo urovnya. Pekin: Pekinskij universitet, 2012.
18. Ch'en Gan. Vospitanie kachestva i razvitie kompetencij sovremennyh studentov. Pekin: Izdatel'stvo vysshego obrazovaniya, 2013.
19. Seryakova S.B. Perehod vysshego obrazovaniya na urovnevuyu podgotovku: razrabotka, bar'ery. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012; 3 (3): 116 - 118.
20. Temerbekova A.A. Social'nye seti kak sovremennyj obrazovatel'nyj resurs novogo pokoleniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. Gorno-Altajsk, 2016; 5 (60): 165 - 167.
Статья поступила в редакцию 31.10.18
УДК 351.745:599.742.13
Tyukin V.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Barnaul, Russia)
E-mail: [email protected]
Maletin S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Barnaul, Russia)
E-mail: [email protected]
Kornaushenko A.V., teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Knyazev S.A., teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Zavgorodnii A.G., teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
TO THE QUESTION OF TRAINING OF SERVICE OFFICERS POLICE COMMISSIONERS EFFECTIVE LEGITIMATE TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS IN TYPICAL SITUATIONS OF OPERATIONAL ACTIVITIES ASSOCIATED WITH THE ATTACK OF DANGEROUS ANIMALS (DOGS). The article reveals the contents of an integrated approach in the educational process of cadets and students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, which involves several disciplines and canine center aimed at the development and improvement of students' skills and modeling typical situations of physical confrontation and neutralization of aggressive dog. The method of consistent training improves the adaptation of future precinct police officers to the conditions of operational activities. Taking into account the conditions and requirements of the competence approach, the analysis of qualitative changes in the process of training students in the specialty - the district police commissioner for operational activities.
Key words: typical situations of operational and service activities, training of technical and tactical actions, professional and applied physical training, protection from attack of dangerous animals (dogs), precinct police officers.
B.Г. Тюкин, канд. пед. наук, Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
C.В. Малетин, канд. пед. наук, Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
А.В. Корнаушенко, преп. Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
С.А. Князев, преп. Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
А.Г. Завгородний, преп. Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ СЛУЖБЫ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ ЭФФЕКТИВНЫМ ПРАВОМЕРНЫМ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ В ТИПОВЫХ СИТУАЦИЯХ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫХ С НАПАДЕНИЕМ ОПАСНЫХ ЖИВОТНЫХ (СОБАК)
В статье раскрывается содержание комплексного подхода в образовательном процессе курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России, где задействованы несколько учебных дисциплин и кинологический центр направленные на развитие и совершенствование у обучаемых умений и навыков моделирования типовых ситуаций физического противоборства и обезвреживания агрессивной собаки. Разработана методика последовательного обучения, позволяющая повысить адаптацию будущих участковых уполномоченных полиции к условиям оперативно-служебной деятельности. С учетом условий и требований компетентностного подхода проведён анализ качественных изменений в процессе подготовки обучаемых по специальности - участковый уполномоченный полиции к оперативно-служебной деятельности.
Ключевые слова: типовые ситуации оперативно-служебной деятельности, обучение технико-тактическим действиям, профессионально-прикладная физическая подготовка, защита от нападения опасных животных (собак), участковые уполномоченные полиции.
Сотрудникам службы участковых уполномоченных полиции в своей повседневной оперативно-служебной деятельности зачастую приходится при нахождении на административном участке сталкиваться с типовыми ситуациями, связанными с агрессией не только со стороны правонарушителей, но и с агрессивным поведением и даже нападением как на граждан [1, с. 42], так и на самого сотрудника полиции опасных животных (собак). Такие ситуации не являются редкостью, и встречаются достаточно часто особенно в так называемом «частном секторе». Причём, собаки могут быть, как домашние, так и бездомные.
Участковый уполномоченный полиции в данных ситуациях должен обладать необходимыми навыками и умениями нейтрализации и обезвреживания животного, представляющего реальную опасность не только жизни и здоровью граждан, но и самого сотрудника полиции, а также оперативно выстраивать и реализовывать правомерные алгоритмы посредством отработанных технико-тактических действий [2, с. 71]. К таким действиям необходимо относить не только правомерное применение сотрудником полиции (согласно пункту 2, части 3, статьи 23 Федерального закона Российской Федерации «О полиции) оружия, но и специальных подручных средств и физической силы.
В этой связи возникает достаточно большое количество различных проблемных вопросов, связанных с обучением и повышением квалификации сотрудников для службы участковых уполномоченных полиции в условиях образовательного пространства системы МВД России [3, с. 68].
Во-первых, что касается обучения применению сотрудником полиции табельного оружия, то в ныне действующем курсе стрельб, утверждённым приказом МВД России, не предусмотрены не только упражнения, но и типы мишеней, имитирующих собаку, то есть в учебном курсе «Огневая подготовка» курсантов и слушателей не обучают применению оружия именно в отношении животного [4, с. 207]. При этом действия сотрудника полиции в реальной типовой ситуации в отношении агрессивной собаки должны быть адекватны степени опасности и уровню агрессии, физиологическим и иным характеристикам собаки, и его применение в отношении животного не всегда возможно в силу неожиданности нападения, значительному скоплению людей, возможного рикошета, если стрельба осуществляется в помещении, а в некоторых случаях попросту отсутствия оружия [5, с. 213]. Кроме того обучение сотрудников проводится прицельной стрельбе, а не так называемой «бесприцельной» или интуитивной, что было бы более эффективным и оправданным в ситуациях, связанных с нападением собак. Ведь именно «бесприцельной» стрельбе обучают сотрудников полиции в большинстве стран Мира.
Во-вторых, в случаях отсутствия оружия и специальных средств сотрудник полиции, находящийся в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в соответствии с частью 3 статьи 18 закона «О полиции», вправе использовать в качестве таковых любые подручные средства. Но неумелое применение подручных средств и отсутствие необходимых навыков их применения, незнание анатомии, уязвимых мест и психологических особенностей поведения собак, а также выбор неправильной тактики обезвреживания животного, может не только не принести желаемого результата, но и даже усугубить общественно опасные последствия нападения животного на граждан и сотрудника полиции.
В-третьих, что касается психологических аспектов такого рода ситуаций оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции, а именно готовности к встрече, в том числе и неожиданной с агрессивным животным, представляющим опасность для жизни и здоровья, то большая часть будущих сотрудников службы участковых уполномоченных полиции проходящих обучение даже не задумывались о том, что такая ситуация может произойти [6, с. 95]. Это подтверждает проведённый среди 94 обучающихся по программам подготовки участковых уполномоченных полиции опрос. Так на вопрос «Думали ли вы, когда-либо о том, что на вас, в процессе осуществления должностных обязанностей может напасть собака?» 88% респондентов ответили отрицательно, 90% опрошенных выбрали бы для обезвреживания собаки применение оружия, причём всего 11% применили бы оружие только для того чтобы отпугнуть животное.
Следующим психологическим аспектом является тактика поведения сотрудника в отношении агрессивно настроенной собаки и ведения переговоров с хозяином животного, представляющего опасность, при наличии такового. Так 77% респондентов не смогли назвать более двух эффективных способов и тактических приёмов психологического воздействия на собаку, а 98% не стали бы даже вступать в переговоры с хозяином, хотя при этом можно было бы избежать применения оружия. Ещё одним проблемным аспектом, который можно отнести к психологическим особенностям при выборе модели поведения сотрудника, выступает то, что собаки относятся к стайным животным, а в стае, как известно, действует чёткая иерархия.
В-четвёртых, в процессе противоборства с агрессивным животным, как потерпевшие, так и сотрудники полиции могут получить травмы и раны от динамического воздействия зубов собаки, зачастую достаточно серьёзные, связанные со значительными кровопотерями, которые в целом создают достаточно специфический травматический комплекс. Именно это обуславливает необходимость скорейшего оказания первой доврачебной помощи пострадавшим, в том числе и сотрудником полиции самому себе. К этому сотрудники службы участковых уполномоченных полиции практически не готовы, 78% опрошенных сотрудников сказали что смогли бы только перевязать пострадавшего при наличии бинта, хотя 8% респондентов были в ситуации, связанной с нападением собаки. Оказывать такую помощь приходится, используя подручные средства. Причём оперативное оказание такой помощи может сохранить жизнеспособность организма пострадавшего, а в некоторых случаях конечности, которые подверглись травматическому воздействию.
Выявленные в ходе проведённого исследования проблемные вопросы, несомненно, требуют комплексного подхода к их разрешению, причём среди указанных проблем наиболее важной и актуальной, объединяющей или так или иначе пресекающейся с другими, является проблема, связанная с профессионально-прикладной физической подготовкой сотрудников службы участковых уполномоченных полиции к физическому противоборству и обезвреживанию собаки, представляющей опасность без применения оружия посредством моделирования типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности.
Процесс моделирования типовых ситуаций, связанных с нападением собак, следует разбивать на несколько последовательных этапов с промежуточной оценкой результатов освоения учебного материала. Примерная структура обучения, по нашему мнению, должна выглядеть следующим образом: 1) самостоятельное изучение лекционных и методических материалов по анатомии, физиологии, психологии собак и первой доврачебной помощи пострадавшим от нападения, с промежуточным контролем в виде тестовых заданий для определения уровня усвоения материала; 2) выездное практическое занятие с посещением кинологического центра или приглашением кинолога со служебной собакой для показа на практике анатомических особенностей и различных ситуаций; 3) теоретическое разрешение типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции, связанных с обезвреживанием собак и построением алгоритмов правомерного поведения сотрудника в соответствии с обстоятельствами и условиями развития ситуации; 4) практическая отработка типовой ситуации по обезвреживанию животного на учебных полигонах с макетами собак. Практическая отработка боевых приёмов борьбы, ударной техники руками, ногами, предметом по уязвимым местам и болевым точкам, а также отработка приёмов стрельбы из оружия для обезвреживания животного с итоговой оценкой навыков.
Считаем необходимым раскрыть несколько аспектов, при учёте которых в обучении в значительной мере увеличится её эффективность и улучшится уровень освоения учебного материала.
Обучение следует начинать с лекции по психологии, физиологии и анатомии собак. Обучение сотрудников и их теоретическую подготовку, а также теоретическое разрешение типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности можно осуществлять дистанционно, при осуществлении самостоятельной работы курсантов и слушателей, а также в рамках профессиональной служебной и
физической подготовки посредством электронной образовательной среды образовательных организаций системы МВД России, или специализированных порталов, что позволит сократить затраты на обучение и повысить его эффективность [7, с. 222]. Перед началом моделирования типовых ситуаций и их разрешения необходимо обратить внимание обучающихся сотрудников на следующие аспекты, необходимые для правильной оценки обстановки и построения правомерных алгоритмов разрешения ситуации:
- Варианты мотивов агрессивного поведения собак, среди которых следует выделить следующие: собаку умышленно натравливает правонарушитель, являющийся её хозяином; когда собака самостоятельно нападает, когда видит, что вы задерживаете её хозяина (расценивая ваши действия, как угрозу или нападение); собака нападает из-за того, что её что-то или кто-то раздражает (люди, делающие угрожающие движения, бурно жестикулирующие, бегущие или просто находящиеся в состоянии опьянения); собака нападает на всё, что движется в силу заболевания или гормональных состояний (инфекционные заболевания - бешенство, чума, энтерит); инфицирование собаки паразитами; заболевания опорно-двигательного аппарата - дисплазия тазобедренных суставов, артриты; пустовка и т.д.). Собака, кроме того, может быть хорошо дрессированной и натасканной на человека, именно такие собаки представляют наибольшую опасность, так как имеют навыки нападения даже на человека вооружённого и могут увернуться от ударов по жизненно важным точкам [8, с. 268].
- Уязвимые места или так называемые жизненные точки собаки, к которым следует отнести: кончик носа; переносицу; запястье; основание черепа; скакательный сустав; солнечное сплетение; живот; середина спины; седалищный бугор; так называемый «переход от морды ко лбу» (который расположен выше пересечения условных линий от левого глаза к правому уху и от правого глаза к левому уху) [9, с. 141].
- Правила поведения сотрудника при столкновении с собакой направленные на избежание их нападения или провоцирование агрессии, к которым следует отнести следующие: не приближайтесь к собаке, находящейся на привязи; не пытайтесь кормить чужих собак; не совершайте действий, которые могут быть восприняты, как агрессия и не отбирайте то, чем играет собака; относитесь к любой собаке с уважением и не прикасайтесь к ним во время сна, еды или в отсутствии хозяина; не запугивайте собаку особенно, если она находится с хозяином, который может быть правонарушителем; не производите задержание хозяина собаки на её глазах; не показывайте волнения или страха перед агрессивно настроенной собакой; не делайте резких движений и не провоцируйте животное; не приближайтесь к животному, даже если оно в наморднике; не убегайте от собаки и не поворачивайтесь к ней спиной, чтобы не спровоцировать проявление охотничьего инстинкта, и не стать лёгкой добычей при нападении сзади; отдавайте твёрдым, уверенным голосом команды: «Фу!», «Стоять!», «Лежать!» «Место!»; можно попробовать показать зубы собаке, угрожающе зарычать или закричать на неё; если подверглись нападению агрессивно настроенной собаки, необходимо выиграть время для отступления или для организации защиты, бросив в её сторону что-нибудь, находящееся под рукой; стараться защитить горло и лицо при помощи палки или любых подручных средств, нанося удары по уязвимым местам собаки.
- Варианты нападения собак. Представляется возможным выделить следующие варианты: спереди, когда собака нападет, уворачиваясь от ударов обороняющегося сотрудника, и старается обойти его справа или слева, чтобы оказаться сзади, после чего пытается укусить за ногу или руку обороняющегося; сзади, когда собака нападает в условиях неочевидности или догоняя сотрудника. Лёгкие собаки могут с разбегу запрыгнуть на спину, стараясь вцепиться в шею или одно из плеч обороняющегося и повиснуть на человеке, средние по весу собаки стараются сбить обороняющегося с ног и прыгают в область поясницы, нанося удар всеми четырьмя лапами, тяжёлые собаки обычно стараются свалить обороняющегося на землю и схватить сотрудника зубами за торс.
- Тактико-технические действия, и боевые приёмы, направленные на обезвреживание собак, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудника полиции, и рекомендации по обучению сотрудников службы участковых уполномоченных полиции этим действиям, к числу которых представляется возможным отнести следующие:
1) Первым технико-тактическим действием сотрудника, подвергшегося нападению собаки, является занятие низкой боевой стойки и приготовление к отражению нападения животного. При этом следует акцентировать внимание обучаемых на том, что стойка должна быть устойчивой, а ноги согнуты в коленях в противном случае животное сможет сбить обороняющегося с ног Кроме того следует обратить внимание, что колени следует свести на разных уровнях. При этом допустимо, чтобы одно из коленей опиралось на землю, это делается для того, чтобы собака не могла вцепиться в паховую область обороняющегося.
2) Следующим действием, которому следует обучать сотрудников - это быстрому подъёму на ноги из положения лёжа на спине без помощи рук, так, как в случае если нападающему животному удалось сбить с ног обороняющегося сотрудника, нужно как можно быстрее без помощи рук, рывком подняться на ноги, приняв боевую стойку, так, как руки необходимы для защиты от нападения и оборонительных действий.
3) Следующим технико-тактическим действием, которому следует обучать сотрудников, является занятие низкой боевой стойки в процессе движения с раз-
воротом в правую или левую сторону на три четверти. Такие действия помогут сотруднику противостоять нападающей на него собаки, которую удалось обнаружить позади себя в последний момент.
4) При отработке, ударов по болевым точкам и боевых приёмов борьбы на макетах следует обращать особое внимание обучающихся сотрудников на то, что в противоборстве с собакой действенны те, же самые приёмы борьбы, что и в отношении людей, только с учётом анатомии. Удары, в отсутствии специальных и подручных средств, следует наносить кулаками, рёбрами ладони, предплечьями локтями, коленями и стопами. Наносить удары головой допустимо лишь в крайних случаях в отсутствии возможности их нанесения руками и ногами. Нанесение ударов следует сочетать с захватами и удушающими приёмами.
5) Хотя удушающие и болевые приёмы для обезвреживания собак отдельно от нанесения ударов и захватов используются на практике относительно редко, им необходимо обучать сотрудников с последующей отработкой в комплексе с ударами. Так удушающий приём на шею животного можно реализовать, только выбрав благоприятный момент, после нескольких кратковременных рывковых захватов направленных на дезориентацию и выведение из равновесия животного. При этом необходимо обратить внимание обучающихся на то, что по возможности не следует делать прямых движений руками, движения должны быть максимально быстрыми, круговыми, чтобы сбить собаку с толку.
6) Следующим действием, которому следует обучать сотрудника, это удушающий приём при котором голову животного берут в замок образованный из предплечий. При этом одним из предплечий необходимо сдавить шею собаки, а кистью этой руки держать предплечье второй руки, которая сдавливает пасть или голову животного в противоположном направлении.
7) При противоборстве с собакой сотруднику всякий раз необходимо пытаться изменять направление её движения и пытаться сбить её с ног нанося резкие удары в область шеи, груди или лопатки, а также в болевые точки и пытаться отдавить лапы. Кроме того, можно попробовать всунуть какой-то предмет в пасть животного, например намотанную на руку куртку, зонт или палку, после чего провести свободной рукой рывковый и удушающий захваты ли нанести удар в основание черепа.
8) В процессе обучения с курсантами и слушателями также необходимо отрабатывать приёмы самостраховки, связанные с падением с высоты собственного роста, вперёд и назад, например, выхваты ног спереди и сзади. Данные навыки могут помочь сотруднику и не получить травмы при падении, и использовать падение в тактических целях для обезвреживания животного. В случае, если собака повисает на спине можно попытаться её раздавить собственным весом при падении назад или сделать попытку растоптать, упав на её спину коленями, после чего произвести удушающий захват за шею животного.
9) Также необходимо напоминать сотрудникам, что если они намерены применить в отношении животного оружие для его обезвреживания, то собака не должна видеть оружия до непосредственного момента его применения, его можно скрывать при помощи куртки наброшенной на руку, загородить от обзора ладонью или локтем, поместить в кармане одежды или за поясом, так как особенно подготовленные собаки могут броситься именно на руку с оружием.
В процессе моделирования ситуаций оперативно-служебной деятельности можно использовать и иные эффективные правомерные тактико-технические действия, направленные на обезвреживание животного, представляющего реальную угрозу жизни или здоровью граждан или сотрудника полиции. Приёмы, применяемые в практической деятельности, могут быть и более радикальными направленными на причинение смерти животному, главное, чтобы действия сотрудника были соразмерны обстоятельствам и степени общественной опасности собаки. Причём обучаемым сотрудникам необходимо напоминать, что собаки достаточно опасны, и если есть возможность избежать физического противоборства с агрессивно настроенной собакой, то не стоит дожидаться атаки, а по возможности без лишнего шума медленно отойти на безопасное расстояние или в сторону выхода, за какую-нибудь преграду дерево или забор.
Итак, для обучения сотрудников службы участковых уполномоченных полиции эффективным правомерным действиям, направленным на обезвреживание собаки, наиболее целесообразно использовать именно анализ и отработку типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности [10, с. 75]. Представляется возможным внести следующие предложения по совершенствованию образовательного процесса в учебных заведениях высшего образования системы МВД России:
1. Разработать и ввести в учебный курс «Огневой подготовки» новое стрелковое упражнение, направленное на отработку практического алгоритма правомерных действий и навыков прицельной и бесприцельной стрельбы из различных положений, направленных на обезвреживание собаки и обеспечение личной безопасности сотрудника, с разработкой соответствующих типов мишеней собак в различных ракурсах, как неподвижных, так и движущихся. Возможно, для проведения тренировок также использование электронных интерактивных тиров. Что позволит закрепить необходимые умения обращения с огнестрельным оружием.
2. Разработать и ввести в учебный курс «Профессионально-прикладной физической подготовки» практические задачи по применению физической силы, специальных и подручных средств, связанные с обезвреживанием собаки, а
также методики обучения, тактическим приёмам и боевым приёмам и правомерным алгоритмам их применения в условиях необходимой обороны или крайней необходимости. Это позволит сформировать навыки правомерного поведения в данной типовой ситуации и способствует повышению уровня готовности и психологической устойчивости к экстремальным ситуациям практической оперативно-служебной деятельности.
3. Разработать и ввести в учебные курсы «Психологии» темы, связанные с изучением поведенческих аспектов сотрудников в отношении собак как бездомных, так и домашних и тактики ведения переговоров с их хозяевами, а также изучение поведенческих аспектов бродячих собак. Это будет в значительной мере способствовать формированию и развитию устойчивого профессиональ-
ного мышления сотрудника, оперативной выработки правомерных алгоритмов поведения и тактически целесообразных действий.
4. В учебном курсе «Первая медицинская помощь» при обучении курсантов и слушателей необходимо ввести специальную тему, посвящённую оказанию первой доврачебной помощи, в случаях получения травм при нападении животных. Это поможет сотрудникам минимизировать последствия нападения собаки, сохранить здоровье, и даже жизнь пострадавшему.
Реализация данных предложений в значительной степени будет способствовать улучшению профессионально-прикладной физической, морально-психологической и тактико-технической подготовки сотрудников для службы участковых уполномоченных полиции.
Библиографический список
1. Власюк И.В. Характеристика повреждений кожного покрова, возникающих при нападении собак. Медицинская экспертиза и право. 2011; 5: 41 - 43.
2. Гричанов А.С. К вопросу о профессиональной защищённости сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств. Материалы XVII Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. и празднованию 20-летия образования кафедры физической подготовки. 2015: 69 - 72.
3. Желонкин В.В., Книс Д.А., Тюкин В.Г. Использование информационно-телекоммуникационных технологий в сфере профессионально-прикладной физической подготовки в электронной информационно-образовательной среде образовательных организаций системы МВД России. Актуальные проблемы развития физической культуры слушателей образовательных организаций МВД России. Орел, 2018.
4. Светличный Е.Г, Балдецкий О.А. Отдельные вопросы огневой подготовки слушателей образовательных учреждений системы МВД. Проблемы современного педагогического образования. 2017; 56 (2): 205 - 211.
5. Светличный Е.Г, Веремьев А.С. Практико-ориентированный подход в огневой подготовке обучающихся в образовательных организациях МВД России. Проблемы современного педагогического образования. 2018; 58 (1): 211 - 215.
6. Калинин С.В., Федулов Б.А., Чернов Ю.Н. Применение ролевых игр в воспитательной работе с будущими сотрудниками полиции. Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2014; 1 (26): 94 - 96.
7. Книс Д.А., Тюкин В.Г, Корнаушенко А.В. Использование метода анализа типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности, связанных с применением физической силы и специальных средств в служебно-прикладной физической подготовке участковых уполномоченных полиции. Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2017 1 (32): 221 - 223.
8. Кравцов С.В., Афиногенов Т.П. Проблемы обучения сотрудников органов внутренних дел защите от нападения собаки. Балтийский гуманитарный журнал. 2018; Т. 7, № 1 (22): 267 - 269.
9. Пряхин А.С. Обучение сотрудников полиции защитным тактико-техническим действиям при нападении собак. Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Физическая подготовка и спорт. Орёл, 2015: 140 - 141.
10. Тюкин В.Г, Гричанов А.С., Корнаушенко А.В., Князев С.А., Книс Д.А. Повышение практической направленности обучения курсантов посредством применения типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности участковых уполномоченных полиции в процессе профессионально-прикладной физической подготовки. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 6 (67): 74 - 77.
References
1. Vlasyuk I.V. Harakteristika povrezhdenij kozhnogo pokrova, voznikayuschih pri napadenii sobak. Medicinskaya 'ekspertiza ipravo. 2011; 5: 41 - 43.
2. Grichanov A.S. K voprosu o professional'noj zaschischennosti sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Sovershenstvovanie professional'noj i fizicheskoj podgotovki kursantov, slushatelej obrazovatel'nyh organizacij i sotrudnikov silovyh vedomstv. MaterialyXVII Mezhdunarodnojnauchno-prakiicheskoj konferencii, posvyaschennoj 70-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941 - 1945 gg. i prazdnovaniyu 20-letiya obrazovaniya kafedry fizicheskoj podgotovki. 2015: 69 - 72.
3. Zhelonkin V.V., Knis D.A., Tyukin V.G. Ispol'zovanie informacionno-telekommunikacionnyh tehnologij v sfere professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki v elektronnoj informacionno-obrazovatel'noj srede obrazovatel'nyh organizacij sistemy MVD Rossii. Aktual'nye problemy razvitiya fizicheskoj kul'tury slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii. Orel, 2018.
4. Svetlichnyj E.G., Baldeckij O.A. Otdel'nye voprosy ognevoj podgotovki slushatelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij sistemy MVD. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017; 56 (2): 205 - 211.
5. Svetlichnyj E.G., Verem'ev A.S. Praktiko-orientirovannyj podhod v ognevoj podgotovke obuchayuschihsya v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; 58 (1): 211 - 215.
6. Kalinin S.V., Fedulov B.A., Chernov Yu.N. Primenenie rolevyh igr v vospitatel'noj rabote s buduschimi sotrudnikami policii. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2014; 1 (26): 94 - 96.
7. Knis D.A., Tyukin V.G., Kornaushenko A.V. Ispol'zovanie metoda analiza tipovyh situacij operativno-sluzhebnoj deyatel'nosti, svyazannyh s primeneniem fizicheskoj sily i special'nyh sredstv v sluzhebno-prikladnoj fizicheskoj podgotovke uchastkovyh upolnomochennyh policii. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2017 1 (32): 221 - 223.
8. Kravcov S.V., Afinogenov T.P. Problemy obucheniya sotrudnikov organov vnutrennih del zaschite ot napadeniya sobaki. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2018; T. 7, № 1 (22): 267 - 269.
9. Pryahin A.S. Obuchenie sotrudnikov policii zaschitnym taktiko-tehnicheskim dejstviyam pri napadenii sobak. Sovershenstvovanie fizicheskoj, ognevoj i takiiko-special'noj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. Fizicheskaya podgotovka i sport. Orel, 2015: 140 - 141.
10. Tyukin V.G., Grichanov A.S., Kornaushenko A.V., Knyazev S.A., Knis D.A. Povyshenie prakticheskoj napravlennosti obucheniya kursantov posredstvom primeneniya tipovyh situacij operativno-sluzhebnoj deyatel'nosti uchastkovyh upolnomochennyh policii v processe professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 74 - 77.
Статья поступила в редакцию 07.11.18
УДК 796.012.1:376.42"465.06/.11"
Fominykh A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State University
n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
Vrublevsky Yu.D., senior teacher, Department of Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),
E-mail: [email protected]
Kulikova M.L., senior teacher, Department of Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),
E-mail: [email protected]
THE INFLUENCE OF THE CORRECTIVE-HEALTHY MOTOR ACTIONS (CHMA) ON THE DEVELOPMENT OF HIGH-SPEED POWER QUALITIES AND THE SPEED OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH DISORDERS OF INTELLIGENCE. At present, an increase of schoolchildren's motor activity in the mode of learning activity is relevant. Therefore, the use of the method of corrective-healthy motor actions (CHMA) in the process of teaching pupils of primary classes of special (correctional) schools of the VIII type proposed by Professor A.A. Dmitriev was timely. The innovative approach of this technique is to combine traditional forms of training with the technique of motor actions. This allows to enhance both the training process and the child's biological development process. The proposed method can help to realize the biological needs of schoolchildren in motion not through an increase in the number of physical culture lessons, but through the use of motor actions at the general educational lessons in primary school. It can also help to overcome the difficulties of teaching pupils with motor and psychophysical disabilities. The purpose of this method is the development of children's speed-power qualities with intellectual disabilities.
Key words: physical training, speed, muscular strength, jumping, running, outdoor games, experimental group, control group.