А.Г. Репьев,
кандидат юридических наук, Барнаульский юридический институт МВД России
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ
INFORMATION AND ANALYTICAL COMPONENT IN ACTIVITIES OF THE DIVISION MANAGER OF DISTRICT POLICE OFFICERS
В статье с организационно-правовых и управленческих позиций исследован информационно-аналитический компонент в деятельности руководителя подразделения участковых уполномоченных полиции. Показаны проблемы формирования и анализа статистической отчетности о результатах деятельности участковых уполномоченных полиции, предложены пути их решения в целях успешного планирования и прогнозирования результатов оперативно-служебной деятельности.
In article from organization-legal and managerial line items the information and analytical component in activities of the division manager of district police officers is researched. Problems offorming and the analysis of the statistical reporting on results of activities of district police officers are shown, ways of their solution for the purpose of successful planning and forecasting of results of operational and service activity are proposed.
С момента своего возникновения служба участковых уполномоченных полиции имела существенные особенности по сравнению с представителями других подразделений органов внутренних дел. В отличие от сотрудников иных направлений, решающих, как правило, лишь одну из правоохранительных задач, участковые уполномоченные работают практически по всем направлениям деятельности полиции [1]. В связи с этим современный руководитель, стремящийся быть компетентным в области управленческих процессов, должен обладать статистическими познаниями. Данная информационно-аналитическая деятельность направлена на изучение всех сфер жизни, иссле -дование различных общественных явлений. Преступления и иные правонарушения, а также меры, принимаемые для их предупреждения, здесь не исключение.
Освоение основных вопросов статистической теории и практики не только позволяет руководителю подразделения участковых уполномоченных полиции расширить кругозор, но и способствует лучшей ориентации в сложных правовых и оперативно-служебных вопросах. Без анализа данных статистической отчетности невозможна целенаправленная деятельность по предупреждению преступлений и иных правонарушений. Особое значение усвоение статистической методологии приобретает для умелого планирования и прогнозирования требуемого результата. В конечном итоге процесс анализа статистической информации позволяет прийти к оценке эффективности деятельности подразделений участковых уполномоченных полиции. Для этого названный процесс необходимо рассматривать как комплексное явление, систему свойств и параметров, которые могут быть количественно выражены в виде постоянных и переменных величин.
Факторы, обуславливающие возможность рассмотрения деятельности участковых уполномоченных полиции через информационно-аналитическую и статистическую системы.
Во-первых, изучение любой деятельности как процесса связано с необходимостью использования математических методов, и рассматриваемый нами случай не исключение, поскольку конкретные профилактические мероприятия, осуществляемые участковым уполномоченным полиции (обходы, беседы и др.), так или иначе проявляются через количественную совокупность составляющих ее элементов.
Во-вторых, необходимо понимать, что описать и охарактеризовать деятельность участкового уполномоченного полиции и, тем более, дать заключение о ее эффективности или неэффективности одними только количественными методами нельзя. Вместе с тем для предметного объяснения, к примеру, причин повышения числа совершенных преступлений и правонарушений на административном участке только качественного анализа также недостаточно. Поскольку сама преступность как социальное явление определяется содержательными и формальными признаками, то и профилактическая деятельность участкового уполномоченного полиции может характеризоваться количественными и качественными показателями, подлежащими статистическому анализу.
Следовательно, между статистической наукой в ее узком понимании и практикой деятельности участковых уполномоченных полиции существуют тесная связь и зависимость. Статистическая наука использует конкретные данные — результаты повседневной деятельности участковых уполномоченных полиции, обобщает их и разрабатывает методы и способы повышения ее эффективности. В свою очередь, в практической деятельности применяются теоретические положения статистической науки для решения конкретных задач.
Формирование статистической отчетности руководителем о результатах деятельности участковых уполномоченных полиции. Представленный процесс является результатом определенного исследования, проведенного на основе так называемого статистического метода. Он включает в себя пять этапов:
1) статистическое наблюдение, т. е. сбор первичного статистического материала;
2) его обобщение (сводную обработку собранных данных, в процессе которой производится подсчет итогов, расчет сводных (обобщающих) показателей);
3) представление результатов в виде таблиц и графиков;
4) анализ, в ходе которого выявляются закономерности исследуемой статистической совокупности, взаимосвязи между различными ее составляющими;
5) содержательную интерпретацию обобщающих показателей, т. е. заключение, которое можно сделать из результатов анализа, — представленные цифры могут подтверждать или опровергать предлагаемые гипотезы.
Результаты статистического наблюдения выражаются прежде всего в абсолютных величинах (показателях). Так, наиболее простым показателем анализа динамики является абсолютный прирост уровня. Он показывает, на сколько единиц увеличился или уменьшился уровень по сравнению с тем, который принят за базу. Абсолютный прирост равен разности между сравниваемым и базисным уровнями и выражается в тех же единицах, в которых измерены уровни ряда динамики.
Применительно к деятельности участковых уполномоченных полиции абсолютный прирост показателя, как правило, наиболее интересен по тем позициям, которые считаются приоритетными. Так, в соответствии с приказом МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040 [2] одним из критериев ведомственной оценки подразделения участковых уполномоченных полиции выступает выявление преступлений превентивной направленности (ст. ст. 112, 115, 116, 116(1), 117, 119, 150, 151, 151(1), 156, ч.ч. 1, 2 ст. 213, ст.ст. 232, 241, 264(1), 314(1), 322(1), 322(2), 322(3) Уголовного кодекса Российской Федерации). Руководители подразделений участковых уполномоченных полиции в буквальном смысле на ежедневной основе отслеживают количество выявленных составов, сопоставляя данные с одним из уровней (день, неделя, месяц и т. д.).
Положительным в управленческом плане является вычисление среднего нагрузочного показателя по количеству выявленных преступлений, а также определение удельного веса искомого показателя в структуре общего массива данных. Последующее сопоставление полученных данных с результатами каждого конкретного сотрудника позволит стимулировать повышение эффективности служебной деятельности, поспособствует более объективному оцениванию результатов.
Темп роста показывает, во сколько раз сравниваемый уровень больше базисного или какую часть его составляет. Исчисляется он путем деления сравниваемого (текущего) уровня на базисный. Темп прироста показывает относительную величину прироста, т. е. величину абсолютного прироста по отношению к базисному уровню. Участковому уполномоченному полиции подобные сведения необходимы сразу в нескольких
случаях. К примеру, при подготовке информационно-аналитической записки о состоянии общественного порядка и общественной безопасности для проведения отчета перед населением, при проведении ежемесячного анализа складывающейся оперативной обстановки на обслуживаемом административном участке. Так, для внесения руководству территориального органа МВД России на районном уровне предложений по повышению эффективности профилактической работы на обслуживаемых участках, а также по расстановке нарядов патрульно-постовой службы полиции ему необходимо иметь представление о величине прироста преступлений тех видов, которые наиболее негативно сказываются на криминогенной обстановке.
В связи с этим определенной проблемой для руководителей службы участковых уполномоченных полиции выступают распространенные и типичные способы влияния на статистические показатели работы без повышения эффективности профилактической деятельности, которые обусловлены рядом обстоятельств. Во-первых, личностными качествами руководителей и отдельных сотрудников. Во-вторых, неэффективностью системы оценки результатов их работы, подталкивающей практику к фальсификации. К примеру, часто используемым приемом завышения количественных показателей о взыскиваемости штрафов, наложенных на правонарушителей за совершение административных правонарушений, является снижение числа вновь документированных правонарушений. Данный процесс негативно скажется на профилактической составляющей применения административного законодательства, обеспечении общественной безопасности и правопорядка. Однако на долевых показателях взыскивае-мости административных штрафов по конкретному территориальному органу это скажется положительно.
Именно поэтому научно-обоснованная система информационно-аналитической работы, строящаяся в т. ч. на статистической отчетности, должна:
- ориентировать службу участковых уполномоченных полиции на реализацию приоритетных задач борьбы с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
- нацеливать руководство подразделения на поиск неиспользованных резервов, более рациональное распределение имеющихся в их распоряжении сил и средств;
- в значительной степени нейтрализовать действие негативных стимулов, способствующих искусственному завышению показателей, создать
условия для активного реагирования сотрудников органов внутренних дел на все заявления и сообщения о преступлениях и иных правонарушениях, в том числе путем оценки интенсивности и качества работы.
При анализе и оценке оперативно-служебной деятельности участковых уполномоченных полиции как в целом, так и по отдельным направлениям используются разные методики. Качественно-количественные характеристики самых различных показателей деятельности унифицируются таким образом, чтобы появилась возможность их сравнивать, сопоставлять, соизмерять как схожие величины.
Роль современных информационных технологий в обеспечении процесса управления деятельностью участковых уполномоченных полиции.
Главным управлением по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — ГУОООП) МВД России активно внедряется в практическую деятельность Сервис обеспечения охраны общественного порядка (далее — СООП). Данный ресурс предназначен для совершенствования информационного обеспечения органов внутренних дел, а также повышения эффективности деятельности территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях.
Ресурс позволяет формировать статистические показатели о результатах оперативно-служебной деятельности подразделений системы МВД России не только в автоматизированном виде, через интегрированные банки данных федерального (ИБД-Ф) и регионального (ИБД-Р) уровней. Сервисом предусмотрена также и возможность поиска данных по запросам с различными критериями.
Вместе с тем, не умаляя заслуг разработчиков данного сервиса и программного обеспечения к нему, отметим, что, по мнению ученых и практиков, а также с учетом практической апробации, эта деятельность будет осложнена рядом факторов.
В первую очередь возникает вопрос об оснащении участковых уполномоченных полиции служебными компьютерами и оргтехникой. Автором настоящего исследования изучены результаты оперативно-служебной, профилактической, уголовной и административной деятельности, а также анонимного анкетирования участковых уполномоченных полиции и их руководителей девятнадцати субъектов Российской Федерации. В исследовании приняли участие подразделения организации деятельности
участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Республик Дагестан и Татарстан; Алтайского, Краснодарского, Приморского, Ставропольского и Хабаровского краев; Астраханской, Белгородской, Вологодской, Калининградской, Кемеровской, Курганской, Мурманской, Новосибирской, Пензенской, Рязанской, Свердловской и Тамбовской областей. Установлено, что за последние годы данный компонент оперативно-служебной деятельности серьезным образом укрепился. Обеспеченность ком-
пьютерами и оргтехникой в целом по стране достаточно высокая и превышает в отдельных регионах из 19 задействованных в исследовании 90% (ГУ МВД России по Ставропольскому краю), а в среднем по стране составляет 73,2%. Вместе с тем при организации информационно-аналитической и статистической работы ключевое значение приобретает наличие компьютеров, подключенных к ресурсам интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы (далее - ИМТС).
Обеспеченность участковых уполномоченных полиции отдельных регионов Российской Федерации служебными компьютерами и оргтехникой
Интересующие нас показатели приведены ниже, и они не в полной мере отвечают вызовам времени (рис.). Средняя доля интегрированности компьютеров участковых уполномоченных полиции с ИМТС составляет 43,7%. К примеру, в Управлении МВД России по г. Калининграду доля компьютеров участковых уполномоченных полиции, оснащенных доступом к ИМТС, составляет лишь 11%, в Управлении МВД России по г. Екатеринбургу — 18%, в Управлении МВД России по г. Владивостоку — 24%. Обращает на себя внимание еще и тот факт, что данные, приведенные в сравнительной диаграмме, характеризуют состояние оснащенности в крупных республиканских, краевых и областных центрах. Полагаем,
что ситуация в сельских населенных пунктах будет выглядеть далеко не аналогичной.
Другой проблемой является внесение информации в компоненты сервиса и ее корректировка. Очевидно, что данный процесс достаточно трудоемкий и затратный по времени. Последнего, к слову сказать, у участковых уполномоченных полиции едва хватает на выполнение основных направлений оперативно-служебной деятельности. Проведенное исследование показывает, что среднее время, затрачиваемое участковыми уполномоченными полиции как в городе, так и в сельской местности на выполнение всех служебных обязанностей, вдвое, а то и больше, превышает восьмичасовой рабочий день.
Полагаем необходимым предусмотреть возможность расширения штатной численности подразделений участковых уполномоченных полиции. С учетом современных экономических условий, а также специфики работы со статистическими сведениями, решение этой проблемы возможно путем введения в штат службы дополнительных единиц из числа вольнонаемного персонала.
В целях повышения качества и результативности деятельности каждого сотрудника руководителями подразделений участковых уполномоченных полиции должно уделяться постоянное внимание совершенствованию ее информационно-аналитического направления, в т. ч. формированию статистической отчетности. Кроме того, каждый руководитель территориального органа МВД России на районном уровне обязан осуществлять контроль за этой работой. Практика организации деятельности данных подразделений позволяет выделить три наиболее актуальных его направления.
Во-первых, это улучшение системы статистических показателей с целью более полного и точного отражения состояния и тенденций развития преступности, а также деятельности органов внутренних дел в целом и участковых уполномоченных полиции в частности.
Во-вторых, использование математических методов с целью углубления аналитических исследований в процессе обработки статистической информации.
В-третьих, автоматизация сбора и обработки статистической информации, внедрение информационных технологий с целью сокращения времени на обработку и учет данных о результатах деятельности сотрудников, выработка эффективных форм их повышения.
Безусловно, при организации данной работы особую важность приобретает обеспечение информационной безопасности при эксплуатации различных ведомственных информационных ресурсов и систем, защита персональных данных. На этот аспект ранее обращалось внимание специалистов [3].
Выделенные аспекты при их правильной реализации непременно должны сказаться на повышении эффективности повседневной работы
участковых уполномоченных полиции, оптимизации рационального использования личного состава по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Репьев А. Г. Деятельность службы участковых уполномоченных полиции в период реформирования системы МВД России: историко-право-вой и прикладной аспекты // Вестник Воронежского института МВД России. — 2013. — № 3. — С. 203—206.
2. Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040 (в ред. 1 декабря 2016 г.) // СТРАС «Юрист». 2017. — URL: file://192.168.0.110/Aips/t.bat.
3. Рогозин Е. А., Попов А. Д., Шагиров Т. В. Проектирование систем защиты информации от несанкционированного доступа в автоматизированных системах органов внутренних дел // Вестник Воронежского института МВД России. —
2016. — № 2. — С. 174—182.
REFERENCES
1. Repev A. G. Deyatelnost sluzhby i uchastkovyih upolnomochennyih politsii v period re-formirovaniya sistemyi MVD Rossii: istoriko-pravovoy i prikladnoy aspektyi // Vestnik Voronezh-skogo institute MVD Rossii. — 2013. — # 3. — S. 203—206.
2. Voprosyi otsenki deyatelnosti territorialnyih organov Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Fed-eratsii : prikaz MVD Rossii ot 31 dekabrya 2013 g. # 1040 (v red. 1 dekabrya 2016 g.) // STRAS «Yurist».
2017. — URL: file://192.168.0.110/Aips/t.bat.
3. Rogozin E. A., Popov A. D., Shagirov T. V. Proektirovanie sistem zaschityi informatsii ot nesanktsionirovannogo dostupa v avtomatizirovan-nyih sistemah organov vnutrennih del // Vestnik Vo-ronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2016. — # 2. — S. 174—182.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Репьев Артем Григорьевич. Старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел. Кандидат юридических наук. Барнаульский юридический институт МВД России. E-mail: [email protected]
Россия, 656000, г. Барнаул, ул. Чкалова, 49. Тел. (8-385-2) 379-318.
Repev Artem Grigoyevich. Senior lecturer of the chair of Administrative Law and Administrative Activity of Law-Enforcement Bodies. Candidate of Jurisprudence.
Barnaul Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 656000, Barnaul, Chkalova Str., 49.Tel. (8-385-2) 379 318.
Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции; статистика; информационное обеспечение; организация деятельности.
Key words: district police officer; statistics; information support; organization of activities.
УДК 351.741
ИЗДАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Насонова И. А.
Сравнительное исследование порядка производства осмотра в уголовном процессе Белоруссии и России : учебное пособие / И. А. Насонова, Ю. П. Шкаплеров, Л. И. Родевич. - Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2017. - 128 с.
В пособии рассматриваются проблемы нормативной регламентации и практики проведения осмотра в досудебном производстве Республики Беларусь и Российской Федерации, раскрываются содержание понятий, основания, условия и порядок проведения данного следственного действия, сформулированы предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства и правоприменительной деятельности органов уголовного преследования. Предназначено для студентов, курсантов, аспирантов, адъюнктов и преподавателей юридических вузов, научных работников, а также сотрудников правоохранительных органов.