также методики обучения, тактическим приёмам и боевым приёмам и правомерным алгоритмам их применения в условиях необходимой обороны или крайней необходимости. Это позволит сформировать навыки правомерного поведения в данной типовой ситуации и способствует повышению уровня готовности и психологической устойчивости к экстремальным ситуациям практической оперативно-служебной деятельности.
3. Разработать и ввести в учебные курсы «Психологии» темы, связанные с изучением поведенческих аспектов сотрудников в отношении собак как бездомных, так и домашних и тактики ведения переговоров с их хозяевами, а также изучение поведенческих аспектов бродячих собак. Это будет в значительной мере способствовать формированию и развитию устойчивого профессиональ-
ного мышления сотрудника, оперативной выработки правомерных алгоритмов поведения и тактически целесообразных действий.
4. В учебном курсе «Первая медицинская помощь» при обучении курсантов и слушателей необходимо ввести специальную тему, посвящённую оказанию первой доврачебной помощи, в случаях получения травм при нападении животных. Это поможет сотрудникам минимизировать последствия нападения собаки, сохранить здоровье, и даже жизнь пострадавшему.
Реализация данных предложений в значительной степени будет способствовать улучшению профессионально-прикладной физической, морально-психологической и тактико-технической подготовки сотрудников для службы участковых уполномоченных полиции.
Библиографический список
1. Власюк И.В. Характеристика повреждений кожного покрова, возникающих при нападении собак. Медицинская экспертиза и право. 2011; 5: 41 - 43.
2. Гричанов A.C. К вопросу о профессиональной защищённости сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств. Материалы XVII Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. и празднованию 20-летия образования кафедры физической подготовки. 2015: 69 - 72.
3. Желонкин В.В., Книс ДА, Тюкин В.Г. Использование информационно-телекоммуникационных технологий в сфере профессионально-прикладной физической подготовки в электронной информационно-образовательной среде образовательных организаций системы МВД России. Актуальные проблемы развития физической культуры слушателей образовательных организаций МВД России. Орел, 2018.
4. Cветличный Е.Г, Балдецкий ОА Отдельные вопросы огневой подготовки слушателей образовательных учреждений системы МВД. Проблемы современного педагогического образования. 2017; 56 (2): 205 - 211.
5. Cветличный Е.Г, Веремьев A.C. Практико-ориентированный подход в огневой подготовке обучающихся в образовательных организациях МВД России. Проблемы современного педагогического образования. 2018; 58 (1): 211 - 215.
6. Калинин СВ., Федулов БА, Чернов Ю.Н. Применение ролевых игр в воспитательной работе с будущими сотрудниками полиции. Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2014; 1 (26): 94 - 96.
7. Книс ДА, Тюкин В.Г, Корнаушенко AÉ. Использование метода анализа типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности, связанных с применением физической силы и специальных средств в служебно-прикладной физической подготовке участковых уполномоченных полиции. Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2017 1 (32): 221 - 223.
8. Кравцов СВ., Aфиногенов Т.П. Проблемы обучения сотрудников органов внутренних дел защите от нападения собаки. Балтийский гуманитарный журнал. 2018; Т. 7, № 1 (22): 267 - 269.
9. Пряхин A.C. Обучение сотрудников полиции защитным тактико-техническим действиям при нападении собак. Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Физическая подготовка и спорт. Орёл, 2015: 140 - 141.
10. Тюкин В.Г, Гричанов A.C., Корнаушенко AE., Князев C.A., Книс ДА Повышение практической направленности обучения курсантов посредством применения типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности участковых уполномоченных полиции в процессе профессионально-прикладной физической подготовки. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 6 (67): 74 - 77.
References
1. Vlasyuk I.V. Harakteristika povrezhdenij kozhnogo pokrova, voznikayuschih pri napadenii sobak. Medicinskaya 'ekspertiza i pravo. 2011; 5: 41 - 43.
2. Grichanov A.S. K voprosu o professional'noj zaschischennosti sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Sovershenstvovanie professional'noj i fizicheskoj podgotovki kursantov, slushatelej obrazovatel'nyh organizacij i sotrudnikov silovyh vedomstv. MaterialyXVII Mezhdunarodnojnauchno-prakiicheskoj konferencii, posvyaschennoj 70-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941 - 1945 gg. i prazdnovaniyu 20-letiya obrazovaniya kafedry fizicheskoj podgotovki. 2015: 69 - 72.
3. Zhelonkin V.V., Knis D.A., Tyukin V.G. Ispol'zovanie informacionno-telekommunikacionnyh tehnologij v sfere professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki v elektronnoj informacionno-obrazovatel'noj srede obrazovatel'nyh organizacij sistemy MVD Rossii. Aktual'nye problemy razvitiya fizicheskoj kul'tury slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii. Orel, 2018.
4. Svetlichnyj E.G., Baldeckij O.A. Otdel'nye voprosy ognevoj podgotovki slushatelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij sistemy MVD. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017; 56 (2): 205 - 211.
5. Svetlichnyj E.G., Verem'ev A.S. Praktiko-orientirovannyj podhod v ognevoj podgotovke obuchayuschihsya v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; 58 (1): 211 - 215.
6. Kalinin S.V., Fedulov B.A., Chernov Yu.N. Primenenie rolevyh igr v vospitatel'noj rabote s buduschimi sotrudnikami policii. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2014; 1 (26): 94 - 96.
7. Knis D.A., Tyukin V.G., Kornaushenko A.V. Ispol'zovanie metoda analiza tipovyh situacij operativno-sluzhebnoj deyatel'nosti, svyazannyh s primeneniem fizicheskoj sily i special'nyh sredstv v sluzhebno-prikladnoj fizicheskoj podgotovke uchastkovyh upolnomochennyh policii. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2017 1 (32): 221 - 223.
8. Kravcov S.V., Afinogenov T.P. Problemy obucheniya sotrudnikov organov vnutrennih del zaschite ot napadeniya sobaki. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2018; T. 7, № 1 (22): 267 - 269.
9. Pryahin A.S. Obuchenie sotrudnikov policii zaschitnym taktiko-tehnicheskim dejstviyam pri napadenii sobak. Sovershenstvovanie fizicheskoj, ognevoj i takíiko-special'noj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. Fizicheskaya podgotovka i sport. Orel, 2015: 140 - 141.
10. Tyukin V.G., Grichanov A.S., Kornaushenko A.V., Knyazev S.A., Knis D.A. Povyshenie prakticheskoj napravlennosti obucheniya kursantov posredstvom primeneniya tipovyh situacij operativno-sluzhebnoj deyatel'nosti uchastkovyh upolnomochennyh policii v processe professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 74 - 77.
Статья поступила в редакцию 07.11.18
УДК 796.012.1:376.42"465.06/.11"
Fominykh A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State University
n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
Vrublevsky Yu.D., senior teacher, Department of Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),
E-mail: [email protected]
Kulikova M.L., senior teacher, Department of Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),
E-mail: [email protected]
THE INFLUENCE OF THE CORRECTIVE-HEALTHY MOTOR ACTIONS (CHMA) ON THE DEVELOPMENT OF HIGH-SPEED POWER QUALITIES AND THE SPEED OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH DISORDERS OF INTELLIGENCE. At present, an increase of schoolchildren's motor activity in the mode of learning activity is relevant. Therefore, the use of the method of corrective-healthy motor actions (CHMA) in the process of teaching pupils of primary classes of special (correctional) schools of the VIII type proposed by Professor A.A. Dmitriev was timely. The innovative approach of this technique is to combine traditional forms of training with the technique of motor actions. This allows to enhance both the training process and the child's biological development process. The proposed method can help to realize the biological needs of schoolchildren in motion not through an increase in the number of physical culture lessons, but through the use of motor actions at the general educational lessons in primary school. It can also help to overcome the difficulties of teaching pupils with motor and psychophysical disabilities. The purpose of this method is the development of children's speed-power qualities with intellectual disabilities.
Key words: physical training, speed, muscular strength, jumping, running, outdoor games, experimental group, control group.
А.В. Фоминых, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры и спорта Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]
ЮД. Врублевский, ст. преп. каф. физической культуры и спорта Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]
МЛ Куликова, ст. преп. каф. физической культуры и спорта Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ (КОДД)
НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ И БЫСТРОТЫ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
В настоящее время актуальным является увеличение двигательной активности школьников в режиме учебной деятельности. Поэтому использование методики коррекционно-оздоровительных двигательных действий (КОДД) в процессе обучения учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида, предложенная профессором Дмитриевым А.А. была своевременной. Инновационный подход этой методики заключается в соединении традиционных форм обучения с методикой двигательных действий. Это позволяет активизировать как процесс обучения, так и биологический процесс развития ребенка. Предлагаемая методика может помочь реализовать биологические потребности школьников в движении не через увеличение количества уроков физической культуры, а за счет использования двигательных действий на общеобразовательных уроках в начальных классах, а также помочь преодолеть трудности обучения учащихся с двигательными и психофизическими отклонениями, целью которой является развитие скоростно-силовых качеств детей с нарушением интеллекта.
Ключевые слова: физическая культура, быстрота, мышечная сила, прыжок, бег, подвижные игры, экспериментальная группа, контрольная группа.
Как показывает статистика, из всех нарушений здоровья, нарушение интеллекта является самой распространенной. Эта категория детей имеет нервно-психическое недоразвитие из-за необратимого поражения головного мозга. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения восьмого вида созданы для детей с нарушением интеллекта (с умственной отсталостью). По данным Министерства образования и науки России, в них обучаются более 180 тысяч детей, что составляет примерно 70% от общего числа обучающихся во всех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Около 26 тысяч детей с нарушением интеллекта обучаются в специальных (коррекционных) классах образовательных школ [1, с. 8]. Специалисты, занимающиеся данной категорией детей, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками, как в клинической картине, так и в комплексном проявлении физических, психических, интеллектуальных качеств.
Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций и непродуктивности движений. Наблюдаются отставания в физическом развитии. По мнению Шипицыной Л.М., у детей с умеренной умственной отсталостью моторная недостаточность обнаруживается в 90-100% случаев [2, с. 155]. Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков и метаний.
Развитие мышечной силы необходимо в целях обучения двигательным действиям, коррекции и компенсации двигательных нарушений, поддержанию работоспособности и развития физических кондиций, достижения результатов в выбранном виде спорта, активного отдыха, нормализации веса и коррекции телосложения. Методы развития силы носят избирательный и в основном щадящий характер и зависят от возраста, пола, состояния сохранных функций и физических возможностей учащихся.
Скоростные способности для умственно-отсталых детей необходимы в бытовой, учебной, спортивной и трудовой деятельности. Скоростные качества и реагирующая способность зависят от состояния центральной и периферической нервной системы, от психических функций (ощущение, восприятие, внимание), от уровня координационных способностей, от особенностей характера и поведения. У детей с умственной отсталостью, как минимум один или несколько из перечисленных факторов имеют дефектную основу и поэтому тормозят развитие скоростных способностей. Для развития скоростно-силовых качеств используется множество методических приемов. Некоторые из них были использованы в данной работе. Это: создание облегченных условий выполнения упражнений; выполнение простых движений с максимальной частотой; повторение циклических упражнений в течение 5-6 секунд с максимальной частотой; эстафеты, игры и задания, включающие элементы соревнований.
Скоростные качества у детей с нарушением интеллекта развиваются очень медленно, темп развития носит индивидуальный характер, а сенситивный период 10 - 11 лет. Поэтому соединение традиционных форм обучения с методикой двигательных действий может помочь в развитии скоростно-силовых качеств и быстроты.
Составляющими методики КОДД являются «Алфавит телодвижений и координационно-оздоровительные игры в движении».
«Алфавит телодвижений» состоит из тридцати трех двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух и зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство, изображают эту букву. И наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображенную букву [1, с. 36]. В выполнение действия участвуют не только мышцы, но и другие органы, в частности
органы чувств: зрение и слух. Таким образом, вырабатываются новые условные рефлексы, что способствует развитию многих функций головного мозга.
Коррекционно-оздоровительные игры в движении представляют собой модификации подвижных игр с учетом особенностей умственно-отсталых детей, либо оригинальные, специально-разработанные игры [3, с. 71]. Основными требованиями к играм являются: совмещение в деятельности детей элементов игры и обучения; постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры; повышение умственной активности ребенка в режиме предлагаемых задач; оздоровительная направленность игр. Игры развивают у детей различные качества, в том числе развиваются скоростно-силовые качества, улучшается быстрота движений. Из-за наличия у учащихся коррекционных школ восьмого вида разнообразных дефектов психического и физического развития, игра решает и коррекционные задачи. Создается необходимая связь между физическими и умственными действиями, которые ведут к более действенному развитию у детей нарушений интеллекта.
Цель исследования: выявить эффективность использования методики КОДД для развития скоростно-силовых качеств и быстроты движений у детей с легкой и умеренной умственной отсталостью.
Задачи: Использовать методику КОДД для коррекции и развития скорост-но-силовых качеств и быстроты движений у детей с легкой и умеренной умственной отсталостью.
«Международная классификация психических и поведенческих расстройств (МКБ-10) рассматривает различные проявления врожденного слабоумия под единым названием «Умственная отсталость». Степень умственной отсталости определяется интеллектуальным коэффициентом iQ (отношение психического возраста к паспортному). В соответствии с данными МКБ-10 психическая норма составляет 70-100% iQ, легкая умственная отсталость 50-69 iQ, умеренная умственная отсталость 35-49 iQ [2, с. 147]».
Обучение и воспитание детей с легкой и умеренной умственной отсталостью в настоящее время осуществляется в основных общеобразовательных школах с адаптивными образовательными программами.
Ранее, до 2017 года, они именовались, как специальные коррекционные школы восьмого вида.
Установлено, что важным нарушением двигательной сферы детей с нарушением интеллекта является отставание от здоровых сверстников в развитии физических качеств: силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15-30%; быстроты реакции, частоты движений рук, ног скорости одиночного движения на 10-15%; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15-30% [2, с. 156].
Для определения влияния КОДД на развитие скоростно-силовых качеств учащихся начальных классов в МБОУ ООШ № 17 с адаптивными образовательными программами города Абакана, был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте участвовали две группы учащихся девяти лет одного пола: одна экспериментальная (ЭГ), вторая контрольная (КГ). В каждой группе по десять учащихся одинаковой степени умственной отсталости (легкой и умеренной).
В течение учебного года учащиеся экспериментальной группы занимались по методике КОДД на занятиях по физической культуре, на больших переменах и внеурочных формах физической культуры, а в контрольной группе занятия проводились по обычной программе в таком же объеме физической нагрузки. Для выявления исходных и конечных данных уровня скоростно-силовых качеств и быстроты движений, учащиеся экспериментальной и контрольной группы были протестированы в начале и в конце эксперимента. Для исследования скорост-
ISSN 1991-54g7.MMPHAyKM,KyjribTyPbl, 07РАЗ0ВАНИЯ. № ^(73)^018
но-силовых ^г^че^т^ и аю'^р^тыдтоженийиот пpoвдддныlcмхдд-
ющие эксперименты.
1.Деыйервделехия сылростыо-йшхЕ^|51х^г^ел^'^в ле^олымил<^н пвеылк в дливр с места, толчооыдвумхиогачи.ЫырежненвхпрехидилисьыохРлеприия-той методике, предлагаемой В.И. Ляхом. Прыжки в длину с места толчком двумя йогамо проеыыпилйср в усыюыияы ыпортрвыегоедо. Пдруддачдюыы учитель показывал ученикам, как нужно выполнять прыжок. После разминки, ка-жд ому участнику давалось три попытки, т.е. каждый испытуемый выполнял три прыжка подряд. Каждый результат измерялся и заносился в протокол. Конечный результат определялся по лучшей попытке.
Таблица 1
Динамика результатов прыжка в длину
Группа Сент ябрь Май Прирост, см Прирост, %
КГ 101 104 3 2,97
ЭГ 9 9 108 9 9,2
РисА. Показателиприроста прыжкав длину
Наиболее наглядно это видно на рисунке № 1, что учащиеся эксперимен-таохнойгруупы имдютлуишвдйоказаоепы природру рдз^ытчтон.хем ^ащндор контрольной группы.
Таким образом, полученные результаты развития скоростно-силовых ка-чеслопозвопеюыхтеыагй пывoеoтом,чтуpaзвитипэтиoкoрeств ^п^ы^п^^е^т бы-Pйpпe,лcуиpдгчлячыл иыпольхтенся в г^х^с^ч^ов^^ обленил кеКыСДД. Мь>1 ррэд полдraхм, ччдчтов ка кв^х, мере oбyржoпocвaeтсс pлхемcпвlчм ихысльзова-хвым пpыlжндрыcyпрaжнeиыйcовpeмянчeенPгor!poылoвa. ры1жкз
илполыоовалисхвтакиыпoдйижйHlчигппc-, кaк«ЛугрпJедa», «Hlпыlжнирикoвнaм, «Ю^^с^ыокв^^ и д^хие.
2. ыли гccрeлпcониы ыaывиыйяOыcтpoтыдввжовнT, Ы^^ДПЛО^^^Н йедр -бег на 30 метров.
лип «ов-рлиивна шкoпинoмoтеиилыe. их ко^^н^^нНо с"ы|эзх> ученик становился в положение высокого старта. По команде «Марш!» испытуемый бежал до линии финиша. Результат ученика, выполнившего упражнение,
Библиографический список
определялся по времени, а именно в секундах. Все данные заносились в таблицы.
Таблица 2
Динамика показателейбега на 30 метров
Группа Сентябрь Май Прирост, см Прирост, %
ЭГ 7,8 7,7 0,1 1,3
КГ 7,9 7,5 0,4 5,06
5,06 1
■ Прирост, см
■ Прирост, %
1,3
од
Рис. 2. Показатели прироста результатов в беге на 30 метров
На основании вышеприведенных показателей, можно полагать, что достижения учеников экспериментальной группы в беге на 30 метров, в значительной мере зависят от регулярного использования на уроках физкультуры и внеурочных формах проведения занятий специально подобранных эстафет, подвижных игр и заданий, включающих элементы соревнований, что способствует развитию быстротыдвижений.
Заключение
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что, несмотря на то, что умственная отсталость - явление необратимое, это не значит, что она не поддается коррекции. Постепенность и доступность дидактического материала при занятии физическими упражнениями, использование новых методик создают предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, а также для развития физических качеств и способностей, которые необходимы в жизнедеятельности ребенка. Опытным путем было подтверждено, что обучение происходит быстрее, если информация поступает одновременно с рецепторов зрительного, двигательного и слухового анализаторов. Двигательный образ становится ярче и быстрее запоминается занимающимися, а методика «Коррекционно-оздоровительных двигательных действий» включает все эти элементы, а это говорит о том, что применение методики КОДД в начальных классах у детей с легкой и умеренной умственной отсталостью положительно влияет на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты движений.
1. Веневцев С.И., Дмитриев А.А. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры. ФГУП: Советский спорт.
2. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Под редакцией С.П. Евсеева. Москва: Советский спорт, 2001.
3. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии. Под общей редакцией. Л.В. Шапковой. Москва: Советский спорт, 2002.
4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. Москва: Просвещение, 1995.
References
1. Venevcev S.I., Dmitriev A.A. Ozdorovlenie i korrekciya psihofizicheskogo razvitiya detej s narusheniem intellekta sredstvami adaptivnoj fizicheskoj kul'tury. FGUP: Sovetskij sport.
2. Shapkova L.V. Sredstva adaptivnoj fizicheskoj kul'tury: Metodicheskie rekomendacii po fizkul'turno-ozdorovitel'nym i razvivayuschim zanyatiyam detej s otkloneniyami v intellekiual'nom razvitii. Pod redakciej S.P. Evseeva. Moskva: Sovetskij sport, 2001.
3. Korrekcionnye podvizhnye igry i uprazhneniya dlya detej s narusheniyami v razvitii. Pod obschej redakciej. L.V. Shapkovoj. Moskva: Sovetskij sport, 2002.
4. Zabramnaya S.D. Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika umstvennogo razvitiya detej. Moskva: Prosveschenie, 1995.
Статья поступила в редакцию 10.11.18
УДК 378
Hashegulgova Zh.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, English Language Department, Ingush State University (Magas, Russia),
E-mail: [email protected]
Sagova M.B., Cand. of Sciences Philology, senior teacher, English Language Department, Ingush State University (Magas, Russia),
E-mail: [email protected]
THE MEANING OF COMMUNICATIVE METHODOLOGY OF TEACHING ENGLISH LANGUAGE TO STUDENTS. The article examines the basics of the communicative methodology of teaching English to students. The modern communicative method is a harmonious combination of many ways of teaching foreign languages, being, perhaps, on top of the evolutionary pyramid of various educational methods. Using the communicative teaching method removes the language barrier. The grammar is mastered in the process of communication in the language: the student first memorizes words, expressions, language formulas, and only then begins to understand what they are in a grammatical sense.
Key words: communicative competence, model, communicative method, student, English.