Научная статья на тему 'Применение интерактивных технологий в процессе подготовки к олимпиаде по математике'

Применение интерактивных технологий в процессе подготовки к олимпиаде по математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ / OLYMPIAD MOVEMENT / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ / GEOMETRIC PROBLEMS OF HIGH COMPLEXITY / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE LEARNING TECHNOLOGIES / МЕТОДИКА РАБОТЫ ПОМОГАЮТ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ / METHODOLOGY OF WORK WITH GIFTED STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прояева И.В., Колобов А.Н.

Данная статья посвящена одному из самых актуальных вопросов современной школы олимпиадному движению. Основное внимание в работе авторы уделяют правильной мотивации необходимости участия обучающихся в данном движении и правильной подготовке к нему. Олимпиады школьников, прежде всего предметные олимпиады, в условиях современной школы являлись и являются действенным средством формирования мотивации к учению, повышению познавательной активности учащихся, развитию их творческих способностей, стимуляции углубления и расширения знаний школьников по предмету, что определяет актуальность данной темы. В данной статье выделяются и описываются характерные особенности методики решения олимпиадных задач с использованием интерактивных технологий. Значительное внимание уделяется методической схеме решения геометрических задач повышенной сложности. Представленная в статье методика подготовки обучающихся к участию в математических олимпиадах была реализована в конкретном учебном процессе на элективных курсах и позволила повысить уровень геометрической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прояева И.В., Колобов А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF PREPARING FOR THE OLYMPICS IN MATHEMATICS

This article focuses on one of the most pressing issues of contemporary school Olympiad movement. The authors give the right motivation to involve students in the movement and proper preparation for it. An Olympiad, first of all, the subject Olympic games in the modern schools were and are instrumental in the formation of motivation for learning, enhancing cognitive activity of students, development of their creative abilities, to stimulate the deepening and expansion of students' knowledge on the subject, what determines the relevance of the topic. The article highlights and describes the characteristics of techniques of solving of Olympiad tasks using interactive technologies. Considerable attention is paid to methodological scheme for geometric problems of high complexity. This paper proposes a technique of preparation of students to participate in the mathematical Olympiads that has been implemented in the educational process in elective courses and has been used to raise the level of Geometry skills.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивных технологий в процессе подготовки к олимпиаде по математике»

решение типовых ситуационных задач, проводившееся в рамках самоподготовки (самостоятельной работы) осуществлялось курсантами с использованием дистанционного дифференцированного интерактивного учебного курса, с отправкой результатов решения задачи для проверки и оценки преподавателю посредством сети интернет.

На третьем и пятом этапах эксперимента проводилась диагностика и оценка промежуточного и итогового результатов проведённой опытно-экспериментальной работы. С целью выявления и регистрации изменений в уровне сформированности профессиональных компетенций было проведено тестирование ЭГ и КГ курсантов.

В результате проведённого тестирования уровня сформиро-ванности способностей правильно ориентироваться в изменяющихся условиях различных типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции, применяя навыки боевых приёмов борьбы, было зафиксировано

Библиографический список

значительное повышение уровня профессиональной готовности к применению физической силы у представителей ЭГ по сравнению с КГ.

В ходе исследования нами было установлено, что представители ЭГ продемонстрировали более высокий уровень сформи-рованности способности ориентироваться в условиях различных типовых ситуаций, приближённых к оперативно-служебной деятельности участковых уполномоченных полиции, применяя готовые отработанные алгоритмы правомерного поведения и навыки боевых приемов борьбы, что подтверждает гипотезу исследования. В результате исследования так же было установлено, что использование типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции может не только повысить уровень практической направленности образовательного процесса по дисциплине, но и в значительной степени увеличить эффективность и качество подготовки специалистов для службы участковых уполномоченных полиции.

1. Юркин Д.В., Корнаушенко А.В., Книс Д.А. К вопросу о повышении эффективности преподавания профессионально-прикладной физической подготовки в образовательных организациях системы МВД России при помощи современных информационных технологий. Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2017; 1 (32): 73 - 75.

2. Книс Д.А., Тюкин В.Г., Корнаушенко А.В. Использование метода анализа типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности, связанных с применением физической силы и специальных средств в служебно-прикладной физической подготовке участковых уполномоченных полиции. Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2017; 1 (32): 221 - 223.

3. Волосников И.В. Практико-ориентированная направленность физической подготовки сотрудников полиции. Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016; 115-2: 56 - 57.

4. Рожков А.А., Князев С.А. Методика формирования у курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России правомерных способов действий при применении ими физической силы и специальных средств. Учебное пособие. Барнаул. 2010.

5. Троян Е.И., Богданова В., Насонов В. Ситуационный метод, как способ реализации практико-ориентированного подхода в физической подготовке сотрудников ОВД. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016; Т. 5; № 3 (16): 179 - 181.

6. Гричанов А.С. Моделирование ситуаций служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях МВД России. Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVIII Международной научно-практической конференции. Иркутск 2016; Том 1: 345 - 350.

7. Федулов Б.А., Гричанов А.С., Морозов В.А. Педагогическое обеспечение подготовки курсантов вуза МВД России к участию в спортивных соревнованиях и служебно-профессиональных конкурсах. Современные проблемы науки и образования. 2015; 4: 178.

References

1. Yurkin D.V., Kornaushenko A.V., Knis D.A. K voprosu o povyshenii 'effektivnosti prepodavaniya professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki v obrazovatel'nyh organizaciyah sistemy MVD Rossii pri pomoschi sovremennyh informacionnyh tehnologij. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2017; 1 (32): 73 - 75.

2. Knis D.A., Tyukin V.G., Kornaushenko A.V. Ispol'zovanie metoda analiza tipovyh situacij operativno-sluzhebnoj deyatel'nosti, svyazannyh s primeneniem fizicheskoj sily i special'nyh sredstv v sluzhebno-prikladnoj fizicheskoj podgotovke uchastkovyh upolnomochennyh policii. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2017; 1 (32): 221 - 223.

3. Volosnikov I.V. Praktiko-orientirovannaya napravlennost' fizicheskoj podgotovki sotrudnikov policii. Novaya nauka: Problemy i perspektivy. 2016; 115-2: 56 - 57.

4. Rozhkov A.A., Knyazev S.A. Metodika formirovaniya u kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii pravomernyh sposobov dejstvij pri primenenii imi fizicheskoj sily i special'nyh sredstv. Uchebnoe posobie. Barnaul. 2010.

5. Troyan E.I., Bogdanova V., Nasonov V. Situacionnyj metod, kak sposob realizacii praktiko-orientirovannogo podhoda v fizicheskoj podgotovke sotrudnikov OVD. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2016; T. 5; № 3 (16): 179 - 181.

6. Grichanov A.S. Modelirovanie situacij sluzhebnoj deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennih del v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii. Sovershenstvovanie professional'noj i fizicheskoj podgotovki kursantov, slushatelej obrazovatel'nyh organizacij i sotrudnikov silovyh vedomstv: materialy XVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Irkutsk 2016; Tom 1: 345 - 350.

7. Fedulov B.A., Grichanov A.S., Morozov V.A. Pedagogicheskoe obespechenie podgotovki kursantov vuza MVD Rossii k uchastiyu v sportivnyh sorevnovaniyah i sluzhebno-professional'nyh konkursah. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 4: 178.

Статья поступила в редакцию 13.11.17

УДК 514(075.8):81(075.8)

Proyaeva I.V., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V. P. Chkalov (Orenburg, Russia), E-mail: docentirina@mail.ru

Kolobov A.N., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V. P. Chkalov (Orenburg, Russia), E-mail: docentirina@mail.ru

THE USE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF PREPARING FOR THE OLYMPICS IN MATHEMATICS.

This article focuses on one of the most pressing issues of contemporary school - Olympiad movement. The authors give the right motivation to involve students in the movement and proper preparation for it. An Olympiad, first of all, the subject Olympic games in the modern schools were and are instrumental in the formation of motivation for learning, enhancing cognitive activity of students, development of their creative abilities, to stimulate the deepening and expansion of students' knowledge on the subject, what determines the relevance of the topic. The article highlights and describes the characteristics of techniques of solving of Olympiad tasks using interactive technologies. Considerable attention is paid to methodological scheme for geometric problems of high complexity. This paper proposes a technique of preparation of students to participate in the mathematical Olympiads that has been implemented in the educational process in elective courses and has been used to raise the level of Geometry skills.

Key words: Olympiad movement, geometric problems of high complexity, interactive learning technologies, methodology of work with gifted students.

И.В. Прояева, канд. физ.-мат. наук, доц. Оренбургского государственного педагогического университета имени В.П. Чкалова, г. Оренбург, Е-mail: docentirina@mail.ru

А.Н. Колобов, канд. техн. наук, доц. Оренбургского государственного педагогического университета имени В.П. Чкалова, г. Оренбург, Е-mail: docentirina@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДЕ ПО МАТЕМАТИКЕ

Данная статья посвящена одному из самых актуальных вопросов современной школы - олимпиадному движению. Основное внимание в работе авторы уделяют правильной мотивации необходимости участия обучающихся в данном движении и правильной подготовке к нему. Олимпиады школьников, прежде всего предметные олимпиады, в условиях современной школы являлись и являются действенным средством формирования мотивации к учению, повышению познавательной активности учащихся, развитию их творческих способностей, стимуляции углубления и расширения знаний школьников по предмету, что определяет актуальность данной темы. В данной статье выделяются и описываются характерные особенности методики решения олимпиадных задач с использованием интерактивных технологий. Значительное внимание уделяется методической схеме решения геометрических задач повышенной сложности. Представленная в статье методика подготовки обучающихся к участию в математических олимпиадах была реализована в конкретном учебном процессе на элективных курсах и позволила повысить уровень геометрической подготовки.

Ключевые слова: олимпиадное движение, геометрические задачи повышенной сложности, интерактивные технологии обучения, методика с работы помогаютс одаренными учащимися.

В современном мире все чаще используются интерактивные технологии обучения. Интерактивное обучение - это погружение в общение. Оно сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Изменяются только формы -обмен информацией, основанный на взаимопонимании и взаимодействии.

Работа над подготовкой к олимпиадам по математике подготовка обучающихся к участию в таких олимпиадах, участие в них обучающихся как нельзя ярко характеризует процесс взаимодействия педагога и обучающегося, обучающегося и компьютера, обучающихся между собой.

Необходимо проявиткак можно ставятшире предоставить некоторыевозможность проявить олимпиадногосвои способности поповабольшему числу оказатьучащихся, сознательно социальныйстремящихся к самореализации олимпиадыв интеллектуальной творческой только деятельности, оказать способностей всемерную поддержку прост в их развитии как ус-ловияхза счет более развитиполной реализации творческой-имеющихся форм помогаюторганизации, так жесткихи путем создания подавляетсяновых образовательных развиваютформ, т.е. форм способностейобучения и воспитания.

Олимпиады школьников, прежде всего предметные олимпиады, в условиях современной школы являлись и являются действенным средством формирования мотивации к кченхю, повышению познавательной активности учащихся, развитию их творческих способностей, стимуляции углубления и расширения знаний школьников по предмету. Разумеется, независимо от целей, которые ставят перед собой организаторы, участие в интеллектуальных соревнованиях способствует развитию участников. Вместе с тем, возникнув, как форма работы с одаренными детьми, олимпиады являются в настоящее время одним из перспективных видов внеклассной работы, направленной не только на выявление склонностей и способностей учащихся, но и на совершенствование содержания и технологии всего образовательного процесса.

Олимпиады олимпиадахявляются своеобразным числеви-дом развития, видовформирования и оценки практикетворче-ской одаренности. Участие согласитьсяв данных мероприятиях оказатьпозволяет оценить наскучившиеуровень знаний ока-затьучастников и мотивировать именноих к более глубокому образованияизучению предмета, именновыявлять наиболее олимпиадногоспособных и одаренных преподавателейдетей, способствовать развитиестановлению и развитию подготовкиоб-разовательных потребностей некоторыеличности.

Подготовка к олимпиаде всегда предполагала углубленное изучение информации по данному предмету. Передача опыта педагога небольшой группе учеников, поиск новых нтересных заданий для разбора и приобретения опыта решении. Данный процесс всегда протекал двусторонне, в связи с тем, что интерес обучающегося подталкивал его на поиск все более сложныиза-дач, а функция педагога заключалась в помощи и подсказке при сложностях в их решении.

В настоящее время возможна подготовка к решениюоли м-пиадных задач намного шире. Для этого используюесярозли ч-ные обучающие сайты с автоматической проверкой енавильну-

сти решения. Как правило, олимпиадная задача представляет собой некоторую проблему, для решения которой требуется использовать свои знания почти на пределе, однако, само задание может быть совсем незначительным и помещаться на одной странице [1].

Подробнее остановимся на олимпиадных задачах по математике. В каждом варианте, предлагаемом на олимпиадах и конкурсах, традиционно предлагают решить несколько задач по алгебре и одна-две по геометрии. Так как алгебра как предмет достаточно глубоко преподается в школе, то обучающиеся в первую очередь при решении олимпиадных задач приступают к решению алгебраических задач. Один-два урока в неделю геометрии в школе достаточно ослабляют геометрические способности обучающихся. Геометрические задачи на олимпиадах и конкурсах вызывают наибольшие трудности, хотя именно геометрия прекрасно развивает нестандартное мышление. Данный тип задач является самым обширным. Это задачи на разрезания, на построение, на нахождение оптимальных значений величин. Чащяасеговстоечаются зудачи, врешании ротохыхиспольуу-ются какие - то необычные идеи, например, дополнительные поатроениа. Подуаного рода задачи встречаются и в вариантах яданогогсходарствлнннгыэгзямена поматуастигявчасеи зьдгх повышенной сложности с развернутым ответом [4].

ЗадачаР. Даннаеогоернхк АВС. (уроилность ш.уцентромна отрезке АВ проходит через А и пересекает вторично отрезки АВ и

N В

Окружность ш2 с центром на отрезке ВС проходит через С и пересекаетвторично отрезки ВС иАС в точкахС1иС2соот-ветственно. Известно, что окружности ш, и ш2 касаются в точке К вне шним образом. Докажите, что ZA,KC, = ZA2KC2.

Оееоесие.

Проведет терезКсетатетьную NM к окружностимы, и ш2 (та. ркт. 1). Смеем: ZKAC = ZA2Kn по теореме об угле между

АС в точках А. и А2 соответственно. Рис

касательной и хордой. Также ZКАС = ZС2КN. Далее: ZАКА1 = ZСКС1 = 90°, так как эти углы опираются на диаметры окружностей ш1 и ш2.

Отсюда:

ZА2КС2 = ZА2КN + ZС2КN = ZКАС + ZКСА = 180° - ZАКС = 180° - (360° - ZАКА1 - ZСКС1 - ZА1КС1) = ZА1КС1.

Задача 2. Пусть ABCD - тетраэдр , ш - сфера, касающаяся всех его ребер. Две точ ки касаниясферышсребрами тстдзэдра ABCD соединим отрезком тогда и только тогда, когда они лежат на одной грани тетраэдра. Доказать, что сумма всех таких отрезков меньше, чем 3(А1+В1+С^1), где I - центр сферы ш.

Решение.

Пусть ТАВ, ТАС, ТАй - точки касания сферы ш с ребрамиТВ, АС и Ай соответственно.

Тогда: 1ТАВ ± АВ,1Тас ± АС, 1ТАй ± Ай,

тoecткZPДДс/=ZT7еc/еzATAс/б а0°.

Значит, точки ТАВ, ТАС и ТАйлежат на сфере, построеной на отрезке А1, как на диаметре. Тогда ТАВТАС, ТАСТАйи ТАйТАВ - хорды этой сферы, причем хотя бы одна из них является диаметром Я. Знаест,ГдтРдр +бксЯрб'ГД£)Дт< ЗЛ/.Запксаа 3 анеэогэенак неравенста для 3 оставшихся вершин тетраэдра ABCD и сложив с<,аоеучкс требуемсинтравснсрво.

Задача 3. В пространстве расположены 2016 сфер, никакие две из них не совпадают. Некоторые из сфер - красного света, а зрбальсые - заленояо^ажд^течку кесаеея краатой и зеленер сферы покрасили в синий цвет. Найдите наибольшее возможное корсчсеттоси тихтаэек.

Решение. Пусть среди сфер г красных и 2016-г зеленых. Так как е л -Сыхевух сДср макиимрмсдеа т^1^^ касзаия^омсчестиэ синих точек не превосходит г(2016-г) = 10082 - (1008 - г)2 < 10082.

эрб^^ка-^ршс^с^твом есниатотак. Пуавь I - некоторая прямая, а - плоскость, перпендикулярная I и пересекающая ее в точке О, а ш - окружность с центром О и радиусом 1, лежащая в а. Построим 1008 красных сфер одинакового радиуса г<1 с различными центрами Я1, Я2, ..., Я100а, лежащими нсе.

\ .J А'' Gl к.

TV

w ►-*"' \

1

Рис. 2.

Пусть Э1, G2,..., G100a- различные точки на I, удаленные от О на расстоянии d1, d2, ..., d100S. Тогда расстояние между и любой

точкой Я равно ^Т^^2- Значит, если мы построим зеленую

сферу с центром и радиусом ^Т^^ - г, она будет касаться

всех синих сфер. При этом все точки касания будут попарно различными, поскольку они лежат на отрезках вида Я , которые не имеют общих точек, кроме концов. Значит, в нашей конструкции действительно будут отмечены 10082 синих точек.

Проблема поиска связанныйодарённых учащихся несколь-кихявляется особенно формаактуальной в отношении раз-

виваюттех, созидательнаячья одаренность развитиеможет быть отношен иипотенциальной, не успевшей развиваютпро-явиться на настоящий олимпиадноемомент. Это подавляет-сятребует поиска полнойи совершенствования методик неко-торыеопределения реальных повышениюи потенциальных способностей вместе в современном творческойобразовании, а также творческойвнедрения новых задействовавформ рабо-тыэомбглютбодареао ыми учащимися.

Информационно-технический олимпиадногопрогресс, а также конкурсныесоциальный заказ развитияобщества на формирование такжеличности, способной создаютреагировать на нестандартные развитиеусловия и гибко конкурсови самосто-яеелымоиспользовать формаприобретенные знания данныхв различных жизненных социальныйситуациях должен конкурс-ныенайти отражение сравнитьв создании новых социальный-рблочей о6тсрния, в тсд необходимочисле направленных необ-ходимона поиск и развитие.

Участники олимпиад чаще всего это небольшая команда увлеченных предметом людей. Удобно если они имеют центры, в котзрыеможн о собраться и обменяться опытом участия в различных соревнованиях и вариантами решений сложных или нео-быо ныбзaляний.нрыян ные центры доступны только в больших городах на базе ведущих вузов, и талантливые дети из глубинки не могут их посещать. Для этого необходимо развивать интерак-теннсблтуаен ие с помощью дистанционных форм.

Такое образование - это практика, которая посредством специальной технологии связывает преподавателя, обучаемого и расположенные в различных географических регионах источ-нэки информсцли.Дсстанционное обучение очень перспективно для отдельных категорий граждан: сельских жителей, учащихся сссеецифичзски ми требованиями, лиц с ограниченными физическими возможностями.

Внедрение информационных технологий в сферу образования происходит в последние годы очень быстро. Десятки тысяч образовательных учреждений уже используют возможности со-каций в учебной работе. Педагоги начинают осознавать, что дистанционные технологии - эффективный инструмент познания окружающего мира, настолько мощный, что вместе с ним приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления.

В наше время существует необходимость вывода системы образования на качественно новый уровень, отвечающий потребностям и перспективам развития промышленности, различных производств и общества в целом. Среди основных проблем, влияющих на качество подготовки специалистов, можно выделить проблему организации учебной деятельности.

Возникает потребность создания совершенно новых информационно-технологических систем, которые позволили бы большому числу людей повышать свои умения в различных сферах и получать необходимые знания. Например, сочетание возможностей телекоммуникаций и компьютерных технологий, в частности мультимедиа, трансформируют хорошо известные формы заочного обучения в дистанционные. При разработке информационного наполнения необходимо решать целый комплекс методико-педагогических и программно-технических задач. При организации дистанционного обучения должен осуществляться дифференцированный подход к обучению, учитываться уровень знаний по каждому разделу изучаемого материала и степень достижения промежуточных целей обучения. Обучаемому предоставляется возможность усваивать учебный материал в той последовательности и за то время, которое в наибольшей степени соответствуют уровню его индивидуальной подготовки [2].

Использование Интернета позволяет осуществлять различные телекоммуникационные проекты (олимпиады, викторины, конкурсы), служащие пер еходными формами обучения от традиционных к дистанционным.

Значение дистанционных олимпиад очень велико. Они призваны не только поддерживать и развивать интерес к изучаемому предмету, что и без того самоценно, но и стимулировать активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по теме, в работе с дополнительной литературой, они помогают формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов обучающиеся могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и у других.

При дистанционном участии в олимпиаде есть сложность контроля, кто является участником, имеет ли он помощь со стороны при выполнении заданий. Проведение таких олимпиад желательно в Он-лайн режиме, что не всегда возможно.

Перед оргкомитетом олимпиады встает сложная задача по разработке заданий, которые могли бы в полной мере раскрыть способности обучающегося в данном предмете, заинтересовать и увлечь его еще больше [3].

При построении заданий, где решение одной задачи подталкивает или открывает код для решения другой, наиболее интересная форма применения интерактивного обучения. Когда взаимодействие обучающегося и компьютера приводят к преодолению новых этапов олимпиады.

Решение и переход на новый уровень в данных формах олимпиады зависит от уровня подготовки обучающегося, применение всех имеющихся у него знаний, гибкости мышления, понимания на какой этап необходимо вернуться, не начиная решение с самого начала.

Помимо сложностей, которые испытывают участники соревнований, решая предложенные задачи, существуют еще и сложности, которые испытывает оргкомитет любого подобного конкурса, подбирая эти задачи. Задачи должны быть оригинальными. То есть, если предлагается задача на стандартный алгоритм решения, то должны быть мотивы, намеки, побуждающие участника применить иное оружие. Иногда это достигается, скажем, за счет условия, наталкивающего на мысль о переборе за квадрат размерности, но ограничения на параметры таковы, что требуется совершенно иной алгоритм. Участники же, увидев, что алгоритм не проходит, должны прийти к мысли о полном переборе и завалить задачу по времени. Согласитесь, что придумать такую задачу достаточно трудно. Наградой за ее разработку является то, что самым разумным методом со стороны участника для ее решения будет честное применение своих познаний, а не попытка отгадать метод решения. Если задачи не будут оригинальными, их будет не интересно решать. Рассмотрим способы, выделяющие, чем именно бывают оригинальны задачи.

- Оригинальное условие. Таковы, обычно, легкие задачи. По мысли организаторов, было бы неплохо, чтобы почти каждая команда решила хотя бы одну задачу, чтобы можно было классифицировать такие команды по местам в общем списке. Чтобы легкую задачу было тоже интересно решать, ее условие стараются облечь в необычную форму.

- Необычные ограничения. Существует (и постоянно расширяется) класс задач, которые решаются разными алгоритмами в разных ограничениях. Простейшим примером может служить то, что известная задача коммивояжера решается на деревьях за сравнительно небольшое время. Найти такую задачу и красиво ее сформулировать не так просто; но именно такие задачи присутствуют в классике олимпиад.

- Задачи из редкой предметной области. Это позволяет давать на конкурсы задачи из сравнительно редких предметных областей, попытку такого рода можно усмотреть в задачах про сохранение свойств капсул и про сети Петри, считая вероятность того, что задача кому-либо хорошо известна, достаточно слабой.

Библиографический список

Технология интерактивного обучения предполагает организацию взаимодействия участников олимпиады с компьютером в форме уровневых заданий, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания обучающимися ситуации успеха и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Каждый год оргкомитет олимпиады разрабатывает новые оригинальные задания для участников, тем более что участие принимают, как правило, одни и те же приходя на неё из года в год в соответствии со своим уровнем. Соответственно этому перед организаторами стоит задача усложнения заданий с каждым годом, но в такой степени, чтобы решить их было доступно.

Как видим, организация, подготовка самой олимпиады и ее участников требует постоянного усовершенствования. Более эффективное использование информационных технологий, в частности, использование Интернета при их подготовке и проведении расширяет возможности и организаторов, и участников олимпиады. Сегодня есть все основания говорить о том, что подобные Интернет-ресурсы способствуют повышению массовости олимпийского движения, расширяют географию конкурса, тем самым, улучшая возможности одаренных людей проявить свои способности [3].

Так как олимпиада - это вид соревнования, стимулирующий влечение обучающихся к самообразованию, воспитывает настойчивость, углубленный интерес к предмету, умение преодолевать трудности, вырабатывает навыки работы со справочной литературой, она приносит пользу только тогда, когда становится заключительным этапом целого комплекса групповых, индивидуальных мероприятий и когда им предшествует целый комплекс подготовительной работы всего коллектива. Регулярное участие в олимпиадах меняет творческое мышление в творческую сторону, что положительно влияет на успех не только в учебе, но и в жизни.

Интерактивные технологии как нельзя лучше способствуют реализации поставленных задач, таких как знание, опыт применения, эмоциональное восприятие, компетентность. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо, например, компьютером, или кем-либо (преподавателем, группой единомышленников). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Олимпиада всегда базировалась на людях увлеченных, способных самостоятельно или в малых группах углубленно изучать и самосовершенствоваться под руководством опытного наставника.

1. Колобов А.Н. Совершенствование обучения на основе использования информационных технологий. Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 января 2015 г. В 5 частях. Часть IV. Москва: «АР-Консалт», 2015: 37 - 38.

2. Зубкова Т.М., Колобов А.Н. О значении компьютерных технологий и математического моделирования в образовании бакалавров. Вестник ОГУ. 2014.

3. Колобов А.Н., Прояева И.В. Об изучении векторной геометрии в современной школе. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4: 199 - 203.

4. Прояева И.В. Формирование конструктивных способностей учащихся при решении стереометрических задач. Россия и Европа: связь культуры и экономики. материалы XI международной научно-практической конференции. Прага, Чешская республика, 2015.

References

1. Kolobov A.N. Sovershenstvovanie obucheniya na osnove ispol'zovaniya informacionnyh tehnologij. Nauka iobrazovanie vXXI veke: sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 30 yanvarya 2015 g. V 5 chastyah. Chast' IV. Moskva: «AR-Konsalt», 2015: 37 - 38.

2. Zubkova T.M., Kolobov A.N. O znachenii komp'yuternyh tehnologij i matematicheskogo modelirovaniya v obrazovanii bakalavrov. Vestnik OGU. 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kolobov A.N., Proyaeva I.V. Ob izuchenii vektornoj geometrii v sovremennoj shkole. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4: 199 - 203.

4. Proyaeva I.V. Formirovanie konstruktivnyh sposobnostej uchaschihsya pri reshenii stereometricheskih zadach. Rossiya i Evropa: svyaz' kul'tury i'ekonomiki. materialy XI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Praga, Cheshskaya respublika, 2015.

Статья поступила в редакцию 23.11.17

УДК: 74.01/.09

Belov M.I., Cand. of Art Criticism, senior teacher, Department of Design, E-mail: belov_m@list.ru

Zisser I.G., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Department of Design, Kazan State Architectural university

(Kazan, Russia), E-mail: deziser@mail.ru

OLEG LUNDSTREM, A JAZZMAN, AS AN ARCHITECT AND A DESIGNER (ON THE CENTENARY OF THE FAMOUS RUSSIAN JAZZMAN). The article is dedicated to Oleg Lundstrem, a famous Russian jazz musician. The paper investigates features of his creative personality that combine activities of scientific and artistic development of reality. The case of Oleg Lundstrem, who has a technical background, illustrates that it is possible with success in musical creativity to use methods appropriate for the field of design, and for the related fields of artistic and technical activities. This confirms an idea of a universal nature of human creativity in a chosen field of application of one's talent. Perhaps, the world has lost a great engineer in Oleg Lundstrem, but the property of his nature, which has combined the logical analysis inherent to the physical sciences, and the emotional and intuitive origin, that every musician needs, took their toll. From the point of view of the modern approach to design, as the region of the creative power of the man, these qualities are essential for the profession of a designer. Victor Papanek defines this type of activity in his sensational book "Design for the Real World" like this: "Design is conscious and intuitive effort to create a meaningful order", "... The writing of the epic poem, the performance of the mural, composition of the concert - all this is design".

Key words: design, jazz, culture, logo, Lundstrom, VKHUTEMAS.

М.И. Белов, канд. искусств., ст. преп., Казанский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Казань, E-mail: belov_m@list.ru

И.Г. Зисер, канд. техн. наук, доц., Казанский государственный архитектурно-строительный университет, г. Казань,

E-mail: deziser@mail.ru

ДЖАЗМЕН ОЛЕГ ЛУНДСТРЕМ КАК АРХИТЕКТОР И ДИЗАЙНЕР (К СТОЛЕТИЮ ВЫДАЮЩЕГОСЯ РОССИЙСКОГО ДЖАЗМЕНА)

В статье, посвящённой выдающемуся российскому джазовому музыканту Олегу Лундстрему, исследованы особенности творческой личности, соединяющей в своей деятельности как научное, так и художественное освоение действительности. На примере Олега Лундстрема, джазового музыканта, к тому же имеющего техническое образование, показано: можно с успехом и в музыкальном творчестве применять методы, свойственные как для области дизайна, так и для смежных областей художественно-технической деятельности. Это подтверждает мысль об универсальном характере творческой деятельности человека в выбранной им сфере применения своего таланта. Возможно, мир потерял в лице Олега Лундстрема великого инженера-естествоиспытателя, но свойства натуры, в которой объединялся логический анализ, свойственный точным наукам, и эмоционально-интуитивное начало, необходимое музыканту, сделали свое дело. С точки зрения современного подхода к дизайну, как области проявления творческих сил человека, эти качества просто необходимы для профессии дизайнера. В своей нашумевшей в 70-х годах книге «Дизайн для реального мира» Виктор Папанек так определил этот вид деятельности: «Дизайн - это сознательные и интуитивные усилия для создания значимого порядка», и рядом «...Сочинение эпической поэмы, выполнение стенной росписи, ... сочинение концерта - все это дизайн».

Ключевые слова: дизайн, джаз, культура, логотип, Лундстрем, ВХУТЕМАС.

В современном определении дизайна, приведенным в своей статье «Современная теория дизайна» В.Р. Ароновым, указана такая цель: дизайн является творческой деятельностью, направленной на создание многогранных качеств объектов, в том числе придание объектам таких форм, которые наиболее выразительны (семиология) и согласованы (эстетика, гармония) со степенью их сложности. И великий реформатор джаза Дюк Эллингтон, и Лундстрем этим, собственно, и занимались всю жизнь, - сочиняли и еще играли джаз на своем инструменте, каким стал для них джазовый бэнд [1]. Если взять за объект не материальную вещь, а музыкальное произведение, то это определение подходит на сто процентов. В своем творчестве Дюк Эллингтон был настоящим дизайнером, это следует из его методов работы над джазовым произведением, о чем говорит музыкант его прославленного оркестра Барни Бигард: «Он был тонко чувствующим и талантливым композитором. Он всегда изучал стиль конкретного исполнителя, чтобы сделать свою композицию удобной именно для него» [2]. И музыкантам было настолько удобно и комфортно при исполнении музыкальных опусов Эллингтона, они импровизировали с таким чувством и вдохновением, что становились настоящими соавторами своего бэнд-лидера, и так рождались шедевры эллингтоновского оркестра. Не случайно, Дюка Эллингтона, описывая музыку его оркестра, критики часто сравнивали с художником-живописцем, который наносит на полотно краски, каждая из которых соответствует одному из его музыкантов. Смешивая их в своей палитре, он получает ни с чем несравнимое живописное полотно, которое музыканты называют «саунд» оркестра. Неповторимого звучания своего оркестра Дюк достигал, используя еще один, распространенный у дизайнеров метод компоновки: он предписывал одному инструменту партию, которая казалась естественной для другого: например, партию кларнета давал исполнить трубачу. Ему также принадлежит новаторский приём использования в сочинении "CreolLoveCaN" вокала без слов,

впоследствии названный «скэт», который вскоре широко применил Луи Армстронг.

Наверное, это не случайно, но известный всему миру Олег Лундстрем, руководитель самого долгоживущего джазового бэн-да - согласно книге рекордов Гиннеса, по первому своему образованию - архитектор. В 1932 году, в Харбине, где жила его семья, он, вместе с братом Игорем поступил в Харбинский политехнический институт. Одновременно он пошел учиться и в музыкальный техникум для советских граждан, и ухитрялся успешно учиться и как «технарь», и как музыкант. Соединение этих двух начал - научно-технического и гуманитарно-музыкального вообще характерно для натуры Олега Лундстрема: «Я могу сказать, что Харбинский политехнический институт (ХПИ) отличался от всех остальных тем, что учил не абстрактному - сделайте какой-то проект - а совершенно конкретному. У меня был железнодорожный мост через конкретную реку. Меня даже кто-то спросил: а этот мост построили? Может, и построили. Весь проект был рассчитан с начала и до конца: и глубина русла, и быки, все. На втором курсе у меня был этот проект, и я совершенно не собирался быть музыкантом» - так он рассказывал в одном из своих многочисленных интервью.

Именно в это время случилась встреча Лундстрема с джазом, оказавшая влияние на всю последующую жизнь. Олег Леонидович вспоминал: «Однажды я, учась на 2-м курсе, это 1933-й год, пошел к очередной вечеринке подкупить пластинки с фокстротами. Огромная стопа пластинок стоит новых, и вам дают их прослушать как в наших телефонных кабинках. Вы набираете пластинки с популярными оркестрами, вдруг вижу один оркестр незнакомый, думаю, давай послушаю. Думаю, что такое? Ни под какие образцы она не подходит. И просто меня ошеломило. Я схватил, смотрю. Написано - «Дюк Эллингтон и его оркестр» ... А пластинка называлась: «Дорогой старый юг».

Схватив пластинку, он пригласил своих друзей из любительского состава, с которыми он играл на танцах, вместе послушали

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.