Научная статья на тему 'Оценка эффективности методики физического воспитания детей с нарушением интеллекта и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью'

Оценка эффективности методики физического воспитания детей с нарушением интеллекта и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
452
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нарушение интеллекта / физическое воспитание / коррекционная школа / intellect disorder / physical upbringing / correctional school

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Наумова Екатерина Викторовна, Фендель Татьяна Владимировна

Высокую актуальность в настоящее время приобретает повышение эффективности физического воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 48 учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида. Все испытуемые были разделены на две группы. В контрольной группе (КГ, n=24) занятия по физической культуре проходили по стандартной программе, в экспериментальной группе (ЭГ, n=24) занятия проходили по разработанной методике физического воспитания, учитывающей повышенную двигательную активность детей с нарушением интеллекта. В ходе реализации методики оценивали физическую подготовленность: силовую выносливость, скоростно-силовые показатели, гибкость, равновесие. Результаты. У учащихся ЭГ к концу эксперимента было обнаружено более значительное, чем в КГ, развитие скоростно-силовых показателей, скоростных качеств, координации, гибкости и социально-психологической адаптации к школе. Заключение. Разработанная методика физического воспитания, учитывающая двигательную активность детей с нарушением интеллекта, эффективна в плане повышения их физической подготовленности и уровня адаптации к школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Наумова Екатерина Викторовна, Фендель Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effectiveness estimation of physical upbringing methodology among children with intellect disorder and attention deficit hyperactivity disorder

Nowadays the problems of physical upbringing effectiveness increase in the pupils of a special (correctional) 8th type school are extremely urgent. Materials and research methods. 48 pupils from special (correctional) 8th type schools took part in the experiment. All pupils were divided into two groups. In the control group (CG, n=24) physical culture lessons were held according to a standard program, in the experimental group (EG, n=24) the lessons were held according to the created methodology of physical upbringing, which takes into account increased motor activity of children with intellect disorder. During the methodology realization we estimated physical readiness: power endurance, speed-power indices, flexibility, balance. Results. The pupils from the EG had better results of speed-power indices, speed qualities, coordination, flexibility and social-psychological adaptation to school, than pupils from the CG. Conclusion. The created methodology of physical upbringing, which takes into account motor activity of children with intellect disorder, is effective in terms of their physical readiness improvement and level of adaptation to school increase.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности методики физического воспитания детей с нарушением интеллекта и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью»

УДК 376.037 DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-2-48-52

Оценка эффективности методики физического воспитания детей с нарушением интеллекта и синдромом дефицита внимания

с гиперактивностью

Наумова Е.В., Фендель Т.В.*

Чайковский государственный институт физической культуры г. Чайковский, Россия ORCID 0000-0001-6772-5637, naumova_ekaterin@inbox.ru ORCID 0000-0002-6696-6102, fendel82@mail.ru*

Аннотация: Высокую актуальность в настоящее время приобретает повышение эффективности физического воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 48 учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида. Все испытуемые были разделены на две группы. В контрольной группе (КГ, n=24) занятия по физической культуре проходили по стандартной программе, в экспериментальной группе (ЭГ, n=24) занятия проходили по разработанной методике физического воспитания, учитывающей повышенную двигательную активность детей с нарушением интеллекта. В ходе реализации методики оценивали физическую подготовленность: силовую выносливость, скоростно-силовые показатели, гибкость, равновесие. Результаты. У учащихся ЭГ к концу эксперимента было обнаружено более значительное, чем в КГ, развитие скоростно-силовых показателей, скоростных качеств, координации, гибкости и социально-психологической адаптации к школе. Заключение. Разработанная методика физического воспитания, учитывающая двигательную активность детей с нарушением интеллекта, эффективна в плане повышения их физической подготовленности и уровня адаптации к школе.

Ключевые слова: нарушение интеллекта, физическое воспитание, коррекционная школа.

Для цитирования: Наумова Е.В., Фендель Т.В. Оценка эффективности методики физического воспитания детей с нарушением интеллекта и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(2): 48-52. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-2-48-52

The effectiveness estimation of physical upbringing methodology among children with intellect disorder and attention deficit

hyperactivity disorder

Ekaterina V. Naumova, Tatyana V. Fendel*

Chaikovskiy State Institute of Physical Culture Chaikovskiy, Russia ORCID 0000-0001-6772-5637, naumova_ekaterin@inbox.ru ORCID 0000-0002-6696-6102, fendel82@mail.ru*

Abstract: Nowadays the problems of physical upbringing effectiveness increase in the pupils of a special (correctional) 8th type school are extremely urgent. Materials and research methods. 48 pupils from special (correctional) 8th type schools took part in the experiment. All pupils were divided into two groups. In the control group (CG, n=24) physical culture lessons were held according to a standard program, in the experimental group (EG, n=24) the lessons were held according to the created methodology of physical upbringing, which takes into account increased motor activity of children with intellect disorder. During the methodology realization we estimated physical readiness: power endurance, speed-power indices, flexibility, balance. Results. The pupils from the EG had better results of speed-power indices, speed qualities, coordination, flexibility and social-psychological adaptation to school, than pupils from the CG. Conclusion. The created methodology of physical upbringing, which takes into account

motor activity of children with intellect disorder, is effective in terms of their physical readiness

improvement and level of adaptation to school increase.

Keywords: intellect disorder, physical upbringing, correctional school.

For citation: Ekaterina V. Naumova, Tatyana V. Fendel*. The effectiveness estimation of physical upbringing methodology among children with intellect disorder and attention deficit hyperactivity disorder. The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14(2): 48-52. DOI^o.14526/2070-4798-2019-14-2-48-52.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время численность детей-инвалидов имеет тенденцию к увеличению, при этом наиболее многочисленной группой являются учащиеся специальных (коррекционных) школ VIII вида [1,2]. Кроме того, отмечается увеличение количества детей со сложной структурой дефекта, когда сопутствующие заболевания и вторичные отклонения отягчают течение основного заболевания [3]. Часто нарушение интеллекта сочетается с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) [4,5,6,7]. Развитие ребенка с нарушенным интеллектом происходит на дефектной основе и имеет ряд особенностей как в развитии физической, так и в развитии социально-психологической сферы [8,9]. Учащиеся с нарушением интеллекта и наличием синдрома дефицита внимания с гиперактивностью имеют более низкие показатели физической подготовленности по сравнению со здоровыми сверстниками [10]. Дети с нарушением интеллекта и СДВГ имеют сложности с социально-психологической адаптацией к школе [11,21,22].

На основании рекомендаций федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью актуальным является разработка адаптированных общеобразовательных программ, в которых учитываются условия для индивидуального развития всех обучающихся [12,19,20]. Игровой метод физического воспитания является ведущим для детей младшего школьного возраста с нарушенным интеллектом [13,14,15,16,17,18]. Для коррекции и развития физических качеств и улучшения социально-психологической адаптации к школе на уроках по физической культуре учащихся коррекционных школ VIII вида нами была реализована методика физического воспитания, которая учитывала наличие у детей

СДВГ. Методика физического воспитания была основана на применении подвижных игр в сочетании с приемами снижения гиперактивности и повышения внимания, разработанными Э. Кип-хардом. Изучение эффективности применения данной методики явилось целью настоящего исследования.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 48 мальчиков 8-9 лет, учащихся специальных (коррек-ционных) школ VIII вида. Участники были поделены на две группы: экспериментальную (ЭГ, п=24) и контрольную (КГ, п=24). В контрольной группе уроки по физической культуре проходили по стандартной программе. В экспериментальной группе уроки проходили по разработанной методике физического воспитания с учетом повышенной двигательной активности детей.

Во всех группах тестирование физической подготовленности проводилось дважды. Первое тестирование для получение исходных результатов, второе - через девять месяцев эксперимента.

Оценка силовой выносливости осуществлялась с помощью теста "Сгибание-разгибание рук в упоре лежа". Оценка скоростно-силовых показателей осуществлялась с помощью тестов "Бросок набивного мяча" и "Прыжок в длину с места". Для оценки гибкости применялся тест "Наклон вперед из положения сидя". Для оценки статического равновесия применялась проба Ром-берга. Тест "Челночный бег Зх10 м" комплексно оценивал скоростные и координационные качества. Оценка показателей социально-психологической адаптации к школе проводилась по анкете «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ онных) школ VIII вида представлены в таблице

Результаты тестирования физической подго- 1. товленности учащихся специальных (коррекци-

Таблица 1 - Показатели физической подготовленности учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида за период эксперимента

Показатели Группа Исходные данные П=24 В конце эксперимента П=24

низкий средний высокий низкий средний высокий

Челночный бег, уровень развития, % КГ 25 46 29 29 37,5 33,5#

ЭГ 21 25 54 13 29 58*#

Наклон вперед из положения сидя, уровень развития, % КГ 29,3 45,8 25 12,5 50 37,5#

ЭГ 29,2 58,3 12,5 12,5 66,7 20,8*#

Проба Ромберга, уровень развития, % КГ 41,7 41,7 16,6 33,4 45,8 20,8#

ЭГ 41,7 37,5 20,8 29,1 33,4 37,5#

Бросок набивного мяча, уровень развития, % КГ 50 33,4 16,6 33,4 45,7 20,9#

ЭГ 37,5 29,1 33,4 20,9 29,1 50*#

Прыжок в длину с места, уровень развития, % КГ 25 37,5 37,5 12,5 41,7 45,8#

ЭГ 12,5 62,5 25 8,3 37,5 54,2#

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, уровень развития, % КГ 41,7 45,9 12,4 20,8 37,5 41,7#

ЭГ 20,8 58,4 20,8 12,4 29,1 58,5#

Примечания.* - достоверные отличия по сравнению с исходным уровнем при р<0,05; # - достоверные отличия между экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группами при р<0,05

Улучшение результатов физической подготовленности относительно исходного уровня в процессе эксперимента произошло у учащихся обеих групп. Однако у учащихся ЭГ показатели челночного бега, броска набивного мяча и наклона вперед из положения сидя в конце эксперимента были достоверно выше относительно

значений КГ.

По окончании эксперимента наблюдается значительное улучшение показателей социально-психологической адаптации детей к школе в обеих группах (таблица 2), но в ЭГ произошли более выраженные улучшения в показателях по сравнению с КГ (р<0,05).

Таблица 2 - Уровни социально-психологической адаптации к школе учащихся специальных (кор-рекционных) школ VIII вида за период эксперимента (проценты)

Группа Исходные данные п=24 В конце эксперимента п=24

дезадаптация Неполная адаптация адаптация дезадаптация Неполная адаптация адаптация

КГ 41,7 41,7 16,6 33,4 45,8 20,8#

ЭГ 37,5 45,9 16,6 0 62,5 37,5*#

Примечания.* - достоверные отличия по сравнению с исходным уровнем при р<0,05; # - достоверные отличия между экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группами при р<0,05.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ся контрольной группы в конце эксперимента

Таким образом, результаты проведенного наблюдаются более выраженное улучшение

эксперимента показали, что у учащихся экспе- показателей скоростно-силовых способностей,

риментальной группы относительно учащих- скоростных качеств, координации, гибкости, а

также улучшение социально-психологической адаптации к школе. Полученные данные свидетельствуют об эффективности применения разработанной методики физического воспитания для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Евсеева О.Э., Шелехов А.А. Совершенствование двигательных способностей у лиц с нарушениями интеллекта средствами физической культуры и спорта. Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгаф-та, Санкт-Петербург, за 2015 г., посвященной 120-летию университета. СПб., 2016: 104-105.

2. Шелехов А. А. Вовлечение родителей в процесс физического воспитания детей с нарушением интеллекта как фактор нормализации родительских установок. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017; 4 (146): 311-314.

3. Иванов Е.С. Особенности личности умственно отсталых подростков с синдромом гиперактивности. Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2009; 4: 241-246.

4. Плахотина О.Д. Личностные особенности умственно отсталых подростков с СДВГ. Сибирский педагогический журнал. 2008; 3: 393400.

5. Шельшакова Н.Н. Психолого-педагогическая диагностика страхов и тревоги у младших школьников с умственной отсталостью и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Перспективы науки и образования. 2018; 5(35): 154-160.

6. Шельшакова Н.Н. Эмоциональные состояния младших школьников со сложным психическим дефектом. Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2009; 3-2: 223-227.

7. Barkley R.A. International consensus statement on ADHD. Clin. Child. Fam. Psychol. Rev. 2002; 5: 89-111.

8. Антипанова Н.А. Особенности развития детей с нарушениями интеллекта. Международ-

ный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016: 2: 24-27.

9. Мамкина ИЛ. Особенности коммуникативной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Проблемы педагогики. 2017; 4 (27): 46-51.

10. Снигур М. Е. Коррекция развития физических качеств учащихся с нарушением интеллекта на основе игрового метода на уроках физической культуры. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017;11 (153): 234-238.

11. Таранушенко Т. Е. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Российский педиатрический журнал. 2013; 4: 41-47.

12. Акимова О. И. Специфика социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Шучно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 35: 1-6. URL: http://e-koncept.ru/2017/771172.htm.

13. Ерёмин И.В. Возможности использования креативных видов двигательной активности у школьников с умственной отсталостью. Вестник ГУУ. 2014;15: 279-281.

14. Снесарь H. H. Педагогическая технология игрового тренинга в физическом воспитании детей с легкой степенью умственной отсталости. Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2013: 153-161.

15. Снигур М.Е. Влияние подвижных игр на развитие двигательных способностей школьников с умственной отсталостью. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016; 4: 69-71.

16. Biddle S.J.H., Asare M. Physical activity and mental health in children and adolescents: a review of reviews. British Journal of sports Medicine. 2011; 45(11): 886-895. DOI: 10.1136/ bjsports-2011-090185.

17. Brustad R.J. Children's motivation for physical activity and exercise. Oxford handbook

of exercise psychology. New York, NY: Oxford University Press. 2012.

18. Erickson S.J., Robinson T.N., Haydel K.F., Killen J.D. Are overweight children unhappy? Body mass index, depressive symptoms, and overweight concerns in elementary school children. Archives of Pediatrics and Adolescent Medicine. 2000; 154(9): 931-935. DOI: I0.i00i/archpedi.i54.9.93i.

19. Lopes V.P., Rodrigues L.P., Maia J.A., Malina R.M. Motor coordination as predictor of physical activity in childhood. Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports. 2010; 21(5): 663669. DOI: 10.1111/j.1600-0838.2009.01027.x.

20. Strong W.B., Malina R.M., Blimkie C.J.R., Daniels S.R., Dishman R.K., Gutin B., ..., Trudeau F. Evidence based physical activity for school-age

youth. The Journal of Pediatrics. 2005; 146(6): 732737.

21. Михайлова Э.И., Михайлов Н.Г., Дерев-лева Е.Б., Каймин М.А., Кудрявцева О.В. Содержание гимнастики в физическом воспитании школьников. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(2): 156-165. DOI: 10.1452б/02_2018_321.

22. Анисимова А.Ю. Концептуальные основы физического воспитания в высших учебных заведениях нашей страны. Педагогико-психо-логические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(3): 100106. DOI: 10.14526/2070-4798-2018-13-3-100106.

Статья поступила в редакцию: 16.05.2019

Наумова Екатерина Викторовна - старший преподаватель, Чайковский государственный институт физической культуры, 617764, Россия, г. Чайковский, ул. Ленина, дом 67, e-mail: naumova_ekaterin@inbox.ru

Фендель Татьяна Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, Чайковский государственный институт физической культуры, 617764, Россия, г. Чайковский, ул. Ленина, дом 67, e-mail: fendel82@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.