Научная статья на тему 'Влияние коррекционно-оздоровительных двигательных действий (Кодд) на развитие координационных способностей детей с нарушением интеллекта'

Влияние коррекционно-оздоровительных двигательных действий (Кодд) на развитие координационных способностей детей с нарушением интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / КООРДИНАЦИЯ / COORDINATION / ПРЫЖОК / JUMP / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / MOVING GAMES / РАВНОВЕСИЕ / BALANCE / ТЕСТ / TEST / МЕТАНИЕ МЯЧА / THROWING A BALL / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА / КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА / EXPERIMENTAL GROUP / CONTROL GROUP / CORRECTIVE-IMPROVING MOTOR ACTIONS / КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фоминых А. В., Врублевский Ю. Д., Куликова М. Л., Медведев А. Н., Кызласов Е. Г.

Использование методики коррекционно-оздоровительных двигательных действий (КОДД) в процессе обучения учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида была предложена профессором А.А. Дмитриевым. Инновационный подход заключается в соединении традиционных форм обучения с методикой двигательных действий. Это позволяет активизировать как процесс обучения, так и биологический процесс развития ребенка. Предлагаемая методика может помочь преодолеть трудности обучения учащихся с двигательными и психофизическими отклонениями, целью, которой является развитие координационных способностей детей с нарушением интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фоминых А. В., Врублевский Ю. Д., Куликова М. Л., Медведев А. Н., Кызласов Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF CORRECTIVE-IMPROVING MOTOR ACTIONS (CIMA) FOR THE DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

The use of the method of corrective-improving motor actions (CIMA) in the process of teaching students of primary classes of special (correctional) schools of the 8th type was proposed by the Professor A.A. Dmitriev. An innovative approach is to combine the traditional forms of teaching with the technique of motor actions. It allows to activate both the learning process and the biological process of child development. The proposed methodology can help to overcome the learning difficulties of students with motor and psychophysical abnormalities. The aim is the development of the coordination abilities of children with intellectual disabilities.

Текст научной работы на тему «Влияние коррекционно-оздоровительных двигательных действий (Кодд) на развитие координационных способностей детей с нарушением интеллекта»

• культурная анимация - удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

• творческая анимация - удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установление контакта с близкими по духу людьми через совместное творчество.

В современной индустрии досуга сформировались основные направления анимационной деятельности - спортивно-оздоровительное, информационно-познавательное, зрелищно-игровое, творческо-исполнительское, развлекательное, что стало исходной основой для классификации театрализованных куль-турно-досуговых программ [5, с. 26].

Технологии формирования театрализованных культур-но-досуговых программ как анимационной модели в сфере досуга - актуальное, перспективное, современное направление в

Библиографический список

теории и практике социально-культурной деятельности, предполагающее актуализацию психолого-педагогического аспекта сценарно-режиссерского уровня их реализации. С позиций психолого-педагогического аспекта сценарий театрализованных форм является художественно-педагогической программой взаимодействия с участниками культурно-досуговой деятельности, а именно: вербально-речевой, ритуально-символической, игровой и творческо-исполнительской активности. Отсюда, определение организационно-педагогической цели становится важнейшей задачей при подготовке театрализованных культурно-досуговых программ [6, с. 108].

Театрализация это творческий метод создания сценария культурно-досуговой программы как художественно-педагогической модели взаимодействия с участниками культурно-досуго-вой деятельности, с позиций психолого-педагогического аспекта является универсальным методом современной технологии в социально-культурной деятельности.

1. Фисюк Т.Т. Сценарно-режиссерские основы. Барнаул: АГИК, 2018.

2. Фисюк Т.Т. Театрализация как социально-культурный феномен: историко-технологический аспект (20 - 90-е годы ХХ века). Барнаул: АлтГАКИ, 2009.

3. Генкин Д.М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы. Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы. Ленинград: ЛГИК, 1983.

4. Ярошенк Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности. Москва: МГУКИ, 2007.

5. Гаранин Н.И., Булыгина И.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации. Москва, 2006.

6. Плюснин А.Д. Содержательные и технологические аспекты повышения качества подготовки специалистов социально-культурной деятельности. Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. Барнаул: АГИК, 2016: 105 - 110.

References

1. Fisyuk T.T. Scenarno-rezhisserskie osnovy. Barnaul: AGIK, 2018.

2. Fisyuk T.T. Teatralizaciya kak social'no-kul'turnyj fenomen: istoriko-tehnologicheskij aspekt (20 - 90-e gody HH veka). Barnaul: AltGAKI, 2009.

3. Genkin D.M. Teatralizaciya kak tvorcheskij metod kul'turno-prosvetitel'noj raboty. Teatralizaciya kak tvorcheskijmetod kul'turno-prosvetitel'noj raboty. Leningrad: LGIK, 1983.

4. Yaroshenk N.N. Istoriya imetodologiya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Moskva: MGUKI, 2007.

5. Garanin N.I., Bulygina I.I. Menedzhmentturistskojigostinichnojanimacii. Moskva, 2006.

6. Plyusnin A.D. Soderzhatel'nye i tehnologicheskie aspekty povysheniya kachestva podgotovki specialistov social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Kul'tura v evrazijskom prostranstve: tradiciii novacii. Barnaul: AGIK, 2016: 105 - 110.

Статья поступила в редакцию 27.06.18

УДК [796.012.1+612.821.35]:376.4

Fominykh A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State University n.a. N. F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected] Vrublevsky Yu.D., senior teacher, Department of Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State University n.a. N. F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]

Kulikova M.L., senior teacher, Department of Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State University n.a. N. F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]

Medvedev A.N., senior teacher, Department of Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State University n.a. N. F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]

Kyzlasov E.G., senior teacher, Department of Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State University n.a. N. F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]

THE INFLUENCE OF CORRECTIVE-IMPROVING MOTOR ACTIONS (CIMA) FOR THE DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES. The use of the method of corrective-improving motor actions (CIMA) in the process of teaching students of primary classes of special (correctional) schools of the 8th type was proposed by the Professor A.A. Dmitriev. An innovative approach is to combine the traditional forms of teaching with the technique of motor actions. It allows to activate both the learning process and the biological process of child development. The proposed methodology can help to overcome the learning difficulties of students with motor and psychophysical abnormalities. The aim is the development of the coordination abilities of children with intellectual disabilities.

Key words: physical education, coordination, jump, moving games, balance, test, throwing a ball, experimental group, control group, corrective-improving motor actions.

А.В. Фоминых, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры и спорта и спорта Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]

Ю.Д. Врублевский, ст. преп. каф. физической культуры и спорта Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]

М.Л. Куликова, ст. преп. каф. физической культуры и спорта Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]

А.Н. Медведев, ст. преп. каф. физической культуры и спорта Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]

Е.Г. Кызласов, ст. преп. каф. физической культуры и спорта Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ (КОДД) НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Использование методики коррекционно-оздоровительных двигательных действий (КОДД) в процессе обучения учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида была предложена профессором А.А. Дмитриевым. Инновационный подход заключается в соединении традиционных форм обучения с методикой двигательных действий. Это позволяет активизировать как процесс обучения, так и биологический процесс развития ребенка. Предлагаемая методика может помочь преодолеть трудности обучения учащихся с двигательными и психофизическими отклонениями, целью, которой является развитие координационных способностей детей с нарушением интеллекта.

Ключевые слова: физическая культура, координация, прыжок, подвижные игры, равновесие, тест, метание мяча, экспериментальная группа, контрольная группа, коррекционно-оздоровительные двигательные действия.

«Из всех нарушений здоровья человека, умственная отсталость является самой распространенной. По данным главного управления реабилитационной службы и специального образования Минобразования Российской Федерации, из 600 тысяч общего количества учащихся с отклонениями в развитии 60% составляют дети с умственной отсталостью [1, с. 146]». Специалисты, занимающиеся данной категорией детей, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками, как в клинической картине, так и в комплексном проявлении физических, психических, интеллектуальных качеств.

Психомоторное недоразвитие детей с легкой и умеренной умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций и непродуктивности движений. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавные. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, предметная манипуляция. Наблюдается отставание в физическом развитии и координации движений. Поэтому соединение традиционных форм обучения с методикой двигательных действий может помочь в развитии координационных способностей.

«Координационные способности представляют совокупность множества двигательных координаций, обеспечивающих продуктивную деятельность, т.е. умение целесообразно строить движение, управлять им и в случае необходимости его перестраивать [1, с. 87]».

Для коррекции и развития координации движений используется множество методических приемов. Некоторые из них были использованы в данной работе. Это: упражнения на точность различения мышечных усилий, временных отрезков и расстояния, пространственная ориентация на основе кинестетических и зрительных ощущений.

Составляющими методики КОДД являются «Алфавит телодвижений и координационно-оздоровительные игры в движении».

«Алфавит телодвижений состоит из тридцати трех двигательных поз, образно представляющие буквы алфавита. Дети на слух и зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство, изображают эту букву. И наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображенную букву [2, с. 36]». В выполнение действия участвуют не только мышцы, но и другие органы, в частности органы чувств: зрение и слух. Таким образом, вырабатываются новые условные рефлексы, что способствует развитию многих функций головного мозга.

«Коррекционно-оздоровительные игры в движении представляют собой различные виды подвижных игр с учетом особенностей умственно-отсталых детей. Наибольшие отставания отмечаются в координационных способностях: точности, способности ориентироваться в пространстве, ритмичности движений, сохранение равновесия и т. д. [3, с. 71]». Игры развивают у детей различные качества, в том числе идет развитие и совершенствование координационных способностей, развиваются двигательные качества из-за наличия у учащихся коррекционных школ восьмого вида разнообразных дефектов психического и физического развития, игра решает и коррекционные задачи. Создается необходимая связь между физическими и умственными действиями, которые ведут к развитию у детей нарушений интеллекта.

Цель исследования: выявить эффективность использования методики КОДД для развития координационных способностей у детей с легкой и умеренной умственной отсталостью.

Задачи. Использовать методику КОДД для коррекции и развития координационных способностей у детей с легкой и умеренной умственной отсталостью.

«Международная классификация психических и поведенческих расстройств (МКБ-10) рассматривает различные проявления врожденного слабоумия под единым названием «Умственная отсталость». Степень умственной отсталости определяется интеллектуальным коэффициентом iQ (отношение психического возраста к паспортному). В соответствии с данными МКБ-10 психическая норма составляет 70-100% iQ, легкая умственная отсталость 50-69 iQ, умеренная умственная отсталость 35-49 iQ [1, с. 147]».

Обучение и воспитание детей с легкой и умеренной умственной отсталостью в настоящее время осуществляется в основных общеобразовательных школах с адаптивными образовательными программами.

Ранее, до 2017 года, они именовались, как специальные коррекционные школы восьмого вида.

«Установлено, что основным нарушением двигательной сферы детей с нарушением интеллекта является расстройство координации движений. И простые и сложные движения вызывают у детей следующие затруднения: дифференцировка мышечных усилий, точность движений в пространстве, сохранение равновесия, пространственная ориентировка [1, с. 156]».

В одном случае нужно точно определить расстояние и выполнить прыжок в длину с места на заданное расстояние, в другом нужно ориентироваться в точности движений в пространстве - отведение руки сторону, ориентируясь на заданную отметку, в третьем - сохранение равновесия на одной ноге, в четвертом -зрительно определить расстояние и попасть мячом в цель.

По мнению С.Д. Забрамной, любое из них требует согласованного, последовательного и одновременного сочетания движений звеньев тела в пространстве и времени, определенного усилия, траектории, амплитуды, ритма и других характеристик движения [4]. Однако в силу органического поражения различных уровней мозговых структур, несогласования между регулирующими и исполняющими органами, слабой сенсорной аффе-рентации, управлять всеми характеристиками одновременно умственно отсталый ребенок не способен. Координационные способности регулируются теми биологическими и психическими функциями, которые у детей с нарушением интеллекта имеют дефектную основу.

Для определения влияния КОДД на коррекцию и развитие координационных способностей учащихся начальных классов в МБОУ ООШ № 17 с адаптивными образовательными программами города Абакана, был организован педагогический эксперимент. В эксперименте участвовали две группы учащихся десяти лет одного пола: одна экспериментальная (ЭГ), вторая контрольная (КГ). В каждой группе - по десять учащихся одинаковой степени умственной отсталости (легкой и умеренной).

В течение всего учебного года учащиеся экспериментальной группы занимались по методике КОДД на занятиях по физической культуре, на больших переменах и внеурочных формах физической культуры, а в контрольной группе занятия проводились по обычной программе в таком же объеме физической нагрузки. Для выявления исходных и конечных данных уровня координационных способностей, учащиеся экспериментальной и контрольной группы были протестированы в начале и в конце эксперимента. При исследовании координационных способностей испытуемых был проведен эксперимент по четырем показателям.

1. По дифференцировке мышечных усилий - прыжок на точность приземления. Прыжок выполнялся с места до отметки 80 см от места отталкивания. Измерялось расстояние от пяток до отметки. Каждый испытуемый выполнял три прыжка подряд.

Ошибки измерялись и заносились в протокол. При обработке результатов определялась средняя ошибка трех попыток испытуемого.

Таблица 1

Динамика результатов прыжка на точность приземления

2. Тестом на исследование развития точности движений в пространстве, было отведение руки в сторону на определенную высоту с закрытыми глазами.

Исследования проводились в спортивном зале. Учащиеся стояли спиной к стене, на которой был отмечен уровень. В первой попытке испытуемый должен был отвести руку до этого уровня с открытыми глазами (зафиксировать это движение в памяти), во второй - с закрытыми. Разницу между первой и второй попыткой измеряли и заносили в протокол.

Таблица 2

Динамика показателей исследования развития точности движений в пространстве

Группа Сентябрь Май Прирост, см Прирост, %

КГ 92 82 10 10.86

ЭГ 93 90 3 3,23

10,89 10

3 23

I Прирост, см I Прирост, %

Группа Сентябрь Май Прирост, см Прирост, %

ЭГ 15 9 6 40

КГ 14 12 2 15

Рис. 1. Показатели прироста прыжка на точность приземления

По результатам теста было видно,чтоиспытуемые экспериментальной группы в конце исследования показали меньше ошуСокв ихабсолютном пнечении, чтит испы^етыекетроль-ной гртины.

Нтоентвании вышеприведенныч фактов, можно полагать, чтз дс-стижыыияучеениспэкссеримтатвльнтй группы в прентах нт еэныьэсе сеиземлвнеев знаенеелы-юй ыерезавиеят вы твгултуногы исеслезоввние псстееахфзсиультуры нскнс подвижных игр, как «Грамма-тссесыие зтчки», еН^а^^^ст^!^» зыp.Bтeэтиигрыlcвсзсulы с прыжками на точность призем-Л1зныь

О^к^гл сбрсзсс, тслучен-ные результаты подтверждают, что иcпэльиoыaииe л^^^^.ес^и КОЛД инсзаыьных высыпан с детьми с нарушением интел-лхктапхлoживтлннo илнпхп пс диффхтенциренкс мышечные дсилпх.

Анализ полученных результатов показал, что учащиеся экспериментальной группы значительно улучшили свои показатели. Наглядно виден прирост полученных результатов на рис. 2. Мы думаем, что этому способствовало регулярное использование на за нятиях упражнений из «алфавита телодвижений» для разви-ти я точности движений в пространстве.

3. Функции статического равновесия оценивались по времени удержания равновесия. Испытуемый принимал положение внн^е на одной ноге, другая согнута в колене, стопа касается ихыeнеого сустава опорной ноги, руки на поясе, глаза закрыты. Время начинали отсчитывать после того, как было принято устойчивое положлни е, а прекращали после то го, как оно нару-шылосы.И спытание проходило поочередно на левой и на правой ноге. По проведенному тестированию получили следующие ре-

60

40

20

40

15

6 1

2

Прирост, см Прирост, %

КГ

ЭГ

Рис.2.Показателиприростатестана исследование развития точности движений

в пространстве

2

0

КГ

ЭГ

Таблица 3

Динамика показателейприростастатического равновесия

№ Сентябрь Май Прирост, сек. Прирост, %

группы Правая Левая Правая Левая Правая Левая Правая Левая

ЭК 25 20 35 28 10 8 40 40

КГ 27 22 32 20 5 6 18,5 27,3

ГП ГП

40 - 40 -

30 - 30 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 - ■ правая, сек М0 - ■ Левая, сек

10 -10 ■ правая, % 10 -10 ■ Левая, %

п J п ■ ИЫ|

ЭГ КГ ЭГ КГ

Рис.З.Показателиприростастатическогоравновесия

зультаты.

Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что применение коррекционно-двига-тельных действий положительно влияет на улучшение вестибулярного аппарата и на развитие локомоторных функций у детей с нарушением интеллекта.

4. На исследование развития пространственной ориентировки был проведен тест - метание теннисного мяча в цель. Испытание проводилось в спортивном зале. На полу, на расстоянии десяти метров от места метания ставился набивной мяч. Каждый испытуемый выполнял три попытки метания теннисного мяча в цель. Ошибки измерялись и заносились в протокол. Окончательным результатом быласредняяошибка каждого учащегося. Полученные результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Динамика показателейприростараз вития пространственной ориентировки

Группа Сентябрь, см Май, см Прирост, см Прирост, %

ЭГ 240 190 50 20,83

КГ 250 230 20 8,0

Полученные резусотатыподтвередают,что использование методики КОДД в начальных классах у детей с легкой и умерен-

Библиографический список

Рис. 4. Показатели прироста развития пространственной ориентировки

ной умственной отсталостью положительно влияет на коррекцию пространственной ориентации.

Таким образом, несмотря на то, что умственная отсталость - явление необратимое, это не значит, что она не поддаётся коррекции. Постепенность и доступность дидактического материала при занятии физическими упражнениями, использование новых методик создают предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, а также для развития физических качеств и способностей, которые необходимы в жизнедеятельности ребёнка. Опытным путем нами была доказана эффективность применения методики «Коррекционно-оздоровительных двигательных действий» в начальных классах у детей с легкой и умеренной умственной отсталостью на коррекцию пространственной ориентации и развитию координационных способностей.

1. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Под редакцией С.П. Евсеева. Москва: Сов. спорт, 200l.

2. Веневцев С.И., Дмитриев А.А. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры. ФГУП Издательство «Советский спорт».

3. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии. Под общей редакцией Л.В. Шапковой. Москва: Советский спорт, 2002.

4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. Москва: Просвещение, 1995.

References

Shapkova L.V. Sredstva adaptivnoj fizicheskoj kul'tury: Metodicheskie rekomendacii po fizkul'turno-ozdorovitel'nym i razvivayuschim zanyatiyam detej s otkloneniyami v intellektual'nom razvitii. Pod redakciej S.P. Evseeva. Moskva: Sov. sport, 2001.

Venevcev S.I., Dmitriev A.A. Ozdorovlenie i korrekciya psihofizicheskogo razvitiya detej s narusheniem intellekta sredstvami adaptivnoj fizicheskoj kul'tury. FGUP Izdatel'stvo «Sovetskij sport».

Korrekcionnye podvizhnye igryiuprazhneniya dlya detejs narusheniyami vrazvitii. Pod obschej redakciej L.V. Shapkovoj. Moskva: Sovetskij sport, 2002.

Zabramnaya S.D. Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika umstvennogo razvitiya detej. Moskva: Prosveschenie, 1995.

Статья поступила в редакцию 03.06.18

УДК 378

Khompodoeva M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal university n.a. M.K. Ammosov

(Yakutsk, Russia),E-mail: [email protected]

DEMAND FOR INFORMATION RESOURCES ON FRENCH LANGUAGE AMONG THE STUDENTS OF NON-LINGUISTIC PROFILES. The article studies the specifics of demands of students, postgraduates of non-linguistic specialties' concerning the information in French that they need to find. The research is dedicated to the question of the use of educational resources in training the French language at non-linguistic higher education school. Search parameters are specified, the state of relevant information is described. The interrogations of students forthe relevant of information resources are studied, the sources show their positive attitude to the training of French. The analysis of results shows that such categories as science, formation, scientific achievements in French are of most interest. The paper has a conclusion that the necessity of the account of questions of students is made at training the French language. In conditions of implementation of information technologies to the educational process, the search for any information opens big opportunities for the development of information culture in students. The review of media resources, educational sites in French is carried out, with the use of which students, masters, postgraduates receive additional knowledge on profile by means of the foreign language.

Key words: educational resources, French language, Internet, higher education, information, non-linguistic specialization.

М.В. Хомподоева, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.