ГЩАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма
PerJNa Эл №ФС77-27659 or 26 марта 2007 г.
№2 (2009)
(Выпуск 11)
УДК 376.4+796.6
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКЕ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Л.Е. Шакурова - аспирантка З.М. Кузнецова - доктор педагогических наук, профессор Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны
EFFICIENCY OF METHODICAL USE OF ORGANISATION AND CONDUCT LESSOUS BY SANITARY AEROBICS FOR MENTALLY RETARDED
SCHOOLCHILDREN
L.E. Shakurova - post-graduate student Z.M. Kuznetsova - Dr.Hab, professor Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Naberezhnye Chelny
kzm_diss@,mail. ru
Ключевые слова: физическое воспитание, методика, оздоровительная аэробика, умственно отсталые школьники.
Аннотация. Одной из наиболее острых проблем в современном мире является проблема роста числа умственно отсталых детей. Причем, физическое развитие детей, обучающихся в коррекционных школах, ниже, по сравнению с физическим развитием детей обычных школ. Особенно это отставание выявлено в упражнениях, требующих проявления общей выносливости, и функциональном развитии, соответственно 21-35% и 46-50%. Аналогичные отставания отмечаются и в других показателях: силы на 21-36%; скоростно-силовой подготовке на 11-18%; гибкости 15-28%; координационных 1,5-2 раза. Это объясняется общей ослабленностью организма, слабым развитием мышц опорно-двигательного аппарата, быстрой утомляемостью. Около 52 % учащихся имеют низкий уровень физического развития, а 6% - низкую физическую подготовленность. Умственная отсталость - явление необратимое, но поддающееся коррекции. Постепенность и доступность материала на
4708012459910
занятиях оздоровительной аэробикой, создаёт предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, развития физических качеств и способностей, коррекции вторичных отклонений в развитии, что, в дальнейшем, облегчит их жизнедеятельность и даст возможность адаптироваться в современном обществе.
Key words: physical education, method, sanitary aerobics, mentally retarded schoolchildren.
Summary. One of the most keen problems in the modern world is the problem of increase of number of mentally retarded children. It being known that physical development of children, who study in correlative schools, lower in comparison of children's physical development of ordinary schools. Especially it is exposed in exercises, demanding displaying general endurance and functional development accordingly 21-36% and 46-50%. The same lags are marked in other indices: power to 21-36% speed-power to 11-18%; flexibility to 15-28%; coordination to in 1,5-2 times. It is explained by general weakening of the organism, weak muscular development of supportive motive apparatus, rapid fatigability. For about 52% of nave low level of physical development, and 6% - Low physical training. Mental backwardness irreversible is phenomenon but it is submitted to correction. Gradualness and accessibility of the material at the lessons of sanitary aerobics, founds prerequisites for mastery different motive skills, play actions, by children, for development of physical qualities and abilities, correction of second deviations, what facilitates their vital activity for adaptation in modern society.
Актуальность. В нашей стране 50000 детей ежегодно рождается и признается инвалидами с детства. Из всех детей, живущих в России: 4,5 % имеют ограниченные возможности здоровья, 1-3 % - это дети с выраженными формами умственной отсталости, из них только 0,8-0,9 % подлежат обучению в коррекционных школах.
Основная проблема всей системы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью заключается в создании предпосылок к социальной адаптации и интеграции их в общество.
В связи с этим, возрастает необходимость максимального повышения активности ребенка, его самостоятельности и формирования умения общаться, прибегать к помощи окружающих в необходимых случаях.
Наличие первичного дефекта - органического поражения мозга, невозможность полноценного общения с нормально развивающимися сверстниками, и другие факторы влияют на развитие сопутствующих и вторичных нарушений.
Как показали исследования Н.П. Вайзмана (1997), В.И. Лубовского (1987), В.М. Мозгового (1994), Б.И. Пинского (1979), Б.В. Сермеева (1990), умственная отсталость усугубляется соматическими, сенсорными заболеваниями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой физического, психического и социального развития.
Диапазон этих нарушений свидетельствует о необходимости проведения коррекционной работы с данным контингентом детей, целью, которой бы являлось максимальное, всестороннее развитие ребенка, в соответствии с его возможностями.
Поскольку ребенок познает мир через движение, то ни одна образовательная дисциплина не обладает таким потенциалом для реализации широкого комплекса педагогических задач, как физическое воспитание. Многообразие физических упражнений, варьирование методических приемов позволяет формировать у детей знания и умения, касающиеся не только самого предмета занятий, но и смежных дисциплин, являющихся неотъемлемой частью педагогического процесса.
Важным фактором, лимитирующим процесс социализации, является то обстоятельство, что умственно отсталые дети находятся в условиях гиподинамии, их недельная двигательная активность чрезвычайно низка. Организованную форму физического воспитания составляют лишь два урока физкультуры в школе, а внеклассные занятия ограничиваются двумя часами ритмики. Низкая двигательная активность приводит к тому, что у данной категории детей нет свойственной их возрасту потребности в движении, которая к тому же никак не мотивируется.
Следует отметить, что умственно отсталые дети не способны к длительным, монотонным тренировкам, которые часто необходимы для выработки тех или компенсаторных навыков. Поэтому вся работа должна быть построена таким образом, чтобы коррекция проводилась ненавязчиво, в процессе наиболее привлекательных видов деятельности. Анализ научно-методической литературы и педагогической практики показали, что существуют программы по лыжной подготовке, легкоатлетическому многоборью, общей физической подготовке и много методик использования подвижных игр во внеклассной работе с умственно отсталыми детьми. Несомненно, их вклад в коррекцию недостатков физического развития и физической подготовленности умственно отсталых детей велик. Тем не менее, изучение и анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы показал, что в настоящее время нет научно обоснованной методики организации и проведения занятий по оздоровительной аэробике для умственно отсталых школьников, что и определило актуальность выбранной темы исследования.
Оздоровительная аэробика, обладая высокой эмоциональностью, имея большое количество разнообразных видов, выполняемая под музыку, является одним из средств коррекции физического развития и физической подготовленности этой категории детей. Занятия по оздоровительной аэробике предполагают фронтальный способ организации занятий, что позволяет повысить их моторную плотность, улучшает усвояемость материала умственно отсталыми детьми и дает возможность использовать дифференцированный подход в работе.
Таким образом, выявлено противоречие между необходимостью внедрения в практику коррекционных школ новых организационных форм применения средств физической культуры и недостаточной теоретической и методической разработанностью их основ применительно к данному контингенту.
Объект исследования: процесс физического воспитания учащихся средних классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Предмет исследования: методика организации и проведения занятий по оздоровительной аэробике для умственно отсталых школьников 11-13 лет.
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование методики организации и проведения занятий по оздоровительной аэробике для умственно отсталых школьников 11-13 лет.
Задачи исследования:
1. На основе ретроспективного анализа научно-методической литературы определить степень разработанности проблемы физического воспитания умственно отсталых школьников 11-13 лет.
2. Выявить исходные данные, свидетельствующие об уровне физического развития и физической подготовленности умственно отсталых школьников 11-13 лет.
3. Разработать методику организации и проведения занятий по оздоровительной аэробике для умственно отсталых школьников 11-13 лет и апробировать ее в условиях педагогического эксперимента.
4. Проверить эффективность методики организации и проведения занятий по оздоровительной аэробике с умственно отсталыми школьниками 11-13 лет.
Методы и организация исследования:
1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.
2. Анализ педагогической документации.
3. Методы диагностики морфофункционального состояния.
4. Методы контрольного тестирования.
5. Педагогическое наблюдение.
6. Педагогический эксперимент.
7. Методы математической статистики.
Исследование проводилось на базе государственного образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 69 (VIII вида)».
Нами было проведено два педагогических эксперимента. В констатирующем педагогическом эксперименте принял участие 81 умственно отсталый школьник. Было проведено сравнение показателей физического развития и физической подготовленности умственно отсталых школьников с нормально развивающимися сверстниками. Кроме этого, выявлен ряд сопутствующих заболеваний умственно отсталых школьников и разработана методика организации и проведения занятий по оздоровительной аэробике.
В формирующем педагогическом эксперименте принимали участие 34 школьника с умственной отсталостью. Они были разделены на две группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ), по 17 человек в каждой. Контрольная группа занималась по традиционной программе, а экспериментальная по методике организации и проведения занятий по оздоровительной аэробике.
В начале педагогического эксперимента нами выявлены статически равные показатели физического развития и физической подготовленности в контрольной и экспериментальной группах.
Проведенный в рамках нашего исследования анализ медицинских карт показал, что 90% детей имеют заболевания опорно-двигательного аппарата (кифотическую осанку, сколитическую осанку, деформацию грудной клетки, плоскостопие, тетропарез, контрактуру верхних конечностей), 54% нарушения зрения (миопия, косоглазие), 7% страдают соматическими заболеваниями (заболеваниями сердца, бронхиальной астмой, ожирением, энурезом)
Анализ результатов исследования уровня физического развития и физической подготовленности умственно отсталых школьников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 69, показал снижение этих показателей по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.
На основе результатов констатирующего педагогического эксперимента мы разработали методику организации и проведения занятий по оздоровительной аэробике для умственно отсталых школьников 11-13 лет.
В основу экспериментальной методики положено комплексное использование средств оздоровительной аэробики. Мы подобрали рациональные виды и средства оздоровительной аэробики. В специально разработанные комплексы вошли элементы базовой аэробики, йога фит, фитбол аэробики, упражнения на расслабление, кроме того, в каждый комплекс мы включали музыкально-ритмические игры, направленные на снятие напряженности, повышение работоспособности и эмоционального фона занятий.
Занятия в экспериментальной группе проводились два раза в неделю по 45 минут под музыкальное сопровождение во внеурочное время. Занятия состояли из 3-х частей -подготовительной, основной, заключительной. Подготовительная часть (разминка) занятия включала в себя простые по координации упражнения - обычный шаг, приставные шаги с разными движениями рук, модификации различных шагов, упражнения в стойке ноги врозь, со сгибанием и разгибанием ног в коленных суставах и движениями рук (круговые, вытягивающие, скручивающие), строевые, элементы йога фит. Основная часть занятий содержала несколько серий, состоящих из общеразвивающих упражнений: для рук, плечевого пояса, шеи, туловища,
ног; базовых шагов аэробики низкой и средней интенсивности; йога фит; фитбол аэробики; музыкально-ритмических игр. Заключительная часть занятий имела восстановительную направленность, в ней использовались упражнения на расслабление, растягивание.
Таблица 1
Распределение времени и упражнений по частям занятий
Части занятия Время (мин) ЧСС (уд/мин) Рекомендуемые средства
Разминка 10 90-110 базовые шаги низкой интенсивности; упражнения йога фит;
Основная часть 30 130-140 базовые шаги средней интенсивности; упражнения фитбол аэробики; дыхательные упражнения йога фит музыкально-ритмические игры;
Заключительная часть 5 80-100 упражнения йога фит; расслабление;
Применение экспериментальной методики оказало благоприятное воздействие на показатели физической подготовленности умственно отсталых школьников. Мы наблюдали, прирост по всем показателям в экспериментальной группе по сравнению с контрольной (бег 300 м - ЭГ 7,51%, КГ 2,3%; бег на 30 м - ЭГ 8,64%, в КГ 2,48%; прыжок в длину - ЭГ 7,78%, КГ 3%; подъем туловища - ЭГ 23,3%, КГ 9,02%; наклон туловища из положения, стоя ЭГ 59,9%, КГ 13%; динамическая координация 1 тест - ЭГ 22%, КГ 1,09%; 2 тест - ЭГ 18,9%, КГ 3,05%: 3 тест - ЭГ 36,5%, КГ 5,8%; проба Ромберга - ЭГ 26,02%, КГ 2,3%) (рис. 1).
Таблица 2
Показатели развития физических качеств контрольной группы и экспериментальной группы до
и после эксперимента, Хср±$х
Показатели Контрольная группа (п=17) Экспериментальная группа (п=17)
до после до после
Бег 300 м, с 1,69±0,09 1,65 ± 0,09 1,33 ± 0,04 1,23 ± 0,03
Бег 30 м, с 6,05±0,16 6,2±1,00 6,6±0,21 6,03±0,18
Прыжок в длину с места, см 106,52±2,77 109,82±2,69 116,41±4,96 126,24 ± 5,19
Подъем туловища из 9,47±0,90 10,41±0,87 12,5 ± 0,95 16,29 ± 1
положения, лежа, к-во
Наклон из положения, стоя на -5,76±2,43 -5±2,39 -6,76±2,03 -2,71±1,89
гимнастической скамейке, см
1. Прыжок с поворотом, балл 4,53 ± 0,38 4,58 ± 0,35 4,9 ± 0,22 6,35 ± 0,21
2. Скорость движения тела, с 7,52±0,53 7,29±0,57 6,55±0,42 5,31±0,38
3. Сед из положения стоя без 5,29±0,33 5±0,44 5,11±0,42 3,24±0,22
помощи рук, с
Проба Ромберга, с 5,46±0,53 5,82±0,54 7,05±0,93 9,53±0,87
60-, 50 40 % 30 20 10 0
бег300м бег30м прыжок в поднимание наклон из прыжок с скорость сед из проба
длину с туловища положения, поворотом движения положения Ромберга места стоя тела стоя
□ Контрольная группа □ Экспериментальная группа
Рис. 1. Прирост показателей физической подготовленности (%) Использование на занятиях музыкально-ритмических игр позволило увеличить плотность занятий в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой. Больше времени было затрачено на двигательную деятельность и меньше объяснения, показ и отдых (рис. 2, рис.
3).
15.5
15
12
61.5
17 16.5
51.5
□ обьяснение и показ упражнений
□ выполнение упражнений
□ вспомогательные действия
□ отдых
□ обьяснение и показ
□ выполнение упражнений
□ вспомогательные действия
□ отдых
Рис. 2. Плотность занятий Рис. 3. Плотность занятий контрольной
экспериментальной группы(%) группы(%)
Таким образом, применение методики организации и проведения занятий по оздоровительной аэробике для умственно отсталых школьников оказало положительное
влияние на уровень физической подготовленности, создало предпосылки для овладения
разнообразными двигательными навыками и позволило расширить их двигательную активность
в рамках внеклассной деятельности.
Литература
1. Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П. Вайзман. - М. : Аграф, 1997. - 128 с.
2. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 192 с.
3. Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции действии у детей / В.И. Лубовский. - М. : Педагогика, 1987. -224 с.
4. Лыткина, Н.Л. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Л. Лыткина [электронный ресурс] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2007. - № 5. - Режим доступа к журн.: http://kamgifk.ru/magazin/iournal.htm.
5. Мозговой, В.М. Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся / В.М. Мозговой // Дефектология. - 1994. - № 3. - С. 34-38.
6. Мякинченко, Е.Б. Аэробика. Теория и методика проведения занятий / Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестакова. - М. : СпортАкадемПресс, 2002. - С. 35-38
7. Пинский, Б.И. Развитие целенаправленной деятельности у учащихся вспомогательной школы / Б.И. Пинский. // Дефектология. - 1979. - № 5. - С. 39-42.
8. Сермеев, Б.В. Пути повышения эффективности физического воспитания детей с отклонениями в развитии / Б.В. Сермеев. // Дефектология. - 1990. - № 4. - С. 7-14.
9. Черник, Е.С Двигательные возможности учащихся вспомогательной школы. / Е.С. Черник. - М. : Просвещение, 1992. - 128 с.
10. Черник, Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: учебное пособие / Е.С. Черник. - М. : Учебная литература, 1997. - 320 с.
Bibliography:
1. Vayzman, N.P. Psihomotorika of mentally retarded children / N.P. Vayzman. - M. : Agraf, 1997. - 128 p.
2. Kuper, K. Aerobics for good general state / K. Kuper. - M. : Physical culture and sport, 1986. - 192 p.
3. Lubovskiy, V.I. The Development of children verbal regulation action / V.I. Lubovskiy. - M. : Pedagogika, 1987. - 224 p.
4. Mozgovoy, V.M. The characteristics mentally retarded children motor breaches / V.M. Mozgovoy // Defektologiya. -1994. - № 3. - P. 34-38.
5. Myakinchenko, E.B. The Aerobics. The Theory and methods of the undertaking occupation / E.B. Myakinchenko, M.P. Shestakova. - M. : SportAcademPress, 2002. - P. 35-38.
6. Pinskiy, B.I. The Development of auxiliary school children goal-directed activity / B.I. Pinskiy // Defektologiya. -1979. - № 5. - P. 39-42.
7. Sermeev, B.V. The Ways of increasing children with deflections in development of physical education efficiency / B.V. Sermeev // Defektologiya. - 1990. - № 4. - P. 7-14.
8. Tchernik, E.S Motor possibilities учащихся auxiliary schoolchildren. / E.S. Tchernik. - M. : Enlightenment, 1992. -128 p.
9. Tchernik, E.S. The Physical culture in auxiliary school: scholastic allowance / E.S. Tchernik. - M. : Scholastic literature, 1997. - 320 p.