УДК 376.02
АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА
© Дмитрий Владимирович ИВИНСКИЙ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, е-mail: [email protected]
Повышенное внимание к проблеме детей с умственной отсталостью вызвано тем, что из всех функциональных отклонений в развитии ребенка умственная отсталость по социальным последствиям является наиболее тяжелым дефектом. В настоящее время остро стоит вопрос о физическом воспитании и физической подготовке умственно отсталых школьников, т. к. развитие двигательной базы данной категории детей способствует их адаптации к самообслуживанию, следовательно, и к тем аспектам, что связаны с процессом социализации. Современная государственная программа физического воспитания учащихся вспомогательных школ VIII вида характеризуется невысокой интенсивностью и не способна удовлетворить потребности ребенка в двигательной активности и решить комплекс кор-рекционно-развивающих задач. Решение данной проблемы возможно через систему дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей - это совокупность познавательной, исполнительной, творческой и коммуникативной деятельности, лежащей за пределами государственного образовательного стандарта. Необходимо отметить, что современная система дополнительного образования детей, как педагогическое явление, обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного образования: личностная ориентация образования; профильность; практическая направленность; мобильность; многофункциональность; разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе; индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса; реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся; реализация ориентационной функции через содержание учебного материала. Поэтому для умственно отсталых школьников необходимо организовывать систему дополнительного физкультурного образования и разрабатывать программно-нормативные его основы.
Ключевые слова: физическое воспитание; двигательный режим; двигательные качества.
Анализ современной научно-методической литературы по физическому воспитанию умственно отсталых школьников, а также наши собственные исследования в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида (педагогическое наблюдение, исследование режима дня, тестирование двигательных качеств) показали актуальность разработки экспериментальных методик дополнительного физического воспитания умственно отсталых школьников.
Одним из обоснований актуальности разработки экспериментальных методик дополнительного физического воспитания умственно отсталых школьников является малоподвижный образ жизни данного контингента.
Низкий уровень двигательной активности рассматриваемой категории школьников определяется рядом причин, основными из которых являются:
- замкнутость специальных (коррекци-онных) образовательных учреждений VIII вида;
- недостаток интеллектуального развития, который затрудняет ориентировку в пространстве, освоение двигательных навыков, развитие двигательных качеств, что ведет к значительному снижению двигательной активности;
- ограниченность государственной программы по физическому воспитанию учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [1].
По нашему мнению, в режиме дня умственно отсталого школьника важно организовать достаточную двигательную активность, соответствующую возрасту и индивидуальным особенностям индивида. Оптимальная двигательная активность играет роль своеобразного регулятора роста и развития умственно отсталого школьника, является необходимым условием его становления и совершенствования как биологического существа и как социального субъекта.
Режим дня учащихся 5-10 классов Го-рельской специальной (коррекционной)
школы-интерната VIII вида Тамбовской области представлен в табл.1.
Нами было выявлено соотношение видов деятельности в течение суток (рис. 1):
1) общее количество суточной (дневной) нагрузки - 14 часов, или 840 мин.;
2) время, отведенное на общеобразовательные предметы и линейку - 345 мин.;
3) время для подготовки домашних заданий - 150 мин.;
4) время, отведенное на завтрак, обед, ужин - 90 мин.;
5) время, отведенное на утренний туалет и подготовку ко сну - 55 мин.;
6) время, отведенное на зарядку -20 мин.;
7) время, отведенное на сонный час -60 мин.;
8) свободное время - 120 мин.
Таблица 1
Режим дня учащихся 5-10 классов Горельской школы-интерната
Действия, производимые в течение дня Время начала действия Время завершения действия
Подъем 7.00
Утренний туалет 7.00 7.25
Зарядка 7.25 7.45
Завтрак 7.45 8.15
Утренняя линейка 8.15 8.30
Уроки 8.30 14.00
Полдник 11.10 (на большой перемене)
Обед 14.00 14.30
Сонный час 14.30 15.30
Самоподготовка (домашние задания по урокам) 15.30 18.00
Полдник 16.45
Ужин 18.00 18.30
Внеклассные мероприятия 18.30 19.30
Прогулка на воздухе 19.30 20.30
Подготовка ко сну 20.30 21.00
Отбой 21.00
.41 %
7%
11 %
2%
□ Общеобразовательные предмет и линейка
□ Домашние задания
□ Завтрак, обед, ужин
□ Утренний туалет, подготовка ко сну
□ Зарядка
□ Свободное время
□ Тихий час
Рис. 1. Распределение суточного (дневного) времени учащихся 5-10 классов Горельской школы-интерната
Для того чтобы определить уровень двигательной активности учащихся Горельской школы-интерната, нами в недельной дневной нагрузке была выделена (рис. 2):
- динамическая нагрузка - организованная двигательная деятельность: утренняя зарядка, уроки физической культуры, ритмики, ЛФК;
- статическая нагрузка - время, отведенное на общеобразовательные предметы (кроме уроков физической культуры, ритмики, ЛФК), линейку, подготовку домашних заданий, завтрак, обед, ужин, сонный час, утренний туалет и подготовку ко сну;
- свободное время - неорганизованная спонтанная нагрузка.
Анализ режима дня умственно отсталых школьников, обучающихся в Горельской школе-интернате, показал, что данные дети ведут малоподвижный образ жизни с преобладающим режимом статической нагрузки. Их недельная динамическая нагрузка составляет 4-5 %, а недельная статическая нагрузка - 65-73 % и 23-30 % - свободное недельное время (спонтанная неорганизованная нагрузка).
В исследованиях В.А. Ванюшкина
(1999), И.Ю. Горской (2001), Д.В. Григорьева
(2000), А.А. Дмитриева (2004), Н.А. Козлен-ко (1994), Е.М. Мастюковой (1992), В.М. Мозговой (2004), А.С. Самыличева (1994) и других показано, что нарушение интеллекта отрицательно сказывается на двигательной сфере данной категории детей [2-9].
С.С. Ляпидевский подчеркивает, что изменения со стороны моторно-двигательной сферы у детей с расстройством интеллекта определяются, прежде всего, тем, что умственная отсталость всегда есть результат недоразвития мозга во внутриутробном периоде в силу тех или иных заболеваний или его поражения во время родов или после рождения [10]. Таким образом, поражения коры головного мозга, имеющие чаще диффузную локализацию, поражают в той или иной степени и двигательные области мозга. Глубоким формам олигофрении чаще сопутствуют тяжелые расстройства двигательных функций и в первую очередь координационных качеств.
Для того чтобы определить уровень развития двигательных качеств умственно отсталых школьников Горельской школы-интерната, нами отобрано пять тестов, рекомендованных государственной программой по физическому воспитанию школьников с умственной отсталостью; результаты тестирования сравнены с приблизительной нормой, предлагаемой А.А. Дмитриевым и С.П. Евсеевым для данного контингента школьников.
Анализ результатов тестирования умственно отсталых школьников 9-15 лет Го-рельской школы-интерната показал, что:
- умственно отсталые школьники (мальчики) 9 лет отстают от нормы в тесте «Прыжок в длину с места» на 6,59 %; в «Метании мяча на дальность» - на 20,9 %; в «Линейке» - на 92,67 %;
23%
4%
I
□ Динамическая нагрузка
□ Статическая нагрузка
□ Свободное время
Рис. 2. Недельная двигательная активность учащихся 5-10 классов Горельской школы-интерната
- умственно отсталые школьники «Прыжок в длину с места» на 2,67 %; в (мальчики) 10 лет отстают от нормы в тесте «Челночном беге 3^10 м» - на 0,43 %;
- умственно отсталые школьники (мальчики) 11 лет отстают от нормы в тесте «Прыжок в длину с места» на 11,86 %; в «Метании мяча на дальность» - на 27,48 %; в «Ласточке» - на 50,96 %; в «Челночном беге 3x10 м» - на 7,44 %; в «Линейке» - на 130,76 %;
- умственно отсталые школьники (мальчики) 12 лет отстают от нормы в тесте «Прыжок в длину с места» на 2,8 %; «Метание мяча на дальность» - на 1,67 %; в «Ласточке» -на 5,74 %; в «Челночном беге 3x10 м» - на 4,8 %; в «Линейке» - на 119,11 %;
- умственно отсталые школьники (мальчики) 13 лет отстают от нормы в тесте «Прыжок в длину с места» на 1,92 %; в «Метании мяча на дальность» - на 16,15 %; в «Ласточке» - на 12,16 %; в «Челночном беге 3x10 м» - на 7,71 %; в «Линейке» - на 41,7 %;
- умственно отсталые школьники (мальчики) 14 лет отстают от нормы в тесте «Прыжок в длину с места» на 4,49 %; в «Метании мяча на дальность» - на 17,79 %; в «Челночном беге 3x10 м» - на 4,82 %; в «Линейке» - на 29,05 %;
- умственно отсталые школьники (мальчики) 15 лет отстают от нормы в тесте «Прыжок в длину с места» на 3,97 %; «Метание мяча на дальность» - на 23,46 %; в «Челночном беге 3x10 м» - на 15,24 %; в «Линейке» - на 95,56 %;
- умственно отсталые школьники (девочки) 9 лет отстают от нормы в тесте «Прыжок в длину с места» на 2,55 %; в «Линейке» - на 107,32 %; в «Ласточке» - на 17,96 %;
- умственно отсталые школьники (девочки) 10 лет отстают от нормы в тесте «Прыжок в длину с места» на 6,32 %; в «Метании мяча на дальность» - на 40,31 %; в «Ласточке» - на 37,18 %; в «Линейке» - на 44 %;
- умственно отсталые школьники (девочки) 11 лет отстают от нормы в тесте «Метание мяча на дальность» на 20,83 %; в «Ласточке» - на 150,67 %; в «Линейке» - на 191,82 %;
- умственно отсталые школьники (девочки) 12 лет отстают от нормы в тесте «Прыжок в длину с места» на 3,68 %; в «Метании мяча на дальность» - на 27,38 %; в «Ласточке» - на 59,88 %; в «Челночном
беге 3x10 м» - на 2,64 %; в «Линейке» - на 180,96 %;
- умственно отсталые школьники (девочки) 13 лет отстают от нормы в тесте «Метание на дальность» на 22,18 %; в «Челночном беге 3x10 м» - на 2,65 %; в «Ласточке» -на 62,45 %; в «Линейке» - на 137,52 %;
- умственно отсталые школьники (девочки) 14 лет отстают от нормы в тесте «Ласточка» на 22,75 %; в «Челночном беге 3x10 м» - на 7,08 %; в «Линейке» - на 100,8 %;
- умственно отсталые школьники (девочки) 15 лет отстают от нормы в тесте «Метание мяча на дальность» на 19,64 %; в «Ласточке» - на 1,75 %; в «Линейке» - на 144,78 %; в «Челночном беге 3x10 м» - на 16,14 %; в тесте «Прыжок в длину с места» -на 5,78 %.
Необходимо отметить, что умственно отсталые школьники 9-15 лет в некоторых тестах показали уровень развития двигательных качеств выше среднего, но в целом тестирование показало низкий уровень (ниже среднего) развития двигательных качеств. Причем норма развития двигательных качеств умственно отсталых школьников ниже нормы их сверстников из общеобразовательных школ. И на этом фоне более четко выражается низкий уровень развития двигательных качеств умственно отсталых школьников.
Наличие отклонений у умственно отсталых школьников в двигательной сфере также обосновывает актуальность разработки экспериментальных методик дополнительного физического воспитания умственно отсталых школьников и формирует одну из задач данных методик - коррекцию (исправление) двигательных способностей данной категории детей [11; 12].
Таким образом, актуальность разработки экспериментальных методик дополнительного физического воспитания умственно отсталых школьников диктуется рядом причин, основными из которых являются:
- малоподвижный образ жизни учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;
- отклонения умственно отсталых школьников в двигательной сфере;
- ограниченность государственной программы по физическому воспитанию
учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
1. Ивинский Д.В., Яковлев В.Н. Педагогические условия организации дополнительных физ-культурно-спортивных занятий в школе-интернате VIII вида // Культура физическая и здоровье. Воронеж, 2008. № 2 (16). С. 75-78.
2. Ванюшкин В.А. Коррекция координационных способностей учащихся с недостатками интеллектуального развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.
3. Горская И.Ю. Теоретические и методологические основы совершенствования базовых координационных способностей школьников с различным состоянием здоровья: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 2001.
4. Григорьев Д.В. Дети с нарушением интеллекта: особенности двигательного развития // Адаптивная физическая культура. 2000. № 3-4. С. 39-41.
5. Дмитриев А.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития. М., 2004.
6. Козленко Н.А. Физическое развитие учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1994. № 1. С. 26-29.
7. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М., 1992.
8. Мозгова В.М. Развитие и коррекция нарушений двигательных функций детей и подростков с нарушениями интеллекта в процессе физического воспитания // Дефектология. 2004. № 6. С. 17-21.
9. Самыличев А.С. Физическое развитие учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1994. № 1. С. 26-30.
10. Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики. М., 2000.
11. Антонюк С.Д., Макарова Л.Н. Адаптивная составляющая современной системы дополнительного образования. Тамбов, 2003.
12. Мартиросян Б.П., Горский В.А. Инновации в дополнительном образовании // Дополнительное образование. 2003. № 4.
1. Ivinskiy D.V., Yakovlev V.N. Pedagogicheskie usloviya organizatsii dopolnitel'nykh fizkul'turno-sportivnykh zanyatiy v shkole-internate VIII vida // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. Voronezh, 2008. № 2 (16). S. 75-78.
2. Vanyushkin V.A. Korrektsiya koordinatsionnykh sposobnostey uchashchikhsya s nedostatkami intellektual'nogo razvitiya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 1999.
3. Gorskaya I.Yu. Teoreticheskie i metodologicheskie osnovy sovershenstvovaniya bazovykh koordinatsionnykh sposobnostey shkol'nikov s razlichnym sostoyaniem zdorov'ya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Omsk, 2001.
4. Grigor'ev D.V. Deti s narusheniem intellekta: osobennosti dvigatel'nogo razvitiya // Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura. 2000. № 3-4. S. 39-41.
5. Dmitriev A.A. Korrektsionno-pedagogicheskaya rabota po razvitiyu dvigatel'noy sfery uchashchikhsya s narusheniem intellektual'nogo razvitiya. M., 2004.
6. Kozlenko N.A. Fizicheskoe razvitie uchashchikhsya vspomogatel'noy shkoly // Defektologiya. 1994. № 1. S. 26-29.
7. Mastyukova E.M. Rebenok s otkloneniyami v razvitii: Rannyaya diagnostika i korrektsiya. M., 1992.
8. Mozgova V.M. Razvitie i korrektsiya narusheniy dvigatel'nykh funktsiy detey i podrostkov s narusheniyami intellekta v protsesse fizicheskogo vospitaniya // Defektologiya. 2004. № 6. S. 17-21.
9. Samylichev A.S. Fizicheskoe razvitie uchashchikhsya vspomogatel'noy shkoly // Defektologiya. 1994. № 1. S. 26-30.
10. Lyapidevskiy S.S. Nevropatologiya. Estestvennonauchnye osnovy spetsial'noy pedagogiki. M., 2000.
11. Antonyuk S.D., Makarova L.N. Adaptivnaya sostavlyayushchaya sovremennoy sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya. Tambov, 2003.
12. Martirosyan B.P., Gorskiy V.A. Innovatsii v dopolnitel'nom obrazovanii // Dopolnitel'noe obrazovanie. 2003. № 4.
Поступила в редакцию 25.12.2014 г.
UDC 376.02
ACTUALITY OF EXPERIMENTAL METHODICS OF ADDITIONAL PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF SPECIAL (CORRECTIONAL) SCHOOL OF VIII TYPE
Dmitry Vladimirovich IVINSKY, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Physical Education Department, e-mail: [email protected]
Increased attention to the problem of children with mental retardation is caused by all functional abnormalities in the development of child mental retardation social consequences is the most severe defect. Currently, an issue of physical education and physical training of the mentally retarded pupils is very important, as the development of motor base of this category of children contributes to their adaptation to self-serve, therefore, to those aspects that are linked with the process of socialization. Modern state program of physical education of students auxiliary schools type VIII is characterized by low intensity and are not able to meet the needs of the child in motor activity and to solve complex development problems. The solution to this problem is possible through the system of additional education of children. Additional education of children is a combination of cognitive, executive, creative, and communicative activity lying outside of the state educational standard. Should be noted that the current system additional education of children as a pedagogical phenomenon has a number of qualities that are not (or weakly expressed) in primary education: the personal orientation of education; specialization; practical orientation; mobility; multifunctionality; the diversity of the content, forms and methods of education as a consequence of the freedom of the teacher, working in such a system; the individualization of teaching methods as a necessary condition of demand; implementation of educational learning functions through the activity of students; implementation of the orientational function through the learning content material. So, for mentally retarded students there is a need to organize the system of physical education and to develop software and its regulatory framework. Key words: physical education; movement; motor quality.