Научная статья на тему 'Аэробика как средство коррекции физических способностей школьников с умственной отсталостью'

Аэробика как средство коррекции физических способностей школьников с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1156
515
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / АЭРОБИКА / ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION / AEROBICS / EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Панова И. П., Панов С. Ф., Кравцевич П. В.

В работе представлены результаты проведенного исследования по внедрению экспериментальной методики на внеклассных занятиях по адаптивному физическому воспитанию старших школьников с умственной отсталостью. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Панова И. П., Панов С. Ф., Кравцевич П. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

aerobics as means correction of physical abilities of students with learning disabilities

This work presents the results of research on the introduction of extra-curricular activities for adaptive physical education of high school students with mental disabilities. The high efficiency of the technology has been experimentally proven.

Текст научной работы на тему «Аэробика как средство коррекции физических способностей школьников с умственной отсталостью»

УДК 796.011.3

АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ

ОТСТАЛОСТЬЮ

И.П. Панова, С.Ф. Панов, П.В. Кравцевич

В работе представлены результаты проведенного исследования по внедрению экспериментальной методики на внеклассных занятиях по адаптивному физическому воспитанию старших школьников с умственной отсталостью. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной методики.

Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, аэробика, внеклассные занятия.

По официальным данным в настоящее время в России насчитывается 13,2 миллиона инвалидов, что составляет 9 % населения страны. В их числе 546 тысяч детей - 2 % от общей детской популяции [6]. В своих работах многие авторы подчеркивают, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым по социальным последствиям дефектом человека. По данным этих авторов, в России 0,9-1 % детей имеют нарушения интеллектуального развития и в последнее десятилетие имеется тенденция к увеличению числа детей данной категории. Нарушение интеллекта отрицательно сказывается не только на социализации умственно отсталых детей, а также и на их двигательной сфере [1, 2, 8].

Образование умственно отсталых детей осуществляется в специальных (коррекционных) школьных учреждениях VIII вида на основе государственных образовательных стандартов. В настоящее время процесс физического воспитания в коррекционных школах VIII вида реализуется в общепринятых формах: организационную форму физического воспитания составляют два урока физкультуры в школе, утренняя гимнастика, игры на больших переменах, прогулки во второй половине дня, а внеклассные занятия ограничиваются двумя часами. Низкая двигательная активность приводит к тому, что у данной категории детей не формируется мотивация и свойственная их возрасту потребность в движении [8].

Физическое воспитание является одним из основных путей коррекции нарушений физического развития учащихся коррекционных школ VIII вида, их двигательной сферы, психомоторики, волевых качеств [6, 7].

В настоящее время во многих специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида открываются современные спортивные залы и бассейны, разрабатываются экспериментальные методики по дополнительному физическому воспитанию умственно отсталых детей.

На сегодняшний день существует большое количество оздоровительно-коррекционных методик и программ для умственно отсталых детей, основанных на использовании средств общей физической подготовки, лыжной подготовки, волейбола, дыхательной, суставной и медитативной гимнастики, аутомануальной системы М.С. Норбекова [3].

Одним из эффективных оздоровительно-коррекционных средств является оздоровительная аэробика, которая привлекает эмоциональностью и созвучием современным танцам, позволяет исключить монотонность в выполнении движений, способствует развитию физических, психических качеств и укреплению здоровья [4, 5].

Изучение и анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время нет научно обоснованной методики по аэробике оздоровительно-коррекционной направленности для умственно отсталых детей, что и определило актуальность выбора темы исследования.

Цель исследования - разработка и внедрение методики по аэробике оздоровительно-коррекционной направленности на внеклассных занятиях старших школьников с умственной отсталостью.

Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы: анализ и обобщение литературных источников; тестирование уровня развития физических способностей; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Нами была разработана методика по аэробике оздоровительнокоррекционной направленности на основе комплексного подхода. Использовался поточный способ проведения упражнений. В течение занятий не было простоев для объяснений и показа: в это время выполнялись предыдущие упражнения, ходьба или приставной шаг. Специфический подбор мелодий для фонограммы позволял задавать различный темп выполнения движений.

Составной частью экспериментальной методики мы рассматривали внеклассное занятие по физической культуре длительностью в один академический час согласно учебному расписанию. В подготовительной части занятия проводилась танцевальная аэробика или аэробика со скакалкой (10 мин.), в основной части - силовая тренировка (25 мин.), в заключительной - йога-аэробика (10 мин.).

Основой танцевальной аэробики являлось выполнение модификаций базовых шагов оздоровительной аэробики согласно стилям различных танцевальных направлений (хип-хоп, танго, диско, джаз).

Нами использовались педагогические приемы, направленные на активизацию внимания и поддержание интереса к занятиям. Частое чередование упражнений, различных по характеру, а также задание на внимание после каждой смены вида деятельности позволили сохранить интерес к изучаемому материалу и способствовали повышению эффективности обучения. Этому приему придавалось большое значение, потому как у лиц с нарушением интеллекта в результате монотонной

работы быстро пропадает желание к выполнению вследствие недоразвития волевых процессов.

Исходный уровень развития физических способностей по показателям силы, выносливости, гибкости, координации и скоростносиловых качеств как у мальчиков, так и у девочек в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах был в основном практически идентичен, достоверных различий не обнаружено. Проведенный нами педагогический эксперимент позволил получить определенную картину изменений показателей физической подготовленности школьников.

Эффективность разработанной методики подтвердилась достоверным улучшением (р<0,05) показателей результатов тестирования мальчиков экспериментальной группы. В контрольной группе эти изменения были недостоверны (р>0,05) за исключением показателей по двум тестам (прыжок в длину с места и прыжок вверх). Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Динамика показателей физической подготовленности школьников контрольной и экспериментальной групп на момент окончания педагогического эксперимента

Тесты КГ ЭГ

до экспери- мента после экспери- мента р до экспери- мента после экспери- мента р

X±m X±m Х±т Х±т

Бег 30 м, с 5,20±0,11 5,13±0,09 p>0,05 5,25±0,09 4,90±0,08 р<0,05

Поднимание туловища за 30 с, кол-во 15,71±2,47 15,93±2,58 р>0,05 15,92±2,67 23,73±2,55 р<0,05

Челночный бег 3^10 м, с 8,25±0,12 8,19±0,11 р>0,05 8,28±0,11 8,00±0,09 р<0,05

Прыжок в длину с места, см 180,0±4,63 187,1±4,11 р<0,05 181,6±4,71 196,6±4,32 р<0,05

6-минутный бег, м 1107±40,31 1134±38,12 р>0,05 1114±41,22 1300±38,21 р<0,05

Наклон вперед из положения сидя, см 6,37±1,42 6,40±1,51 р>0,05 6,19±1,51 10,23±1,21 р<0,05

Подтягивания на высокой перекладине, кол-во раз 5,91±0,19 5,98±0,17 р>0,05 5,87±0,17 8,31±0,14 р<0,05

Прыжок вверх, см 40,47±2,42 44,34±2,22 р<0,05 40,88±2,65 44,56±2,21 р<0,05

Спринт в заданном ритме, с 2,89±0,18 2,81±0,19 р>0,05 2,83±0,15 1,53±0,12 р<0,05

Для оценки скоростных способностей учащихся контрольной и экспериментальной групп использовался тест «Бег 30 м». В экспериментальной группе результаты улучшились у мальчиков на 0,35 с (6,66 %), в контрольной группе - на 0,07 с (1,34 %).

Для оценки силовой выносливости брюшного пресса учащихся контрольной и экспериментальной групп использовался тест «Поднимание туловища из положения лежа, руки за головой за 30 секунд». В контрольной группе результаты улучшились в 0,22 раза (1,4 %), в экспериментальной группе - в 7,81 раза (49 %).

Координационные способности оценивались тестом «Челночный бег 3^10 м» и «Спринт в заданном ритме». У мальчиков в контрольной группе результаты теста «Челночный бег 3*10 м» изменились на -0,06 секунды (-0,72%), в экспериментальной группе - на -1,28 секунды (-3,38%).

Сравнительный анализ полученных данных по тесту «Спринт в заданном ритме» позволил установить, что школьники, занимающиеся по разработанной методике, улучшили свои координационные способности в среднем на 1,3 с (45,9 %) и показали лучшие результаты, чем учащиеся контрольной группы - на 0,08 с (2,76 %).

Прыжок в длину с места требует от учащихся определенного уровня скоростно-силовых качеств и координационных способностей. По результатам теста «Прыжок в длину с места» видно, что значительный прогресс произошел в экспериментальной группе. Однако и в контрольной группе улучшение результата носит достоверный характер. Результат увеличился в контрольной группе на 7,1 см (3,9 %) , в экспериментальной группе улучшение результатов составляет 15 см (8,2 %).

Исходные показатели теста «6-минутный бег», характеризующего проявление выносливости, в ходе эксперимента изменились в сторону увеличения. В конце эксперимента у мальчиков контрольной группы прирост показателей составил 27 м (2,43 %), в то время как для экспериментальной группы это увеличение составило 186 м (16,7 %).

Показатели гибкости оценивались по тесту «Наклон вперед из положения сидя». В конце эксперимента у мальчиков контрольной группы прирост показателей составил 0,03 см (0,94 %), в то время как для экспериментальной группы это увеличение составило 4,04 см (65,2 %).

В развитии силы мышц разгибателей рук выявлены ярко выраженные улучшения у испытуемых, занимавшихся по экспериментальной методике. Так, в тесте «Подтягивание в висе на высокой перекладине» у мальчиков контрольной группы отмечен прирост результатов в 0,07 раза и составил 1,18 %, а в экспериментальной группе в 2,44 раза (41,5 %).

Показатель прыгучести оценивался тестом «Прыжок вверх». По результатам данного теста видно, что значительный достоверный прирост

произошел и в экспериментальной, и в контрольной группе. Однако в контрольной группе зафиксировано несколько более значительное улучшение результата на 3,87 см (9,5 %), тогда как в экспериментальной группе улучшение результатов составляет 3,68 см (9,0 %).

Похожая картина наблюдается и при анализе результатов тестирования у девочек. Эффективность разработанной методики подтвердилась достоверным улучшением (р<0,05) показателей результатов тестирования девочек экспериментальной группы. В контрольной группе эти изменения были недостоверны (р>0,05) за исключением показателей по двум тестам (прыжок в длину с места и прыжок вверх). Результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Динамика показателей физической подготовленности школьниц контрольной и экспериментальной групп на момент окончания педагогического эксперимента

Тесты КГ ЭГ

до экспери- мента после экспери- мента Р до экспери- мента после экспери- мента р

Х±т Х±т Х±т Х±т

Бег 30 м, с 6,10±0,10 6,01±0,11 р>0,05 6,11±0,09 5,01±0,08 р<0,05

Поднимание туловища за 30 с, кол-во раз, 11,51±2,56 11,79±2,11 р>0,05 11,54±2,32 17,21±2,12 р<0,05

Челночный бег 3^10 м, с 9,75±0,11 9,54±0,10 р>0,05 9,78±0,12 8,45±0,11 р<0,05

Прыжок в длину с места, см 160,0±4,11 170,0±4,78 р<0,05 161,5±4,34 175,3±3,11 р<0,05

6-минутный бег, м 900±33,21 912±31,01 р>0,05 894±30,11 976±24,19 р<0,05

Наклон вперед из положения сидя, см 8,17±1,32 8,32±1,22 р>0,05 8,19±1,31 15,21±1,65 р<0,05

Подтягивания на низкой перекладине, кол-во раз 6,41±0,11 6,67±0,19 р>0,05 6,39±0,13 10,22±0,19 р<0,05

Прыжок вверх, см 31,17±2,10 36,45±2,19 р<0,05 31,13±2,13 35,04±2,21 р<0,05

Спринт в заданном ритме, с 2,19±0,15 2,02±0,12 р>0,05 2,21±0,16 1,43±0,11 р<0,05

В частности, в экспериментальной группе результаты теста «Бег 30 м» улучшились у девочек на 1,1 с (18 %); в контрольной группе - на 0,09 с (1,48 %).

В тесте «Поднимание туловища из положения лежа, руки за головой за 30 секунд» в контрольной группе результаты улучшились в

0,20 раза (2,4 %), в экспериментальной группе - в 5,67 раза (49,1 %).

У девочек в контрольной группе результаты теста «Челночный бег 3^10 м» изменились на -0,21 секунды (-2,15 %), в экспериментальной группе - на -1,33 секунды (-13,5 %).

Сравнительный анализ полученных данных по тесту «Спринт в заданном ритме» позволил установить, что девочки, занимающиеся по разработанной методике, улучшили свои координационные способности в среднем на 0,78 с (35,3 %) и показали лучшие результаты, чем ученицы контрольной группы - на 0,17 с (7,76 %).

По результатам теста «Прыжок в длину с места» видно, что значительный прогресс произошел в экспериментальной группе. Однако и в контрольной группе улучшение результата носит достоверный характер. Результат увеличился в контрольной группе на 10 см (6,25 %), в экспериментальной группе улучшение результатов составляет 13,8 см (8,5 %).

В конце эксперимента у девочек контрольной группы прирост показателей теста «6-минутный бег», составил 12 м (1,31 %), в то время как для экспериментальной группы это увеличение составило 82 м (9,17%).

Показатели гибкости оценивались по тесту «Наклон вперед из положения сидя». В конце эксперимента у девочек контрольной группы прирост показателей составил 0,15 см (1,9 %), в то время как для экспериментальной группы это увеличение составило 7,02 см (85,7 %).

В тесте «Подтягивание в висе на низкой перекладине» у девочек контрольной группы отмечен прирост результатов в 0,26 раза и составил 4,05 %, а в экспериментальной группе в 3,83 раза (59,9 %).

По результатам теста «Прыжок вверх» видно, что значительный достоверный прирост произошел и в экспериментальной, и в контрольной группе. Однако в контрольной группе зафиксировано несколько более значительное улучшение результата на 5,28 см (16,9 %), тогда как в экспериментальной группе улучшение результатов составляет 3,91 см (12,5 %).

Внедрение экспериментальной методики на внеклассных занятиях по физическому воспитанию старших школьников с умственной отсталостью позволило улучшить показатели физической подготовленности в среднем у мальчиков экспериментальной группы на 27 %; у девочек экспериментальной группы - на 32,4%. В контрольной группе результаты улучшились: у мальчиков на 2,8 %, у девочек на 4,9 %.

Таким образом, и достоверность полученных результатов, и гораздо больший процентный прирост результатов в ходе педагогического эксперимента показали целесообразность и эффективность использования разработанной нами экспериментальной методики для повышения уровня развития физических способностей старших школьников с умственной отсталостью.

Список литературы

1. Бобошко В.В. Коррекция физического развития и двигательных нарушений у умственно отсталых школьников старшей группы средствами физического воспитания: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 1991. 17 с.

2. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. психолог. фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 144 с.

3. Малыгина E.H. Коррекция психофизического статуса детей 12-13 лет с нарушениями интеллекта в процессе занятий волейболом: автореф. дис. .канд. пед. наук. Хабаровск, 2002. 24 с.

4. Тимошина И.Н., Купцо И.М., Ботиевская А.В. Влияние ритмической гимнастики на физическую подготовленность здоровых детей старшего дошкольного возраста и детей с задержкой психического развития // Адаптивная физическая культура. 2006. № 3. С. 20-22.

5. Фомина H.A. Движение, музыка, сюжеты слова (логоритмическая гимнастика) // Адаптивная физическая культура. 2003. № 4 (16). С. 8-14.

6. Шакурова Л.Е. Физическое воспитание умственно отсталых школьников 12-13 лет оздоровительно-коррекционными средствами: автореф. дис. .канд. пед. наук. Набережные Челны, 2009. 18 с.

7. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: метод, рекомендации по физкультурно-оздоровительным развивающим занятиям детей с отклонением в интеллектуальном развитии. М.: Сов. спорт, 2001. 152 с.

8. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2003. 464 с.

Панова Ирина Петровна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет,

Панов Сергей Федорович, д-р биол. наук, доц., [email protected], Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет,

Кравцевич Петр Владимирович, аспирант, [email protected], Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет

AEROBICS AS MEANS CORRECTION OF PHYSICAL ABILITIES OF STUDENTS WITH

LEARNING DISABILITIES

I.P. Panovа, S.F. Panov, P.V. Kravtsevich 132

This work presents the results of research on the introduction of extra-curricular activities for adaptive physical education of high school students with mental disabilities. The high efficiency of the technology has been experimentally proven.

Key words: adaptive physical education, aerobics, extra-curricular activities.

Panova Irina Petrovna, candidate of pedagogical Sciences, the assistant professor, [email protected], Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical University,

Panov Sergey Fedorovich, doctor of biological Sciences, the assistant professor, kafedrasporta@mail. ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical University,

Kravtsevich Petr Vladimirovich, graduate student, [email protected], Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical University

УДК 796.077.4

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

О.П. Панфилов, В.В. Борисова, Т.А. Шестакова

В статье рассматриваются инновационные личностно-ориентированные подходы к тренингу креативности в процессе подготовки специалиста по физической культуре.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, тренинг креативности, подготовка специалиста по физической культуре.

Реформирование системы высшего образования, начавшееся после подписания Болонской декларации, предполагает решение ряда приоритетных задач: обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного образования; улучшение качества профессионального образования; повышение социального статуса и профессионализма работников образования; распределение ответственности между субъектами образовательной политики и повышение роли всех участников образовательного процесса.

Повышение требований к профессиональному образованию предполагает качественное обновление подходов в подготовке специалистов в области физической культуры, способных на высоком профессиональном уровне творчески и ответственно решать проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения [2].

Существующая классическая система образования в основном ориентирована на дифференцированное овладение дисциплинами учебного плана, репродуктирование учебного знания. Однако система обучения в современных условиях требует синтеза дисциплинарных знаний [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.