vestibular training. The interrelation between indicators of the level of development of the ability to orientation in space, the stability of the vestibular analyzer and technology development to combat fighting techniques.
Key words: physical preparation of cadets, the ability to orientation in area, vestibular training, combat fighting techniques.
Panov Sergey Fedorovich, doctor of biological Sciences, professor, kafedrasporta@,mail.ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical University. P.P. Semenov Tian-Shansky,
Bereznev Alexey Vladimirovich, senior lecturer, police captain, ber132007@yandex.ru, Russia, Voronezh, Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation,
Kravtsevich Petr Vladimirovich, candidate of biological Sciences, lecturer, kravcevichpv@gmail.com, Russia, Voronezh, Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation,
Panovа Irina Petrovna., candidate of pedagogical Sciences, assistant professor, kafedrasporta@mail.ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical University. P.P. Semenov Tian-Shansky
УДК 796.011
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ФИТНЕСА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
О.П. Панфилов, В.В. Борисова, А.В. Титова, Т.А. Шестакова
Рассмотрены вопросы особенностей использования оздоровительно-развивающего фитнеса на уроках физической культуры в школе. Раскрыта методика применения упражнений оздоровительно-развивающего фитнеса в содержании третьего урока по физической культуре в 10-х классах общеобразовательной школы.
Ключевые слова: оздоровительно-развивающий фитнес, специализированные двигательные тесты, методика применения упражнений оздоровительно-развивающего фитнеса.
Анализ научных исследований в области теории и методики физического воспитания и оздоровительной физической культуры показывает, что в течение последнего десятилетия имеет место неудовлетворённость традиционными занятиями физической культурой в общеобразовательных учреждениях значительной части детей и подростков. Это сказывается на потере интереса к ним, а также на понижении уровня их физической подготовленности и состоянии здоровья [1, 2].
Несмотря на целый ряд научных исследований, посвященных совершенствованию процесса физического воспитания детей и подростков, до сих пор, по мнению В.П. Лукьяненко, А.Т. Паршикова, О.П. Панфилова, В.В. Борисовой и др., кардинальных изменений в решении этой проблемы
не произошло [1, 2, 4-6].
В связи с этим актуальным является поиск эффективных путей оздоровления и физического развития детей и подростков, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни. Одним из эффективных путей решения сложившейся проблемы является включение в программу по физической культуре в школе (в содержание третьего урока) упражнений оздоровительно-развивающего фитнеса [2].
Оздоровительно-развивающий фитнес - это современные комплексные физкультурно-оздоровительные направления и системы физических упражнений (ритмика, ритмическая гимнастика, аэробика и её разновидности, стретчинг, бодифлекс, пилатес, силовая гимнастика и др.), направленные на физическое совершенствование всех слоёв населения, повышение и поддержание умственной и физической работоспособности в повседневной учебной и трудовой деятельности, формирование физической и спортивной культуры [4].
Обладая значительными адаптационными и интегративными возможностями, фитнес является феноменом современной физической культуры, имеющим полифункциональное значение для различных сфер общественной жизни. Это способствует его интеграции во все виды физической культуры и, в частности, в физкультурное образование детей школьного возраста [5].
Вместе с тем, в общеобразовательных школах в физическом воспитании школьников среднего и старшего возраста средства и методы развивающего фитнеса разработаны крайне недостаточно.
Противоречие, которые мы пытались разрешить в нашей работе, заключается в следующем: с одной стороны многочисленные исследования свидетельствуют об эффективности оздоровительного фитнеса для различных социальных групп населения, с другой - недостаточно исследований, или отсутствие научно обоснованных данных для использования на уроках физической культуры таких средств фитнеса как силовая гимнастика.
Проблема исследования состоит в том, какие средства и режимы их применения являются наиболее эффективными при их использовании на уроках физической культуры детей старшего школьного возраста. В этом мы усматриваем актуальность нашего исследования
Цель исследования заключается в выявлении эффективности средств оздоровительно-развивающего фитнеса на уроках физической культуры старшеклассников
Объект исследования - процесс физического воспитания школьников 10-х классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования - средства и методы оздоровительно-развивающего фитнеса на уроках физической культуры в 10-х классах
общеобразовательной школы.
В основу гипотезы исследования положено предположение о том, что если в учебные занятия по физической культуре школьников 10-х классов целенаправленно включать упражнения оздоровительно -развивающего фитнеса, то повысится уровень развития их силовых способностей.
Задачи исследования: изучить данные научно-методической литературы по проблеме использования упражнений оздоровительно-развивающего фитнеса в школьном физическом воспитании; разработать методику применения упражнений оздоровительно-развивающего фитнеса на уроках физической культуры в 10-х классах общеобразовательной школы; опытным путём выявить эффективность экспериментальной методики.
Для решения поставленных задач были использованы специальные двигательные тесты:
подъём туловища из положения лёжа на спине (кол-во повторений);
• прыжок в длину с места (см);
• бег на дистанции 100 м;
• метание гранаты массой 500 г;
• подтягивание (кол-во раз);
• сила кисти и становая сила, кг;
• челночный бег 5х 10 м (с);
• тест на гибкость Е.П. Васильева;
• тест на выносливость.
Исследование проводилось в соответствии с задачами поэтапно.
На первом этапе проводился теоретический анализ научно -методической литературы и учебной документации по теме исследования, вырабатывалась гипотеза, были определены объект и предмет исследования, поставлена цель, сформулированы задачи и подобраны методы исследования.
На втором этапе продолжалось изучение литературных источников по теме исследования. Проводился формирующий эксперимент. Так же на втором этапе проводилось:
• тестирование учащихся;
• экспериментальные исследования с использованием упражнений оздоровительно-развивающего фитнеса.
Объектом исследования были выбраны учащиеся 10-х классов МБОУ СОШ №14 г. Тулы. В нем приняли участие школьники 10 классов. Было сформировано 2 группы: контрольная (14 чел.) и экспериментальная (14 чел.). И в контрольной, и в экспериментальной группах уроки ФК проводились 3 раза в неделю по 1-му академическому часу.
Эффективность педагогического процесса по физическому воспитанию определялась по степени улучшения результатов тестирования показателей развития двигательных качеств школьников 10-х классов.
В обеих группах (классах) уроки физкультуры проводились по школьной программе (Лях В.И., 2011), которая включала разделы: легкая атлетика, спортивные игры (баскетбол, волейбол), гимнастика и т. д. [3]. В зависимости от погодных условий занятия проводились как на школьном стадионе, так и в спортивном зале.
Различие в содержании занятий в контрольной и экспериментальной группах заключалось в том, что в экспериментальном классе упражнения оздоровительно-развивающего фитнеса силовой направленности мы включали в течение учебного года в рамках третьего урока физической культуры (34 часа, один раз в неделю). Кроме того в основной части остальных уроков физической культуры в течение 10-12 мин выполнялась программа, направленная на развитие силовых качеств средствами силового фитнеса с использованием метода круговой тренировки. В контрольной группе уроки физической культуры проходили стандартно, по обычной методике без использования упражнений силового фитнеса.
На третьем этапе проводилась математическая обработка данных, их анализ и интерпретация. Обрабатывались математически результаты эксперимента, формулировались выводы, разрабатывались практические рекомендации, оформлялась выпускная квалификационная работа.
Методика использования упражнений оздоровительно-развивающего фитнеса на уроках физической культуры в 10-х классах общеобразовательной школы имеет свои особенности, которые заключаются в следующем:
третий урок физической культуры с использованием упражнений силового фитнеса проводился в форме групповых занятий;
• силовые уроки были направлены как на развитие всех групп мышц, так и отдельно на мышцы брюшного пресса и ног;
• нагрузка на уроках достигалась за счет увеличения количества повторений, амплитуды движения, применения отягощений, амортизаторов; вначале основной части занятия выполнялись 8-10 упражнений на различные группы мышц;
для каждого упражнения выбиралось отягощение определенного веса, с которым можно работать без явного утомления; последовательно выполнялись не более 2-3 упражнений для одной и той же группы мышц; отдых между упражнениями составлял 1-2 мин с расслаблением мышц; пульс не должен был превышать 120-140 уд/мин;
между сериями упражнений обязательно нужно было использовать упражнения на растягивание; точно показывалась техника выполнения упражнений, указывалось название мышц, концентрировалось
внимание на них, указывались ошибки, характерные для конкретного упражнения; темп музыки был - 120-125 уд/мин;
кроме того выполнялись упражнения силового тренинга с эспандером;
помимо урока силовой направленности в основной части остальных уроков физической культуры в течение 10-12 мин выполнялась программа, направленная на развитие силовых качеств средствами силового фитнеса с использованием метода круговой тренировки; круговая тренировка на уроках физической культуры хорошо увязывается с программным материалом по легкой атлетике, спортивным играм и особенно гимнастики, способствует не только повышению плотности урока, но и положительно воздействует на организм в целом.
Разработанная нами методика использования упражнений оздоровительно-развивающего фитнеса на уроках физической культуры в 10-х классах общеобразовательной школы доказала свою эффективность и преимущество по сравнению с традиционными методиками, используемыми в общеобразовательной школе, а так же позволила повысить показатели развития силовых способностей юношей старшего школьного возраста. В экспериментальной группе по сравнению с контрольной наблюдался равномерный, статистически достоверный прирост показателей по трём из четырёх тестов, характеризующих развитие силовых качеств - это «Метание гранаты», «Подтягивание на перекладине» и «Сила кисти ведущей руки» (р<0,05). В тесте «Становая сила» преимущество так же осталось за экспериментальной группой, хотя и на недостоверном уровне (р>0,05). Используемая нами экспериментальная методика, направленная на развитие, прежде всего, силовых способностей оптимально сочетается с воспитанием и других двигательных качеств школьников старших классов. Целенаправленное развитие силовых способностей у юношей 16-17 лет не повлияло отрицательно на уровень развития других двигательных качеств, что полностью подтверждает гипотезу нашего исследования.
Список литературы
1. Актуализация антропологического образования специалистов в сфере физической культуры и спорта в современном обществе / О.П. Панфилов [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2016. № 5. С. 33-34.
2. Борисова В.В., Панфилов О.П., Шестакова Т.А. Фитнес-технологии - новый раздел в школьном физическом воспитании // Физическая культура в школе. 2013. № 4. С. 39-44.
3. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. 87 с.
4. Методологические основы классификации интегрированных непараметрических видов физических упражнений (на примере фитнес-технологий) / О.П. Панфилов [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2013. № 8. С. 62-66.
5. Структура психомоторики и сенситивные проявления двигательных способностей детей / О.П. Панфилов [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2012. № 12. С. 38-42.
6. Шестакова Т.А., Борисова В.В., Панфилов О.П. Эффективность применения фитнес-игротренинга в двигательной подготовке младших школьников // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. С. 76-82.
Панфилов Олег Петрович, д-р биол. наук, проф., panfilov30@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук, доц., borisovav5@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
Титова Анна Владимировна, канд. пед. наук, доц., ann29357975@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
Шестакова Татьяна Алексеевна, канд. пед. наук, доц., panfilov30@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
FEATURES OF USE HEALTH AND FITNESS EDUCATIONAL LESSONS OF PHYSICAL
CULTURE AT SCHOOL
O.P. Panfilov, V.V. Borisova, A.V. Titova, T.A. Shastakova
In article questions of features of use of the improving developing fitness at physical education classes at school are considered. The technique of application of exercises of the improving developing fitness in the maintenance of the third lesson of physical culture in the 10th classes of comprehensive school reveals.
Key words: the improving developing fitness, specialized motive tests, a technique of application of exercises of the improving developing fitness.
Panfilov Oleg Petrovitch, doctor of biological Sciences, professor, panfilov30@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,
Borisova Vera Valeryevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, borisovav5@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,
Titova Anna Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, ann29357975@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,
Shestakova Tatyana Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, panfilov30@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy