Раздел 2. Медико-биологические проблемы физической культуры
Шатунов Дмитрий Александрович, старший преподаватель кафедры физической культуры Елабужского филиала Казанского Федерального
университета г. Елабуга, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, СНИЖЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности показателей физического здоровья, физической подготовленности и уровень тревожности у учащихся младшего школьного возраста с нарушением слуха. В соответствии с выявленными особенностями приведена экспериментальная коррекционно-оздоровительная программа физического воспитания младших школьников с нарушением слуха. Эффективность разработанной программы физического воспитания подтверждается экспериментальным ее обоснованием.
Ключевые слова: нарушение слуха, коррекционно-оздоровительная программа, физическое здоровье, физическая подготовленность, тревожность.
На сегодняшний день остается актуальной проблема воспитания и обучения детей, имеющих отклонения в развитии, связанных с нарушением сенсорных функций [1, с. 47].
Нарушение слуха является одним из основных барьеров, оказывающим негативное воздействие на формирование личности и способствующим снижению уровня социализации инвалида по слуху.
Раздел 2. Медико-биологические проблемы физической культуры
Физическое воспитание оказывает положительное влияние на становление личностных качеств, психоэмоциональной устойчивости, путем комплексного развития физической подготовленности и физического здоровья.
Но при недостаточности функции слуха, а тем более при полном ее отсутствии физическому воспитанию необходимо уделять особое внимание, в рамках которого должны содержаться специальные, коррекционные мероприятия, учитывающие индивидуальные особенности школьников с патологией слуха. Данные адаптированные условия для слабослышащих и глухих школьников позволяют не только развиваться физически, но и минимизировать проявление отклонений в различных сферах деятельности [2, с. 12].
В соответствии с вышесказанным целью данной работы является теоретическое и экспериментальное обоснование коррекционно-оздоровительной программы физического воспитания младших школьников с нарушением слуха.
Методами исследования являются: 1. Анализ и обобщение научно-методической литературы; 2. Метод экспресс-оценки физического здоровья по методике С.В. Хрущева [3, с. 9]; 3. Тестирование физической подготовленности; 4. Метод оценки уровня тревожности посредством анкетирования (методики Спилберга и Тейлора).
Организация исследования. Экспериментальное исследование было проведено в период с 2012 по 2014 год на базе специальной (коррекционной) школы-интернат I, II вида г. Елабуга Республика Татарстан. В эксперименте принимали участие 20 учащихся младшего школьного возраста с нарушением слуха (10 девочек и 10 мальчиков). В качестве испытуемых контрольных групп (п=20), с соответствующим количеством девочек и мальчиков, выступили сверстники из специальной (коррекционной) школы-интерната I, II вида им. Е.Г. Ласточкиной г. Казань Республики Татарстан. Констатирующее сравнение
73
Раздел 2. Медико-биологические проблемы физической культуры
исследуемых показателей школьников с патологией слуха было осуществлено с соответствующими результатами их здоровых сверстников (30 мальчиков и 30 девочек) из общеобразовательной школы № 10 г. Елабуга Республики Татарстан.
В рамках констатирующего исследования нам удалось выявить особенности физического здоровья, физической подготовленности и состояние тревожности школьников младшего звена с нарушением слуха.
Исследование физического здоровья по методике С.В. Хрущева свидетельствует о следующих результатах: девочки в возрасте 7-9 лет с патологией слуха имеют следующие значения уровней здоровья низкого, ниже среднего и среднего - 25%, 55% и 20%. Показатели их здоровых сверстниц имеют значения 63% ниже среднего; 30% - средний и 7% - выше среднего. Мальчики с нарушением слуха той же возрастной группы, имеют показатели низкого уровня здоровья 25%, ниже среднего - 45%, среднего - 30%. 20 % здоровых мальчиков в 7-9 лет имеют показатели среднего уровня здоровья, 20% - выше среднего и 60% - ниже среднего.
Исследование физической подготовленности свидетельствует о том, что скоростно-силовые (прыжок в длину с места, метание набивного мяча из положения сидя) и координационные способности (челночный бег, бег змейкой), быстрота (бег 30 метров), гибкость (наклон вперед из положения сидя) и статическое равновесие (проба Ромберга) имеют значимую разницу (р<0,05) от соответствующих показателей их здоровых сверстников. При этом показатели динамической силы (подтягивание на перекладине, подъем туловища в сед из положения лежа) и выносливости (шестиминутный бег) не имеют достоверной разницы.
Исследование тревожности позволило определить, что младшие школьники с нарушением слуха обладают повышенным уровнем тревожности
Раздел 2. Медико-биологические проблемы физической культуры
по отношению к здоровым сверстникам по методике Тейлора и по методике Спилберга, как личностной, так и ситуативной.
Теоретическое обоснование коррекционно-оздоровительной программы физического воспитания учащихся младшего школьного
возраста с нарушением слуха
Выявленные особенности дали нам основание для разработки комплексной коррекционно-оздоровительной программы физического воспитания младших школьников с нарушением слуха, вариативный блок которой состоял из следующих разделов:
Корригирующая легкая атлетика. С целью развития координационных способностей и быстроты мы использовали в легкоатлетических упражнениях ограничители движений (набивные мячи, низкие барьеры, поролоновые прямоугольники и т.д.). В данном блоке мы использовали ходьбу, бег и прыжки через ограничители.
С целью формирования быстроты и скоростно-силовых способностей мы использовали в легкой атлетике средства с «Усилением визуализации» (старты, прыжки и метания). Главное условие, которое необходимо соблюдать при выполнении упражнений - максимальное проявление быстроты и силы по включающемуся свету лампочки, которая встроена в стартовые колодки или расположена в непосредственной близости от занимающегося.
С помощью данного раздела мы реализуем принцип формирования внимания и двигательного мышления у школьников с нарушением слуха.
Кроме того, работа над отстающими показателями координационных способностей, быстроты и кинестетических ощущений велась посредством подвижных игр для глухих и слабослышащих по Страковской В.Л. [4, с. 172] и технических элементов баскетбола. По нашему мнению средства данного раздела способствуют комплексной коррекции отстающих показателей
75
Раздел 2. Медико-биологические проблемы физической культуры
школьников с нарушением слуха, положительно воздействуют на психику, формируя его личностные качества. Упражнения с мячом способствуют формированию мелкой и крупной моторики.
Нивелирование показателей гибкости мы осуществляли элементами йоги, поскольку средства данного раздела наиболее доступны для слабослышащих школьников, так как не требуют проявления сложно координационных двигательных действий. Кроме того, выполнение различных поз йоги осуществляется в форме сюжета с проявлением фантазии, что несомненно создает интерес у учащихся в младшем школьном возрасте
Для улучшения показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также силовых способностей и двигательной координации мы применяли виды аэробики: элементы фитбол-аэробики и лоу-импект степ аэробики.
С помощью данного раздела реализуется один из главных принципов программы - принцип развития остаточного слухового восприятия.
Развитие дыхательной системы осуществлялось посредством дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н. и корригирующие дыхательную систему упражнения в игровой форме.
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой представляет собой шумные, короткие, резкие вдохи и естественные, произвольные, совершаемые через рот выдохи, которые производятся одновременно с движениями, затрудняющими данную фазу дыхания.
Корригирующие дыхательную систему упражнения в игровой форме представляют собой игровые задания, эстафеты личные, парные, а также командные состязания, где игроки посредством максимальных выдохов пытаются выполнить различные задания.
Снижение уровня тревожности мы осуществляли элементами
76
Раздел 2. Медико-биологические проблемы физической культуры
психогимнастики М.И. Чистяковой, которые направлены на нормализацию психоэмоционального состояния, проявление положительных качеств личности и объединение детей в коллективе.
Экспериментальное обоснование коррекционно-оздоровительной программы физического воспитания учащихся младшего школьного
возраста с нарушением слуха За два года применения экспериментальной программы произошли следующие изменения в исследуемых показателях. Динамика показателей физического здоровья, физической подготовленности и уровня тревожности представлена в соответствующей последовательности ниже.
На рисунках 1, 2 наглядно продемонстрирована динамика показателей уровней физического здоровья у младших школьников экспериментальной и контрольной группы.
Рис. 1. Динамика показателей уровней физического здоровья у девочек младшего школьного возраста с нарушением слуха
Раздел 2. Медико-биологические проблемы физической культуры
экспериментальная группа контрольная группа
I низкий ЕЗ ниже среднего □ средний ^ выше среднего □ высокий
Рис. 2. Динамика показателей уровней физического здоровья у мальчиков младшего школьного возраста с нарушением слуха Значительный прирост показателей двигательной подготовленности за период применения экспериментальной программы у школьников экспериментальной группы и их весомое преимущество над контрольной группой наглядно отображено на рисунках 3, 4.
Примечание здесь и на следующих рисунках: 1 - бег 30 метров; 2 -челночный бег 3*10 м.; 3 - прыжок в длину с места; 4 - наклон вперед из положения сидя; 5 - подтягивание; 6 - шестиминутный бег; 7 - проба Ромберга; 8 - метание набивного мяча из положения сидя (1 кг.); 9 - подъем туловища в положение сед; 10 - бег змейкой (10 м).
Раздел 2. Медико-биологические проблемы физической культуры
Рис. 3. Прирост показателей физической подготовленности девочек экспериментальной и контрольной группы младшего школьного возраста за
время эксперимента (%).
180% 160% 140% 120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%
1
ш я Ь гтгп.
ГПТ1— 1ТТП— 1— шш и ■ ■ 1 и
1 2 3 4 5 □ экспериментальная группа
7 8 9 I контрольная группа
10
Рис. 4. Прирост показателей физической подготовленности мальчиков экспериментальной и контрольной группы младшего школьного возраста за
время эксперимента (%) Изменения показателей уровня тревожности школьников экспериментальной и контрольной группы за период эксперимента указаны на рисунках 5, 6, 7, 8.
Примечание: здесь и на рисунке 7 Л.Т. - личностная тревожность, С.Т. ситуативная тревожность.
Раздел 2. Медико-биологические проблемы физической культуры
Рис. 5. Изменения показателей уровня тревожности девочек младшего школьного возраста экспериментальной и контрольной группы по методике
Спилберга за время эксперимента.
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
1 этап Э.Г. 1 этап К.Г.2 этап Э.Г.2 этап К.Г.З этап Э.Г.З этап К.Г.4 этап Э.Г.4 этап К.Г.
■ очень высокая В высокая 0сред., ближе к выс. Перед., ближе к низ. □ низкая
Рис. 6. Изменения показателей уровня тревожности девочек младшего школьного возраста экспериментальной и контрольной группы по методике
Тейлора за время эксперимента.
100%
Рис. 7. Изменения показателей уровня тревожности мальчиков младшего школьного возраста экспериментальной и контрольной группы по методике
Спилберга за время эксперимента.
Раздел 2. Медико-биологические проблемы физической культуры
Рис. 8. Изменения показателей уровня тревожности мальчиков младшего школьного возраста экспериментальной и контрольной группы по методике
Тейлора за время эксперимента.
После реализации экспериментальной программы результаты исследуемых показателей изменились следующим образом:
- у школьников ЭГ наблюдается наибольший, по сравнению со школьниками из КГ, прирост показателей физического здоровья. В ЭГ девочек младшего школьного возраста у 20% испытуемых уровень здоровья выше среднего, 50% - среднего, 30% - ниже среднего. Мальчики ЭГ имеют показатели уровня здоровья выше среднего 30%, среднего - 60% и ниже среднего - 10%. Их сверстницы и сверстники из КГ с средним уровнем здоровья - 50% и 40%, ниже среднего - 50% и 60% соответственно.
- у школьников ЭГ наблюдается значительный прирост показателей физической подготовленности: у девочек ЭГ (7-9 лет) прирост в показателях двигательной сферы составил от 10,5% до 174%, у мальчиков ЭГ - от 11,5% до 176,8%; в КГ девочек прирост составляет от 4,2% до 67%; в КГ мальчиков - от 3% до 134%.
- значительно понизился уровень тревожности у школьников ЭГ по результатам применяемых нами методик. По данным методики Спилберга
Раздел 2. Медико-биологические проблемы физической культуры
видно, что высокий уровень личностной тревожности девочек и мальчиков ЭГ за время эксперимента понизился на 40% и 20%, высокий уровень ситуативной тревожности снизился на 20% и 20%. В КГ девочек и мальчиков снижение высокого уровня личностной тревожности составляет 10% и 0%, высокий уровень ситуативной тревожности девочек повысился на 10%, у мальчиков понизился на 10%.
Исследуемые показатели, определяемые по методике Тейлора, также свидетельствуют о значительном снижении уровня тревожности детей и подростков, входящих в состав экспериментальной группы.
Таким образом, наглядная демонстрация динамики исследуемых показателей свидетельствует об эффективности применяемой нами экспериментальной коррекционно-оздоровительной программы.
Библиографический список
1. Абилова, Э.Н. Особенности развития двигательной сферы глухих детей школьного возраста [Текст] / Э.Н. Абилова // Дефектология. - 1992. - С. 47.
2. Абрамова, М.Г. Использование тактильно-вибрационной чувствительности в педагогическом процессе с глухонемыми / М.Г. Абрамова. - Просвещение, 1998. - 123 с., с. 12-13
3. Хрущёв, С.В. Экспресс-оценка физического здоровья школьников : метод. рек. для врачей, мед. сестер и преподавателей физкультуры [Текст] / С.В. Хрущев, С.Д. Поляков, И. Л. Иванов. - М. : Лаб. возраст. акад. пед. наук, 1994. - 15 с., с. 9-11
4. Страковская, В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет [Текст] / В.Л. Страковская. - М. : Новая школа, 1994. - 288 с., с. 172-184