«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» Электронный журнал Камского государственного института физической культуры Per. № Эл №ФС77-27б59 от 26 марта 2007 г.
JVb7 (2/2008)
УДК 376.2 + 37.037
КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Преподаватель П. В. Чухно Доктор педагогических наук, профессор Ф.Р. Зотова Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны
CORRECTION AND DEVELOPMENT YOUNGER SCHOOLBOYS WITH THE GENERAL UNDER-DEVELOPMENT SPEECH III LEVEL MORFOFUNCTIONAL STATUS PHYSICAL CULTURE DEVICES: PROBLEMS AND WAYS OF SOLUTION
P.V. Chukhno, lecturer F.R. Zotova, Dr. Hab, professor Kama state academy of physical culture, sports and tourism
Naberezhnye Chelny
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: физическое развитие, ограниченные возможности, общее недоразвитие речи, морфофункциональные показатели, экспериментальная программа.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы коррекции физического развития и физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи средствами физической культуры. В статье дано теоретическое обоснование разделов разработанной авторами программы физических упражнений, преимущественно основанной на элементах баскетбола; представлены результаты апробации данной программы в условиях педагогического эксперимента. Доказано, что использование в процессе физического воспитания коррекционно-оздоровительной программы физических упражнений, основанной на элементах баскетбола, способствует нивелированию различий в двигательной сфере учащихся с общим недоразвитием речи.
Keywords: physical development, limited possibility, the general under-developed speech, morfofunctional indexes, experimental program.
Summary. In article pushes the questions of primary school children physical development correction the and physical readiness with the general under-developed speech by physical culture devices. There is theoretical explanation of the physical exercises program designed by authors, mainly
founded on basketball elements; approbations results are presented of given program during pedagogical experiment. It is proved that usage of the physical exercises correction-sanitary program in physical education process, founded on basketball element, promotes difference in motor sphere schoolboys with the general under-developed speech.
Согласно исследованиям В.Н. Кардашенко (1980), здоровье детского населения определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но также гармоничным и соответствующим возрасту развитием. Исходя из такого понимания здоровья, он считал физическое развитие одним из его важных показателей. По его мнению, «физическое развитие» имеет два значения.
С одной стороны, оно характеризует процесс формирования, созревания организма и его соответствие биологическому возрасту, с другой - морфофункциональное состояние на каждый данный отрезок времени.
Уровень функционирования основных систем организма - критерий, характеризующий здоровье детей и подростков с позиций морфологической и функциональной зрелости организма с учетом возрастных особенностей. У ряда детей и подростков при отсутствии какого-либо заболевания могут выявляться функциональные отклонения.
Причины формирования данных отклонений разные: быстрый темп роста и развития в определенные возрастные периоды (у детей 6-7 лет, в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков), что приводит к несоответствию структуры и функции органов и систем, воздействие несоответствующих возможностям детей и подросткам больших учебных, спортивных нагрузок, неблагоприятные семейно-бытовые условия и др.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых подтверждают, что здоровье детей зависит от социальных условий, оно тем ниже, чем хуже условия жизни, особенно этот показатель отражается на детях с физическими отклонениями в развитии (В.Н. Кардашенко, 1980).
До Октябрьской революции в России не существовало организованной специализированной помощи детям с различными видами аномалий. Учебно-воспитательные учреждения были частными, оторванными от общеобразовательных и дошкольных учреждений для нормальных детей, и существовали обособленно, замкнуто, по преимуществу на благотворительные средства.
Октябрьская революция в корне изменила это положение. Советское государство с первых дней полностью взяло на себя заботу о детях с отклонениями в физическом и умственном развитии. Была поставлена задача организации и развития сети специальных учреждений для работы с аномальными детьми как особого звена в системе народного образования.
Дети с речевой патологией долгое время продолжали обучаться в условиях общеобразовательной школы, несмотря на что уже тогда имелись сведения о значительной распространенности речевых нарушений в детском возрасте. В 1928 г. профессор Ф.А. Рау поставил вопрос о необходимости организации помощи детям с дефектами речи в целях исправления речевых нарушений.
Длительное время логопедическая помощь детям с дефектами речи проводилась под методическим руководством Е.Ф. Рау (1932), и известным психиатром и общественным деятелем В.А. Гиляровским (1930), профессором Н.А. Власовой.
В настоящее время потребность в специальных коррекционных учреждениях для детей с нарушениями речи резко возрастает. Воспитание и обучение детей в условиях специальных учреждений основывается на общедидактических принципах, разработанных школьной педагогикой, что позволяет обеспечивать развитие всех сторон познавательной деятельности аномального ребенка, его эмоционально-волевой сферы, способностей и личности в целом.
Проведенный анализ работ различных исследователей выявил проблему недостаточной разработанности методических приемов в специальной (коррекционной) педагогике по коррекции и развитию морфофункционального статуса детей с ОНР. В большинстве своем уроки физической культуры для таких детей проводятся по стандартной программе, разработанной для здоровых детей с нормальным физическим развитием.
Под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Вместе с тем в картине ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.
Р.Е.Левина с сотрудниками разработала периодизацию проявлений ОНР: от полного отсутствия речевых средств общения (первый уровень речевого развития) до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития (третий уровень). Переход с одного уровня на другой определяется повышением речевой активности, появлением новых языковых возможностей. Индивидуальный темп продвижения ребенка зависит от тяжести первичного дефекта и его формы.
Нарушения речевой функции - это одно из отклонений, существенно сказывающееся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Одно из ведущих мест в коррекционно-воспитательной работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями, занимают занятия физической культурой, что обусловлено двумя причинами: во-первых, по мнению многих авторов (В.М. Бехтерев, 1954; И.Т. Власенко, 1990, и др.), двигательный анализатор играет большую роль в развитии речи, а во-вторых, уже с детского возраста у людей, страдающих речевыми нарушениями, наблюдается отставание в показателях физического развития.
Вышеизложенное определило необходимость разработки и внедрения новой коррекционной программы занятий оздоровительной физической культурой с детьми, имеющими нарушения речи.
В соответствии с вышесказанным, целью нашего исследования является коррекция морфофункционального статуса младших школьников с ОНР III вида средствами физической культуры, теоретическое и экспериментальное обоснование программы уроков физической культуры, направленной на коррекцию физического развития и двигательной подготовленности у учащихся с ОНР.
В начале нашего эксперимента были проведены комплексные исследования, направленные на изучение возрастной динамики основных морфологических и функциональных признаков младших школьников с нарушениями речи.
Для экспериментальных исследований были привлечены дети младшего школьного возраста с ОНР III уровня, обучающиеся в специальной коррекционной общеобразовательной школе №89 V вида города Набережные Челны Республики Татарстан. Участники педагогического эксперимента были разделены на две группы по 24 человека: экспериментальная и контрольная. В течение двух лет, в период обучения во втором-третьем классах (с сентября 2004 по май 2006 учебного года), контрольная группа на уроках физической культуры занималась по традиционной программе физического воспитания; экспериментальная группа - по разработанной нами программе. Количество уроков физкультуры в обеих группах было одинаковым - 2 урока в неделю по 45 минут. В обеих группах также проводились занятия по лечебной физической культуре.
Содержание программного материала уроков физической культуры включает два взаимосвязанных компонента: базовый и вариативный.
Базовый компонент включает два раздела: легкая атлетика и гимнастика с элементами акробатики. Содержание этих разделов основано на Комплексной программе по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ (1992).
Вариативный компонент программы уроков физической культуры был разработан нами и преимущественно был основан на элементах баскетбола. Выбор баскетбольных упражнений не случаен: занятия баскетболом способствуют приросту двигательно-координационных качеств (в первую очередь ловкости, точности, меткости), а также скоростно-силовых качеств, общей и специальной выносливости, т.е. тех качеств, уровень развития которых у учащихся с ОНР достоверно ниже такового у здоровых школьников.
Вариативный компонент также включает следующие разделы:
- коррекционно-оздоровительные подвижные игры;
- физические упражнения на развитие тонкой моторики рук;
- упражнения для профилактики нарушения зрения;
- координационная гимнастика и тренировка вестибулярного аппарата;
- упражнения с элементами фитбол-гимнастики;
- специальные дыхательные и дыхательно-речевые упражнения в сочетании с физическими упражнениями в трехфазном ритме с произношением стихотворных строчек.
Своеобразие предложенной нами экспериментальной программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол и усвоения техники основных видов спорта. Поскольку в младшем школьном возрасте продолжается овладение базовыми двигательными действиями, программа преимущественно состоит из следующих разделов: упражнений с элементами баскетбола, комплекса подвижных игр, заданий на развитие тонкой моторики рук, упражнений для профилактики нарушения зрения, координационной гимнастики и тренировки вестибулярного аппарата, упражнений с элементами фитбол-гимнастики, специальных дыхательных и дыхательно-речевых упражнений в сочетании с физическими упражнениями в трехфазном ритме с произношением стихотворных строчек.
Комплекс подвижных игр, задания на развитие тонкой моторики, упражнения для профилактики нарушения зрения, координационная гимнастика и тренировка вестибулярного аппарата, включенные в программу, способствуют развитию внимания, памяти, слуха, чувства ритма, быстроты, реакции на сигнал, совершенствованию умения ориентироваться в пространстве и на местности.
Использование в программе фитбол-гимнастики точное, динамичное выполнение упражнений для туловища, головы, ног, рук влияют на совершенствование развития артикуляционных органов: губ, языка, челюсти, твердого и мягкого неба, альвеол.
Специальные дыхательные и дыхательно-речевые упражнения в сочетании с физическими упражнениями в трехфазном ритме с произношением стихотворных строчек, артикуляционные упражнения; речевые задания помогают подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто или ускорен, или, наоборот, замедлен. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании со стихами, которые активизируют артикуляцию и силу голоса. Значительные физические и психические нагрузки разного характера укрепляют центральную нервную систему, повышают устойчивость внимания, развивают двигательную память, способствуют снижению напряженности, стрессовых переживаний, психологического дискомфорта.
В I четверти из 18 запланированных уроков 10 уроков были посвящены легкой атлетике, где наряду с образовательными решались задачи развития кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых и выносливости).
14 уроков II четверти отводилось на раздел «гимнастика с элементами акробатики», где наряду с образовательными решались задачи формирования правильной осанки и воспитания координационный и силовых способностей.
8 уроков I четверти, 20 уроков III четверти, 6 уроков IV четверти были посвящены реализации вариативной части программы уроков физической культуры, 10 заключительных уроков IV четверти отводились на продолжение освоения программы раздела «легкая атлетика».
Антропометрические и физиологические показатели определялись общепринятыми методами в начале и в конце учебного года. Для экспресс-оценки соматического здоровья учащихся мы использовали комплекс по методике Хрущева С.В., состоящий из пяти морфологических и функциональных показателей, включающий индекс Кетле, индекс Робинсона, индекс Скибинского, индекс Шаповаловой и индекс Руфье, имеющий наивысшую степень взаимосвязи с энерговооруженностью организма, уровнем общей выносливости и острой заболеваемостью.
Эффективность предложенной нами методики оценивалась посредством сравнения прироста основных морфологических и функциональных показателей физической подготовленности детей с ОНР.
Результаты исследования были статистически обработаны и ранжированы по уровням физического здоровья: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.
Таблица 1
Уровень физического здоровья школьников с ОНР за 2 исследуемых года (%)
2004-2005 2005-2006
Уровни Группа Группа
Период испытаний ЭГ КГ ЭГ КГ
(n=24) (n=24) (n=24) (n=24)
Высокий Сентябрь - - 36 8
Май 17 - 75 33
Выше среднего Сентябрь 8 - 64 50
Май 50 17 25 42
Средний Сентябрь 67 - - 42
Май 33 50 - 25
Ниже среднего Сентябрь 17 75 - -
Май - 33 - -
Низкий Сентябрь 8 25 - -
Май - - - -
Примечание: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа.
Результаты исследований позволили определить, что через девять месяцев после начала эксперимента в обеих опытных группах наблюдалось достоверное изменение регистрируемых основных морфологических и функциональных показателей физической подготовленности. Это обусловлено естественными процессами роста и развития детей, естественным уровнем их двигательной активности и целенаправленным использованием экспериментальной программы по коррекции морфофункционального статуса младших школьников с ОНР.
За этот период (с сентября 2004 по май 2006 учебного года) в экспериментальной группе наблюдался достоверный прирост всех исследуемых показателей; были выявлены межгрупповые различия во всех контрольных морфологических и функциональных показателях, при этом младшие школьники экспериментальной группы превзошли детей контрольной группы.
Результаты исследований приведены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ основных морфологических и функциональных показателей _учащихся экспериментальной и контрольной групп (Хср + 8х) _
Показатели, единицы измерения Сентябрь 2004 1 Р Май 2006 1 Р
ЭГ КГ ЭГ КГ
Индекс Кетле 228,5+ 7,3 226,9+ 7,1 0,2 >0,05 298,8+ 6,1 265,2+ 9,5 1,5 >0,05
Индекс Робинсона 71,6+ 3,1 59,8+ 2,1 2,2 <0,05 93,8+ 2,5 82,5+ 2,4 3,2 <0,05
Индекс Скибинского 600,2+ 43,4 555,2+ 37,7 0,8 >0,05 1570+ 86,3 1292+ 127,2 2,1 <0,05
Индекс Шаповаловой 68,9+ 4,2 66,6+ 3,0 0,5 >0,05 126,6+ 4,2 99,2+ 5,4 1,1 >0,05
Индекс Руфье 9,8+ 1,0 12,7+ 0,7 2,3 <0,05 5,8+ 0,4 7,0+ 0,4 2,2 <0,05
Примечание: 1 расчетное = 2,074 (при Р < 0,05)
Данные сравнительного анализа в исследуемых группах показывают, что динамика прироста измеряемых показателей в абсолютных значениях в экспериментальной группе была значительно более высокой по сравнению с контрольной.
Основные морфологические и функциональные индексы, представленные в таблице 2, тесно связаны с уровнем развития общей выносливости, с уровнем аэробных возможностей организма, а также с целым рядом показателей физической подготовленности и частотой острых респираторных заболеваний.
Результаты комплексных исследований после эксперимента позволили заключить, что дети с ограниченными возможностями (с нарушением речи) в сравнении со здоровыми сверстниками имеют определенные отличия в физическом развитии и физической подготовленности.
Прослеживается достоверное отставание отдельных морфологических показателей, нарушение гармоничности физического развития, задержка биологического созревания, снижение уровня развития двигательных способностей.
Двигательная активность оказывает благоприятное воздействие на состояние опорно-двигательной системы, морфофункциональное развитие организма ребенка является реальным механизмом, обеспечивающим укрепление здоровья и повышение уровня физической работоспособности детей с нарушениями речи.
Исходное тестирование уровня физической подготовленности младших школьников показало, что дети с ОНР отстают от своих сверстников из обычных школ в развитии физических качеств (координационных, силовых, скоростно-силовых), имеются нарушения со стороны нервно-мышечного аппарата. При этом на начало эксперимента между показателями физической подготовленности детей с ОНР экспериментальной и контрольной групп статистически достоверных различий не выявлено.
Эффективность разработанной программы уроков физической культуры оценивалась посредством сравнения прироста основных показателей физической подготовленности детей с ОНР экспериментальной и контрольной групп.
В течение учебного года проводился контроль физической подготовленности учащихся в начале и в конце года. Результаты исследования были статистически обработаны.
За период педагогического эксперимента (с сентября 2004 по май 2006 года) в обеих опытных группах наблюдалось достоверное изменение регистрируемых показателей физической подготовленности. Это обусловлено естественными процессами роста и развития детей, естественным уровнем их двигательной активности и целенаправленным использованием экспериментальной программы по коррекции физической подготовленности младших школьников с ОНР. При этом темпы изменений изучаемых показателей физической подготовленности в экспериментальной группе выше таковых в контрольной группе (табл. 2).
К концу формирующего педагогического эксперимента были выявлены межгрупповые различия во всех контрольных упражнениях; при этом младшие школьники экспериментальной группы превзошли детей контрольной группы не только в темпах прироста показателей физической подготовленности, но и в результатах всех двигательных тестов (табл. 3).
Таблица 3
Сравнение прироста показателей физических качеств младших школьников с ОНР
экспериментальной и контрольной групп %)
Показатели 2004-2005 2005-2006
ЭГ (п=24) КГ(п=24) ЭГ(п=24) КГ(п=24)
Прыжок в длину с места, см 14,4 8,4 9,0 6,8
Отжимание за 1 мин, раз 28,4 17,0 13,4 13,3
Подъем туловища из положения лежа, раз 23,0 11,2 17,5 9,2
Прыжок через скакалку за 1 мин, раз 23,0 9,0 9,0 4,6
Челночный бег 3х10м, с 9,1 9,7 9,3 9,6
Наклон туловища из положения сидя, см 31,0 28,5 20,5 16,0
Метание мяча весом 1 кг из положения сидя, м 14,0 9,5 11,1 4,3
Примечание: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа
Таблица 4
Сравнительный анализ показателей физической подготовленности учащихся
Показатели, Сентябрь Май
единицы измерения 2004 1 Р 2006 1 Р
ЭГ КГ ЭГ КГ
Прыжок в длину с 115,9+ 111,5+ 0,9 >0,05 168,3+ 144,6+ 3,0 < 0,05
места, см 4,4 2,3 3,3 6,6
Отжимание за 1 16,2+ 15,3+ 1,0 >0,05 26,2+ 23,0+ 2,2 < 0,05
мин, раз 0,7 0,6 1,2 0,8
Подъем туловища 17,9+ 17,7+ 0,2 >0,05 28,1+ 22,6+ 4,9 < 0,05
из положения лежа, 0,9 0,8 0,7 0,9
раз
Прыжок через 16,1+ 16,3+ 0,4 >0,05 24,0+ 20,4+ 3,6 < 0,05
скакалку за 1 мин, 0,4 0,6 0,7 0,7
раз
Челночный бег 12,0+ 12,8+ 1,7 >0,05 8,8+ 10,3+ 4,1 < 0,05
3х10м, с 0,4 0,3 0,2 0,3
Наклон туловища из 6,8+ 6,3± 1,2 >0,05 17,6+ 13,1+ 7,8 < 0,05
положения сидя, см 0,3 0,3 0,4 0,4
Метание мяча весом 2,2+ 2,1+ 0,5 >0,05 3,0+ 2,4+ 3,8 < 0,05
1 кг из положения 0,1 0,1 0,1 0,1
сидя, м
Примечание: 1р = 2,074 (при Р < 0,05)
Таким образом, результаты экспериментального исследования показали, что разработанная экспериментальная программа уроков физической культуры для учащихся с нарушениями речи, состоящая из базового (легкая атлетика и гимнастика с элементами акробатики) и вариативного компонентов (элементы баскетбола; коррекционно-оздоровительные подвижные игры; физические упражнения на развитие тонкой моторики рук; упражнения для профилактики нарушения зрения; координационная гимнастика и тренировка вестибулярного аппарата; упражнения с элементами фитбол-гимнастики; специальные дыхательные и дыхательно-речевые упражнения в сочетании с физическими упражнениями в трехфазном ритме с произношением стихотворных строчек), способствуют достоверному приросту показателей физической подготовленности. В целом, по результатам проведенных исследований можно заключить, что
разработанная экспериментальная программа оказалась достоверно более эффективной, чем традиционное содержание уроков физической культуры. Предлагаемая коррекционно-оздоровительная программа физического воспитания позволяет повысить уровень морфофункционального статуса и физической подготовленности детей с ОНР.
Литература:
1. Адашкявичене, Э.Й. Баскетбол для школьников: из опыта работы / Э.Й.Адашкявичене. - М.: Просвещение, 1983. -79 с.
2. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А.Берштейн. - М.: Наука,1990. - С. 25-40, 73-90.
3. Вавилова, Е.Н. Учите бегать, прыгать, метать / Е.Н.Вавилова. - М.: Просвещение, 1983. - С. 3-8.
4. Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей / Е.Н.Вавилова. - М.: Просвещение, 1986. - С. 5-12.
5. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А.Волкова. - СПб., 1993. - С 10-13.
6. Галкина, В.Б. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов / В.Б.Галкина, Н.Ю.Холутова // Дефектология. - 1999. - № 4. - C. 50-56.
7. Ганюшкин, А. Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера / А.Д.Ганюшкин. - Смоленск, 1989. - 256 с.
8. Гилевич, И.М. Дети с отклонениями в развитии: методическое пособие / И.М.Гилевич, Е.А. Забара. - М.: Аквариум, 1997. - 128 с.
9. Глазырина, Л. Д. Коррекция речи ребенка с помощью физических упражнений / Л. Д. Глазырина. - Мн.: Бетспринт, 1996. - 38 с.
10. Педагогическая практика студентов по курсу: теория и методика физического воспитания детей школьного возраста / под ред. А.В.Кенешана, Т.И.Осокиной. - М.: Просвещение, 1984. - С. 8-23.
11. Волошина, Л.Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей / Л.Н.Волошина // Физкультура воспитания, образование; тренировка. - 2003. - № 4. - С. 39-40.
Glossary:
1. Adashkavichene E.I.Basketball for school children: From the work experience [Text]/ E.I. Adashkavichene. - М.: Prosveshenie, 1983. - 79 p.
2. Bernshnein N. А. Physiology of motor and activity. - М.: «Science», 1990. - P. 25 - 40, 73 - 90.
3. Vavailova Е. N. Teach how to run, jump, throw. - М.: «Prosveshenie», 1983. - P. 3 - 8.
4. Vavailova Е. N. Prove children health. - М.: «Prosveshenie», 1986. - P. 5- 12.
5. Volkova в.А. The methods of dysphasia examine of children. - SPb, 1993. - P. 10 - 13.
6. Galkina V.B. The usage of physical exercises to develop fingers tiny motility while dysphasia correction of primary school children [Text]/ V.B.Galkina, N.U. Holutova // Defectology. - 1999. - № 4. - p. 50 - 56.
7. Ganushkin A.D.Aims, forms and methods of trainer and psychology work [Text]M..D.Ganjshkin. - Smolensk, 1989.
8. Gilevich I.M. Disabled children: Methodical guide [Text]/IM.Gilevich, Е.А. Zabara.-М.: Akvarium, 1997.- 128
9. Glazyrina L.D. Correction of child's speech with physical exercises [Text]/L.D. Glazyrina. - Мп.: Betsprint, 1996. - 38 p.
10. Pedagogical students practice : Theory and methods of school children physical culture / Under addition. Keneshan А. V., Ocokina Т. I. М.: «Prosveshenie», 1984, - P. 8-23.
11. Voloshina L.N. Physical culture, education, training № 4 - 2003; М; L.N.Voloshina: (р. 39,40) «Game programs and technologies of children physical culture and sport ».