Научная статья на тему 'Особенности показателей физического развития, здоровья и физической подготовленности подростков с нарушением слуха'

Особенности показателей физического развития, здоровья и физической подготовленности подростков с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2046
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МОТОРИКА / ПОДРОСТКИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шатунов Дмитрий Александрович, Зотова Фируза Рахматулловна

В настоящее время в России отмечается отчетливая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков. По данным статистики (данные 2011 г.), в Российской Федерации лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35÷40% − хронические заболевания и отдельные патологии в состоянии здоровья, в том числе нарушение слуха. Исследования, проведенные НИИ физиологии детей и подростков, показали, что глухие дети имеют свои отличительные особенности физического, функционального и психического развития, что обуславливает специфику развития их особенностей и качеств в целом. В статье рассмотрены особенности физического развития, здоровья и физической подготовленности подростков с нарушением слуха. Представлены причины и условия возникновения патологии слуха. Установлено, что подростки с нарушением слуха отстают от здоровых сверстников в показателях скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, физической работоспособности, комплексном показателе здоровья; имеют нарушение моторики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of indicators of physical development, health and physical readiness of teenagers with a hearing disorder

Now in Russia the distinct tendency of deterioration of health of children and teenagers is noted. Under the statistical data (data of 2011), in the Russian Federation only 14% of children are almost healthy, 50% have functional deviations, 35÷40percentage − chronic diseases and separate pathologies in a state of health, including a hearing disorder. The researchers conducted by scientific research institute of physiology of children and teenagers, showed that deaf children have the distinctive features of physical, functional and mental development that causes specifics of development of their features and qualities as a whole. The article is focused on particularities of physical development, health and physical ability of teenagers with hearing impairments. We investigate the causes and conditions of hearing pathology. The research revealed that teenagers with hearing impairments lagged behind their healthy peers in terms of speed, strength and coordination abilities, physical efficiency, and comprehensive health indicator. In addition, they showed motoric dysfunction.

Текст научной работы на тему «Особенности показателей физического развития, здоровья и физической подготовленности подростков с нарушением слуха»

ной деятельности у спортсменов : автореф. дис. ... д-ра биол. наук : 03.03.01 / Кудря Ольга Николаевна ; [место защиты: Сиб. гос. мед. ун-т Минздрава России]. - Томск, 2012. -47 с.

7. Мельников, А.А. Комплексный анализ факторов, взаимосвязанных с реологическими свойствами крови у спортсменов : автореф. дис. ... д-ра биол. наук : 03.00.13 / Мельников Андрей Александрович ; Ярослав. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. - Ярославль, 2004. - 46 с.

8. Попова, И.Е. Особенности региональной гемодинамики у легкоатлетов-бегунов на средние дистанции / И.Е. Попова, Г.Н. Германов, Е.Г. Цуканова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 104-112.

REFERENCES

1. Vikulov, A.D. (1997), Bases of changes of rheological properties of blood at the person and animals at long-term adaptation to muscular loadings, dissertation, Moscow, Russian Federation.

2. Germanov, GN., Tsukanova, E.G. and Popova, I.E. (2011), “Technology of model and target designing of training tasks at development of local muscular endurance in young runners on average distances”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 73, No. 3, pp. 30-37.

3. Germanov, G.N. (2011), Methodology of designing of impellent tasks in sports-pedagogical process, dissertation, Volgograd, Russian Federation.

4. Dratcev, E.Ju. (2008), Features of regional muscular blood circulation at athletes of high qualification, dissertation, Jaroslavl, Russian Federation.

5. Kir'janova, M.A. (2011), Features of the central and peripheral blood circulation of swimmers and athletes taking into account specifics of muscular activity, dissertation, Cheboksary, Russian Federation.

6. Kudija, O.N. (2012), Physiological features of vegetative ensuring muscular activity at athletes, dissertation, Tomsk, Russian Federation.

7. Mel'nikov, A.A. (2004), The complex analysis of the factors interconnected with rheological properties of blood at athletes, dissertation, Jaroslavl, Russian Federation.

8. Popova, I.E., Germanov, G.N. and Tsukanova, E.G. (2010), “Features of regional haemo dynamics at athletes-runners on average distances”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 60, No. 2, pp. 104-112.

Контактная информация: genchay@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.04.2013.

УДК 796.01

ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ

СЛУХА

Дмитрий Александрович Шатунов, соискатель,

Елабужский институт, Казанский (Приволжский) государственный университет, Фируза Рахматулловна Зотова, доктор педагогических наук, профессор, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Казань

Аннотация

В настоящее время в России отмечается отчетливая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков. По данным статистики (данные 2011 г.), в Российской Федерации лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35^40% - хронические заболева-

ния и отдельные патологии в состоянии здоровья, в том числе нарушение слуха. Исследования, проведенные НИИ физиологии детей и подростков, показали, что глухие дети имеют свои отличительные особенности физического, функционального и психического развития, что обуславливает специфику развития их особенностей и качеств в целом. В статье рассмотрены особенности физического развития, здоровья и физической подготовленности подростков с нарушением слуха. Представлены причины и условия возникновения патологии слуха. Установлено, что подростки с нарушением слуха отстают от здоровых сверстников в показателях скоростных, скоростносиловых и координационных способностей, физической работоспособности, комплексном показателе здоровья; имеют нарушение моторики.

Ключевые слова: физическое развитие, здоровье, физическая подготовленность, моторика, подростки с нарушением слуха.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p183-188 FEATURES OF INDICATORS OF PHYSICAL DEVELOPMENT, HEALTH AND PHYSICAL READINESS OF TEENAGERS WITH A HEARING DISORDER

Dmitry Aleksandrovich Shatunov, the competitor,

Yelabuga institute, Kazan (Volga region) State University,

Firuza Rakhmatullovna Zotova, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Volga region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan

Annotation

Now in Russia the distinct tendency of deterioration of health of children and teenagers is noted. Under the statistical data (data of 2011), in the Russian Federation only 14% of children are almost healthy, 50% have functional deviations, 35^40percentage - chronic diseases and separate pathologies in a state of health, including a hearing disorder. The researchers conducted by scientific research institute of physiology of children and teenagers, showed that deaf children have the distinctive features of physical, functional and mental development that causes specifics of development of their features and qualities as a whole. The article is focused on particularities of physical development, health and physical ability of teenagers with hearing impairments. We investigate the causes and conditions of hearing pathology. The research revealed that teenagers with hearing impairments lagged behind their healthy peers in terms of speed, strength and coordination abilities, physical efficiency, and comprehensive health indicator. In addition, they showed motoric dysfunction.

Keywords: physical development, health, physical ability, motor function, teenagers with hearing impairments.

По утверждению ряда авторов, дети с патологией слуха отличаются от своих слышащих сверстников соматической ослабленностью, недостаточной подвижностью, отставанием в физическом и моторном развитии [1, 2, 5]. Полностью отсутствующая функциональная деятельность слухового анализатора вызывает заторможенность центра двигательного анализатора. Внешними признаками этого процесса является резкое ограничение двигательной активности детей с нарушениями слуха и их постоянный контроль над каждым своим движением.

В связи с проявлением гиподинамии, среди детей данной категории чаще встречаются нарушение осанки, сколиоз, сутулость, плоская грудная клетка, крыловидные лопатки. Деформации в грудном отделе позвоночника ведут к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Так, в дыхательной системе у глухих проявляются следующие отклонения: диспропорция в объеме и экскурсии грудной клетки, недостаточность жизненной емкости легких, неумение координировать дыхание с ритмом устной речи.

По утверждению Зотовой Р.Ф. (1997), Королева С.А. (2004), у глухих детей часто наблюдается отставание в развитии двигательной памяти и уменьшение как статического, так и динамического равновесия. Недостатки в равновесии и деятельности вестибулярного анализатора приводят к приспособительным реакциям в статике и моторике:

широкая постановка ног при ходьбе и беге, усиление плоскостопия, увеличение изогнутости позвоночника. Степень сохранности вестибулярного аппарата у глухих школьников не всегда сопровождается устойчивостью равновесия.

Отклонения в опорно-двигательном аппарате оказывают отрицательное влияние на показатели в скорости и выносливости, в проявлении максимальной силы и гибкости [4, 6]. Данные факты отставания показателей физического развития и физической подготовленности глухих детей от слышащих сверстников давно доказаны и неоспоримы. Но когда речь заходит о детях с частичной потерей слуха (сенсоневральная тугоухость разной степени), то наблюдаются разногласия авторов относительно превосходства или отставания тех или иных показателей детей с нарушением слуха. Анализ научнометодической литературы позволил выявить разноречивость мнений специалистов об особенностях физического развития и физической подготовленности детей с патологией слуха и путях их оздоровления.

В соответствии с вышесказанным целью нашего исследования является анализ особенностей показателей физического развития, здоровья и физической подготовленности школьников с нарушением слуха.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования проводились в Елабужской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате № 1 и 2 и Елабужской общеобразовательной школе № 10. К исследованию были привлечены 64 школьника в возрасте 8-18 лет (30 девочек и 34 мальчика) с хронической двухсторонней сенсоневральной тугоухостью 3-4 степени и 252 практически здоровых школьника в возрасте 7-17 лет (126 девочек и 126 мальчиков).

Для изучения причин и условий возникновения патологии слуха и сопутствующих заболеваний нами были проанализированы медицинские карты школьников. Физическое развитие выбранных для исследования школьников мы оценивали по показателям антропометрии и физиометрии. Для комплексной оценки здоровья школьников использовался метод индексов (экспресс-оценка по С.В. Хрущеву): индексы Кетле, Робинсона, Скибин-ского, Шаповаловой, Руффье. Физическая подготовленность исследуемых школьников оценивалась с помощью контрольных тестов (п=10): бег 30 м.; челночный бег 3*10 м.; прыжок в длину с места; наклон вперед сидя; подтягивание на перекладине; шестиминутный бег; проба Ромберга; метание набивного мяча; подъем туловища в сед («лечь-сесть»); бег змейкой.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На основе анализа медицинских карт учащихся школы-интерната мы выявили, что основными факторами, способствующими возникновению сенсоневральной тугоухости, являются болезни матери в период беременности (у 44% исследуемых детей), последствия перенесенного гриппа и ОРВИ (у 19% исследуемых детей), прием ототоксических лекарственных препаратов (у 10,3% детей). Среди причин возникновения заболевания также назывались недоношенность, асфиксия и травмы при родах, патология плаценты.

Изучение медицинских карт позволило также выявить, что у 38 из 64 учащихся школы-интерната (56%) наблюдаются от 1 до 4 сопутствующих заболеваний. При этом наиболее часто встречается такое сопутствующее заболевание, как хронический тонзиллит компенсированной формы (такой диагноз выявлен у 14 из 38 исследуемых), что составляет 37%. Полученные на основе анализа медицинских карт данные подтверждаются результатами экспресс-оценки здоровья по методике С.В. Хрущева. Мы установили, что девушки с патологией слуха отстают от здоровых сверстниц в комплексном показателе здоровья на 7,22 балла (табл. 1).

По данным таблицы 1, видно, что юноши с нарушением слуха уступают здоровым сверстникам в показателях 4 индексов: Кетле (0,28 балла); Робинсона (0,35 балла); Ски-

бинского (1,96 балла); Руффье (2,84 балла). При этом разница в комплексном показателе здоровья между группами юношей с патологией слуха и здоровых юношей составляет 5,36 балла.

Таблица 1

Показатели экспресс-оценки физического здоровья по методике С.В. Хрущева

подростков 12-14 лет (Х±5)

Индексы, единицы измерения Юноши Девушки

с нарушением слуха(п=16) практически здоровые (п=30) с нарушением слуха(п=16) практически здоровые (п=28)

Индекс Кетле г/см 328,33±34,53 316,50±23,99 298,29±44,93 303,25±22,65

балл 3,57±1,81 3,85±1,56 3,33±1,50 3,73±1,16

разница 11,83 (3,6%) 4,95 (1,62%)

Индекс Робинсона усл. ед. 84,80±14,49 86,52±9,22 88,13±10,69 82,83±8,10

балл 3,14±1,07 3,50±0,89 3,66±0,81 3,09±1,02

разница 1,72 (2,02%) 5,3 (6,39%)

Индекс Скибинского усл. ед. 934,87±185,9* 1640,40±546,03 754,94±276,70* 1398,17±390,26

балл 2,28±0,76 4,25±0,78 1,00±0,00 2,92±0,84

разница 705,53 (75,45%) 643,23 (85,19%)

Индекс Шаповаловой усл. ед. 243,11±44,25 221,10±34,29* 133,07±27,19* 232,85±30,86

балл 4,43±0,79 4,35±0,81 1,66±0,81 3,41±0,96

разница 22,01 (9,95%) 99,78 (74,98%)

Индекс Руффье усл. ед. 13,14±1,18* 8,36±1,55 13,46±2,55* 7,89±1,50

балл -1,28±0,48 1,55±1,57 -1,33±0,51 2,00±1,07

разница 4,78 (57,16%) 5,57 (70,5%)

Уровень физического здоровья (балл) 12,14±4,91* 17,50±5,62 8,33±1,86* 15,55±2,95

разница 5,36 (44,13%) 7,22 (86,05%)

Примечание: здесь и в следующей таблице* - различия между показателями подростков с патологией слуха и здоровых подростков достоверны (р<0,05).

Педагогическое наблюдение на уроках физической культуры в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате позволило выявить имеющиеся нарушения моторики. Мы установили, что у детей с нарушением слуха при выполнении циклических движений имеются отклонения: шаркающая походка и неправильная постановка стопы; при беге ноги полусогнуты, очень малая амплитуда движений рук, незначительный наклон туловища при стартовом разгоне, недостаточный вынос бедра маховой ноги и др. (таблица 2). Таким образом, в результате опытно-экспериментальной работы выявлено отставание слабослышащих школьников от здоровых сверстников по ряду показателей физического развития, здоровья и физической подготовленности, что необходимо учитывать в процессе физического воспитания:

- девушки с нарушением слуха отстают от здоровых девушек контрольной группы в показателях быстроты (бег 30 м.), координации (челночный бег и бег змейкой), равновесия (проба Ромберга) и скоростно-силовых способностей ( прыжки в длину с места);

- юноши с нарушением слуха отстают от практически здоровых ребят в показателях равновесия (проба Ромберга), координации (челночный бег и бег змейкой), быстроты (бег 30 м.), скоростно-силовых способностей ( прыжки в длину с места) и гибкости (наклон вперед сидя);

- девушки с патологией слуха при оценке физического здоровья имеют показатели ниже показателей девушек, не имеющих отклонений в функции слуха, в четырех индексах: Кетле, Скибинского, Шаповаловой, Руфье и в общем уровне здоровья;

- юноши с диагнозом сенсоневральная тугоухость 3 - 4 степени отстают в показателях физического здоровья ,по сравнению со здоровыми школьниками 13 - 14 лет, в четырех индексах: Кетле, Робинсона, Скибинского, Руфье и в общем уровне здоровья.

- подростки среднего школьного возраста с нарушением слуха, по сравнению со здоровыми сверстниками, имеют показатели физического здоровья ниже: длина тела;

масса тела; ЧСС в покое; ЖЕЛ; проба Штанге.

Таблица 2

_______Показатели физической подготовленности подростков 12-14 лет (Х± 6)____________

Тесты, единицы измерения Юноши Девушки

с нарушением слуха(n=16) практически здоровые (n=30) с нарушением слуха(n=16) практически здоровые (n=30)

Бег 30 м., с 6,02±0,72* 5,46±0,42 5,58±0,25* 5,17±0,25

разница 0,56 (10,2%) 0,41 (7,98%)

Челночный бег, с. 9,6±0,2* 8,97±1,12 8,82±0,19* 8,22±0,54

разница 0,63 (7,06%) 0,60 (7,29%)

Прыжок в длину, см 139,33±15,3* 159,25±16,8 178,2±20,83* 190,42±14,87

разница 19,92 (14,3%) 12,22 (6,95%)

Наклон вперед сидя, см. 3,33±4,93* 10,87±5,23 4,8±5,58* 10,25±8,65

разница 7,54 (226%) 5,45 (113,3%)

Подтягивание, кол-во раз 9,67±4,62 10,75±2,67 6,4±3,36 7,8±4,84

разница 1,08 (1,13%) 1,4 (2,18%)

Бег 6 мин. м. 965,7±78,8 997,7±54,5 1155±203,3 1203,3±207,6

разница 32 (3,3%) 48,3 (4,27%)

Проба Ромберга, с. 3±1* 10,25±13,14 4,4±6,66* 13,08±15,68

разница 7,25 (241,5%) 8,68 (197%)

Метание набив. мяча, м. 4,63±0,49 4,81±0,46 6,66±0,4* 7,18±1,11

разница 0,18 (3,88%) 0,58 (7,76%)

Подъем туловища в сед, кол-во раз 26,67±13,57 27,08±11,06 35±16,86 36,33±18,66

разница 0,41 (1,53%) 1,33 (3,73%)

Бег змейкой, с. 3,16±0,19* 2,83±0,24 2,95±0,15* 2,57±0,3

разница 0,33 (11,65%) 0,37 (14,78%)

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Голозубец, Т. С. Методика адаптивного физического воспитания глухих детей младшего школьного возраста с использованием креативных средств физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Голозубец Т.С. - Хабаровск, 2005. - 20 с.

2. Добрынина, Л.А. Адаптивное физическое воспитание глухих дошкольников на основе развития координационных способностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Добрынина Л.А. - Хабаровск, 2002. - 21 с.

3. Зотова, Ф.Р. Особенности функционирования центральной гемодинамики у девочек с патологией слуха с различными типами кровообращения : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Зотова Ф.Р. - Казань, 1997. - 22 с.

4. Королев, С. А. Методика воспитания двигательно-координационных способностей глухих и слабослышащих детей 4-7 лет в специальных дошкольных учреждениях : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Королев С. А. - Москва, 2004. - 21 с.

5. Смирнов, В.М. Физиология сенсорных систем высшая нервная деятельность / В.М. Смирнов, С.М. Будылина. - М. : Академия, 2004. - 304 с.

6. Чухно, П.В. Внедрение и реализация экспериментальной программы уроков физической культуры для специальной коррекционной общеобразовательной школы V вида / П.В. Чухно, Ф.Р. Зотова // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 6.

- С. 91-93.

REFERENCES

1. Golozubets, T.S. (2005), Technique of adaptive physical training of deaf children of younger school age with use of creative means of physical culture: dissertation, Khabarovsk,

Russian Federation.

2. Dobrynin. L.A. (2002), Adaptive physical training of deafpreschool children on the basis of development of coordination abilities: dissertation, Khabarovsk, Russian Federation.

3. Zotova, F.R. (1997), Features of functioning of the central hemodynamics at girls with hearing pathology with various types of blood circulation: dissertation, Kazan, Russian Federation.

4. Kotolev, S.A. (2004), Technique of education of motive and coordination abilities of deafs and children of 4-7 years hard of hearing in special preschool institutions: dissertation, Moscow, Russian Federation.

5. Smirnov, V.M. and Budylina, S.M. (2004), Physiology of touch systems the highest nervous activity, publishing house “Academy”, Moscow, Russian federation.

6. Chukhno, P.V. and Zotova, F.R. (2008), “Introduction and implementation of the experimental program of lessons of physical culture for special correctional comprehensive school V of the look”, Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 91-93.

Контактная информация: zfr-nauka@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.04.2013.

УДК [338+796.5]:001.895

РАЗРАБОТКА ПРОФЕССИОГРАММЫ ИНСТРУКТОРА-ПРОВОДНИКА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО (АКТИВНОГО) ТУРИЗМА

Владимир Кириллович Шеманаев, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В числе других изменений в статью 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. 2010 г) вводится впервые понятие об инструкторе-проводнике, под которым понимается «...профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов». Про-фессиограмма инструктора-проводника состоит из следующих разделов: доминирующие виды деятельности; качества, умения и навыки, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности; качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности; области применения профессиональных знаний; наименование профессии; доминирующий способ мышления; область базовых знаний; профессиональная область; межличностное взаимодействие; доминирующий интерес; дополнительный интерес; условия работы.

Ключевые слова: спортивно-оздоровительный туризм; профессиограмма инструктора-проводника; эффективность профессиональной деятельности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p188-192 PROFESSIOGRAME DEVELOPMENT FOR INSTRUCTOR-CONDUCTOR IN SPORTS AND HEALTH TOURISM

Vladimir Kirillovich Shemanaev, the candidate of pedagogical sciences, professor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

Among other changes in article 1 of the Federal law "About bases of tourist activity in the Russian Federation" (the edition of 2010) is introduced for the first time concept about the instructor-conductor who is understood ". as professionally prepared person accompanying tourists and ensuring their safety at passing of tourist routes". Professiograme of the instructor-conductor consists of the following sections: dominating kinds of activity; qualities, skills providing the success of performance of the professional activity; the qualities interfering the efficiency of the professional activity; scopes of professional

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.