19. Essed Ph., Mullard Ch., Antirassistische Erziehung. Grundlagen und Überlegungen fur eine antirassistische Erziehungstheorie. Felsberg, 1991.
20. Lee D. Antirassistische/multikulturelle Erziehung als Gegenstand der Forschung in England. Englisch-deutscher Literaturbeitrag mit Bibliographie. Interkulturelle Studien. Munster, 1992.
21. Essinger H., Graf J., Interkulturelle Erziehung als Friedenserziehung. 1984.
22. Schmidt U., Interkulturelle Kommunikation und interkulturelles Lernen. Jahrbuch «Padagogik: Dritte Welt". Kulturelle Identitat und Universalitat. Frankfurt a.M., 1987.
23. Zapesockij A.S. Obrazovanie: filosofiya, kul'turologiya, politika. Moskva: Nauka, 2002.
Статья поступила в редакцию 22.08.17
УДК 370
Shvalyova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Sub-Faculty of Physical Culture and Sport,
Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
Fominykh A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Sub-Faculty of Physical Culture and Sport,
Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
MODERN APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF ADROITNESS OF CHILDREN UNDER THE SCHOOL AGE. This article deals with the problem of the use of modern approaches of the development of adroitness of children under the school age. The characteristic signs of physical quality as adroitness in the home research are described. In the decision of this problem the first order meaning gets revelation of sources of restocking and enrichment of methods and modern approaches in the development of adroitness of a child that didn't find full decision. The use of a great number of various moving games and playing exercises that are based on the creativeness, interest, newness movements and independence in various combinations in the system of physical upbringing of children under the school age are suggested in the work.
Key words: moving games, movements, adroitness, coordinate abilities, quickness, and physical qualities.
Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры и спорта Хакасского государственного университета
им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]
А.В. Фоминых, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры и спорта Хакасского государственного университета
им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: fominih2005@rambler
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗВИТИИ ЛОВКОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
В данной статье рассматривается проблема по использованию современных подходов в развитии ловкости у детей старшего дошкольного возраста. Описываются характерные признаки физического качества, как ловкость в отечественных исследованиях. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает выявление источников пополнения и обогащения методических приемов и современных подходов в развитии ловкости у ребёнка, которые еще не нашли своего полного разрешения. В работе предлагается использование большего количества разнообразных подвижных игр и игровых упражнений, которые основаны на творчестве, интересе, новизны движений и самостоятельности в разнообразных сочетаниях в системе физического воспитания дошкольников.
Ключевые слова: подвижные игры, движение, ловкость, координация способностей, быстроты, физических качеств.
В результате исследованияй отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского и др., доказано, что подвижные игры и игровые упражнения являются эффективным средством физического воспитания, так как они построены на движениях, требующих большой затраты энергии, усиливают обмен веществ в организме и оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка. Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствуют улучшению питания тканей, формированию скелета и правильной осанки.
Цель работы - выявить методические подходы в развитии ловкости у детей 6 - 7 лет с использованием подвижных игр и игровых упражнений. Экспериментальной базой исследования явился МБДОУ ЦРР д/сад №3 «Дельфин» г. Абакана (подготовительные группы).
На основании анализа литературных источников мы рассмотрели различные характеристики физического качества - ловкость. Так, в исследовательских работах М.А. Руновой отмечается, что при развитии ловкости необходимо учитывать возрастные особенности детей, так как дошкольном возрасте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки координационных способностей. Она утверждает, что дети очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация [1].
Другой автор по дошкольному воспитанию - Э.Я. Степанен-кова отмечает, что ловкость совершенствуют в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, быстрота и координированность движений. Она включает в понятие ловкость такие компоненты, как: быстрота реакции на сигнал; координация движений; быстрота усвоения нового; осознанность выполнения движений и использования двигательного опыта [2].
Знаменитый Н.А Бернштейн утверждает, что показателем ловкости является координационная сложность движений. Здесь учитывается время, необходимое для овладения сложными движениями, и степень готовности, которая достигается в данном движении после занятий физическими упражнениями и играми [3].
Научные исследования Д.В. Хухлаевой доказывают, что у детей 6 - 7 лет совершенствуются навыки точных движений. Для этого рекомендуется использовать игры, направленные на совершенствование деятельности двигательного анализатора (упражнения для развития точности пространственной и временной ориентировки, согласование движений отдельных частей тела при выполнении сложных упражнений и их комплексов и т. д.). А по мнению Л.Д. Глазыриной, ловкость представляет собой способность быстро овладевать новыми движениями, быстро и точно перестраивать свои движения в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки [4].
По утверждению Т.А. Швалевой, ловкость характеризуется как способность быстро и наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно возникающие неожиданно, как высшую ступень координационных способностей у ребёнка [5 ].
Все вышеперечисленные понятия характеризуют комплексный характер ловкости, которые точнее определяются как координационные способности, имеющие многообразные и сложные движения. Характерно, что среди специалистов нет единого мнения в том, сколько вообще существует координационных способностей.
Поэтому в работе с детьми мы использовали игровые упражнения и подвижные игры, основанные на творчестве, самостоятельности и интересе. Например:
- способность к сохранению статического и динамического равновесия, т. е. к сохранению устойчивой позы в различных положениях тела или при выполнении движений: упражнения
выполнялись на гимнастической скамейке с различными видами передвижений: ходьба, бег, с остановкой, с поворотами, удерживая мяч одной или двумя руками в разных направлениях, в равновесии на одной ноге и др.
- способность к согласованности движений, т. е. умение, согласованно выполнять различные движения отдельными частями тела; например: разноименные круги руками с приставными шагами назад, в сторону, вперед;
- способность к простой реакции, т. е. быстрое выполнение упражнения на сигнал («на старт, внимание, марш!» «лови!»;
- способность дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения: бег змейкой, бег с поворотами, спиной вперед, с различным положением рук;
- способность к ориентированию в пространстве, т. е. умение своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении: подвижные игры с предметами, с ловлей, с увёртыванием, догонялки, прыжки через гимнастические палки, лежащие на полу (8 - 10 палок), дистанция между ними 30 см, выполнение разных заданий с изменением направления движения [6].
Ловкость выступает как интегральное проявление координационных способностей. Можно выделить различия между координационными способностями и ловкостью. Координационные способности проявляются во всех видах деятельности, связанной с управлением согласованностью и соразмеренностью движений и с удержанием позы, а ловкость - в тех, где есть не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, которые требуют находчивости, быстроты, переключа-емости движений. Проявление координационных способностей многообразны, поэтому мы придерживаемся мнения к трем основным группам:
- способности точно соразмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;
- способности поддерживать статическое и динамическое равновесие;
- способность к мышечному расслаблению.
Координационные способности многие авторы рассматривают как ведущую функцию моторного развития детей дошкольного возраста. В качестве средств развития координационных способностей применяют физические упражнения, в которых присутствует хотя бы частичная необычность для занимающихся, новизна и обусловленные этим неординарные требования к координации движений [7].
Следует отметить, что разрабатывая комплексы игровых упражнений для физкультурных занятий, мы применяли разнообразные современные приемы в целях развития ловкости у дошкольников.
Методический приём - составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод, который направлен на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие. Целесообразный подбор приёмов позволяет воздействовать на все анализаторные системы ребёнка, активизировать его сознание, самостоятельность и творчество при выполнении двигательных заданий.
Сравнение - уподобление двигательных умений ребёнка движениям зверей, насекомых, птиц. Например, при выполнении игровых упражнений типа « Мишка косолапый мед гребет он лапой» или « «Скачут ловко на опушке - вот веселые лягушки. Прыг-скок, прыг-скок, прыгать нужно на носок», дети, выполняя двигательные задания сравнивали с движениями медведицы, бабочек, лягушек [8].
Образность - детям даются образные сравнения разных движений, которые облегчают овладение новыми двигательными умениями с изменением направления движения. Например, при выполнении упражнения типа жужжание жука и его полет: «Он отправился в полет, загудел как самолет: ...Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я лечу и жу-жу...» [8].
Указание. В процессе игры давались указания по выполнению разных движений, например: «Руки выше поднимите, руки ниже опустите, теперь вытянуть вперед, а вот тут наоборот». В этом случае дети уточняли пространственные характеристики движений. В другом случае (скоростно-силовые параметры движений) предлагались конкретизированные задания типа: «Миша, ты быстрей беги и мне мячик принеси!», «Перепрыгнули ручей, а по мостику быстрей!» [8].
Использование сюжета. На основе четкой сюжетной линии занимающиеся успешно осваивали разные, даже сложные, двигательные умения. Старший дошкольный возраст, проявляя
нередко наблюдательность, склонны к предметному, образному мышлению, и поэтому их деятельность должна организовываться в соответствии с образным и условным «сюжетом», что и помогает выполнять упражнения непринужденно, поддерживает интерес к таким занятиям (сюжетные занятия: «Прогулка в лес. За колобком. Весёлые ребята. Путешествие в космос и др.»
Постановка вопросов. Ставя перед дошкольниками «проблемные» вопросы, мы добивались того, что, отвечая на них, дети успешно овладевали новыми движениями, например: «Дети, как можно пройти по двум скамейкам одновременно? Покажите!»
Синтез и анализ. Детям задавали вопросы, которые способствовали проявлению мыслительной деятельности занимающихся. Например, при выполнении игровых заданий: «На сколько больше в этой корзине картошек, чем в другой?» (изобразить разницу картошек- прыжками) или «Сколько Маша собрала кубиков и сколько Даша собрала треугольников? (показать количество прыжков) У кого больше предметов ? На сколько? (Показать или прыжками, хлопками, шагами)».
Реализация творческих замыслов способствовал метод творческих заданий. Педагог предлагал группе придумать игровые ситуации, которые выполнялись с предметами или со снарядами. При этом, придумывая игровые сюжеты, дети приобретают умение реализовывать свой замысел. В наших занятиях мы использовали следующие приемы, данного метода.
Активизация творчества. Педагог у детей пробуждал интерес к собственному развитию, учил их ставить ближайшие цели, чтобы самостоятельно, целенаправленно воздействовали на определенные стороны собственного развития. Например, дошкольникам предлагались задания: а) придумать вариант подлезания под дугой в парах; б) придумать вариант прыжков на двух ногах через гимнастические палки, лежащие на полу; в) придумать вариант ловли мяча или отбивание об пол; г) придумать вариант «солнышко светит», «ловим бабочек».
Самостоятельные решения. Дошкольникам создавали искусственные условия, которые стимулировали принятие самостоятельных решений. Для того, чтобы облегчить реализацию поставленной задачи, использовали «опорные знаки» - карточки-задания, кубы-задания, задания-«ромашки», задания-вопросы, задания-упражнения, задания-выбора, задания с предметами. В другом случае посредством привлечения детей к выполнению ими функций капитанов, водящих, ведущих персонажей. При этом педагог каждый раз оценивал и поощрял общественную деятельность ребёнка.
Комплексный подход. Задания, которые закрепляют знания из разных разделов программы ДОУ - окружающей природы, математики, развития речи и др. Педагог сочетал определенные движения с решением поставленных задач. Например, ставилась задача закрепления навыка количественного счета и развития координационных способностей в процессе обучении основным видам движений. При этом дети подсчитывали количество прыжков, количество приседаний, количество отбиваний мяча об пол и др. Другой задачей было закрепление счета в эстафетах (перенести определенное количество кубиков, кеглей, мячей и др. предметов), или при проведении подвижной игры. Например, в игре «Медведь и пчелы» детям предлагалось сосчитать, сколько «пчел» поймал «медведь» и сколько «пчел» осталось в улье. В наибольшей мере игровые физические упражнения позволяют совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентирования в пространстве, находчивость, самостоятельность, инициативность.
Опыт работы с детьми показал, что бедность содержания, чрезмерное или недостаточные требования, плохая организация занятий снижали интерес к нему. Использование вышеперечисленных приемов в обучении игровых упражнений способствовало:
• развитию воображения, уточнялись представления, которые побуждали детей творчески воспроизвести ситуацию в действии;
• стимулировать образность движений, которые способствовали правильному восприятию и представлению о движении, большой широте чувственного познания;
• возникновению самоконтроля при выполнении регуляции движений, тренировало координационные механизмы.
Следует отметить, что реализация новых подходов и методических приемов при обучении детей физическим
упражнениям игрового характера способствовала повышению физическому, творческому и личностному развитию.
В итоге результаты исследования подтверждают предположение о том, что внедрение специальных упражнений, основанных на игровых элементах и подвижных играх, способствуют повышению ловкости у дошкольников экспериментальной группы со статистической достоверностью по всем исследованным по-
казателям на уровне значимости (р<0,05 до р<0,01). Выявленная разница в темпах прироста свидетельствует о высоком уровне развития физического качества ловкости в экспериментальной группе.
Таким образом, полученные результаты исследования подтверждают высокую эффективность использования современных подходов и специально разработанных игровых упражнений в работе с дошкольниками.
Библиографический список
1. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду 5-7 лет: пособие для воспитателя детского сада. Москва: Мозаика-синтез, 2000.
2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учебное пособие. Москва: Воспитание дошкольника, 2006.
3. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. Издательский дом: Издательство «Физкультура и спорт» Государственного комитета СССР по печати Год издания, 1991.
4. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: методическое пособие. Москва: Владос, 2000.
5. Швалева Т.А. Комплексное использование игры в физическом воспитании дошкольников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Красноярск, 2006.
6. Швалева Т.А., Кузнецова Ж.В. Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие. Издательство ХГУ им. Катанова, Абакан, 2010.
7. Швалева Т.А., Кузнецова Ж.В. Методика обучения движениям дошкольников: учебное пособие. Издательство ХГУ им. Катанова, Абакан, 2011.
8. Швалева Т.А. Игра. Творчество. Ребёнок: учебное пособие. Издательство ХГУ им. Катанова, Абакан, 2007.
References
1. Runova M.A. Dvigatel'naya aktivnost' rebenka v detskom sadu 5-7 let: posobie dlya vospitatelya detskogo sada. Moskva: Mozaika-sintez, 2000.
2. Stepanenkova 'E.Ya. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i razvitiya rebenka: uchebnoe posobie. Moskva: Vospitanie dosh-kol'nika, 2006.
3. Bernshtejn N.A. O lovkosti i ee razvitii. Izdatel'skij dom: Izdatel'stvo «Fizkul'tura i sport» Gosudarstvennogo komiteta SSSR po pechati God izdaniya, 1991.
4. Glazyrina L.D., Ovsyankin V.A Metodika fizicheskogo vospitaniya detej doshkol'nogo vozrasta: metodicheskoe posobie. Moskva: Vlados, 2000.
5. Shvaleva T.A. Kompleksnoe ispol'zovanie igry v fizicheskom vospitanii doshkol'nikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnoyarsk, 2006.
6. Shvaleva T.A., Kuznecova Zh.V. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury doshkol'nikov: uchebnoe posobie. Izdatel'stvo HGU im. Katanova, Abakan, 2010.
7. Shvaleva T.A., Kuznecova Zh.V. Metodika obucheniya dvizheniyam doshkol'nikov: uchebnoe posobie. Izdatel'stvo HGU im. Katanova, Abakan, 2011.
8. Shvaleva T.A. Igra. Tvorchestvo. Rebenok: uchebnoe posobie. Izdatel'stvo HGU im. Katanova, Abakan, 2007.
Статья поступила в редакцию 04.09.17
УДК 378
Shchebelskaya E.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign Languages, St. Petersburg State
University of Film and Television (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Zimmerman G.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Foreign Languages, St. Petersburg State University
of Film and Television (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF UNIVERSITY STUDENTS' FOREIGN COMMUNICATIVE COMPETENCE IN TERMS OF SYSTEM-ACTIVITY CHARACTERISTICS OF EDUCATIONAL COOPERATION. The article is dedicated to the main system-activity characteristics of educational cooperation that effect the formation of foreign-language communicative competence of university students. A theoretical analysis of key concepts of this research within the framework of the system and activity approaches allowed the authors reveal the most universal principles of organization of educational cooperation in the educational process of higher education school. This system of principles can serve as the main guiding line in the step-by-step identification of the most productive conditions for the formation of university students' cooperation skills in joint foreign-language communicative activities, as well as contributing to qualitative satisfaction of their needs for communication in a better way in terms of dialogic, reflective and creative aspects of educational cooperation in the higher education school.
Key words: system-activity characteristics, educational cooperation, foreign communicative competence, cooperation skills, system of principles.
Э.Г. Щебельская, канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков Института кино и телевидения,
г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Г.А. Циммерман, канд. пед. наук, зав. каф. иностранных языков Института кино и телевидения, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В статье рассматриваются основные системно-деятельностные характеристики учебного сотрудничества, влияющие на формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов вуза. Теоретический анализ ключевых понятий данного исследования с позиций системного и деятельностного подходов позволил авторам выявить наиболее всеобщие прин-