тированных ситуаций для работы в индивидуальном, парном и групповом режимах» [7, с. 146].
В заключении, следует отметить, что в сфере подготовки будущих специалистов, основной целью в преподавании английского языка становится формирование у обучающихся англоя-
Библиографический список
зычной коммуникативной компетентности, используя соответствующий языковой и речевой материал с учетом использования необходимых педагогических подходов, с применением лингво-дидактических, лингвосоциальных и лингвокультурных методов обучения английскому языку.
1. Грязнова М.А. Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция медицинских специалистов. Вестник Омского университета. 2012; 1: 145 - 147
2. Горшунова Н.К., Медведев Н.В. Формирование коммуникативной компетентности современного врача. Успехи современного естествознания. 2010; 3: 36 - 37.
3. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка: монография. Москва: Московский государственный лингвистический университет (русская версия), 2003.
4. Осмоловская И.М. Организация дифференциации обучения в современной общеобразовательной школе. 1998.
5. Хохленкова Л.А., Юхненко Л.В. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку будущих специалистов социокультурного направления. Народное образование. Педагогика. 2014; 1: 260 - 263.
6. Ни Ж.В. Культурологический подход в преподавании иностранного языка в экономическом вузе. Народное образование. Педагогика. 2011; 1: 39 - 41.
7. Ширшов В.Д. Использование интегративного подхода в обучении иностранному языку курсантов государственной противопожарной службы МЧС России. Дискуссия. 2014; 8: 146.
References
1. Gryaznova M.A. Inoyazychnaya professional'naya kommunikativnaya kompetenciya medicinskih specialistov. Vestnik Omskogo universiteta. 2012; 1: 145 - 147
2. Gorshunova N.K., Medvedev N.V. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti sovremennogo vracha. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2010; 3: 36 - 37.
3. Obscheevropejskie kompetencii vladeniya inostrannym yazykom: Izuchenie, obuchenie, ocenka: monografiya. Moskva: Moskovskij gosudarstvennyj lingvisticheskij universitet (russkaya versiya), 2003.
4. Osmolovskaya I.M. Organizaciya differenciacii obucheniya v sovremennoj obscheobrazovatel'noj shkole. 1998.
5. Hohlenkova L.A., Yuhnenko L.V. Lichnostno-orientirovannyj podhod v obuchenii inostrannomu yazyku buduschih specialistov sociokul'turnogo napravleniya. Narodnoe obrazovanie. Pedagogika. 2014; 1: 260 - 263.
6. Ni Zh.V. Kul'turologicheskij podhod v prepodavanii inostrannogo yazyka v 'ekonomicheskom vuze. Narodnoe obrazovanie. Pedagogika. 2011; 1: 39 - 41.
7. Shirshov V.D. Ispol'zovanie integrativnogo podhoda v obuchenii inostrannomu yazyku kursantov gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MChS Rossii. Diskussiya. 2014; 8: 146.
Статья поступила в редакцию 05.09.17
УДК 372.013
Kostyukova T.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russia), E-mail: [email protected]
Shaposhnikova T.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, RAO Institute of Education Development Strategy (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Gorbacheva T.A., Cand. of Sciences (Psychology), teacher, Religious Organization of High Education of Eurasian Theological Seminary of Association of Christians of Evangelic Faith "Church of God" (Moscow, Russia), E-mail: [email protected] Tishina O.Yu., Head master, № 1955 (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF SOCIAL TRUST AND COHESION AMONG CONTEMPORARY YOUTH AS THE BASIS OF CIVIL UNITY BY MEANS OF POLYCULTUREL EDUCATION. The problem of polycultural education is up-to-date and valuable for Russia as multinational and multi-confessional country. In modern situation it gains a new perspective since the experience of European countries demonstrates that it does not have only one solution. The article overviews the contemporary situation of the problem of polycultural education, and researches the role of education in cohesion, trust and peacefulness among the present day youth. This problem is important for many countries in the world with multinational population. The Russian state politics is aimed at harmonization of international relationships and civil unity. Due to it Russian education considers the task of building relationships with the representatives of various social, ethnic, religious communities on the basics of principles of respect and acceptance of different cultures, nations and religions. Polycultural education has a high potential to fulfill this task.
Key words: polycultural education, values, social trust and cohesion, harmonizations of international relations, civil unity.
Т.А. Костюкова, д-р пед. наук, проф., НИ Томского государственного университета, г. Томск, E-mail: [email protected]
Т.Д. Шапошникова, канд. пед. наук, с.н.с. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва, E-mail: [email protected]
Т.А. Горбачева, канд. психол. наук, преп. Евроазиатской богословской семинарии Ассоциации христиан веры
евангельской «(Церковь Божия», г. Москва, E-mail: [email protected]
О.Ю. Тишина, директор ГБОУ СОШ № 1955, г. Москва, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ КАК ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ЕДИНСТВА И СОГЛАСИЯ СРЕДСТВАМИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 16-06-00282-а.
В статье рассматривается актуальная для России, как многонационального и поликонфессионального государства, проблема поликультурного образования. Проведя анализ различных теоретических источников, авторы приходят к выводу, что сегодня данная проблема обретает новое звучание - опыт поликультурного образования в европейский странах показывает,
что нет её единого решения. В работе освещены вопросы современного состояния проблемы поликультурного образования, такого ее аспекта как воспитание у современной молодёжи согласия, доверия и миролюбия, что сегодня важно для многих стран мира с многонациональным составом. Государственная политика России ориентирована на гармонизацию межнациональных отношений и гражданского единства. В связи с этим для российского образования значимой является задача обучения молодёжи умению строить взаимоотношения между представителями разных социальных, национальных, этнических, конфессиональных общностей на основе принципов уважения и принятия иных культур, этносов, религий, систем ценностей. Потенциал поликультурного образования представляется в решении этой задачи как достаточно высокий.
Ключевые слова: поликультурное образование, ценности, социальное доверие и согласие, гармонизация межнациональных отношений, гражданское единство.
Исследование таких социальных феноменов, как доверие и согласие, в науке осуществляется с позиций междисциплинарного подхода, который интегрирует социальное знание, накопленное в различных научных сферах: в социальной философии, социологии, экономике, культурологии, психологии, педагогике. Историко-философский аспект рассмотрения проблемы отражает динамику развития категории доверия в контексте веры / неверия в трудах таких известных ученых, как Сократ, Аристотель, Платон, Августин Блаженный, П. Абеляр, Фома Аквинский, Д. Локк, Г. Лейбниц, Д. Юм, И. Кант, Г. Гегель, В. Соловьев, И. Ильин и др., или рассматривается как фоновая проблема у Ф. Фукуямы, А. Селигмена. Ю.В. Веселова и др.
Политология, социология, психология изучают доверие как необходимое условие в возникновении и развития социальной коммуникации - оно чрезвычайно важно для установления между людьми и социальными институтами согласия, диалога, понимания, сотрудничества. В современной «социальной архитектуре развития общества и мира» основой выступает именно доверие [1, с. 75]. В социологии объяснение категории доверия связано с понятиями социального взаимодействия, социальных структур, социального порядка, социальных коммуникации. Они освещаются в исследованиях таких ученых, как Э. Гидденс, Т. Лукман, Д. Коулмеп, Р. Патнем, Н. Луман, А. Селигмен, Ф. Фу-куяма, Р. Штомка и др. Психологическая природа доверия, на основе которой оно рассматривается как личностная характеристика, как элемент общения и коммуникации, как проявление социального поведения личности, компонент в организационном поведении человека, его профессиональной компетенции исследуется в работах К. Ясперса, К. Хорпи, Э. Фромма, Э. Эриксона,
A. Маслоу, С. Московичи, К. Роджерса, В. Франклина, Дж. Ротте-ра, Т.П. Скрипкиной, А.Л. Журавлева, П.Н. Шихирева и др.
Российскими политологами, культурологами и социологами много внимания уделяется вопросам взаимозависимости доверия/недоверия и согласия/несогласия с мировоззренческих позиций, которые являются фактором, способствующим формированию общественного мнения, выступающего, в свою очередь, условием дальнейшего развития России (В.Б. Ардашкин,
B.Н. Лукин, В.Н. Столяр, Л.Б. Москвин) [2; 3; 4; 5]. Так, в работах В.Б. Ардашкина процесс становления культуры рассматривается через функции доверия / недоверия; наука и образование в нем выступают как важнейшие мировоззренческие системы, в задачи которых входит формирование культуры доверия, а недоверие провоцирует риски возникновения насилия и конфликтов. В основе государственной политики должно лежать понимание необходимости поддерживать науку, образование, религию, а также другие соответствующие мировоззренческие системы как практики, социальные институты, формирующие доверие в обществе [6].
Среди этих институтов для педагогического исследования важно обращение к роли образования. Результаты социологических мониторингов, проводимых в России в последние годы [7; 8], показывают, что респондентами именно образование оценивается как пространство наименьшего проявления нетерпимости и одновременно - как тот институт социализации, который способен компенсировать дефекты, получаемые в семье, «на улице», за счёт часто недобросовестной работы СМИ, утери ценностей. Новые функции образования в качестве ведущей социальной деятельности общества видятся сегодня в формировании у молодёжи умения жить и общаться в гражданском, многонациональном, полиэтническом обществе, в воспитании поликультурной компетенции. По мнению зарубежных и отечественных ученых, общее обучение школьников разных национальностей и вероисповедания в пространстве школы или класса представляет собой эффективные условия для воспитания у них терпения, уважения и понимания людей разных мировоззренческих позиций, поведения, для обретения опыта отношений доверия и согласия [9].
Решение задач, поставленных сегодня перед российским образованием как «институтом накопления молодёжью опыта социального доверия и согласия» (А.Г. Асмолов) [10] связаны с рассмотрением педагогического контекста проблемы: изучению тех элементов доверия, которые являются базовыми для обучения молодёжи выстраиванию взаимоотношений в коммуникациях. Важны также этическая, морально-нравственная, духовная стороны феноменов социального доверия и согласия как социокультурных и общественных явлений, обращение к ним как к ценностям, играющим важную роль в воспитании толерантного поведения. Обращают внимание идеи зарубежных исследователей проблемы доверия в обществе (Э. Гидденс, Т. Лукман,
A. Селигмен, П. Штомпка, Ф. Фукуяма). В их понимании доверие выступает как предпосылка и механизм укрепления основ социального порядка в обществе. Доверие воспринимается и как важнейшая характеристика межличностного общения, основа формирования малых групп, результат объективации социальных отношений [11; 12; 13; 14].
Воспитание у современных молодых людей такого личностного качества, как «искусство жить с другими людьми» (А.Г. Асмолов), как формирование стремление у них к социальному доверию и согласию в обществе, способности принимать и уважать культурные различия, готовности вести конструктивный диалог с окружающими, умения выстраивать бесконфликтные отношения есть цель поликультурного образования. По мнению специалистов (С.В. Гридин, Л.Л. Супрунова, Г.Д. Дмитриев,
B.А. Ершов и др.), поликультурное образование - часть интегра-тивного содержания общего образования и ориентировано оно на формирование индивидов, которые будут готовы к активной созидательной деятельности в развивающейся поликультурной и многонациональной среде, сохраняя свою социально-культурную идентичность [15; 16].
Его становление осуществлялось в рамках разных подходов. Среди них: диалоговый подход, в рамках которого поликультурное образование рассматривается в российской педагогике как современная тенденция мирового процесса, развивающаяся в международном и межнациональном сотрудничестве, которое ориентируется на идею множества «независимых самостоятельных сущностей» в основе мировой цивилизации. С позиций аккультурационного подхода к поликультурному образованию, многие исследователи подразумевают под ним мультикультур-ное образование или полиэтнические, призванное стараться нормализовать отношения между этносами и этнически группами и индивидами. Авторы статьи поддерживают взгляд на поликультурное образовании не только как на «способ противостоять расизму, предубеждениям, предвзятости, этноцентризму, ненависти, основанной на культурных различиях», но и как на «педагогическую попытку помочь понять свою культуру, роль обобщений и стереотипов в коммуникации между различными культурами, осознать свое «Я» (Г.Д. Дмитриев) [17, с. 7].
Анализ современных дискуссий, посвященных поликультурному образованию, позволяет утверждать, что доминирующее место в них отводится сегодня концепциям и идеям социально-психологического подхода (Муллард, Каррингтон, Коул, Тро-ун). Его отличительным признаком является взгляд на поликультурное образование как на особый способ формирования неких «социально-установочных и ценностно-ориентационных пред-расположенностей, коммуникативных и эмпатических умений» [18], компетенций, благодаря которым возможно выстраивание интенсивного межкультурного взаимодействия, понимание человеком других культур, проявление уважения к их носителям. Нельзя не отметить и концепции антирасистского воспитания. «В отличие от моделей поликультурного образования, которые нацелены на воспитание уважительного отношения к культурным различиям, концепция антирасистского воспитания предполагает формирование активной позиции по отношению к неравенству и несправедливости» [19, с. 84]. По мнению Ли, антирасистское
воспитание может стать частью поликультурного образования, если в нем политическим фактором будет уделено достаточно внимания [20].
То есть, сегодня отмечается тенденция к сближению разных подходов в исследовании проблемы поликультурного образования. Заслуга в этом принадлежит ведущейся в последние годы в Германии и других европейских странах педагогической дискуссии о перспективах и стратегии развития систем образования в контексте поликультурализма. Основное положение в этой дискуссии занимает социально-психологический подход. С его позиций основными целями поликультурного образования являются формирование у учащихся эмпатии, солидарности, ориентации на бесконфликтное решение вопросов и способности решать конфликты. По Эссингеру и Графу, «эмпатия подразумевает понимание другого человека, способность поставить себя на его место, увидеть его проблемы его же глазами и испытывать к нему при этом симпатию» [21, с. 26]. Р Шмитт рассматривает поликультурное образование как социальное обучение и вос-
Библиографический список
питание: им сформулированы тх основные принципы: принцип «избегания нормативных различий» и принцип «социальной близости», которые требуют осторожности в отношении другой культуры, обсуждения реальных ситуаций для соотнесения их с собственным опытом [22, с. 77].
Отечественные специалисты видят цель поликультурного образования в создании условий для осуществления эффективности процесса социально-культурной идентификации личности, определяющей ее статус в межкультурном диалоге и обеспечивающий ее первичный опыт в изучении чужой культуры; формировать осознание культурно-этнического многообразия мира в пространстве и времени; воспитывать терпимость и уважение к праву любого народа сохранять свою культурную самобытность [23, с. 142-154]. Учёные делают выводы о том, что подходы к поликультурному образованию в своём содержании дополняют друг друга, а цели и задачи разных теорий и концепций могут рассматриваться как перспективные направления дальнейшего развития проблемы.
1. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. 2-е изд. Москва: Академический Проект, 2005.
2. Ардашкин И.Б. Доверие в науке и религии: к вопросу о становлении культуры доверия. Вестник Томского государственного университета. 2013; 370: 56 - 60.
3. Лукин B.K Концепция доверия в теориях политической культуры. Культура и образование. 2014; 8. Available at: http://vestnik-rzi. ru/2014/08/2245
4. Москвин Л.Б. Согласие в обществе как важное условие развития России по пути модернизации. Вестник института социологии. 2014; № 04s: 3 - 8.
5. Столяр B^. Доверие как феномен социально-экономической реальности. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Тверь, 2008.
6. Москвин Л.Б. Согласие в обществе как важное условие развития России по пути модернизации. Вестник института социологии. 2014; 04s: 3 - 8.
7. Отцы и дети: поколенческий анализ современной России. Составители Ю. Левада, Т. Шанин. Москва: Новое литературное обозрение, 2015.
8. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образованияю. Под редакцией B^. Собкина. Том VIII. Bbm. XIII. Москва: Центр социологии образования АО, 2012.
9. Козырев Ф.Н. Религиозное образование в светской школе Теория и международный опыт в отечественной перспективе: монография. Санкт-Петербург: Апостольский город, 2005.
10. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества. Вопросы образования. 2008; 1: 65 - 86.
11. Луман Н. Общество общества. Часть II. Медиа коммуникации. Москва: Логос, 2005.
12. Селигмен А. Проблема доверия. Перевод с английского. Москва: Идея-Пресс, 2002.
13. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: Перевод с английского. Москва: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004.
14. Штомпка П. Доверие - основа общества. Перевод с польского KB. Морозовой. Москва: Логос, 2012.
15. Гридин СБ. Поликультурное образование старшеклассников в электронно-информационной образовательной среде. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Пятигорск, 2014.
16. Супрунова Л.Л., Свиридченко Ю.С. Поликультурное образование. Под редакцией Л.Л. Супруновой. Москва: «Академия», 2013.
17. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. Москва: Народное образование, 1999.
18. Cole M. Teaching and Learning about Racism: A Critique of Multicultural Education in Britain. 1986: 23 - 44.
19. Essed Ph., Mullard Ch., Antirassistische Erziehung. Grundlagen und Überlegungen fur eine antirassistische Erziehungstheorie. Felsberg, 1991.
20. Lee D. Antirassistische/multikulturelle Erziehung als Gegenstand der Forschung in England. Englisch-deutscher Literaturbeitrag mit Bibliographie. Interkulturelle Studien. Munster, 1992.
21. Essinger H., Graf J., Interkulturelle Erziehung als Friedenserziehung. 1984.
22. Schmidt U., Interkulturelle Kommunikation und interkulturelles Lernen. Jahrbuch «Padagogik: Dritte Welt". Kulturelle Identitat und Universalitat. Frankfurt a.M., 1987.
23. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. Москва: Наука, 2002.
References
1. Giddens 'E. Üstroenie obschestva: Ocherk teoriistrukturacii. 2-e izd. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2005.
2. Ardashkin I.B. Doverie v nauke i religii: k voprosu o stanovlenii kul'tury doveriya. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; 370: 56 - 60.
3. Lukin V.N. Koncepciya doveriya v teoriyah politicheskoj kul'tury. Kul'tura i obrazovanie. 2014; 8. Available at: http://vestnik-rzi.ru/2014/08/2245
4. Moskvin L.B. Soglasie v obschestve kak vazhnoe uslovie razvitiya Rossii po puti modernizacii. Vestnikinstituta sociologii. 2014; № 04s: 3 - 8.
5. Stolyar V.Yu. Doverie kak fenomen social'no-'ekonomicheskoj real'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Tver', 2008.
6. Moskvin L.B. Soglasie v obschestve kak vazhnoe uslovie razvitiya Rossii po puti modernizacii. Vestnik instituta sociologii. 2014; 04s: 3 - 8.
7. Otcy i deti: pokolencheskij analiz sovremennoj Rossii. Sostaviteli Yu. Levada, T. Shanin. Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie, 2015.
8. Problemy tolerantnosti v podrostkovoj subkul'ture. Trudy po sociologii obrazovaniyayu. Pod redakciej V.S. Sobkina. Tom VIII. Vyp. XIII. Moskva: Centr sociologii obrazovaniya AO, 2012.
9. Kozyrev F.N. Religioznoe obrazovanie v svetskoj shkole Teoriya i mezhdunarodnyj opyt v otechestvennojperspektive: monografiya. Sankt-Peterburg: Apostol'skij gorod, 2005.
10. Asmolov A.G. Strategiya sociokul'turnoj modernizacii obrazovaniya: na puti k preodoleniyu krizisa identichnosti i postroeniyu grazhdanskogo obschestva. Voprosy obrazovaniya. 2008; 1: 65 - 86.
11. Luman N. Obschestvo obschestva. Chast' II. Media kommunikacii. Moskva: Logos, 2005.
12. Seligmen A. Problema doveriya. Perevod s anglijskogo. Moskva: Ideya-Press, 2002.
13. Fukuyama F. Doverie: social'nye dobrodeteli i put' k procvetaniyu: Perevod s anglijskogo. Moskva: OOO «Izdatel'stvo ACT»: ZAO NPP «Er-mak», 2004.
14. Shtompka P. Doverie - osnova obschestva. Perevod s pol'skogo N.V. Morozovoj. Moskva: Logos, 2012.
15. Gridin S.V. Polikul'turnoe obrazovanie starsheklassnikov v 'elektronno-informacionnoj obrazovatel'nojsrede. Dissertaciya ... kandidata ped-agogicheskih nauk. Pyatigorsk, 2014.
16. Suprunova L.L., Sviridchenko Yu.S. Polikul'turnoe obrazovanie. Pod redakciej L.L. Suprunovoj. Moskva: «Akademiya», 2013.
17. Dmitriev G.D. Mnogokul'turnoe obrazovanie. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 1999.
18. Cole M. Teaching and Learning about Racism: A Critique of Multicultural Education in Britain. 1986: 23 - 44.
19. Essed Ph., Mullard Ch., Antirassistische Erziehung. Grundlagen und Überlegungen fur eine antirassistische Erziehungstheorie. Felsberg, 1991.
20. Lee D. Antirassistische/multikulturelle Erziehung als Gegenstand der Forschung in England. Englisch-deutscher Literaturbeitrag mit Bibliographie. Interkulturelle Studien. Munster, 1992.
21. Essinger H., Graf J., Interkulturelle Erziehung als Friedenserziehung. 1984.
22. Schmidt U., Interkulturelle Kommunikation und interkulturelles Lernen. Jahrbuch «Padagogik: Dritte Welt". Kulturelle Identitat und Universalitat. Frankfurt a.M., 1987.
23. Zapesockij A.S. Obrazovanie: filosofiya, kul'turologiya, politika. Moskva: Nauka, 2002.
Статья поступила в редакцию 22.08.17
УДК 370
Shvalyova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Sub-Faculty of Physical Culture and Sport,
Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
Fominykh A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Sub-Faculty of Physical Culture and Sport,
Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
MODERN APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF ADROITNESS OF CHILDREN UNDER THE SCHOOL AGE. This article deals with the problem of the use of modern approaches of the development of adroitness of children under the school age. The characteristic signs of physical quality as adroitness in the home research are described. In the decision of this problem the first order meaning gets revelation of sources of restocking and enrichment of methods and modern approaches in the development of adroitness of a child that didn't find full decision. The use of a great number of various moving games and playing exercises that are based on the creativeness, interest, newness movements and independence in various combinations in the system of physical upbringing of children under the school age are suggested in the work.
Key words: moving games, movements, adroitness, coordinate abilities, quickness, and physical qualities.
Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры и спорта Хакасского государственного университета
им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]
А.В. Фоминых, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры и спорта Хакасского государственного университета
им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: fominih2005@rambler
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗВИТИИ ЛОВКОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
В данной статье рассматривается проблема по использованию современных подходов в развитии ловкости у детей старшего дошкольного возраста. Описываются характерные признаки физического качества, как ловкость в отечественных исследованиях. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает выявление источников пополнения и обогащения методических приемов и современных подходов в развитии ловкости у ребёнка, которые еще не нашли своего полного разрешения. В работе предлагается использование большего количества разнообразных подвижных игр и игровых упражнений, которые основаны на творчестве, интересе, новизны движений и самостоятельности в разнообразных сочетаниях в системе физического воспитания дошкольников.
Ключевые слова: подвижные игры, движение, ловкость, координация способностей, быстроты, физических качеств.
В результате исследованияй отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского и др., доказано, что подвижные игры и игровые упражнения являются эффективным средством физического воспитания, так как они построены на движениях, требующих большой затраты энергии, усиливают обмен веществ в организме и оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка. Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствуют улучшению питания тканей, формированию скелета и правильной осанки.
Цель работы - выявить методические подходы в развитии ловкости у детей 6 - 7 лет с использованием подвижных игр и игровых упражнений. Экспериментальной базой исследования явился МБДОУ ЦРР д/сад №3 «Дельфин» г. Абакана (подготовительные группы).
На основании анализа литературных источников мы рассмотрели различные характеристики физического качества - ловкость. Так, в исследовательских работах М.А. Руновой отмечается, что при развитии ловкости необходимо учитывать возрастные особенности детей, так как дошкольном возрасте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки координационных способностей. Она утверждает, что дети очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация [1].
Другой автор по дошкольному воспитанию - Э.Я. Степанен-кова отмечает, что ловкость совершенствуют в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, быстрота и координированность движений. Она включает в понятие ловкость такие компоненты, как: быстрота реакции на сигнал; координация движений; быстрота усвоения нового; осознанность выполнения движений и использования двигательного опыта [2].
Знаменитый Н.А Бернштейн утверждает, что показателем ловкости является координационная сложность движений. Здесь учитывается время, необходимое для овладения сложными движениями, и степень готовности, которая достигается в данном движении после занятий физическими упражнениями и играми [3].
Научные исследования Д.В. Хухлаевой доказывают, что у детей 6 - 7 лет совершенствуются навыки точных движений. Для этого рекомендуется использовать игры, направленные на совершенствование деятельности двигательного анализатора (упражнения для развития точности пространственной и временной ориентировки, согласование движений отдельных частей тела при выполнении сложных упражнений и их комплексов и т. д.). А по мнению Л.Д. Глазыриной, ловкость представляет собой способность быстро овладевать новыми движениями, быстро и точно перестраивать свои движения в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки [4].
По утверждению Т.А. Швалевой, ловкость характеризуется как способность быстро и наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно возникающие неожиданно, как высшую ступень координационных способностей у ребёнка [5 ].
Все вышеперечисленные понятия характеризуют комплексный характер ловкости, которые точнее определяются как координационные способности, имеющие многообразные и сложные движения. Характерно, что среди специалистов нет единого мнения в том, сколько вообще существует координационных способностей.
Поэтому в работе с детьми мы использовали игровые упражнения и подвижные игры, основанные на творчестве, самостоятельности и интересе. Например:
- способность к сохранению статического и динамического равновесия, т. е. к сохранению устойчивой позы в различных положениях тела или при выполнении движений: упражнения