Научная статья на тему 'Особенности организации образовательной деятельности в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида и перспективные направления ее развития'

Особенности организации образовательной деятельности в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида и перспективные направления ее развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1822
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЙ РЕБЕНОК / ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MENTALLY RETARDED CHILD / EDUCATION AND UPBRINGING / SOCIALIZATION AND INTEGRATION / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / ADDITIONAL EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивинский Дмитрий Владимирович

Долгое время отрицалась возможность обучения и воспитания умственно отсталых детей, и впервые возможность обучения была доказана французским психиатром Ж. Итаром в 1799 г. В настоящее время роль педагогического воздействия не вызывает сомнений в обучении и воспитании данных детей. Всем умственно отсталым детям свойственны существенные отклонения в мышлении, восприятии, речевой деятельности, памяти, внимании, волевых процессах, эмоциональной сфере. Эти отклонения не только отрицательно сказываются на их обучении и воспитании, но и на социализации и интеграции в современное общество. Поэтому целью воспитания и обучения умственно отсталого ребенка становятся формирование и развитие у него жизненно необходимых навыков и умений для его последующих социализации и интеграции в современное общество. Умственно отсталый ребенок должен овладеть жизненно необходимыми навыками и умениями в той степени, в какой они для него индивидуально доступны. Формирование базы жизненно необходимых навыков и умений требует особого подхода и занимает одно из приоритетных направлений в деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Несмотря на большое количество работ, посвященных обучению и воспитанию умственно отсталых детей, их социализация и интеграция в современное общество остаются и в настоящее время важнейшей социально-педагогической проблемой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивинский Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of educational activities organization at the special (correctional) educational institutions of the 8 type and prospective directions of its development

For a long time the possibility of teaching and educating mentally retarded children was denied and the possibility of training was first proved by the French psychiatrist J. Itar in 1799. At present, the role of pedagogical influence does not cause doubts in the education and upbringing of these children. All the mentally retarded children are characterized by significant deviations in thinking, perception, speech activity, memory, attention, volitional processes, emotional sphere. These deviations not only negatively affect their education and upbringing, but also their socialization and integration into modern society. Therefore, the goal of education and training of a mentally retarded child is the formation and development of his vital skills and skills for his subsequent socialization and integration into modern society. A mentally retarded child must master the vital skills and abilities to the extent that they are individually available to him. The formation of a base of vital skills and skills requires a special approach and occupies one of the priority areas in the activities of special (correctional) educational institutions of the 8 type. But, despite the large number of works devoted to the education and upbringing of mentally retarded children, its socialization and integration into modern society is at present the most important social and pedagogical problem.

Текст научной работы на тему «Особенности организации образовательной деятельности в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида и перспективные направления ее развития»

УДК 378.4+796.386

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-74-79

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ VIII ВИДА И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Дмитрий Владимирович ИВИНСКИЙ

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: dmitriy-ivi@yandex.ru

Аннотация. Долгое время отрицалась возможность обучения и воспитания умственно отсталых детей, и впервые возможность обучения была доказана французским психиатром Ж. Итаром в 1799 г. В настоящее время роль педагогического воздействия не вызывает сомнений в обучении и воспитании данных детей. Всем умственно отсталым детям свойственны существенные отклонения в мышлении, восприятии, речевой деятельности, памяти, внимании, волевых процессах, эмоциональной сфере. Эти отклонения не только отрицательно сказываются на их обучении и воспитании, но и на социализации и интеграции в современное общество. Поэтому целью воспитания и обучения умственно отсталого ребенка становятся формирование и развитие у него жизненно необходимых навыков и умений для его последующих социализации и интеграции в современное общество. Умственно отсталый ребенок должен овладеть жизненно необходимыми навыками и умениями в той степени, в какой они для него индивидуально доступны. Формирование базы жизненно необходимых навыков и умений требует особого подхода и занимает одно из приоритетных направлений в деятельности специальных (кор-рекционных) образовательных учреждений VIII вида. Несмотря на большое количество работ, посвященных обучению и воспитанию умственно отсталых детей, их социализация и интеграция в современное общество остаются и в настоящее время важнейшей социально-педагогической проблемой.

Ключевые слова: умственно отсталый ребенок; обучение и воспитание; социализация и интеграция; физическая культура и спорт; система дополнительного образования

В настоящее время в России обучение и воспитание детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости осуществляется в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, либо в специальных классах общеобразовательных школ, либо в виде надомного (индивидуального) обучения. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечительства родителей, обучаются в специальных детских домах и школах-интернатах. Обучение и воспитание детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью осуществляются в учреждениях социальной защиты. Эти люди нуждаются в постоянной помощи и наблюдении специалистов и рассматриваются как инвалиды детства [1].

Основная масса детей с умственной отсталостью обучаются и воспитываются в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида. Данные образовательные учреждения создаются и функционируют с целью формирования и развития у умственно отсталого ребенка жизненно необходимых навыков и умений для последующей его социализации и интеграции в современное общество.

Умственно отсталый ребенок должен овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками в той степени, в какой они для него индивидуально доступны, в следующих жизненно-важных областях:

- личный уход: одевание и раздевание, опрятность, гигиена питания, забота о теле и внешнем виде, забота о здоровье;

- домашние дела: повседневное поддержание порядка и чистоты в комнате, помощь на кухне и в домашнем хозяйстве (стирка, приготовление пищи, уход за цветами, домашними животными, садом), пользование бытовыми приборами и техническими устройствами (например, телефоном), покупки;

- социальная обходительность: формы общения, вежливость, уважительность, готовность помочь, вступление в контакты, простые и хорошие манеры и признание других, уважение прав других, групповые упражнения, игровое воспитание;

- физическая подготовка: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, простые упражнения на тренировочных снарядах, игры, пла-

74

© Ивинский Д.В., 2018

ванье, коррекция и развитие двигательных качеств;

- искусство и рукоделие: участие в играх с различным материалом (строительство, складывание предметов, поделки), рисование, игры на воображение, пение, ритмическое воспитание, танцы;

- речь: постановка звуков и голоса, название предметов, формирование простых высказываний и сообщений, расширение словарного запаса, выучивание стихов и песен, понимание речи;

- познавательные умения: восприятие и различение (умение видеть, слышать, осязать, пробовать на вкус) предметов и людей, овладение простыми количественными, пространственными и временными понятиями, понимание знаков (рисунков, символов, цифр, чисел, букв, слов), чтение и письмо, решение простых наглядно-практических задач, различение правильного и неправильного;

- трудовая и профессиональная подготовка: доведение навыка труда до профессиональной деятельности, умение контролировать работу, подготовка к посещению мастерской и введение в профессиональную жизнь.

Б.П. Пузанов подчеркивает, что в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида коррекционно-воспи-тательная работа с умственно отсталыми детьми должна иметь яркую педагогическую направленность и состоять из следующих этапов:

- I этап (4-8 лет) - проводится работа по формированию санитарно-гигиенических навыков и развитию моторики. Воспитанников приучают к адекватному поведению в столовой и других общественных местах. Большое внимание уделяется развитию речи и познавательной деятельности, осуществляется подготовка к школьному обучению;

- II этап (8-16 лет) - продолжается закрепление навыков самообслуживания и личной гигиены, проводится работа по обучению хозяйственно-бытовому труду. В этот период детей обучают навыкам счета и элементарной грамоте, большое значение уделяют развитию речи;

- III этап (16-18 лет) - задачей является социальная адаптация [2].

Необходимо отметить, что в России система образования детей с особыми образова-

тельными потребностями характеризуется полной изоляцией умственно отсталых детей от нормально развивающихся сверстников, что отрицательно сказывается на их процессах социализации и интеграции в современное общество.

Интеграция умственно отсталых школьников в современное общество - это процесс, очень сложный и многогранный, на который воздействует множество факторов. И.М. Бгаж-нокова определила следующие факторы, которые оказывают влияние на процесс интеграции данных детей:

- уровень сформированности практических и социально значимых навыков у выпускников специальных (коррекционных) интернатов, который позволит им вести самостоятельную жизнь в условиях, когда они не имеют родителей или родственников, способных взять на себя заботу об их жизнеобеспечении;

- готовность общества понимать и разделять личные проблемы человека с нарушенным интеллектом;

- уровень социальной защищенности выпускников интернатных учреждений [3].

Положительное влияние на процесс интеграции данных детей оказывает «интегрированное обучение». Интегрированное обучение - это обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми. Но концепция интегрированного образования на своем пути развития имеет множество препятствий, одним из которых является наличие негативного отношения нормально развивающихся членов общества к умственно отсталым лицам. Чтобы преодолеть данное препятствие, необходимо при помощи средств массовой информации просвещать «нормальных людей» о проблемах инвалидов. Это будет способствовать привлечению их к процессу социальной реабилитации инвалидов посредством совместной творческой деятельности.

Трудность осуществления интегрированного образования на современном этапе развития общества обусловливает необходимость поиска других более приемлемых форм социализации и интеграции умственно отсталых детей в современное общество.

По мнению С.Д. Антонюка и Л.Н. Макаровой к числу мало востребованных форм социализации и интеграции детей с умственной отсталостью в современных условиях относятся физическая культура и спорт [4].

С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова, которые разработали основы адаптивной физической культуры, также утверждают, что виды и средства адаптивной физической культуры имеют решающее значение в проблеме социализации и интеграции детей с умственно отсталостью в жизнь современного общества [5].

Социализирующая функция адаптивной физической культуры и спорта представлена на рис. 1.

В настоящее время физическое воспитание умственно отсталых школьников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида реализуется в трех организационно-педагогических формах:

1) обязательная (урочная) форма физической культуры - осуществляется в соответствии с государственной программой обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида и реализуется учителем физической культуры на занятиях «Физическая культура», «Лечебная физкультура», «Ритмика»;

2) дополнительная форма - факультативные занятия в специальных (коррекцион-

ных) учреждениях, занятия в детско-юношеском клубе физической подготовки (ДЮКФП);

3) бытовая форма - занятия в неформальных коллективах сверстников [6].

Необходимо отметить, что современная государственная программа по физической культуре для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида характеризуется ограниченностью и невысокой интенсивностью. Она не способна решить комплекс коррекционно-развивающих задач в двигательной сфере умственно отсталого ребенка, через адекватный двигательный режим. Адекватный двигательный режим решает не только комплекс коррекционно-развивающих задач, но и оптимально поддерживает психофизическое состояние умственно отсталого ребенка и является заслоном для целого ряда негативных изменений в его организме (замедление роста, лишний вес тела, снижение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям и др.). Поэтому для умственно отсталых школьников необходимо организовывать систему дополнительного физкультурного образования и разрабатывать программно-нормативные и организационно-методические его основы [7].

Способы реализации

V

Результат

_V_

Положительное влияние на процессы социализации и интеграции умственно отсталого ребенка в современное общество

Рис. 1. Социализирующая функция адаптивной физической культуры и спорта

Дополнительное образование детей - это деятельность, лежащая за приделами государственного образовательного стандарта. Деятельность, не являющаяся механической достройкой основного образования, а обладающая рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного образования:

- личностная ориентация;

- профильность;

- практическая направленность;

- мобильность;

- многофункциональность;

- разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;

- индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;

- реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;

- реализация ориентационной функции через содержание учебного материала [4].

В настоящее время в России появился проект концепции дополнительного образования умственно отсталых детей в области адаптивной физической культуры и спорта. Данный проект представляет собой перечень уже проделанной работы и ее перспективные направления развития. Одним из главных направлений развития данного проекта является развитие сети физкультурно-спортив-ных клубов и семейных клубов. Эти формы организации физкультурно-спортивной работы обеспечивают регулярность в занятиях физической культурой и спортом данной категории детей.

Н.В. Астафьев, А.С. Самыличев считают, что создание специализированных детско-юношеских клубов физической подготовки (ДЮКФП) для детей и подростков с нарушением интеллекта возможно на базе действующих ДЮКФП для здоровых детей [8].

В структуре ДЮКФП для детей и подростков с нарушением интеллекта можно выделить три отделения, которые органично взаимосвязаны между собой:

1) отделение общей и профессионально-прикладной физической подготовки;

2) отделение специальной физической (спортивной) подготовки;

3) отделение коррекционной и реабилитационной физической культуры [7].

Н.С. Сладкова подчеркивает, что в физ-культурно-спортивных клубах для детей с проблемами интеллектуального развития особое внимание необходимо уделять кор-рекционно-оздоровительному (физкультурно-оздоровительному) этапу, который может иметь одно из трех направлений:

1) спортивно-оздоровительное (с перспективой спортивной специализации и перехода на этап начальной подготовки);

2) коррекционно-оздоровительное (для детей и подростков с тяжелыми нарушениями физического и психического развития);

3) реабилитационно-оздоровительное (для лиц с временными ограничениями физических возможностей после перенесенных травм или заболеваний).

Для желающего начать заниматься физической культурой и спортом то или иное направление может быть рекомендовано врачом по результатам углубленного медицинского обследования [9].

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что основная цель организации и функционирования специальных (кор-рекционных) образовательных учреждений VIII вида - это формирование и развитие у умственно отсталых детей жизненно необходимых умений и навыков для их последующих социализации и интеграции в жизнь современного общества. Но трудности, возникающие в процессе социализации и интеграции данных детей, ставят специальное (кор-рекционное) образовательное учреждение VIII вида на путь поиска приемлемых форм социализации и интеграции своих воспитанников. В настоящее время физическая культура и спорт являются одной из перспективных форм социализации и интеграции детей с умственной отсталостью, так как вся система коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию призвана реабилитировать и социально адаптировать детей с особыми образовательными потребностями к реалиям окружающего мира, за счет осуществления специально организованного учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процессов.

Список литературы

1. Аксенова Л.И., Архипов БА., Белякова Л.И. и др.

Социальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. М.: Академия, 2001. 400 с.

2. Пузанов Б.П., Коняева Н.П., Горский Б.Б. и др. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) / под ред. Б.П. Пузанова. М.: Академия, 2001. 272 с.

3. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 181 с.

4. Антонюк С.Д., Макарова Л.Н. Адаптивная составляющая современной системы дополнительного образования. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. 91 с.

5. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. М.: Сов. спорт, 2000. 240 с.

6. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура: психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. М.: СпортАка-демПресс, 2002. 140 с.

7. Ивинский Д.В. Актуальность экспериментальных методик дополнительного физического воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2015. Вып. 2 (142). С. 102-107.

8. Астафьев Н.В., Самыличев А.С. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников. Омск, 1997. 40 с.

9. Сладкова Н.С. Опыт работы детско-юношеских спортивных школ и физкультурно-спортивных клубов инвалидов и лиц с отклонениями в развитии: сб. материалов. М.: Сов. спорт, 2003. 184 с.

Поступила в редакцию 30.01.2018 г. Отрецензирована 20.02.2018 г. Принята в печать 02.04.2018 г.

Информация об авторе

Ивинский Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: dmitriy-ivi@yandex.ru

Для цитирования

Ивинский Д.В. Особенности организации образовательной деятельности в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида и перспективные направления ее развития // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 173. С. 74-79. БОГ 10.20310/1810-0201-2018-23-173-74-79.

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-74-79

PECULIARITIES OF EDUCATIONAL ACTIVITIES ORGANIZATION AT THE SPECIAL (CORRECTIONAL) EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE 8 TYPE AND PROSPECTIVE DIRECTIONS OF ITS DEVELOPMENT

Dmitriy Vladimirovich IVINSKIY

Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: dmitriy-ivi@yandex.ru

Abstract. For a long time the possibility of teaching and educating mentally retarded children was denied and the possibility of training was first proved by the French psychiatrist J. Itar in 1799. At present, the role of pedagogical influence does not cause doubts in the education and upbringing of these children. All the mentally retarded children are characterized by significant deviations in thinking, perception, speech activity, memory, attention, volitional processes, emotional sphere. These deviations not only negatively affect their education and upbringing, but also their socialization and integration into modern society. Therefore, the goal of education and training of a mentally retarded child is the formation and development of his vital skills and skills for his subsequent socialization and integration into modern society. A mentally retarded child must master the vital skills and abilities to the extent that they are individually available to him. The formation of a base of vital skills and skills requires a special approach and occupies one of the

priority areas in the activities of special (correctional) educational institutions of the 8 type. But, despite the large number of works devoted to the education and upbringing of mentally retarded children, its socialization and integration into modern society is at present the most important social and pedagogical problem.

Keywords: mentally retarded child; education and upbringing; socialization and integration; physical culture and sport; additional education system

References

1. Aksenova L.I., Arkhipov B.A., Belyakova L.I. et al. Sotsial'nayapedagogika [Social Pedagogy]. Moscow, Akademiya Publ., 2001, 400 p. (In Russian).

2. Puzanov B.P., Konyaeva N.P., Gorskiy B.B. et al. Obuchenie detey s narusheniyami intellektual'nogo razvitiya (Oligo-frenopedagogika) [Children Education with Cognitive Development Disorder (Oligophrenopedagogy)]. Moscow, Akademiya Publ., 2001, 272 p. (In Russian).

3. Bgazhnokova I.M. (ed.). Obuchenie detey s vyrazhennym nedorazvitiem intellekta:programmno-metodicheskie materia-ly [Children Education with Frank Cognitive Development Disorder: Program and Methodical Materials]. Moscow, Humanitarian Publishing Centre VLADOS, 2007, 181 p. (In Russian).

4. Antonyuk S.D., Makarova L.N. Adaptivnaya sostavlyayushchaya sovremennoy sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya [Adaptive Constituent of Modern System of Further Education]. Tambov, TSU named after G.R. Derzhavin Publ., 2003, 91 p. (In Russian).

5. Evseev S.P., Shapkova L.V. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Adaptive Physical Education]. Moscow, Sovetskiy sport Publ., 2000, 240 p. (In Russian).

6. Litosh N.L. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura: psikhologo-pedagogicheskaya kharakteristika detey s narusheniyami v razvitii [Adaptive Physical Education: Psychological and Pedagogical Characteristic of Children with Development Disorder]. Moscow, SportAkademPress Publ., 2002, 140 p. (In Russian).

7. Ivinskiy D.V. Aktual'nost' eksperimental'nykh metodik dopolnitel'nogo fizicheskogo vospitaniya uchashchikhsya spet-sial'noy (korrektsionnoy) shkoly VIII vida [Actuality of experimental methodics of additional physical education of students of special (correctional) school of the 8 type]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki -Tambov University Review. Series: Humanities, 2015, no. 2 (142), pp. 102-107. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Astafev N.V., Samylichev A.S. Kontseptsiya dopolnitel'nogo fizkul'turnogo obrazovaniya umstvenno otstalykh shkol'ni-kov [Concept of Further Physical Education of Mentally Retarded Children]. Omsk, 1997, 40 p. (In Russian).

9. Sladkova N.S. Opyt raboty detsko-yunosheskikh sportivnykh shkol i fizkul'turno-sportivnykh klubov invalidov i lits s otkloneniyami v razvitii [Work Experience of Youth Sports School and Physical Education and Sports Clubs of People with Disabilities and Abnormalities]. Moscow, Sovetskiy sport Publ., 2003, 184 p. (In Russian).

Received 30 January 2018 Reviewed 20 February 2018 Accepted for press 2 April 2018

Information about the authors

Ivinskiy Dmitriy Vladimirovich, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Physical Education and Adaptive Physical Education Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: dmitriy-ivi@yandex.ru

For citation

Ivinskiy D.V. Osobennosti organizatsii obrazovatel'noy deyatel'nosti v spetsial'nykh (korrektsionnykh) obrazova-tel'nykh uchrezhdeniyakh VIII vida i perspektivnye napravleniya ee razvitiya [Peculiarities of educational activities organization at the special (correctional) educational institutions of the 8 type and prospective directions of its development]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 173, pp. 74-79. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-74-79. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.