УДК 796.035-056
ВЛИЯНИЕ АДАПТИВНОГО СПОРТА НА СОЦИАЛЬНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана факультета социальной медицины, адаптивной физической культуры и спорта О. Н. Никифорова;
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Д. Е. Никифоров, Российский государственный социальный университет г. Москва.
Контактная информация для переписки: 143898, Московская область, г. Железнодорожный, ул. Жилгородок, д. 5 а, кв. 9; e-mail: [email protected]
Адаптивный спорт - это составная часть современного спорта, имеющая огромную социальную значимость. В статье раскрывается актуальная проблема социально-психологической адаптации инвалидов с нарушением интеллектуальной функции через специально организованные занятия спортом. В настоящее время установлено, что одним из важнейших средств успешной социальной адаптации, коррекции и компенсации нарушенных функций детей и подростков с отклонением интеллектуального развития являются физическая культура и спорт.
Целью исследования было определение влияния занятий спортом на уровень социально-психологической адаптированности лиц с нарушением интеллекта.
Представленные в статье результаты подтверждают, что активные занятия адаптивной физической культурой и спортом воспитанников коррек-ционных образовательных учреждений закрытого типа решают сложнейшие задачи социализации личности, носят воспитательно-гуманистический характер и направлены на развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих спортсмену преодолевать жизненные препятствия; формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной среде; обеспечение возможностей для личного и профессионального роста, для осуществления самореализации спортсмена; создания условий для саморазвития творческой индивидуальности спортсмена и раскрытия его творческих потенций.
Выявлено, что направленность личности, в ре-
зультате занятий адаптивным спортом можно рассматривать и как результат отношения спортсмена к людям, к себе, к обществу в целом, и как его стремление заниматься спортом, участвуя в соревнованиях, потребность в достижении высоких спортивных результатов. Показано, что стимулирование физического развития и физического совершенствования в групповых видах спорта создает предпосылки для стимулирования социальной адаптированно-сти детей с нарушением интеллекта.
Так, в результате занятий футболом уровень социально-психологической адаптирован-ности спортсменов с нарушениями интеллектуальной функции может повышаться более чем на 30%.
Ключевые слова: спорт; квалифицированные спортсмены с интеллектуальными нарушениями; социальная интеграция; специальные образовательные учреждения закрытого типа; занятия футболом; уровень социально-педагогической адаптированности; Специальная Олимпиада.
Адаптивный спорт как социальное явление и сфера человеческой деятельности играет все возрастающую роль в жизни современного общества. В последние годы в России активно развивается Специальное Олимпийское движение, растет количество соревнований, побед и медалей у российских специальных олимпийцев.
В то же время в мире наблюдается тенденция к увеличению количества людей с «пограничной» и со слабой степенью умственной отсталости, нуждающихся в коррекционной помощи [2, с 37; 15, с. 12-14; 16, с. 60-62;
20, с. 701-713]. В Российской Федерации в специальных коррекционных образовательных учреждениях обучается более 180 тысяч детей с нарушенным интеллектом, что составляет 70,9% от общего числа обучающихся в специальных коррекционных учреждениях [6, с. 5; 7, с. 75-77; 12, с. 215-219; 18, с. 8-12; 19, с. 64]. Лишь половина таких учащихся активно участвует в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, а регулярно занимаются спортом только около 6%.
Ряд авторов отмечает, что важнейшим эмоциональным фактором в освоении ценностей физической культуры является получение быстрого эффекта от физкультурно-оздоровительных занятий, поэтому приоритет в использовании дополнительных физкультурно-оздоровительных форм должен отдаваться популярным видам двигательной активности, прежде всего спортивным играм [11, с. 18-21; 13, с. 65-67; 14, с. 26]. В системе Специального Олимпийского движения футбол является самым массовым и доступным видом спорта, в этих соревнованиях выступает 80% всех участников.
Несмотря на то что в последние годы увеличилось количество исследований по проблеме развития адаптивной физической культуры и спорта, разделы, посвященные подготовке спортивного резерва в условиях образовательных учреждений закрытого типа с учетом социально-психологической адаптированности воспитанников с нарушением интеллекта, до сих пор мало изучены и разработаны как в процессе годичной, так и многолетней подготовки [1, с. 212-215; 2, с. 37; 4, с. 40-44; 8, с. 29-30; 10, с. 45-47; 12, с. 217; 14, с. 30; 15, с. 12; 17, с. 5].
Занятия спортом учащихся с нарушением в интеллектуальном развитии носят воспитательно-гуманистический характер и направлены на развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих спортсмену преодолевать жизненные препятствия; формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной среде; на обеспечение возможностей для личного и профессионального роста, для осуществления самореализации спортсмена; создание условий для саморазвития творческой индивидуальности спортсмена и раскрытия его творческих потенций [3, с. 7; 5, с. 417; 9, с. 60-64; 15, с. 14; 18, с.12].
направленность личности в результате занятий адаптивным спортом можно рассматривать и как результат отношения спортсмена к людям, к себе, к обществу в целом, и как его стремление заниматься спортом, участвуя в соревнованиях, потребность в достижении высоких спортивных результатов.
Цель исследования - определение влияния занятий спортом на уровень социально-психологической адаптированности лиц с нарушением интеллекта.
Исследование по определению влияния занятий спортом на уровень социально-психологической адаптированности лиц с нарушением интеллекта проводилось на базе коррекционных образовательных учреждений №№ 4, 80, 102 и 110 г. Москвы. По уровню спортивной подготовки участниками были новички и
спортсмены, имеющие подготовленность от начинающих до чемпионов Специальных Олимпиад Москвы и России. Для изучения социально-психологической адаптированности были сформированы две группы: контрольная в составе 52 человек - начинающих спортсменов, не имеющих спортивных достижений, и экспериментальная в составе 30 человек - квалифицированных спортсменов-инвалидов с высокими спортивными достижениями.
Тестирование участников экспериментальной и контрольной групп проводилось по шкале К. Роджерса и Р. Даймона.
В результате обследования определялись 6 факторов, отвечающих критериям адаптированности и деза-даптированности: приятие - неприятие себя; приятие других - конфликт с другими; эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность); ожидание внутреннего контроля (ориентация на то, что достижение жизненных целей зависит от себя самого, акцентируются личная ответственность и компетентность) - ожидание внешнего контроля (расчет на толчок и поддержку извне, пассивность в решении жизненных задач); доминирование - ведомость (зависимость от других); «уход» от проблем.
Отбирая суждения, набравшие наибольшее или наименьшее количество баллов по группе, выделялись показатели наиболее и наименее характерные для контрольной или экспериментальной группы испытуемых.
Проведение измерения и интерпретация результатов осуществлялось совместно с психологом специального образовательного учреждения. Выполнение теста занимало урок (45 мин).
В ходе обследования были изучены показатели социальной адаптации экспериментальной группы -подготовленных спортсменов и контрольной группы - начинающих спортсменов-инвалидов. Результаты представлены в таблице.
Анализ результатов обследования показал, что уровень адаптированности в контрольной группе у 68,7% начинающих спортсменов-инвалидов был низкий, у 11,7% - средний и у 19,6% - высокий. Кроме того, 42,2% воспринимали себя как личность, 50,7% как личность себя воспринимали частично и не воспринимали - 7,1%. 79,9% начинающих спортсменов контрольной группы находились в состоянии конфликта или в близком к этому состоянии, 20,1% - нейтральны. Несмотря на это, 67,5% учащихся чувствовали себя достаточно комфортно в школе-интернате и только 32,5% испытывали дискомфорт. Способность к внутреннему контролю своих действий испытывали 41,1% начинающих спортсменов с нарушением интеллекта, а могли регулировать свои действия за счет внешнего контроля 49,4%. Позицию лидера пытались занять 36,9% испытуемых, ведомыми являлись 48,7% испытуемых. От проблем пытались уйти 40,7% начинающих спортсменов-инвалидов, самостоятельно пытались решить проблемы 27,9%. Также 31,4% начинающих спортсменов-инвалидов не принимали никаких попыток уйти от назревшей проблемы.
Рисунок 1. Показатели социально-психологической адаптированности начинающих спортсменов и спортсменов - чемпионов Специальных Олимпиад Москвы и России
Таблица
Показатели социальной адаптации учащихся специальных (коррекционных) школ-интернатов №№ 4, 80,
102 и 110 г. Москвы (%)
Показатели адаптированности Контрольная группа, п=52 Экспериментальная группа, п=30 Достоверность различий, Р
Воспринимали себя как личность частично воспринимали не воспринимали 42,2 50,7 7,1 61,8 28,1 10,1 >0,05 >0,05 >0,001
В состоянии конфликта нейтральны 79,9 20,1 21,3 78,7 >0,001 >0,05
Чувствовали себя достаточно комфортно дискомфортно 67,5 32,5 100,0 >0,05 >0,01
Способность к внутреннему контролю К внешнему контролю К внутреннему самоконтролю 41,1 59,4 0 62,3 27,9 9,8 >0,05 >0,05 <0,05
Позиция лидера Ведомые Замыкаются на себе 36,9 48,7 15,4 37,3 39,9 22,8 >0,05 >0,05 >0,01
Пытались уйти от проблем Самостоятельно пытались решить проблемы Не принимали никаких попыток уйти от назревшей проблемы 40,7 27,9 31,4 49,6 50,4 >0,05 >0,05 >0,01
Уровень адаптированности: Низкий Средний Высокий 68,7 11,7 19,6 7,8 39,9 53,3 >0,01 >0,05 >0,05
Общий уровень социально-психологической адаптированности (баллы) 22,7 33,5 >0,05
100
Результаты обследования уровня социально-психологической адаптированности экспериментальной группы спортсменов-инвалидов, имеющих высокие спортивные достижения и постоянно тренирующихся и выступающих на соревнованиях, показали, что уровень социально-психологической адаптированности в экспериментальной группе у 53,3% был высокий, у 39,9% - нормальный, а у 17,8% - низкий (рис.1). Как личность себя воспринимали 61,8% футболистов с на-
рушением интеллекта высокого уровня подготовленности и только 10,1% как личность воспринимали себя в недостаточной степени. 78,7% подготовленных спортсменов-инвалидов адекватно воспринимали других, находились с ними в достаточно близких отношениях, и только 21,3% находились в состоянии конфликта или в близком к этому состоянии с другими. Все подготовленные спортсмены экспериментальной группы с нарушением интеллекта - 100%, чувствовали себя
достаточно комфортно как в школе-интернате, так и во время учебно-тренировочных занятий и соревнований. Способность к внутреннему контролю своих действий испытывали 62,3% испытуемых экспериментальной группы, регулировали свою деятельность за счет внешнего контроля 27,9% и 9,8% были способны к внутреннему самоконтролю, но предпочитали контроль внешний. Лидерами в экспериментальной группе пытались стать 37,3%, полностью ведомыми оставались 39,9%, а 22,8% старались замыкаться на самих себе или в редких случаях ограничивались общением только с тренером. Самостоятельно пытались решить свои проблемы 50,4%, остальные 49,6% старались «уйти» от жизненных проблем.
Таким образом, проведенные исследования социально-психологической адаптированности футболистов с нарушением интеллекта позволили сделать следующие выводы:
Более высокие показатели имеют спортсмены с опытом соревновательной деятельности. Так, общий уровень социально-психологической адаптированности в течение 5-7 лет повышается на 10,8%.
В результате многолетней спортивной подготовки и участия футболистов в физкультурно-спортивных мероприятиях, а также благодаря высокому авторитету тренера, т. к. именно от указаний тренера зависит психологическое и тактическое построение игровых действий в футболе, происходит заметное улучшение факторов социально-психологической адаптирован-ности спортсменов с отклонениями в умственном развитии, проявляющиеся в поведении: понижается уровень тревожности, заметно снижается уровень индекса агрессивности и индекса враждебности, повышается уровень спортивной мотивации.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Астафьев, Н. В. Факторная структура двигательных способностей умственно отсталых школьников 12-17 лет, характерных для легкоатлетическогого многоборья / Н. В. Астафьев, Н. Л. Литош, А. А. Сахоненко // Проблемы социальной и психолого-педагогической реабилитации инвалидов; тез. докл. и сообщ. между-нар. конгр. - Тюмень, 1996. - С. 212-215.
2. Бегидова, Т. П. Новое в технологии обучения гимнасток, выступающих по программе Специальной Олимпиады / Т. П. Бегидова // Теория и практика физической культуры: тренер: журнал в журнале. -2007. - № 12. - С. 37.
3. Брискин, Ю. А. Адаптивный спорт / Ю. А. Брискин, С. П. Евсеев, А. В. Передерий. - М.: Советский спорт, 2010.
- 316 с.
4. Ванюшкин, В. А. Исследование развития координационных способностей и психических функций у детей с легкой степенью умственной отсталости / В. А. Ванюшкин // Теория и практика физ. культуры. - 2011.
- № 2. - С. 40-44.
5. Винник, Джозеф П. Адаптивное физическое воспитание и спорт. - Киев: Олимпийская литература, 2010.
- 608 с.
6. Ивинский, Д. В. Развитие двигательных качеств у умственно отсталых школьников в условиях специ-
альной (коррекционной) школы-интерната VIII вида: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Дмитрий Владимирович Ивинский. - М., 2007. - 23 с.
7. Ивинский, Д. В. Педагогические условия организации дополнительных физкультурно-спортивных занятий в школе-интернате 8 вида // Культура физическая и здоровье. - 2008. - № 2 (16). - С. 75-77.
8. Каленик, Е. Н. Качество жизни школьников с легкой степенью умственной отсталости, занимающихся адаптивным спортом / Е. Н. Каленик // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2012. - № 1. - С. 29-30, 47-49.
9. Ким, В. В. Методика обучения плаванию школьников 9-11 лет с нарушением интеллекта / В. В. Ким // Здоровый образ жизни: реабилитация, физическая культура и спорт в условиях Крайнего Севера и Сибири; материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Омск, 1997. - Ч. 2. - С. 60-64.
10. Литош, Н. Л. Спортивная подготовка в мини-футболе юношей 11-16 лет с нарушением интеллекта / Н. Л. Литош // Адаптивная физическая культура. - 2010. -№ 4 (44). - С. 45-47.
11. Морозова, Г. Ф. Специальное Олимпийское движение - реальная помощь людям с нарушениями интеллекта / Г. Ф. Морозова // Адаптивная физическая культура. - 2002. - № 2 (10). - С. 18-21.
12. Никифоров, Д. Е. Перспективы развития адаптивного спорта в современной России / Д. Е. Никифоров // Ученые записки РГСУ. - 2011. - № 8. - С. 215-219.
13. Плаксунова, Э. В. Исследование двигательной сферы учащихся с аутизмом / Э. В. Плаксунова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2010. - № 6. - С. 65-67.
14. Рязанов А. А. Психофизический статус детей 13-14 лет с нарушением интеллекта / А. А. Рязанов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 2. - С. 23-32.
15. Селезнев, В. В. Организационно-методические основы подготовки спортсменов с ограниченными возможностями в условиях специализированных учреждений: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Виктор Викторович Селезнев. - М., 2013. - 25 с.
16. Храмов, В. В. Медицинское обеспечение в адаптивном спорте / В. В. Храмов // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2011. - № 1-2. - С. 60-62.
17. Чешихина, В. В. Инновационные технологии реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья средствами адаптивной физической культуры: монография / В. В. Чешихина, О. Н. Никифорова, В. А. Че-шихин, В. В. Селезнев. - М.: Изд-во РГСУ, 2012. - 170 с.
18. Шакурова, Л. Е. Физическое воспитание умственно отсталых школьников 12-13 лет оздоровительно-коррекционными средствами: автореф. ... дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Лариса Евгеньевна Шакурова. -М., 2009. - 23 с.
19. Шипицына, Л. М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста / Л. М. Шипицына. - М.: Издательство «Речь», 2008. - 148 с.
20. Chelly, J. Genetics and pathophysiology of mental retardation / J. Chelly, M. Khelfaoui, M. Francis, B. Che'rif, T. Bienvenu // European Journal of Human Genetics. -2006. - Vol. 14. - P. 701-713.
INFLUENCE OF ADAPTIVE SPORTS ON SOCIAL INTEGRATION AND ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES
Nikiforova O., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Deputy Dean of Social Medicine, Adaptive Physical Culture and Sports Faculty;
Nikiforov D., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Physical Education and Sport Department;
Russian State Social University, Moscow.
Contact information for correspondence: 143898, Moscow region, Zheleznodorozhnii city, 5a/9 Zhilgorodok street; e-mail: [email protected]
An adaptive sport is an integral part of modern sport having a huge social significance. The article reveals the actual problem of social-psychological adaptation of persons with impaired intellectual functions through specially-organized sporting activities.
The aim of the study was to determine the impact of sports on the level of socio-psychological adaptation of persons with disabilities.
Results presented in the article confirm that adaptive physical culture and sports activities help inmates of correctional educational institutions of closed type solve the most intricate problems of socialization. They are educational and humanistic in nature, and are aimed at: the development of spiritual strength, abilities and skills allowing an athlete to overcome life's obstacles; the formation of character and moral responsibility in situations of adapting to the social environment; providing opportunities for personal and professional growth, for self-realization of an athlete; the creation of conditions for self-development of the creative personality of an athlete and the disclosure of his creative potentials.
It is revealed that the orientation of the personality of an athlete doing adaptive sports can be considered as the result of the attitude of an athlete to people, to themselves, to society in general, and his desire to play sports participating in competitions, the need for achievement of high sports results. So level of psychosocial adaptation of athletes with impaired intellectual function who play football can increase by more than 30%.
Keywords: sport, skilled athletes with intellectual disabilities, social integration, special educational institutions of closed type, playing football, the level of socio-peda-gogical adaptation, Special Olympics.
References :
1. Astaf'ev N.V. The factor structure of motor abilities of mentally retarded school children 12-17 years, typical for legkoatleticheskijj. Problemy sotsial'noy ipsikhologo-pedagogicheskoy reabilitatsii invalidov; Tez. dokl. i soob-shch. mezhdunar. kongr.[ Problems of social and psychological-pedagogical rehabilitation of persons with disabilities; proc. of reports and messages of the international congress]. Tyumen, 1996, pp. 212-215 (in Russian).
2. Begidova T.P. In New learning technologies gymnasts performing at the Special Olympics program. Teoriya
i praktika fizicheskoy kul'tury: trener: zhurnal v zhurnale [Theory and practice of physical culture: trainer: log in the log], 2007, no. 12, p. 37 (in Russian).
3. Briskin Yu.A., Evseev S.P., Perederiy A.V. Adaptivnyy sport [Adaptive sports]. Moscow, Soviet sport, 2010, 316 p. (in Russian).
4. Vanyushkin V.A. Study of the development of coordination abilities and mental functions in children with mild mental retardation. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2011, no. 2, pp. 40-44 (in Russian).
5. Vinnik Dzhozef P. Adaptivnoe fizicheskoe vospitaniya i sport [Adaptive physical education and sport]. Kiev, Olimpiyskaya literatura, 2010, 608 p. (in Russian).
6. Ivinskiy D.V. Development of motor skills of mentally retarded pupils in special (correctional) boarding school type VIII. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 2007, 23 p. (in Russian).
7. Ivinskiy D.V. Pedagogical conditions additional sports activities in school. Kul'tura fizicheskaya izdorov'e [Physical Culture and health], 2008, no. 2 (16), pp. 75-77(in Russian).
8. Kalenik E.N. The quality of life of students with mild mental retardation involved in adaptive sports. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training], 2012, no1, pp. 2930, 47-49 (in Russian).
9. Kim V.V. Methods of teaching swimming school children 9-11 years old with intellectual disabilities. Zdoro-vyy obraz zhizni: reabilitatsiya, fizicheskaya kul'tura i sport v usloviyakh Kraynego Severa i Sibiri; materialy mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Healthy lifestyle: rehabilitation, physical culture and sports in the Far North and Siberia; the materials of the interregional scientific-practical conference]. Omsk, 1997, vol. 2, pp. 60-64 (in Russian).
10. Litosh N.L. Sports training football boys aged 11-16 years old with intellectual disabilities. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Adaptive physical education], 2010, no. 4 (44), pp. 45-47 (in Russian).
11. Morozova G.F. Special Olympics movement - a real help to people with intellectual disabilities. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Adaptive physical education], 2002, no. 2 (10), pp. 18-21(in Russian).
12. Nikiforov D.E. Prospects for the development of adaptive
sports in modern Russia. Uchenye zapiski RGSU [Scientific notes of RSSU], 2011, no. 8, pp. 215-219 (in Russian).
13. Plaksunova E.V. A Study of motive sphere of students with autism. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obra-zovanie, trenirovka [Study of motive sphere of students with autism], 2010, no. 6, pp. 65-67 (in Russian).
14. Ryazanov A.A. Psychophysical status of children 13-14 years of age with intellectual disabilities. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training], 2006, no. 2, pp. 23-32 (in Russian).
15. Seleznev V.V. Organizational-methodical bases of preparation of athletes with disabilities in specialized institutions. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 2013, 25 p. (in Russian).
16. Khramov V.V. Medical support in adaptive sports. Fizkul'tura vprofilaktike, lechenii i reabilitatsii [Exercise in the prevention, treatment and rehabilitation], 2011, no. 1-2, pp. 60-62 (in Russian).
17. Cheshikhina V.V., Nikiforova O.N., Cheshikhin V.A., Seleznev V.V. Innovatsionnye tekhnologii reabilitatsii lits s otkloneniyami v sostoyanii zdorov'ya sredstvami adap-tivnoy fizicheskoy kul'tury:monografiya [Century Century Innovative technologies of rehabilitation of persons with disabilities in the state of health by means of adaptive physical education]. Moscow, Publishing RGSU, 2012, 170 p. (in Russian).
18. Shakurova L.E. Physical education of mentally retarded students 12-13 years health and correctional facilities. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 2009, 23 p. (in Russian).
19. Shipitsyna L.M. Psikhologicheskaya diagnostika otk-loneniy razvitiya detey mladshego shkol'nogo vozrasta [Psychological diagnosis of developmental disorders of children of primary school age]. Moscow, Publishing House «Speech,» 2008, 148 p. (in Russian).
20. Chelly J., Khelfaoui M., Francis M., Che'rif B., Bienvenu T. Genetics and pathophysiology of mental retardation. European Journal of Human Genetics, 2006, Vol. 14, pp. 701-713.
УДК 796.01:159.9
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1
Кандидат психологических наук, доцент З. А. Сагова,
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, г. Москва. Контактная информация для переписки: г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 4, комн. 2.318; e-mail: [email protected]
Одним из наиболее ярких показателей эффективности деятельности человека является его способность к постановке и достижению цели. Планируемые цели, являясь непосредственными регуляторами поведения, определяют качество взаимодействия человека с другими людьми в той или иной деятельности и эмоциональные переживания, которыми сопровождаются эти взаимодействия. Исследования, выполненные в рамках теории достижения цели, выделяют две генеральные направленности целей - на мастерство и производительность, являющиеся основными маркерами поведения их при-
верженцев. Теория достижения цели, разработанная для решения многочисленных задач системы образования, в настоящее время успешно адаптирована и используется в самых разных сферах деятельности, в том числе и в сфере спорта. Актуальность исследования проблем целеполагания в профессиональной спортивной деятельности определяется необходимостью разработки и применения эффективных методов достижения высоких результатов с наименьшими затратами психоэнергетических ресурсов человека, сохранения и совершенствования его физического и психического здоровья. В рабо-
1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №15-06-10294