УДК 376.02
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВОКУПНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
© Михаил Валерьевич БУДАРИН
Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа 392032, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Мичуринская, 112В E-mail: [email protected] директор E-mail: [email protected] © Александр Юрьевич КЕЙНО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected] кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин E-mail: [email protected]
Адаптивный спорт имеет многофункциональную направленность на всестороннее развитие личности человека с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает решение коррекционных, компенсаторных и оздоровительных задач с целью преодоления дефектов физического развития, компенсации недостатков в двигательной и психических сферах. Одной из основных задач современного общества по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья является максимальная их адаптация к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, овладению профессией. Проблема нормального функционирования и взаимодействия в обществе человека с ограниченными возможностями предполагает процесс расширения и приумножения социальных связей, создание полноценных условий для достижения максимально возможной совместимости инвалида с естественной социальной средой. Интеграция инвалидов в обществе может осуществляться только путем их развития и включения в разнообразную социально значимую деятельность. Активизация работы с людьми-инвалидами средствами адаптивного спорта имеет большое социальное значение и способствует гуманизации самого общества и, в первую очередь, изменению отношения к этой группе населения. Адаптивная спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья, во всех регионах должна быть направлена на увеличение числа занимающихся без предварительного отбора и для всех возрастных групп маломобильного населения. Главная задача такой адаптивной физкультурно-спортивной деятельности - стимулировать стремление людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к ежедневным физкультурным и спортивным занятиям, а в дальнейшем - мотивировать и вовлекать их в соревновательную и спортивную деятельность.
Ключевые слова: люди с ограниченными возможностями здоровья; адаптивный спорт; условия; организационно-методические условия
DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21 -7/8( 159/160)-71 -76
Основной целью физкультурно-спортивной деятельности лиц с ограниченными возможностями становится оптимизация процессов социальной интеграции и формирования личностной идентичности. Однако при столкновении медико-биологических, социальных и достиженческих аспектов адаптивного спорта актуальность приобретает качество оптимального биолого-социального функционирования данной категории людей. В условиях предъявления интенсивных физических нагрузок в тренировочном процессе
в спортивной деятельности необходимо определять те педагогические условия, которые обеспечат наиболее максимальный эффект тренировочной деятельности.
Признание Международным Паралим-пийским комитетом спорта лиц с интеллектуальными нарушениями (ЛИН), включение его в программу XIV Паралимпийских игр 2012 г. в Лондоне придало новый импульс развитию адаптивного спорта.
Столь большое внимание к спорту лиц с интеллектуальными нарушениями в между-
народной социальной практике обусловлено тремя факторами.
Во-первых, огромным потенциалом адаптивного спорта, как направления комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья, социальной интеграции и повышения уровня качества жизни данной категории населения.
Во-вторых, наибольшим количеством лиц с интеллектуальными поражениями по сравнению с лицами с другими нозологическими формами ограничений возможностей здоровья.
И в-третьих, более 70 % от общего числа обучающихся в специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений Российской Федерации составляют дети с нарушением интеллекта, что делает аспект их двигательной реабилитации особенно актуальным, в первую очередь в организационном плане [1].
В то же время данное обстоятельство обострил ряд противоречий, обусловленных тем, что спорт лиц с интеллектуальными нарушениями является предметом внимания и деятельности двух международных организаций: Special Olympics International (Международный комитет Специальной Олимпиады) и International Sports Association for Persons with an Intellectual Disability - INAS-FID (Международная спортивная ассоциация лиц с поражением интеллекта). Каждая из них реализует разные модели соревновательной деятельности; имеет собственные философские и идеологические основы своих движений; разнятся и экономические отношения между организаторами и участниками международных соревнований, которые проводятся каждой из указанных организаций по своим правилам и непересекающимся календарным планам [1].
Следует рассмотреть особенности и специальные черты адаптивного спорта лиц с интеллектуальными нарушениями, что в дальнейшем поможет нам сформировать организационно-методические условия для занятий плаванием детей среднего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями на этапе начальной спортивной подготовки:
- совпадение главной целевой направленности адаптивного спорта лиц с интеллектуальными нарушениями и общей цели спортивной деятельности - максимально возможная самореализация в социально при-
емлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня качества жизни, социализация и последующая социальная интеграция данной категории;
- нормализация образа жизни лиц с нарушениями интеллекта, приобщение их к образу жизни большей части общества (в пределах возможного);
- освоение характерных для адаптивного спорта социальных ролей и функций (участие в работе общественной организации, федерации, клуба, выполнение функций судьи, помощника тренера, организатора соревнований и др.), что особенно актуально для лиц с интеллектуальными нарушениями в плане их социальной интеграции;
- освоение мобилизационных, технологических, двигательных ценностей физической культуры, овладение жизненным опытом, социально-бытовыми навыками;
- обязательность соревнований - главного, центрального компонента любого вида и направления адаптивного и обычного спорта - публичной, строго регламентированной соответствующими правилами процедуры сопоставления (сравнения) достижений атлетов и определение среди них победителей;
- обязательность специально организованного, как правило, многолетнего процесса подготовки спортсмена к соревнованиям, который классифицируется как тренировочный процесс, который должен приносить пользу и совершенствовать физические, умственные, этические и духовные качества человека, формировать у него умения, смелость, искренность и радость, т. е. универсальные ценности, проходящие через все границы, как географические, так и философские, политические, религиозные, национальные, расовые и т. д.;
- обязательность медицинского контроля и сопровождения как тренировочного, так и соревновательного процессов [1].
При этом необходимо подчеркнуть, что соревновательная деятельность является важнейшим моментом формирования самосознания, которое немыслимо без сопоставления человеком себя с другим. Невозможно сказать о себе что-либо определенное, не соотнеся себя с иным субъектом, носителем такого же качества или такой же способности
(сильный - слабый, быстрый - медленный и т. п.) [2].
При этом человек, сопоставляясь с себе подобным, не может оставаться безразличным, индифферентным к развертыванию и, особенно, к результату этого процесса. И процесс, и результат неизменно остро эмоционально переживаются, оцениваются человеком в процессе деятельности.
Как отмечал родоначальник немецкой классической философии И. Кант, наиболее фундаментальное, сущностное в нас - наше «человеческое», во-первых, дано нам только сопоставительно (сравнительно), во-вторых, дано оценочно, в-третьих, дано в рамках тотального сопереживания - как себялюбие, имеющее определенное содержание, тот или иной эмоционально-волевой состав.
Философский словарь трактует понятие «условие» как философскую категорию, обозначающую отношение предмета к окружающей действительности, явлениям объективной реальности, а также относительно себя и своего внутреннего мира. Предмет выступает как некое обусловленное, а условие - как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира.
При этом педагогика рассматривает категорию «условия» в двух аспектах, как инвариантные и вариантные: инвариантные условия - однозначные, остающийся неизменным при определенных преобразованиях, при переходе к новым условиям; вариантные условия - меняющиеся в процессе изменяющихся обстоятельств. Причем критерий «условия» и их реализация в образовании являются одним из «краеугольных» камней всего педагогического процесса.
В практике организационно-методические условия определяют эффективность всей спортивной деятельности.
К инвариантным организационно-методическим условиям мы относим в первую очередь высокий уровень профессионализма и специальной подготовленности тренера-преподавателя. Реализуя субъективные и объективные требования и предпосылки, тренер-преподаватель добивается достижения цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и средств.
Главным объективным требованием к педагогической деятельности является достижение успеха в формировании у юных
спортсменов потребности и способности самодвижения к вершинам спортивного мастерства. Реализация объективных требований к деятельности тренера проявляется в успешном решении самых разнообразных педагогических задач, рациональном использовании средств, способов для достижения целей учебно-тренировочной работы. Субъективными предпосылками эффективности деятельности тренера-преподавателя являются его знания, умения, навыки, психические процессы, состояния, свойства личности, обеспечивающие выполнение педагогических задач [3].
К этой же группе организационно-методических условий мы относим и высокий уровень развития общей двигательной базы обучающихся, которая в дальнейшем обеспечит им высокий уровень развития специальных физических качеств, что позволяет более эффективно проводить тренировочную и соревновательную деятельность.
Для определения начального уровня физической подготовленности обучающихся и подтверждения однородности групп по развитию физических качеств необходимо проводить начальное тестирование, основой которого на первом этапе тренировочной деятельности должны являться стандартные двигательные тесты, определяющие развитие основных показателей физической подготовленности: быстроты, выносливости, скорост-но-силовых качеств, гибкости, т. е. основных (ведущих) физических качеств в спортивном плавании.
К инвариантным условиям мы относим обязательное выполнение основных педагогических принципов спортивной подготовки, к которым мы относим:
- взаимосвязь обучения и развития (предполагает взаимовлияние процессов обучения новым движениям и развития физических качеств при помощи специальных упражнений);
- систематичность и последовательность обучения (предполагает определенную последовательность тренировочных занятий для достижения поставленной цели, при этом новый учебный материал опирается и сочетается с предыдущим);
- прочность обучения (предполагает такое усвоение учебного материала, при котором создаются возможности применения
освоенного материала в ходе дальнейшего образовательного процесса);
- индивидуальный и дифференцированный подход (предполагает разнообразие средств и методов обучения, способных максимально учесть индивидуальные способности юных спортсменов) [3].
К одному из обязательных инвариантных условий деятельности необходимо отнести исключение критических ситуаций в процессе спортивной деятельности.
В теории и методике спортивного плавания имеется мало специальных исследований и разработок, касающихся предупреждения и преодоления последствий критических ситуаций в процессе плавания у детей с ограниченными возможностями здоровья [4-10].
В процессе тренировочной деятельности практически не учитываются потенциально опасные специфические проявления двигательных действий в воде, отсутствует классификация критических ситуаций, не учитываются особенности их формирования, развития и, соответственно, не разработаны средства и методы предупреждения и преодоления опасных и особо опасных критических ситуаций.
Для реализации этого условия необходимо оперативное предупреждение начала формирования и развития критических ситуаций, преодоления их последствий, что является необходимой составной частью содержания безопасного педагогического процесса при обучении плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья. Должна быть разработана специальная методика предотвращения критических ситуаций, включающая средства и методы предвидения и оперативного предупреждения и / или преодоления критических ситуаций.
К инвариантным организационно-методическим условиям мы также относим организацию круглогодичной тренировочной и соревновательной деятельности. Это условие оптимально решается в процессе обучения детей с проблемами интеллектуального развития в специальных (коррекционных) школах-интернатах, которые предусматривают постоянное пребывание данной категории детей в образовательном учреждении.
К вариантным организационно-методическим условиям занятий плаванием детей среднего школьного возраста с интеллекту-
альными нарушениями на этапе начальной спортивной подготовки мы относим следующие.
Адекватный подбор средств и методов спортивной тренировки, направленных на решение задач спортивной подготовки юных спортсменов.
Тренировочный процесс представляет собой многогранный комплекс элементов системы подготовки спортсменов. Большое значение приобретает грамотное управление этой системой, где ведущее место отводится тренеру-педагогу. От его знаний и способностей к управлению зависит конечный результат. Тренер-преподаватель должен грамотно и успешно сочетать различные средства и методы тренировочного воздействия. Основной целью является достижение результата на соревнованиях, который зависит от взаимодействия тренер - спортсмен, использования перспективных тренировочных методик и собственного опыта [4].
При реализации условия учета физической, умственной и психоэмоциональной напряженности в процессе спортивной подготовки необходимо учитывать одну из основных закономерностей, определяющих содержание спортивной подготовки, которая определяет разновременность развития психики, органов, систем организма, изменения их функций в онтогенезе. Ее следствием является неодинаковая предрасположенность обучающихся на каждом возрастном этапе к решению задач спортивной подготовки.
Еще одно из вариативных условий - гибкий график проведения тренировочных и соревновательных занятий с учетом физического и психоэмоционального состояния детей. Это в первую очередь относится к тренировочным занятиям детей с проблемами интеллектуального развития, что объясняется спецификой их психического развития и особенностями психоэмоционального состояния [5].
И еще одно важное условие - это обеспечение постоянного медико-педагогического контроля в процессе тренировочной деятельности, что имеет специфические особенности. Так, контроль физического состояния и особенности физической подготовленности может осуществлять сам тренер-преподаватель. Контроль уровня физического развития и психического состояния должен осуществ-
лять медицинский работник. При этом необходимо помнить, что допуск к участию в соревнованиях дается по результатам медицинской диспансеризации и заключения лечащего врача, с учетом каждого отдельного обращения юного спортсмена [6].
Резюмируя все вышесказанное можно констатировать, что приоритетными компонентами в тренировочном процессе должны выступать мотивация лиц с ограниченными возможностями здоровья на творческую самореализацию и саморазвитие, гармонично сочетающуюся с двигательной активностью. При этом для достижения целей спортивной деятельности необходимо выполнять организационно-методические условия, которые повысят эффект тренировочной деятельности.
Инвариантные организационно-методические условия, выявленные нами, это: высокий уровень профессионализма и специальной подготовленности тренера-преподавателя; оптимальный уровень развития двигательной базы обучающихся; исключение критических ситуаций в процессе спортивной деятельности; организация круглогодичной тренировочной и соревновательной деятельности.
К вариантным организационно-методическим условиям занятий плаванием детей среднего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями на этапе начальной спортивной подготовки мы относим следующие: адекватный подбор средств и методов спортивной тренировки, направленных на решение задач спортивной подготовки юных спортсменов; учет физической, умственной и психоэмоциональной напряженности в процессе спортивной подготовки; гибкий график проведения тренировочных и соревновательных занятий с учетом физического и психоэмоционального состояния детей; обеспечение постоянного медико-педагогического контроля в процессе тренировочной деятельности.
Список литературы
1. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Советский спорт, 2003. Т. 2.
2. Визитей Н.Н. Теория физической культуры. К корректировке базовых представлений. М.: ФиС, 2009.
3. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. 1998. № 7. С. 41-54.
4. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. М.: ФиС, 1987. С. 55-68.
5. Платонов В.Н. Адаптация в спорте. К.: Здо-ров'я, 1988.
6. Никитюк Б.А. Интеграция знаний в науках о человеке (интегративная анатомическая антропология). М.: СпортАкадемПресс, 2000.
7. Солодков А.С., Морозова О.В. Влияние физических упражнений на работоспособность и функциональное состояние инвалидов // АФК и функциональное состояние инвалидов. СПб., 1996. С. 70-80.
8. Сладкова Н.А. Физическая культура и спорт для лиц с умственной отсталостью // Теория и практика физической культуры. 1998. № 1. С. 14-19.
9. Мосунов Д.Ф., Сазыкин В.ЛПреодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида. М.: Советский спорт, 2002.
10. Мосунов Д.Ф. Проблемы организации начального обучения плаванию детей-инвалидов // Теория и практика физической культуры. 1998. № 1. С. 12-18.
References
1. Evseev S.P. Teoriya i organizatsiya adaptivnoy fizicheskoy kul'tury [Theory and organization of adaptive physical education]. Moscow, Sovets-kiy sport Publ., 2003, vol. 2. (In Russian).
2. Vizitey N.N. Teoriya fizicheskoy kul'tury [Theory of physicaleducation]. K korrektirovke bazovykh predstavleniy [Correction of basic notions]. Moscow, FiS Publ., 2009. (In Russian).
3. Verkhoshanskiy Yu.V. Gorizonty nauchnoy teo-rii i metodologii sportivnoy trenirovki [Perspectives of scientific theory and methodology of sport training]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture, 1998, no. 7, pp. 41-54. (In Russian).
4. Filin V.P. Teoriya i metodika yunosheskogo sporta [Theory and methods of youth sport]. Moscow, FiS Publ., 1987, pp. 55-68. (In Russian).
5. Platonov V.N. Adaptatsiya v sporte [Adaptation in sport]. Kiev, Zdorov'ya Publ., 1988. (In Russian).
6. Nikityuk B.A. Integratsiya znaniy v naukakh o cheloveke (integrativnaya anatomicheskaya an-tropologiya) [Integration of knowledge in human science (integrative anatomic anthropology)]. Moscow, SportAkademPress Publ., 2000. (In Russian).
7. Solodkov A.S., Morozova O.V. Vliyanie fizicheskikh uprazhneniy na rabotosposobnost' i funktsional'noe sostoyanie invalidov [Influence of physical exercises on working capacity and functional state of the handicapped]. AFK i funktsional'noe sostoyanie invalidov [APE and funcational state of the handicapped]. St. Petersburg, 1996, pp. 70-80. (In Russian).
8. Sladkova N.A. Fizicheskaya kul'tura i sport dlya lits s umstvennoy otstalost'yu [Physical education and sport for mentally handicapped]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture, 1998, no. 1, pp. 14-19. (In Russian).
9. Mosunov D.F., Sazykin V.G. Preodolenie kriti-cheskikh situatsiy pri obuchenii plavaniyu re-
benka-invalida [The overcoming of critical situations at teaching swimming the handicapped child]. Moscow, Sovetskiy sport Publ., 2002. (In Russian).
10. Mosunov D.F. Problemy organizatsii nachal'nogo obucheniya plavaniyu detey-invalidov [Problems of organization of primary teaching swimming the handicapped children]. Teoriya i praktika fi-
zicheskoy kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture, 1998, no. 1, pp. 12-18. (In Russian).
Поступила в редакцию 27.02.2016 г. Received 27 February 2016
UDC 376.02
THE PROVISION OF ORGANIZATIONAL-METHODICAL CONDITIONS FOR CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITY
Mikhail Valerevich BUDARIN
Sport-Adaptive School for Children and Young People
112B Michurinskaya St., Tambov, Russian Federation, 392032
E-mail: [email protected]
Director
E-mail: [email protected]
Aleksander Yurevich KEYNO
Tambov State University named after G.R. Derzhavin
33 Internatsionaljnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000
E-mail: [email protected]
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Theory and Methods of Physical Training and Sports Disciplines Department
E-mail: [email protected]
Adaptive sport has a multi function focus on all-round development of the personality of the person with disabilities, provides a solution corrective, compensatory and wellness objectives to overcome the defects of physical development, compensation, deficiencies in motor and mental spheres. One of the main tasks of modern society towards people with disabilities is to maximize their adaptation to independent living, employment, master the profession. The problem of the normal functioning and engagement in society of the person with disabilities involves the enlargement process and the enhancement of social relations, creating a favourable environment to achieve maximum compatibility of a disabled person with a natural social environment. Integration of disabled persons in society can only be done through their development and inclusion in various socially meaningful activities. Revitalization of the work with people with disabilities by means of adaptive sport has great social value and contributes to the humanization of the society and, first and foremost, to change attitudes towards this population group. Adaptive sports-mass and physical-improving work with persons with disabilities, in all regions should be aimed at increasing the number of people going in without pre-selection and for all age groups disabled population. The main objective of these adaptive sports activities to stimulate the desire of people with disabilities, and persons with disabilities to daily physical and sporting activities, and further motivate and engage them in competitive sports and activities. Key words: people with disabilities; adaptive sports; conditions; organizational-methodical conditions DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-7/8(159/160)-71-76