Научная статья на тему 'Развитие спортивной мотивации и интереса к парусному спорту у детей с ограниченными возможностями здоровья'

Развитие спортивной мотивации и интереса к парусному спорту у детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
10640
611
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОВЗ / ПАРУСНЫЙ СПОРТ / ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СПОРТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ / ИНТЕРЕС К СПОРТУ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Седоченко Светлана Владимировна, Машошина Ирина Викторовна

В статье рассмотрены вопросы интеграции и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами парусного спорта. Учитывая стремление государства в развитии адаптивного спорта и причины, препятствующие этому, предложены направления преодоления сложившегося противоречия в организации физкультурно-спортивной деятельности инвалидов, предусматривающие активное их включение в занятия яхтингом. Проведен анализ динамики спортивной мотивации и интереса к занятиям спортом у яхтсменов с ОВЗ на этапе начальной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Седоченко Светлана Владимировна, Машошина Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of sports motivation and interest in sailing sport as a means of integration of the children with disabilities

The article analyzes the questions of integration and social adaptation of the children with limited opportunities of health by means of sailing. Considering the aspiration of the state in development of the adaptive sport and the reasons, interfering it, the directions for overcoming of the current contradictions in the organization of sports and sports activity for the disabled people providing their active inclusion in occupations by yachting have been offered. The analysis of dynamics of sports motivation and interest in the sports activities among the yachtsmen with the disabilities at the stage of initial preparation is carried out.

Текст научной работы на тему «Развитие спортивной мотивации и интереса к парусному спорту у детей с ограниченными возможностями здоровья»

ing qualifications", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 37, No. 3, pp. 13-17.

2. Gabelkova, О.Е. (2009), "Manifestation of stress factors in various sports", Pedagogy, psychology and medical-biological problems of physical education and sport, HDADM (ХХП1), Kharkov, Issue 1, pp. 38-42.

3. Gogunov, E.H. and Martemiyanov, B.I. (2004), Psychology of physical education and sport: Tutorial, Academia, Moscow.

4. Dolgov V. I. and Kormushina, N.G. (2009), Correction of the fear of death in teenagers: monograph, Publishing House REKPOL, Chelyabinsk.

5. Zabrodin, Y.M., Mussina I.A. and Borozdina, L.V. (1989), "To assess the level of anxiety on the characteristics of temporary perception", The psychological journal, No. 5 (10), рр. 87-94.

6. Kulchitskaya, Yu.K. (2010), Personality determinants of psychological fatigue of gymnasts at the stage of sport advancement, The theory of practice of physical education, Issue 10, pp. 31-34.

7. Spielberger C.D. (1972), Anxiety: Current trends in theory and research, N.Y., Issue 1, рр. 24-55, available at: http://ru.bookzz.org/g/Charles%20D.%20Spielberger%20(Eds.)

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.04.2015.

УДК 797.14:159.9

РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ И ИНТЕРЕСА К ПАРУСНОМУ СПОРТУ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, Педагогический институт физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета (ПИФКиС МГПУ), г. Москва, Светлана Владимировна Седоченко, соискатель, Воронежский государственный институт физической культуры, Ирина Викторовна Машошина, кандидат педагогических наук, мастер спорта, Воронежский институт ГПС МЧС РФ, г. Воронеж

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы интеграции и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами парусного спорта. Учитывая стремление государства в развитии адаптивного спорта и причины, препятствующие этому, предложены направления преодоления сложившегося противоречия в организации физкультурно-спортивной деятельности инвалидов, предусматривающие активное их включение в занятия яхтингом. Проведен анализ динамики спортивной мотивации и интереса к занятиям спортом у яхтсменов с ОВЗ на этапе начальной подготовки.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья - ОВЗ, парусный спорт, интеграция, социальная адаптация, спортивная мотивация, интерес к спорту.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p215-221

DEVELOPMENT OF SPORTS MOTIVATION AND INTEREST IN SAILING SPORT AS A MEANS OF INTEGRATION OF THE CHILDREN WITH DISABILITIES

Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Moscow City University, Teacher training institute of physical culture and sport, Svetlana Vladimirovna Sedochenko, the competitor, Voronezh State Institute of Physical Culture, Voronezh, Irina Viktorovna Mashoshina, the candidate of pedagogical sciences, master of sports, Voronezh Institute of state fire service of EMERCOM of Russia, Voronezh

Annotation

The article analyzes the questions of integration and social adaptation of the children with limited opportunities of health by means of sailing. Considering the aspiration of the state in development of the

adaptive sport and the reasons, interfering it, the directions for overcoming of the current contradictions in the organization of sports and sports activity for the disabled people providing their active inclusion in occupations by yachting have been offered. The analysis of dynamics of sports motivation and interest in the sports activities among the yachtsmen with the disabilities at the stage of initial preparation is carried out.

Keywords: children with limited opportunities of health - LOH, sailing, integration, social adaptation, sports motivation, interest in sport.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в обществе сложился стереотип восприятия лиц с отклонениями в развитии как о людях с ограниченными возможностями. Отношение общества к людям с ограниченными возможностями выражается в различных формах, манере обращения с ними, например, звучат восклицания «больной», «объект жалости», «объект благотворительности» и прочее. Однако, кроме выше приведенных описаний, существует модель отношения, выраженная термином «интеграция», предполагающая уравнивание прав людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с остальными членами общества, которая раскрывает потенциал, шанс и право учиться, заниматься спортом, работать, принимать активное участие в различных общественных мероприятиях и прочее. Такая модель отношений предполагает создание условий для полной реализации потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья, требует адекватной оценки и переориентации взглядов на возможности лиц данной нозологической группы. Интеграция, или «нормализация», основана на том, что жизнь и быт людей с ОВЗ должны быть максимально приближены к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут [2, 4, 6].

1. Противоречия в развитии адаптивного спорта

Интеграция людей с ограниченными возможностями в общество и их социальная адаптация являются актуальным и приоритетным направлением государственной российской политики последних лет. В стремлении решить сложившиеся проблемы Мин-спорт РФ выдвигает следующие приоритетные направления работы с людьми данной нозологической группы: создание научно обоснованной системы оздоровления и физического воспитания инвалидов, развитие детского и юношеского паралимпийского и сурд-лимпийского спорта, расширение границ спортивного туризма и более активное использование курортов для социальной адаптации и реабилитации инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем. Кроме того, Минспорт участвует в пределах своей компетенции в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с инвалидами, лицами с ослабленным здоровьем, а также в подготовке спортсменов-инвалидов к всероссийским и международным спортивным соревнованиям и направлении их на такие соревнования. Таким образом, федеральное законодательство, с одной стороны, выдвигает требование доступности в занятиях физической культурой и спортом среди инвалидов и подчеркивает оздоровительную направленность таких мероприятий, а, с другой стороны, ориентирует на развитие спорта высших достижений в рамках специального спорта [4, 6].

На современном этапе число спортсменов-инвалидов из России, участвующих в международных соревнованиях увеличивается, однако динамика в регионах очень низкая. Существует масса причин, препятствующих развитию этого процесса, к которым можно отнести: 1) недопонимание руководителями спортивных организаций важности решения этой проблемы, которая не стала важной задачей спортивных организаций; 2) низкая мотивация у самих инвалидов к занятиям физической культурой и спортом; 3) отсутствие спортивной инфраструктуры, не укомплектованность спортивных сооружений адаптированным оборудованием и инвентарем, дефицит профессиональных организаторов, инструкторов и тренеров со специальной подготовкой; 4) излишняя увлеченность спортивных организаций участием инвалидов в спортивных соревнованиях в ущерб физкультурно-оздоровительной работе с той категорией людей [4, 6].

2. Роль парусного спорта в интеграции детей с ОВЗ

Занятия парусным спортом - одно из многочисленных направлений расширения физкультурно-спортивной среды для детей и подростков с ОВЗ, где занятия яхтингом повышают функциональные возможности организма особенных детей, имеют развивающую направленность, укрепляют сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организма, благоприятно воздействуют на психику, мобилизуют волю, несут огромное эмоциональное воздействие, расширяют круг общения [8].

Парусный спорт оказывает глубокое разностороннее воздействие на духовное и физическое развитие детей и подростков с ОВЗ, предоставляет возможность расширения опыта конкурентной борьбы, содействует формированию личности с приоритетами, нормами, традициями, идеалами и правилами спортивного поведения. Занятия адаптивным парусным спортом являются интересной и радостной частью жизни яхтсменов с ОВЗ, помогают им адаптироваться в современном обществе, положительно влияют на здоровье, развивают творческий потенциал, способствуют развитию физических качеств, предоставляют возможность самореализации. Спортивные соревнования в парусном спорте помогают ощутить детям и подросткам с ОВЗ не только вкус победы, чувство престижа, эмоциональные переживания яркого зрелища, эмпатию, сопереживание неудачам друзей и соперников, но также чувствовать полет фантазии, свободу самостоятельного передвижения, наслаждение водным простором, и все это способствует приобщению к особому миру отношений, взаимопомощи, который увлекает, переключает внимание с проблем здоровья на спортивные состязания, создает разрядку, смену эмоций и настроения.

Это также и активная творческая деятельность, где дети с ОВЗ стремятся к совершенству, повышают свои физические возможности, осваивают школу движений, проявляют свой индивидуальный стиль общения, узнаваемый облик поведения, вкладывают в него гармонию отношений, чувство бодрости и силу духа. Это позволяет ребёнку повысить самооценку, поверить в свои возможности и силы, почувствовать себя гражданином своего общества, несмотря на особые условия жизни детей и подростков с ОВЗ. Опираясь на имеющиеся средства методического обеспечения, занятия яхтингом положительно решают проблему качественного дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Основная цель занятий - интеграция и социальная адаптация, повышение качества жизни всех членов общества.

Паралимпийский парусный спорт позволяет детям с ОВЗ конкурировать и тесно взаимодействовать со здоровыми яхтсменами, напарниками, даёт возможность в процессе занятий парусным спортом общаться со сверстниками, и это один из способов адаптации в современном обществе [8]. В процессе тренировок физически и интеллектуально развиваясь, показывая хорошие соревновательные результаты, яхтсмены могут выезжать в другие города и страны на парусные регаты. Это является мощным мотивационным фактором к социальной интеграции, так как даёт возможность принимать участие в соревнованиях, проводимых в рамках Паралимпийского и Специального Олимпийского движения и получать, таким образом, социальное признание своих достижений со стороны общества.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

3. Исследование мотивации к занятиям парусным спортом у детей с ОВЗ

Исследование спортивной мотивации и интереса к парусному спорту занимающихся с ОВЗ было проведено на базе СШОР водных видов спорта г. Воронежа в отделении парусного спорта в начальный период занятий (апрель) и спустя 18 недель после тренировочных занятий (сентябрь). Изучение спортивной мотивации осуществлялось с применением опросника «Анкета спортсмена» Р.А. Пилояна [7] в модификации Е.Г. Бабушкина [1]. Анкетируемым (п=6, возраст 10 лет, 1-й год начальной подготовки по па-

русному спорту) было предложено дать ответ на каждый из 80 вопросов с определением степени важности: «да, очень важно», «скорее важно, чем не важно», «не очень важно», «скорее не важно, чем важно», «не важно» (рисунок 1).

6,00

М1 М2 МЗ М4 М5 Мб М7

□ Апрель ■ Сентябрь

(Уровень достоверности различий исходных и конечных показателей <0,05-0,01)

Рисунок 1. Динамика спортивной мотивации яхтсменов с ОВЗ

Методика предполагала определенное ранжирование мотивов [1, 3, 5, 7, 9]. К первой группе (М1, М2) отнесены мотивы, отражающие принципиальную ориентацию занимающихся яхтингом на данный вид спорта и состязательную деятельность спортсмена. Компонента М1 отражает ориентацию яхтсмена на удовлетворение духовных потребностей в связи с занятиями парусным спортом - самоутверждение, самовыражение, самореализацию, повышение самооценки, воспитание веры в свои возможности и силы, воспитание чувства престижа, чувства принадлежности себя к гражданскому обществу, несмотря на особые условия жизни детей и подростков с ОВЗ. Компонента М2 свидетельствует о признании парусного спорта как среды, где реализуются возможности формирования личности с опытом конкурентной соревновательной борьбы, приоритетами, нормами, традициями, идеалами и правилами спортивного поведения. Здесь формируется приобщение к особому миру спортивных отношений, который увлекает, переключает внимание с проблем здоровья на спортивные состязания, создает разрядку, смену эмоций и настроения, он становится частью жизни яхтсменов с ОВЗ. Потребности первой группы являются побудительными основаниями в структуре мотивов спортсменов в яхтинге (процессуальная мотивация).

Ко второй группе (М3, М4, М5) относятся мотивы, отражающие желание спортсмена чувствовать благоприятный социально-личностный микроклимат, формирующийся при занятиях парусным спортом. Компонента М3 отражает степень заинтересованности занимающихся в благоприятных социальных условиях спортивной деятельности в парусном спорте, где, по их мнению, спортивная деятельность способствует расширению круга общения, помогает им успешно адаптироваться в среде новых знакомых, содействует развитию творческого потенциала индивидуума, формирует индивидуальный стиль общения, неповторимый облик поведения, направленный на исполнение коллективного долга. Компонента М4 свидетельствует о признании потенциальных возможностей парусного спорта в повышении функциональных возможности организма особенных детей, укреплении здоровья, воспитании физических качеств, где занятия спортом несут развивающую направленность, укрепляют сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организма. Компонента М5 указывает на потребность занимающихся парусным спортом не испытывать болевых ощущений в тренировочной и соревновательной деятельности, в желании интересных и радостных переживаний во время тренировок и соревнований, когда наблюдаются яркие эмоциональные переживания, выражены сочувствие неудачам и радость успехам друзей и товарищей, когда возможен полет фантазии, свобода самостоятельного передвижения, наслаждение водным простором, когда занятия парусным спортом формируют у яхтсмена гармонию отношений, чувство бодро-

сти и силу духа, благоприятно воздействуют на психику особенных детей, мобилизуют волю, несут огромное эмоциональное воздействие. Вторая группа выражает базисные основания мотивации.

В третью группу (М6, М7) входят факторы, отражающие материальную ориентацию и материальные потребности спортсменов (потребностные мотивации). Компонента М6 отражает ориентированность спортсмена на удовлетворение естественных потребностей в жизнедеятельности: уметь, научиться, быть самостоятельным - есть, пить, одеваться, помогать родителям. Компонента М7 выражает желание спортсмена к поощрениям в форме награждения грамотой, дипломом, медалью, призами, к оценке и признанию их успехов через систему дополнительных материальных льгот (персональная спортивная форма, спортивное место, спортивная лодка).

По результатам, представленным в рисунке 1, прослеживается рост компонент М1, М4, М5, М6, М7, при этом значения М2, М3 сохранили свои высокие значения, а в показателях компоненты М7 наблюдался регресс. Исходя из анализа полученных данных, можно заключить, что мотивация яхтсменов с ОВЗ в процессе занятий парусным спортом значительно изменилась, произошли достоверные сдвиги в компонентах на уровне вероятности 95^99%.

Дети выразили удовлетворение в связи с занятиями парусным спортом - разница исходных и конечных показателей компоненты М1 выразилась как 2,50^4,17 баллов (Р<0,01), парусный спорт помог им самоутвердиться, воспитать в себе уверенность, повысить самооценку, реализовать себя в тренировочной деятельности. Динамика компоненты М2 претерпела незначительные изменения, квалиметрия составила как 3,83^4,00 баллов (Р>0,05), при значительном высоком исходном уровне показателя. В своих ответах дети высказали желание стать знаменитым спортсменом, победителем, покорять водные просторы, ездить на соревнования в другие страны и прочее, но видят себя чемпионами в далекой перспективе. Ближайшие притязания связаны с победой над собой (преодолеть дистанцию), победой в группе, в спортивной школе (доказать родителям и окружающим о значимости своих способностей), познанием закономерностей совершенствования в парусном спорте. У юных яхтсменов возник познавательный интерес к данному виду спорта, к его технике и тактике, то есть они начинают познавать данный вид «изнутри», не довольствуясь, внешним впечатлением. Компонента М3 отражает степень заинтересованности занимающихся в благоприятных социальных условиях спортивной деятельности в парусном спорте, количественное выражение этого показателя изменилось (Р>0,05), квалиметрия составила как 4,00^4,33 баллов. Здесь важно отметить высокий исходный уровень этой компоненты в структуре мотивов: уже в начальный период дети с ОВЗ с уверенностью и желанием шли в спортивную секцию яхтинга, а в последующем высказались, что нашли себе новых друзей, расширили круг общения, не боятся работать в коллективе, парусный спорт помог им легче адаптироваться в среде новых знакомых. Но самый существенный и важный прирост значений произошел в компонентах М4 и М5, отображающих возможности парусного спорта повышать функциональные возможности организма особенных детей, содействовать сохранению и укреплению их здоровья, воспитанию физических качеств, расширению фонда двигательных умений и навыков, а также возможности яхтинга приносить радость переживаний от свободы самостоятельного передвижения, наслаждения водным простором во время тренировок и соревнований, способности проявлять волю, бороться с трудностями управления яхтой и преодолевать себя. Так, к примеру, значения компоненты М4 в начальный и конечный период исследований характеризовались как 2,83^4,67 баллов (Р<0,01), значения компоненты М5 - как 3,00^5,00 баллов (Р<0,01).

На этапе начальной подготовки материальные потребности (М6, М7) не являются побудителем для занятий спортом, поэтому показатели апреля и сентября практически не изменились, но приобрели характерную динамику. Так, если материальный мотив к заня-

тиям спортом у детей с ОВЗ как исходный посыл к занятиям спортом вполне возможно сформировался на начальном этапе как результат информации СМИ о заработках спортсменов-профессионалов, о денежных призах, выдаваемых победителям соревнований и т.д., или поддерживался внушением родителей, что спорт даст детям с ОВЗ другие социальные и материальные возможности, и это мы усматриваем в динамике показателей компоненты М6, которая представлена исчислением как 3,16^3,33 баллов (Р>0,05), то динамика показателей компоненты М7, выраженная значениями как 3,33^2,83 баллов (Р<0,1), опровергает предположения, что признание спортивных успехов через систему дополнительных материальных льгот (персональная спортивная форма, спортивное место, спортивная лодка) имеет значение для детей данной нозологической группы на этапе начальной подготовки в парусном спорте.

Для оценки динамики интереса к спорту спортсменам была представлена анкета Е.Г. Бабушкина [1], состоящая из 12 вопросов с вариантами ответов «всегда (да-нет)» - 3 балла, «иногда (не знаю)» - 2 балла, «редко (нет-да)» - 1 балл; п=6.

Обработка результатов анкеты показала наличие неустойчивого интереса к спорту в апреле (20 баллов) и переходный момент к сентябрю (30,5 баллов) между недостаточно устойчивым (27-30 баллов) и устойчивым интересом (31-36 баллов).

ВЫВОДЫ

Адаптивный парусный спорт занимает особое место в системе комплексной социальной интеграции детей с ОВЗ, он дает им реальный шанс на активное участие в жизни общества, поскольку формирует мотивацию, побуждающую к разностороннему и гармоничному развитию, когда акцент с «недостатков развития» переносится на развитие способностей, которые требуют и физической подготовленности, и спортивных навыков, и творческих способностей, а также определенных знаний в области спорта [4, 6]. Все это выводит на первый план внутренние, духовно-нравственные и эстетические ценности яхтсменов с ОВЗ - преодоление самого себя, стремление к улучшению спортивных результатов, творчество, рыцарское поведение, красота действий и поступков и т.п., отступает на второй план зависть к победителям, желание победить любой ценой, агрессивность, и т.п.

Парусный спорт является эффективным средством физической реабилитации, социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ, может рассматриваться как мощный стимул, помогающий восстановлению контакта с окружающим миром, последний используется явно недостаточно [8]. Успешность интеграции детей с ОВЗ связана с особенностями социокультурной макро- и микросреды, со спецификой государственной социальной политики. Институт семьи, образования, социальной работы не может полностью удовлетворить потребности особенных детей, поэтому спортивные занятия в системе дополнительного образования являются важной составляющей для достижения ими социально-интеграционного стандарта (определенной совокупности социальных представлений о знаниях, умениях, навыках и уровне индивидуального развития человека). Реализация основных видов и форм вхождения индивида в общество осуществляется при взаимодействии всех вышеописанных институтов. Особенный ребёнок должен иметь возможность войти в общество, иметь право выбрать свой путь учиться, принимать участие в жизни общества, заниматься спортом, но и общество должно сделать все возможное для повышения социальной активности таких людей, включения их в широкие социокультурные отношения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабушкин, Г. Д. Формирование спортивной мотивации : монография / Г. Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин ; Сибирская гос. акад. физ. культуры. - Омск : [б.и.], 2000. - 179 с.

2. Кулькова, И.В. Педагогический контроль физической подготовленности и морфофункциональных показателей слабовидящих и слабослышащих младших школьников /

И.В. Кулькова, Г.Н. Германов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 79-86.

3. Махов, А.С. Информационно-потребностные компоненты формирования мотивации у инвалидов к занятиям адаптивным спортом / А. С. Махов // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Серия Педагогические и психологические науки. - 2010. - Вып. 11. - С. 99-102.

4. Махов, А.С. Адаптивный спорт в России и за рубежом: становление, организация, регулирование : монография / А. С. Махов ; Рос. ун-т дружбы народов. - Москва : Изд-во РУДН,

2011. - 196 с.

5. Махов, А.С. Оценка эффективности формирования мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом у людей с инвалидностью / А.С. Махов // Вестник спортивной науки. -

2012. - № 3. - С. 52-56.

6. Махов, А.С. Теория и практика управления развитием адаптивного спорта в России : монография / А.С. Махов ; Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет». - Шуя : [б.и.], 2013. - 185 с.

7. Пилоян, Р. А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 104 с.

8. Седоченко, С. В. Роль адаптивной двигательной рекреации в динамике интереса к спорту и спортивной мотивации яхтсменов с ограниченными возможностями здоровья / С.В. Седоченко, Т.П. Бегидова // Национальные системы физического воспитания как основа здоровья населения : материалы междунар. науч.-практ. конгресса ГЦОЛИФК (27-29 мая 2014 г.). - М., 2014. - С. 377-379.

9. Яковлев, Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности : учебное пособие / Б.П. Яковлев. - М. : Советский спорт, 2014. - 312 с.

REFERENCES

1. Babushkin, G.D. and Babushkin, E.G. (2000), Formation of sports motivation: monograph, Omsk, Russian Federation.

2. Kulkova, I.V. and Germanov G.N. (2013), "Pedagogical control of physical readiness and morphofunctional development of visually impaired and hard of hearing junior schoolchildren", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 6, Vol. 100, pp. 79-86.

3. Mahov A.S. (2010), "Information requirement components of formation of motivation at disabled people to occupations by adaptive sport", Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo universiteta im. I. Kanta. Serija Pedagogicheskie ipsihologicheskie nauki, Vol.11. pp. 99-102.

4. Mahov A.S. (2011), Adaptive sport in Russia and abroad: formation, organization, regulation: monograph, RUDN, Moscow, Russian Federation.

5. Mahov A.S. (2012), "Assessment of efficiency of formation of motivation to occupations by physical exercises and sport at people with disabilities", Messenger of sport science, No. 3, pp. 52-56.

6. Mahov A.S. (2013), The theory and practice of management of development of adaptive sport in Russia: monograph, Izdatel'stvo Shujskogo filiala FGBOU VPO "Ivanovskij gosudarstvennyj universi-tet", Shuya, Russian Federation.

7. Piloyan, R.A. (1984), Motivation of sports activity, Physical culture and sport, Moscow, Russian Federation.

8. Sedochenko, S.V. and Begidova T.P. (2014), "Role of an adaptive motive recreation in dynamics of interest in sport and sports motivation of yachtsmen with limited opportunities of health", National systems ofphysical training as basis of health of the population: materials of the international scientific and practical congress of GTsOLIFK, Moscow, Russian Federation.

9. Yakovlev B.P. (2014), Motivation and emotions in sports activity: manual, Soviet sport, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.05.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.