Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности мотивации к занятиям спортом у лиц с нарушением зрения'

Психолого-педагогические особенности мотивации к занятиям спортом у лиц с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
617
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ / СПОРТ / МОТИВАЦИЯ / PEOPLE WITH VISUAL DISTURBANCES / SPORTS / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Махов Александр Сергеевич

В работе рассматриваются психолого-педагогические особенности мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом у лиц с нарушением зрения. Выявлены группы мотивов занятий спортом лиц с нарушением зрения по степени значимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Махов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PECULIARITIES OF MOTIVATION OF PEOPLE WITH VISUAL DISTURBANCES FOR GOING IN FOR SPORTS

The article considers the psychological and pedagogical peculiarities of motivation of people with visual disturbances for going in for sports. The groups of motives of people with visual disturbances for going in for sports are revealed according to the degree of the significance.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности мотивации к занятиям спортом у лиц с нарушением зрения»

УДК 796.01: 376.32

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PECULIARITIES OF MOTIVATION OF PEOPLE WITH VISUAL DISTURBANCES FOR GOING IN FOR SPORTS

А. С. Махов

A. S. Makhov

Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. Шуя

Аннотация. В работе рассматриваются психолого-педагогические особенности мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом у лиц с нарушением зрения. Выявлены группы мотивов занятий спортом лиц с нарушением зрения по степени значимости.

Abstract. The article considers the psychological and pedagogical peculiarities of motivation of people with visual disturbances for going in for sports. The groups of motives of people with visual disturbances for going in for sports are revealed according to the degree of the significance.

Ключевые слова: лица с нарушением зрения, спорт, мотивация.

Keywords: people with visual disturbances, sports, motivation.

Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время адаптивный спорт динамично развивается, увеличивается количество лиц с инвалидностью, занимающихся физическими упражнениями и спортом, развиваются новые виды адаптивного спорта, растет число победителей и призеров Паралимпийских, Сурдлимпийских игр, Специальной олимпиады. На региональном уровне массовость адаптивного спорта обусловлена регулярным проведением параспартакиад, парасибириад, чемпионатов и первенств по различным видам адаптивного спорта с соблюдением всех правил и классификационных требований.

По данным Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ за последние восемь лет число лиц с инвалидностью, занимающихся спортом, выросло в 3 раза (с 64,1 до 192,3 тысяч взрослых и с 10,8 до 32,4 тысяч детей), количество физкультурно-спортивных клубов инвалидов - в 1,7 раза (с 688 до 1200), число субъектов РФ, осуществляющих развитие адаптивного спорта, - в 2,8 раза (с 15 до 42) [11], в общем медальном зачете Паралимпийских игр Россия поднялась с 11-го на 2-е место.

На церемонии в Кремле по итогам окончания Паралимпийских игр в Лондоне Президент РФ В. В. Путин назвал выступление российских паралимпийцев триумфом и отметил, что «.. .они уверенно вывели нашу страну в число лидеров мирового паралимпийского спорта» [9]. Глава государства также подчеркнул, что «.мы приложим все силы для того, чтобы Россия стала ключевым участником паралимпийского движения, чтобы

она закрепилась не только в группе лидеров мирового паралимпийского спорта, но и в числе государств, где обеспечено реальное равенство возможностей для всех без исключения граждан нашей страны, главная задача при этом - сделать паралимпийский спорт доступным и привлекательным» [9], [15].

Тем не менее, одной из наиболее важных проблем, препятствующих дальнейшему развитию адаптивного спорта, является слабая мотивация к занятиям паралимпийским спортом у значительной части самих инвалидов [11].

Формирование у лиц с ограниченными возможностями здоровья мотивации к физкультурной деятельности должно стоять во главе физкультурно-оздоровительной работы [7]. Большую роль при этом будет играть осознание инвалидами подлинного уровня своего физического развития и необходимости в его совершенствовании.

Изучение мотивации в адаптивном спорте - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, поля ее ближайшего развития у каждого спортсмена-инвалида и спортивного коллектива в целом [6].

Целью нашего исследования явилось установление мотивов занятий спортом лиц с нарушением зрения.

Были поставлены следующие задачи:

- выявить перечень мотивов занятий спортом лиц с нарушением зрения;

- установить значимость этих мотивов.

Материал и методика исследований. Теоретической основой для изучения пси-холого-педагогических аспектов мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом у лиц с нарушением зрения послужили работы отечественных и зарубежных ученых: Г. Д. Бабушкина [1], Е. Г. Бабушкина [2], В. И. Жолдака [3], Е. П. Ильина [4], Р. А. Пилояна [10], Г. П. Фураева [13], D. S. Butt [14] и др.

Существенное значение для нашего исследования имели труды О. Н. Степановой [12], изучившей потребности в занятиях физическими упражнениями и спортом у людей различного (от подросткового до пожилого) возраста, Н. Д. Ивановой [5], определившей мотивы участия легкоатлетов старше 35 лет в тренировочной и соревновательной деятельности, Е. А. Осокиной [8], которая выявила и классифицировала мотивы занятий фитнесом глухих женщин 25-35 лет.

Для выявления мотивов занятий спортом у лиц с нарушением зрения был проведен опрос спортсменов спортивно-оздоровительного клуба инвалидов «Пингвин» Шуйского государственного педагогического университета, а также членов спортивных коллективов по видам адаптивного спорта для лиц с нарушением зрения городов Кинешмы, Пу-чежа, Кохмы, Иванова.

Для установления значимости мотивов занятий спортом лиц с нарушением зрения была разработана анкета и проведен по ней опрос 91 спортсмена из 15 муниципалитетов Ивановской области (городов Кинешмы, Иванова, Вичуги, Родников, Фурманова, Пуче-жа, Кохмы, Шуи, Приволжска, Наволока, Заволжска, Тейкова, Комсомольска, Савина, Гаврилово-Посада). Исследование проходило в рамках III Параспартакиады Ивановской области в апреле-мае 2011 года и VI Фестиваля спорта среди инвалидов Ивановской области в мае 2011 года, турнира по голболу, посвященному годовщине создания спортивно-оздоровительного клуба инвалидов «Пингвин» в апреле 2012 года.

С целью установления значимости мотивов занятий спортом лиц с нарушением зрения респондентам было предложено ответить на вопрос анкеты: «Укажите, пожалуй-

ста, степень (балл) важности каждого из указанных в анкете мотивов по 10-балльной шкале (1 балл - минимум, 10 баллов - максимум)». При этом степени важности всех показателей, выраженные в баллах, были сформированы по категориям: 9-10 баллов - «исключительно важно», 7-8 баллов - «очень важно», 5-6 баллов - «довольно важно», 34 балла - «не очень важно», 1-2 балла - «абсолютно не важно».

Результаты исследований и их обсуждение. Данные, полученные в ходе опроса, были сведены в единую матрицу и обработаны методом средних величин (вычисления производились с использованием стандартного пакета программ Microsoft Excel for Windows).

Таблица 1

Результаты математико-статистической обработки данных основных мотивов занятий спортом лиц

с нарушением зрения (п=91)

№ п/п Мотивы Х (баллы) m (баллы) Ме (баллы) Мо (баллы) а (баллы) Ех As V (%)

1 Найти друзей товарищей 9,13 0,182 10 10 1,421 8,89 -2,68 19

2 Развить свои физические качества 9,07 0,148 10 10 1,583 5,44 -2,49 18

3 Улучшить физическую подготовку 9,05 0,132 10 10 1,667 4,13 -2,41 15

4 Хочу быть полезным обществу 9,04 0,155 10 10 2,002 5,31 -0,27 20

5 Воспитать моральноволевые качества 9,01 0,288 10 10 2,544 3,52 -2,71 24

6 Развить в себе чувство прекрасного 8,97 0,122 10 10 1,727 1,99 -2,55 18

7 Получение впечатлений 8,91 0,188 10 10 1,646 2,89 -2,81 21

8 Улучшить состояние здоровья 8,89 0,181 10 10 1,555 0,78 -2,19 21

9 Сформировать потребность в регулярных занятиях 8,79 0,369 10 10 1,348 3,99 -2,71 21

10 Отдохнуть, развлечься 8,77 0,194 10 10 2,132 2,41 -1,99 23

11 Удовлетворить потребности в движении 8,69 0,503 10 10 2,188 2,69 -1,89 21

12 Стремление показать свои способности 8,17 0,331 9 9 2,445 0,82 -1,22 27

13 Избавиться от вредных привычек 4,49 0,777 3 1 3,992 -1,89 0,41 82

14 Нечем заняться дома 4,35 0,752 3 1 3,788 -1,65 0,66 81

Как видно из табл. 1, ни один из мотивов не был отнесен опрошенными к категории 5-6 баллов - «довольно важно» и 1-2 балла - «абсолютно не важно».

К числу «исключительно важных» мотивов респонденты отнесли мотивы с 1 по 5. В эту группу входят: «найти друзей, товарищей» (Х= 9,13+0,182), «развить свои физические качества» (Х=9,07+0,148), «улучшить физическую подготовку» (Х=9,05+0,132), «хочу быть полезным обществу» (Х = 9,04+0,155), «воспитать морально-волевые качества»

(Х = 9,01+0,288). При этом близкое значение моды (Мо) и медианы (Ме) по отношению к средней арифметической величине (Х) и низкие значения стандартного отклонения (с), коэффициента вариации (V) свидетельствуют о принятии респондентами единодушного решения в высокой оценке значимости приведенных показателей.

Таким образом, для спортсменов с нарушением зрения одним из основных мотивов занятий спортом является то, что они хотят развивать свои физические качества. Так как спортсмены с нарушением зрения чаще всего лишены возможности свободного передвижения и, как следствие, полноценного общения, большую часть своего времени они проводят дома. У них нет возможности развивать свои физические качества, устанавливать новые каналы для общения. В связи с этим активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях восполняют этот пробел, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни. В данной категории значимости цель занятий инвалидов физическими упражнениями и спортом - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, принося пользу обществу и воспитывая морально-волевые качества.

В категорию «очень важных» вошли мотивы с 6 по 12. Средний балл (Х) ответов -от 8,17+0,331 («стремление показать свои способности») до 8,97+0,122 («развить в себе чувство прекрасного»). Это говорит о том, что у спортсменов с нарушением зрения очень популярны занятия спортом с целью демонстрации своих достижений, признания обществом их способностей, формирования представления о красивых, запоминающихся мгновениях победы.

Наличие у мотивов 1-12 положительного эксцесса (Ех) и отрицательной асимметрии (Аs) говорит о том, что большинство показателей значительно выше средней арифметической величины. Единогласное принятие решения респондентов в выставленной оценке подтверждается близостью медианы (Ме) = 10 и моды (Мо) = 10 к среднему арифметическому значению, расчетными показателями коэффициента вариации (V) = от 15 до 27 %.

К числу «не очень важных» мотивов были отнесены: «избавиться от вредных привычек» (Х = 4,49+0,777) и «нечем заняться дома» (Х = 4,35+0,752). Это свидетельствует о том, что спортсмены с нарушением зрения хотели бы заниматься физическими упражнениями и спортом с целью восстановления утраченного контакта с окружающим миром, а не для того, чтобы избавиться от вредных привычек, или от того, что им нечем заняться дома. Отрицательный эксцесс (Ех) данных показателей в сочетании с положительной асимметрией (Аs) свидетельствует о том, что большинство спортсменов выставили баллы существенно ниже средней арифметической величины. Однако высокие показатели коэффициента вариации большинства требований исследуемой группы - (V) больше 81 % - не позволяет сделать однозначный вывод о принятии респондентами единогласного решения.

Резюме. В ходе научных изысканий были выявлены группы мотивов занятий спортом лиц с нарушением зрения по степени значимости. Мотивы, имеющие исключительно важное значение, связаны с улучшением состояния здоровья, физической подготовленности, удовлетворением острой потребности в общении и желанием быть полезными обществу. К мотивам, имеющим очень важное значение, относится стремление показать свои способности, а не очень важное - желание избавиться от вредных привычек.

Важным фактором является потребность в социализации, социальной интеграции и личностном росте спортсменов-инвалидов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабушкин, Г. Д. Формирование спортивной мотивации / Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин. - Омск : СибГАФК, 2000. - 179 с.

2. Бабушкин, Г. Д. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсменов к соревнованиям : учебное пособие / Г. Д. Бабушкин. - Омск : СибГАФК, 2007. - 188 с.

3. Ильин, Е. П. Мотив и мотивация / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. - 426 с.

4. Жолдак, В. И. Социология физической культуры и спорта : учебное пособие / В. И. Жолдак, Н. В. Коротаев. - Малаховка : МоГИФК, 1994. - 112 с.

5. Иванова, Н. Д. Мотивы участия легкоатлетов старше 35 лет в тренировочной и соревновательной деятельности / Н. Д. Иванова, О. Н. Степанова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 11. -С. 22-24.

6. Махов, А. С. Адаптивный спорт в России и за рубежом: становление, организация, регулирование / А. С. Махов. - М. : РУДН, 2011. - 196 с. : ил.

7. Махов, А. С. Оценка эффективности формирования мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом у людей с инвалидностью / А. С. Махов // Вестник спортивной науки. - 2012. - № 3. -С. 55-59.

8. Осокина, Е. А. Содержание и методика занятий фитнесом с глухими женщинами 25-35 лет : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Е. А. Осокина. - Шуя, 2012. - 26 с.

9. Паралимпиада-2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. forbs.ru

10. Пилоян, Р. А. Мотивация спортивной деятельности / Р. А. Пилоян. - М. : ФиС, 1984. - 104 с.

11. Сборник нормативных правовых документов в области паралимпийского спорта / авт.-сост. А. В. Царик ; под общ. ред. П. А. Рожкова ; Паралимпийский комитет России. - М. : Советский спорт, 2011. -1040 с.

12. Степанова, О. Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта / О. Н. Степанова. - М. : Советский спорт, 2007. - 256 с.

13. Фураев, Г. П. Управление процессом спортивного совершенствования на базе исследования мотива достижения успеха в соревнованиях : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Г. П. Фураев. - М., 1980. - 25 с.

14. Butt, D. S. Psychology of Sport / D. S. Butt // The behavior, motivation, personality and performance of athletes, 1987. - N. Y. : Van Nostrand Reynald Company. - 271 p.

15. Червова, А. А. Достижения Шуйского государственного педагогического университета в подготовке научных и научно-педагогических кадров / А. А. Червова // Научный поиск. - 2012. - № 1. - С. 6-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.