- С. 37-42.
3. Мануйлов, Ю.С. Среда в вопросах и ответах / Ю.С. Мануйлов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 1 (31). - С. 12-19.
4. Создание социальной физкультурно-спортивной среды в вузах, с целью сохранения здоровья всех участников образовательного процесса (на примере ведущих вузов красноярского края) / А.Ю. Осипов и [др.] // В мире научных открытий. - 2015. - № 3.1 (63). - С. 735-748.
REFERENCES
1. Badyina, N.P. and Aftenko, V.N. (2010), "The diagnostic psychological conditions of the school educated area", Teacher's journal, No. 3, pp. 83.
2. Dyakonova, T.M. Gudkov, Yu.E. and Petrov, A.V. (2017), "The Implementation of the attractive university environment related to physical activity and sports (taking FEFU Campus as an example), Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 147, No. 5, pp. 37-42.
3. Manuylov, Yu.S. (2015), "Environment in questions and answers", Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University, No. 1 (31), pp. 12-19.
4. Osipov, A.Yu. and others. (2015), "Forming of University Social Environment related to Physical activity and Sports aiming at health improving of all the members of educational process (taking Krasnoyarsk State Pedagogical University as an example)", The World of Scientific Discoveries, No. 3.1 (63), pp. 735-748.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.03.2018
УДК 796.8
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ БОРЦОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ АДАПТИВНЫМ СПОРТОМ
Юрий Юрьевич Жуков, кандидат педагогических наук, доцент, Федор Валентинович Терентьев, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению особенностей мотивации к занятиям адаптивным спортом спортсменов-инвалидов высокой квалификации с нарушением зрения, занимающихся борьбой. Для выявления особенностей мотивации была разработана специальная анкета, в которой респондентам было предложено оценить мотивы к занятиям адаптивным спортом в баллах в зависимости от степени их значимости. Полученные в ходе исследования данные позволили судить об особенностях мотивации и значимости конкретных мотивов для занятий адаптивным спортом у борцов с нарушением зрения.
Ключевые слова: адаптивный спорт, нарушение зрения, мотивация, спортсмены-инвалиды.
FEATURES OF MOTIVATION OF WRESTLERS WITH VISUAL IMPAIRMENT TO
ADAPTIVE SPORT
Yury Yurievich Zhukov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Fedor Valentinovich Terentiev, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
This article is devoted to the consideration of the features of motivation to adaptive sports for disabled sportsmen of high qualification with visual impairment engaged in wrestling. To identify the features of motivation, a special questionnaire was developed in which the respondents were asked to evaluate the motives for taking up adaptive sports in points, depending on the degree of their significance. The data obtained during the study allowed understanding the features of motivation and the importance of specific motives for practicing adaptive sports for wrestlers with visual impairment.
Keywords: adaptive sports, visual impairment, motivation, athletes with disabilities.
ВВЕДЕНИЕ
Выявление особенностей мотивации и анализ мотивов к занятиям адаптивным спортом может являться значимым фактором для повышения эффективности тренировочного процесса борцов с нарушением зрения. Мотивация и верный настрой безусловно важны в соревновательной и предсоревновательной деятельности, связанной с единоборствами. Психологическая подготовка борцов с нарушением зрения, может быть не менее важной чем техническая и физическая, особенно актуальным является понимание мотивационных составляющих при планировании и организации тренировок атлетов высокой квалификации.
На данный момент существуют исследования уровня мотивации спортсменов с нарушением слуха, нарушением опорно-двигательного аппарата и с нарушением зрения, занимающихся игровыми и циклическими видами адаптивного спорта. Положительными для развития научно-методического сопровождения спорта лиц с нарушением зрения могут являться исследования в других видах спорта, например единоборствах, по причине отличий и специфики спортивной деятельности [1, 2, 3].
Как отмечал А. А. Крылов [4], в числе ведущих характеристик спортивной деятельности выделяется потребность в высоком уровне заинтересованности спортсмена для эффективного ее осуществления. Следовательно, отношение атлета к данному виду деятельности на прямую влияет на результат этой деятельности. Следует выделять устойчивую и неустойчивую мотивацию. Устойчивая мотивация основана на первоочередных потребностях человека и нет необходимости в ее дополнительном подкреплении. В свою очередь, неустойчивая мотивация постоянна нуждается в подкреплении [5]. Одной из важных задач спортивной подготовки лиц с нарушением зрения может являться формирование у них стойкой мотивации к занятиям физической культурой и спортом, именно для этого необходимо определение особенностей ведущих мотивов в разных видах адаптивного спорта.
Цель исследования - выявление особенностей мотивации борцов с нарушением зрения к занятиям адаптивным спортом. Среди задач исследования можно перечислить: выявить ведущие мотивы к занятиям адаптивным спортом, оценить значимость мотивов борцов с нарушением зрения, занимающихся адаптивным спортом.
МЕТОДИКА
Для определения особенностей мотивации и оценки значимости мотивов был проведен опрос по специально разработанной анкете. Опрос проводился среди спортсменов высокой квалификации, тренеров и специалистов, участвующих в тренировочном процессе лиц с нарушением зрения, занимающихся единоборствами. Всего было опрощено 30 человек. В процессе анализа научно-методической литературы, опросов и бесед со специалистами было определено 10 мотивов, которые были отражены в анкете.
Для определения значимости мотивов к занятиям адаптивным спортом борцов с нарушением зрения было проведено анкетирование, в ходе, которого респондентам предлагалось оценить мотивы по 10-ти бальной шкале, в зависимости от степени значимости, 1 балл - минимум, 10 баллов - максимум. Также мотивы, оцениваемые в баллах, были сформированы в категории, в зависимости от степени значимости. Были сформированы следующие категории: 9-10 баллов - «очень значимо», 7-8 баллов - «значимо», 5-6 баллов - «средне значимо», 3-4 баллов - «малозначимо», 1-2 балла - «не значимо». Результаты анкетирования были обработаны методом средних величин (Вычисления проводились с использованием стандартного пакетам программ Microsoft Excel).
РЕЗУЛЬТАТЫ
Значимость мотивов по категориям распределилась следующим образом: к категории «очень значимо» был отнесен мотив «Желание достичь высоких результатов»
(9,3±0,17), к категории «достаточно значимо» были отнесен мотивы «Желание самореализоваться» (8,43±0,19) и «Развитие физических качеств» (7,23±0,22), к категории «средне значимо» были отнесен мотивы «Потребность поддерживать физическую форму» (6,53±0,21), «Потребность в двигательной активности» (6,26±0,22) и мотив «Престижность занятий спортом» (5,16±0,20), к категории «малозначимо» были отнесен мотивы «Улучшение своего здоровья» (4,5±0,25), «Социализация» (3,46±0,23) и мотив «Потребность в общении» (3,03±0,27), к категории «не значимо» был отнесен мотив «Материальное вознаграждение» (2,56±0,19). Данные результатов анкетирования представлены ниже (таблица 1).
Таблица 1 - Значение мотивов к занятиям адаптивным спортом борцов с нарушением зрения (в баллах)___
№ Мотивы Среднее Ошибка среднего
1 Желание достичь высокого спортивного результата 9,3 ±0,17
2 Желание самореализоваться 8,43 ±0,19
3 Развитие физических качеств 7,23 ±0,22
4 Потребность поддерживать физическую форму 6,53 ±0,21
5 Потребность в двигательной активности 6,26 ±0,22
6 Престижность занятий спортом 5,16 ±0,20
7 Улучшение своего здоровья 4,5 ±0,25
8 Социализация 3,46 ±0,23
9 Потребность в общении 3,03 ±0,27
10 Материальное вознаграждение 2,56 ±0,19
К категории «очень значимо» был отнесен только 1 предложенный мотив, к категории «достаточно значимо» было отнесено 2 предложенных мотива, к категории «средне значимо» было отнесено 3 предложенных мотива, к категории «малозначимо» было отнесено 3 предложенных мотива, к категории «не значимо» был отнесен 1 предложенный мотив. Стоит отметить, что ведущим для занятий адаптивным спортом борцов с нарушением зрения высокой квалификации является только один мотив «Желание достичь высоких результатов» (9,3±0,17), при этом наиболее низкие показатели также были только у одного мотива «Материальное вознаграждение» (2,56±0,19), что говорит о необходимости ориентации лиц с нарушением зрения, занимающихся адаптивным спортом, на достижение высоких спортивных результатов в процессе спортивной подготовки. Также в процессе подготовки стоит обратить внимание на мотивацию атлетов направленную на «Желание самореализоваться» (8,43±0,19) и на «Развитие физических качеств» (7,23±0,22), эти мотивы обусловлены спецификой спортивной деятельности лиц с нарушением зрения. Мотивы в категории «средне значимо» мало уступают в балах мотивам в категории «достаточно значимо» и при дальнейшем их развитии могут стать более значимыми для спортсменов с нарушением зрения. Мотивы, соотнесенные с категорией «малозначимо», говорят о достаточной интегрированности в общество борцов высокой квалификации с нарушением зрения и отсутствии у них потребностей в социализации и общении.
ВЫВОДЫ
В процессе проведения исследования были выявлены особенности мотивации и ведущие мотивы к занятиям адаптивным спортом борцов с нарушением зрения, в ходе анкетирования была оценена значимость 10 предложенных мотивов. Полученные результаты можно использовать в процессе спортивной подготовки лиц с нарушением зрения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Макина, Л.Р. Исследование мотивации спортивной деятельности спортсменов с нарушением зрения учебно-тренировочных групп / Л.Р. Макина // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2011. - № 5. - С. 89-95.
2. Корнев, А.В. Анализ уровня мотивации к занятиям голболом у спортсменов с нарушением зрения / Корнев А.В. // Ученые записки университета Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 203-209.
3. Махов, А.С. Психолого-педагогические особенности мотивации к занятиям спортом у лиц с нарушением зрения / Махов А.С. // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2013. - № 1-2 (77). - С. 120-124.
4. Крылов, А.А. Некоторые проблемы психологии спорта в современном мире / Крылов А. А. // Вестник Балтийской Педагогической Академии. - 1998. - Вып. 14. - С. 46-49.
5. Мочалова, М.С. Самоорганизация, мотивация и самомотивация, как основа успешной учебно-профессиональной деятельности студентов физкультурных вузов / М.С. Молчанова // Ученые записки университета Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 115-118.
REFERENCES
1. Makina, L.R. (2011), "Research of motivation of sports activity of sportsmen with visual disability of training groups", Herald of the SUSHPU, No. 5, pp. 89-95.
2. Kornev, A.V. (2014), Analysis of the level of motivation to engage in golbol of athletes with visual impairment", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 203-209.
3. Makhov, A.S. (2013), "Psychological and pedagogical features of motivation for sports of persons with visual impairment", Bulletin of the SUSHPU, No. 1-2 (77), pp. 120-124.
4. Krylov, A.A. (1998), "Some problems of sports psychology in the modern world", Bulletin of the Baltic Pedagogical Academy, Issue. 14, pp. 46-49.
5. Mochalov, M.S. (2012), "Self-organization, motivation and self-motivation, as a basis for successful educational and professional activity of students in sports colleges", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 115-118.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.03.2018
УДК 796.07
ОБОСНОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНОК ТЕСТОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
Сергей Николаевич Зуев, доктор педагогических наук, профессор, Российская таможенная академия, Москва; Ахмеджан Ибрагимович Рахматов, кандидат педагогических наук, профессор, мастер спорта СССР, заслуженный работник физической культуры РФ, заведующий кафедрой, Вячеслав Александрович Галкин, старший преподаватель, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва
Аннотация
Проведенные исследования позволили определить и обосновать комплекс показателей и методов, способствующих адаптации как центральной нервной системы, так и механизмов вегетативного обеспечения высшей нервной деятельности, а также сложной взаимосвязи психофизических функций в процессе профессиональной деятельности.
Ключевые слова: физическая культура, норма, пограничная зона, показатели и критерии оценки, сигмальные шкалы, профессиональная психофизическая готовность.
JUSTIFICATION OF CRITERIA FOR ESTIMATION OF TESTS FOR DETERMINING PROFESSIONAL PSYCHOPHYSICAL READINESS
Sergey Nikolaevich Zuev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian Customs Academy, Moscow; Akhmedzhan Ibragimovich Rakhmatov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Master of Sports of the USSR, honored worker ofphysical culture of the Russian Federation, department chairman, Vyacheslav Aleksandrovich Galkin, the senior teacher, Russian University Transport (MUT), Moscow
Annotation
The conducted researches made it possible to identify and substantiate a set of indicators and methods that promote the adaptation of both the central nervous system and the mechanisms of vegetative maintenance of higher nervous activity, as well as the complex interconnection of psychophysical functions in the process of professional activity.