УДК 364
DOI10.26425/1816-42 77-2019-6-168-172
Гонохов Анатолий Георгиевич
канд. ист. наук, ФГБОУ ВО «ГорноАлтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, Российская Федерация
e-mail: lenus9habarova@mail.ru
Домашова Елена Викторовна
ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «ГорноАлтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, Российская Федерация
e-mail: lenus9habarova@mail.ru
Курносова Ирина Юрьевна
ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «ГорноАлтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, Российская Федерация
e-mail: irisha_kurnosova@bk. ru
Gonokhov Anatoly
Candidate of Historical Sciences, Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia e-mail: lenus9habarova@mail.ru
Domashova Elena
Senior Lecturer, Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia e-mail: lenus9habarova@mail.ru
Kurnosova Irina
Senior Lecturer, Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia e-mail: irisha_kurnosova@bk.ru
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Аннотация. Рассмотрены некоторые аспекты законодательной базы, обеспечивающие право каждого человека на свободный доступ к спорту и физической культуре, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Отмечено, что на сегодняшний день растет интерес к адаптированным спортивным программам, которые ориентированы на людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Работа с этой категорией населения должна строиться на обеспечении профилактики, контроля, оценки, восстановления и безопасности спортсменов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, реализации страховых основ их социальной защиты; планировании затрат на подготовку спортсменов высшей квалификации и т. п. Ключевые слова: социальная защита, инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, физическая культура, спорт.
Цитирование: Гонохов А.Г., Домашова Е.В., Курносова И.Ю. Популяризация физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями//Вестник университета. 2019. № 6. С. 168-172.
THE POPULARIZATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS FOR PERSONS WITH DISABILITIES
Abstract. Some aspects of the legal framework, ensuring right of everyone to free access to sports and physical culture, including for persons with disabilities, have been considered. It has been noted, that for today there is a growing interest in adapted sports programs, which are aimed at people with disabilities and disabled people. Work with this category of the population should be based on ensuring prevention, control, assessment, restoration and safety of athletes with disabilities and disabled people; implementation of insurance bases of their social protection; planning of costs for training of athletes of the highest qualification, etc. Keywords: social protection, disabled persons, persons with disabilities, physical culture, sport.
For citation: Gonokhov A.G., Domashova E.V., Kurnosova I.Yu. The popularization of physical culture and sports for persons with disabilities (2019) Vestnik universiteta, I. 6, pp. 168-172. doi: 10.26425/18164277-2019-6-168-172
В Законодательстве о физической культуре и спорте одним из основных принципов является: обеспечение права каждого человека на свободный доступ к спорту и физической культуре как к обязательному условию развития нравственных, интеллектуальных и физических способностей личности, права на занятия спортом и физической культурой для всех категорий граждан и групп населения; содействие развитию спорта и физической культуры с лицами нуждающимися в социальной защите, в том числе с лицами с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов [1].
Привлечение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями к спорту в России - процесс трудоемкий и довольно продолжительный по времени, потому что несмотря на значительные паралимпийские достижения массовый спорт пока значимым в национальных масштабах социальным явлением назвать нельзя. Президент Российской Федерации (далее - РФ) В. В. Путин во время «Прямой линии», прошедшей 17 апреля 2014 г. признал, что развитие массового спорта для людей с ограниченными возможностями ранее фактически отсутствовало. Однако на фоне успехов паралимпийцев этой сфере нужно уделить самое пристальное внимание. В. В. Путин уточнил, что в данной сфере необходимо провести четкое разграничение полномочий
© Гонохов А.Г., Домашова Е.В., Курносова И.Ю., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
между муниципалитетами, регионами и федерацией. Прилагаются огромные усилия для развития спорта, строительства тренировочных баз особенно для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов [5].
Построение доступной социальной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья связано прежде всего с концепцией «равных возможностей», в рамках которой каждый человек должен чувствовать себя задействованным во всех сферах общественной жизни. Это, в свою очередь, означает, что стимулом к такому равенству является возможность доступа ко всей системе общественно-значимых услуг, среди которых мы выделяем и услуги учреждений спорта. Качество предоставления этих услуг оказывается немаловажным элементом адаптации инвалидов к физической культуре. На всех этапах здесь гарантируется использование специальных мер для удовлетворения потребностей людей с различными типами расстройств, включая сенсорные и умственные недостатки.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» одним из принципов адаптивного спорта декларируется доступность (ч. 4 ст. 31) [1]. Этот закон регулирует предоставление организационных основ адаптивного спорта, адаптивной физической культуры и доступности занятий спортом. В нем определяются лица, организации, несущие ответственность за развитие физкультурно-спортив-ной деятельности среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В законе отмечается, что «федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления организуют осуществление спортивных и физкультурных мероприятий с участием лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, создают адаптивные детско-юношеские спортивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки» [7, с. 234].
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» осуществляет общие обязанности по обеспечению доступности социальных услуг и объектов социальной инфраструктуры [2]. Применительно к сфере спорта способы реализации социальной защиты этих обязанностей уточняются рядом подзаконных актов. Некоторые из нормативных актов в большей степени носят рекомендательный характер. Но, тем не менее, только благодаря соблюдению этих рекомендаций возможен наибольший уровень доступности для инвалидов спорта. В местах проведения соревнований помимо прочего должны быть пар-ковочные места для размещения транспортных средств для маломобильных групп населения и инвалидов; а «собственник объекта спорта обязан предоставить во время подготовки и проведения соревнований свободный въезд на место проведения соревнований бесплатную стоянку транспортных средств маломобильных групп населения и инвалидов» [7, с. 235].
Для лиц, проходящих спортивную подготовку, из категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, утверждаются стандарты спортивной подготовки на федеральном уровне. Разрабатываются индивидуальные подходы к лицам этой категории, включающие в себя порядок выполнения спортивных и профессиональных мер, объемы, отдельные сроки, формы, виды, которые направлены на компенсацию нарушенных функций организма, восстановление, формирование, а также компенсацию способностей лиц с ограниченными возможностями здоровья к выполнению определенных видов деятельности согласно его индивидуальным особенностям [4].
Несомненно, большую значимость имеют спортивные игры с участием спортсменов-инвалидов. Наряду с Олимпийскими играми крупнейшим событием мирового спорта становятся Сурдлимпийские и Пара-лимпийские игры с постоянно растущим уровнем конкуренции. Участники Сурдлимпийских и Паралим-пийских игр достигают и увеличивают результаты своего спортивного мастерства, о чем свидетельствуют мировые рекорды [8]. Кроме того, в РФ для лиц с ограниченными возможностями здоровья действуют: Па-ралимпийское и сурдлимпийское движение России; международная специальная олимпиада. Главными направлениями которых являются: содействие развитию физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, укрепление международного сотрудничества, а также участие в Сур-длимпийских играх, Паралимпийских играх, Всемирных специальных олимпийских играх [1].
Бурный рост результатов в спорте людей с ограниченными физическими возможностями связан с тем, что ряд ведущих стран, в том числе и Россия, при подготовке к этим играм перешли на профессиональную основу. На специально созданных спортивных базах спортсмены проводят круглогодичные учебно-тренировочные сборы, на уровне Олимпийских игр призеров и чемпионов Паралимпийских игр стимулируют материально [8].
В образовательных учреждениях для обучающихся используют средства адаптивного спорта и адаптивной физической культуры с учетом состояния здоровья и индивидуальных способностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Адаптивный спорт для лиц с ограниченными возможностями с различными степенями патологии и нарушениями служит одним из наиболее эффективных средств комплексной реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество.
Развитие интереса к теме физической активности инвалидов не только привело к увеличению количества публикаций, но и повлияло на появление новых дисциплин, в том числе таких, как спортивное управление бизнесом. Для повышения интереса к данной деятельности предусматриваются специальные стипендии.
Следует особо подчеркнуть, что на сегодняшний день в государстве появился растущий интерес к адаптированным спортивным программам, которые ориентированы на людей с умеренными нарушениями, в том числе и инвалидов по общим заболеваниям. Главной идеей большинства подобных программ является спорт ради участия, а не ради победы. Организаторы программ создают условия для физической активности инвалидов, исходя из их индивидуальных особенностей. Во всех программах задействованы как профессионалы, так и волонтеры [6].
Несмотря на все достижения на уровне субъектов РФ данный вопрос по организации адаптивного спорта, адаптивной физической культуры и доступности занятий спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Алтай остается открытым. Так, представители Народного фронта, в ходе круглого стола в Горно-Алтайске отметили, что административный центр региона из года в год становится все более доступным для людей с инвалидностью. Вместе с тем нерешенных проблем еще достаточно много. Остро стоит вопрос привлечения к занятиям спортом спортсменов-инвалидов в муниципальных образованиях. Только в Онгудайском районе создана группа спортсменов-инвалидов по легкой атлетике, остальные муниципалитеты ссылаются на нехватку средств.
В Республике Алтай, как отмечает Л. Рыспаева, член регионального штаба движения Общероссийский народный фронт, специалист по социальной работе Республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, чемпионка России по триатлону для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, «спортсмены старше 18 лет ни за кем не закреплены, знаю это на собственном опыте. Пять лет я занимаюсь спортом, у меня нет тренера, тренировочного плана. На соревнования выезжаю самостоятельно с привлечением спонсорских средств. Получается, мы существуем сами по себе, не владеем информацией, когда, где и какие соревнования проводятся, а, чтобы участвовать в них, нужно своевременно заявиться» [11].
В постановлении об утверждении государственной программы Республики Алтай «Развитие физической культуры и спорта» от 12 апреля 2018 г. № 105 также отмечено, что существует проблема по отсутствию физкультурно-оздоровительного комплекса для лиц и спортсменов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом [3; 9].
Программа реализуется в рамках двух подпрограмм:
- Развитие физической культуры и массового спорта (сроки реализации подпрограммы 2019-2024 гг.);
- Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва (сроки реализации подпрограммы 2019-2024 гг.).
Одним из основных мероприятий государственной подпрограммы «Развитие физической культуры и массового спорта» является реализация проекта «Создание инфраструктуры для развития игровых видов спорта посредством строительства физкультурно-оздоровительного комплекса в городе Горно-Алтайске» [9, с. 15], а также к мерам государственного регулирования отнесены «обеспечение подготовки спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, в том числе среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов» [9, с. 16].
Одной из основных задач подпрограммы «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва» является: «развитие инфраструктуры физической культуры и спорта (в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов)» [9, с. 18]. Подпрограммой предусмотрено адресное финансовое обеспечение организаций, осуществляющих спортивную подготовку, на реализацию программ по спортивной подготовке в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки по базовым олимпийским, паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта [9].
Кроме того, для своевременного выявления талантливых в спорте детей с ограниченными возможностями здоровья и целенаправленной работы с ними в Республике Алтай необходимо создать адаптивный центр с финансированием, минимальным количеством штатных тренеров, знающих специфику работы с гражданами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Главными направлениями деятельности центра могут являться:
- систематический контроль состояния здоровья спортсменов с ограниченными физическими возможностями;
- оценка соответствия физических нагрузок с состоянием здоровья лиц и ограниченными возможностями;
- профилактика и лечение заболеваний и травм лиц и ограниченными возможностями;
- восстановление лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- медицинская классификация спортсменов [8].
Кроме того, вовлечение инвалидов в активную общественную жизнь должно учитывать возможности их потенциального участия, оценить которые могут профессионально подготовленные люди из числа работников учреждений спорта. Здесь тоже можно столкнуться с барьерами непонимания и социальной апатии, которые возникают при отсутствии знаний и ответственности лиц, вступающих в контакт с инвалидами.
На первый план здесь должно выйти качественно новое понимание роли учреждений спорта и физической активности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Выстроить эту работу можно с учетом следующих факторов:
- информирование общества о правах и вкладе инвалидов в общественное развитие;
- накопление знания о существующих и неудовлетворенных потребностях инвалидов;
- актуализация вопросов участия инвалидов в решении общественных вопросов; совершенствование вспомогательных средств и т. д. [10].
Таким образом, социальная защита спортсменов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов должна строиться на обеспечении профилактики, контроля, оценки, восстановления и безопасности спортсменов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; реализации страховых основ их социальной защиты; планировании затрат на подготовку спортсменов высшей квалификации и т. п. Безусловно, современные механизмы интеграции инвалидов имеют свои недостатки. Решение их возможно только при согласованной и системной работе, в которой отсутствуют ведомственные интересы, а образовательная и профессиональная траектории согласованы и системно организованы.
Библиографический список
1. Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018) от 04.12.2007 г. № 329-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультанПлюс» http://www. consultant.ru/cons (дата обращения: 15.03.2019).
2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультанПлюс» http://www. consultant.ru/cons (дата обращения: 15.03.2019).
3. Постановление об утверждении государственной программы Республики Алтай «Развитие физической культуры и спорта» от 12.04.2018 г. № 105 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http:// www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW916;n=33782#025582899060619724 (дата обращения: 15.03.2019).
4. Бегидов, М. В. Социальная защита инвалидов: учеб. пособие для академического бакалавриата / М. В. Бегидов, Т. П. Бе-гидова. - 2-е изд., перераб, и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 98 с.
5. Демьянова, А. В. Социальная политика в сфере защиты прав инвалидов в России [Электронный ресурс]: препринт WP3/2015/09 / А. В. Демьянова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - 50 с. - (Серия WP3 «Проблемы рынка труда»).
6. Исаков, Э. Развитие адаптивного спорта: организация, экономика, управление. Практикум / Э. Исаков. - М.: Издательское пиар-агентство Мост, 2010. - 148 с.
7. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи / Р. Н. Жаворонков, Н. В. Путила, О. Н. Владимирова и др.; Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации. - В 2-х ч. - М., 2015. - 555 с.
8. Медицинское обеспечение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся физической культурой и спортом: методические рекомендации. - М., 2014. - 111 с.
9. Развитие физической культуры и спорта в Республике Алтай [Электронный ресурс]//Официальный интернет-портал Республики Алтай. - Режим доступа: gov.altai-republic.com (дата обращения: 26.03.2019).
10. Спорт в системе реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие / сост. Е. А. Кузьмина, И. А. Ульянова, Л. В. Тхоржевская и др. - СПб: ЧОУ ВО «Институт специальной педагогики и психологии», 2015. - 127 с.
11. Эксперты ОНФ в Республике Алтай обсудили вопросы доступности занятий спортом для людей с ОВЗ / Звезда Алтая. -Режим доступа: https://zvezdaaltaya.ru/2018/05/16/yeksperty-onf-v-respublike-altay-obsud/ (дата обращения: 25.03.2019).
References
1. Federal'nyi zakon «О fisicheskoi culture i sporte v Rossiiskoi Federatsii» ot 04.12.2017 g. № 329-FZ (red. ot 27.12.2018 g.) [The Federal Law «Onphysical culture and sport in the Russian Federation» dated December 4, 2007№ 329-FZ (add. on December 27, 2018)]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» http://www.consultant.ru/cons (accessed 15.02.2019).
2. Federal'nyi zakon «0 sotsial'noi zashchite invalidov v Rossiiskoi Federatsii» ot 24.11.1995 g. № 181-FZ (red. ot 29.07.2018 g.) [The Federal law «On social protection of disabled people in the Russian Federation» dated November 24, 1995 № 181-FZ (add. on July 29, 2018)]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» http://www.consultant.ru/cons (accessed 15.02.2019).
3. Postanovlenie ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Respubliki Altai "О razvitii fisicheskoi cultury i sporta" ot 12.04.2018 g. № 105 [Resolution on approval of the state program of the Republic of Altai «Development of physical culture and sports» dated April 12. 2018 № 105]. - Available at: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLA W916;n=33782#025582899060619724 (accessed 25.04.2019).
4. Begidov M. V. Sotsial'naya zashchita invalidov: studies. Handbook for academic bachelor's [Social protection of disabled people]. M.: izdatelstvo Yurayt, 2018. 98 p.
5. Dem'yanova A. V. Sotsial'naya politika v sfere zashchity prav invalidov v Rossii [Social policy in the sphere ofprotection of the rights of people with disabilities]. M.: Izd. Dom Vysshcheii shkoly ekonomiki, 2015. 50 p. (seriya WP3 «Problemy rynka truda»).
6. Isakov E. Rasvitie adaptivnogo sporta [Development of adaptive sports]. M.: Izdatel'skoe piar-agentstvo Most, 2010. 148 p.
7. Metodicheskoe posobie dlya obucheniya sotrudnikov uchrezhdenii MSE i drugikh organizatsii po voprosam obespecheniya dostupnosti dlya invalidov uslug I ob''ektov, na kotorykh oni predostavlyayutsya, okazaniya pri etom neobhodimoi pomoshchi [Methodical manual for training (instructing) employees of ITU institutions and other organizations on ensuring accessibility for disabled people of services andfacilities where they are provided, while providing the necessary assistance]. M, 2015. 555 p.
8. Metodicheskoe obuchenie invalidov i lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Medical support of disabled persons and persons with disabilities engaged in physical culture and sports: guidelines]. M.: 2014. 111 p.
9. Razvitie fizicheskoi kul'tury i sporta v Respublike Altay [Development of physical culture and sports in the Republic of Altai]. Officialnya Internet portal Respubliki Altai [Official Internet portal of the Republic of Altai]. Available at: gov.altai-republic. com (accessed 26.03.2019).
10. Sport v sisteme reabilitatsii lyudei s ogranichennymi vopmozhnostyami zdorov'ya [Sport in the system of rehabilitation ofpeople with disabilities]. St.-Petersburg: CHOU VO «Institut specialnoy pedagogiki i psychologii», 2015. 127 p.
11. Eksperty ONF v Respublike Altai obsudili voprosy dostupnosti zanyatii sportom dlya lyudei s OVZ [Onf experts in the Republic of Altai discussed the availability of sports for people with disabilities]. Zvezda Altaya. Available at: https://zvezdaaltaya. ru/2018/05/16/yeksperty-onf-v-respublike-altay-obsud/ (accessed 25.03.2019).