УДК 376.2:796.01
ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ СЕНСОРНЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Р.В. Рогова - старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры и спорта Горно-Алтайский государственный университет Горно-Алтайск
PHYSICAL REHABILITATION AND SOCIAL ADAPTATION OF PERSONS WITH LIMITED SENSORIAL CAPABILITIES
R.V. Rogova - Senior Lecturer of department of Theory and Methods of Physical Culture and Sport Gorno-Altai State University Gorno-Altaisk
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: физическая реабилитация, социальная адаптация, лица с ограниченными сенсорными возможностями.
Аннотация. «Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантирует инвалидам право на достойную и полноценную жизнь, создание такой инфраструктуры, которая снимает барьеры между инвалидами и здоровыми людьми. Однако в настоящее время равенство прав носит преимущественно декларативный характер по причине отсутствия реальных условий их практической реализации. Несмотря на богатый фонд имеющихся научно-методических разработок по адаптивной физической культуре (особенно, в области лечебного и образовательного направлений), приходится констатировать отсутствие трудов, посвященных разработке программ физической реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными сенсорными возможностями.
Key words: physical rehabilitation, social adaptation, persons with limited sensorial capabilities.
Abstract. «Federal Law on Social Protection of Invalids in the Russian Federation» guarantees invalids the right to a dignified and fulfilling life, the creation of such infrastructure, which removes the barriers between disabled and healthy people. Currently, however, equality of rights is mainly a declarative character because of the lack of real conditions of their implementation. Despite a rich fund of available scientific and methodical developments of adaptive physical culture (especially in the field of medical and educational areas), we must note the lack of works devoted to the development of physical rehabilitation and social adaptation of persons with limited sensorial capabilities.
В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста инвалидности среди населения, в связи с этим особую значимость приобретает проблема социальной реабилитации и адаптации лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов, но и их интеграции в социум. Интеграция в общество человека с ограниченными возможностями здоровья предполагает предоставление ему не только прав, но и реальных возможностей
участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая занятия физическими упражнениями и спортом наравне с остальными гражданами. В этой связи государство создаёт федеральные и региональные программы, реализует пилотные проекты, направленные на развитие адаптивного спорта. В законодательной базе Российской Федерации появляются документы, уравнивающие права инвалидов и людей, не имеющих ограничений в состоянии здоровья («Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года, с изменениями от 6 января 1999 года принят Государственной Думой), определяющие весь комплекс поддержки жизнедеятельности инвалидов - медицинской, социальной и профессиональной. Закон гарантирует российским инвалидам право на достойную и полноценную жизнь, создание такой инфраструктуры, которая снимет барьеры между инвалидами и здоровыми людьми.
Однако в настоящее время это равенство прав носит преимущественно декларативный характер по причине отсутствия реальных условий их практической реализации, которое во многом обусловлено недостаточной научно-практической разработанностью проблемы управления развитием адаптивного спорта в регионах России.
Несмотря на богатый фонд имеющихся научно-методических разработок по адаптивной физической культуре (особенно, в области ее лечебного и образовательного направлений), приходится констатировать практически полное отсутствие трудов, посвященных проблеме спортивной подготовки представителей различных нозологических групп, в полной мере учитывающей специфику их диагноза [5].
Концепция независимой жизни - обеспечения условий «равной личности» - рассматривает человека с физическими и интеллектуальными отклонениями в развитии не с точки зрения его патологии, а преимущественно в свете обеспечения его гражданских прав, адекватное устранение материальных и социально-психологических барьеров окружающей среды. В последнее время исследователи все больше склоняются к мнению, что психомоторные осложнения-нарушения являются не только следствием инвалидности и зачастую коренятся в особенностях общественной организации жизни [2].
Интеграция инвалидов в общество невозможна без их собственной консолидации. Только на этом пути могут быть учтены социально-политические, общеэкономические возможности и адаптационная специфика различных категорий инвалидов. Проблемы психологии личности и формирование ее социальной мобильности являются центральными для научно-практической концепции социальной реабилитации инвалидов [4].
Целевой установкой концепции является интеграция личности инвалида в общество, методологически в ее основе лежит принцип воспитания (восстановления) социально значимых качеств личности (достижение самодостаточного уровня реабилитированности), педагогически - программа элементарной реабилитации, методически - принцип самостоятельности или активной адаптации.
В основу нашей программы была заложена целевая установка концепции - физическая реабилитация лиц с ограниченными сенсорными возможностями и их социальная адаптация посредством приобретения знаний, мотивационных установок и навыков по компенсации недостающих функций в процессе занятий гимнастическими упражнениями (рис. 1.).
Цель как категория теории и методики физической культуры и спорта и основной элемент - педагогически детерминированное представление о социально обусловленных конечных, этапных и промежуточных результатах учебно-воспитательного процесса.
Целевая установка концепции - физическая реабилитация лиц с ограниченными сенсорными возможностями и их социальная адаптация посредством приобретения знаний, мотивационных установок и навыков по компенсации недостающих функций.
Целевой компонент
Содержательный компонент
Психолого-педаго гиче ские компетенции педагога-тренера
Формы работы:
учебно-тренировочные занятия, индивидуальные и групповые занятия, соревнования.
Упражнения основной и спортивной гимнастики
^^ ''^Методы: общепеда-^ гогические специфические, научно-исследовательской деятельности.
Организационно -исполнительный компонент
Этапы:
► аналитический;
► формирующий; р езультирующий.
Виды деятельности:
информационно-аналитическая, оздоровительно-рекреативная, физкультурно-спортивная, социально-педагогическая, психолого-педагогическая, организационно -управленческая.
Оценочно-аналитический компонент
Цель: повышение уровня развития физических качеств реабили-тантов средствами гимнастики
Задачи: воспитание мотивации на здоровье, и расширение возможностей организма реабилитантов; совершенствование жизненно необходимых двигательных навыков и умений, обучение новым видам движений и двигательным действиям; реализация системы медицинских мероприятий по охране здоровья реабилитан-тов (диспансеризация); воспитание толерантности реабилитантов; воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями; профилактика заболеваний.
Принципы:
дидактические: доступности, постепенности, цикличности, систематичности, самостоятельности и
активности, последовательности; специфические: учёт отклонений в развитии физических качеств, сенсорных анализаторов реабили-танта; целенаправленность реабилитации, сочетание двигательного и интеллектуального развития реаби-литанта; индивидуализации программы; этапности; учёт адекватности нагрузок и эффективности; комплексности.
Оценка эффективности: удовлетворенность деятельностью педагога-тренера, качеством организации и эффективностью учебно-тренировочных занятий; эмоциональный комфорт всех участников учебно-тренировочного процесса; сохранение физического и психического здоровья реабилитантов; положительная социально-психологическая адаптация реабилитантов к
условиям учебно-тренировочных занятий; включенность реабилитантов в различные виды спортивной деятельности.
Результат: обеспечение возможности выбора форм и средств учебно-тренировочных занятий; усиление дифференциации посредством индивидуализированных программ и графиков учебно-тренировочных занятий с учётом особенностей и способностей реабилитантов; обеспечение базовой подготовки реабилитантов по основным направлениям применения гимнастических упражнений;
обеспечение освоения техники соревновательных гимнастических упражнений, и реализация результатов обучения в условиях соревнований;
обеспечение открытости системы занятий для реабилитантов и общественности.
Рис. 1. Основные элементы и структура организации программы физической реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными сенсорными возможностями
Цель программы физической реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными сенсорными возможностями - повышение уровня развития физических качеств реабилитантов средствами гимнастики - достигается в результате решения следующих задач: воспитание мотивации на здоровье и расширение возможностей организма реабилитан-тов; совершенствование жизненно необходимых естественных двигательных навыков и умений, обучение новым видам движений и двигательным действиям; реализация системы медицинских мероприятий по охране здоровья реабилитантов (диспансеризация); воспитание толерантности реабилитантов; использование результатов эксперимента в работе педагогов АФК; мониторинг здоровья реабилитантов; воспитание устойчивого интереса и привычки к
систематическим занятиям физическими упражнениями; сохранение здоровья реабилитантов и профилактика заболеваний.
Целевая ориентация учебно-тренировочного процесса призвана отразить педагогически адаптированное представление об ожидаемых результатах реализации данного процесса с учетом специфики форм его организации для лиц с ограниченными сенсорными возможностями.
У лиц с ограниченными сенсорными возможностями существенно снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора, наиболее ущербного в своем развитии вследствие зрительного дефекта. Статическое чувство корректируется участием слухового и проприоцептивного анализаторов, мышечной чувствительности рук, ног, рецепции стоп. Основное значение статической чувствительности проявляется в сохранении равновесия и пространственной ориентировке. Повышение статической чувствительности является компенсаторной реакцией на потерю зрения. Активизация двигательного анализатора ведет к увеличению роли мышечно-суставного чувства в структуре познавательной деятельности за счет не только его тренировки, но и повышения эффекта сенсибилизации. Кинестетические ощущения повышают двигательные рабочие функции и осуществляют контрольные функции.
Использование физических упражнений в системе реабилитационных мероприятий связано с определенными требованиями, которые лимитируются специфическими особенностями контингента занимающихся. Это, в первую очередь, специфика заболеваний, психической сферы, определяемая отсутствием зрения, и специфика самой двигательной деятельности [6].
При разработке программы учитывается одно из главных методических положений в развитии и совершенствовании координационных способностей - о наиболее оптимальном сочетании координационных упражнений с заданиями по совершенствованию физических качеств.
В основе системной реабилитационной программы лежат принципы: дидактические: доступности, постепенности, цикличности, систематичности, самостоятельности и активности, последовательности; специфические: учёт отклонений в развитии физических качеств, сенсорных анализаторов реабилитанта; целенаправленность реабилитации, сочетание двигательного и интеллектуального развития реабилитанта; индивидуализации программы; этап-ности; адекватности нагрузок и эффективности; комплексный характер реабилитации [7], к которым необходимо добавить следующие условия:
• заинтересованность общества в социальной реабилитации и интеграции личности инвалида; оперативное выявление и включение каждого нуждающегося в организованные формы реабилитации;
• готовность человека поддерживать и развивать удовлетворяющий его уровень реабилитации [1].
Двигательно-мышечные ощущения лежат в основе познания окружающей действительности, с их помощью в сознании человека отражаются пространственные и количественные особенности предмета. Совершенствование физической активности, обучение моторным навыкам и повышение тренированности - одна из составляющих социально значимого будущего результата, включающего надежды, отношения и деятельность - гибкую подстройку под реальные возможности индивида, - обучение приемам адаптации к постоянно изменяющимся условиям среды, а также получение положительных эмоций в процессе обучения и тренировок [2].
Считается, что любое физическое упражнение в какой-то мере используется в этих целях. Но у инвалидов и людей с отклонениями в здоровье имеются настолько значительные нарушения при включении в движение, координации движений и сохранении равновесия, что восстановить их общими упражнениями не удается. Поэтому необходимы специальные упражнения для коррекции и компенсации данных нарушений [3].
Особенности упражнений основной и спортивной гимнастики позволяют последовательно решать задачи общей физической подготовки, гармонически развивать двигательные способности занимающихся, способствовать эффективному решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Оценочно-аналитический компонент составляют:
- оценка эффективности - удовлетворенность деятельностью педагога-тренера, качеством организации и эффективностью занятий; эмоциональный комфорт всех участников учебно-тренировочного процесса; сохранение физического и психического здоровья реаби-литантов; положительная социально-психологическая адаптация реабилитантов к условиям занятий; включенность реабилитантов в различные виды спортивной деятельности;
- результат - обеспечение возможности выбора форм и средств учебно-тренировочных занятий; усиление дифференциации посредством индивидуализированных программ и графиков учебно-тренировочных занятий с учётом особенностей и способностей реабилитантов; обеспечение базовой подготовки реабилитантов по основным направлениям применения гимнастических упражнений; обеспечение освоения техники соревновательных гимнастических упражнений, и реализация результатов обучения в условиях соревнований; обеспечение открытости системы занятий для реабилитантов и общественности.
Исследовательская работа в ходе реализации программы реабилитации может быть условно разделена на этапы:
1 этап - аналитический. Изучение психолого-педагогической и научной литературы по теме исследования, констатирующий эксперимент, обработка его результатов.
2 этап - формирующий. Сбор фактического материала в процессе реализации задач всех этапов программы реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными сенсорными возможностями, анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов, систематизация полученных данных и их теоретическое обоснование.
3 этап - структурирование работы - определение последовательности изложения теоретического и практического материала, деление его по отдельным главам и параграфам, соразмерность в их изложении, разработка методических рекомендаций, их научное и практическое обоснование.
Новое мышление в общественной сфере, гуманитаризация и гуманизация образования, выдвижение на передний план таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, личность, телесная и духовная культуры: осознание обществом значимости двигательной активности для инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями; положительный отечественный и зарубежный опыт использования двигательной активности в целях физической, психической, культурной, социальной, бытовой, трудовой адаптации и интеграции инвалидов в общество; потребность в создании научной базы для развития физкультурного образования инвалидов, рассчитанного на систематическую заботу о собственном здоровье, двигательную адаптацию к изменяющимся условиям окружающей среды, взаимосвязь адаптационных процессов со всеми сферами жизнедеятельности; понимание необходимости научного осмысления адаптивной физической культуры как социокультурного явления, создания ее методологии, разработки образовательных программ для подготовки специалистов по работе с инвалидами, определили ряд позитивных факторов, имеющих существенное значение для становления и развития адаптивной физической культуры. Неразработанность этих проблем ставит их решение в число первостепенных и актуальных, имеющих государственное значение [8].
Литература
1. Агеев, Е.Д. Концепция социальной реабилитации слепых в современных условиях / Е.Д. Агеев // Материалы региональной научно-практической конференции. - Н. Новгород : НГПУ, 2005. - 189 с.
2. Дмитриев, В.С. Адаптивная физическая реабилитация в содержательном, структурном и организационном аспектах / В.С. Дмитриев // Вестник спортивной науки. - 2003. - № 1. - С. 39-41.
3. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура : учебное пособие // С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. -М. : Советский спорт, 2000. - 239 с.
4. Литвак, А.Г. Эмоциональные состояния ослепших. Современные тенденции развития системы специального образования / А.Г. Литвак // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения : материалы Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена / под ред. Е.М. Папина. - М. : Логос, 1997. - С. 87-89.
5. Махов, А.С. Проблемы управления развитием адаптивного спорта в России / А.С. Махов, О.Н.Степанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12. - С. 67-71.
6. Методические основы двигательной реабилитации инвалидов по зрению / В. А. Булкин, В.Н. Брез-жунов, Е.Н. Ершова, Г.Н. Кондрашова, С.Н. Мишарина, В.А. Фомин // Двигательная активность, оценка физического состояния детей и молодежи : сб. науч. трудов. - СПб. : НИИФК, 1996. - C. 104-110.
7. Физическая реабилитация : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по Государственному образовательному стандарту 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура) / под ред. С.Н. Попова. - 5-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, -2008. - 602 с.
8. Шапкова, Л.В. Адаптивная физическая культура : методология и развитие в сфере высшего профессионального образования [Электронный ресурс] / Л.В. Шапкова. - Режим доступа: http://www. twirpx.com/file/82715/.
Literature
1. Ageev, E.D. The concept of social rehabilitation of the blinds in the modern conditions / E.D. Ageev // Materials of regional scientific-practical conference. - N. Novgorod: NGPU, 2005. - 189 p.
2. Dmitriev, V.S. Adaptive physical rehabilitation of content, structural and organizational aspects / V.S. Dmitriev // Vestnik of sports science. - 2003. - № 1. - P. 39-41.
3. Evseev, S.P. Adaptive physical culture : training manual // S.P. Evseev, L.V. Shapkova. - Moscow : Soviet Sport, 2000. - 239 p.
4. Litvak, A.G. Emotional states of blinded. Modern trends of special education system's development / A.G. Litvak // Diagnostics, development and correction of sensorial area of persons with impairment of vision : materials of International. Scientific-pedagogical Conf. of visual impairment specialists and blind teachers, dedicated to 200 anniversary of RGPU named after A.I. Gertsen / under the editorship of E.M. Papin. - M. : Logos, 1997. - P. 87-89.
5. Makhov, A.S. Problems of development management of adaptive sport in Russia / A.S. Makhov, O.N. Stepanova // Proceedings of the University named after P.F. Lesgaft. - 2009. - № 12. - P. 67-71.
6. Methodical bases of motor rehabilitation of visually impaired people / V.A. Bulkin, V.N. Brezzhunov, E.N. Ershova, G.N. Kondrashova, S.N. Misharina, V.A. Fomin // Motor activity, evaluation of the physical state of children and youth : Collection of scientific works. - SPb. : NIIFK, 1996. - P. 104-110.
7. Physical rehabilitation : a textbook for university students enrolled in the state educational standards 022500 "Physical culture for persons with disabilities in health status" (Adaptive physical culture) / under the editorship of S.N. Popova. - 5 - ed. - Rostov on-Don : Feniks, 2008. - 602 p.
8. Shapkova, L.V. Adaptive physical culture : methodology and development in the field of higher education [Electronic resource] / L.V. Shapkova. - Mode of access: http://www. twirpx.com/file/82715/.
Статья поступила в редакцию 13.05.2010 г.