Научная статья на тему 'Развитие адаптивного спорта в Российской Федерации на современном этапе (статистический анализ)'

Развитие адаптивного спорта в Российской Федерации на современном этапе (статистический анализ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
5207
443
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / ADAPTIVE SPORTS / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / GOVERNMENT PROGRAMS / ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ / THE NUMBER INVOLVED / УЧРЕЖДЕНИЯ АДАПТИВНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / СПОРТСМЕНЫ РАЗНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП / ATHLETES FROM DIFFERENT NOSOLOGICAL GROUPS / ESTABLISHMENT OF ADAPTIVE SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Никифорова О.Н., Чешихина В.В.

В статье рассматривается развитие адаптивного спорта в Российской Федерации в соответствии с целевыми показателями государственных программ, которые заключаются в численности лиц с ограниченными возможностями, систематически занимающихся физической культурой и спортом, количестве спортивно-адаптивных учреждений и их доступности. Также в статье приводятся данные о численности спортсменов с ограниченными возможностями на различных этапах подготовки и выполнения ими квалификационных нормативов в различных направлениях адаптивного спорта, анализируются данные о численности тренеров-преподавателей, обеспечивающих спортивную подготовку лиц с ограниченными возможностями. Целью исследования было изучение развития адаптивного спорта в Российской Федерации на основе анализа статистических данных. выявлено, что в целом тенденции развития адаптивного спорта в России позитивны. Задачи развития адаптивного спорта рассматриваются на всех уровнях государственной власти, повышается внимание в целом ряде регионов, увеличивается количество видов адаптивного спорта, увеличивается количество спортсменов высшего спортивного мастерства, увеличивается количество специализированных адаптивно-спортивных школ, центров подготовки паралимпийцев и сурдлим-пийцев, увеличивается количество проводимых соревнований. К Паралимпийским играм 2016 года в Рио-де-Жанейро необходимо увеличить количество спортсменов, способных бороться за медали в большом количестве дисциплин, особенно медалеёмких легкой атлетике, плавании, велоспорте, настольном теннисе, пауэрлифтинге, дзюдо, пулевой стрельбе, фехтовании и стрельбе из лука. Нашим спортсменам необходимо принять участие в соревнованиях по баскетболу на колясках, бочча, волейболу сидя (женщины), гандболу, конному спорту, парусному спорту, регби на колясках, теннисе на колясках, футболе 5x5, в которых на Паралимпиаде в Лондоне они не принимали участие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ADAPTIVE SPORT IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE (STATISTICAL ANALYSIS)

The article discusses the development of adaptive sport in the Russian Federation in accordance with the target indicators of public programs, which consist in the number of disabled people regularly engaged in physical culture and sports, the number of sports-adaptive institutions and their availability. The article also presents data on the number of athletes with disabilities at various stages of preparation and fulfilling the qualifying standards in the various areas of adaptive sports and analyzes data on the number of coaches providing sports training for people with disabilities. The aim of the study was to investigate the development of adaptive sport in the Russian Federation on the basis of statistical data analysis. It is revealed that overall trends in the development of adaptive sports in Russia is positive. Problems of development of adaptive sport are considered at all levels of government, increased attention in a number of regions, increases the number of types of adaptive sports, an increasing number of athletes of the highest sports skill, the number of specialized adaptive sports schools, training centers Paralympic and deaf athletes, increasing the number of competitions. For the Paralympic games 2016 in Rio de Janeiro it is necessary to increase the number of athletes able to compete for medals in a large number of disciplines, especially medulienka athletics, swimming, Cycling, table tennis, powerlifting, judo, shooting, fencing and archery. Our athletes need to participate in the competitions in wheelchair basketball, boccia, sitting volleyball (women), handball, equestrian, sailing, wheelchair Rugby, wheelchair tennis, football 5x5, in which at the Paralympics in London did not take part.

Текст научной работы на тему «Развитие адаптивного спорта в Российской Федерации на современном этапе (статистический анализ)»

УДК 796.035

РАЗВИТИЕ АДАПТИВНОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

О. Н. Никифорова, кандидат педагогических наук, доцент,

В. В. Чешихина, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева», г. Москва.

Контактная информация для переписки: 143898, Россия, Московская область, г. Железнодорожный, ул. Жилгородок, д. 5а, кв. 9; e-mail: olganikiforova2014@yandex.ru

В статье рассматривается развитие адаптивного спорта в Российской Федерации в соответствии с целевыми показателями государственных программ, которые заключаются в численности лиц с ограниченными возможностями, систематически занимающихся физической культурой и спортом, количестве спортивно-адаптивных учреждений и их доступности. Также в статье приводятся данные о численности спортсменов с ограниченными возможностями на различных этапах подготовки и выполнения ими квалификационных нормативов в различных направлениях адаптивного спорта, анализируются данные о численности тренеров-преподавателей, обеспечивающих спортивную подготовку лиц с ограниченными возможностями.

Целью исследования было изучение развития адаптивного спорта в Российской Федерации на основе анализа статистических данных.

Выявлено, что в целом тенденции развития адаптивного спорта в России позитивны. Задачи развития адаптивного спорта рассматриваются на всех уровнях государственной власти, повышается внимание в целом ряде регионов, увеличивается количество видов адаптивного спорта, увеличивается количество спортсменов высшего спортивного мастерства, увеличивается количество специализированных адаптивно-спортивных школ, центров подготовки паралимпийцев и сурдлим-пийцев, увеличивается количество проводимых соревнований.

К Паралимпийским играм 2016 года в Рио-де-Жанейро необходимо увеличить количество спортсменов, способных бороться за медали в большом

направленности, групп.

количестве дисциплин, особенно медалеёмких - легкой атлетике, плавании, велоспорте, настольном теннисе, пауэрлифтинге, дзюдо, пулевой стрельбе, фехтовании и стрельбе из лука. Нашим спортсменам необходимо принять участие в соревнованиях по баскетболу на колясках, бочча, волейболу сидя (женщины), гандболу, конному спорту, парусному спорту, регби на колясках, теннисе на колясках, футболе 5x5, в которых на Паралимпиаде в Лондоне они не принимали участие.

Ключевые слова: адаптивный спорт; государственные программы; численность занимающихся; учреждения адаптивно-спортивной спортсмены разных нозологических

ВВЕДЕНИЕ. Одним из приоритетных направлений социально-экономических, социально-культурных и гуманистических преобразований в нашей стране является обеспечение полного участия лиц с ограниченными возможностями во всех сферах жизни общества, включая занятия физической культурой и спортом.

На сегодняшний день инновационным и эффективным механизмом, способствующим более полной интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество, является адаптивный спорт [1, с. 417; 2, с. 7; 4; 14, с. 70].

Более отчетливо интегративная функция проявляется в спорте высших достижений, где спортивные результаты спортсменов с ограниченными возможностями достигаются на пределе человеческих возможностей, а их социальная активность заключается в использовании мобилизационных механизмов тренировочно-соревновательной деятельности, проявляющейся в рациональной организации своего образа

жизни, целеустремленности, собранности, быстроте оценки ситуации и принятия решения и др.

На протяжении последних десятилетий адаптивный спорт динамично развивается, увеличивается количество лиц с ограниченными возможностями, занимающихся спортом, развиваются новые виды адаптивного спорта, растет количество соревнований, число победителей и призеров Паралимпийских, Сурдлимпийских игр и Специальной олимпиады [2, с. 116; 4; 14, с. 72].

В Российской Федерации масштабы, роль и значение адаптивного спорта значительно возросли благодаря государственным программам развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. Россия стала одним из мировых лидеров Паралимпий-ского и Сурдлимпийского движения как по организации самых грандиозных Паралимпийских и Сурдлимпийских спортивных мероприятий, так и по количеству побед, одержанных отечественными спортсменами с ограниченными возможностями.

В то же время, по мнению ученых Ф. П. Суслова, В. Л. Сыча, Б. Н. Шустина (1995), в основу концепции па-ралимпийской и сурдлимпийской подготовки должен быть положен принцип пропорциональности [12, с. 234]. Пропорциональность развития паралимпийских видов спорта является одним из важнейших критериев эффективности не только планирования, но и управления системой подготовки спортсменов с ограниченными возможностями в целом.

Цель исследования - изучить развитие адаптивного спорта в Российской Федерации на основе анализа статистических данных.

В исследовании применялись следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, анализ и обобщение документальных материалов, статистических справочников, данных инернет-сайтов, методы математической статистики.

Результаты и их обсуждение. За последние годы количество лиц с ограниченными возможностями, занимающихся физической культурой и спортом, увеличилось почти в 3 раза с 224 тысяч человек в 2009 году до 647 тысяч человек в 2014 году (табл. 1) [7, 8, 9, 10].

В Федеральной программе установлен целевой показатель, в соответствии с которым к 2020 году планируется увеличить долю лиц с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 2,5 миллиона че-

ловек, что должно составить 20 % от общего количества лиц с ограниченными возможностями [11].

Для выполнения государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» необходимо увеличивать количество занимающихся ежегодно на 357 тысяч человек [13]. Из приведенных данных в таблице 1 видно, что прирост лиц с ограниченными возможностями, систематически занимающихся физической культурой и спортом, происходит медленно, и целевые показатели, предусмотренные программой, могут быть не достигнуты.

Недостаточный прирост количества лиц с ограниченными возможностями, систематически занимающихся адаптивной физической культурой и адаптивным спортом, обусловлено недоступностью спортивных объектов. Так, в России из 276652 спортивных сооружений для лиц с ограниченными возможностями доступны только 59297, что составляет 21 % (в 2013 г. - 18 %), т. е. 79 % спортивных сооружений остаются недоступными для лиц с ограниченными возможностями [10].

В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями, регулярно занимающихся адаптивной физической культурой и адаптивным спортом, составляет 303 тысячи человек, что составляет 40 % от общего количества детей с ограниченными возможностями. По сравнению с 2011 годом количество детей с ограниченными возможностями увеличилось почти в 4 раза: на 74 тыс. человек (13 %), и превысило более чем в 2 раза показатель целевого индикатора государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы [6, 10]. Такая динамика объясняется тем, что почти все дети с ограниченными возможностями находятся в специальных образовательных коррекционных учреждениях и учреждениях социальной защиты, в которых легче организовывать и внедрять спортивные программы и проекты.

Во многих субъектах Российской Федерации большое внимание уделяется развитию адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. За последние пять лет число субъектов Российской Федерации, в которых развивают адаптивную физическую культуру и адаптивный спорт, увеличилось с 15 до 42.

Наиболее активно адаптивный спорт развивается в Республиках Башкортостан, Татарстан и Дагестан, в Пермском, Алтайском и Красноярском крае,

Таблица 1

Численность занимающихся адаптивной физической культурой и адаптивным спортом в России (20092014 гг.)

Кол-во 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Всего по стране (чел.) 224000 256161 +32161* 306950 +50789* 378242 +71292* 458471 +80229* 646757 +188286*

Процент к общему числу инвалидов в стране 1,72% 1,96% 2,32% 2,87% 3,52% 4,97%

Примечание: *прирост численности лиц с ограниченными возможностями.

Ханты-Мансийском автономном округе, в Брянской, Иркутской, Московской, Нижегородской, Омской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тамбовской, Тульской, Тюменской, Челябинской области, в городах Москве и Санкт-Петербурге [4].

Так, в Красноярском крае, Тамбовской области, Краснодарском крае, в Башкортостане, Новосибирской, Кировской и Сахалинской области, Республике Марий Эл, Пермском крае, Удмуртской Республике, Саратовской области принят закон о развитии физической культуры, в котором есть специальные статьи об адаптивной физической культуре [4].

В настоящее время в 35 субъектах Российской Федерации функционируют учреждения спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту, а в 27 субъектах при детско-юношеских спортивных школах открыты отделения по адаптивной физической культуре и спорту [4].

Динамика количества учреждений спортивно-адаптивной направленности в Российской Федерации с 2009 года представлена в таблице 2.

Из таблицы 2 видно, что прослеживается увеличе-

ние учреждений спортивно-адаптивной направленности с 2009 года. К 2014 году значительно увеличилось количество отделений по адаптивному спорту при детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) и детско-юношеских школах олимпийского резерва (ДЮШОР) до 416. Появилась 31 детско-юношеская спортивно-адаптивная школа (ДЮСАШ) и 2 Специализированные детско-юношеские спортивно-адаптивные школы (СДЮСАШ). Сегодня детские спортивно-адаптивные школы функционируют только в 15 регионах, а должны работать во всех регионах.

В настоящий момент только в 10 субъектах страны созданы 29 центров для подготовки профессиональных спортсменов с ограниченными возможностями. До 2013 года подготовка спортсменов с ограниченными возможностями для сборных команд страны осуществлялась на базе 4 Федеральных центров для подготовки спортсменов - «Озеро Круглое», «Новогорск», «Руза», «Юг-Спорт». В 2014 году был открыт специализированный Федеральный центр подготовки спор-тсменов-паралимпийцев и сурдлимпийцев база «Ока», а также появились 29 спортивных учреждений по спор-

Таблица 2

Количество учреждений спортивно-адаптивной направленности в России (2009-2012, 2014 гг.)

Показатель 2009 2010 2011 2012 2014

Всего 1975 2428 3821 4141 5205

СДЮСАШ - - 3 1 2

ДЮСШ 164 124 368 365 416

СДЮШОР - - 111 129

ДЮСАШ - - 10 14 31

Физкультурно-спортивные клубы инвалидов 414 398 574 434 397

Центры спортивной подготовки инвалидов - - - - 29

Федеральные центры спортивной подготовки - - - - 4

Федеральные центры спортивной подготовки инвалидов - - - - 1

Спортивные учреждения по спорту инвалидов - - - - 29

Другие организации, занимающиеся АФК и спортом 1397 1906 2755 3198 4296

Категории спортсменов-инвалидов Год Спортивно-оздоровительный этап Этап начальной подготовки Учебно-тренировочный этап Этап спортивного совершенствования Этап высшего спортивного мастерства Всего

Интеллектуальные нарушения 2012 218780 2936 931 19 11 222677

2014 29316 4752 1611 38 24 35741

Нарушения зрения 2012 10707 1645 763 144 188 13447

2014 11325 2081 1247 298 229 15180

Нарушения слуха 2012 19058 4219 2720 570 454 27021

2014 18804 5842 3425 733 487 29291

Нарушения опорно-двигательного аппарата 2012 27873 3258 2315 782 603 34777

2014 29096 5280 2647 796 573 38392

Таблица 3

Численность лиц с ограниченными возможностями, занимающихся адаптивным спортом в РФ по этапам

подготовки (2012 и 2014 гг.)

ту инвалидов [10]. Однако проблема обеспечения всех желающих лиц с ограниченными возможностями заниматься в спортивно-адаптивных учреждениях полностью не решена.

Данные о численности лиц с ограниченными возможностями в учреждениях спортивно-адаптивной направленности в 2012 и 2014 г. по этапам подготовки представлены в таблице 3.

Анализ данных о численности лиц с ограниченными возможностями, занимающихся адаптивным спортом, за последние годы позволяет сделать заключение о том, что одновременно с увеличением количества занимающихся адаптивным спортом в целом увеличивается количество спортсменов с ограниченными возможностями по этапам подготовки. Так, большее количество лиц с ограниченными возможностями систематически занимается физической культурой и спортом на спортивно-оздоровительном этапе и составляет 75 % численности всех занимающихся, на этапе начальной подготовки - 15 %, на учебно-тренировочном этапе -7,5 %, на этапе спортивного совершенствования - 1,5 % и этапе высшего спортивного мастерства - 1 %.

Важным показателем работы учреждений спортивно-адаптивной направленности является количество подготовленных спортсменов-разрядников (табл. 4).

Анализ таблицы 4 показал, что в 2014 году спортсмены с ограниченными возможностями, выполнившие норматив заслуженного мастера спорта, составили 0,8 %, норматив мастера спорта международного класса - 0,8 %, мастера спорта - 2,3 %, кандидата в мастера спорта - 9,4 %, I разряда - 9 % и других массовых разрядов - 77,7 %.

Кроме того, из таблицы 4 видно, что по численности занимающихся больше всего занято лиц с ограниченными возможностями в спорте глухих (3545 чел.) и спорте лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (2929 чел.).

Обобщая данные таблиц 3 и 4, можно сделать заключение о том, что наиболее активно занимались адаптивным спортом лица с поражением опорно-двигательного аппарата, затем лица с нарушениями слуха, затем лица с нарушениями зрения, и менее вовлечены

в занятия адаптивным спортом лица с интеллектуальными нарушениями. Такое ранжирование спортсменов разных нозологических групп связано, прежде всего, с количеством культивируемых видов спорта у этих групп.

Аналогичная закономерность прослеживается в количестве соревнований, в которых принимали участие спортсмены разных нозологических групп. Так, для спорта лиц с интеллектуальными нарушениями в Едином календарном плане межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий для сборных команд России в

2011 г. было проведено всего 36 мероприятий, в 2012 г.

- 38 мероприятий, в 2013 г. - 31 мероприятие, в 2014 г.

- 38 мероприятий [3].

За период с 2011 г. по 2014 г. для сборных команд страны было проведено:

- для спорта слепых в 2011 г. - 141 мероприятие, в

2012 г. - 119 мероприятий, в 2013 г. - 130 мероприятий, в 2014 г. - 138 мероприятий;

- для спорта глухих в 2011 г. - 186 мероприятий, в 2012 г. - 166 мероприятий, в 2013 г. - 190 мероприятий, в 2014 г. - 167 мероприятий;

- для спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата в 2011 г. - 327 мероприятий, в 2012 г. -313 мероприятий, в 2013 г. - 256 мероприятий, в 2014 г.

- 391 мероприятие.

На 2015 г. в Едином календарном плане межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий для сборных команд России увеличено количество мероприятий для спорта лиц с интеллектуальными нарушениями до 74, для спорта слепых - до 145, для спорта глухих - до 183, для спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата - до 394.

выводы. Известно, что развитие адаптивного спорта высших достижений целиком и полностью опирается на адаптивный детско-юношеский спорт. Поэтому во всех регионах России увеличение числа занимающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, должно осуществляться за счет привлечения всех возрастных групп и без предварительного отбора в физ-

Категории спортсменов-инвалидов Годы ЗМС МСМК и гроссмейстер России МС КМС 1 разряд Массовые разряды всего

Интеллектуальные нарушения 2012 2 2 5 50 135 1059 1253

2014 0 1 3 14 46 1636 1699

Нарушения зрения 2012 9 4 14 60 98 875 1060

2014 12 10 8 113 125 812 1080

Нарушения слуха 2012 26 22 98 331 340 2032 2849

2014 22 21 70 434 445 2553 3545

Нарушения опорно-двигательного аппарата 2012 31 20 93 234 233 1891 2502

2014 36 39 140 315 222 2177 2929

Таблица 4

Численность лиц с ограниченными возможностями, выполнивших квалификационные нормативы

(2012 и 2014 г.)

культурно-оздоровительную и спортивно-массовую деятельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом тенденции развития адаптивного спорта в России позитивны. Задачи развития адаптивного спорта рассматриваются на всех уровнях государственной власти, удаляется повышенное внимание в целом ряде регионов, увеличиваются количество видов адаптивного спорта, число спортсменов высшего спортивного мастерства, количество специализированных адаптивно-спортивных школ, центров подготовки паралим-пийцев и сурдлимпийцев, количество проводимых соревнований. Результатом такого развития являются лидирующие позиции российских спортсменов с ограниченными возможностями на соревнованиях Паралимпийских, Сурдлимпийских игр и Специальной олимпиады.

Следует отметить, что к Паралимпийским играм 2016 года в Рио-де-Жанейро необходимо увеличить количество спортсменов, способных бороться за медали в большом количестве дисциплин, особенно ме-далеёмких: легкой атлетике, плавании, велоспорте, настольном теннисе, пауэрлифтинге, дзюдо, пулевой стрельбе, фехтовании и стрельбе из лука. Нашим спортсменам необходимо принять участие в соревнованиях по баскетболу на колясках, бочча, волейболу сидя (женщины), гандболу, конному спорту, парусному спорту, регби на колясках, теннисе на колясках, футболе 5x5, в которых на Паралимпиаде в Лондоне они не принимали участие.

Необходимо усилить развитие спорта для лиц с интеллектуальными нарушениями, в котором ожидается расширение спортивных дисциплин в программе летних Паралимпийских игр.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Винник Джозеф П. Адаптивное физическое воспитания и спорт. - К.: Олимп. лит., 2010. - 608 с.

2. Брискин Ю. А. Адаптивный спорт / Ю. А. Брискин, С. П. Евсеев, А. В. Передерий. - М.: Советский спорт, 2010. - 316 с.

3. Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий для сборных команд России на 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 годы // Сайт Министерства спорта РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/sport/

4. Методические рекомендации по развитию адап-

тивной физической культуры и спорта в субъ-

ектах Российской Федерации и на территории

муниципальных образований с учетом лучших по-

ложительных практик субъектов Российской Федерации и международного опыта // Сайт Министерства спорта РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/sport/physical-сЫШгеМа^кЬ^кауа-т)7/

5. Никифорова О. Н. Влияние адаптивного спорта на социальную интеграцию и адаптацию детей с ограниченными возможностями / О. Н. Никифорова, Д. Е. Никифоров // Физическая культура, спорт - наука и практика. - № 2. - 2015. - С. 70-75.

6. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2181-р Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 - 2015 гг. Система ГАРАНТ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70269216/#ixzz3W517dvv9

7. Российский статистический ежегодник - 2014 // Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. gks.ru/bgd/regl/b12_13/Main.htm (дата обращения 30.03.2015).

8. Сводный отчет 3-АФК «Сведения об адаптивной физической культуре и спорте» за 2012 год // Сайт Министерства спорта РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/sport/physical-сЫШгеМа^^сЬ^кауа-т)7/

9. Сводный отчет 3-АФК «Сведения об адаптивной физической культуре и спорте» за 2014 год // Сайт Министерства спорта РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/sport/physical-сЫШгеМа^^сЬ^кауа-т)7/

10. Совещание о мерах по созданию условий для занятий физической культурой и спортом инвалидов и развитию паралимпийских, сурдлимпийских видов спорта 25 июня 2013 года // Сайт Председателя правительства РФ Д. А. Медведева [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://da-medvedev.ru/news/ ^^1/24441/

11. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года // Сайт Министерства спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/documents/ ministry-orders/1830/?sphrase_id=28057 (дата обращения 30.03.2015).

12. Суслов Ф. П. Современная система спортивной подготовки / Ф. П. Суслов, В. Л. Сыч, Б. Н. Шустин. - М.: СААМ, 1995. - 448 с.

13. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы»/ / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sport-fcp.ru (дата обращения 30.03.2015).

14. Чешихина В. В. Исследование основных проблем подготовки спортсменов с ограниченными возможностями / В. В. Чешихина, В. В. Селезнев, В. А. Чешихин // Теория и практика физической культуры. - № 3. -2015. - С. 70-74.

DEVELOPMENT OF ADAPTIVE SPORT IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE (STATISTICAL ANALYSIS)

O. N. Nikiforova, the candidate of pedagogical Sciences, associate Professor V. V. Cheshikina, doctor of pedagogical Sciences, Professor

Federal STATE budgetary educational institution "Russian state agrarian University - MTAA named after K. A. Timiryazev", Moscow.

Contact information for correspondence: 143898, Russia, Moscow region, Rail, Zhilgorodok str., 5A, apt 9; e-mail: olganikiforova2014@yandex.ru

The article discusses the development of adaptive sport in the Russian Federation in accordance with the target indicators of public programs, which consist in the number of disabled people regularly engaged in physical culture and sports, the number of sports-adaptive institutions and their availability. The article also presents data on the number of athletes with disabilities at various stages of preparation and fulfilling the qualifying standards in the various areas of adaptive sports and analyzes data on the number of coaches providing sports training for people with disabilities.

The aim of the study was to investigate the development of adaptive sport in the Russian Federation on the basis of statistical data analysis.

It is revealed that overall trends in the development of adaptive sports in Russia is positive. Problems of development of adaptive sport are considered at all levels of government, increased attention in a number of regions, increases the number of types of adaptive sports, an increasing number of athletes of the highest sports skill, the number of specialized adaptive sports schools, training centers Paralympic and deaf athletes, increasing the number of competitions.

For the Paralympic games 2016 in Rio de Janeiro it is necessary to increase the number of athletes able to compete for medals in a large number of disciplines, especially medulienka - athletics, swimming, Cycling, table tennis, powerlifting, judo, shooting, fencing and archery. Our athletes need to participate in the competitions in wheelchair basketball, boccia, sitting volleyball (women), handball, equestrian, sailing, wheelchair Rugby, wheelchair tennis, football 5x5, in which at the Paralympics in London did not take part.

Key words: adaptive sports, government programs, the number involved, establishment of adaptive sports, athletes from different nosological groups.

References

1. VinnikDzhozef P. Adaptivnoefizicheskoevospitaniyai sport [Adaptive physical education and sport]. Kiev, Olimpiys-kayaliteratura, 2010, 608 p. (in Russian).

2. Briskin Yu. A., Evseev S. P., Perederiy A. V. Adaptivnyy sport [Adaptive sports]. Moscow, Soviet sport, 2010, 316 p. (in Russian).

3. Edinyikalendarnyi plan mezhregional'nykh, vserossiis-kikhimezhdunarodnykhfizkul'turnykhmeropriiatiiispor tivnykhmeropriiatiidliasbornykhkomandRossiina 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 [SaitMinisterstvasporta RF]. Available at: http://www.minsport.gov.ru/sport/physi-cal-culture/statisticheskaya-inf/(in Russian).

4. Metodicheskierekomendatsiiporazvitiiuadap-tivnoifizicheskoikul'turyisporta v sub"ektakhRossiiskoi Federatsiiinaterritoriimunitsipal'nykhobrazovanii s uc-hetomluchshikhpolozhitel'nykhpraktiksub"ektovRossii skoiFederatsiiimezhdunarodnogoopyta [SaitMinisterstvasporta RF]. Available at:http://www.minsport.gov.ru/ sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/(in Russian).

5. Nikiforova O. N., Nikiforov D. E. The impact of adaptive sports on social integration and adaptation of children with disabilities Fizicheskayakul'tura, sport - naukaiprak-tika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2015, no 2, pp. 70-75 (in Russian).

6. RasporiazheniePravitel'stva RF ot 26 noiabria 2012 g. N 2181-r Ob utverzhdeniigosudarstvennoiprogrammy RF «Dostupnaiasreda» na 2011 - 2015 gg. Sistema GARANT [The decree of the RF Government dated 26 November 2012 N 2181-R On approval of the state program of the Russian Federation "Accessible environment" for 2011 -2015. System GARANT]. Available at: http://base.garant. ru/70269216/#ixzz3W517dvv9 (in Russian).

7. «Rossiiskiistatisticheskiiezhegodnik - 2014» SaitFederal' noisluzhbygosudarstvennoistatistiki ["Russian statistical Yearbook - 2014" // the Website of the Federal service of state statistics]. Available at: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b12_13/Main.htm (Accessed 30.03.2015) (in Russian).

8. Svodnyiotchet 3-AFK «Svedeniiaobadaptivnoifizichesk oikul'tureisporte» za 2012 god. SaitMinisterstvasporta RF [Summary report 3-AFC "Information about adaptive physical culture and sport" for the year 2012 // the Website of the Ministry of sports of Russia]. Available at: http://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/ statisticheskaya-inf/ (in Russian).

9. Svodnyiotchet 3-AFK «Svedeniiaobadaptivnoifizichesk oikul'tureisporte» za 2014 god. SaitMinisterstvasporta RF [Summary report 3-AFC "Information about adaptive physical culture and sport" for the year 2014 // the Website of the Ministry of sports of Russia]. Available at: http://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/ statisticheskaya-inf/ (in Russian).

10. Soveshchanie o merakhposozdaniiuusloviidliazaniatiifi zicheskoikul'turoiisportominvalidovirazvitiiuparalimpiis

kikh, surdlimpiiskikhvidovsporta 25 iiunia 2013 goda // SaitPredsedateliapravitel'stva RF D.A. Medvedeva [The meeting about measures on creation of conditions for physical culture and sports of persons with disabilities and the development of Paralympic, Deaflympic sports June 25, 2013 // the Website of Chairman of Russian government D. A. Medvedev]. Available at: http://da-medve-dev.ru/news/item/24441/ (in Russian).

11. Strategiiarazvitiiafizicheskoikul'turyisportana period do 2020 goda // SaitMinisterstvasportaRossiiskoiFederatsii [Strategy of development of physical culture and sport for the period till 2020// the Ministry of sport of the Russian Federation]. Available at: http://www.minsport. gov.ru/documents/ministry-orders/1830/?sphrase_ id=28057 (Accessed 30.03.2015) (in Russian).

12. Suslov F. P., Sych V. L., Shustin B. N. Sovremennaiasiste-masportivnoipodgotovki [Modern system of sports training] . Moscow, SAAM, 1995, 448 p.

13. Federal'naiatselevaiaprogramma «Razvitiefizicheskoikul 'turyisporta v RossiiskoiFederatsiina 2006 - 2015 gody» [Federal target program "Development of physical culture and sports in the Russian Federation on 2006 -2015"]. Available at: http://www.sport-fcp.ru (Accessed 30.03.2015)(in Russian).

14. Cheshikina V. V., Seleznev V. V., Chechikhin V. A. Investigation of the basic problems in the training of athletes with disabilities. Teoriiaipraktikafizicheskoikul'tury\Theo ry and practice of physical culture]. 2015, no 3, pp. 70-74 (in Russian).

УДК 378.037.1

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРИОРИТЕТНОГО УЧЕТА ОСОБЕННОСТЕЙ ДИНАМИКИ И ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАТИВНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

С. М. Ахметов, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»,

А. С. Милентьев, методист-инструктор, Институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации, г. Новосибирск,

Р. С. Ахметов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры тактики специальной подготовки, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации». Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail:doc@kgufkst.ru

На основе многолетней аналитической и экспериментальной работы сформирована дидактическая модель процесса физической подготовки студентов многопрофильных вузов. Структура разработанной модели содержит пять компонентов, отражающих сущностные характеристики целостного педагогического процесса. Проективный компонент содержит формулировки главной целевой установки учебно-воспитательного процесса, его задачи и ожидаемые итоговые результаты. Компе-тентностный компонент харак-

теризуется тематикой занятий по повышению профессиональной квалификации педагогов кафедр физического воспитания вузов, соответствующей составу профессиональных компетенций, которые отражены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Содержательный компонент отражает основные средства, используемые в процессе физического воспитания студентов. В технологическом компоненте представлены разработанные рекомендации по методике развития основных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.